БЕЛОРУССИЯ
Хроника
13 апреля. Мэр Москвы Юрий
Лужков заявил о том, что Белоруссия - самая дружественная для России страна, а
белорусы являются самым близким и братским народом. К тому же именно Белоруссия,
по словам Лужкова, остается одним из главных экономических партнеров для
российской столицы, с которым правительство Москвы и в дальнейшем будет
развивать сотрудничество.
13 апреля. Докладчик ПАСЕ по
Белоруссии Андрес Херкель выступил с предложением провести перевыборы президента
РБ. Ограниченность прав наблюдателей в ходе предвыборной и выборной кампаний
Белоруссии, отсутствие равных возможностей для оппозиции и управляющей партии,
по мнению Херкеля, говорят о том, что нужно провести перевыборы в Белоруссии «с
учетом существующих норм и правил».
14 апреля. В Минске прошли
заседания Интеграционного комитета ЕврАзЭС и Группы высокого уровня по
формированию ЕЭП.
14 апреля. Председатель
правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович на встрече с депутатами
Палаты представителей НС заявил, что введение российского рубля на территории
Белоруссии ранее 1 января 2008 года невозможно. Прокопович также подчеркнул, что
введение российского рубля на территории Белоруссии должно быть заключительным
этапом интеграции двух стран, после создания единого таможенного пространство,
равных условий для субъектов хозяйствования Белоруссии и России.
18 апреля. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ, согласно которому строительство и
ввод в эксплуатацию газопровода Жабинка-Знаменка-Томашевка и
газораспределительной станции должны быть осуществлены до 1 декабря 2007
года.
19 апреля. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко провел совещание по рассмотрению структуры
республиканских органов государственного управления. Президент заверил
участников, что большинство чиновников из состава кабинета министров республики
останутся на старых должностях, сохранят свои кресла и председатели
государственных комитетов.
19 апреля. В Минске
открылась международная специализированная выставка-ярмарка по оптовой продаже
товаров и оборудования легкой и текстильной промышленности. Участие в ней
приняли 150 предприятий из Италии, Литвы, России, Польши, Украины, Эстонии,
Южной Кореи, Белоруссии.
19 апреля. Сотрудничество с
государствами СНГ всегда было и останется одним из приоритетов внешней политики
Беларуси. Об этом заявил 19 апреля Президент Беларуси Александр Лукашенко на
встрече с руководителями делегаций пограничных ведомств государств-участников
Содружества Независимых Государств.
20 апреля. Всемирный банк
объявил о том, что выделит Белоруссии 15 миллионов долларов США на ликвидацию
последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
20 апреля. Седьмое заседание
смешанной белорусско-иранской комиссии по вопросам экономического сотрудничества
прошло в Минске. На нем был обсужден комплекс вопросов двусторонних
торгово-экономических и инвестиционных связей, развития сотрудничества в сфере
культуры, науки, образования и здравоохранения. Особое внимание стороны уделили
проблеме иранских инвестиций в экономику РБ и партнерству в нефтехимической
сфере.
20 апреля. В Москве
состоялась встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с
руководителем внешнеполитического ведомства Белоруссии Сергеем Мартыновым. Во
время переговоров был рассмотрен широкий круг вопросов российско-белорусского
сотрудничества. Министры обменялись мнениями о ходе выполнения Программы
согласованных действий в области внешней политики, дальнейшем углублении
взаимодействия двух стран на международной арене.
21 апреля. Заместитель
председателя комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной
Думы ФС России Сергей Антуфьев представил на пленарном заседании Госдумы проект
Постановления «О недопустимости вмешательства во внутренние дела Белоруссии».
Палата одобрила проект постановления без обсуждения (416 депутатов - за, 4 –
против). В тексте заявления говорится, что Государственная Дума выражает
серьезную озабоченность в связи с непрекращающимися попытками вмешательства во
внутренние дела суверенного государства — Белоруссии. Отмечено, что неуважение к
Белоруссии проявляется не только в принятии резолюций антибелорусской
направленности, но и во введении санкций в отношении руководителей государства.
Депутаты Государственной Думы считают, что сторонники конфронтации и
международной изоляции Белоруссии в европейских государствах прибегают к двойным
стандартам при оценке политических процессов в Белоруссии, предвзято
комментируют ход и итоги демократических конституционных процедур,
предусмотренных белорусским законодательством.
22 апреля. Вместо президента
Белоруссии на Кубу вылетел премьер-министр РБ Сергей Сидорский. В ходе
официального визита на Кубу он пообещал оказать помощь кубинской экономике.
Сидорский также поблагодарил кубинскую сторону за поддержку Белоруссии по
различным вопросам в международных отношениях.
23 апреля. В день Пасхи
президент Белоруссии по традиции принял участие в праздничном богослужении в
Свято–Духовом кафедральном соборе. Александр Лукашенко при этом заявил: «мы
можем с уверенностью смотреть в будущее, понимая, что когда мы единый народ,
когда нас не оставляет вера, то все в наших руках».
24 апреля. Белоруссии и
России следует взвешенно, с учетом экономических особенностей двух стран решать
вопросы ценообразования на газ. Такое мнение высказал посол России в Минске
Александр Суриков в ходе встречи с председателем Палаты представителей
Национального собрания Владимиром Коноплевым. Сторонам, по мнению Сурикова,
необходимо искать разумные пути выхода из сложившейся ситуации, разумные подходы
с консолидацией взаимодействия в газотранспортной сфере, наращивать
сотрудничество российского «Газпрома» с «Белтрансгазом». С окончанием
строительства первой очереди Северо-европейского газопровода, которая позволит
транспортировать газ в Европу в объеме 33 млрд. куб. метров, у «Белтрансгаза»
могут появиться значительные проблемы, - подчеркнул глава миссии. Александр
Суриков также выразил убеждение в том, что газовая проблематика не является
главной в отношениях между Россией и Белоруссией.
24 апреля. Первый
заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко заявил, что республика
заинтересована в участии России в реализации ряда крупных инвестиционных
проектов в сфере энергетики и нефтехимии. Одним из этих проектов, по словам
Семашко, может быть участие «Газпрома» в расширении мощностей по производству
азотных удобрений на предприятии «Гродно Азот».
24 апреля. Около 700
студентов и преподавателей Белорусского государственного университета пришлось
эвакуировать из главного корпуса БГУ из-за ложного сообщения о минировании этого
здания.
24 апреля. Посол
председательствующей в Евросоюзе Австрии в России и Белоруссии Мартин Вукович в
интервью газете «Время новостей» заявил, что рассчитывает на сближение
подходов ЕС и России к официальным белорусским властям. Расхождения между ЕС и
Россией лишь в том, как наиболее целесообразно обращаться с режимом Лукашенко,
подчеркнул Вукович.
25 апреля. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко совершил рабочую поездку в Гомельскую область,
посетив районы, пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы.
25 апреля. Около тридцати
боевых самолетов и вертолетов России и Белоруссии приняли участие в тренировке
Объединенной системы ПВО СНГ. К КШУ были привлечены все силы и средства
противовоздушной обороны Белоруссии, находящиеся на боевом дежурстве. В ходе
тренировки российские самолеты осуществляли посадку на белорусских аэродромах
Барановичи и Россь, а белорусские самолеты Су-24 и Су-27 совершили перелет на
российские аэродромы Сиверское и Ладейное Поле.
26 апреля. Белорусская
оппозиция провела акцию «Чернобыльский шлях-2006», приуроченную к 20-й годовщине
аварии на ЧАЭС. В шествии по улицам Минска приняли участие около 5 тысяч
человек.
27 апреля. В Минске
правоохранительными органами были задержаны экс-кандидат в президенты РБ
Александр Милинкевич, председатель ПКБ Сергей Калякин и лидер Партии труда
Александр Бухвостов. Днем ранее был задержан другой оппозиционер – председатель
партии БНФ Винцук Вячерка.
27 апреля. Правительство
Белоруссии утвердило бюджет прожиточного минимума. В ценах марта 2006 года в
расчете на один месяц в среднем на душу населения он составил 162 тысячи 500
белорусских рублей.
27 апреля. «ЛУКОЙЛ» и
«Нафтан» создали совместное предприятие по производству присадок для моторных
масел. Учредительные документы СП подписали в Новополоцке генеральный директор
ОАО «Нафтан» Вячеслав Якушев и генеральный директор ООО «ЛЛК-Интернэшнл» Максим
Дондэ.
27 апреля. Начался визит
делегации Национального собрания Белоруссии в Санкт-Петербург. Депутаты НС
приняли участие в международном парламентском форуме и в праздновании 100-летия
Государственной Думы России.
1 мая. С этой даты в
Белоруссии повышаются трудовые пенсии в среднем на 7%.
Белорусская оппозиция: поиск новой стратегии
Владислав Лосев, Александр Фадеев
На заседании т.н. политического собрания демократических
сил Белоруссии 24 апреля в Минске была утверждена стратегия действий оппозиции
на ближайшие полтора года и объявлено о развертывании движения "За свабоду".
