Испытание на прочность
14.04.2006.
Экономическая газета
Леонид Фридкин
Юбилейные торжества по поводу 10-летия провозглашения
Союзного государства не могут заслонить экономические проблемы двусторонних
отношений. И от их решения зависит будущее интеграции.
По данным Московской западной таможни, как сообщает
Интерфакс, с 11 по 19 марта 2006 г. белорусские производители пытались ввезти в
Россию 30 вагонов сахара на сумму более 1,1 млн. USD, который по документам
значился как изготовленный в нашей стране из сахарной свеклы. Такой сахар
поступает в Россию на льготных условиях и не облагается таможенной пошлиной.
Отправителями товара являются Городейский, Жабинковский и Скидельский сахарные
заводы.
Как показали расследование и экспертиза, проведенная в
Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении ФТС, под видом
свекловичного в Россию пытались ввезти сахар, изготовленный из импортного сырца.
В этом случае поставки должны облагаться пошлиной в размере 340 USD/т. Суммарный
ущерб от неуплаты таможенных пошлин в случае проникновения контрабандного сахара
в Россию мог составить около 700 тыс. USD. Согласно материалам таможни, в
действиях лиц, пытавшихся ввезти в РФ контрабандный сахар, усматриваются
признаки состава преступления, за которое согласно ч.1 ст.188 УПК РФ установлено
наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Из Беларуси в Москву направлена специальная комиссия для
изучения инцидента. В ее состав, как сообщили в концерне "Белгоспищепром"
Интерфаксу, вошли специалисты концерна, Комитета по стандартизации, метрологии и
сертификации при Совете Министров, БелНИИ пищевых продуктов.
Напомним, с 10 февраля сахар из Беларуси поставляется в
Россию через один таможенный пост. Эта мера была введена для усиления контроля
за происхождением сахара, поскольку, по данным Союзроссахара, в Россию под видом
свекловичного часто ввозился сахар, изготовленный из сахара-сырца. Это приводило
к потерям российского бюджета и осложняло положение российских производителей
сахара. В частности, по данным Союзроссахара, в прошлом году Беларусь произвела
400 тыс. т сахара из сахарной свеклы, а поставки в Россию составили 481 тыс. т.
Даже если был ввезен весь произведенный свекловичный сахар, то 81 тыс. т
сделана из чего-то другого. Всего же, по оценкам российских экспертов, поставки
в РФ сахара, не облагаемого налогами, за 2002-2005 гг. превысили 1,5 млн. т.
Однако белорусская сторона категорически отрицала эти обвинения.
Теперь же подозрения и расчеты Союзроссахара подкреплены
протоколом ФТС. Впрочем, россиян тревожит не только сырье, из которого
изготовлен белорусский сахар. Их не устраивает, что наши сахаропроизводители,
пользуясь активной поддержкой государства, конкурируют с российскими заводами
отнюдь не рыночными методами. И хотя до ВТО нашим странам еще далеко, такие
преимущества не прощают и в узком союзном кругу.
Представляя 9 марта 2006 г. на заседании правительства
РФ программу развития сельхозмашиностроения страны, глава Минпромэнерго России
Виктор Христенко подчеркнул, что рост доли на рынке иностранной техники,
ввозимой по "серым" схемам, наносит сильный урон российским производителям, и
предложил ужесточить контроль над импортом. Премьер Михаил Фрадков с этим
согласился и поручил подготовить план действий по поддержке российских
машиностроителей до 1 мая. Он же главной победой считает то, что импортная
техника не появится в контрактах "Росагролизинга"- за деньги бюджета ее закупать
не будут.
Говоря о защите российского рынка, В.Христенко коснулся
и взаимоотношений с Беларусью. Он отметил, что доля закупленных Россией
импортных тракторов в 2005 г. составила 73%, в т.ч. из Беларуси - 53,4%. При
этом доля российских производителей за год снизилась с 31% до 27%. Правда, в то
же время, по его словам, в себестоимости тракторов Минского тракторного завода
российские поставки (электрооборудование, пластмасса, стекло, подшипники,
листовой металл) составляют до 25%.
По мнению объединения Союзагромаш, торговля
сельскохозяйственной техникой между нашими странами в настоящее время
развивается в одностороннем порядке. Несмотря на высокую долю российской
сельхозтехники в существующем парке, рынок Беларуси закрыт для российских
производителей. Союзагромаш утверждает, что с середины 90-х годов Беларусь
значительно сократила объемы закупок российской сельхозтехники, а с 2002 г.
вообще практически прекратила их. Это произошло в соответствии с решением
руководства РБ о переориентации сельского хозяйства исключительно на технику
своего производства. Учитывая, что за счет широкого применения субсидий
сельхозтоваропроизводителям все закупки сельхозтехники в Беларуси
централизованы, данное решение сделало невозможным экспорт сельхозмашин и
оборудования из РФ. В 2004 г. небольшие поставки российской сельхозтехники
проводились лишь под государственные субвенции, предоставленные Россией
Беларуси.
