Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №143(01.04.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ



Депутаты заслушали отчёт МВД и ФМС о приоритетах в области миграции.

 «Правительственный час » в Государственной Думе, 15 марта 2006года, был посвящён теме  «Об основных приоритетах миграционной политики Российской Федерации и о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере». Ниже мы публикуем  стенограмму доклада временно исполняющего обязанности министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции А.А. Чекалина  и директора Федеральной миграционной службы К. О. Ромодановского (http://wbase.duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe). Выступления на "правительственном часе" депутатов Никитина В. С. и Алксниса В. И. публикуются в разделе Бюллетеня «Жизнь диаспоры».

Выдержки из стенограммы заседания Государственной Думы 15 марта 2006г.

Председательствующий.  …Сегодня у нас тема "Об основных приоритетах миграционной политики Российской Федерации и о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере". С информацией выступает временно исполняющий обязанности министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник милиции Александр Алексеевич Чекалин. Пожалуйста, двадцать минут. А следующий доклад будет на пятнадцать минут.

Чекалин А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации приоритетом в области миграции определило усиление влияния миграционной политики на социально-экономические и демографические преобразования в России. Дополнительные меры для создания цивилизованных миграционных отношений и противодействия нелегальной миграции определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утверждённой правительством 19 января этого года. Законодательное упрощение процедуры приёма в российское гражданство позволило увеличить в прошлом году этот важный для России показатель с трёхсот пятидесяти тысяч до полумиллиона человек. Устойчиво снижается доля занятости иностранных работников в теневом секторе экономики. Принимаемые меры позволили почти в полтора раза увеличить так называемый выход из тени нелегальных мигрантов и улучшить показатель регистрации иностранных работников. ФМС России и её территориальными органами в 2005 году оформлено около тридцати тысяч разрешений работодателям на привлечение и использование иностранных работников и около пятисот пятидесяти тысяч разрешений на работу. Около 40 процентов иностранцев трудится в строительстве, до 25 процентов в торговле, 7 процентов - в сельском и лесном хозяйстве, 5 процентов - на транспорте и так далее. В прошлом году введена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, что явилось основным фактором увеличения вдвое обращений бизнеса за получением разрешений на привлечение иностранных рабочих, а значит, поступления налогов и пошлинных платежей. Оставался маловостребованным миграционный потенциал соотечественников, проживающих за рубежом. Сейчас на основании распоряжения президента N 41-рп разрабатывается проект Государственной явилось основным фактором увеличения вдвое обращений бизнеса за получением разрешений на привлечение иностранных рабочих, а значит, поступления налогов и пошлинных платежей. Оставался маловостребованным миграционный потенциал соотечественников, проживающих за рубежом. Сейчас на основании распоряжения президента N 41-рп разрабатывается проект Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Россию. В основу документа ложатся меры по экономической и информационно-правовой поддержке соотечественников. Для государственного планирования и в целях обеспечения достоверности статистики о миграционных процессах с этого года мы приступили к созданию федерального банка данных по учёту иностранных граждан. В московском аэроузле проводится эксперимент, цель которого - создать модель полного электронного учёта прибывающих иностранцев. Сегодня есть полное понимание того, что иностранная рабочая сила на данном этапе России необходима, весь мир находится в конкурентной борьбе за миграцию, однако я остановлюсь на мерах по её упорядочению и декриминализации. Анализ угроз национальной безопасности России в миграционной сфере показал, что в основном они связаны, хотя и незначительно, с формированием различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики в регионах с привлечением нелегальных мигрантов. Особую опасность представляет наёмничество. Нужно признать, что сегодня в отдельных районах наиболее концентрированного пребывания мигранты предлагают создание национально-культурных автономий, пытаются внедриться в структуры управления регионов и муниципалитетов, контролировать многие субъекты хозяйственной и финансовой деятельности, навязывают системы коррупционных отношений. Иногда далеко не позитивную роль играют и национальные диаспоры. Всё это требует постоянного правового и оперативного мониторинга действий мигрантов и направления их в законное русло. Мы отдаём себе отчёт в том, что миграционное дело в стране нужно вести так, чтобы не поставить под угрозу не только культурную, но и территориальную целостность государства. Нужно признать, что нелегалы-мигранты, попадая в условия другого государства, испытывают немалые социально-бытовые, психологические и правовые трудности и образуют специфическую группу повышенного криминогенного риска. За последние десять лет число преступлений, совершённых иностранными гражданами в России, увеличилось в два с половиной раза, при этом удельный вес граждан СНГ составляет более 90 процентов. По этой причине в МВД России создана специализированная линия профилактической и оперативно-розыскной деятельности по предотвращению преступлений в отношении иностранных граждан, а также с их стороны. Наибольшее число нелегальных мигрантов выявляется в Московском регионе, Санкт-Петербурге, Приморском, Краснодарском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новгородской и Калининградской областях, Республиках Бурятия и Карелия; в Северо-Кавказском регионе. Численность нелегальных иностранных работников по-прежнему велика и, по разным оценкам, составляет несколько миллионов человек. Помимо уклонения от налогов это ещё незапланированная нагрузка на ЖКХ, медицину, правоохрану, транспорт и другие составляющие социальной сферы. Ускоренному решению очень многих проблем миграции могло бы служить создание государственной комиссии по демографической, миграционной политике и трудовым ресурсам. Неразрывно связана с нелегальной миграцией деятельность экстремистских и террористических организаций. Речь идёт о вербовке и обучении наёмников-профессионалов, готовых за деньги воевать в любой стране. Так, в Чечне, по оперативным и следственным данным, в составе бандформирований действовали наёмники из Афганистана, Турции, Ирака, Иордании, Египта, Грузии, стран Балтии, Украины и Азербайджана. Есть и другая сторона проблемы. Недооценка отдельными руководителями регионов необходимости управления миграционными процессами и контроля за ними создаёт предпосылки для обострения отношений между местным населением и мигрантами. При этом возникают национальные общины мигрантов, которые не ассимилируются. Мы имеем факты, когда эти люди не стремятся к изучению русского языка, не хотят адаптироваться к местной культуре, живут анклавно, замкнуто. Есть примеры, когда эти общины начинают предъявлять свои не основанные на законе требования, объявлять доминантной свои национальную культуру, обычаи и порядки. Всё это, как правило, встречает отпор со стороны коренного населения и в итоге может стать причиной затяжной напряжённости. Мы работаем над тем, чтобы законодательно закрепить порядок пребывания, при котором иностранцы, получившие разрешение на проживание или убежище, должны интегрироваться в российское общество, овладевать языком, приобщаться к российской культуре и истории, исполнять российское законодательство, особенно в налоговой сфере. Во многом этому могли бы способствовать разработка специальных региональных программ и использование регионального законодательства, наиболее приближенного к реальной жизни. МВД и ФМС совместно с другими правоохранительными органами предпринимаются меры по созданию в России надёжного контроля за въездом, пребыванием и выездом иностранцев. Нужно признать, что ещё медленно устраняются многочисленные административные препятствия при оформлении права на законное пребывание и занятие трудовой деятельностью в России. В том числе и по этой причине почти 80 процентов мигрантов пребывают у нас с различными нарушениями российского законодательства. Поэтому тщательно