Руководитель партии БНФ Винцук Вячорка считает, что основной целью
оппозиции является борьба за проведение свободных и справедливых выборов главы
государства. Кроме того, по прогнозам оппозиционных функционеров, в начале
следующего года в республике начнется экономический кризис в связи с повышением
цен на импортируемый российский газ. А это даст оппозиции шанс не только
выступить со своей антикризисной программой, но и инициировать «массовые уличные
акции, забастовки, и другие формы мирного протеста».
Все это лишний раз свидетельствует о том, что после
поражения на президентских выборах белорусская оппозиция лихорадочно начала
искать пути сохранения своих партийных структур. При этом старый подход,
выражавшийся в надежде быстро опротестовать итоги выборов президента республики,
добиться с помощью западного сообщества и манифестаций сторонников оппозиции
признания нелегитимным статуса Александра Лукашенко и назначения перевыборов
главы государства к лету текущего года, перестает рассматриваться как
приоритетный и реально осуществимый. Теперь лидеры оппозиции заявляют о том, что
будут добиваться отстранения от власти президента Лукашенко через два года или,
если позволят обстоятельства, то и быстрее.
В этом контексте главной задачей для оппозиции, как
представляется, является стремление убедить руководство Евросоюза, другие
евроинституты, а также Вашингтон в том, что оппозиционные группы сохранили свой
протестный потенциал и продолжат решительно бороться с администрацией Александра
Лукашенко. Следует убедить Запад в том, что ядром сопротивления в Белоруссии
могут выступать исключительно оппозиционные партии, участвовавшие в проекте
«Милинкевич». Остальные оппозиционные группы должны с помощью Запада признать
ведущую роль этой ядерной организации и следовать в ее фарватере.
С другой стороны оппозиционеры делают все, чтобы
показать неумолимое падение в белорусском обществе авторитета и влияния
президента Лукашенко. В противном случае Западный альянс, убедившись в слабости
и недееспособности оппозиционных партий, отсутствии их влияния на массы, может
сократить или вовсе прекратить их финансовую поддержку. А это неизбежно приведет
к исчезновению организованной оппозиции, претендующей на монопольную роль по
продвижению западной демократии в Белоруссии.
По убеждению Александра Милинкевича, власть боится
только улицы, в силу этого цель оппозиции - предпринимать максимум усилий с тем,
чтобы на улицу выходило все больше людей. Однако часть влиятельных функционеров
оппозиции склоняется сегодня к идее планомерной «осады режима», которая должна
временно сменить тактику концентрированных протестных акций на улицах столицы и
других белорусских городов.
Идеологи оппозиции в настоящее время стремятся найти
новые формы участия в «оппозиционном политическом процессе», в том числе и
в виде «пассивной поддержки» со стороны широких слоев белорусского общества. С
целью вовлечения в прозападную оппозиционную деятельность протестных масс
населения, не отождествляющих себя с нынешней оппозицией, начало
организовываться так называемое Движение белорусской солидарности «Разам»
(«Вместе»), которое является калькой с печально известных сербского «Отпора»,
грузинской «Кмары». Данное нелегальное объединение было создано 31 марта
текущего года на закрытой встрече в одном из ночных клубов Минска. Руководителем
оперативного штаба стал один из лидеров партии БНФ Вячеслав Сивчик.
Именно за счет формирования широкого слоя
антипрезидентски настроенного «пассива» оппозиция намерена расширять ряды
своих активных сторонников. Но для того, чтобы оппозиционный «пассив» стал
«активом» необходимо не только сохранение, но и нарастание протестных
настроений в обществе. А это возможно только в случае ухудшения
социально-экономического положения в республике.
По этой причине оппозиционные лидеры выступают за
полномасштабные санкции со стороны ЕС и со скрытым злорадством встретили
перспективу повышения цен на импортируемый в РБ газ со стороны «Газпрома». Как
заметил один из ведущих оппозиционных аналитиков Александр Класковский, прессинг
«Газпрома» становится элементом давления на власть, слабость которой особенно
очевидна, поскольку рост цен на газ неминуемо вызовет снижение
благосостояния народа, что может вызвать социальный взрыв.
Критическим выглядит факт отсутствия у оппозиции опоры в
широких кругах белорусского общества. Это прекрасно понимают лидеры
оппозиционных партий, которые предложили новую тактику поведения своих
активистов, состоящую в переходе к рутинной работе по постоянному просвещению
белорусского населения. Черты этой новой тактики озвучил Александр Милинкевич,
который заявил о том, что «десятки тысяч волонтеров свободы» устремятся в народ,
каждый день неся белорусам слово правды о демократии и правах человека. Такое
направление деятельности получило условное наименование «свободное слово».
В рамках программы «свободное слово» планируется
развернуть за пределами белорусской территории теле- и радиостанции с персоналом
из белорусских оппозиционеров, которые будут в постоянном режиме осуществлять
вещание на население республики. Большое значение придается расширению
интернет-ресурсов белорусской оппозиции, а также изданию и распространению в
Белоруссии региональных, локальных газет, информационных бюллетеней, данных
«независимых» социологических опросов и пропагандистских листовок.
Другая программа оппозиции – «свободное образование»
предполагает создание сети народных университетов свободы непосредственно на
территории Белоруссии и организацию параллельного обучения и стажировки групп
белорусской молодежи в университетских центрах Западной Европы, прежде всего
Польши, и других организациях за границей.
Одним из перспективных, с точки зрения лидеров
оппозиции, направлений ее деятельности является работа с «независимо мыслящим»
сетевым сообществом. Одной из форм антипрезидентского протеста новой «сетевой
оппозиции» являются кратковременные публичные действия, когда группа людей (как
правило, молодежи) в заранее определенном месте проводит скоротечную протестную
акцию и быстро расходится. При этом переговоры о месте и времени проведения
мероприятия ведутся посредством Интернета. В Минске прошло несколько таких
«молниеносных» акций. Большинство участников были студентами и ранее в
оппозиционных акциях не принимали участия.
С принятием известно антибелорусской резолюции
Европарламентом лидеры оппозиции связывают дальнейшее расширение поддержки
своей деятельности со стороны Евросоюза. Поддержка будет осуществляться в двух
вариантах – краткосрочном и долгосрочном.
Краткосрочный включает в себя «поддержку
репрессированных по политическим мотивам»: предоставление студентам возможности
получения образования в вузах стран ЕС, преимущественно, Польши и Чехии. С этой
целью в Польше, правительством этой страны совместно с Варшавским,
Краковским, Познаньским и некоторыми другими университетами создан специальный
Фонд им К. Калиновского, который будет оплачивать обучение и проживание в
польских вузах молодых противников Лукашенко с последующей помощью в
трудоустройстве. Всего польские университеты на таких условиях готовы принять
порядка трехсот студентов из Белоруссии. Помимо этого польское правительство
намерено разработать программу стажировок в Польше «молодых белорусских
интеллектуалов».
Польша вообще отличается особой активностью в поддержке
оппозиции и, в целом, антироссийских сил в Белоруссии. Президент Польши Лех
Качинский заявил, что Варшава оценивает президентские выборы в Белоруссии
чрезвычайно отрицательно и будет поддерживать демократию в этой республике
«насколько сможет». Польское руководство, по словам Качинского, остается одним
из самых заинтересованных в мире по белорусскому вопросу. РП придерживается
наиболее жесткой линии в плане применения санкций Евросоюза к белорусским
властям. Так, польский премьер-министр К. Мартинкевич настаивает на том,
чтобы «сотням, а может и тысячам белорусских ответственных лиц должен быть
запрещен въезд в ЕС».
Чехия в настоящий момент пытается стать главным актором
содействия евроинтеграции и еврососедства на восточном направлении для тех стран
и политических структур, которые продемонстрировали свою ориентацию на структуры
ЕС и Североатлантический альянс. Именно Град первым предложил конкретную
программу по оказанию практической помощи в контексте реализации плана действий
«Украина – Евросоюз». Чехия первой пошла на либерализацию визового режима с
Украиной. Чехия является единственной страной Евросоюза, в которой политический
переворот на Украине обозначается буквально так - «Оранжевая Революция».
Чехия учитывает, что в 2007 году после вступления в
Евросоюз Румынии Молдова станет непосредственным соседом ЕС. Прага после
недружественных и оскорбительных демаршей Кишинева в адрес Москвы не только
подняла статус дипломатических отношений с Молдовой, увеличив при этом ввоз
товаров в эту самую бедную страну Европы в 2004 – 2005 гг. на 1000% (!), но и
предложила ЕС свои услуги в решении проблемы «Приднестровской области».
Поэтому неудивительно, что правительство Чехии приняло
решение о финансовой поддержке белорусской оппозиции, выделив на эти цели из
государственного бюджета 815 тысяч долларов США. Указанные средства планируется
направить на предоставление стипендий участвовавшим в акциях протеста
белорусским студентам, распространение на территории
Белоруссии информационных материалов, направленных на пропаганду вступления РБ в
ЕС, поддержку белорусских оппозиционных и чешских неправительственных
организаций, работающих на белорусском направлении и «оздоровительные» поездки
белорусских оппозиционеров, «пострадавших» во время антипрезидентских
демонстраций.
