Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №145(01.05.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



От Казахстана до России

12 - 25 апреля 2006. Континент (Казахстан)

Булат Абдулин (Алма-Ата)

Визит президента Казахстана в Россию интересен не только документами, подписанными во время его проведения. Гораздо важнее сопутствующие визиту обстоятельства, связанные с отношениями между двумя нашими странами

В прошлом году президенты Казахстана и России встречались очень часто. Совершенно очевидно, что беспрецедентная активность во взаимодействии Москвы и Астаны в 2005 году в первую очередь была связана с президентскими выборами в Казахстане. Для России было принципиально важно не допустить победы в нашей стране очередной "цветной революции". Печальный опыт заметно испортившихся отношений России с Украиной и Грузией после прихода к власти Ющенко и Саакашвили не мог не внушать серьезного беспокойства российской политической элите. Все происходящее слишком сильно напоминало стратегическое окружение России. Но Украина и Грузия это одно, а Казахстан – совсем другое. Гипотетический приход к власти здесь в результате революции нового Саакашвили был страшным сном российской политики. Тем более что казахстанская оппозиция не скрывала своего стремления следовать "цветным сценариям", в том числе и в отношениях с Россией. Соответственно, Москва сделала все, чтобы поддержать официальную Астану в идее сохранить в Казахстане статус-кво.

В результате казахстанская оппозиция практически полностью проиграла русский электорат, который, естественно, высоко ценит хорошие отношения Казахстана с Россией, равно как и национальные меньшинства, которые серьезно забеспокоились в связи с ростом националистической риторики в ходе предвыборной президентской кампании. Это во многом и предопределило такое огромное преимущество действующего президента над прочими кандидатами, как, впрочем, и негативное восприятие событий в соседней Киргизии. Однако внешний фактор вещь, безусловно, важная, но навряд ли она смогла бы сыграть большую роль, если бы не было конкретных результатов развития Казахстана и опасения со стороны значительной части общества их потерять. В конечном итоге общество вполне четко определилось в том, что оно не хочет резких перемен в своей жизни, как бы оно ни относилось к власти и ее действиям.

Благополучно пройдя период выборов, Казахстан решил свою самую большую проблему, избежал "цветной революции" и, соответственно, в благоприятных условиях мог продолжить процессы развития. Но неприятным сюрпризом для Москвы стало то, что развивающийся Казахстан продолжил свою многовекторную политику и, более того, постепенно стал реально конкурировать с Россией. "Казмунайгаз" стремится купить у опальной компании "ЮКОС" нефтеперерабатывающий завод "Мажейкяй нафта" в Литве. Банк "ТуранАлем" является чуть ли не единственным крупным инвестором в Грузии, с которой Россия находится в сложных отношениях. Любопытно, что одно из международных агентств в начале этого года повышало рейтинг БТА и указывало при этом, что высока вероятность, что государство поддержит банк в трудную минуту.

Москва в свою очередь разорвала десятилетнее соглашение с Казахстаном о транспортировке нефти в Прибалтику, в ответ казахстанские представители указывали на то, что найдут способ доставить нефть в Литву. При этом литовцы и грузины, со своей стороны, во многом из политических соображений явно отдают предпочтение Казахстану перед Россией. Москве это не может понравиться. Тем более что у нее есть свои планы в отношении Казахстана. Например, глава Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко в этом году призвал воссоздать Минсредмаш СССР, с тем чтобы уран из Казахстана, Узбекистана перерабатывался на территории России. С учетом огромного дефицита уранового сырья в России это выглядит показательно. Одновременно Москва долго не давала согласия на расширение мощностей нефтепровода КТК с 28 до 67 млн. тонн в год, что было главным приоритетом Казахстана. Глава российской "Транснефти" Сергей Вайншток собирался даже "воевать" с западными акционерами КТК за российские интересы.

В общем, отношения между Казахстаном и Россией в этом году явно не были безоблачными. При этом страны остаются тесно связанными друг с другом, имеют схожую структуру ВВП и похожие модели государственного устройства. И именно в этом скрыта самая большая проблема для Москвы. Казахстан становится слишком опасным конкурентом в идеологии и модели развития. Пока преимущество в образе жизни, развитии промышленности остается еще у России, но Казахстан явно имеет больший потенциал. И в первую очередь в связи с тем, что он смог сохранить то, что потеряла Украина, – восточную централизованную модель управления государством и обществом.

Теперь Украина с ее парламентской республикой явно не конкурент России, в связи с этим можно задать вопрос: проиграла ли на самом деле Москва в ходе "оранжевой революции"? Если посмотреть с точки зрения устранения конкурента, то только выиграла. Не случайно в конце прошлого и в этом году, в том числе и со стороны российских специалистов, очень часто звучали призывы к переходу и в Казахстане от президентской к парламентской республике. Сегодня же при прочих равных условиях преимущество Казахстана заключается не только в том, что у нас практически полностью отказались от советского наследства и смогли решить все те сложнейшие структурные проблемы, которые в России еще ждут своего решения. Скорее вопрос в том, что концепция развития в Казахстане не отягощена теми огромными задачами, которые Россия поставила себе в процессе восстановления ее государственного значения. А так как государство в Казахстане в марте объявило о том, что будет концентрировать усилия на повышении конкурентоспособности, то соотношение условий жизни и ведения бизнеса может в ближайшее время существенно измениться не в пользу России. И тогда Москве надо будет объяснять собственному населению, почему при прочих равных условиях уровень жизни, доходов и комфортности налогообложения в Казахстане достигли большего. Судя по всему, именно поэтому США оказали Астане поддержку в ходе недавнего кризиса. Для Вашингтона выгоднее иметь по соседству с Россией самостоятельный, богатый Казахстан, способный в рамках восточного государства реализовывать западные концепции развития, как демонстрацию того, по какому пути могли бы пойти россияне. В то же время со стороны американцев это фактическое признание того, что настойчивые усилия внедрить в Центральной Азии западную демократическую систему разбились о восточную прозу жизни.




Казахские спецслужбы поймали неизвестно чьих боевиков

21.04.2006. Коммерсант

Александр Сидоров

Вчера казахский комитет национальной безопасности (КНБ) рапортовал о ликвидации организованной преступной группы, готовившей серию терактов. Аресты были произведены в начале апреля, но до сих пор казахские чекисты, похоже, не поняли, боевики какой из международных террористических организаций попали им в руки. В этом, по мнению начальника департамента КНБ по борьбе с международным терроризмом Сергея Миненкова, должен разобраться суд.