анализируется практическое применение самих миграционных законов, вносятся предложения по повышению их работоспособности. Нам представляется оправданной разовая легализация отдельных категорий иностранных граждан, особенно тех, кто уже длительное время, годами, пребывает на территории России с неоформленным правовым статусом. Я бы не стал называть это миграционной амнистией по аналогии с США, но оказание помощи иностранцам в выходе из тени, получении законного статуса и постановке их на миграционный и налоговый учёты принесло бы обоюдную пользу - как для государства, так и для иностранцев. В сентябре - ноябре 2005 года в экспериментальном формате в десяти миграционно напряжённых регионах страны легализовано более семи тысяч нелегалов, въехавших на их территории в безвизовом порядке. МИДом, МВД, ФМС России практически уже отработана технология оказания помощи трудовым мигрантам в их легализации для её распространения в других субъектах России. Однако эта акция, по нашему мнению, должна носить разовый характер и находиться в строгом правовом поле. Прорабатывается вопрос о сведении воедино, то есть о возможной кодификации, десятков миграционных законов и более сотни иных нормативных правовых актов, прямо или косвенно регулирующих миграционные отношения, однако прежде должна быть завершена разработка концепции государственной миграционной политики, принятие которой планируется во втором полугодии этого года. Документ отражает системный подход к решению миграционных проблем, учитывает международный опыт, ориентирует на устойчивое социально-экономическое и демографическое развитие страны, национальную безопасность, соблюдение геополитических интересов, а также прав и свобод человека. В нём определены этапы реализации государственной миграционной политики: среднесрочные - до 2008 года и долгосрочные - до 2015 года. Основные положения концепции будут полностью согласованы с четырьмя приоритетными национальными проектами, после этого концепция будет утверждаться. В настоящее время активно работаем над проектом федерального закона о миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в России, который направлен на сокращение нелегальной миграции и повышение уровня правовых гарантий иностранных граждан, желающих жить и трудиться в России. Законопроект позволит свести к минимуму коррупционную составляющую. Проект изменяет характер самой регистрации иностранных граждан, или по-старому прописки: миграционный учёт в отличие от регистрации осуществляется в уведомительном, а не разрешительном порядке, возможно, по почте. Обязанность и ответственность за постановку на миграционный учёт возлагается не на иностранного гражданина, нередко не знающего ни языка, ни местности, ни самого миграционного порядка, а на принимающую сторону. Ею может быть гражданин России, иностранный гражданин, постоянно проживающий в России, органы государственной власти, местного самоуправления. Постоянно проживающие в России иностранные граждане смогут уведомлять власти об изменении места пребывания путём почтового сообщения. Новый порядок миграционного учёта позволит снять излишние административные барьеры, в том числе для тех специалистов, в притоке которых наша страна наиболее остро нуждается. В то же время органы государственной власти получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан, откроются новые возможности для оздоровления миграционной, демографической ситуации, сократится коррупция. Мы готовим обновление Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В первую очередь проект направлен на предоставление правовых преференций гражданам иностранных государств, с которыми у России заключены межправительственные соглашения о взаимных безвизовых поездках. Эти преференции направлены, во-первых, на упрощение условий временного проживания иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения виз, отмену квот на выдачу разрешений, сокращение срока оформления разрешения, уменьшение перечня требуемых документов и оснований для отказа выдачи разрешений; во-вторых, на упрощение порядка осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, возможность личной подачи документов на оформление разрешения на работу, а не через работодателя, на сокращение сроков оформления разрешений, перечня требуемых документов. Кроме того, законопроектом предусматривается совершенствование механизма квотирования трудовой миграции. Сегодня заявляемые субъектами Российской Федерации квоты на приглашение иностранных граждан для трудовой деятельности существенно расходятся с реальной ситуацией на рынке труда, что не позволяет оценить истинные потребности страны в целом в иностранных работниках. Ясно, что миграционная политика должна базироваться на точном расчёте и прогнозе. По нашему мнению, прежде всего министерства экономического блока по заявкам регионов должны определять потребность в иностранных работниках по профессиям и квалификации с учётом состояния рынка труда в России. Далее. Законопроект предусматривает возможность изменения Правительством России сроков вре·менного пребывания иностранных граждан прежде всего в интересах экономики, международных отношений и национальной безопасности государства. В определённой мере реализация государственной миграционной политики на федеральном и региональном уровнях осуществлялась без должной увязки с демографическим состоянием России. В этой связи 11 мая этого года на заседании правительства планируется рассмотреть уточнённую концепцию демографического развития России до 2015 года. Миграционные отношения с Россией государства СНГ строят прежде всего для решения собственных экономических и демографических проблем, организации немалых денежных поступлений из России и обеспечения занятости собственного населения, поэтому в нормотворческой работе мы делаем акцент на выработку более чётких экономических подходов к трудовой миграции, установление совершенного и неминуемого ни для кого налогового учёта, декларирование вывоза денежных средств, обязательства по социальному накоплению и страховому делу. Уделяется повышенное внимание проблеме государственной поддержки внутренних переселенцев. Подчеркну, что за последние два года наведён определённый порядок в учёте внутриперемещённых лиц. При этом на законных основаниях снято с учёта свыше ста десяти тысяч человек, что позволило сохранить около 2 миллиардов рублей федеральных средств. Только в Чеченской Республике установлено более двенадцати тысяч необоснованных обращений о выплатах за якобы утраченное жильё и имущество, что позволило не допустить незаконных выплат на сумму более 4,4 миллиарда рублей. Исходя из требований Президента Российской Федерации и Правительства России к приоритетам государственной миграционной политики мы относим следующее. Первое. Повышение миграционной привлекательности России прежде всего для квалифицированных трудовых мигрантов и снижение эмиграции из самой России. Второе. Содействие добровольному переселению на постоянное место жительства в Россию соотечественников из-за рубежа. Третье. Создание благоприятных условий для совместной жизни и деятельности коренного населения и мигрантов. Четвёртое. Повышение эффективности противодействия нелегальной миграции в системе общей борьбы с преступностью и терроризмом на национальном и международном уровнях. Уважаемые депутаты, думаю, небезынтересной для вас будет информация о ходе работы по внедрению общегражданских загранпаспортов с электронным носителем персональных данных его владельца. Принято постановление правительства, утверждающее образец российской паспорта, который полностью соответствует международным требованиям ИКАО, предъявляемым к паспортам. С января текущего года осуществляется оформление загранпаспортов нового поколения в пилотной зоне. Это касается центральных аппаратов МИДа и ФМС России, их терорганов в Калининградской области, дипломатических представительств и консульских учреждений России в ФРГ и Литве. Россия одной из первых в мировом сообществе начала эту работу, целью которой является в том числе и борьба с транснациональной преступностью и терроризмом. В заключение хочу поблагодарить парламентариев за результативную совместную работу по совершенствованию миграционного законодательства, а также выразить глубокую признательность за поддержку наших новых предложений. Благодарю за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Александр Алексеевич. Присаживайтесь. С информацией предлагается выступить директору Федеральной миграционной службы Константину Олеговичу Ромодановскому. Пожалуйста, пятнадцать минут.