В частности, чешское правительство планирует
финансировать ряд проектов чешских неправительственных организаций (НПО),
которые направлены на поддержку белорусской оппозиции. Среди них программы
«Европейская альтернатива для Республики Беларусь» (НПО «Ассоциация по
международным вопросам»), «Развитие демократического самоуправления в Республике
Беларусь» (НПО «Союз городов и деревень Чехии»), «Обучение студентов из Ирака,
Республики Беларусь и Украины» (университет г. Градец-Кралове), программа
«Дороги к народному возрождению» (Карлов университет), а также
проект «Помощь политически преследуемым и дискуссия о чешском влиянии па
преобразования в Республике Беларусь» (НПО «Человек в нужде»).
Сенатом Чехии по инициативе его председателя г-на
Соботки (который очевидно мечтает присутствовать на инаугурации Милинкевича в
Минске, подобной церемонии вступления в должность украинского президента Ющенко,
на которой Соботка представлял Чехию) была создана специальная парламентская
комиссия по поддержке оппозиционных политиков в Белоруссии. Основными задачами
данной комиссии являются слежение за развитием внутриполитической обстановки в
республике и поддержка оппозиционных политиков через чешские неправительственные
организации.
Долгосрочная поддержка со стороны ЕС предполагает
выделение средств на общественную и политическую деятельность «объединенной
оппозиции» и развитие оппозиционных СМИ. При этом особое внимание будет
уделяться развитию Интернет-ресурсов вследствие быстрого развития в Белоруссии
«сетевого пространства» и высоких темпов роста количества сетевых пользователей.
Помимо традиционных способов поддержки оппозиции,
появился еще один канал лоббирования ее интересов в Европейском союзе. В начале
апреля Объединенная гражданская партия и партия Белорусский народный фронт (обе
входят в «объединенную оппозицию») получили статус наблюдателей в Европейской
народной партии, крупнейшей в Европарламенте. По словам одного из ведущих
идеологов оппозиции Ярослава Романчука, «членство в ЕНП создает дополнительные
возможности привлечения внимания к Белоруссии». По его мнению, возможности
продвижения интересов оппозиции в ЕС значительно возрастут. Открывающийся канал
влияния оппозиция намерена использовать для более активного продвижения
программ, направленных на отстранения от власти президента Александра Лукашенко,
вступление Белоруссии в Евросоюз. Фактически став ассоциированными членами
Европейской народной партии БНФ и ОГП, по сути, стали легальной «пятой колонной»
ЕС в Белоруссии.
Получив поддержку со стороны США (по словам зам.
госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниэла Фрида в текущем
году на «демократизацию» РБ администрация США выделяет 12 млн. долларов) и
Евросоюза оппозиция намерена сосредоточить основные усилия на работе с
населением, делая ставку на расширение стихийных протестных настроений с
переводом последних в массовые уличные выступления весной 2007 года.
В отличие от президентских выборов 2001 года результаты
прошедших президентских выборов не произвели на оппозицию того деморализующего
эффекта, на который, по всей видимости, рассчитывала нынешняя белорусская
власть. Это обусловлено, очевидно, не только постоянно действующей политической
и финансовой поддержкой со стороны США и Евросоюза, но и тем, что оппозиции
известна, возросшая в последнее время степень поддержки со стороны населения, в
первую очередь, со стороны студенческой и другой учащейся молодежи.
Постоянная и целенаправленная поддержка Запада привела к
возникновению на базе оппозиционных организаций различного толка
значительного количества (от нескольких сот до нескольких тысяч)
профессиональных функционеров оппозиции, которые действуют
практически во всех регионах республики. Фактически можно говорить о создании в
республике формально многоликой, но достаточно сплоченной прозападной
оппозиционной организации, лидером которой считается Александр Милинкевич.
Большую организующую роль в этой структуре играет
руководитель штаба Милинкевича, 1-й секретарь Партии коммунистов
Белорусской (ПКБ), опытный аппаратный работник (ранее он был председателем
одного из райисполкомов Минска) Сергей Калякин. Следует специально
подчеркнуть в этой связи, что после завершения президентской избирательной
кампании предвыборные штабы Милинкевича и Козулина не прекратили свою
деятельность и превратились в постоянно действующие руководящие органы
оппозиции, как в Минске, так и в регионах Белоруссии.
В настоящее время идеологи и лидеры оппозиции
стараются маскировать свою антироссийскую направленность, используют
существующую в некоторых слоях белорусского общества психологическую усталость
от длительного нахождения Александра Лукашенко на посту главы государства (12
лет!). Поэтому выдвигаются в качестве основных лозунги «Надоел!», «Он должен
уйти!» и им подобные.
В Белоруссии отсутствуют какие-либо признаки
неустойчивости власти. Электоральная база оппозиции по сравнению с предыдущими
президентскими выборами-2001 действительно расширилась, но не настолько, чтобы
спровоцировать возникновение революционной ситуации. Оппозиционные партии и
группы вынуждены существовать и действовать вне институциональной структуры
власти, являясь внесистемными, внепарламентскими периферийными политическими
образованиями. Оппозиционные функционеры, помимо прочего, лишены возможности
включиться в сложившуюся в Белоруссии селективную схему делегирования или
рекрутирования во власть.
В то же время маргинальная, по сути, оппозиция заметно
усилила мобилизационные возможности своих сторонников и смогла возродить
проведение массовых уличных манифестаций, хотя и явно недостаточных для
осуществления «цветного» переворота. Поэтому, надо полагать, что главной заботой
оппозиционных лидеров в ближайшее время будет стремление придания подлинной
массовости антипрезидентскому движению.
Белорусская оппозиция научилась использовать промахи и
ошибки правящего класса республики, число которых множится в силу слабой
профессиональной компетенции правительственных чиновников и крайне низкого
экспертного обеспечения государственных решений. Кроме того, выявились и слабые
стороны идейных концепций и практики белорусской «горки»: излишняя и нарочитая
идеализация политики президента Лукашенко, ведущая к культу личности,
ожесточенная нетерпимость ко всему, что противоречит государственной иерархии и
курсу правительствующего лагеря, борьба с любыми видами общественного контроля
за деятельностью госаппарата, ограничение привилегий кругом статусных чиновников
и т.п. Особо выделим здесь сосредоточение собственности и ресурсов республики в
руках президентской администрации, что можно классифицировать как определенную
форму латентной приватизации.
Отдельные белорусские эксперты считают, что социальная
база для перемен в Белоруссии уже сложилась, однако готовность белорусского
общества к переменам не следует ни недооценивать (что делает власть), ни
переоценивать (что делает оппозиция). Очевидно то, что официальные результаты
социально-экономического роста, включая повышение материального уровня,
благосостояния населения, изрядно завышены. Существенного улучшения своей жизни
большие слои белорусского общества не ощущают, а отсюда и тяга к потенциальным
трансформациям, реформам, надежда на Запад. Это состояние определенных
социальных групп эффективно используют внешние манипуляторы в целях разрушения
легитимного порядка в Белоруссии.
Пресловутая инертность, пассивность белорусского
общества, искусственное во многом исключение значительных слоев граждан из
политических, социальных и экономических процессов пока были на руку
президентской администрации. Однако это специфическое состояние белорусского
социума может с успехом использовать и оппозиция, а поскольку твердых
государственных убеждений, мышления и принципов у общества республики просто
нет, то белорусское население легко может стать объектом политических
спекуляций, если они основаны на лозунгах быстрого улучшения жизни. Ведь
лояльное отношение большинства белорусов к режиму президента Лукашенко связано
было исключительно с уровнем относительного социального преуспевания,
стабильности и гарантиями защиты личности со стороны государства. Но оппозиция
это прекрасно понимает и с помощью мощной информационной машины «коллективного
Запада» постарается показать (а это не сложно), что эти социальные параметры
резко отстали от соседей Белоруссии, выбравших другие (западные) ориентиры
развития.
Заманчивые картины повышения личного благосостояния,
создания условий для социальной самореализации в случае прихода оппозиции к
власти уже присутствовали в предвыборных программах и выступлениях кандидатов от
оппозиции. Сейчас упор делается и на аргументы в пользу того, что на
территории республики парадигмы развития нет, а присутствует комплекс кризисных
явлений. Режим Александра Лукашенко смог только построить неполноценное
диктаторское государство с отсталой экономикой и господством чиновников.
Естественно, что белорусам, привыкшим к одномерному восприятию действительности,
попытаются навязать вывод об аномальности и ущербности такого государства,
требующего демонтажа.
Независимые социологические исследования проф. О.
Манаева показывают, что на вопрос «Если бы пришлось выбирать между объединением
с Россией и вступлением в ЕС» 56,1% выбрали бы единство с Россией, а 31,9% –
вступление в ЕС. Число последних, скорее всего, будет неуклонно расти, ведь в
Белоруссии «проевропейской» пропагандой занимаются не столько оппозиционные,
сколько ведущие государственные СМИ. В первую очередь, это белорусские
телеканалы и «главная газета страны», орган администрации президента РБ
«Беларусь сегодня». Официозные средства массовой информации бесконечно
твердят о «Беларуси как центре Европы», «об исконной европейскости
белорусов» и т.д. У значительной части белорусских граждан в сознании уже прочно
укоренился идеологический штамп о своей принадлежности к центрально-европейской
цивилизации, и поэтому вполне объяснимым может оказаться их последующее желание
увидеть Белоруссию в составе Евросоюза.
