Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №143(01.04.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Решение о «предвыборной» блокаде Приднестровья принималось режимом Ющенко

25.03.2006. Ольвия-пресс

Евгений Шоларь

После трех недель экономической блокады Приднестровской Молдавской Республики можно подвести первые ее итоги. Приходится признать, что итоги эти далеко не столь благоприятны для Республики Молдова, как это пытаются представить штатные кишиневские пропагандисты.

Вопреки широко распространенным версиям, причины установления блокады Приднестровья не связаны с какими-либо внутренними событиями в Республике Молдова. "Предвыборная" блокада была введена режимом Ющенко в качестве расплаты за отмену Соединенными Штатами поправки Джексона-Вэника для Украины и официальное признание украинской экономики рыночной. Таким образом, решение принималось Украиной под давлением США в ходе геополитической игры, никоим образом не учитывающей интересы и субъектность Республики Молдова.

Ведение Украиной новых таможенных правил стало полной неожиданностью для руководства Молдовы. Не было проведено ни предварительной информационно-пропагандистской подготовки, ни прочих соответствующих мероприятий. Тем не менее, растерянные молдавские власти решили на всякий случай сделать "хорошую мину при плохой игре" и изобразили удовлетворение подобным развитием событий.

Данная ситуация еще более осложнила и без того непростые российско-молдавские отношения. И это в условиях, когда Воронин, осознав бесперспективность антироссийской истерии, собрался восстановить отношения с "восточным соседом" и заговорил о намерении посетить с официальным визитом Москву и провести переговоры с Владимиром Путиным. В ходе ряда партийных собраний в районах Молдовы, агитаторы партии Воронина успели сообщить пророссийски настроенному электорату о том, что Воронин уже находится в Москве по приглашению "друга Владимира". Но посол России в Молдавии Николай Рябов четко заявил, что "предпосылки и условия для визита президента Молдавии в Москву могут быть реализованы только после решения целого ряда вопросов экономического и гуманитарного характера, в число которых входит и ситуация вокруг экономической блокады Приднестровья". Налицо внешнеполитический тупик, в который оказались молдавские власти.

Наивный расчет на раскол внутри приднестровского общества не оправдался. Более того, наблюдается еще большее сплочение приднестровцев вокруг нынешних властей ПМР. Единственным пропагандистским шагом Кишинева стало невнятное и безликое заявление от имени "бизнесменов Приднестровья, желающих торговать по новым правилам". В качестве же лиц, представляющих "гражданское общество Приднестровья", молдавским властям пришлось извлекать на свет божий все те же дискредитированные фигуры и структуры, связанные с именем председателя Хельсинкского комитета РМ Штефана Урыту, соратника осужденного за терроризм Илие Илашку.

В долгосрочной перспективе, вопреки бравурным заявлениям официальных представителей РМ, установление блокады ПМР также не соответствует интересам Молдовы. После парламентских выборов на Украине, вне зависимости от их результатов, блокада будет либо снята, либо значительно ослаблена. Срок действия блокады недостаточен для того, чтобы экономически "задушить" Приднестровье, однако вполне достаточен для того, чтобы надолго нарушить все переговорные механизмы между Кишиневом и Тирасполем и еще более отдалить друг от друга правый и левый берега Днестра. И без того туманная перспектива разрешения приднестровского конфликта на выгодных для Молдовы условиях, таким образом, еще более отдаляется, если вообще не отменяется.

Дело в том, что в сложившихся условиях, а также с учетом косовского прецедента, Россия приобретает еще больше моральных и юридических оснований для признания в том или ином виде Приднестровской Молдавской Республики. Более того, именно этого все более настойчиво требует от политических элит РФ российское общественное мнение. В случае реализации подобного сценария, это будет означать полный крах политики Кишинева по "окончательному разрешению приднестровского конфликта". А ведь именно это обещание было одним из основных в обеих последних предвыборных кампаниях партии Владимира Воронина.

Усугубление кризиса вокруг ПМР чревато политическими последствиями в самой Республике Молдова. Ситуация вокруг урегулирования приднестровского конфликта, окончательно заведенного в тупик в результате непродуманной политики команды Воронина, открывает возможность для появления на молдавской политической сцене новых сил, исповедующих альтернативные принципы и подходы, как к разрешению приднестровского вопроса, так и к внешней политике республики в целом. Находясь на стыке крупных геополитических и цивилизационных пространств, Молдавия имеет все шансы извлечь для себя из этого фактора максимальные преимущества. Для этого необходимо проводить более сбалансированную и взвешенную внешнюю политику. В противном случае, республика обречена быть лишь проводником чужих интересов с перспективой полной утраты собственной государственности.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