После того как сотрудники спецназа КНБ "Арыстан" были арестованы в связи с их участием в похищении и убийстве оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева, казахские спецслужбы начали активно сообщать о своих успехах в борьбе с преступностью и террористами в надежде хотя бы отчасти восстановить свой авторитет в обществе.

Так, в столице Казахстана Астане на днях был произведен громкий арест – был задержан молодой человек, вина которого заключалась в том, что под его матрасом была найдена "подрывная литература". За это его объявили активистом запрещенной партии "Хизб-ут-Тахрир", международной сети исламистов, активно действующих в соседнем Узбекистане.

Вчера же на брифинге в Астане было объявлено о том, что КНБ обезвредил целую группировку, созданную иностранной террористической организацией. Около 120 сотрудников КНБ и МВД участвовали в этой "беспрецедентной", по словам их представителей, операции, в ходе которой произвели обыски и аресты одновременно в 18 местах. Такой успех стал возможен благодаря тесному сотрудничеству с полицией и иностранными спецслужбами. "Некоторые зарубежные террористические организации продолжают рассматривать Казахстан в качестве вербовочной базы для использования наших граждан в преступных целях, подготовки их в лагерях боевиков, создания на территории республики своих структурных звеньев и опорных пунктов",– заявил начальник департамента КНБ РК по борьбе с международным терроризмом Сергей Миненков.

У задержанных членов группировки были изъяты схемы изготовления и детали самодельных взрывных устройств, планы объектов подрыва – места массового скопления людей и объекты систем жизнеобеспечения, а также огнестрельное оружие, боеприпасы и значительное количество "литературы, аудио- и видеоматериалов с пропагандой экстремизма под религиозными лозунгами". По словам Сергея Миненкова, женщины и мужчины из этой организации собирались провозгласить на территории Казахстана халифат, для чего предполагались также нападения на силовые структуры – полицию, финансовую полицию и КНБ.

Все 10 арестованных являются гражданами Казахстана. Им предъявлено обвинение в создании и участии в деятельности организованной преступной группы, разжигании религиозной вражды, а также в незаконном хранении оружия и боеприпасов. При этом трое из них, по данным КНБ, "прошли боевую и религиозно-идеологическую подготовку за рубежом". Как сообщил представитель КНБ, в ходе следствия четверо из арестованных полностью признали свою вину.

Кроме того, к делу привлечены в качестве свидетелей еще 12 человек, которых задержанные агитировали вступать в свою группировку. Ей кроме совершения терактов зарубежные лидеры, чьи инструкции были обнаружены при арестах, поручили "изучение межнациональных отношений в республике и деятельности оппозиционных политических партий", а также социально-политической обстановки в Казахстане и взаимоотношений страны с сопредельными государствами. "В качестве долгосрочного приоритета группе ставилась задача распространения радикальной религиозной идеологии на территории Казахстана",– заявил господин Миненков.

Интересно, что при такой осведомленности КНБ не смог установить связь арестованных с какой-либо международной террористической сетью. "Пока сложно сказать, к какой международной террористической организации принадлежит данная ОПГ, это должен решить суд",– признал Сергей Миненков.

В прошлом году казахские спецслужбы уже сообщали об обезвреживании группировки "Жамоат моджахедов Центральной Азии", которая, по словам тогдашнего замглавы КНБ Владимира Божко, была структурным подразделением "Аль-Каиды". Каких-либо судебных последствий данное громкое задержание не имело. Неоднократно российские СМИ сообщали о лагерях чеченских боевиков в Казахстане, но ни одного из них сотрудники КНБ не нашли. После взрывов в Ташкенте в прошлом году узбекские власти также заявили, что в Южном Казахстане есть база по подготовке смертников (ташкентские камикадзе оказались гражданами Казахстана), но казахские спецслужбы не подтвердили эту информацию.

Несколько лет назад в Алма-Ате имел место самый громкий инцидент с участием вооруженных боевиков, которые находились в Казахстане "проездом". Четверо боевиков из уйгурской подпольной организации "Восточный Туркестан" застрелили двух офицеров полиции, осуществлявших обход территории в одном из окраинных микрорайонов. Затем перебрались в центр Алма-Аты (в километре от резиденции президента Нурсултана Назарбаева), где всю ночь отстреливались от двух сотен казахских полицейских и спецназа "Сункар", трижды штурмовавшего квартиру в пятиэтажном доме. В конце концов боевики были убиты.




Оппозиция выразила скептицизм по поводу рапорта КНБ о поимке террористов

23.04.2006. Радио «Азаттык» («Свобода»)

Бауыржан Шаяхмет

КНБ Казахстана на минувшей неделе сделало сногсшибательные открытия в борьбе против терроризма. Попутно исламские фанатики были обвинены в попытке давления на демократическую оппозицию. Лидеры оппозиции усмотрели в этих заявлениях дух сталинских репрессий.

КНБ сообщил, что в этом месяце комитет завершил операцию по пресечению в Казахстане деятельности организованной группы, которая, по их информации, создавалась для терактов. Однако, название группы не сообщается. По информации начальника департамента КНБ Сергея Мененкова, обнаружены интересные вещи, но уточнить, из какой страны группе передавались указания, он отказался:

- Изьяты схемы изготовления и детали самодельных взрывных устройств, планы объектов подрыва, огнестрельное оружие, литература, аудио и видео материалы с пропагандой экстремизма. Найдены инструкции, которые были получены от руководителей из-за границы. Членам группы были даны указания о поиске обьектов для атак. В качестве целей зарубежные идеологи рекомендовали выбирать места массового скопления людей и обьекты системы жизнеобеспечения.

В итоге десятерым гражданам Казахстана предъвлены сразу несколько обвинений. Четверо арестованных, по данным КНБ, обратились в органы с повинной, то есть признались в содеянном сами. А степень вины троих граждан, которые, предположительно, прошли боевую и религиозную подготовку за рубежом, окончательно определит суд. Но, как сообщил начальник департамента КНБ Сергей Мененков, подозреваемые должны были выйти на оппозицию:

- Арестованным поручалось изучать на постоянной основе социально-политическую обстановку в Казахстане, деятельность оппозиционных партий и движений. В качестве долгосрочного приоритета группе ставилась задача распространения радикальной религиозной идеологии и постепенной подготовки населения Казахстана к построению халифата.

