Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №143(01.04.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Итоги выборов президента РБ

Отдел Белоруссии Института стран СНГ

С 14 по 19 марта 2006 года в Белоруссии состоялись выборы президента. По данным Центральной комиссии РБ по проведению выборов и организации республиканских референдумов, 83% избирателей поддержало кандидата Александра Григорьевича Лукашенко. Действующий глава государства, если доверять цифрам Центризбиркома, впервые получил столь внушительную поддержку граждан республики и был в третий раз официально объявлен избранным президентом Республики Белоруссия. Соперники Лукашенко не смогли составить ему достойную конкуренцию и значительно отстали от лидера: за Александра Милинкевича отдали свои голоса 6,1% избирателей, за Сергея Гайдукевича - 3,5%, за Александра Козулина - 2,2%.

Никогда ранее на выборах в независимой Белоруссии явка избирателей не была столь высокой, в голосовании приняло участие 6 630 653 избирателя, что составило 92,9%. Рекордным было и количество избирателей, проголосовавших досрочно – почти 30%. Белорусские власти подчеркнули, что президентские выборы прошли в полном соответствии с конституцией и национальным законодательством, а у избирателей был реальный выбор между различными политическими программами.

Более всего Александра Лукашенко поддержали в Гомельской области, где он получил 90,3% голосов избирателей. А вот в столице республики ему отдали свои голоса только 70,7% избирателей.

Итоги президентских выборов в Белоруссии не явились какой-либо неожиданностью ни для белорусских граждан, причем независимо от их политических пристрастий, ни для международного сообщества. Процедура выборов соответствовала демократической практике и общепризнанным стандартам. Многочисленные внутренние и международные наблюдатели, прежде всего наблюдатели от стран Содружества и России, признали президентские выборы свободными, открытыми и транспарентными. Легитимность результатов президентских выборов в Белоруссии подтвердил МИД России.

Тем не менее, Белый дом поспешил заявить, что «США не признают итоги президентских выборов в Белоруссии и поддерживают призыв оппозиции к проведению повторных выборов». Схожую позицию обозначили Евросоюз, представители парламентских ассамблей НАТО и ОБСЕ, другие международные организации. Особое рвение в опровержении официальных результатов президентских выборов в Белоруссии продемонстрировали наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Правда, в число своих долгосрочных наблюдателей ОБСЕ намеренно не включила представителей России.

Александр Лукашенко на пресс-конференции сразу после выборов подчеркнул, что такого беспрецедентного внешнего давления и агрессивного «антинародного» поведения оппозиции новейшая история Белоруссии еще не знала. Это давление извне и изнутри, по мнению президента, способствовало тому, что был получен такой «ошеломляющий» результат, когда абсолютное большинство поддержало политический курс построения государства для народа.

«Единый» кандидат от оппозиции Александр Милинкевич, как и ожидалось, отверг данные Центризбиркома, которые расценил как «незаконный захват власти». Милинкевич заявил о том, что Александр Лукашенко вообще не имел права участвовать в этих выборах по белорусскому законодательству. Кроме того, не был легитимным референдум 2004 года о продлении президентских полномочий. Был озвучен Милинкевичем и тезис о необходимости проведения повторных выборов.

В декларации народа Республики Беларусь, зачитанной другим проигравшим оппозиционером Александром Козулиным, первым требованием было признать, что избирательная кампания по выборам президента прошла с многочисленными нарушениями законодательства, игнорированием прав наблюдателей. Официальные результаты выборов, как указывалось в этом документе, являются плодом массовых фальсификаций во время голосования и подсчета голосов. Кроме того, были названы и два основных виновника срыва «свободных и демократических выборов» - президент Александр Лукашенко и председатель Центризбиркома Лидия Ермошина.

Собственно, подобная реакция со стороны оппозиционных кандидатов удивления не вызывает. Интересно другое – оппозиция предложила на период проведения повторных выборов исполнение обязанностей президента поручить премьер-министру Сергею Сидорскому. Помимо раскола правящей элиты оппозиция уповает и на расширение связи с гражданским обществом. В рядах структурной оппозиции созрела идея проведения «конгресса сторонников перемен», на котором его участники должны дать оценку нелегитимности избирательной кампании и потребовать проведения в Белоруссии второго тура голосования либо новых президентских выборов.

Внешне успех Александра Лукашенко выглядит очень внушительно, но в ходе избирательной кампании проявились те подспудные явления белорусской жизни, которые не должны расхолаживать ни белорусскую власть, ни  часть российской политической элиты, выступающей за дальнейшее развитие союзных отношений с Белоруссией. С одной стороны оппозиция потерпела серьезное поражение, так как не смогла не то, чтобы добиться второго тура президентских выборов, но даже не сумела получить официального и общественного признания, сколько-либо убедительного процента голосов избирателей отданных за ее кандидатов.

