Третья оборона Севастополя
24.03.2006, "Красная
звезда"
Алексей Венцловский.
Предвыборная кампания на Украине вышла на финишную прямую
- 26 марта в республике пройдут парламентские выборы. И, хотя от этих выборов во
многом зависит будущее Украины, никто не может твердо предсказать их итоги.
Слишком полярны взгляды не только политиков, но и простых граждан на поднятые в
ходе предвыборной дискуссии проблемы. Среди них одно из центральных мест,
бесспорно, занимают вопросы отношений с Россией, пребывания на Украине
Черноморского флота РФ, вступления республики в НАТО.
На днях президент Украины Виктор Ющенко вновь, уже в
четвертый раз за год, отказался визировать закон "О городе-герое Севастополе".
По мнению Ющенко, положения этого документа не отвечают конституции страны. И в
качестве аргумента он называет базирование в городе Черноморского флота России.
"В первой статье закона говорится, что определение Севастополя как города
общегосударственного значения со специальным статусом предусматривает
базирование военно-морских сил Украины и основной базы Черноморского флота
Российской Федерации, которая временно находится на территории Севастополя. При
этом устанавливается, что органы местного самоуправления и государственной
власти Севастополя в рамках своих полномочий обеспечивают создание надлежащих
условий для базирования ВМСУ и ЧФ", - пишет Ющенко в своих предложениях к
Верховной раде. По его мнению, данное положение закона составлено без учета
статьи 17 и пункта 14 раздела XV "Переходные положения" конституции Украины, по
которым на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз
и в рамках договоренностей, принятых до провозглашения конституции Украины, ЧФ
может только арендовать территории страны.
"Временное пребывание Черноморского флота Российской
Федерации не может быть основанием для закрепления в нормативно-правовом акте,
действие которого не ограничено во времени, особенного статуса Севастополя", -
подчеркивает Виктор Ющенко.
В то же время конституция Украины обязывает законодателей
принять закон об особом статусе Севастополя. Из-за отсутствия такого
законодательного акта город уже много лет остается единственным населенным
пунктом Украины, жители которого лишены права самостоятельно избирать своего
мэра. В настоящий момент главу горгосадминистрации назначает президент.
Между тем сложившаяся ситуация накладывает отпечаток и на
Черноморский флот России. Впрочем, в Севастополе, где находится российская
военно-морская база ЧФ, не понаслышке знают о действиях Киева в отношении
российских моряков. Подстрекательство и провокации, огульные обвинения и шантаж,
психологическое давление и откровенные "бумажные" издевательства - вот далеко не
полный перечень изощрений властей, которые открыли эту "эпоху беспредела" еще
задолго до нынешних выборов.
"Вокруг его маяков создана система провокаций не ярко
выраженной предвыборной направленности, - отмечает директор российского
Института политических исследований Сергей Марков. - Речь идет о ряде
националистических группировок под предводительством властных мужей, которых,
кстати, нельзя называть националистами уже потому, что они ненавидят Россию
больше, чем любят Украину... И их провокации поддерживаются так называемым
американским блоком (министр иностранных дел Борис Тарасюк и министр обороны
Анатолий Гриценко), совсем условно подчиненным президенту и народу Украины".
В Киеве допускают бестактность по отношению к России и
постоянно требуют конкретный график вывода флота из Севастополя, отметил на
конференции "ЧФ или НАТО: к вопросу о выборе", которая не так давно прошла в
Севастополе, бывший командующий ЧФ России адмирал Игорь Касатонов. "В разговоре
о Черноморском флоте следует не отступать от уже имеющихся договоренностей, -
заявил в свою очередь представитель Верховной рады Украины Иван Вернидубов. -
Тем более что нет никаких оснований ставить под сомнение целесообразность
пребывания ЧФ в Севастополе до 2017 года". И отмечает, что нынешняя власть на
Украине решила проигнорировать собственные заявления о том, что Россия и Украина
- стратегические партнеры.