ЕС не успокоится, пока в Белоруссии не произойдут перемены
24.04.2006. Время
новостей
Ольга Томашевская
Минск делает ставку на развитие сотрудничества со
странами Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока в связи с непризнанием
Западом итогов президентских выборов в Белоруссии 19 марта. В пятницу Александр
Лукашенко встретился с министром торговли Ирана, а премьер Сергей Сидорский
провел переговоры в Гаване, куда сам Лукашенко отправится осенью. Начало визита
белорусской делегации на Кубу омрачил отказ Канады в дозаправке самолета. Вчера
в дозаправке возвращающейся домой делегации отказали уже США. Еще двум
чиновникам, на которых распространяются визовые ограничения западных стран,
пришлось остаться в Минске. О перспективах отношений между Белоруссией и
Евросоюзом (10 апреля он ввел визовые ограничения в отношении белорусских
госчиновников) в интервью «Времени новостей» рассказал посол Австрии в России и
Белоруссии Мартин ВУКОВИЧ.
— Президентские выборы, прошедшие в Белоруссии 19 марта,
не были демократичными, свободными и справедливыми. Последовавшие демонстрации
протеста были насильственно разогнаны, а их многочисленные участники были
арестованы только потому, что пользовались правами человека — правом на участие
в демонстрации и правом на свободное выражение убеждений. Этими действиями
власти Белоруссии сами себя изолировали. Поэтому Евросоюз принял меры по
отношению к тем, кто несет ответственность за это, в том числе к Александру
Лукашенко. ЕС не откажется от требований к правительству Белоруссии об
освобождении всех арестованных по политическим мотивам, в частности бывшего
кандидата в президенты Александра Козулина. Напомню также, что федеральный
канцлер Австрии и председатель Европейского Совета ЕС Вольфганг Шюссель заявил
недавно: «Милинкевич (лидер белорусской объединенной оппозиции. — Ред.)
заслуживает любую возможную политическую, экономическую, а также финансовую
поддержку, где только это будет необходимо». ЕС не успокоится, пока в Белоруссии
не произойдут перемены.
— После выборов ЕС ввел визовые
ограничения для белорусских чиновников. Возможно ли расширение санкций?
— Совет ЕС рассматривает возможность принятия
дополнительных мер против правительства, которые, разумеется, не должны
коснуться простых граждан. Одновременно разрабатываются меры по поддержке
населения Белоруссии. Ряд стран ЕС предоставят белорусским студентам,
исключенным из вузов за участие в демонстрациях, места в своих университетах и
стипендии. Именно молодые люди должны получить возможность ездить на Запад и
вернуться домой с опытом жизни в демократических странах. Это еще один способ
укрепления гражданского общества.
— Представители Минска ранее
говорили об ответных мерах, например об ограничении транзита товаров и
энергоресурсов в Западную Европу через территорию Белоруссии. Насколько
болезненными для ЕС могут оказаться такие меры?
— Нельзя переоценивать значение транзита через
территорию Белоруссии. Я убежден, что «Газпром» обеспечит беспрепятственный
транзит природного газа. А транспортировка остальных товаров не ограничена
определенными маршрутами. Белорусская блокада коснулась бы в основном транзита
между Россией и ЕС. Напомню, что около 60% российского экспорта приходится на
ЕС, оттуда поступает примерно 50% российского импорта. Однако поставки в Россию
составляют 8% всего экспорта Евросоюза, а доля импорта из России — это лишь 5%
от общего объема. Так что подобные меры со стороны Белоруссии могли бы затронуть
в основном российскую экономику. Вряд ли Москва допустит это.
— Могут ли ЕС и Россия
выработать общую позицию по белорусскому вопросу?
— В Европе есть консенсус в вопросе действий против
режима Лукашенко. Европейскую политику в отношении Белоруссии поддерживают не
только 25 стран—членов ЕС, но и будущие страны—члены Евросоюза Румыния и
Болгария, а также страны—кандидаты на вступление Турция, Хорватия и Македония,
возможные страны-кандидаты Албания, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория.
Сюда можно добавить страны Европейского экономического пространства Исландию,
Лихтенштейн и Норвегию, а также Украину и Молдову.
Я считаю, что у России большие симпатии не к режиму
Лукашенко, а к белорусскому народу. Часть российских СМИ, в том числе
гостелеканалы, критически сообщали о насильственных действиях белорусской
милиции в отношении мирных демонстрантов. Расхождения между ЕС и Россией лишь в
том, как наиболее целесообразно обращаться с режимом Лукашенко. Надеюсь, что как
стратегические партнеры ЕС и Россия и в этом отношении приблизятся друг к
другу.
52% белорусов считают себя советскими людьми
24.04.2006.
Белорусские Новости
Андрей Лобанов
Большинство белорусов в третий раз подряд выбрали
Александра Лукашенко президентом главным образом не потому, что от добра добра
не ищут, а потому, что считают его идеалом политика. Таковы результаты опроса
общественного мнения, обнародованные известным социологом, профессором Олегом
Манаевым.
Респондентам предлагалось ответить на вопрос, кто
из современных политиков высшего ранга соответствует их идеалу политика?
Александра Лукашенко назвали 44,7%, Владимира Путина — 27,1%, Джорджа Буша —
4,6%, Жака Ширака — 4,4%, Фиделя Кастро — 3,9%, Ангелу Меркель — 3,7%, Тони
Блэра — 3,5%, Юлию Тимошенко — 3,2%, у остальных политиков — менее 3%.
Интересно, что Лукашенко впервые за 6 лет обошел по
этому своеобразному рейтингу своего постоянного конкурента Путина. Причем обошел
сразу же почти в 1,7 раза. Социологи отмечают, что "этот скачок прямо связан с
избирательной кампанией. Вместе с тем можно полагать, что и после нее его
преимущество не исчезнет, хотя, вероятно, немного уменьшится".
Те, кто избрал своим идеалом политика Лукашенко, почти
все за него и проголосовали на недавних президентских выборах (94%). Однако и
среди тех, кто предпочел Путина, больше половины (53,5%) также проголосовали за
Лукашенко. "Вероятно, его электорат воспринимает лидеров обеих стран
принадлежащими как бы к одному политическому типажу, который приемлем для
большинства. Что касается тех, кто выбрал в качестве идеала западных лидеров,
большинство из них проголосовали за А.Милинкевича. Большая часть тех, кто
идеалом считает Ю.Тимошенко, также предпочли А.Милинкевича. В данном случае
результат, скорее всего, связан с тем, что оба эти политика воспринимаются
частью электората как символ необходимых перемен в обществе", — отмечают авторы
исследования.
Если был бы учрежден пост президента Беларуси и России,
44,4% наших граждан хотело бы видеть на нем Лукашенко, 22% — Путина.
Впрочем, если будет проводиться референдум о принятии
Конституционного акта Союза Беларуси и России, в котором поста президента,
скорее всего, не будет, то 48,2% на сегодняшний день намерены проголосовать
"за". Антисоюзные настроения достаточно сильны: 28,3% будут голосовать "против",
а 10,4% вообще не пойдут голосовать. Остальные не определились.
Из тех, кто на гипотетическом референдуме поддержал бы
Конституционный акт, почти 74% проголосовали за Лукашенко.
Если бы вам пришлось выбирать между объединением с
Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы вы выбрали? 56,1% опрошенных
назвали объединение с Россией, 31,9% — вступление в ЕС. Западников среди
белорусов, как видим, немало. И это притом, что никакой проевросоюзовской
пропаганды у нас не ведется.
Примечательно, что почти совпадают с эти этими цифрами
результаты, полученные при ответах на вопрос “Считаете ли вы себя скорее
современным европейским человеком или советским человеком?" Так вот европейцами
себя считают 36% наших граждан, советскими людьми — 52%.
Здесь можно вспомнить, как в одном из своих предвыборных
кандидатских выступлений по телевидению Александр Милинкевич сказал о
действующем президенте: "Он — советский человек, а я — белорус". Впрочем,
Александр Лукашенко и сам называл себя советским человеком, коих среди
белорусов, оказывается, не просто немало, а большинство.
В интересах Союзного государства
26.04.2006.
Белорусская военная газета
Александр Макаров
В Минске
прошло очередное заседание совместной Коллегии министерств обороны Республики
Беларусь и Российской Федерации.
Один из основных рассмотренных вопросов -- подготовка и
проведение в июне командно-штабного учения Вооруженных Сил Республики Беларусь с
участием соединений и частей Вооруженных сил Российской Федерации. Члены
совместной коллегии отметили: проведение КШУ является главным мероприятием
совместной подготовки органов военного управления, войск (сил) Беларуси и России
в 2006 году и послужит дальнейшему совершенствованию действующей системы
обеспечения военной безопасности Союзного государства.
По словам министра обороны Беларуси генерал-полковника
Леонида Мальцева, особенностью предстоящего учения (на которое будут привлечены
силы и средства российской 20-й армии) станет присутствие на его активной фазе
24 июня президентов шести государств – членов Организации Договора о
коллективной безопасности.
Совместная коллегия постановила сосредоточить основные
усилия органов военного управления Республики Беларусь и Российской Федерации
при подготовке и проведении КШУ на обучении органов военного управления
совместным действиям по вооруженной защите Союзного государства, организации
подготовки районов размещения войск (сил), а также качественной подготовке
офицеров руководства и посреднического аппарата к участию в учении. Генеральным
штабам вооруженных сил двух государств дано поручение продолжить при проведении
КШУ исследование вопросов организации управления и взаимодействия в ходе
подготовки и применения региональной группировки войск (сил).