Представители оппозиции, услышав подобные речи, были возмущены. По мнению члена движения «За справедливый Казахстан» Зауреш Батталовой в интервью Радио "Азаттык", КНБ распространяет эту версию злонамеренно:

- Прежде всего, вопрос нужно задать самому КНБ - это группа «Арыстан», которая напрямую связана с убийством Алтынбека Сарсенбаева. Отставка Нартая Дутбаева не дала должного ответа на этот вопрос, это просто определенный шаг для того, чтобы уйти от ответа. И как финансируется КНБ? Ведь мы знаем, что финансирование его закрытое. Есть только строка финансирования КНБ и огромные, миллиардные суммы, которые заложены на содержание КНБ. А на какие цели расходуются народные средства наших простых рядовых казахстанцев-налогоплательщиков, они сегодня не отвечают. И сегодня мы видим, что КНБ не занимаются своими непосредственными функциями. Они сегодня занимаются гонениями оппозиционных представителей. Разве они имеют моральное право о чем-то говорить? Сегодня пограничная служба находится в прямом ведении КНБ. Если сегодня они пропускают террористов извне, это говорит об их компетенции. Если они ищут террористов внутри страны, это говорит о том, что они борются с собственным народом. Сегодня они пытаются в ранг террористов перевести оппозицию.

Член движения «За справедливый Казахстан» Серикбай Алибаев придерживается аналогичного мнения:

- Есть выражение – «ворон ворону глаз не клюет». Единственное, что они хотят - защитить свой режим. О высказываниях КНБ я думаю, они уже разжигают рознь, они безосновательно обвиняют оппозицию. Поэтому, если они так сказали, они должны быть сами привлечены к уголовной ответственности. От кого исходит сегодня экстремизм? Именно от исполнительной власти, от многих чиновников исходит нарушение норм гражданских прав. Не надо переворачивать пирамиду.

Таким образом, представители оппозиции подвергли критике работу самого комитета национальной безопасности. Начальник департамента КНБ Сергей Мененков уверен, что работа КНБ ведется отлаженно. В качестве примера он сообщил, что в этом месяце в Россию экстрадирован исполнитель экстремистских акций некто Измайлов. Кроме того, готовится экстрадиция гражданина Узбекистана, который находился в розыске за участие в экстремистской деятельности. Некоторые юристы уверены, что эти экстрадиции проводятся согласно Минской конвенции, которая вступает в противоречие с двумя конвенциями ООН, - говорит правозащитник Евгений Жовтис. По его данным, некоторые пункты этих документов запрещают передавать подозреваемых в страны, где практикуются пытки:

- Просто к запросу прилагаются какие-то документы, проверить которые невозможно. Лицо выдается просто потому, что силовые структуры двух государств, прикрываясь Минской конвенцией, разбираются со своими политическими противниками. Например, такие страны, как Узбекистан и Туркменистан считаются странами, где пытки применяются достаточно широко. Россия – страна, где пытки имеют место быть.

Вопрос о том, что полицейское ведомство, которое ведет следствие по делу об убийстве оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева, должно быть прозрачным, представители объединенной оппозиции поднимают на всех уровнях. В частности, это одно из условий, на которых общественное движение «За справедливый Казахстан» может согласиться работать в Государственной комиссии по вопросам демократизации.




Российские военные отдали последний "Протон"

17.04.2006. Коммерсант

Иван Сафронов

Интернациональный долг

Начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский в пятницу распорядился передать Федеральному космическому агентству (Роскосмос) изготовленную Центром имени Хруничева по заказу Минобороны ракету "Протон-К". На этом носителе в июне должен стартовать казахский телекоммуникационный спутник KazSat. Этот шаг военных спасет проект от провала: у Роскосмоса нет носителя для запуска KazSat, понаблюдать за стартом которого президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже пригласил на Байконур своего коллегу Владимира Путина.

Хлопоты, связанные с запуском KazSat, казалось, закончились во время визита Нурсултана Назарбаева в Москву в начале апреля. Тогда между Мининформсвязи РФ и агентством по информатизации и связи Казахстана было подписано соглашение, по которому Астане разрешалось разместить спутник KazSat на геостационарной орбите в принадлежащей России точке стояния 103 градуса восточной долготы. Однако, как выяснилось, нерешенным оставался вопрос о носителе. В минувшую пятницу Юрий Балуевский восполнил этот пробел, подписав решение о передаче Роскосмосу ракеты-носителя "Протон-К", изготовленной Центром имени Хруничева по заказу Минобороны.

Запуска KazSat в Казахстане ждали еще 25 декабря 2005 года. Носитель "Протон-М" должен был доставить этот легкий аппарат на геостационарную орбиту вместе с тяжелым телекоммуникационным спутником "Экспресс-АМ3". Однако Мининформсвязи РФ и его дочернее предприятие "Космическая связь" добились того, чтобы "Экспресс-АМ3" оказался на орбите на полгода раньше, в июне 2005-го: это время требовалось для завершения работ по развертыванию глобальной системы президентской спутниковой связи.

Правда, запускать "Экспресс-АМ3" на "Протоне-М" стоимостью 900 млн руб. гражданские связисты не стали, отдав предпочтение менее дорогому "Протону-К" (800 млн руб.). Поскольку "Протон-К" выпускается Центром имени Хруничева только по заказу Минобороны, Мининформсвязи пришлось обратиться к военным, которые были просто вынуждены поделиться своим носителем, ведь в противном случае под угрозой могло оказаться развертывание президентской спутниковой связи.

Тяжелая ракета-носитель "Протон-К" используется сейчас исключительно для запусков в интересах Минобороны. С ее помощью на орбиту выводятся военные спутники связи и ретрансляции ("Глобус-1", "Гейзер") и системы предупреждения о ракетном нападении (71Х6, УС-КМО), а также аппараты "Ураган" глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС).

Что же касается KazSat, то в декабре 2005-го он так и не стартовал. После запуска в октябре 2005 года спутника "Монитор-Э" (он, как и KazSat, выпущен в Центре имени Хруничева на основе платформы "Яхта") на нем возникли проблемы с управлением, и руководство Роскосмоса приняло решение о проведении на изготовленном для Казахстана спутнике цикла дополнительных проверок. По информации Ъ, они должны завершиться на днях, после чего аппарат будет отправлен на Байконур. Старт KazSat теперь запланирован на период с 8 по 20 июня. А чтобы России вдруг не захотелось вновь переносить запуск, президент Назарбаев сделал хитрый дипломатический ход, пригласив на Байконур Владимира Путина.

