Приднестровье как плата за газ
09.03.2006. Lenta.ru.
Иван Яковина
Украина
расплачивается за поддержку США и Евросоюза блокированием
Приднестровья
В среду 8 марта президент самопровозглашенной
Приднестровской молдавской республики (ПМР) Игорь Смирнов провел телефонный
разговор со своим украинским коллегой Виктором Ющенко. Сообщалось, что стороны
договорились совместно решать проблемы, возникшие на границе между
Приднестровьем и Украиной. Правда участие Ющенко в разрешении возникших проблем
едва ли сможет приблизить окончание приграничного кризиса, так как решение об
экономической блокаде пророссийского анклава, по всей видимости, принималось
вовсе не в Киеве.
Евросоюз и США никогда не скрывали свое раздражение
фактом наличия между Украиной и Молдавией формально не признанного, но в то же
время экономически и политически самостоятельного квазигосударства, заявляющего
о своей поддержке России и ее интересов в регионе. Усилия по возвращению
мятежной республики под юрисдикцию официального Кишинева, который не устает
свидетельствовать о своей лояльности ЕС и Соединенным Штатам, никогда не
прекращались.
Причем вариант с реинтеграцией ПМР в Молдавию с правами
широкой автономии европейцев и американцев также не устроил: достаточно
вспомнить о том, как по звонку из Вашингтона Кишиневом был "зарезан" так
называемый "план Козака", который предусматривал федерализацию Молдавии и
сохранение относительной лингвистической и экономической самостоятельности
Приднестровья в рамках общего государства.
Однако до последнего времени все попытки начать
широкомасштабное наступление на самостоятельность ПМР блокировались
экономической самостоятельностью региона. По объему промышленного производства
ПМР, едва заметная на карте, сопоставима со всей Молдавией. Значительная часть
всех произведенных товаров шла на экспорт, обеспечивая постоянный приток денег в
республику. Согласно меморандуму от 1997 года, подписанному Тирасполем,
Кишиневом, Москвой и Киевом, внешнеэкономическая деятельность непризнанной
республики была никем не ограничена. Приднестровские товары шли как на Украину,
так и в Россию и другие страны.
Таким образом, сложилось положение, когда Кишиневу
Приднестровье необходимо, как развитая и успешная часть страны, а вот
Приднестровье никак не было заинтересованно в воссоединении с аграрной
Молдавией, которая постоянно оспаривает у Албании первенство в списке беднейших
стран Европы. При этом не стоит забывать, что в ПМР сложилась собственная
политическая и экономическая элита, у которой совершенно отсутствует желание
делиться властью или деньгами с Кишиневом. А это явилось бы неминуемым
последствием возможного объединения.
Украинский
ход
Молдавия, которая оказалась в патовой ситуации, получила
шанс на достижение своих целей после прихода к власти на Украине новых сил, во
всеуслышание заявивших о своей приверженности вступлению в Евросоюз и сближению
с США. Обострение отношений с Россией, вызванное "газовой войной", проблемами
вокруг Черноморского флота и торговыми ограничениями не оставило Киеву другого
выбора, как искать поддержки на Западе.
И помощь пришла. На Россию стало оказываться
дипломатическое давление с целью не допустить поражения Украины в газовом
конфликте. Москву обвинили в энергетическом шантаже демократической и
независимой страны. США и Евросоюз не скупились на комментарии по газовой
проблеме, в которых содержались намеки на то, что политика России заставляет
даже критически рассмотреть продолжение ее участия в клубе восьми наиболее
развитых стран мира. Украине пообещали экономическую помощь, скорейшеее
вступление в ВТО и отмену действия в отношении нее поправки Джексона-Вэника.
Трудно предположить, что взамен ЕС и США не попросили
Киев об оказании небольшой услуги. От Украины требовалось немного: всего лишь
перекрыть приднестровский экспорт через свою территорию. Точнее, сделать так,
чтобы этот экспорт прекратился сам собой. Осуществить это было проще простого:
Киев уговорили отказаться от признания таможенных документов, выданных в никем
не признанной ПМР. Украинские власти, стремясь расплатиться за оказанную
поддержку, не подкачали.
30 декабря 2005 года было заключено новое
украино-молдавское таможенное соглашение, согласно которому стороны обязались
признавать только те таможенные документы, которые выданы официальными
таможенными службами двух стран. Приднестровские таможенники со своими постами
оформления грузов и экспортеры со своими декларациями оказались не у дел.
Самостоятельность ПМР при ведении внешнеэкономической деятельности в одночасье
стала мифом.
Официально все абсолютно законно - два международно
признанных государства заключили договор о таможне. То, что этим договором было
нарушено право ПМР на самостоятельное ведение торговли с другими странами (что,
напомним, критически важно для местной экономики), - это, как говорят в Кишиневе
и Киеве, проблемы самого Приднестровья.
Естественно, что подрыв экономической самостоятельности
ПМР - это прямая дорога к реинтеграции отколовшейся республики в состав
Молдавии, причем на условиях, продиктованных последней. А именно это и было
главной задачей Кишинева, а также стоящих за ним США и Евросоюза.
Такой вариант, разумеется, никак не мог устроить
Тирасполь. Приднестровские власти, попытались выстроить линию обороны против
очередной попытки давления на свою республику.
Стояние на
Днестре
3 марта 2006 года, когда первые приднестровские грузовики
и вагоны не смогли пересечь границу, стало ясно, что план по лишению Тирасполя
экономической самостоятельности начал осуществляться.
Сначала очередь из трейлеров на границе заметили только
сами приднестровцы. Местные политики и общественные организации обратились к
Виктору Ющенко с просьбой отменить действие новых таможенных правил.