Ромодановский К. О., директор Федеральной миграционной службы. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Миграционная политика Российской Федерации переживает сегодня очень бурный, непростой и в то же время этапный период. С развалом Советского Союза начался настоящий миграционный бум. Отчасти это не может не вызывать положительных эмоций: такой объём миграции свидетельствует о лидирующих позициях нашей страны на постсоветском пространстве, наши рабочие не едут, например, в Молдову и на Украину. В то же время надо честно признать, что в какой-то момент государство попросту оказалось не готово к такому повороту событий. Именно поэтому правительством предпринимаются сегодня колоссальные усилия по выработке чёткой миграционной политики. Главную задачу, поставленную перед Федеральной миграционной службой, я сформулировал бы следующим образом: получение максимального позитивного эффекта - экономического, политического и социального - от иммиграции. Сегодня миграционная ситуация продолжает оставаться напряжённой. Ежегодно на территорию России прибывает более двадцати миллионов мигрантов преимущественно из республик бывшего СССР. По экспертным оценкам, около десяти миллионов из них являются нелегальными мигрантами. Это одна из главных проблем, с которыми нам приходится иметь дело. Что такое нелегальная миграция? В первую очередь это колоссальный ущерб для страны: нелегальные мигранты не платят налогов, уклоняются от уплаты пошлин. В результате анализа, проведённого по нашей просьбе специалистами Федеральной налоговой службы, было выявлено, что только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными мигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. Для сравнения: 200 миллиардов рублей сопоставимы с расходами федерального бюджета, выделяемыми в этом году на образование или на социальную политику. Я позволю себе назвать и иные цифры, которые очень ярко характеризуют сложившееся положение. По нашим оценка, сумма денежных переводов, отправляемых грузинскими мигрантами из России к себе на родину, составляет примерно 20 процентов от валового внутреннего продукта Грузии. В Молдове это 30 процентов. Возьмём Таджикистан: при национальном бюджете в 485 миллионов долларов находящиеся в России мигранты, или, проще говоря, гастарбайтеры, вывозят и пересылают домой в Таджикистан более миллиарда долларов, то есть два бюджета страны, при этом легальными переводами отправляется не более 500 миллионов. Иными словами, одно нарушение неизменно влечёт другое нарушение, нарушается валютно-экспортное законодательство, возникает гигантский объём обналиченных теневых средств, всё вместе это создаёт огромную опасность для социально-экономической стабильности России. По сути, в стране сегодня создан самый настоящий невольничий рынок труда: нелегальные мигранты лишены правовой и медицинской помощи, живут в нечеловеческих условиях. Кроме того, существенным образом нарушаются интересы россиян, поскольку многие представители бизнеса предпочитают брать на работу не своих сограждан, а нелегальных мигрантов, которым можно платить в два-три раза меньше. Возможно, кое-кто из вас спросит: а куда смотрит ФМС, почему вы не пресекаете эти безобразия? Пресекаем. За прошедший 2005 год к административной ответственности привлечено более полутора миллионов человек. В отношении работодателей за 2005 год возбуждено триста семьдесят уголовных дел за организацию незаконной миграции. Однако не следует видеть в нашей службе правоохранительный и карательный орган. Я глубоко убеждён, что одними лишь репрессивными мерами порядок навести невозможно, необходимы в первую очередь глубинные экономические преобразования. Именно поэтому Федеральной миграционной службой подготовлен целый ряд предложений и инициатив, направленных на оздоровление ситуации. Эти предложения полностью соответствуют задачам, поставленным Президентом России, а также решениям Совета Безопасности, вот они: дальнейшее развитие миграционного законодательства, в том числе в части сокращения сроков получения российского гражданства; создание условий для привлечения в страну квалифицированных легальных трудовых ресурсов; совершенствование миграционного учёта иностранных граждан; противодействие нелегальной миграции; содействие добровольному переселению соотечественников. В первую очередь я хотел бы коснуться именно вопросов изменения миграционного законодательства, без решения которых добиться серьёзных сдвигов попросту не удастся. Один только пример: ФМС были инициированы предложения о продлении срока действия части четвёртой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" 2002 года до 1 января 2008 года. Это статья о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке. После того как закон заработал, число граждан, получивших российское гражданство, возросло в разы. Если в 2003-2004 годах российское гражданство было предоставлено трёмстам шестидесяти одной тысяче человек, то в минувшем году эта цифра составила пятьсот семь тысяч человек. Причём свыше половины наших новых сограждан - это люди трудоспособного возраста. Соответственно, как минимум двести двадцать тысяч человек в прошлом году получили возможность легально и честно работать, пользоваться всеми предоставленными россиянам правами. Особо хотел обратить внимание на ключевые законопроекты, в разработке которых наша служба приняла посильное участие. Речь идёт о законопроектах о внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", о миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Эти законопроекты коренным образом меняют идеологию миграционного учёта, устраняют многие административные барьеры. Насколько мне известно, послезавтра они назначены к рассмотрению в Государственной Думе, и мы очень рассчитываем на вашу поддержку, уважаемые депутаты. Кроме того, готовится к рассмотрению во втором чтении ещё один принципиально важный для нас законопроект - "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". По инициативе ФМС в проект внесены поправки, касающиеся вопроса выдачи миграционной карты непосредственно на территории России. Общество должно наконец-то понять, что прошло уже то время, когда можно было "хватать и не пущать". В условиях глобализации, стирания границ, стремительной миграции невозможно отгородиться от внешнего мира, спрятаться за железным занавесом. Разумеется, это не значит, что Россия должна превращаться в проходной двор, далеко не всем гостям следует, наверное, радоваться. Однако бороться надо не с последствиями, а с предпосылками. Конечно, такая работа невозможна без создания чётко отлаженной, выстроенной по вертикали системы ФМС России. Указом президента N 928 предусмотрены серьёзные преобразования нашей службы. В частности, во всех субъектах Российской Федерации с 1 января текущего года формируются территориальные органы ФМС. Сразу замечу, что речь идёт не о каких-то кардинальных и глобальных переменах. Слава богу, прошло то время, когда бездумно рушилось то, что создавалось десятилетиями. Принципиально важно, что в ходе реорганизации ФМС нам удалось сберечь абсолютное большинство профессиональных кадров, сохранить ранее имевшуюся численность личного состава и в то же время серьёзно оптимизировать структуру службы. Уже сегодня можно сказать, что, хотя процесс формирования территориальных органов до конца не закончен, они уже успешно функционируют. Однако для того, чтобы деятельность наших региональных управлений стала по-настоящему полноценной, нам требуется и ваша помощь, уважаемые депутаты. МВД, ФМС разработан и внесён в правительство законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере внутренних дел. Надеюсь, что этот документ в скором времени поступит на рассмотрение в Государственную Думу. Разумеется, целый ряд назревших вопросов ФМС в состоянии решить и не прибегая к изменению законодательства. Уже сегодня службой разработан административный регламент по выдаче разрешений на привлечение работодателями иностранных работников и использование их труда, а также разрешений на работу иностранцам и лицам без гражданства. Новый регламент позволит серьёзно сократить сроки оформления документов. Это будет режим работы одного окна, когда людям не придётся бегать из кабинета в кабинет, выстаивать бесконечные очереди, заполнять ненужные бумаги. То же самое, кстати, касается и порядка выдачи и замены документов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации: мы также разработали аналогичный регламент. Почти десятилетие в ФМС поступали выданные за рубежом поддельные справки о гражданстве. Теперь этой практике положен конец. Видимо, требует отмены и порядок выдачи вкладышей в свидетельства о рождении, подтверждающих гражданство. Не секрет, что чем больше рычагов сосредотачивается в руках чиновника, тем больше соблазнов открывается перед ним, административные барьеры неизменно порождают коррупцию. Да, ещё не всё гладко и в самой ФМС. Среди наших сотрудников, как, впрочем, и в любом органе власти, есть свои мздоимцы, взяточники, просто недобросовестные люди. Мы ведём с ними очень жёсткую последовательную борьбу. Проведение чёткой кадровой политики - один из залогов оздоровления службы. Кстати, в перспективе было бы правильно проводить открытые конкурсы на замещение должностей руководителей территориальных органов. Мы считаем необходимым сделать работу ФМС максимально прозрачной и открытой, ведь тёмные дела вершатся зачастую в темноте. Мы обязаны информировать общество обо всех принимаемых мерах, разъяснять смысл проводимых изменений. В последнее время служба активно начала взаимодействовать с известным Владимиром Петровичем Лукиным, с Эллой Александровной Памфиловой, с неправительственными общественными организациями. В ближайшее время мы планируем создать общественный совет ФМС, который станет для нас своего рода камертоном. Одним из приоритетных направлений деятельности службы является создание условий для привлечения в страну квалифицированной и, что особенно важно, легальной рабочей силы. При этом мы исходим из понимания того, что количество привлекаемых мигрантов обязано чётко соотноситься с потребностями национальной экономики и не нарушать интересы российских работников. Россияне должны иметь приоритет при устройстве на работу, это незыблемый принцип. Сегодня, по данным Роструда, более пяти с половиной миллионов граждан России являются безработными, отчасти это тоже является следствием колоссального притока нелегальных мигрантов. По экспертным оценкам, законная трудовая миграция не превышает 15 процентов от реального числа работников-мигрантов - вдумайтесь в эту цифру! Иными словами: только каждый шестой, а то и седьмой иностранец трудится у нас на законных основаниях. В этой связи нам представляется оправданным проведение мероприятий по регуляризации правового статуса ряда категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны. Первый