При этом у Роскосмоса возникла еще одна проблема: "Протон-М" был предназначен именно для связки казахского спутника с российским, а для запуска одного аппарата носитель требовал некоторой переделки. Роскосмос счел, что проще и дешевле будет попросить у военных "Протон-К", тем более что отказать в этой просьбе, поставив под угрозу старт, за которым следят на самом высоком уровне, они никак не могли.

В итоге серьезные проблемы возникли уже у военных. Как сообщил Ъ источник в военном ведомстве, теперь Минобороны не имеет возможности восполнить орбитальную группировку геостационарных аппаратов системы предупреждения о ракетном нападении. Единственный работающий аппарат, запущенный в августе 2001 года, следит за ракетоопасными районами в США и Атлантическом океане, но он уже выработал гарантийный ресурс и требует замены на новый. Кроме того, нужно вывести на геостационарную орбиту еще один спутник 71Х6, который должен вести наблюдение за ракетоопасными районами в Азии, Северной Америке и Тихом океане. Однако с реализацией этих планов военным теперь придется подождать до 2007 года, когда должен быть изготовлен следующий "Протон".




Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев первым из глав государств, подверженных перегреву, внял советам МВФ и огласил программу, призванную оздоровить казахстанскую экономику

20.04.2006. Коммерсант

Необходимо заметное ужесточение денежно-кредитной политики для смягчения рисков и снижения инфляции" – это написано не о России, а о Казахстане. В свежем докладе миссии МВФ. С проблемой инфляции Казахстан справлялся успешнее, чем Россия. Но сейчас эксперты МВФ уверены, что в 2006 году она превысит 8% (прежний прогноз был 6,9%). Причиной послужил рост социальных расходов и бум в банковском секторе. "Темпы роста кредита повысились до приблизительно 75% в год и финансировались отчасти за счет всплеска внешнего заимствования банков – $4,5 млрд только в четвертом квартале 2005 года",– отмечается в отчете МВФ. Все это является признаком перегрева экономики и может привести к замедлению роста.

Подтверждением прогнозов МВФ стали данные, объявленные статистическим агентством Казахстана 14 апреля. За первый квартал темпы роста цен в среднегодовом исчислении составили 8,4%, достигнув максимума за последние восемь лет. ВВП Казахстана растет по-прежнему быстро, но куда медленнее, чем год назад. Первый квартал в 2005 году был завершен с показателем 9% роста. В этом году – 7,6%. Правительство вынуждено было снизить прогноз роста промышленности с 7,3% до 5,2%.

Проблемы Казахстана похожи на российские. В докладе о состоянии мировой экономики эксперты МВФ отмечают, что трудности эти являются типичными для экономик стран СНГ. Именно поэтому средний рост экономики СНГ, составлявший еще в 2004 году 8,4%, снизится в 2006-м до 6%. "В то время как рост замедляется, структура спроса остается очень несбалансированной, что вызывает беспокойство относительно устойчивости роста в будущем",– заявляют эксперты. Рост доходов населения привел к буму кредитования. Это создало риски для финансового сектора, поскольку банки не всегда могут правильно оценить кредитоспособность заемщиков. И, наконец, банки не могут удовлетворить спрос на кредиты за счет внутренних ресурсов и попадают во все большую зависимость от зарубежного финансирования.

Меры, рекомендуемые МВФ странам СНГ, предусматривают стерилизацию денежной массы, сокращение госрасходов, некоторое укрепление национальной валюты и замедление в наращивании долгов. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев первым из глав государств, подверженных перегреву, внял советам МВФ и огласил программу, призванную оздоровить казахстанскую экономику. Норма резервирования для банков будет повышена с 6% до 12%, что заставит их меньше занимать, а госрасходы снизят.

"Инфляция в Казахстане вызвана теми же причинами, что в России,– говорит Юлия Цепляева из банка ING.– Это сырьевые доходы и попытка сдержать рост курса национальной валюты, ведущая к эмиссии". Раньше для снижения цен в Казахстане применялся российский метод – контроль над стоимостью бензина, но это не помогло. Теперь главным средством будет Национальный фонд. Уже с 1 июля туда будут отправляться вообще все налоги с нефтяных компаний, то есть бюджет станет независим от нефти. Это нелегкое испытание для Казахстана, где уже объявлено о масштабном снижении налогов. В России пока о том, чтобы сдерживать маховик потребления, рассуждают чисто теоретически.




«Перегрев», рост инфляции и неумеренные аппетиты

21.04.2006. Республика (Казахстан)

Сакен Абдулов

Глава государства потребовал от кабмина антиинфляционных мер в месячный срок

Если инфляция «съест» социальные программы, то следующим «блюдом» может стать правительство. В среду в Астане президент учил кабмин основам экономики государства.

Совещание по экономическим вопросам, где должны были быть заслушаны отчеты Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций о состоянии финансовой системы страны, превратилось в разнос. Президент четко и буквально по полочкам разложил перед членами правительства все их недочеты и недоработки.

Перегрелись…

То, о чем правительство предпочитает говорить крайне аккуратно, президент обозначил четко и ясно: «Признаки «перегрева» экономики мы чувствуем. Имеющийся в последнее время значительный рост доходов бюджета определяет и большие расходы. Номинальный рост ВВП также создает большой инфляционный потенциал».

Не мудрствуя лукаво, он тут же подтвердил слова цифрами. За последние 2-3 года рост расходов в среднем ежегодно составлял 27,3%. Минимальный рост ВВП за этот же период в среднем увеличился на 53,2%. Объемы банковских кредитов в экономике вырастали примерно на 52% ежегодно, причем рост этот происходил за счет активных заимствований банков и крупных компаний на внешних рынках.

Рост инфляции, укрепление тенге по отношению к доллару – все это не что иное, как явные симптомы перегрева экономики.

Сдерживание инфляционного роста по-прежнему остается для правительства задачей номер один. С 2002 по 2005 годы инфляция выросла с 5,9% до 7,6%. На 2006 год прогноз также увеличивается до 7,6%. Такая ситуация президента не устраивает, поэтому он поставил вопрос ребром:

- Удержим ли мы прогнозируемый объем инфляции или все социальные выплаты, которые мы планируем в соответствии с моим посланием, будут «съедены» инфляционным ростом?