Однако украинская сторона сохраняла молчание относительно
сути происходящего. В официальных заявлениях говорилось о том, что новые правила
призваны упорядочить режим прохождения таможенного оформления грузов и никак не
препятствует осуществлению торговли.
Но очередь на границе росла, и никакого движения в ней не
намечалось. Чтобы заставить украинцев обратить внимание на свои проблемы,
Тирасполь решил предпринять решительные шаги. Учитывая специфику местного
режима, который более всего напоминает негнущуюся белорусскую вертикаль с
"батькой" во главе, методы были выбраны соответствующие: организация митингов
разгневанной общественности на пунктах пропуска, жалобные письма простых
тружеников в СМИ, а также обращения к родственным чувствам соседей. Киеву,
например, напомнили, что в ПМР проживает четверть миллиона украинцев. Когда и
это не помогло, приднестровские демонстранты полностью блокировали работу
таможенных пунктов и обвинили киевские власти в организации экономической
блокады.
Правительство Украины, видя, что дело принимает серьезный
оборот и выходит за пределы внутримолдавских противоречий, причем главным
виноватым в этой истории назначен именно Киев, попыталось уйти от
ответственности за происходящее. "Правительство Украины заявляет: Украина никого
не блокирует", - было сказано в специальном заявлении по этому поводу. Но сотни
грузовиков и вагонов, скопившиеся к тому времени перед пунктами пропуска
свидетельствовали о некоторой оторванности такой позиции от реальности.
Дабы Украина случайно не усомнилась в целесообразности
нововведений, Евросоюз и США заявили о своей полной поддержке политики Киева в
отношении самопровозглашенной республики.
Кишинев в своих оценках ситуации, конечно же, примкнул к
"старшим товарищам". Молдавское таможенное ведомство, суля всевозможные блага и
гарантии, тотчас бросились уговаривать приднестровских бизнесменов
зарегистрировать свои компании в Кишиневе. Ведь в случае перерегистрации все
экспортные пошлины автоматически были бы перенаправлены бы из приднестровской
казны в молдавскую.
Но Тирасполь, безусловно, не собирается так просто
отдавать молдаванам главный источник наполнения своего бюджета. Поэтому, по
некоторым сообщениям, приднестровские власти неофициально, но зато доходчиво
объяснили местным предпринимателям, что ренегатов будут ждать серьезные
проблемы.
Киев и Кишинев, узнав об этом, сразу же обвинили
Тирасполь в осуществлении давления на своих предпринимателей и организации
"самоблокады". Хотя прямых доказательств таких действий властей ПМР конечно,
нет, слова эти нельзя назвать безосновательными.
Киев, подбадриваемый Молдавией, Евросоюзом и США, уже
неоднократно заявлял о том, что новые таможенные правила будут сохранены. В то
же время Виктор Ющенко не стал уклоняться от телефонной беседы с Игорем
Ворониным (здесь, наверняка, опечатка, конечно, речь идет о Смирнове) и пообещал
последнему создать специальную комиссию, которая будет заниматься решением
возникших проблем.
Молчание
Москвы
Многого ожидать от этой комиссии (а уж тем более -
аналогичной ей приднестровской) не приходится. Украине придется настаивать на
своем решении. Компромисс тут едва ли достижим. Признание права ПМР на
осуществление экспорта без ведома Кишинева в той или иной форме будет означать
крах тщательно спланированной акции по ликвидации экономической
самостоятельности Приднестровья, спланированной не в Киеве, а гораздо западнее.
Едва ли европейские и американские партнеры смогут понять любые действия
Украины, направленные на полную девальвацию эффекта от принятых мер. Да и
отношения с Молдавией, которая, как-никак, является ближайшим соседом, от
смягчения режима пересечения границы могут пострадать.
В то же время Киеву вовсе не улыбается ставить население
Приднестровья, большинство которого действительно составляют украинцы, в
положение иракцев при Саддаме Хусейне. А вероятность подобного достаточно
велика, так как правящий в Тирасполе режим скорее пойдет на обнищание
собственного населения, чем откажется от власти на невыгодных для себя условиях.
Возможно, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать
вмешательство России. У Москвы, как известно, достаточно рычагов давления как на
Киев, так и на Кишинев. В конечном итоге, Украина и Молдавия могут отказаться от
осуществления плана по экономическому удушению Приднестровья, ссылаясь на
жесткое давление со стороны северного соседа. Это позволило бы молдавским
властям и Виктору Ющенко сохранить лицо, а российское руководство смогло бы
продемонстрировать избирателям пример реальной "заботы о соотечественниках,
оказавшихся за рубежом".
Но пока официальная Москва сохраняет молчание. По сути
проблемы из высших чиновников высказался только министр иностранных дел Сергей
Лавров. Но и он отделался мало чего значащей фразой о том, что происходящее на
границе ему напоминает экономическую блокаду.
По всей видимости, на этот раз российское руководство
решило выдержать паузу и повнимательнее разобраться в конфликте. На месте
событий работает российская делегация, состоящая из членов Совбеза, сотрудников
спецслужб, дипломатов и правительственных чиновников. Ее глава - посол по особым
поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин - пока воздерживается от резких заявлений,
призывая стороны конфликта "проявить мудрость". Государственная дума, которая
обычно молниеносно реагирует на разного рода противостояния в пределах бывшего
СССР, отложила принятие заявления по поводу нового кризиса в Приднестровье ровно
на неделю. Излитие гнева парламентариев назначено на пятницу 10 марта.
Во всяком случае, после того как все стороны, так или
иначе вовлеченные в события, происходящие на границе между Приднестровьем и
Украиной, высказали свою позицию, последнее и, возможно, решающее слово остается
за Россией.
|