Возвращение блудного сына
03.03.2006. Gazeta.kz
Акрам Асроров (Ташкент)
Как
Узбекистан "встроится" в ЕврАзЭС
После того, как недавно в торжественной обстановке в
российском Санкт-Петербурге в члены ЕврАзЭС был принят Узбекистан, завершилась
стадия организационного самоопределения этой региональной организации.
До сих пор данное объединение Белоруссии, Казахстана,
Киргизии, России и Таджикистана было структурно неполным. Тому причиной -
отсутствие в "обойме" Узбекистана. Находись страна на задворках
центральноазиатского региона, никто бы о ней не вспомнил. Или вспомнили бы в
самую последнюю очередь.
Судьбе было уготовано дать Узбекистану такое
географическое положение, благодаря которому он играл роль связующего звена
между так называемыми "островными" Киргизией и Таджикистаном и так называемыми
"материковыми" Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Конечно, общая граница между Киргизией и Казахстаном
существовала всегда, однако без Узбекистана не было ключа ко всей Центральной
Азии.
Ибо этот самый ключ находится в самой горячей точке
региона - Ферганской долине.
Представляю, как по ночам болела голова российских
стратегов, которые пытались тасовать и прикидывать расклад геополитической
карточной колоды в разных вариациях. Любые соглашения по таможенному
регулированию, унификации налогов, транзита спотыкались об Узбекистан. Она
находилась фактически под протекторатом Соединенных Штатов, а гул моторов из
авиабазы Ханабад заглушал практически все вокруг.
В конце концов, именно США и спровоцировали кризис,
повлекший за собой резкую смену приоритетов в Ташкенте. Майские события в
Андижане, последовавшие затем резкие демарши США, Европы и ООН сыграли роль
холодного душа для руководства Узбекистана.
Оно вдруг осознало, что приоритетом США не был узбекский
режим как таковой. Американцы возвели права человека, принципы демократии в ранг
религии. И стали обвинять недавнего стратегического партнера во всех смертных
грехах. Узбекистан оказался в шахматном цейтноте, когда времени на обдумывание
следующего хода осталось совсем немного.
Резкий крен в сторону России и Китая, всем известное
астанинское заявление стран-членов Шанхайской организации сотрудничества,
подписание союзнического договора с Россией стали логической цепочкой к тому,
чтобы Узбекистан сделал окончательный выбор. Дороги назад не было…
В тот момент, когда российские стратеги вздохнули
свободно и перекроили костюмчик для ЕврАзЭС по новой, перед членами
региональными объединения возник вопрос: каким окажется влияние шестого по счету
члена?
Можно предположить, что Казахстан позитивно оценивает
свои шансы стать отныне рукотворным мостом между Узбекистаном и Россией. Вряд ли
крепнущие не по дням, а по часам военно-технические, экономические и
политические связи между Кремлем и Ташкентом можно осуществлять посредством
авиационных перевозок.
Цель первая - быстрое развитие южных регионов Казахстана
за счет расширения взаимной торговли - в жизнь пока не воплотилась. Однако
позитивные перемены на границе двух государств уже налицо.
Цель вторая - стать транзитной страной между
Узбекистаном-Таджикистаном и Россией - достигнута, в принципе, давно. Но объемы
перевозок, думается, Астану вряд ли устраивали.
И, наконец, цель третья, самая важная - экспансия
казахстанского бизнеса на перспективный узбекский рынок - пока находится в
стадии разработки.
В Казахстане мощный финансовый рынок, довольно крупные
денежные излишки, нуждающиеся в экспорте. Поэтому именно Казахстан имеет самые
большие виды на будущее экономических взаимоотношений в рамках ЕврАзЭС.
Таджикистан оказался на перепутье. С одной стороны, любые
положительные флюиды с севера воспринимаются здесь как добрый знак. Ведь до сих
пор тесной кооперации и торговле с Россией вольно или невольно препятствовал
Узбекистан. С другой стороны, официальный Ташкент не торопится открывать свои
геополитические карты, тем паче границы. Особенно границу с Таджикистаном.
Единственное, на что надеется Эмомали Рахмонов, это на прогресс в вопросе
поставок энергоносителей из Узбекистана. Быть может, в рамках регионального
объединения можно будет выйти на решение этой проблемы.
Мысли киргизского президента Курманбека Бакиева окружены
завесой тайны. Как и Казахстан, он надеется на смягчение пограничного режима в
Ферганской долине, которое повлечет бурный расцвет взаимной торговли. Однако что
касается стратегических перспектив, то официальный Бишкек, видимо, опасается
принижения своей роли в Центральной Азии.
Пока Узбекистан находился в зоне интересов США, Киргизия
играла роль своеобразного противовеса, выгодно лавируя среди сетей,
расставленных сверхдержавами. Бишкек не может не понимать, что с открытием
узбекского вектора региональной интеграции, значение киргизского будет
постепенно снижаться.
Россия прекрасно понимает свои цели и устремления. Многие
аналитики утверждают в унисон, что стратегия Москвы в Центральной Азии не
определена. С этим нельзя согласиться.
Цель первая - создание санитарного кордона на границе с
Афганистаном - осуществляется уже не первый день. Локализовать идеи, которые
популярны в этой азиатской стране, задача номер один политики России в
Центральной Азии. Именно отсюда в континентальную Россию проникают радикальные
исламские идеи, наркотики и опасность, которая может стать глобальной. Без
Узбекистана подобный санитарный кордон невозможен.
Цель вторая - выстроить полноценное полотно региональной
интеграции - также будет осуществляться темпами, к которым готов Ташкент.
Ушедший в свое время из-под влияния Москвы Узбекистан разрывал все возможные
маршруты транзита товаров и капитала внутри ЕврАзЭС. Плюсы от экономического
воссоединения с Узбекистаном, по идее, перекрывают все наличествующие
минусы.
Цель третья - создание единого энергетического блока - по
большому счету, достигнута. Последние соглашения между Газпромом и
Узбекнефтегазом еще более укрепили позиции Москвы не только в газовом конфликте
с Украиной, но и дали толчок развитию идеи-фикс лидера России.
Сравнительно небольшой по промышленному потенциалу
Узбекистан играет одну из ведущих ролей на энергетическом поле. Особенно,
газовом. После успешных переговоров по поставкам газа из Туркмении, Узбекистана
и Казахстана Россия стала на период до 2010 года единственным владельцем
контрольного пакета акций на энергетическом рынке. С ней не могут не считаться в
Европе.
Геополитика всегда играла решающую роль в делах
Центральной Азии. Она правит бал и в процессе внедрения Узбекистана в
региональные структуры.
Ибо всем понятно, что вслед за ЕврАзЭС начнутся
пертурбации и в Организации Договора о коллективной безопасности, со всеми
вытекающими…
|