Члены правительства не осмелились подтвердить опасения президента по «съедению» соцпрограмм, а рост инфляции объясняли традиционно – опережающим ростом спроса над предложением и ростом цен на продовольственные товары, в первую очередь на овощи и фрукты, сахар, а также повышением тарифов на услуги. А глава правительства Даниал Ахметов заявил:

- То, что касается инфляции, – это аксиома, не вызывающая сомнения. У нас инфляция в годовом выражении – 8,4%. Сегодня темпы роста зарплаты – 6,8% при увеличении производительности труда на 7,7%, что уже отягощающий показатель. При этом есть проблемы с ростом внешнего долга. У нас внешний долг составляет 41,7 миллиарда, это 74% ВВП.

Премьер заверил, что правительство серьезно занимается проблемой: определяет размер «безопасного порога роста внешнего долга» и уточняет влияние роста зарплаты в отставании от роста производительности труда и роста расходов государства.

Президент в ответ на это категорично заявил: антиинфляционные меры нужно срочно разработать. Срок на это – месяц.

Затяните пояса и застегните карманы

По мнению президента, стране необходимо перейти к сдержанной фискальной и жесткой монетарной политике. Это означает ограничение бюджетных расходов и усиление сберегательной функции Национального фонда. А потому всем претендентам на кусок бюджетного пирога придется поумерить аппетиты:

- Я хочу обратиться ко всем депутатам, акимам, министерствам и ведомствам: умерьте аппетиты. С учетом этого целесообразно ограничить рост расходов уточняемого республиканского бюджета на следующий год и на второе полугодие этого года. Например, я сделал вывод, что увеличение расходов Министерства обороны необоснованно, потому что оно не просчитано. Пусть они поработают как следует, и осенью мы посмотрим, когда будем рассматривать бюджет 2007 года, какая есть в этом необходимость.

Сомнения у президента возникли не только по Министерству обороны. Это и затраты на строительство Дома министерств на левобережье Астаны (13 миллиардов тенге), расходы на реализацию космической программы (5 миллиардов тенге). «Какая необходимость осуществления в этом году расходов на увеличение уставного капитала «Казавиализинга» на 5 миллиардов тенге? На кредитование местных бюджетов в рамках жилищной программы выделено в этом году 42 миллиарда, в следующем году на эти цели 22 миллиарда будет выделено и 22 миллиарда – на коммуникации. 48 миллиардов тенге можно и нужно отправить в Национальный фонд», – говорил президент.

- Я хочу, чтобы вы отстаивали интересы государства. Обрадовавшись тому, что сегодня появились эти деньги, израсходовать их и поднять инфляцию по стране, а потом пожинать отрицательные плоды для населения – мы этого допустить не можем, – жестко заявил Назарбаев.

Скажите народу правду

Президент настоятельно рекомендовал объяснять населению текущие бюджетные процессы и экономическую ситуацию в стране. Люди должны знать и понимать, что происходит в государстве:

- Народу, депутатам, акимам – всем все это необходимо разъяснять. Никто ничего не утаивает. Рост поступлений в бюджет – реальность, обусловленная позитивной конъюнктурой на рынке сырья. В результате средства из бюджета выделяются и на одно, и на другое, и на третье. Но не все понимают, как негативно это может отразиться завтра на положении всего народа. Разъяснять эти моменты – обязанность правительства и всех вас.

Особое место в этих разъяснениях должен занимать Национальный фонд. Правительству предстоит донести до людей, что Нацфонд когда-нибудь всем нам пригодится – когда дела страны будут совсем плохи. А до наступления тяжелых времен надо накопить там как можно больше денег – чтобы потом, если вдруг наступит кризис, мы пережили его с наименьшими потерями.

Пойдет ли правительство «в народ с ликбезом» – пока не известно. Но меры кабмину все-таки придется принимать: ведь для них аксиомой является не только инфляция, но и слова, и тем более поручения президента. А времени у правительства не так много – лишь один месяц. Иначе президент устроит уже третий после назначения нового правительства нелицеприятный «разбор полетов».




Не в инфляции дело

21.04.2006. Республика (Казахстан)

Мухаметжан Адилов

Авторитарная политическая система вступила в противоречие с требованиями рыночной экономики

В середине апреля глава государства провел подряд сразу три совещания. И все они были посвящены проблемам социально-экономического развития страны в целом и инфляции в частности. Сначала собрал акимов областей, затем посовещался с руководством правительства и своей администрации и под конец заслушал отчеты Нацбанка и АФН.

Судя по тому, как выглядел Нурсултан Абишевич на экранах телевизоров – крайне недовольным и не скрывающим этого, и «скоропостижной» отставке министра экономики и бюджетного планирования, проблема роста цен на товары и услуги его сильно беспокоит. Видимо, как сильный и опытный политик он понимает, что дела в экономике идут не так хорошо, как надо бы. Однако как исправить положение дел, не знает, а потому решил пойти по старому и проверенному пути – поменять «макроэкономическую» команду в надежде, что повезет и найдется менеджер, который решит проблему.

Поможет ли «гуру»?

Если судить по назначению вице-премьера Карима МАСИМОВА по совместительству министром экономики, роль такого «гуру» возложена на него. Однако очевидно, что задача эта ему не по силам. И не только потому, что волей президента он оказался в двусмысленном положении: с одной стороны, вроде подчиняется премьер-министру, а с другой, поскольку отвечает за стратегию развития экономики, должен руководить им и ставить ему задачи. Или потому, что его назначение специальным уполномоченным еще больше усугубило ситуацию – теперь на него начнут «напрягаться» все без исключения.

Дело скорее в другом. Инфляция, так беспокоящая Нурсултана Абишевича, – это только часть проблемы, которая носит системный характер. Суть же самой проблемы состоит в том, что политическая система, как надстройка, настолько отстала от экономического базиса, что стала препятствовать экономическому развитию, более того, угнетать производственную сферу.

Для того чтобы читателю стало понятно, о чем идет речь, предлагаем вспомнить СССР. Как бы ни критиковали планово-административную систему, в свое время она при всех своих людских, материальных и научно-технических издержках была логичной, оправданной с исторической точки зрения и относительно сбалансированной.

