Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №145(01.05.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


«Перегрев», рост инфляции и неумеренные аппетиты

21.04.2006. Республика (Казахстан)

Сакен Абдулов

Глава государства потребовал от кабмина антиинфляционных мер в месячный срок

Если инфляция «съест» социальные программы, то следующим «блюдом» может стать правительство. В среду в Астане президент учил кабмин основам экономики государства.

Совещание по экономическим вопросам, где должны были быть заслушаны отчеты Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций о состоянии финансовой системы страны, превратилось в разнос. Президент четко и буквально по полочкам разложил перед членами правительства все их недочеты и недоработки.

Перегрелись…

То, о чем правительство предпочитает говорить крайне аккуратно, президент обозначил четко и ясно: «Признаки «перегрева» экономики мы чувствуем. Имеющийся в последнее время значительный рост доходов бюджета определяет и большие расходы. Номинальный рост ВВП также создает большой инфляционный потенциал».

Не мудрствуя лукаво, он тут же подтвердил слова цифрами. За последние 2-3 года рост расходов в среднем ежегодно составлял 27,3%. Минимальный рост ВВП за этот же период в среднем увеличился на 53,2%. Объемы банковских кредитов в экономике вырастали примерно на 52% ежегодно, причем рост этот происходил за счет активных заимствований банков и крупных компаний на внешних рынках.

Рост инфляции, укрепление тенге по отношению к доллару – все это не что иное, как явные симптомы перегрева экономики.

Сдерживание инфляционного роста по-прежнему остается для правительства задачей номер один. С 2002 по 2005 годы инфляция выросла с 5,9% до 7,6%. На 2006 год прогноз также увеличивается до 7,6%. Такая ситуация президента не устраивает, поэтому он поставил вопрос ребром:

- Удержим ли мы прогнозируемый объем инфляции или все социальные выплаты, которые мы планируем в соответствии с моим посланием, будут «съедены» инфляционным ростом?

Члены правительства не осмелились подтвердить опасения президента по «съедению» соцпрограмм, а рост инфляции объясняли традиционно – опережающим ростом спроса над предложением и ростом цен на продовольственные товары, в первую очередь на овощи и фрукты, сахар, а также повышением тарифов на услуги. А глава правительства Даниал Ахметов заявил:

- То, что касается инфляции, – это аксиома, не вызывающая сомнения. У нас инфляция в годовом выражении – 8,4%. Сегодня темпы роста зарплаты – 6,8% при увеличении производительности труда на 7,7%, что уже отягощающий показатель. При этом есть проблемы с ростом внешнего долга. У нас внешний долг составляет 41,7 миллиарда, это 74% ВВП.

Премьер заверил, что правительство серьезно занимается проблемой: определяет размер «безопасного порога роста внешнего долга» и уточняет влияние роста зарплаты в отставании от роста производительности труда и роста расходов государства.

Президент в ответ на это категорично заявил: антиинфляционные меры нужно срочно разработать. Срок на это – месяц.

Затяните пояса и застегните карманы

По мнению президента, стране необходимо перейти к сдержанной фискальной и жесткой монетарной политике. Это означает ограничение бюджетных расходов и усиление сберегательной функции Национального фонда. А потому всем претендентам на кусок бюджетного пирога придется поумерить аппетиты:

- Я хочу обратиться ко всем депутатам, акимам, министерствам и ведомствам: умерьте аппетиты. С учетом этого целесообразно ограничить рост расходов уточняемого республиканского бюджета на следующий год и на второе полугодие этого года. Например, я сделал вывод, что увеличение расходов Министерства обороны необоснованно, потому что оно не просчитано. Пусть они поработают как следует, и осенью мы посмотрим, когда будем рассматривать бюджет 2007 года, какая есть в этом необходимость.

Сомнения у президента возникли не только по Министерству обороны. Это и затраты на строительство Дома министерств на левобережье Астаны (13 миллиардов тенге), расходы на реализацию космической программы (5 миллиардов тенге). «Какая необходимость осуществления в этом году расходов на увеличение уставного капитала «Казавиализинга» на 5 миллиардов тенге? На кредитование местных бюджетов в рамках жилищной программы выделено в этом году 42 миллиарда, в следующем году на эти цели 22 миллиарда будет выделено и 22 миллиарда – на коммуникации. 48 миллиардов тенге можно и нужно отправить в Национальный фонд», – говорил президент.

- Я хочу, чтобы вы отстаивали интересы государства. Обрадовавшись тому, что сегодня появились эти деньги, израсходовать их и поднять инфляцию по стране, а потом пожинать отрицательные плоды для населения – мы этого допустить не можем, – жестко заявил Назарбаев.

Скажите народу правду

Президент настоятельно рекомендовал объяснять населению текущие бюджетные процессы и экономическую ситуацию в стране. Люди должны знать и понимать, что происходит в государстве:

- Народу, депутатам, акимам – всем все это необходимо разъяснять. Никто ничего не утаивает. Рост поступлений в бюджет – реальность, обусловленная позитивной конъюнктурой на рынке сырья. В результате средства из бюджета выделяются и на одно, и на другое, и на третье. Но не все понимают, как негативно это может отразиться завтра на положении всего народа. Разъяснять эти моменты – обязанность правительства и всех вас.

Особое место в этих разъяснениях должен занимать Национальный фонд. Правительству предстоит донести до людей, что Нацфонд когда-нибудь всем нам пригодится – когда дела страны будут совсем плохи. А до наступления тяжелых времен надо накопить там как можно больше денег – чтобы потом, если вдруг наступит кризис, мы пережили его с наименьшими потерями.

Пойдет ли правительство «в народ с ликбезом» – пока не известно. Но меры кабмину все-таки придется принимать: ведь для них аксиомой является не только инфляция, но и слова, и тем более поручения президента. А времени у правительства не так много – лишь один месяц. Иначе президент устроит уже третий после назначения нового правительства нелицеприятный «разбор полетов».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