опыт такой работы мы уже имеем: осенью прошлого года ФМС совместно с Федеральной налоговой службой и Рострудом провела эксперимент, когда в десяти регионах страны на четырёхстах трёх предприятиях были легализованы более семи тысяч трудовых мигрантов. Мы не стали ждать пока эти люди, а точнее, их работодатели созреют и придут к нам за необходимыми документами, мы двигались от противного, как в известной рекламе: "Вы ещё ждёте? Тогда мы идём к вам!" Мы сами пошли на предприятия, практически на месте выдавали разрешения на работу. Экономический эффект двухмесячного эксперимента должен быть порядка 350 миллионов рублей. Время показало, что такая новация полностью себя оправдала. Сегодня мы готовы применить этот опыт в масштабах всей страны. Хочу подчеркнуть, что подобные неординарные действия отнюдь не отменяют необходимости противодействовать нелегальной миграции. Мы понимаем важность и значимость этой задачи. Совместно с МВД, другими федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Федерации нами предпринимаются конкретные, ощутимые меры по нормализации миграционной обстановки. Миграционный контроль осуществляется по трёхуровневой схеме. В ней задействованы сотрудники представительств ФМС в странах бывшего СССР, пункты иммиграционного контроля, расположенные на пограничных пунктах пропуска, и подразделения иммиграционного контроля, которые начали действовать в регионах с текущего года. При этом в наиболее миграционно напряжённых субъектах Российской Федерации создаются усиленные подразделения, которые будут оснащены подвижными пунктами для работы с иностранцами. Такая работа невозможна без совершенствования информационных технологий - время диктует новые условия. В текущем, 2006 году нам предстоит создать мощную информационную систему, которая позволит объединить воедино все подразделения ФМС снизу доверху. Каждый мигрант, пересекающий государственную границу, автоматически будет попадать в некий суперкомпьютер, и в дальнейшем все его передвижения будут абсолютно прозрачными и контролируемыми. Для этого информационная система ФМС России войдёт в плотный контакт с информационными системами других министерств и ведомств. В декабре прошлого года мы запустили в опытную эксплуатацию центральный банк данных по учёту иностранных граждан и лиц без гражданства, который уже сейчас содержит сведения по шестнадцати миллионам позиций. Завершение работ по объединению информационной системы с информационными системами регионов запланировано на третий квартал 2006 года. Скажу ещё об одном новшестве, которое ожидает нас в недалёком будущем. Уже сегодня в России создаются паспортно-визовые документы нового поколения. От привычных нам документов их будет отличать высокая степень защищённости и наличие электронных считывающих устройств. В январе нынешнего года совместно с МИД России мы начали пилотный проект по выдаче таких документов жителям Калининградской области. В начале своего выступления я уже упомянул о том, что в число приоритетных задач ФМС России входит содействие добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию. Это крайне важная социально-гуманитарная миссия. О её значимости неоднократно говорил и Президент Российской Федерации. В этой связи создана межведомственная рабочая группа по разработке многоэтапной государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Цель программы - сформировать системный процесс переселения соотечественников, способствовать стабилизации демографической ситуации, решить проблему заселения отдельных территорий, привлечь квалифицированные рабочие кадры. Не менее важной, хотя и не столь эпохальной задачей является помощь в возвращении вынужденных переселенцев, которой занимается также ФМС. Речь в первую очередь идёт о пострадавших в период осетино-ингушского конфликта. На оказание им государственной поддержки, для их обустройства Правительством России в 2006 году выделено более 2 миллиардов рублей. С начала 2005 года содействие в добровольном возвращении в Республику Северная Осетия было оказано ста тридцати четырём семьям общей численностью шестьсот шесть человек. Немало усилий ФМС прикладывает и для оказания государственной поддержки перемещённым лицам на территории Чеченской Республики. В Чечне созданы и успешно функционируют сорок два благоустроенных общежития, где проживают более сорока восьми тысяч человек, в том числе около шестнадцати тысяч детей. Говоря о проблемах Кавказа, нельзя не упомянуть и о ситуации, связанной с возвращением нами на родину ста пятидесяти беженцев из Панкисского ущелья. Уважаемые депутаты, коллеги! К сожалению, рамки регламента не позволяют подробно рассказать обо всех перспективах развития миграционной политики, обо всех наших предложениях и новациях. Завершая выступление, хочу сказать, что главным положительным аспектом проводимой сегодня миграционной политики стала её прогнозируемость, предсказуемость. Сегодня в деятельности нашей службы на первый план выходят вопросы социально-экономической направленности. Они требуют объединения усилий всех без исключения ветвей власти, и я уверен, что совместно мы сумеем добиться серьёзных и столь необходимых обществу результатов. Конечно, ещё очень много предстоит сделать и в части совершенствования законодательства, и в решении вопросов оптимизации нашей деятельности, но первоочередные и самые трудные шаги уже сделаны. Как говорится, дорогу осилит идущий.