Участники заседания ознакомились также с результатами
проделанной работы по формированию нормативной правовой базы для создания Единой
региональной системы противовоздушной обороны Беларуси и России.
Решено также разработать комплексный план
информационного обеспечения военного сотрудничества вооруженных сил Республики
Беларусь и Российской Федерации на 2007--2010 годы и представить его на
утверждение совместной коллегии в октябре 2006 года.
После окончания заседания совместной коллегии главы
военных ведомств Беларуси и России ответили на вопросы журналистов.
Представителей средств массовой информации интересовало, на какой стадии
находится сейчас вопрос создания Единой региональной системы ПВО. «На
завершающей», -- подчеркнул генерал-полковник Леонид Мальцев. Министр обороны
России Сергей Иванов, в свою очередь, добавил, что после подписания
соответствующих документов авиационные средства и средства противовоздушной
обороны государств, входящих в Единую региональную систему ПВО, смогут
пересекать их национальные границы по решению единого командования без
каких-либо дополнительных политических согласований.
Интересовал журналистов и вопрос, связанный с поставкой
Беларуси российских зенитно-ракетных комплексов С-300, первый эшелон с которыми
прибыл в Минск как раз в дни проведения заседания совместной коллегии и убыл в
позиционные районы. «Поставка началась, и в течение года вопрос будет закрыт.
Комплексы заступят на боевое дежурство», -- сообщил глава белорусского военного
ведомства. И далее резко отреагировал на вопрос журналистов по поводу слухов о
том, что Беларусь якобы собирается реэкспортировать ЗРК С-300 в третьи страны:
«Этот бред я комментировать не намерен. По всем документам, которые
регламентируют поставку С-300 из России, Беларусь не имеет права куда-либо
передавать их. Они предназначены для Объединенной, а в последующем и Единой
системы ПВО. Мы занимаемся составной частью военной безопасности Союзного
государства».
Комплексы С-300 – это чисто оборонительные системы,
предназначенные для уничтожения агрессора. Их установка – внутреннее дело
Беларуси и России, усиление нашей общей оборонительной группировки.
Что касается слухов о создании российских авиационных
баз на территории Беларуси, Сергей Иванов конкретно заявил: «ВВС Республики
Беларусь эффективно выполняют поставленные перед ними задачи». Мало того –
создание таких авиабаз на нашей территории даже с практической точки зрения
нецелесообразно, ибо время подлета российских самолетов в Беларусь невелико.
Коснулся Сергей Иванов и обсуждаемого российской
Госдумой вопроса об отсрочках и сокращении срока службы по призыву до 12
месяцев. По мнению главы военного ведомства России, отмена пяти видов отсрочек
(сегодня их 25), а также уточнение некоторых из них не только выбьет почву
из-под ног у склонных к коррупции нерадивых чиновников, но и позволит призывать
на срочную военную службу достаточное количество юношей. Соответственно
улучшится и качество призыва – российская армия сможет позволить себе не ставить
в строй граждан, имевших судимости или приводы в милицию. К слову, в Беларуси
военная служба уже давно является уделом наиболее достойных.
Сегодня, было подчеркнуто на пресс-конференции, активное
сотрудничество двух стран ведется по вопросам сближения и унификации
законодательств Беларуси и России в военной сфере; в совместной военно-научной
деятельности, военно-технической сфере. Ведется подготовка белорусских
военнослужащих в вузах Министерства обороны России, действует региональная
группировка войск (сил), осуществляется сотрудничество по вопросам выполнения
международных договоров и соглашений в области контроля над вооружением…
Успешно развиваться наше военное сотрудничество будет и
впредь.
Испытание на прочность
14.04.2006.
Экономическая газета
Леонид Фридкин
Юбилейные торжества по поводу 10-летия провозглашения
Союзного государства не могут заслонить экономические проблемы двусторонних
отношений. И от их решения зависит будущее интеграции.
По данным Московской западной таможни, как сообщает
Интерфакс, с 11 по 19 марта 2006 г. белорусские производители пытались ввезти в
Россию 30 вагонов сахара на сумму более 1,1 млн. USD, который по документам
значился как изготовленный в нашей стране из сахарной свеклы. Такой сахар
поступает в Россию на льготных условиях и не облагается таможенной пошлиной.
Отправителями товара являются Городейский, Жабинковский и Скидельский сахарные
заводы.
Как показали расследование и экспертиза, проведенная в
Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении ФТС, под видом
свекловичного в Россию пытались ввезти сахар, изготовленный из импортного сырца.
В этом случае поставки должны облагаться пошлиной в размере 340 USD/т. Суммарный
ущерб от неуплаты таможенных пошлин в случае проникновения контрабандного сахара
в Россию мог составить около 700 тыс. USD. Согласно материалам таможни, в
действиях лиц, пытавшихся ввезти в РФ контрабандный сахар, усматриваются
признаки состава преступления, за которое согласно ч.1 ст.188 УПК РФ установлено
наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Из Беларуси в Москву направлена специальная комиссия для
изучения инцидента. В ее состав, как сообщили в концерне "Белгоспищепром"
Интерфаксу, вошли специалисты концерна, Комитета по стандартизации, метрологии и
сертификации при Совете Министров, БелНИИ пищевых продуктов.
Напомним, с 10 февраля сахар из Беларуси поставляется в
Россию через один таможенный пост. Эта мера была введена для усиления контроля
за происхождением сахара, поскольку, по данным Союзроссахара, в Россию под видом
свекловичного часто ввозился сахар, изготовленный из сахара-сырца. Это приводило
к потерям российского бюджета и осложняло положение российских производителей
сахара. В частности, по данным Союзроссахара, в прошлом году Беларусь произвела
400 тыс. т сахара из сахарной свеклы, а поставки в Россию составили 481 тыс. т.
Даже если был ввезен весь произведенный свекловичный сахар, то 81 тыс. т
сделана из чего-то другого. Всего же, по оценкам российских экспертов, поставки
в РФ сахара, не облагаемого налогами, за 2002-2005 гг. превысили 1,5 млн. т.
Однако белорусская сторона категорически отрицала эти обвинения.
Теперь же подозрения и расчеты Союзроссахара подкреплены
протоколом ФТС. Впрочем, россиян тревожит не только сырье, из которого
изготовлен белорусский сахар. Их не устраивает, что наши сахаропроизводители,
пользуясь активной поддержкой государства, конкурируют с российскими заводами
отнюдь не рыночными методами. И хотя до ВТО нашим странам еще далеко, такие
преимущества не прощают и в узком союзном кругу.
Представляя 9 марта 2006 г. на заседании правительства
РФ программу развития сельхозмашиностроения страны, глава Минпромэнерго России
Виктор Христенко подчеркнул, что рост доли на рынке иностранной техники,
ввозимой по "серым" схемам, наносит сильный урон российским производителям, и
предложил ужесточить контроль над импортом. Премьер Михаил Фрадков с этим
согласился и поручил подготовить план действий по поддержке российских
машиностроителей до 1 мая. Он же главной победой считает то, что импортная
техника не появится в контрактах "Росагролизинга"- за деньги бюджета ее закупать
не будут.
Говоря о защите российского рынка, В.Христенко коснулся
и взаимоотношений с Беларусью. Он отметил, что доля закупленных Россией
импортных тракторов в 2005 г. составила 73%, в т.ч. из Беларуси - 53,4%. При
этом доля российских производителей за год снизилась с 31% до 27%. Правда, в то
же время, по его словам, в себестоимости тракторов Минского тракторного завода
российские поставки (электрооборудование, пластмасса, стекло, подшипники,
листовой металл) составляют до 25%.
По мнению объединения Союзагромаш, торговля
сельскохозяйственной техникой между нашими странами в настоящее время
развивается в одностороннем порядке. Несмотря на высокую долю российской
сельхозтехники в существующем парке, рынок Беларуси закрыт для российских
производителей. Союзагромаш утверждает, что с середины 90-х годов Беларусь
значительно сократила объемы закупок российской сельхозтехники, а с 2002 г.
вообще практически прекратила их. Это произошло в соответствии с решением
руководства РБ о переориентации сельского хозяйства исключительно на технику
своего производства. Учитывая, что за счет широкого применения субсидий
сельхозтоваропроизводителям все закупки сельхозтехники в Беларуси
централизованы, данное решение сделало невозможным экспорт сельхозмашин и
оборудования из РФ. В 2004 г. небольшие поставки российской сельхозтехники
проводились лишь под государственные субвенции, предоставленные Россией
Беларуси.
Одновременно импорт сельхозтехники из РБ ежегодно
увеличивается. По данным "Союзагромаша", в 2000г. Беларусь экспортировала в
Россию 11,4 тыс. тракторов на 180,3 млн. USD, а в 2004 г. - 19 тыс. на 331,6
млн. USD. По данным Минстата РБ, в Беларуси в 2005 г. произведено 1578
зерноуборочных комбайнов и 41,5 тыс. тракторов, из которых в Россию
экспортировано 12 тысяч, причем цена экспорта на 1 трактор в долларах США
выросла для стран СНГ на 13,8%. При этом производство и экспорт сельхозтехники в
РБ активно субсидируется государством, а произведенная в Беларуси сельхозтехника
закупается на средства федерального и региональных бюджетов РФ. Тем самым
российским производителям сельхозтехники ежегодно наносится ущерб в размере
150-200 млн. USD.
