От Казахстана до России
12 - 25 апреля 2006.
Континент (Казахстан)
Булат Абдулин (Алма-Ата)
Визит
президента Казахстана в Россию интересен не только документами, подписанными во
время его проведения. Гораздо важнее сопутствующие визиту обстоятельства,
связанные с отношениями между двумя нашими странами
В прошлом году президенты Казахстана и России
встречались очень часто. Совершенно очевидно, что беспрецедентная активность во
взаимодействии Москвы и Астаны в 2005 году в первую очередь была связана с
президентскими выборами в Казахстане. Для России было принципиально важно не
допустить победы в нашей стране очередной "цветной революции". Печальный опыт
заметно испортившихся отношений России с Украиной и Грузией после прихода к
власти Ющенко и Саакашвили не мог не внушать серьезного беспокойства российской
политической элите. Все происходящее слишком сильно напоминало стратегическое
окружение России. Но Украина и Грузия это одно, а Казахстан – совсем другое.
Гипотетический приход к власти здесь в результате революции нового Саакашвили
был страшным сном российской политики. Тем более что казахстанская оппозиция не
скрывала своего стремления следовать "цветным сценариям", в том числе и в
отношениях с Россией. Соответственно, Москва сделала все, чтобы поддержать
официальную Астану в идее сохранить в Казахстане статус-кво.
В результате казахстанская оппозиция практически
полностью проиграла русский электорат, который, естественно, высоко ценит
хорошие отношения Казахстана с Россией, равно как и национальные меньшинства,
которые серьезно забеспокоились в связи с ростом националистической риторики в
ходе предвыборной президентской кампании. Это во многом и предопределило такое
огромное преимущество действующего президента над прочими кандидатами, как,
впрочем, и негативное восприятие событий в соседней Киргизии. Однако внешний
фактор вещь, безусловно, важная, но навряд ли она смогла бы сыграть большую
роль, если бы не было конкретных результатов развития Казахстана и опасения со
стороны значительной части общества их потерять. В конечном итоге общество
вполне четко определилось в том, что оно не хочет резких перемен в своей жизни,
как бы оно ни относилось к власти и ее действиям.
Благополучно пройдя период выборов, Казахстан решил свою
самую большую проблему, избежал "цветной революции" и, соответственно, в
благоприятных условиях мог продолжить процессы развития. Но неприятным сюрпризом
для Москвы стало то, что развивающийся Казахстан продолжил свою многовекторную
политику и, более того, постепенно стал реально конкурировать с Россией.
"Казмунайгаз" стремится купить у опальной компании "ЮКОС" нефтеперерабатывающий
завод "Мажейкяй нафта" в Литве. Банк "ТуранАлем" является чуть ли не
единственным крупным инвестором в Грузии, с которой Россия находится в сложных
отношениях. Любопытно, что одно из международных агентств в начале этого года
повышало рейтинг БТА и указывало при этом, что высока вероятность, что
государство поддержит банк в трудную минуту.
Москва в свою очередь разорвала десятилетнее соглашение
с Казахстаном о транспортировке нефти в Прибалтику, в ответ казахстанские
представители указывали на то, что найдут способ доставить нефть в Литву. При
этом литовцы и грузины, со своей стороны, во многом из политических соображений
явно отдают предпочтение Казахстану перед Россией. Москве это не может
понравиться. Тем более что у нее есть свои планы в отношении Казахстана.
Например, глава Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко в этом
году призвал воссоздать Минсредмаш СССР, с тем чтобы уран из Казахстана,
Узбекистана перерабатывался на территории России. С учетом огромного дефицита
уранового сырья в России это выглядит показательно. Одновременно Москва долго не
давала согласия на расширение мощностей нефтепровода КТК с 28 до 67 млн. тонн в
год, что было главным приоритетом Казахстана. Глава российской "Транснефти"
Сергей Вайншток собирался даже "воевать" с западными акционерами КТК за
российские интересы.
В общем, отношения между Казахстаном и Россией в этом
году явно не были безоблачными. При этом страны остаются тесно связанными друг с
другом, имеют схожую структуру ВВП и похожие модели государственного устройства.
И именно в этом скрыта самая большая проблема для Москвы. Казахстан становится
слишком опасным конкурентом в идеологии и модели развития. Пока преимущество в
образе жизни, развитии промышленности остается еще у России, но Казахстан явно
имеет больший потенциал. И в первую очередь в связи с тем, что он смог сохранить
то, что потеряла Украина, – восточную централизованную модель управления
государством и обществом.
Теперь Украина с ее парламентской республикой явно не
конкурент России, в связи с этим можно задать вопрос: проиграла ли на самом деле
Москва в ходе "оранжевой революции"? Если посмотреть с точки зрения устранения
конкурента, то только выиграла. Не случайно в конце прошлого и в этом году, в
том числе и со стороны российских специалистов, очень часто звучали призывы к
переходу и в Казахстане от президентской к парламентской республике. Сегодня же
при прочих равных условиях преимущество Казахстана заключается не только в том,
что у нас практически полностью отказались от советского наследства и смогли
решить все те сложнейшие структурные проблемы, которые в России еще ждут своего
решения. Скорее вопрос в том, что концепция развития в Казахстане не отягощена
теми огромными задачами, которые Россия поставила себе в процессе восстановления
ее государственного значения. А так как государство в Казахстане в марте
объявило о том, что будет концентрировать усилия на повышении
конкурентоспособности, то соотношение условий жизни и ведения бизнеса может в
ближайшее время существенно измениться не в пользу России. И тогда Москве надо
будет объяснять собственному населению, почему при прочих равных условиях
уровень жизни, доходов и комфортности налогообложения в Казахстане достигли
большего. Судя по всему, именно поэтому США оказали Астане поддержку в ходе
недавнего кризиса. Для Вашингтона выгоднее иметь по соседству с Россией
самостоятельный, богатый Казахстан, способный в рамках восточного государства
реализовывать западные концепции развития, как демонстрацию того, по какому пути
могли бы пойти россияне. В то же время со стороны американцев это фактическое
признание того, что настойчивые усилия внедрить в Центральной Азии западную
демократическую систему разбились о восточную прозу жизни.
|