Благодарю за внимание.




Корректируются законы о положении иностранцев в России и о российском гражданстве

А.Докучаева

Депутаты Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству выступили с законодательными инициативами по поправкам в законодательство, затрагивающее положение иностранцев в России и российское гражданство. 

17 марта с.г. Госдума подавляющим большинством  (более 76% - голосовавших) приняла в первом чтении два законопроекта «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений  в некоторые законодательные акты РФ». Данные законопроекты являются пакетом, изменяющим закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Отрицательное отношение к законопроектам были высказаны со стороны фракций «Родина» и КПРФ. Их представители голосовали против принятия законопроектов, потому что видят в них основу для обвальных потоков инородческих мигрантов, которые отрицательно скажутся на демографических показателях российского населения. Действительно, такая опасность есть, но она кроется, на наш взгляд, не в предложенных законопроектах, которые вводят облегченный порядок легализации мигрантов, прибывающих из стран с безвизовым режимом. Для более жесткого контроля за миграцией из постсоветских стран, которые создают проблемы, можно вводить визовый режим. Как это сделано в отношении Туркмении и Грузии. Но для тех, кому Россия разрешает въезжать без виз, нужно обеспечить четкие, простые и не создающие условий для коррупции процедуры легализации. На это направлены предложенные законопроекты.  В целом - это правильная заявка. Но требуется доработка обоих законопроектов для учета интересов наших соотечественников, прибывших из стран с безвизовым  в отношении России режимом и уже находящихся на территории нашей страны, чтобы и они могли воспользоваться новыми порядком легализации.