В общем, ситуация сложная. Но вряд ли нынешнее
руководство Украины способно проводить политику балансирования на грани
конфликта, поскольку это требует большого напряжения сил, контроля государства
над обществом и кредита доверия этого общества, отмечают российские и украинские
аналитики. Правда, с уточнением, что Украина не Грузия и политика сознательного
ухудшения отношений с Россией для нее разрушительнее. Хотя задумываются ли об
этом в Киеве, неизвестно. Скорее всего, узурпировавшие власть "атлантисты" не
захотят отказаться от идеи присоединения к НАТО и после выборов. А для этого им,
как указывают из Брюсселя, следовало бы избавиться от российских моряков в Крыму
до 2017 года. "Пока ЧФ находится в Севастополе, членство Украины в НАТО
исключено, - подчеркивает преподаватель Симферопольского филиала открытого
международного университета развития человека "Украина" Виктор Афанасьев. - Так
что в 2007-2008 годах стоит ожидать эскалации ситуации, имеющей целью обсуждение
вывода Черноморского флота из базы в Крыму".
"На Украине нет стабильной обстановки, а "оранжевая
революция" не принесла спокойствия и благополучия в семьи, - говорит адмирал
Игорь Касатонов. - Власть там крайне нестабильна, и предстоящие выборы только
подтверждают это. Есть опасность межэтнического противостояния в Крыму,
инициатором которого являются радикально настроенные граждане... Все эти
факторы, безусловно, влияют на отношения наших двух стран. Впрочем, как и
возможное вступление Украины в НАТО, которое нанесет общий урон безопасности, не
избавив Киев от его проблем".
Сейчас на Украине развернута массированная
пропагандистская кампания, целью которой является убедить население в
необходимости скорейшего вступления страны в НАТО. "Рассказывается, в том числе
в вузах, как нам будет хорошо, но умалчивается о негативных сторонах, в первую
очередь об экономических последствиях, - указывает в этой связи Иван Вернидубов.
- А на самом деле это колоссальные траты на переход армии к стандартам НАТО,
перевооружение и взнос не менее 35 млрд. долларов в бюджет альянса, что на
порядок больше бюджета Украины... Сравним 1,1 млрд. долларов на украинскую армию
в 2005 году: из них только 28 млн. были направлены на закупку ВВТ, а остальные -
на социальные нужды".
По словам Ивана Вернидубова, вступление в блок грозит и
разрушением отечественного ВПК, пожалуй, единственной не разваленной до конца
высокотехнологичной составляющей экономики страны. НАТО не заинтересовано в
существовании украинского ВПК, тем более что он производит комплектующие для
России. И, как известно, отсюда вытекает третий фактор - свертывание отношений с
Россией, а затем усиление угрозы внутренней нестабильности вплоть до
гражданского конфликта, поскольку 75 процентов населения выступает против
вхождения в НАТО.
Подавляющее большинство граждан Украины не поддерживают
вступление страны в НАТО. Об этом свидетельствуют результаты социологического
исследования, проведенного Фондом "Свобода". Согласно им, если бы референдум о
вступлении в НАТО состоялся в ближайшее воскресенье, то против вступления
Украины в НАТО проголосовали бы 63,8 процента опрошенных. Даже в наиболее
пронатовских регионах, таких как Львов, по словам президента Фонда "Свобода"
Игоря Дементьева, голосование на возможном референдуме о вступлении Украины в
НАТО не набрало бы более 50 процентов сторонников. "Надо прислушиваться к мнению
народа и помнить о национальных интересах, - говорит Иван Вернидубов. - В этой
связи мы поддерживаем проведение всеукраинского референдума по вопросу
вступления в НАТО".
