Государство для народа
Тезисы
доклада президента Белоруссии А.Г.Лукашенко на третьем Всебелорусском народном
собрании
Уважаемые участники третьего Всебелорусского народного
собрания!
Впервые за многовековую историю наш народ создал
суверенное государство - Республику Беларусь. Сегодня наш суверенитет - реальный
фактор мировой политики. Фактор, который уже никто не может игнорировать.
Мы сумели сделать нашу страну не только суверенной, но и
экономически независимой, что гораздо сложнее. У нас сохранена и приумножена
общенародная собственность. Наша экономика развивается не за счет чьих-то
подачек, а за счет нашего собственного труда. У нас сохранена и приумножена
такая общенародная собственность, которая позволяет защитить наш народ.
Сегодня мы живем в стабильной, благополучной,
цивилизованной стране. У нас сильная экономика, развитые наука и культура, одна
из лучших в мире система образования. Полностью обеспечена национальная
безопасность. Мы научились решать сложные задачи, воплощать крупные проекты,
научились работать результативно, плодотворно, качественно.
С удовлетворением докладываю высокому собранию: страна
выполнила важнейшие показатели Программы социально-экономического развития
республики на 2001 - 2005 годы XXI века. Всё, о чем мы договаривались на втором
Всебелорусском народном собрании, реализовано и воплощено в жизнь.
Выработанный нами курс развития страны оказался
правильным. Подтверждение этому - высокие темпы экономического роста, которые
вот уже более десяти лет демонстрирует наша экономика. Сравните: семь с
половиной процентов нашего ежегодного прироста валового внутреннего продукта за
прошедшую пятилетку против трех с половиной процентов среднемирового. Западные
теоретики никак не могут объяснить причин этого успеха. Никак не укладывается
это в их "демократическую" схему.
А причины просты. Мы не разбазарили народное богатство,
не влезли в обременительные долги. Идя от жизни, мы выработали свою собственную
модель развития, основанную на взвешенных, продуманных, эволюционных
преобразованиях. Без обвальной приватизации и "шоковой терапии". С сохранением
всего лучшего, что ранее мы имели в нашей экономике и наших традициях. Но
одновременно мы учились работать в новых, рыночных условиях, используя весь
мировой опыт, учитывая современные тенденции мировой экономики.
Сильная государственная власть, сильная социальная
политика и опора на народ - вот и весь секрет наших успехов. Мы не допустили
резкого социального расслоения населения. Отношение доходов самых богатых
жителей к доходам самых малообеспеченных составляет у нас всего 5:1, что
характеризует высокий уровень социальной справедливости.
У нас нет организованной преступности и бьющей в глаза
коррупции. Мы устранили как экономические, так и политические причины социальных
потрясений. Управленческая "вертикаль" позволяет нам концентрировать ресурсы на
главных направлениях развития, принимать и эффективно реализовывать
государственные решения.
Белорусский народ на своем опыте осознал, что за
революцией (все равно, какого она цвета) нет никакой силы, кроме темной. Именно
поэтому он поддержал политику постепенных преобразований и твердых социальных
гарантий, мир и порядок в стране, дисциплину на производстве и сильную,
эффективную власть. Власть, которая смогла создать условия для достойной жизни и
спокойной работы. Это - выбор мудрого народа. Это - исторический выбор
Беларуси.
Среднемесячная заработная плата в реальном исчислении
выросла за пятилетку до 562 тысяч рублей, что соответствует 261 доллару США.
Средний размер пенсий увеличился более чем в три раза и составил к концу 2005
года 98, а сегодня - 107 долларов. Обеспечено существенное повышение уровня
социально-трудовых гарантий, и прежде всего минимальной зарплаты. За пятилетку
количество малообеспеченных граждан уменьшилось вдвое. Важно, что увеличилась не
только зарплата, но и ее покупательная способность.
Даже самый пристрастный наблюдатель вынужден признать,
что жизненный уровень нашего населения в последние годы значительно повысился.
Изменилась к лучшему структура потребительских расходов. Доля расходов на
покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов семьи
снизилась за пять лет с 60 до 45 процентов. Это значит, что сегодня большую
часть заработанных денег люди имеют возможность направлять на строительство
жилья, покупку дорогостоящих бытовых приборов, автомобилей, техники, отдых,
развлечения и другие нужды.
И меня удивляют некоторые заявления по поводу заработной
платы в 250 долларов. Я еще раз подчеркиваю - это в среднем. Это значит, кто-то
сегодня имеет 100 долларов, 150, 50. А тот, кто не работает, может, и вообще не
имеет. Но есть люди, которые имеют и 500, и 600, и 1.000, и больше.