Проблема СССР заключалась в том, что политические реформы шли с большим запозданием, и, в конце концов, политическая система стала настолько неадекватной требованиям экономического развития и внутренне дряхлой, что не выдержала горбачевской «перестройки». Хотя пример Китая показывает, что если бы руководство КПСС проявляло больше предусмотрительности, мудрости, гибкости и настойчивости, то Советский Союз мог существовать до сих пор.

Сейчас та же история повторяется в суверенном и независимом Казахстане. Задачи ускоренного экономического развития настоятельно требуют демократизации страны, и не потому, что так хочет оппозиция или рекомендуют международные организации, а потому, что эта самая демократизация политической системы является обязательным условием ускоренного развития малого и среднего бизнеса. И чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть несколько аспектов проблемы.

Парадоксы политической логики

Начнем с качества управленческих решений. В Казахстане уже сложилась практика, что указания главы государства не обсуждаются и подлежат безусловному исполнению. Между тем механизм выработки решений, которые им озвучиваются, абсолютно не идеален: от него отстранены не только политическая оппозиция, что является меньшей бедой, но и подавляющая часть населения, что беда уже гораздо более серьезная.

Между тем основным достоинством демократии как политической системы является как раз оптимальный способ нахождения лучших управленческих решений, как на национальном, так и на региональном уровне, и своевременного выявления допущенных ошибок и их исправления. Конечно, бывают времена, когда эти достоинства превращаются в недостаток – но, слава богу, сейчас экономика страны идет на подъем, налицо относительная внутриполитическая стабильность и нет угрозы внешнего нападения.

В результате, когда «суперпрезидент» и его правительство не находят решения проблем социально-экономического развития, их некому поправить и направить. Основные же инструменты, через которые различные социальные группы могут донести свою позицию и отстаивать интересы, в соответствии с существующими в Казахстане правилами игры являются декоративными конструкциями, а потому не работают.

Речь идет о политических партиях, общественных движениях и объединениях граждан по профессиональному признаку. Необходимость обеспечить политическое доминирование узкой группе лиц во главе с президентом привела к тому, что большая их часть в принципе не способна критиковать своего лидера, тем более выдвигать альтернативные предложения.

Меньшая же их часть, вытолкнутая в оппозицию, просто отстранена от участия в выработке решений, а мнение их если и воспринимается, то с известным запозданием, когда позабудутся источники идей, и то, как правило, весьма формально и поверхностно. В результате качество управленческих решений не соответствует сложности проблемы, и зачастую они не решают задач, а усугубляют их.

Далее. Условия для малого и среднего бизнеса в Казахстане хуже среднемировых. Во-первых, малая плотность населения и низкая платежеспособность большей его части. Во-вторых, длинные коммуникации при плохом качестве транспортных путей и высоких расходах, как прямых, так и косвенных. В-третьих, нахождение страны в центре евразийского контингента без прямого доступа на мировые рынки.

Одних вышеперечисленных факторов достаточно, чтобы уровень выживаемости казахстанского малого и среднего бизнеса был ниже плинтуса, а к этому еще добавляются произвол орды чиновников и полная незащищенность предпринимателей. Бесконечные попытки побороть административный произвол административными же методами успешно провалились. Единственный способ укоротить чиновников и сократить непроизводственные расходы малого и среднего бизнеса до минимума и повысить его выживаемость – демократизация политической системы и формирование структур, способных выступить в защиту предпринимателей и выразить их интересы.

Вместо этого идет бесконечный процесс формирования «управляемых» объединений, причем на всех уровнях. И это закономерно, авторитарная система воспроизводит себя – в результате под «суперпрезидентом» появляются «суперакимы» и «суперакимчики». Тем, кто не верит в это, рекомендуем проехать по регионам и почитать местную прессу – кое-где глав местной исполнительной власти хвалят, цитируют и вообще вылизывают куда активнее, чем Нурсултана Абишевича.

В общем, политическая система и политическая логика в Казахстане исковерканы до предела: Нуреке прав всегда; аким, как представитель президента, им назначается и значит тоже всегда прав, а если не прав, то поправить его может только глава государства, следовательно, каждый, кто выступает против акима, выступает против него, и так далее.

Надстройка тянет базис

Третье. Экономика конкретна. Про этот постулат в Казахстане давно забыли. В результате авторитарная политическая система, требующая унитарности, послушания и подотчетности снизу вверх, вступила в противоречие с требованиями экономики чутко учитывать конкретные условия каждого региона, вплоть до отдельного села.

Как следствие, разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов увеличивается. И эту тенденцию в настоящих условиях невозможно изменить, потому что дать свободу рук акимам и местной исполнительной власти значит усилить их произвол в разы, что может закончиться «цветной» революцией. А механизмов, способных этот произвол ограничить и сделать социально-экономическую политику государства гибкой и эффективной, просто не существует – местное самоуправление-то есть только на бумаге и в речах наших государственных деятелей, а политические партии и НПО, независимо от ориентации, влачат жалкое существование.

Четвертое. Любая система может работать эффективно, если в ней заложен механизм обратной связи, который предупреждает управляющую структуру о сбоях, недостатках или, наоборот, о хорошей работе. В Казахстане авторитарная политическая система полностью ликвидировала подобные механизмы, включая свободные выборы, право граждан на митинги и собрания и свободу слова.

В результате парламент представляет только правящую элиту, близкую к президенту и его семье. Именно поэтому, чтобы хоть что-то услышать, глава государства вынужден создавать одну за другой псевдодемократические площадки, вроде Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, а акимов заставляет вешать ящики около акиматов и лично просматривать брошенные туда письма, заявления и жалобы граждан.

Таким образом, реформирование политической системы – это не субъективное желание оппозиции и не общеевропейская мода, а настоятельное требование казахстанской экономики. Она требует от надстройки прийти в соответствие с базисом. Но, похоже, что этого «верхи» не слышат, а если слышат, то не понимают.

Между тем надстройка начинает тянуть экономику страны назад. Это очень хорошо видно по процессам, происходящим сегодня в крупном бизнесе. Процесс концентрации собственности в руках особ, приближенных к главе государству, идет семимильными шагами. И эта тенденция настоятельно диктует усиление авторитаризма в политике, потому что только так можно сохранить собственность в руках ее нынешних владельцев. Ведь любая кардинальная политическая реформа, не говоря уже о смене власти путем революции, неизбежно приведет к смене собственников.