Утвержденная Указом Президента РБ от 25.03.2005 № 150
"Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы"
предусматривает закупки 8320 зернокомбайнов, 2260 кормоуборочных комбайнов, 6432
трактора, 2100 косилок и прочей сельскохозяйственной техники исключительно
белорусского производства. Бюджет данной программы составляет почти 33 млрд.
USD. В т.ч. только на снижение цен посредством дотаций на зерноуборочные и
кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы производства РБ, поставляемые
по лизингу, выделяется около 0,5 млрд. USD.
В то же время продукция заводов сельскохозяйственного
машиностроения Беларуси закупается на средства федерального бюджета РФ. В
госреестр сельскохозяйственной техники и оборудования для реализации
сельхозтоваропроизводителям на условиях финансовой аренды (лизинга) на 2005 г.
(утвержден министром сельского хозяйства России А.В. Гордеевым) включены
тракторы МТЗ, кормоуборочные комбайны и комплексы уборочных машин РУП
"Гомсельмаш", автомобили МАЗ. Сельхозтехника производства Беларуси активно
приобретается по лизинговым программам субъектов федерации. Кроме того,
российские сельхозтоваропроизводители, закупающие белорусскую сельхозтехнику на
кредитные средства российских банков, получают субсидии в размере 2/3 процентной
ставки кредита. При этом техника для сельского хозяйства, поставляемая в Россию
из Беларуси, является прямым конкурентом российским производителям.
В соответствии с постановлением Совмина РБ от 19.03.2004
г. N 318 для развития экспорта правительство утвердило план мероприятий, в т.ч.
предусмотрено финансирование технологического перевооружения МТЗ в размере 26
млрд. руб., Гомсельмаша - 31 млрд. руб., завода "Бобруйскагромаш" - 3 млрд руб.
Государственная целевая программа РБ "Автотракторокомбайностроение" в 2010 г.
предусматривает рост экспорта сельхозтехники и автомобилей на 50% к уровню 2005
г., до 1,4 млрд. USD. (рост производства до 1,6 млрд. + 42,3% от 2005 г.). Цель
программы- сохранение и расширение внутренних и внешних рынков сбыта.
Исполнители - МТЗ, Гомсельмаш, МАЗ, ММЗ.
Для увеличения экспорта в Россию комбайнов из Беларуси
правительство РБ инициировало разработку российско-белорусской программы
"Союзный комбайн", о деталях которой российские производители сельхозтехники
даже не осведомлены.
На разработку и освоение в 2005-2007 гг. производства
высокопроизводительного самоходного зерноуборочного комбайна для работы на полях
с урожайностью зерновых 55-60 ц/га (постановление от 20.07.2005 г. N 797)
Беларусь намерена выделить 10,58 млрд. руб., из которых 8,46 млрд. - за счет
средств республиканского бюджета и 2,12 млрд. - из инновационного фонда
Минпрома. Операторами проекта выступают Государственное
строительно-конструкторское бюро по зерноуборочной и кормоуборочной технике,
белорусское ОАО "Лидагропроммаш" и ПО "Гомсельмаш".
Так как российским предприятиям сельскохозяйственного
машиностроения субсидии на разработку, производство и экспорт не предоставляются
и другие виды поддержки не предусмотрены, то российские производители, по оценке
Союзагромаша, теряют от неравной конкуренции с сельхозтехникой из Беларуси на
рынке России порядка 50-100 млн. USD ежегодно.
Поэтому Союзагромаш добивается снятия ограничений на
приобретение сельхозтехники российского производства в Беларуси, а также равных
условий конкуренции на российском рынке сельхозтехники. В.Христенко в
своем выступлении 9 марта заявил: "Мы вправе ожидать от наших белорусских
партнеров понимания необходимости расширения возможностей по экспорту той
российской техники, которая не производится в Беларуси, считаем перспективным и
создание совместных структур".
Теперь нам остается выбирать: продолжать прежнюю
политику в отношениях с соседом и союзником или поступиться частью принципов и
прибылей ради братских чувств. Или взаимной выгоды...
В тисках здравого смысла
17.04.2006.
БелГазета
Сергей Жбанов
На минувшей неделе процесс оценки экономических
последствий повышения цен на российский газ шел полным ходом. И уже есть первые
результаты. Первый замглавы Нацбанка Юрий Алымов рассказал депутатам ПП НС о
том, что резкое увеличение входной цены на газ с 2007г. может дестабилизировать
курс белорусского рубля.
Вариантов развития событий много. По словам Юрия
Алымова, в Минфине разрабатываются три-четыре сценария. В Нацбанке тоже
просчитывается не один. Но обилие расчетов не приводит к многообразию выводов:
«Для нас резкое повышение цен на газ это однозначно плохо».
Если не ослабить налоговый пресс, пояснил Алымов,
увеличение входной цены уже до $95 за 1 тыс. куб. м ведет к потере доходности
предприятий. За этим неизбежно последует снижение объемов валютной выручки,
сокращение золотовалютных резервов и, как результат, проблемы с курсом
национальной валюты.
Из этого заявления уважаемого банкира можно сделать по
меньшей мере два вывода. Первый состоит в том, что Россия, сохраняя на
протяжении многих лет льготные цены на газ, позволяла белорусскому правительству
не снижать, а ежегодно наращивать налоговую нагрузку. Вот он, источник
финансового обеспечения социальных гарантий, которыми так гордится белорусский
президент. И ужимать их никак нельзя, поскольку будет утрачена одна из важнейших
особенностей белорусской экономической модели.
Видимо, этот же социальный нюанс национальной бюджетной
политики имел в виду министр финансов Николай Корбут, рассказывая в минувшую
среду журналистам о «тенденции проедания дополнительных поступлений». Он не
поддерживает резкого изменения принципов налогообложения, поскольку
«теоретические расчеты не всегда подтверждаются практикой».
В общем, старая дискуссия между Минфином и Нацбанком об
оптимизации уровня налогообложения продолжается и имеет веские основания для
того, чтобы усилиться в самое ближайшее время. Впрочем, все это аппаратная проза
по сравнению с тем, к каким реальным последствиям может привести повышение
газовых цен в сочетании с нежеланием снижать налоговую нагрузку.
Больше всего Алымова взволновала перспектива сокращения
золотовалютных резервов Родины, поддерживающих стабильность белорусского рубля.
В описанном случае от инфляции пострадает все население страны. Но это не самое
существенное - гражданам Беларуси не придется долго адаптироваться к тому, от
чего только недавно отвыкли. Как перенесут эти тяготы и лишения президент и
глава Нацбанка Петр Прокопович - вот главное. Для них величина золотовалютных
резервов - вопрос принципиальный.
Об этом Александр Лукашенко заявил прямо, посетив
недавно Центральное хранилище Нацбанка: «Когда создадим золотовалютные резервы
на уровне $10 млрд., в т.ч. 100 т золотого запаса, тогда спокойно передадим
власть другим». Учитывая высокую вероятность грядущего повышения цен на газ,
добровольная отставка двух ключевых фигур белорусской власти откладывается на
неопределенное время. Не произойдет это и через 53 года, как сулят отвлеченные
теоретические расчеты.
Поэтому журналистам, производившим подобные расчеты, а
также депутатам, переживающим больше всех за судьбу Родины, стоит затаиться и
ждать, пока намерение «отдельной компании» не трансформируется в конкретные
действия. Во всяком случае, Алымов надеется на «здравый смысл», который удержит
«Газпром» от резкого повышения цен, а потом поможет ему понять всю прелесть
распространения и на территорию Беларуси невысоких темпов прироста цен на газ,
запланированных для регионов России.
Насколько оправданы эти надежды, сказать трудно. Каждая
из заинтересованных сторон обычно видит «здравый смысл» в собственной
экономической эффективности. Даже у «Газпрома» с российским правительством до
сих не наблюдается единства взглядов на перспективы внутрироссийских темпов
прироста цен на газ: монополист настаивает на 22% ежегодного повышения, а
правительство, стремящееся удержать инфляцию, более склонно к 11%.
Подстегиваемый пресловутым «здравым смыслом», а не дурным аппетитом, «Газпром»
давно уже нацелился на трубы «Белтрансгаза», которые белорусские власти
продавать тоже не спешат, явно руководствуясь отнюдь не примитивной вредностью.
Более пустое занятие, чем ожидание некоторого ослабления здравого смысла
партнера по переговорам, придумать трудно.
Нацбанк не в силах повлиять на характер и ход
предстоящих переговоров. Его руководству ничего не остается, кроме как надеяться
на оптимистичный сценарий развития событий. Лучшим тому доказательством является
намечаемое на май снижение ставки рефинансирования до 10-10,5% годовых. Но,
похоже, со следующего года Нацбанку придется вернуться к прежней тактике,
стабилизировавшей ситуацию на финансовом рынке путем повышения ставки
рефинансирования. Это неизбежно случится, если инфляция вновь вернется к
двухзначным значениям.
