Интеграция: поиск компромисса необходимо продолжить
Александр Фадеев
7 марта в Минске прошло очередное заседание Совета
министров Союзного государства. В повестке дня заседания было 15 вопросов.
Михаил Фрадков со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским обсудили итоги
исполнения предыдущих решений Совета министров и прогноз
социально-экономического развития Союзного государства на 2006 год и параметры
прогноза до 2008 года. Естественно, в центре переговоров была и проблема
торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии, поскольку объемы
двусторонней торговли в течение 2005 года существенно упали, а доступ российских
товаров на белорусский рынок административно ограничивался белорусской стороной
по 37 позициям. На 10% за последние два года снизилась (до 48%) доля
России во внешней торговле Белоруссии.
Не удалось двум руководителям правительств полностью
согласовать вопрос о балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного
государства до 2020 года. Подписанный в рамках визита документ был составлен с
изъятиями (по нефти).
О выборах президента Белоруссии шла речь на встрече
премьер-министра Михаила Фрадкова с президентом РБ Александром Лукашенко.
Фрадков, в частности, заявил, что нет никаких сомнений в том, что народ
Белоруссии 19 марта сделает правильный выбор, и этот выбор укрепит
сотрудничество и союз двух государств. И хотя российский премьер высказал мнение
о том, что отношения между Россией и Белоруссией развиваются поступательно, с
хорошей динамикой, все же очевидное отсутствие значимых результатов в
строительстве Союзного государства не может не тревожить.
Следует подчеркнуть, что реальные шаги в целях интеграции
с Россией не предусмотрены в предвыборных программах всех основных кандидатов в
президенты, включая Александра Лукашенко.
Действующий президент предпочел сделать акцент на том,
что белорусский народ впервые в своей истории создал суверенное и экономически
независимое государство - Республику Белоруссия. По словам Лукашенко сегодня
суверенитет Белоруссии – высшая ценность государства, реальный фактор мировой
политики, который никто не может игнорировать.
Глава белорусского государства накануне выборов
декларировал следующую формулу внешней политики республики на восточном и
юго-восточном направлениях: Россия - это братская, дружественная страна, так же
как и Украина, но это другие государства. Интересно, что союзнические отношения
с Россией Александр Лукашенко поставил в один ряд с развитием сотрудничества с
«южной сестрой – нашей братской Украиной». То, что белорусский лидер поставил на
одну доску Россию, последовательно демонстрирующую приверженность формированию
Союзного государства и предложившую ЕЭП, и Киев, рвущийся в НАТО и ЕС,
разваливший с приходом к власти Ющенко в самом начале процесс создания единого
экономического пространства «четырех», весьма симптоматично. Впрочем, и
Лукашенко об этом проговорился на третьем Всебелорусском собрании, интеграция с
этими двумя государствами-соседями Белоруссии важна, прежде всего, в ее
экономическом, рыночном разрезе, поскольку и Украина и Россия представляют собой
лишь «огромнейшие рынки» для белорусской продукции.
Два оппозиционных кандидата, которые, как представляется,
вообще не имеют какой-либо внятной стратегии внешней политики, предпочли лишь
вскользь коснуться перспектив развития отношений с Россией. И Александр Козулин
и Александр Милинкевич ограничились замечанием о том, что они выступают за
дружбу с Россией. Правда, лидер БСДП Козулин призвал дружить с восточной
соседкой по-честному, а вот «беспартийный» Милинкевич пожелал независимой
Белоруссии одновременно дружить и с Россией, и с Западом.
Таким образом, даже с победой на выборах действующего
президента РБ нового мощного импульса в интеграции Белоруссии и России ждать при
существующем отношении Минска к этой проблеме не приходится. В ближайшей
перспективе, скорее всего, не удастся выйти на Конституционный акт Союзного
государства, устраивающей обе стороны, а также ввести единую валюту и провести
выборы в союзный парламент.
Между тем, вряд ли продуктивным будет со стороны России
стремиться сразу достичь главных целей в союзном строительстве. И уж совсем не
следует, констатировав наличие интеграционного тупика, отказываться в связи с
этим от движения по объединению с Белоруссией. Более целесообразным, на наш
взгляд, выглядит поиск политического компромисса с правящим классом
Белоруссии.
На первом этапе достижение такого компромисса могло бы
основываться на выявлении и признании (пусть всего нескольких) сфер общих
интересов национальных государственных элит. Наиболее явственной и
значимой для обоих государств здесь выступает область обороны и обеспечения
безопасности.
Другими перспективными областями тесного взаимодействия,
и это рано или поздно поймут в Минске, объективно являются внешняя и финансовая
политика. Передав проблемы обороны, обеспечения государственной безопасности, и
тесно связанные с ними вопросы осуществления внешней и финансовой политики в
ведение объединенных, постоянно действующих союзных структур под единым
руководством, Россия и Белоруссия могли бы на первом этапе объединения
оставаться по всем остальным параметрам суверенными, равноправными и
независимыми в плане внутренней политики государствами.
При таком сценарии интеграции предполагается параллельное
развитие конституционализма, сохраняется в главных чертах структура национальных
институциональных органов, прежде всего, представительных. Это позволяет на
предварительном этапе уйти от наиболее болезненных (и пока вряд ли разрешимых)
проблем разработки Конституционного акта и порядка избрания, полномочий союзного
парламента, а также вопросов формирования и компетенции наднационального
правительства. Главное – в обоих государствах не надо будет срочно менять
национальные конституции (они будут лишь дополнены соответствующими статьями,
позволяющими функционировать объединенным структурам) и государственный строй (с
избираемой и полномочной президентской властью, законодательными,
представительными органами и судебными инстанциями).
Национальные государства сохранят в своем ведении полное
распоряжение хозяйственными комплексами, собственность на недра, ресурсы и
средства производства, управление социальной сферой, развитием культуры и
образования. В полном ведении национальных государств останутся территориальные
воинские образования, полиция.
А вот интеграция в экономической и торговой областях
России и Белоруссии представляется как поле гибкого и подвижного взаимодействия,
где общими, помимо валюты и таможенного пространства, могут быть системы
транспорта и связи. Вместе с тем, именно в рамках экономического и
торгового сотрудничества, где наличествует естественная конкуренция,
следует предусмотреть порядок, при котором будет соблюдаться принцип
потенциального пересмотра или отказа через определенный временной отрезок от
предшествующих договоренностей.
|