Законопроект «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»:

а) устанавливает новый административный порядок учета иностранных граждан в РФ вместо существующего, закрепленного в главах III и IV ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которые признаются утратившими силу. Данная инициатива оправдана, поскольку в большом количестве случаев позволяет сделать  регистрацию иностранцев простой, вплоть до почтового направления в компетентные органы уведомления о его пребывании по определенному адресу;

б) прямо устанавливает уведомительный характер регистрации (за исключением особых зон: границы, чрезвычайного положения и пр.). В настоящее время, несмотря на  существующий и подтвержденный Конституционным судом заявительный характер регистрации, он не воспринимается таковым милицией, которая не регистрирует иностранных граждан даже в квартирах, находящихся в их собственности; 

в) в то же время вводятся дополнительная новая форма учета (регистрации): «по официальному месту жительства», кроме уже принятой: «по месту жительства». Это нововведение, на наш взгляд, неоправданно усложняет понятийный аппарат и делает необходимым согласование нескольких сотен законодательных актов. Те идеи, которые заложены в законопроекте, вполне могли бы реализовываться при уже закрепленных в законодательстве понятиях «место проживания», «место пребывания». Введение нового понятия затянет реальное введение в действие закона, если не исказит его «благие намерения» в результате  согласований многочисленных подзаконных инструкций. В данной части законопроект нуждается в переработке, с тем, чтобы ограничиться уже закрепленными в законодательстве терминами «место проживания» и «место пребывания»;

г) законопроект не учитывает существующих международных договоров, касающихся особых режимов миграции, на что указывается и  в Заключении Правительства. Например, срок нахождения в РФ без регистрации лиц, прибывших с Украины, продлен до 3-х месяцев. Кроме того, есть договора с Казахстаном, например, о статусе граждан сторон, находящихся на территории другой стороны. В соответствие с данными договорам, права казахстанцев, приехавших в Россию, в части передвижения, такие же, как у граждан РФ, а это значит, что и для них должен быть разрешен трехмесячный срок пребывания в РФ без регистрации. Таким образом, нужна корректировка соответствующих статей законопроекта, которую нужно сделать на стадии подготовки его ко второму чтению;

д) принятие данного законопроекта не решит проблему тысяч мигрантов из стран с безвизовым режимом, прибывших на территорию РФ ранее вступления в силу нововведений и не имеющих регистрации.  Они не смогут воспользоваться  новыми облегченными процедурами. Чтобы вывести тысячи людей из замкнутого круга, надо бы включить в данный закон  специальную статью, имеющую ограниченный срок действия (например, полгода, после введения в действие закона) в течение которого все находящиеся иностранцы могли бы получить миграционные карты не на границе, а в региональных органах ФМС. И смогли со дня получения этой миграционной карты начать процедуру легализации по новому порядку. Т.е. провести, своего рода, иммиграционную амнистию.  При этом мигранты, прибывшие из стран с безвизовым режимом  (т.е. наши соотечественники), получат явные преференции при дальнейшей легализации в РФ, по сравнению с гражданами других государств.

Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и признании утратившими силу отдельных положений ФЗ «О внесении изменений и дополнений  в некоторые законодательные акты РФ»:

а) в первую очередь направлен  на облегчение  легализации иностранцев, прибывших в РФ из стран с безвизовым режимом, тем самым он касается большой части наших соотечественников. Так, логично предложение о получении разрешений на временное проживание для данной категории лиц без учета квот – они же въехали по безвизовому режиму, т.е их приезд не регламентировался со стороны РФ. Однако за пределами предлагаемых новаций остаются те наши соотечественники, которые хотели бы переехать (нуждаются в этом из-за беспросветной жизни в странах, где их застал развал СССР, например, - Туркмения или Грузия), с которыми сейчас визовый режим;

б) в законопроекте вносится новое определение «миграционной карты», которое предусматривает возможность выдачи ее не только на границе, но и в территориальном органе миграционной службы. Это позволяет воспользоваться процедурой легализации тем, кто в настоящее время уже находится на территории РФ, но не имеет миграционной карты. Это узаконивает акции по выдаче миграционных карт нелегалам, эпизодически проводимые во время специальных рейдов ФМС по объектам, на которых трудятся иностранные рабочие. Но данная норма делает возможной также выдачу миграционных карт в органах ФМС на местах всем, кто обратился бы в течение некоторого ограниченного времени – в периоды так называемых «миграционных амнистий». Было бы целесообразно, на наш взгляд,  в первом законопроекте (о миграционном учете) ввести специальную статью, с ограниченным сроком действия, которая бы позволяла провести такую «миграционную амнистию» сразу после вступления в силу нововведений. При ведении миграционных карт в 2003 году уже давался срок на получение их в ОВИРах. Но это не умаляет необходимости сделать это еще раз, поскольку в 2003 году многие, получившие миграционные карты не выезжая за границу, не могли потом легализоваться в стране из-за «непроходимых» процедур регистрации, получения разрешения на работу и пр.. В предложенном проекте данные процедуры выглядят более менее разумными, некоторая корректировка их, с учетом предложений переселенческих организаций может быть проведена на 2-м чтении;