Разговоры, разговоры…

Чтобы не быть голословным, предлагаю вернуться к выступлениям президента и его подчиненных на трех последних совещаниях. Суть проблемы заключается в том, что уровень инфляции в стране имеет тенденцию к росту даже по официальным данным статистики.

Хотя, по мнению аналитиков редакции, основанному на сопоставлении затратной части семейного бюджета сегодня и год назад, уровень инфляции куда выше, чем докладывает Агентство РК по статистике, и измеряется уже двузначными цифрами. Если же в потребительской корзине учесть недвижимость – расходы на ее покупку или аренду, а не только расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, то этот показатель будет еще значительнее.

Президент страны видит, что идет неуправляемый рост розничных цен и тарифов, но не представляет, как его остановить. В результате он пытается решить проблему как обычно – административными мерами, то есть силами государственного аппарата. Цитирую: «Глава государства обратил особое внимание на необходимость поддержания низких темпов инфляции и поручил Национальному банку и правительству усилить работу по проведению антиинфляционных мероприятий».

Каким образом Нурсултан Назарбаев намеревается обуздать инфляцию?

Во-первых, подгонкой плановых показателей под факт. Глава государства заявил, что в прошлом году удалось удержать инфляцию в рамках установленных прогнозных ориентиров, позабыв, что они были подкорректированы в сторону повышения.

Во-вторых, разработкой программы эффективных антиинфляционных мероприятий. При этом глава государства потребовал наряду с индексом потребительских цен учитывать факторы, оказывающие влияние на рост цен в различных отраслях и в сферах, а также на экономику в целом. Более того, выразил готовность через месяц пригласить всех областных акимов и еще раз обсудить с ними меры, которые будут разработаны.

В-третьих, путем дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики, для чего Национальный банк должен последовательно проводить сбалансированное увеличение предложения денег экономике, увязанное с экономическим ростом страны. Хотя очевидно, что возможности главного банка страны в условиях притока нефтедолларов и необходимости покупать их избыток сильно ограничены.

В-четвертых, ограничением заимствования денег банками второго уровня на мировом финансовом рынке. Так, АФН совместно с Нацбанком должны принять дополнительные меры по усилению требований по ликвидности банков по отношению к привлеченным внешним займам. Более того, если действующее правило достаточной капитализации недостаточно действенно, в него нужно внести соответствующие коррективы.

В-пятых, проведением сдержанной фискальной политики и жесткой монетарной политики, что требует сокращения расходов бюджета и усиления сберегательной функции Национального фонда. В частности, речь зашла о сокращении многих бюджетных программ, причем касающихся не только строительства новых офисов для госведомств или инвестиций в основной капитал госкомпаний, но и непосредственно населения.

В-шестых, (правда, это говорил не президент, а премьер-министр) путем увеличения завоза плодоовощной продукции из соседних республик и ограничения посредников между производителями и покупателями.

Если мы что-то упустили, то пусть сотрудники социально-экономических подразделений Администрации президента нас поправят. Но в любом случае нет смысла много комментировать вышеперечисленные мероприятия, так как они носят в основном бюрократический характер и больше ориентированы на имитацию деятельности, нежели на решение проблемы повышения темпов инфляции.

Дело в том, что проблемы современной казахстанской экономики лежат в иной плоскости, нежели монетарная политика Национального банка или регулирующая функция Агентства по регулированию и надзору финансового рынка. «Дождь» из нефтедолларов, пролившийся на страну и резко увеличивший государственные и частные расходы, не встретил адекватного роста предложения со стороны малого и среднего бизнеса, в основном работающего на удовлетворение внутреннего спроса.

В результате рынок отреагировал адекватно: розничные цены и тарифы поползли вверх, независимо от того, завозные товары или нет. Побороть это можно только более высокими темпами роста внутреннего производства, что невозможно без ускоренного развития малого и среднего бизнеса. А последний невозможен без кардинального, системного реформирования политической системы страны.

Доказательством тому служит тот факт, что больше всего выросли цены в Алматы, Астане и Атырау, то есть в тех регионах, где по логике наиболее конкурентная среда, куда завозится много дешевеющих из-за укрепления тенге импортных товаров, и вроде бы цены и тарифы не должны так скакать. То есть главную роль в росте цен играют ножницы между ростом платежеспособного спроса и ростом предложения. Сегодня это хорошо видно по дефициту многих товаров, производство которых невозможно быстро нарастить, например цемента, других видов строительных материалов, того же жилья и так далее.

В общем, «верхи» ухватили одно звено цепочки – необходимость развивать внутреннее производство и, значит, развивать малый и средний бизнес, но никак не могут понять связи политической надстройки и экономического базиса. Точнее, не хотят, потому что это требует от них поделиться властью с народом. Результат – бесконечные разговоры о необходимости поддержать отечественного товаропроизводителя и попытки сделать это путем регламентации деятельности госструктур и запугивания чиновников всевозможными карами.

Ох уж эти советники!

Вообще, выступления на экономическую тему удаются президенту все хуже и хуже. Возможно, это объясняется падением уровня экспертов и советников главы государства, но не исключено, что их просто перестали слушать. По крайней меры, отдельные перлы достойны занесения в анналы.

Например, такой: «Кроме того, следует иметь в наличии систему раннего оповещения финансового кризиса с различными вариантами реагирования на складывающуюся ситуацию. Должна быть группа людей, которая занимается этим и отслеживает ситуацию». Нет, сама идея вполне здравая, вопрос только за ее реализацией, поскольку в мире это еще никому не удавалось.

Или: «Накопительная пенсионная система продолжает сталкиваться с превышением спроса на финансовые инструменты над их предложением, хотя в последнее время мы приняли соответствующие законы». Если бы поправки в законодательство могли бы изменить ситуацию на финансовом и прочих рынках, то Казахстан давно был бы самым конкурентоспособным государством мира.

А вот еще: «Количество государственных ценных бумаг, выпускаемых Министерством финансов и Национальным банком, неуклонно сокращается. Это верно в условиях профицита бюджета. Однако необходимо соблюдать требования пенсионного законодательства по сохранению накоплений пенсионеров. Здесь тоже должен быть разумный баланс. Министерству финансов надо придерживаться графика по выпуску государственных ценных бумаг и обеспечить фактический объем заимствования, равный запланированному. При этом фактический объем заимствования не должен зависеть от текущей ситуации с исполнением бюджета».