В результате роста доходов улучшились качество и рацион
питания. Стали в 1,3 раза больше потреблять овощей, в 1,8 раза - фруктов, почти
в 2 раза - рыбы и морепродуктов. В общем, можно сказать, что мы вытащили страну
из нищенского существования.
Сколько бы ни было у нас средств, львиную долю, больше,
чем любая страна Содружества Независимых Государств, страны Восточной Европы,
наше государство отдает на социально-культурные нужды. Мы в отличие от
большинства постсоветских государств не только сохранили, но и укрепили систему
государственной социальной поддержки различных категорий населения. Сегодня у
нас выплачивается 10 видов различных социальных пособий. Реализуются
государственные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям,
инвалидам. Мы предоставляем разностороннюю помощь социально уязвимым категориям
граждан, в том числе проживающим в самых отдаленных населенных пунктах.
Беларусь оказалась единственной из бывших республик
Советского Союза, которая не допустила ухудшения здравоохранения. Объем
предоставляемых медицинских услуг в расчете на 1.000 жителей у нас на 30
процентов выше, чем в Украине, и на 20 процентов выше, чем в России. По такому
крайне чувствительному показателю, как коэффициент детской смертности, мы
находимся на уровне самых высокоразвитых стран мира. Государство целенаправленно
вкладывает огромные средства для того, чтобы сделать медицинское обслуживание
качественным и доступным для всех наших граждан, в какой бы местности или
регионе они ни жили.
Валовой внутренний продукт за прошедшие пять лет вырос
больше чем на 43 процента. Это невиданные темпы! Если в Европе ВВП возрастал в
период с 2000 года до 2004 года в среднем на 1,7 процента в год, в США - на 2,8
процента, в Японии - на 1,9 процента, то в Беларуси в прошлом году этот
показатель достиг почти 10 процентов. Объем промышленного производства
потребительских товаров в стране за пять лет был увеличен в полтора раза.
Конечно, надо понимать, что в упомянутых странах прирост идет совсем от другого
базового уровня. Тем не менее это хорошие результаты. И более того, надо
понимать, что и у нас уже базовый уровень не начала 1990-х годов и не середины,
когда мы "обвалились". Мы первыми среди республик бывшего Советского Союза
превзошли уровень самого высокого в советский период 1990 года. А тогда были
высочайшие темпы развития нашей республики. В Советском Союзе мы имели самые
высокие темпы развития. Мы его превзошли и сегодня прирастаем к тому высокому
уровню.
Однако не надо слишком обольщаться. Ведь львиную долю в
валовой внутренний продукт внесло сравнительно небольшое число наших ведущих
предприятий. Но сколько предприятий еще "сидят" на дотации государства и никак
не могут подняться с колен! А это ведь не только вопрос экономики. Это и
социальный, и, если хотите, политический вопрос. Какое настроение сегодня может
быть у людей в малых городах и поселках, если градообразующее предприятие не в
состоянии выплатить людям зарплату?
В целом наша экономическая стратегия, предусматривающая
активное участие государства в управлении экономикой, оказалась правильной. И мы
не намерены отказываться от наработанного опыта, от сложившейся системы. Другое
дело, что нам надо постоянно совершенствовать экономические методы работы,
модернизировать экономику, чтобы не допустить закостенения и топтания на
месте.
Последовательная реализация нашей стратегии позволила не
только обеспечить стабильный рост валового внутреннего продукта, но и укрепить
национальную валюту, банковскую систему страны. А это чрезвычайно важно для
успешного развития государства. Мы справились с инфляцией и в результате
получили устойчивый рост объемов банковских вкладов населения и предприятий в
белорусских рублях. Только за прошлый, 2005 год они увеличились на 41 процент.
Сегодня доверие к нашему рублю уже никак не меньше, чем к доллару.
За пять лет капитальные вложения и инвестиции,
направляемые в сельское хозяйство, - за пять лет! - увеличились почти в 4 раза,
в промышленность - в 2 раза, в транспорт - в 2 раза, в жилищное строительство -
почти в 1,5 раза. И это дало свои плоды.
Большую роль в подъеме нашей экономики играет
строительство жилья. В отличие от большинства постсоветских стран, Беларусь не
допустила развала строительного комплекса и сформировала систему государственной
поддержки жилищного строительства. В республике ежегодно на эти цели
направляются значительные финансовые ресурсы, в том числе за счет выделения
льготных кредитов. За пять лет введено в эксплуатацию больше 16 миллионов
квадратных метров общей площади жилья. Притом почти 50 тысяч квартир были
построены в сельской местности. Такого никогда еще не было. По размаху жилищного
строительства страна устойчиво занимает первое место среди стран СНГ.