Однако получится ли проведение референдума, скорее всего,
зависит от победителя на выборах. Между тем, как указал Сергей Марков,
существует ярко выраженный проект Брюсселя втянуть Украину в НАТО под тем
соусом, что это будет ступенька для вступления в ЕС. "Мы прекрасно понимаем, что
это обман и никто Украину в ближайшее десятилетие в ЕС не примет, - говорит он.
- Но украинские СМИ стараются ввести в заблуждение собственное население". Мол,
вхождение Украины в НАТО имеет целью усиление союзников США и блокирование
возможности формирования единой оборонной политики Европы.
"Конечно, в случае вступления страны в НАТО украинские
солдаты вернутся в Ирак, поедут в Афганистан, то есть Украина расплатится
тысячами жизней, - подчеркивает Сергей Марков. - Кроме того, высокую цену
придется заплатить и за членский билет, причем, естественно, не за счет России,
которой нет никакого смысла оплачивать вхождение Украины в НАТО". "Единственный
плюс от вступления видится в том, что украинская элита хочет спокойно хранить
украденные у народа деньги в западных банках", - уточняет политолог.
Вполне очевидно, что НАТО стремится обосноваться в
черноморском регионе и недалек тот год, когда на его берега придет ЕС, считает и
директор Института стран СНГ Константин Затулин. По
его словам, напрямую и через подставные организации в НАТО пытаются приобрести
точки базирования флота. Например, Севморзавод города Севастополя, где
ремонтируются корабли ЧФ, уже принадлежит американцу украинского происхождения,
в 1996 году за бесценок скупившему не только мощности предприятия, но и всю
документацию о российских боевых кораблях.
"Тимошенко однажды заявила, что поставит наш город на
колени, - комментируют ситуацию его граждане. - Но она не знает, что
севастопольцев так просто не взять и что они не сдаются". "России исторически
предрешено присутствовать на Черном море мощным флотом, и в силу целого ряда
причин она не может отказаться от этого, - заявил Василий Пархоменко. - Причем
это присутствие должно быть таким, чтобы обеспечивать спокойствие региона, куда
та же НАТО уже по меньшей мере три раза заходило: в XIX веке во время Крымской
войны, в виде Антанты в 1918 году и в 1941-м в лице Германии, Италии, Венгрии и
Румынии... Результаты этих заходов мы знаем, а вот Черноморский флот России ни
разу не являлся дестабилизирующим фактором. И от его нахождения здесь местные
власти только выигрывают, имея до 30 процентов поступлений в казну".
Впрочем, Россия никуда не собирается уходить из
Севастополя и не собирается составлять график вывода флота до 2017 года,
указывает Сергей Марков. Наоборот, она предполагает продлить этот договор,
потому что он нужен для обеспечения безопасности России и Украины... Точно так
же подходят к этому вопросу абсолютное большинство граждан наших стран. А по
словам заместителя председателя Госдумы РФ Сергея Бабурина, российский и
украинский флоты на Черном море вообще не должны быть разделены, поскольку в
этом случае мы не сможем выполнять стратегические задачи. Сегодня мы должны
опираться не на те документы, которые разделили нас, а на те, которые позволяют
смотреть в будущее с оптимизмом, уверенностью в изменениях к лучшему.
Между тем, указывает Константин Затулин, "общественности и политическим силам Украины не
удалось доказать, что нынешняя власть в Киеве способна достойно представлять
интересы Украины во взаимоотношениях с Россией". "Они не нашли ничего лучше,
кроме как рисковать российско-украинскими отношениями, пытаясь доказать, что эта
власть в состоянии одерживать победы в форме попыток захватить ялтинский маяк и
других мелких пакостей", - подчеркивает он. А жители Севастополя отмечают, что
пока на Украине есть только две группы, не имеющие возможности управлять своей
территорией: заключенные и севастопольцы, поскольку если у первых начальник
назначается руководством свыше, то у вторых - из Киева. Что, впрочем, не
отражается на желании жителей города сохранить свою историю и культуру. Недаром
все последние месяцы они называют "третьей обороной Севастополя".
|