Дело в том, что нынешний дефицит бюджета искусственный и образовался в результате перенаправления значительной части доходов в Национальный фонд, а требование занимать столько, сколько требуется пенсионным фондам, а не госбюджету, абсурдно с финансовой точки зрения. Оценка же эффективности работы аппаратов Нацбанка и АФН с точки зрения качества web-сайтов, эффективности оказываемых теми государственных услуг и работе с персоналом демонстрируют уровень понимания задач этих специфических организаций.

Впрочем, определенные подвижки в позиции президента все же есть. По крайней мере, он заговорил о том, что «признаки «перегрева» экономики мы ощущаем и чувствуем». Признал, что инфляция вместо того, чтобы следовать прогнозам правительства и падать, растет. И это не может нас не радовать. Вдруг глава государства однажды очнется и поймет, что хотя он и суперпрезидент и может обеспечить себе 92% голосов на выборах, но в экономике административные рычаги – не самое эффективное средство, и что альтернативы демократизации политической системы страны просто нет




Забастовка на телеканале «Казахстан» обнажила глубинный кризис государственной прессы

23.04.2006. Радио «Азаттык» («Свобода»)

Гульмира Камзиева

Пятый Евразийский медиафорум, организованный старшей дочерью президента Казахстана Даригой Назарбаевой, совпал по времени с забастовкой в крупнейшей государственной телекомпании «Казахстан», где журналисты протестуют против смены руководства. Правительство сменило руководство телерадиокомпании в аккурат накануне имиджевой конференции. Ведущие журналисты воприняли смену топ-медежмента как волюнтаризм.

Они заявили 20 апреля, что правительство в лице министра культуры и информации Ермухамета Ертысбаева не посчиталось с их мнением и сместило руководителя государственной телерадиокомпании “Казахстан” Галыма Доскена с грубыми нарушениями закона. В связи с этим группа журналистов и сотрудников корпорации написала президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву письмо протеста. Мы бы хотели получить ответ на элементарный вопрос, - говорит заместитель председателя правления телеканала Нурлан Онербай:

-Почему так? С известными нам методами советских времен, поздно вечером, в конце рабочего дня принято такое решение. Как вы знаете, после собрания, после того, как объявили о назначении нового руководителя, ведущие основных программ телеканала “Казахстан” и “Казахского радио” отказываются выходить в эфир.

Ответа журналистам пришлось ждать недолго. В тот же день, на медиафоруме министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев дал ответ протестующим журналистам:

- У нас очень слабое правовое сознание в целом в обществе. А у некоторых журналистов телеканала “Казахстан” оно вообще отсутствует. Они, наверное, считают, что Галым Доскен приватизировал этот телеканал и его нельзя менять, и он должен сидеть до пенсии, либо до скончания века. Поэтому эти журналисты, мягко говоря, в неведении бунтуют. Они просто не знают элементарных законов.

В своих заявлениях творческий коллектив утверждает, что они ничего против нового руководителя не имеют, но они уже успели понять суть политики этого руководства. Нам не дали возможность осветить сложившуюся ситуацию вокруг нашего канала, - заявил заместитель директора дирекции информационно-аналитических программ корпорации Аскар Умаров:

- Если мы на казахском языке смогли показать в эфире мнение журналистов, то в выпуске на русском языке в эфирную зашел новый председатель правления, который лично контролировал эфир и не допустил в эфир информацию о перестановке кадров в руководстве национального телеканала "Казахстан”. Мы считаем, что это неправильно, по одной простой причине, что свободу слова у нас никто не отменял.

Защитники свободы слова с пониманием отнеслись к демаршу казахстанских журналистов. Но задаются вопросом: где же они были раньше? Бывший сотрудник этой телерадиокорпорации, ныне сотрудник казахстанского прессозащитного общества “Адил соз” Галия Аженова не скрывает своего возмущения:

- Если говорить о свободе слова и о нарушении свободы слова, то я хочу вспомнить, что четыре года назад, когда к руководству пришел Галым Доскен, 50-70 человек было уволено в один день, одним приказом. Никто, ни у кого объяснения не спрашивал. Людей увольняли не за то, что они отсутствовали или не выполняли свою работу. Их уволили не из-за того, что они нарушали трудовую дисциплину, а просто потому, что пришел новый руководитель. Это была их политика. После это было много событий: ситуация вокруг телекомпании “Тан”, не самые хорошие события были вокруг других журналистов, вокруг других каналов, но канал "Казахстан" молчал. Они даже информацию о смерти Алтынбека Сарсенбаева не дали. То есть много ситуаций, когда хочется спросить: ребята, а где вы были, когда вы сами нарушали свободу слова?

В начале последней недели апреля ожидается ряд встреч журналистов с представителями творческой интеллегинции Казахстана. Они намерены выступить в защиту телекорпорации. Бывший руководитель телеканала “Казахстан”, писатель Дулат Исабеков в интервью Радио "Азаттык" считает, что акция протеста только подольет масла в огонь:

- Я думаю, что все это организовано, я ни на какой стороне не стою, но мне кажется, что тут ничего страшного нет. Ведь увольняют только одного директора, меня тоже завтра могут снять. А что возмущаться-то?

Бунт в крупных государственных газетах или государственных телекомпаниях Казахстана - явление весьма редкое. Но каждый раз такие конфликты свидетельствуют о новом витке крупного передела на рынке прессы Казахстана. И обычно каждый раз творческой свободы в государственной прессе Казахстана становится все меньше и меньше. Объявлять забастовки и без того стесненных цензурой журналистов побуждает и опасность массовых бесправных увольнений, когда новый редактор, как водится в постсоветском Казахстане, начинает менять ведущих журналистов, а то и технических работников. Так было в мае 1994 года, когда был неожиданно смещен редактор "Казахстанской правды" Вячеслав Срыбных, на его место был поставлен Григорий Дильдяев. Практика Казахстана показывает, что резкая смена топ-менеджмента влиятельных средств массовой информации не ведет к росту хоть каких-то проявлений свободы слова. Например, в государственой газете журналисты могут позволить себе глубоко завуалированную критику политики президента Назарбаева, выражают свою позицию эзоповым языком, применяют приемы сравнительной ассоциации. А когда газету или телеканал прибирают к рукам кланы и олигархические группы, лексика такой прессы становится откровенно циничной, новые менеджеры насаждают агрессивные ПР-методы на грани глумления над читателем и телезрителем.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