Неплохие результаты достигнуты в сельском хозяйстве. За
пятилетку рост сельскохозяйственной продукции составил 26 процентов, причем в
общественном секторе - почти 40. Из всех стран Содружества в нашей республике
самый высокий уровень сельскохозяйственного производства на душу населения. В
2005 году в расчете на одного жителя произведено 70 килограммов мяса, получено
575 килограммов молока. Это в два раза больше, чем в России и Украине.
К сожалению, по некоторым показателям мы все-таки не
достигли намеченных рубежей - по удельному весу оплаты труда в валовом
внутреннем продукте, по доле расходов, выделяемых на развитие здравоохранения,
по соотношению зарплаты бюджетной сферы и среднемесячной зарплаты в народном
хозяйстве. Надо прямо сказать, что установленные здесь задания Правительство не
выполнило. И это отставание в следующей пятилетке необходимо, безусловно,
наверстать.
Надо также не забывать, что Беларусь еще существенно
отстает от экономически развитых стран Евросоюза по основным экономическим
показателям: производству ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни людей,
развитию внешнеэкономической деятельности, объемам оказываемых услуг,
производительности труда и, самое главное, материало- и энергоемкости
производства. И тут нечего ссылаться на то, какое нам, видите ли, в 1994 году
досталось наследство. Нельзя все время оглядываться назад. Мы должны
целенаправленно и активно работать, чтобы и наши показатели были не хуже, чем в
самых развитых государствах мира.
Конечно, для достижения поставленных целей нам необходимо
добиться кардинального роста производительности и, главное, качества труда. А
это возможно только при условии внедрения новых, перспективных форм
хозяйствования, более эффективного использования научно-технического потенциала
и повышения заинтересованности работников.
О перспективах социально-экономического развития
Беларуси.
В предстоящий период на первый план выдвигается задача
кардинального повышения качества жизни людей. Мы должны стремиться к тому, чтобы
через пять лет качество жизни наших граждан довести до уровня, сравнимого с
западноевропейским. Реальна ли такая задача? Реальна, если иметь в виду, что
качество жизни - это не только зарплата, но и жилье, образование, доступная
медицинская помощь, детские сады, гарантированные рабочие места, безопасность
граждан и многое другое. По зарплате мы, конечно, еще не сравнимся с Англией и
Германией, но по ряду других параметров мы это должны сделать. Чтобы достичь
поставленной цели, нам надо научиться использовать более действенные подходы,
стремиться к более высокому уровню организации всей нашей деятельности.
Государство по-прежнему должно держать руку на пульсе
жизни общества во всех областях: обеспечивать законность и порядок, стабильность
и спокойствие, безопасность и защиту своих граждан. Оно несет полную
ответственность за состояние экономики и социальной сферы. Но вместе с тем
государство, власть должны все в большей степени открывать возможности для
проявления творческой инициативы и самоуправления.
Нам надо создать более благоприятные условия для развития
мелкого и среднего предпринимательства. Это вопрос не только экономический, но и
политический. Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не
выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу,
в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем
по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в
условиях наступающей глобализации государство не выживет.
Поэтому особое внимание следует уделить развитию рыночной
инфраструктуры, институтов предпринимательства, оптимальному сочетанию
механизмов государственного и рыночного регулирования, совершенствованию системы
налогообложения.
Мы будем всячески способствовать формированию отношений
партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей,
общественными организациями.
Особенно бережно и неустанно будем заботиться о единении
всех граждан нашего общества независимо от национальной и религиозной
принадлежности.
Предстоящий период будет характеризоваться переходом к
ресурсосберегающему типу производства, при котором решающее значение приобретают
не объемы израсходованного металла и затраченной энергии, а человеческий капитал
- наука, образование, информация и творческий труд. Использование новейших
технологий, опережающее развитие наукоемких отраслей, импортозамещающих и
экспортоориентированных производств - вот основные направления, по которым мы
будем двигаться.
Особая роль в новой пятилетке отводится науке. Наука
должна стать питающей средой инноваций, а инновации - основой развития
экономики. Именно эта цепочка: умный, толковый, трудолюбивый и образованный
человек - инновации и благосостояние призвана обеспечить намеченный
социально-экономический рост нашей страны.
Наши экономические ориентиры на пятилетие - это
увеличение валового внутреннего продукта в полтора раза, продукции
промышленности - на 50 процентов, сельского хозяйства - на 40 процентов, объема
реализации услуг населению - на 60 процентов. При этом инфляция должна быть
снижена до уровня не более 5 процентов в год.