в) в законопроект необходимо внесение поправок, которые упрощали бы порядок легализации для лиц, которые получили свидетельства «переселенцев» в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации. Это позволит решить вопрос для тех соотечественников, которые приехали в Россию из стран, с которыми в настоящее время введен  визовый режим, но есть соглашение о регулировании добровольного переселения. Соглашения о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев подписаны с Туркменистаном, Латвией, Туркменией, Грузией, Киргизией, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией. Казахстаном;

г) в законопроекте признаются утратившими силу отдельные положения, которые касаются  поправок в Федеральных закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» по части регистрации иностранцев, поступающих на военную службу, поскольку эта регистрация будет определяться уже новым порядком,  при условии принятия  обсуждаемого пакета законопроектов.

Принятые в первом чтении законопроекты решают многие вопросы легализации в РФ наших соотечественников из стран с безвизовым режимом. Но эти законопроекты не исключают необходимости разработки специального закона «О репатриации», регулирующего переезд в Россию на постоянное проживание лиц, которых мы относим к российским соотечественникам. Вопрос о разработке названного закона неоднократно поднимался в Госдуме. Его ждут наши соотечественники за ближними границами и те, кто уже на свой страх и риск переехал в Россию и испил горькую чашу переселенца на исторической родине.

Последняя по времени инициатива депутатов Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству  - законопроект «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», внесенный в Госдуму 13 марта с.г. Совет Госдумы принял решение готовить данный законопроект к рассмотрению в первом чтении в апреле.

Законопроект предлагает новую редакцию статьи 10 названного закона. В ней уточняется перечень документов, удостоверяющих гражданство РФ, расширяется этот список. Предлагается прописать в законе, что наличие гражданства РФ может быть удостоверено кроме паспорта гражданина Российской Федерации (внутреннего), загранпаспортом, диппаспортом, служебным паспортом, паспортом моряка, иными документами, вводимыми указами Президента РФ. В частности,  для соотечественников из ближнего зарубежья важно признание загранпаспорта  документом, подтверждающим гражданство РФ, что отражено в законопроекте. При получении гражданства за рубежами РФ, они не могут иметь другого паспорта, кроме зарубежного.

Российское гражданство детей, не достигших 14-летнего возраста, удостоверяется свидетельством о рождении со вкладышем о российском гражданстве, а также паспортом родителя, если в него внесены сведения о ребенке.

Сделанные предложения заслуживают поддержки. Но в то же время законопроект не учитывает недавнюю историю нашего государства. Он не касается случаев приобретения гражданства по действовавшему ранее Закону «О гражданстве РФ» от 1991 года,  когда бывшие граждане СССР оформляли гражданство за новыми границами в  российских консульствах в регистрационном порядке. О приобретении ими гражданства РФ свидетельствовали  либо консульский штамп в паспорте СССР образца 1974 года, либо консульская справка. А детям проставлялся консульский штамп в свидетельство о рождении.  В первой половине 90-х годов редко кто получал загранпаспорта при оформлении нового российского гражданства в странах СНГ и Прибалтики.. Будучи уверенными в том, что они граждане России, соотечественники переезжали на историческую родину, несли здесь все обязанности и пользовались правами граждан России. Но когда встал вопрос обмена паспортов на новые, в паспортных столах им стали отказывать. В настоящее время тысячи из них все еще не могут обменять паспорт СССР на российский,  поскольку на них распространяют презумпцию виновности в якобы незаконном получении гражданства.  Новый паспорт не оформляют, пока не получат подтверждения из архивов о факте приобретения гражданства. На это уходят многие месяцы. В настоящее время все данные о приобретении гражданства в консульских учреждениях в станах нового зарубежья сведены в единый архив, переданный МИДом России в МВД. При этом из-за погрешностей в создании единого архива случаются  отказы для вполне добропорядочных приобретателей гражданства РФ.  Чтобы снять огульные обвинения в недобросовестности при приобретении гражданства нашими соотечественниками в странах ближнего зарубежья необходимо признать консульскую справку или консульский штамп  в паспорте СССР образца 1974 года или в свидетельстве о рождении документами, подтверждающими наличие российского гражданства. Это помогло бы тысячам наших соотечественников – граждан Российской Федерации, остающихся по сей день без должным образом оформленных удостоверений личности. Существующее в МВД поверие, что консульские штампы и справки покупались, не лишено оснований, но в наше время любой документ, в том числе и паспорт гражданина РФ – можно купить.  Но зачем же всех заранее подозревать в мошенничестве?



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