Но все же стоит отметить, что в течение длительного предвыборного марафона, который фактически продолжался не менее года, лидеры оппозиции сумели решить целый ряд вопросов организационно-технического характера. Если ранее, несмотря на многочисленные попытки объединения, оппозиция в целом представляла собой пестрый конгломерат многочисленных, но небольших организаций с крайне амбициозными лидерами во главе, которых объединяла только стойкая  неприязнь к Александру Лукашенко, русскому языку и России, то сейчас сложилась более монолитная и гибкая оппозиционная структура.

Оппозиция не стала менее антирусской и антироссийской, она стала более организованной и, что важно подчеркнуть, более изощренной. Это проявилось, в первую очередь, в том, что оппозиционные кандидаты в своих выступлениях на публике старались касаться только социально-экономических проблем и «этических» сторон деятельности белорусской власти,  старательно замалчивая свое отношение к государственному двуязычию и союзу с Россией. Хотя анализ деятельности Милинкевича и Козулина, а также персональный состав их ближайшего окружения однозначно свидетельствует, что их потенциальный успех на выборах означал бы сдвиг Белоруссии в сторону Запада.

Лидеры оппозиции не скрывают своих намерений уже в ближайшее время попытаться ввергнуть Белоруссию в политическую нестабильность. К примеру, лидер БНФ Винцук Вечерка не без самодовольства заявил, что политический процесс не заканчивается, у оппозиции имеется общенациональная структура, и первый «более-менее острый кризис абсолютно неизбежно приведет» нынешнюю власть к падению. И к этим угрозам стоит отнестись с должным вниманием, так как, по крайней мере, финансирование проекта по свержению режима Александра Лукашенко и отрыва Белоруссии от России будет продолжаться.

В начале марта заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниэл Фрид, выступая в Вашингтоне в Центре стратегических и международных исследований, заявил, что американская администрация уже выделила на нужды белорусской оппозиции 12 миллионов долларов. При этом он подчеркнул, что подобные объемы финансирования сохранятся и в дальнейшем. Генеральный секретарь Совета Евросоюза  Хавьер Солана также поведал общественности, что ЕС через т.н. Европейскую инициативу по демократизации и правам человека уже направил 2 миллиона евро «для диалога с оппозиционными силами Белоруссии».

Работа определенных сил Запада по отчуждению белорусских граждан от  президента все же начинает постепенно приносить свои плоды. Конечно, итог выборов весьма убедителен. Но настораживает другое - на предвыборные встречи с Александром Милинкевичем приходило довольно много людей, причем даже в таких восточных пророссийских городах как Гомель, Витебск, Речица. Трудно предположить, что жители этих городов в ущерб своим коренным интересам вдруг превратились в пропольских националистов. По всей видимости,  не последнюю роль в этом случае играли политически неопределенные протестные настроения и неистребимая вера части электората в возможность простых решений непростых вопросов.

На этих встречах Милинкевич подчеркнуто говорил на русском языке, обещал, что в случае его прихода к власти отношения с Россией будут только улучшаться, но при этом Белоруссия станет частью Евросоюза.  Следует сказать, что все эти  заявления кандидата в президенты  ложились на благодатную почту, ведь в течение последних лет официальная пропаганда  «все уши прожужжала» гражданам республики о «европейскости» белорусов и о том, что Белоруссия является «сердцем» этой самой пресловутой Европы. Александр Милинкевич просто грамотно использовал «почву», подготовленную незадачливыми идеологами белорусской власти.

Во время всей предвыборной гонки большинство встреч  Александра Милинкевича с избирателями, как в Минске, так и в регионах сопровождались проведением несанкционированных уличных мероприятий.  Это способствовало мобилизации и смотру радикальных сил оппозиции, проверке их готовности в условленное время отправиться в Минск для участия в «революционных» событиях.

Заинтересованность в дестабилизации обстановки в Белоруссии неоднократно выказывали США, Евросоюз и, конечно, Польша, проявляющая все большую нетерпимость не только к нынешней белорусской власти, но и к самой возможности построения реального белорусско-российского государства. Варшава не просто высказывает недовольство курсом Александра Лукашенко, а занимается прямым подстрекательством к мятежу и массовым беспорядкам.  Например, за несколько дней до начала голосования председатель делегации Европарламента по отношениям с Белоруссией польский евродепутат Богдан Клих заявил, что неблагоприятный для оппозиции результат избирательной кампании может стать началом новой революции.