Я всегда считал, и практика государственного
строительства в Беларуси это подтвердила, что основа стабильности и динамичного
развития страны - это сильная социальная политика. Поэтому в новой пятилетке
социальным вопросам будет уделяться первостепенное внимание. В соответствии с
намеченным планом через пять лет средние размеры заработной платы и пенсий
должны удвоиться. С учетом инфляции это будет означать повышение реального
уровня доходов населения в полтора раза.
Особое внимание государство уделяет и будет уделять
политике занятости. Эти вопросы также поставлены на жесточайший контроль. Мы
создали государственную службу занятости, систему переподготовки и организации
общественных работ, выплачиваем пособия по безработице, пусть и скромные. Но
главное - мы сохранили общественное производство, крупные, градообразующие
предприятия, коллективные хозяйства на селе, что позволило благодаря растущему
спросу на нашу продукцию обеспечивать новые рабочие места. В настоящее время
уровень безработицы в Беларуси составляет ниже 1,5 процента экономически
активного населения, что значительно ниже, чем не только в государствах
Содружества, но и в большинстве самых развитых стран Европы. Вместе с тем в этой
сфере еще имеется ряд острых проблем, требующих решения. Это прежде всего
безработица среди молодежи и обеспечение занятости в небольших городах.
Надо заниматься уже сегодня рассредоточением
производительных сил в нашей стране и рабочей силы. И это очень важная проблема
для нас. Ее наскоком не решишь, административными методами в том числе. Поэтому
мы будем создавать производства по всей стране. И народ должен быть готов ехать
туда, где есть производство, как бы это непопулярно сегодня ни звучало.
Важнейшие задачи, которые стоят перед нами, - это
повышение рождаемости, снижение смертности и укрепление семьи. Это проблемы
государственной важности. Если хотите, проблемы выживания нашего государства в
будущем. Население нашей страны сокращается, и очень быстро. Примерно 50 тысяч
ежегодно. И если мы не ликвидируем эти "демографические ножницы", не обеспечим
равенства, а лучше - превышения рождаемости над смертностью, Беларусь как
самостоятельное государство потеряет историческую перспективу.
Наряду с проблемой увеличения рождаемости надо принять
самые серьезные меры к сокращению смертности нашего населения, увеличению
средней продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни мужчин у нас на
десять лет меньше, чем в развитых западных странах.
И, конечно, стратегической задачей государства является
обеспечение молодых людей высококачественным образованием, а затем - хорошо
оплачиваемой работой по специальности.
Одним из важнейших приоритетов сферы социальной
ответственности государства является обеспечение общественной безопасности. И
здесь особое значение имеет работа по упреждению негативных явлений. Не зря
мудрые люди говорят: "Наводить порядок надо тогда, когда еще нет смуты". Мы на
эту стабильность в нашем государстве, наведение порядка должны тратить огромные
средства.
Главная особенность развития производственной сферы в
новой пятилетке - это усиление инновационного направления. Сегодня мы имеем
хорошие примеры инновационных проектов. Таких, например, как создание
белорусского спутника Земли, строительство нового здания Национальной
библиотеки, создание комплексной компьютерной системы проектирования в
машиностроении, развитие конкурентоспособных производств в химической и
нефтеперерабатывающей отраслях нашей страны, создание систем управления
Вооруженными Силами и вооружениями. И таких аналогов в мире нет. Сегодня наши
предприятия, работающие на "оборонку", завалены заказами на создание подобных
систем. Потому что только наши предприятия, головным из которых является "Агат",
умеют это делать.
В прошедшей пятилетке мы начали работу по интеграции
науки, образования и производства. Приняты меры по совершенствованию управления
и организации научной сферы в целом и ее центра - Национальной академии наук
Беларуси. И результаты есть.
Я от ученых жду конкретных предложений уже на новом
этапе, имея в виду, что настало время разработать новую долгосрочную стратегию
развития науки под ту роль, которую мы ей отводим. В этом плане мы пока еще
работаем на советских традициях. Сегодня Михаил Владимирович Мясникович уже
"выжал" из нашей Академии наук все, что только возможно. Дальше нужны новые
подходы. Нужно найти эффективные формы интеграции науки с производством и
образованием. Особое внимание следует уделить развитию фирменной науки, то есть
научного потенциала непосредственно на крупных предприятиях и в объединениях.
Это очень важное направление нашей работы.
Мы будем выделять средства, огромные средства на науку,
но не просто выделять: государственная поддержка научных разработок будет
осуществляться по принципу адресного финансирования. В основном она будет
направлена на решение задач рационального использования сырьевых ресурсов,
альтернативных источников энергии, развитие информационных, нано- и
биотехнологий, микроэлектроники, фармакологии и промышленной химии.