Системные ошибки
24 апреля - 1 мая
2006. Белорусы и Рынок
Ирина Крылович
Бывает так, что страны и народы, столкнувшись с
какой-нибудь катастрофой, мобилизуются и изменяют свою историю, возрождаясь для
новой жизни. И тогда вдруг становится понятной народная мудрость: не было бы
счастья, да несчастье помогло. Для Беларуси катастрофа на Чернобыльской АЭС уже
20 лет остается пока несчастьем, которое нам никак не помогает.
Как и многие из простых граждан тогда еще СССР, я не
помню, что было в субботу, 26 апреля 1986 года. Зато очень хорошо помню
понедельник, 28 апреля. В Минске шел дождь. Не сильный, но моросил почти целый
день. Люди гуляли по улицам с детьми, многие без зонтиков, широко развернута
была уличная торговля продуктами питания. В этот день уже многие знали об
аварии, но масштабов ее еще никто не представлял.
Потом были майские праздники с положенной демонстрацией
и массовым выездом на природу. Уже где-то через год после тех событий
принесенный домой дозиметр резко “возбудился” от забытого, отправленного на
антресоли свитера, в котором я провела целый день 2 мая у костра в лесу под
Минском. Свитер пришлось выстирать и выбросить. Невелика потеря. Но масштаб
трагедии, вроде бы уже объявленный, в тот момент вдруг стал таким очевидным
своей неизбежностью.
Сегодня уже известно из архивных документов, что аварии
на атомных станциях в СССР, маленькие и средние, случались регулярно. Так,
только за 11-ю пятилетку, по некоторым данным, в стране произошло 1.042
аварийные остановки энергоблоков. На ЧАЭС за этот период их было 104, 35 — по
вине персонала. В сентябре 1982 года на первом энергоблоке произошла ядерная
авария. Многие специалисты знали о том, что реактор, используемый на ЧАЭС, не
отвечал современным требованиям безопасности.
Но, как всегда, кто-то вовремя не доложил, а если
доложил, то не нашел поддержки в райкоме, горкоме, обкоме партии и так по
нарастающей. Никому не хотелось разбираться, брать ответственность на себя.
Наверх уходили только отчеты о достижениях и перевыполнениях. Вниз за это
спускались грамоты, медали, ордена, пайки в спецмагазинах, загранкомандировки и
прочее.
Сегодня очевидно, что авария на ЧАЭС была не просто
техногенной катастрофой — это была катастрофа системы, не способной поддерживать
собственную безопасность и безопасность простых людей просто потому, что жизнь
каждого человека ценилась лишь на словах, которыми обильно сдабривали свои речи
партийные функционеры, но которые так и оставались пустым звуком.
Ложь, некомпетентность, всеобщий подхалимаж превратились
в “цепную реакцию”, которая привела не только к аварии на станции, но и сделала
ее последствия катастрофическими для многих миллионов людей.
Прошло 20 лет. Нет СССР, нет БССР, но все чаще слышим мы
знакомую риторику о том, что все у нас делается для блага человека. Сколько
подобных слов было сказано на прошлой неделе нашими официальными лицами!
Приводились данные о миллиардах долларов, о программах принятых и
выполненных...
А сколько упреков прозвучало в адрес международных
организаций! Мол, мало помогали, все приходилось делать самим. Глава Академии
наук Михаил Мясникович посетовал на то, что ученые не поделились с белорусами
своей передовой научной мыслью. Хотя признал, что сразу после трагедии
взаимодействие между учеными было интенсивным, но потом как-то все сошло на
нет.
Но ведь именно наше государство создало оборонительную
стену из всевозможных указов, декретов и постановлений, чтобы поставить заслон
“проникновению” гуманитарной помощи, научных и общественных контактов,
финансовой помощи от иностранных государств. Их обвиняют во всех грехах —
начиная от шпионажа и заканчивая попытками накормить пострадавших детей гнилыми
продуктами.
И разве можно винить международные организации в том,
что они недооценивают последствия трагедии для Беларуси, когда, приезжая в
пострадавшие регионы, они видят спивающееся население, деревянные туалеты во
дворах, покосившиеся от дряхлости дома, вызвавшие возмущение даже Александра
Лукашенко при посещении им осенью прошлого года Могилевской области?
Для них очевидно, что трагедия этих людей не только в
том, что они живут в зараженной зоне, а в том, что они застыли в каком-то другом
историческом периоде.
Конечно, можно оправдаться тем, что не все делается
сразу, что у нас не было опыта борьбы с последствиями таких катастроф. Но
очевидно, что такая нестандартная ситуация требовала и нестандартных решений.
Тем более что страна и так после 80 лет советской власти была не самой богатой в
мире.
Регион, пострадавший от аварии, мог бы стать первой
свободной экономической зоной. Квалифицированных врачей и учителей надо было
заманивать туда возможностью свободно работать и зарабатывать. Инвесторов —
возможностью открывать там сборочные экологически чистые производства
автомобилей, телевизоров и пылесосов. Первые агрогородки с экспериментальными
домами, построенными с учетом передовых современных требований по
энергоэффективности и экологичности, должны были появиться там уже 10 лет
назад.
Деньги международных фондов и банков можно и нужно было
активно привлекать под развитие альтернативной энергетики еще тогда, и сегодня,
возможно, мы бы уже в меньшей степени зависели от российского газа. И не надо
было бы сейчас выделять бюджетные средства на подготовку проекта по оценке
перспектив строительства атомной станции в Беларуси.
Да и кто знает, сколько их нужно, этих денег, чтобы
просчитать не только технические, экономические, экологические и прочие
предпосылки и выгоды такого строительства, но и тот самый “человеческий фактор”.
Сколько стоит разработать защиту не только от дураков, но и от аморальных людей,
которые, накапливаясь в системе, создают ту самую критическую массу, способную
привести к катастрофическим взрывам.
20 лет спустя
24.04.2006.
БелГазета
Ольга Микша
2006 год отмечен двумя связанными между собой событиями
- 20-летием чернобыльской катастрофы и приближающимся завершением 10-летнего
моратория на строительство в Беларуси атомной электростанции. Накануне этих дат
общественное мнение стали активно готовить к мысли, что без собственного мирного
атома нам не обойтись. Но люди по-прежнему боятся атомной станции, причем не
столько ее самой, сколько пресловутого «человеческого фактора», благодаря
которому даже на самом современном объекте может быть нажата не та кнопка.
«Авария была неизбежна», - так спустя 20 лет на
международной научной конференции «Глобальные проблемы безопасности современной
энергетики» в Москве заявил Николай Рыжков, который в 1986г. был руководителем
госкомиссии по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. «Авария на ЧАЭС
была неслучайной. Атомная энергетика с некоторой неизбежностью шла к такому
тяжелому событию, - сказал Рыжков. - Складывалось ощущение, что ученые,
строители, эксплуатационники постепенно теряют чувство опасности и бдительности.
С атомом перестали общаться на «вы». По его словам, на ЧАЭС неоднократно
нарушались требования ядерной безопасности.
Рыжков назвал три причины взрыва: физика реактора,
несовершенство конструкции аварийной защиты реактора, низкая квалификация
персонала. Важным фактором стало безответственное поведение руководства станции.
«Если бы хотя бы один элемент из вышеперечисленных факторов отсутствовал, то
аварии не произошло бы», - уверяет бывший глава правительства СССР и винит
ученых, не предусмотревших всех внештатных ситуаций с катастрофическими
последствиями.
Сегодня Беларусь стоит в начале пути строительства
собственной АЭС. Возможность ее создания заложена в Концепции энергетической
безопасности и повышения энергетической независимости РБ на 2006-10гг., которую
в августе 2005г. подписал президент. Ныне полностью выполнены исследовательские
и изыскательские работы в рамках первого этапа обоснования инвестиций в
строительство АЭС. А перед вступлением в должность премьера нового кабинета
Сергей Сидорский сообщил о возможности проведения референдума по этому
вопросу.
Ученые-ядерщики говорят, что современные станции совсем
не похожи на реактор Чернобыльской АЭС (а также Игналинской, Смоленской,
Ровенской и Ленинградской). Как сообщил «БелГазете» заместитель гендиректора
Объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» Анатолий
Якушев, теперь разработаны проекты АЭС нового поколения повышенной безопасности,
надежности и экономичности - АЭС с водо-водяными реакторами. В отличие от
чернобыльской станции и ей подобных они имеют три уровня внешней защиты. Первый
контур - оболочка топливных элементов: если там происходит авария, она
удерживает осколки. Второй контур - корпус собственно реактора (реактор на
Чернобыльской АЭС не был защищен). Третий контур защиты - бетонный контейнер,
защитный колпак над самой станцией, который по прочности должен выдерживать
прямое попадание самолета.
Если построить станцию такого типа мощностью 2 тыс. МВт,
на это в общей сложности уйдет 14 лет и около $2,4 млрд. В результате
собственная АЭС позволит снизить стоимость киловатт-часа электроэнергии на 20% и
отказаться от покупки 3,6-4,2 млрд. куб. м газа - пятой части нынешнего
энергобаланса Беларуси.