Одновременно импорт сельхозтехники из РБ ежегодно
увеличивается. По данным "Союзагромаша", в 2000г. Беларусь экспортировала в
Россию 11,4 тыс. тракторов на 180,3 млн. USD, а в 2004 г. - 19 тыс. на 331,6
млн. USD. По данным Минстата РБ, в Беларуси в 2005 г. произведено 1578
зерноуборочных комбайнов и 41,5 тыс. тракторов, из которых в Россию
экспортировано 12 тысяч, причем цена экспорта на 1 трактор в долларах США
выросла для стран СНГ на 13,8%. При этом производство и экспорт сельхозтехники в
РБ активно субсидируется государством, а произведенная в Беларуси сельхозтехника
закупается на средства федерального и региональных бюджетов РФ. Тем самым
российским производителям сельхозтехники ежегодно наносится ущерб в размере
150-200 млн. USD.
Утвержденная Указом Президента РБ от 25.03.2005 № 150
"Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы"
предусматривает закупки 8320 зернокомбайнов, 2260 кормоуборочных комбайнов, 6432
трактора, 2100 косилок и прочей сельскохозяйственной техники исключительно
белорусского производства. Бюджет данной программы составляет почти 33 млрд.
USD. В т.ч. только на снижение цен посредством дотаций на зерноуборочные и
кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы производства РБ, поставляемые
по лизингу, выделяется около 0,5 млрд. USD.
В то же время продукция заводов сельскохозяйственного
машиностроения Беларуси закупается на средства федерального бюджета РФ. В
госреестр сельскохозяйственной техники и оборудования для реализации
сельхозтоваропроизводителям на условиях финансовой аренды (лизинга) на 2005 г.
(утвержден министром сельского хозяйства России А.В. Гордеевым) включены
тракторы МТЗ, кормоуборочные комбайны и комплексы уборочных машин РУП
"Гомсельмаш", автомобили МАЗ. Сельхозтехника производства Беларуси активно
приобретается по лизинговым программам субъектов федерации. Кроме того,
российские сельхозтоваропроизводители, закупающие белорусскую сельхозтехнику на
кредитные средства российских банков, получают субсидии в размере 2/3 процентной
ставки кредита. При этом техника для сельского хозяйства, поставляемая в Россию
из Беларуси, является прямым конкурентом российским производителям.
В соответствии с постановлением Совмина РБ от 19.03.2004
г. N 318 для развития экспорта правительство утвердило план мероприятий, в т.ч.
предусмотрено финансирование технологического перевооружения МТЗ в размере 26
млрд. руб., Гомсельмаша - 31 млрд. руб., завода "Бобруйскагромаш" - 3 млрд руб.
Государственная целевая программа РБ "Автотракторокомбайностроение" в 2010 г.
предусматривает рост экспорта сельхозтехники и автомобилей на 50% к уровню 2005
г., до 1,4 млрд. USD. (рост производства до 1,6 млрд. + 42,3% от 2005 г.). Цель
программы- сохранение и расширение внутренних и внешних рынков сбыта.
Исполнители - МТЗ, Гомсельмаш, МАЗ, ММЗ.
Для увеличения экспорта в Россию комбайнов из Беларуси
правительство РБ инициировало разработку российско-белорусской программы
"Союзный комбайн", о деталях которой российские производители сельхозтехники
даже не осведомлены.
На разработку и освоение в 2005-2007 гг. производства
высокопроизводительного самоходного зерноуборочного комбайна для работы на полях
с урожайностью зерновых 55-60 ц/га (постановление от 20.07.2005 г. N 797)
Беларусь намерена выделить 10,58 млрд. руб., из которых 8,46 млрд. - за счет
средств республиканского бюджета и 2,12 млрд. - из инновационного фонда
Минпрома. Операторами проекта выступают Государственное
строительно-конструкторское бюро по зерноуборочной и кормоуборочной технике,
белорусское ОАО "Лидагропроммаш" и ПО "Гомсельмаш".
Так как российским предприятиям сельскохозяйственного
машиностроения субсидии на разработку, производство и экспорт не предоставляются
и другие виды поддержки не предусмотрены, то российские производители, по оценке
Союзагромаша, теряют от неравной конкуренции с сельхозтехникой из Беларуси на
рынке России порядка 50-100 млн. USD ежегодно.
Поэтому Союзагромаш добивается снятия ограничений на
приобретение сельхозтехники российского производства в Беларуси, а также равных
условий конкуренции на российском рынке сельхозтехники. В.Христенко в
своем выступлении 9 марта заявил: "Мы вправе ожидать от наших белорусских
партнеров понимания необходимости расширения возможностей по экспорту той
российской техники, которая не производится в Беларуси, считаем перспективным и
создание совместных структур".
Теперь нам остается выбирать: продолжать прежнюю
политику в отношениях с соседом и союзником или поступиться частью принципов и
прибылей ради братских чувств. Или взаимной выгоды...
|