В новой пятилетке мы ожидаем значительных результатов от
Парка высоких технологий - белорусской "Силиконовой долины". Этот проект будет
специализироваться на разработке и реализации новых программных продуктов. У нас
есть все условия для того, чтобы Беларусь заняла видное место по этому важному
для современной экономики виду деятельности. Наша страна укрепит свои позиции в
космической области. На основе интеграции ракетно-космических отраслей России и
Беларуси будут созданы новые средства для нужд сельского хозяйства, экологии.
Переход на инновационный путь развития позволит в течение
ближайших 10 лет развивать экономику страны более высокими темпами: 8 - 9
процентов прироста ВВП в год против 5 - 6 процентов в соседних государствах. За
счет этого мы сможем постепенно приблизиться к европейским государствам по
уровню производства валового внутреннего продукта на душу населения.
Стратегическое значение для нашей экономики имеют
энергообеспечение и энергоэффективность. Как известно, Беларусь ввозит все
основные сырьевые и энергетические ресурсы. Это, безусловно, создает немалые
проблемы для нашей страны. Но, в конце концов, многие развитые страны находятся
в подобных условиях. Гораздо хуже другое. У нас на единицу продукции расходуется
ресурсов в 2 раза больше, чем в экономически развитых государствах. Поэтому
уменьшение материало- и энергоемкости производства является для нас жизненно
важной задачей. Ее решение должно обеспечиваться прежде всего высоким
интеллектуальным ресурсом страны.
Нас все время пугают: вот Россия поднимет цены на газ.
Да, поднимет. Мы в этом направлении будем работать, убеждать Российскую
Федерацию, что не боимся роста цен на энергоносители. Мы должны выполнить наши
договоренности о том, чтобы белорусские и российские предприятия работали в
равных условиях. Пусть будет 200 долларов газ стоить, но он должен и для
автозавода КамАЗ, и для Минского автозавода, и в Жодино одинаковым быть. В
противном случае это будет означать, что Российская Федерация выталкивает наши
предприятия недобросовестной конкуренцией с поля деятельности Союзного
государства в экономике. Вот единственно чего мы хотим - чтобы были равные
условия конкуренции.
Россия - это наша братская дружественная страна. Украина
- это наши люди, это наши братья. Но вы должны понимать, что это другие
государства. И зависеть в данном случае в таком объеме по энергоресурсам даже от
братского, но другого государства опасно. Это зависимость, понимаете? Это надо
просить, чтобы не повышали цену, чтобы дали такие объемы, такие балансы. Вы
знаете, ежегодно в начале года, вот я вице-премьера поднял, он едет, терпеливо
выслушивает претензии, упреки, борется за цены и так далее и так далее. Не
научимся получать энергию из собственных источников - будем вечно ползать на
коленях и у кого-то просить эту энергию.
Цены на газ и другие энергоносители в мире растут.
Вырастут, как я уже сказал, и у нас - это объективно. Поэтому важнейшей задачей
государства является обеспечение своей энергетической безопасности, о чем я
говорил, и мы приняли соответствующую программу развития энергетики на 2006 -
2010 годы. В результате реализации намеченных планов энергоемкость ВВП должна
быть снижена на 30 процентов. Для достижения этой цели будут выделены денежные
средства в сумме более 5 миллиардов долларов США.
Возрождение и развитие села.
Земля была и остается одним из главных элементов
национального богатства любого государства. И хотя в ВВП доля сельского
хозяйства составляет примерно 10 процентов, но это очень важная доля. Это наши
продукты питания, это - продовольственная безопасность страны.
Более того, на селе проживает почти треть нашего
населения. Это великие труженики, которые своим трудом кормят не только себя, но
и остальное население страны. Но на селе только за последние пять лет
численность работников уменьшилась более чем на четверть. Сельское население
стареет, молодежь спешит в город. Снижение уровня занятости на селе
сопровождается дефицитом квалифицированной рабочей силы, а не просто рабочей
силы. У нас скоро там будет избыток просто рабочих рук. А нам нужна там
квалифицированная рабочая сила.
Чтобы остановить негативные процессы на селе, наша
программа предусматривает открытие новых производств, развитие гибких форм
трудовых отношений, создание новых рабочих мест на основе кооперации труда между
различными отраслями АПК. Но прежде всего - радикальное улучшение условий жизни
сельчан путем строительства и обновления агрогородков.
Другой важной задачей, предусмотренной госпрограммой
возрождения и развития села, является повышение зарплаты в сельском хозяйстве.
За прошедшую пятилетку зарплата на селе увеличилась более чем в 8 раз и
составила в декабре 2005 года - средняя! - 308 тысяч рублей. Это пока слишком
мало. К 2010 году заработная плата работников села должна быть увеличена как
минимум в два с половиной раза.