Однако далеко не все разделяют оптимизм отраслевых
ученых. В прошлом году с идеей создания антиядерного фронта выступил бывший
депутат парламента Владимир Парфенович. На прошлой неделе с аналогичной
инициативой выступили участники антиядерной кампании - группа граждан,
выступающих против планов властей развивать атомную энергетику.«Думаю, что нужно
развивать экономику и покупать электроэнергию за рубежом, - сказала «БелГазете»
координатор проекта Ирина Сухий.- А если средства, которые планируется
инвестировать в строительство АЭС, перенаправить в развитие возобновляемых
источников энергии и программ энергосбережения, то докупать придется совсем
немного».
По оценкам экспертов, доступный потенциал возобновляемых
источников энергии может достичь 30% от общего энергобаланса Беларуси -
практически столько, сколько может дать АЭС. Однако затрат на освоение этих
экологически приемлемых источников энергии требуется меньше, чем на развитие
атомной энергетики. Согласно целевой программе обеспечения к 2012г. выработки
25% электрической и тепловой энергии за счет местных энергоресурсов, ее
реализация потребует $1,3 млрд.
В отличие от атомной тематики финансирование
исследований потенциала биомассы, энергии воды и ветра чрезвычайно
незначительно, многие проекты остались незавершенными. А раз нет конкретных
результатов, экологам трудно вести полемику.
На прошедшем осенью прошлого года международном семинаре
«Энергетика в Беларуси: пути развития» специалисты Института экономики НАН
предложили разработать концепцию развития малой и возобновляемой энергетики и
отнести возобновляемые источники энергии к ряду приоритетных не формально, как
это было до сих пор, а с подкреплением законодательными актами и
соответствующими мерами.
Кстати, по оценкам ученых, энергетическое будущее всего
мира - за почти неиссякаемой и безопасной термоядерной энергетикой. Правда,
чтобы дойти до промышленных возможностей использования такой энергии,
потребуется минимум 70-100 лет.
Директор Дрезденского технического университета Кристиан
Хиршхаузен в своем докладе привел расчеты, показывающие сопоставимую и даже
более высокую стоимость электроэнергии, произведенной на АЭС по сравнению с
другими видами топлива. Так, согласно исследованиям EE2 Model, проведенным в
2005г., киловатт-час, полученный путем сжигания газа, обойдется в 3,2 цента,
угля - в 4,1 цента, атомной энергии - 3,7-5,4 цента. А если использовать реактор
третьего поколения (подобный впервые начали строить в 2004г. в Финляндии) -
4,5-6,9 центов.
Кроме того, немецкие эксперты обращают внимание на
нерешенность вопросов, связанных с захоронением отработанного ядерного топлива
(ОЯТ). Эти же вопросы постоянно провоцируют акции протеста «зеленых». Уже в ХХI
в. австрийцы протестовали против ввода в эксплуатацию АЭС в чешском Темелине, а
финны - против начала строительства суперсовременного реактора в Олкилуото. В
середине апреля 2006г. во французском Шербуре прошел многотысячный митинг против
нового мощного энергоблока АЭС, строительство которого планируется начать в
2007г. И это с учетом того, что во Франции почти 80% электроэнергии вырабатывают
19 АЭС.
В Беларуси - свой парадокс. Власти демонстрируют резкую
озабоченность планами Литвы строить могильник мало- и среднеактивных отходов
вблизи госграницы, но при этом выражают намерение строить собственную АЭС. При
этом ОЯТ скорее всего также придется хранить на территории страны - практика
последних лет показывает, что мало кто соглашается принимать радиоактивные
отходы. Та же Россия, которая поставляла топливо на Игналинскую АЭС (и, видимо,
станет поставщиком для Беларуси, если станция будет построена), готова брать
литовские отходы только на долгосрочное хранение, причем по высокой цене ($1
тыс. за 1 кг урана) и не дает добро на окончательное захоронение.
Один из участников пикета антиядерной кампании Юрась
Новицкий в беседе с корреспондентом «БелГазеты» выразил, кажется, общее
настроение белорусского постчернобыльского общества:«Мы не против атомной
станции как идеи, но ведь кто будет ее строить и обслуживать? Такие же люди,
которые проморгали аварию в Чернобыле. У нас же неоткуда взять образованных
специалистов, которым можно было бы поручить такое важное и опасное дело».
Лукашенко хочет построить в Беларуси АЭС
27.04.2006.
Белорусские Новости
Александр Зайцев
Статус безъядерного государства, полученный Беларусью на
заре суверенитета, похоже, не дает спокойно спать нынешнему главе государства
Александру Лукашенко. Президент уже не раз высказывался в том духе, что Шушкевич
поступил опрометчиво, согласившись за просто так вывести ядерное оружие с
территории нашей страны.
Затронул эту тему Лукашенко и в день 20-й годовщины
аварии на Чернобыльской атомной станции. Общаясь с журналистами в Брагине,
президент сказал, что это решение принимал не он, и если бы такой вопрос встал
сегодня, то он бы так не поступил.
Ядерное оружие — это не просто гарант безопасности, это
еще и увесистый кулак, обладатель которого получает право гнуть свою линию, не
взирая ни на какое внешнее давление. Пример Ирана в этом плане характерен.
Стране грозят чуть ли не военными действиями, а она знай себе продолжает
разработки и уже добилась определенных успехов.
Положение Ирана Александр Лукашенко понимает, а
претензии предлагает предъявлять не Тегерану, а тем, кто ополчился против его
ядерной программы. "Вы хотите иметь безъядерный мир — те, кто сегодня
предъявляет претензии Ирану, тогда давайте с вас и начнем. Кто сегодня имеет
больше всего ядерного оружия? Известно. Тогда давайте разоружаться. Тогда я буду
идти впереди этого процесса и кричать, что ядерного оружия не должно быть ни в
Иране, ни в других государствах, которые пытаются им обладать", — сказал
Александр Лукашенко.
"Иран — это богатейшая страна, это по-хорошему
амбициозная страна, и я понимаю, что, глядя на соседние ядерные государства —
Индию, Китай и Пакистан, и они к этому стремятся", — заявил президент
Беларуси.
По мнению главы государства, искать надо первопричину. А
она, как считает Лукашенко, состоит в том, что "сильные миры сего, обладая
ядерным оружием, пытаются делить мир, нападать на другие страны и уничтожать
их".
У Беларуси и Ирана отношения вполне благополучные — как
в экономическом, так и в политическом плане. И схожие позиции по поводу попыток
некоторых держав, в частности США, играть роль мирового жандарма. Минск и
Тегеран даже подозревают в военном сотрудничестве. Недавно эксперты
авторитетного американского военного журнала даже высказали предположение, что
Беларусь используется Россией в качестве транзитного поставщика в Иран
современных ракетных комплексов С-300.
Да и позиция самой России по поводу иранской проблемы
вызывает у мирового сообщества возмущение. Впрочем, Россия может себе позволить
иметь собственное мнение в вопросе ядерных разработок Ирана, который к тому же
большую часть технологий приобретает как раз таки в России.
Москва же подставляет плечо и официальному Минску. И
если вдруг понадобится, то наверняка, как и Ирану, поможет в ядерном вопросе.
Правда, речь сегодня может вестись только об атомной энергетике. Ядерное оружие
Беларуси, имеющей за спиной весь российский арсенал, просто не нужно.
А вот собственная атомная станция не помешала бы.
По мнению Александра Лукашенко, которое он высказал 26
апреля в Брагине, наличие собственной АЭС — это ключевой элемент безопасности
государства. "Если бы на нашей территории была атомная электростанция, к нам по
другому бы относились", — считает президент.
Разговоры о том, что в Беларуси будет построена атомная
станция, ходят уже достаточно давно. О необходимости ее строительства говорил, в
том числе и Александр Лукашенко. Даже были проведены определенные изыскательские
работы, определены несколько наиболее перспективных площадок в Могилевской
области. Активность властей в этом вопросе вызвала негативную реакцию у части
оппозиционно настроенного общества. Бывший депутат Палаты представителей
Владимир Парфенович еще в начале прошлого года выступил с инициативой
организации в Беларуси Антиядерного фронта. Экс-депутат уверен, что атомная
станция — это политический проект Лукашенко.
Однако если решение о строительстве АЭС в Беларуси будет
принято, то властям придется преодолевать сопротивление не только оппозиционно
настроенной части общества. Учитывая горькие уроки Чернобыля, можно
предположить, что противников такой стройки века будет гораздо больше, чем тех,
кто это решение поддержит. Впрочем, Лукашенко заявил, что за спиной у своего
народа решать этот вопрос он не намерен.
"Я этого сделать не смогу. Поддержат люди — будем
развивать свою ядерную энергетику. Но при этом мы будем строить самую
современную в мире станцию, если примем соответствующее решение", — подчеркнул
глава государства. Уточнив при этом, что как только по вопросу АЭС будет ясность
— общественность проинформируют.
Вместе с тем президент выразил уверенность, что "если мы
людей попросим, объясним, что это надо им, а не мне, то нас белорусы поддержат в
этом плане". У нынешних властей в плане уговоров, судя по результатам выборов
последних десяти лет, опыт просто гигантский. Но тут имеет значение то, каким
образом власти будут искать народного одобрения. Если через какой-нибудь
виртуальный съезд вроде Всебелорусского народного собрания, то поддержку они
получат. А если вопрос строительства АЭС будет вынесен на референдум, то народ
вполне вероятно скажет "нет".
|