Казахстанский истеблишмент большое значение придает возможному председательству республики в ОБСЕ
28.03.2006. Немецкая
волна
В.Волков
Казахстанский истеблишмент большое значение придает
возможному председательству республики в Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе. Кандидатура Казахстана предложена на 2009 год. Если эта
возможность осуществится, Астана сможет не только оказывать значительное влияние
на работу этой организации, но и предъявлять своим критикам аргумент: «Вы
говорите, что у нас грубо нарушают права человека, что у нас авторитарный режим,
но если бы это было так, то нас бы не избрали председательствовать в ОБСЕ»! О
том, какова процедура избрания той или иной кандидатуры и о шансах Казахстана –
в интервью ВВ с немецким экспертом по Центральной Азии Михаэлем Лаубшем.
Господин Лаубш, в понедельник информационное агентство
Интерфакс-Казахстан распространило высказывание действующего председателя
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, министра иностранных дел
Бельгии Карела Де Гухта о возможном председательстве в ОБСЕ Казахстана. Согласно
Интерфаксу, Карел Де Гухт, прибывший в Астану и встретившийся там с президентом
Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, заявил: «Для ОБСЕ очень важно, что в будущем
одна из стран, как мы говорим, к востоку от Вены председательствовала бы в этой
организации. В этом отношении центрально-азиатский регион очень важен. Мы
считаем, что в этом регионе Казахстан является самым достойным, самым возможным
кандидатом на этот пост». Является ли это высказывание сигналом о том, что Запад
видит Казахстан во главе ОБСЕ?
МЛ: Естественно, это факт: никакая
другая страна пока в качестве кандидатуры на председательство в ОБСЕ на 2009 год
не предусмотрена, предложение пока одно – Казахстан. Впрочем, я не думаю, что
взгляд на Казахстан действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел
Бельгии Де Гухта, полностью позитивен. Именно он в последние недели достаточно
много критики высказывал в СМИ и по поводу президентских выборов в Казахстане, и
по поводу случаев гибели оппозиционных политиков в этой стране. Я не думаю, что
Бельгия как действующий председатель ОБСЕ без всяких «но» дает Казахстану свое
«добро» на председательство в ОБСЕ. И подтверждение своей точке зрения я нашел в
пресс-службе ОБСЕ, куда я обратился сразу, как только прочитал сообщение
Интерфакса о высказывании Де Гухта. Тем более, в последние дни из США не слышно
голосов в поддержку Казахстана, и вряд ли бельгийские дипломаты вдруг решили
взять противоположный курс.
Когда должен решаться этот вопрос и какова процедура
принятия решения по нему?
МЛ: Крайний срок для решения вопроса о председательстве в
ОБСЕ – это конец этого года, когда постоянный Совет ОБСЕ должен принять это
решение. Это должно быть единогласное мнение всех членов ОБСЕ в пользу
кандидата. Если хотя бы один член ОБСЕ проголосует «против», то кандидатура
снимается. В свою очередь, это значит, что еще перед голосованием будет
производиться оценка того, какие шансы имеет кандидат на положительный
результат. Если нет, если, к примеру, США, или Евросоюз дадут понять, что не
проголосуют «за», то начнется работа по выдвижению и альтернативного
предложения. То есть такая ситуация, при которой все внимание до конца года
будет сфокусировано лишь на Казахстане, а потом эта кандидатура провалится, вряд
ли возможна. Я полагаю, что с середины года, если выяснится, что некоторые
страны не готовы голосовать за Казахстан, появится альтернативное
предложение.
Как голосуют в постоянном совете ОБСЕ европейские страны,
каждая отдельно или одним голосом?
МЛ: Политика Евросоюза такова, что
в постоянном совете ОБСЕ он голосует одним общим голосом. Это значит, что до
голосования состоится внутренняя дискуссия среди стран ЕС о готовности принять
кандидатуру Казахстана на выборах председательствующего в ОБСЕ. И если единого
мнения не будет достигнуто, то в ход будет запущена примерно та же схема, что и
в целом в ОБСЕ, то есть ЕС приступит к подготовке альтернативного предложения.
Делаться это будет за закрытыми дверями, но в тесной координации с США.
|