На развитие производственной сферы АПК в новой пятилетке
планируется направить около 50 триллионов рублей. Одновременно 14,5 миллиарда
рублей будет направлено на обеспечение социальных нужд села. Так что расходы
немалые. Но мы ожидаем и отдачу. За пять лет производство сельхозпродукции
должно возрасти на 45 процентов. Это много больше, чем было достигнуто за
предыдущие пять лет.
О духовно-культурном развитии общества.
Как и в предыдущий период, особое внимание будем уделять
сохранению и развитию духовно-культурной сферы общества, совершенствованию
идеологической работы. Эти тонкие материи не дают непосредственного вклада в
экономику, но именно они определяют климат в нашем обществе, обеспечивают его
единство и целостность.
Стержнем идеологии белорусского государства являются
социальная справедливость и патриотизм. Свободное развитие личности, ее
социально-политическая активность реализуются только в условиях справедливости,
когда интересы общества, коллектива и человека максимально приближены, а
основной задачей государства является развитие человека как самой большой
ценности нашего общества.
Но надо иметь в виду: духовные ценности не могут быть
внедрены насильно, как говорится, "сверху". Национальная идея должна
основываться на осознании народом своей государственности и первичности
национальных интересов. А такое осознание вырабатывается всем ходом жизни
человека.
Националисты тоже ратуют за свою Родину и свой народ. Но
они понимают это слишком узко, националистически, а национализм для нашего
народа абсолютно неприемлем. Потому что мы по духу самый интернациональный
народ. Потому что мы живем, в конце концов, в таких условиях, что мы обязаны
быть интернациональными. И мы стали такими, впитав в себя основные черты
интернационализма.
Уровень развития человеческого потенциала страны
оценивается в первую очередь качеством образования. Приоритетами образования на
предстоящую пятилетку будут широкое развитие дошкольного и повышение качества
среднего образования, в том числе на селе. Создание системы взаимодействия
учреждений профессионального образования с производством. Дальнейшее укрепление
связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.
Нам надо новые учебники, хорошие учебники. Мы взялись за
создание этих учебников, и прежде всего там, где наши националисты потоптались,
- в истории, особенно по русскому языку и так далее. Это наш русский язык, мы
туда душу вложили не меньше, чем русские, украинцы. Мы все создавали современный
русский язык. Поэтому когда у нас стал вопрос о двуязычии, это никакое не
двуязычие. Это наш русский язык. И мы его вторым языком определили,
государственным языком. Подавляющее большинство населения уважает, любит и
говорит на этом языке. Поэтому нам надо создавать новые учебники, но не те,
которые были в советские времена, а с учетом лучшего, на порядок выше и лучше.
Вот в этом реформа будет заключаться в школе.
За минувшую пятилетку мы увеличили расходы на образование
в полтора раза. В 2005 году они составили 6,6 процента ВВП. Это даже больше, чем
в таких странах, как США, Германия, которые тратят на эти цели чуть больше 5
процентов. Но важны не только затраты и количество студентов, но и качество
обучения. В последние годы мы слишком зареформировались и со школой, и с высшим
образованием. И я только что сказал, что реформа на этом закончена. Дошлифуем,
приведем все в порядок и 5 лет будем отрабатывать по этой системе образования,
убирая то, что нам мешает, и дорабатывая там, где мы увидим, как что-то не
приспосабливается, топорщится в жизни. А вот программы, о которых я сказал,
учебники, квалифицированные, преданные своему делу преподаватели - это главное.
И, конечно, материальное обеспечение.
В новой пятилетке особое внимание будем уделять
сохранению историко-культурного наследия, созданию эстетических ценностей,
развитию народных талантов - это залог духовного здоровья общества. Мы будем
всемерно помогать учреждениям культуры, ориентированным на развитие народного
творчества и промыслов.
Беларусь - это место, где нет межэтнических и религиозных
конфликтов и столкновений. Мудрость народа, ответственная государственная
политика оградили людей от этой страшной беды. У нас дружно живут белорусы и
русские, украинцы и поляки, евреи и татары, литовцы, узбеки, казахи, эстонцы...
Наша страна стала родным домом для многих сотен семей со всего постсоветского
пространства.
Нам очень важно и дальше поддерживать партнерские
взаимоотношения государства со всеми традиционными религиозными организациями. И
православная, и католическая, и мусульманская, и иудейская, и протестантская
религии - все они приняты в нашем обществе и пользуются покровительством
государства. Все они сегодня помогают воспитанию у граждан высоких моральных
принципов, прививают любовь к Родине, способствуют поддержанию гражданского мира
и согласия. И мы благодарны нашим ведущим религиозным конфессиям, и прежде всего
православной, за их очень полезную деятельность по сплочению белорусского
народа.