Отдельные польские политические деятели попытались непосредственно поучаствовать в этой самой «революции». За подобную активность в Минске был задержан польский депутат Ярослав Ягело, что вызвало бурю возмущения со стороны председателя сейма Польши Марека Юрека. Ну, а президент Польши Лев Качинский, выступая по польскому телевидению, в свою очередь крайне отрицательно оценив итоги белорусских выборов, фактически дал понять, что Польша и в дальнейшем намерена вмешиваться во внутренние дела Белоруссии.

Когда на нескольких дней после 19 марта на Октябрьской площади Минска раскинулось некое жалкое подобие киевского «майдана»,  протестующих «революционеров»  посетили послы 11 государств ЕС, в том числе, Соединенного Королевства, Франции, Германии и Италии. Посол СК Брайан Беннет заявил, что посланники пришли выразить им свою поддержку, так как, по его словам, Европа также не удовлетворена исходом голосования, как и протестующие на площади.

Следует подчеркнуть, что в ходе всех несанкционированных акций оппозиции белорусские силы правопорядка вели себя мягко и чрезвычайно корректно. И только тогда, когда в ходе массового мероприятия 25 марта (оппозицией отмечался т.н. День воли) во главе с бывшим кандидатом в президенты Александром Козулиным толпа в несколько сот человек направилась брать штурмом приемник-изолятор, где содержались осужденные на 15 суток хулиганствующие  оппозиционеры, милиция в соответствии с законом применила силу и рассеяла демонстрантов.

В целом, сейчас в Белоруссии наблюдается объективное противостояние относительно небольшой группы либерально настроенной общественности, выступающей за демократические реформы, и не склонной к каким-либо радикальным преобразованиям президентской администрацией. В еще большей степени такое противостояние характерно для части студенчества и молодежи, т.е. в наиболее активном социальном слое, в среде людей, всегда нетерпимых к любым формам административного произвола. Оппозиционные партии улавливают и в какой-то мере отражают эти протестные настроения, пытаются построить на них свою политическую игру. Ведь для крайне слабой белорусской оппозиции после выборов важнее всего сохраниться, удержать от распада собственные структуры.

Можно не сомневаться, что оппозиция при поддержке США, Евросоюза и Польши пойдет «в народ», вербуя в свои ряды новых бойцов для будущих уличных столкновений. С другой стороны, будут прилагаться усилия по размыванию монолита властной вертикали с помощью западных  фондов и других финансовых институтов.

Президент Александр Лукашенко исходит из представления об отличии исторического пути Белоруссии и всего остального мира, отстаивает уникальность и преимущества «белорусской модели», которая якобы уже сама по себе гарантирует устойчивое развитие. Высшие управленцы республики явно не понимают, что силами только государственного аппарата невозможно постоянно обеспечивать экономический рост, прогресс в социальной сфере. Белорусский лидер, как представляется, сейчас остро  нуждается в структурированной общественной поддержке, в опоре на политические партии созданные снизу, инициативой масс, которых нет пока на политическом поле республики.

Огромное внимание в Минске уделяется укреплению государственного суверенитета. Однако в современную эпоху наиболее успешные государства сознательно идут на ограничение суверенитета и «сверху» (наднациональными органами и международными институтами), и «снизу» (неправительственными организациями, региональными структурами). В экономике, политике и других сферах развитых стран государство уже не выступает в роли традиционного монополиста. В Белоруссии, наоборот, власть противится размыванию суверенитета, стремится к усилению своего влияния на хозяйственную и политическую жизнь, к ужесточению контроля социальной и культурной сферы.

При этом в основном руководством республики задействуется фактор мобилизации кадровых и материальных ресурсов, в том числе под лозунгом национального оборончества, что действительно на каком-то этапе дает очевидный эффект. Однако мобилизационная стратегия не только имеет свой предел, но и таит в себе угрозу внутренней и внешней изоляции, трансформации властного режима в диктаторский. Такая политика президентской администрации не отвечает основным тенденциям современного мирового развития – глобализации, прозрачности границ, повышению коммуникативности, дифференциации, интеграции и демократизации. Станет ли в дальнейшем мириться с такой политикой и государственным устройством белорусское общество, население страны, расположенной в восточной части Центральной Европы?

Следует признать, что увеличению масштабности социального протеста невольно могут способствовать глава государства и его окружение, которые словно не понимают, что сегодня, консервируя ряд абсолютно устаревших политических и экономических конструкций, они льют воду на мельницу общественного недовольства. Правящий класс республики упорно демонстрирует свою неспособность идти в ногу со временем, осознать насущность экономических, либеральных реформ. Тем самым не малочисленная и слабая группа разношерстной оппозиции, а сам властный режим объективно может выступить  катализатором потенциальных социально-политических потрясений.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