Элитой любого общества является интеллигенция. Именно она
концентрирует в себе основной интеллектуальный потенциал и ей принадлежит
огромная роль в решении задач социально-экономического и культурного
строительства. Помня об этом, мы постарались укрепить материальный и
общественный статус интеллигенции. Решены принципиальные вопросы обеспечения
работников сферы культуры, науки, образования, медицины жильем и стабильной
зарплатой.
Об управленческой системе.
Очень важным направлением нашей работы является
совершенствование государственной системы управления. Как уже говорилось, за
истекшие 10 лет мы выработали свою, белорусскую модель развития общества.
Формула "для того, чтобы завтра стало лучше, надо сегодня сделать хуже" нам не
подходит. Наш принцип: "Не ломать ради радужного будущего то, что досталось нам
от прошлого, а умело использовать прежние достижения". При этом на любом этапе
нашего движения жизнь людей должна улучшаться. Ни в коем случае не ухудшаться,
какие бы новомодные теории этого не требовали.
Но, оставаясь в рамках нашей белорусской модели, мы
сегодня должны думать о ее дальнейшем совершенствовании, о развитии методов
управления экономикой и наших общественных отношений. Почему? Потому что
изменились условия, государство обрело стабильность, постепенно меняется
сознание людей и самое главное - меняется мир, и мы не можем отстать от этих
изменений.
Пора уходить от чрезвычайщины, от "ручного управления"
экономикой и обществом. Использовать подходы, предусматривающие более широкое
развитие инициативы и самостоятельности. Государству надо смещать акцент с
административных методов управления предприятиями и отраслями на
экономические.
Новый этап государственного строительства на предстоящую
перспективу будет проходить под лозунгом "Государство для народа, для человека".
Основной путь здесь - дебюрократизация. То есть такие методы, которые позволили
бы упростить процедуру рассмотрения вопросов, ускорить принятие решений и
приблизить власть к простому человеку, сделать ее работу более прозрачной и
понятной для народа, что мы уже начали делать.
Устойчивое государство не может опираться только на
власть. Как говорил еще Конфуций, "без доверия народа никакая власть устоять не
может". Поэтому очень важно, чтобы в государстве все большую роль играли такие
структуры гражданского общества, как местные советы, профсоюзы, молодежные и
ветеранские организации.
Надо приветствовать развитие политических партий. Это
тоже структуры гражданского общества, и они нужны для нормального
демократического процесса в стране. Другое дело, что партии, движения или
общественные объединения должны работать на конструктивной основе, в рамках
Конституции и Закона и на страну, и на народ. Они вправе и должны отражать
различные точки зрения нашего населения по разным проблемам общественного
развития. Но при этом они должны опираться только на свой народ, а не на
заокеанских "кукловодов". Что это за оппозиция, если она содержится на деньги
Запада? Чьи интересы она представляет? Своего народа? Как бы не так! Хорошо
известно: кто платит, тот и музыку заказывает.
О национальной безопасности и внешней политике.
С началом третьего тысячелетия мир, к сожалению, не стал
безопаснее. Сила продолжает играть существенную, если не главную роль в
международной политике. Несмотря на уроки прошлого, и сегодня еще живы идеи о
мировом господстве. Применяя военную силу, Соединенные Штаты и НАТО меньше всего
озабочены соблюдением норм международного права и прав человека. Главное -
собственные интересы и собственное мнение, а реально - мнение американского
руководства. Пошли разного рода революции, разных цветов по бывшим республикам
Советского Союза, тоже при поддержке этих "демократических" государств.
В наше время ни одно государство мира не в состоянии
гарантировать свою военную безопасность только за счет собственных вооруженных
сил. Отсюда и стремление к созданию блоков, коалиций и союзов. Мы - не
исключение. У нас есть сильный в военном и экономическом отношении союзник -
наша Россия. Ни для кого не секрет, что у нас с Россией имеются совместные
программы и планы, направленные на обеспечение военной безопасности нашего
Союза. Но, работая над созданием и обеспечением функционирования совместной
военной группировки, мы ни на минуту не забываем о проблемах собственной
белорусской армии, которая является основным гарантом суверенитета и
независимости нашего государства, оплотом западных рубежей нашего Союза с
Россией.
Повысился уровень подготовки войск. Качественно меняются
их состояние и оснащенность. Проведен комплекс мероприятий по созданию системы
обороны государства. Могу с уверенностью сказать, что Вооруженные Силы
Республики Беларусь, несмотря на имеющиеся еще в них недостатки, адекватны новым
вызовам и угрозам XXI века. Вместе с нашей Россией наши Вооруженные Силы
обеспечивают нерушимость границ нашего Союза и способны сдержать любую агрессию.
Они играют весомую роль в поддержании мира и стабильности в регионе.
Сегодня Беларусь на международной арене - это
полноправный и активный член международного сообщества. Более того, она - одно
из немногих государств, которое проводит действительно независимую внешнюю
политику. Наш внешнеполитический курс определяется не в других, пусть и
могущественных столицах, а формируется самостоятельно исходя из конкретных,
прагматичных национальных интересов.
Принципы, которым мы следуем на международной арене,
просты: реализм, последовательность в политике, наступательность в экономике. Мы
не ввязались ни в один международный конфликт, не дали себя втянуть ни в одну
политическую авантюру.
Наше государство - поборник безопасности в регионе и в
мире. Мы первыми в истории отказались от ядерного оружия, одними из первых
выполнили условия Договора о сокращении обычных вооружений. Сегодня занимаемся
уничтожением одного из крупнейших в мире арсеналов противопехотных мин. А у нас
их миллионы! Мы делаем все для того, чтобы отношения между главными
военно-политическими организациями в Европе - нашей Организацией Договора о
коллективной безопасности и НАТО - стали отношениями партнерства и
сотрудничества. Но партнерства равноправного, а не по принципу хозяина и
слуги.
Мы укрепили свое влияние в интеграционных образованиях на
постсоветском пространстве. В текущем году наша страна фактически станет центром
объединительных процессов на всем пространстве СНГ. В Минске пройдут заседания
глав государств СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ. Беларусь уже председательствует в ЕврАзЭС. В
июне к нам перейдет право председательствования в ОДКБ. Уверен, в наших силах
сделать эти структуры не только жизнеспособными, но и по-настоящему
эффективными.
Наша внешняя политика принципиально многовекторна. Такой
подход доказал свою результативность, и отказываться от этой политики мы не
намерены. Вместе с тем основным стратегическим партнером и союзником Беларуси
была, есть и будет объективно Россия.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что избранный
десять лет назад курс на интеграцию был единственно верным. Союзнические
отношения с Россией способствовали обеспечению высокого уровня национальной
безопасности и стабильному экономическому росту в стране. То же самое я могу
сказать о нашей южной сестре - нашей братской Украине. Это, прежде всего, говоря
экономическим, рыночным языком, - огромнейшие рынки для нашей продукции,
недорогой и качественной, поэтому мы можем конкурировать в Украине и в России.
Мы настойчиво работаем в своей внешней политике, и мы
будем придерживаться этого курса. Мы никому не будем создавать никаких проблем -
ни нашим соседям, ни россиянам, ни украинцам, ни полякам, ни прибалтам. Мы не
будем создавать проблем нашей Европе. Мы в центре Европы, и этим все сказано.
Это наш дом. Зачем нам эти проблемы? Мы не собираемся воевать с американцами. Мы
готовы с ними сотрудничать и дружить. Но вы должны нас уважать! Мы - люди, люди
с большой буквы. И мы это заслужили, я уже об этом говорил. Это единственное
условие, единственное наше условие. Понукания мы терпеть не будем. Мы - гордый
народ. У нас достаточно друзей, которые готовы сегодня нас поддержать.
Мы настойчиво и успешно решаем задачу расширения нашего
экономического присутствия. Мы хотим жить нормально. Мы хотим, чтобы наш народ
был богатым. Поэтому мы стараемся произвести больше и дороже продать в Латинской
Америке, в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке. При этом мы не только торгуем, но
создаем там сборочные производства - МТЗ, МАЗ, БелАЗ - для того, чтобы
производить там технику и давать рабочие места людям в тех государствах. Мы идем
к покупателю, закрепляемся на этих рынках всерьез и надолго. И, конечно, мы в
этом конкурируем с ними. Ну и что, это нормально.
Мы должны агрессивно вести свою торговую
внешнеэкономическую политику. Агрессивно. Это источник нашего богатства. Потому
что то, что мы производим, для потребления внутри нашей страны надо процентов,
наверное, 9 - 10. 90 процентов всего, что мы создаем, мы продаем. Основная
задача во внешней торговле на следующую пятилетку - сокращение экспорта сырья и
увеличение экспорта высокотехнологичной продукции и технологий.
Нам надо в полной мере использовать наше положение
транзитной страны. Мы не собираемся "сидеть на трубе" и на одном транзите
строить свою экономику. Подобное прожектерство основано на элементарной
экономической неграмотности. Однако и упускать имеющиеся возможности было бы
неправильно.
|