Не в инфляции дело
21.04.2006.
Республика (Казахстан)
Мухаметжан Адилов
Авторитарная политическая система вступила в противоречие с
требованиями рыночной экономики
В середине апреля глава государства провел подряд сразу
три совещания. И все они были посвящены проблемам социально-экономического
развития страны в целом и инфляции в частности. Сначала собрал акимов областей,
затем посовещался с руководством правительства и своей администрации и под конец
заслушал отчеты Нацбанка и АФН.
Судя по тому, как выглядел Нурсултан Абишевич на экранах
телевизоров – крайне недовольным и не скрывающим этого, и «скоропостижной»
отставке министра экономики и бюджетного планирования, проблема роста цен на
товары и услуги его сильно беспокоит. Видимо, как сильный и опытный политик он
понимает, что дела в экономике идут не так хорошо, как надо бы. Однако как
исправить положение дел, не знает, а потому решил пойти по старому и
проверенному пути – поменять «макроэкономическую» команду в надежде, что повезет
и найдется менеджер, который решит проблему.
Поможет ли «гуру»?
Если судить по назначению вице-премьера Карима МАСИМОВА
по совместительству министром экономики, роль такого «гуру» возложена на него.
Однако очевидно, что задача эта ему не по силам. И не только потому, что волей
президента он оказался в двусмысленном положении: с одной стороны, вроде
подчиняется премьер-министру, а с другой, поскольку отвечает за стратегию
развития экономики, должен руководить им и ставить ему задачи. Или потому, что
его назначение специальным уполномоченным еще больше усугубило ситуацию – теперь
на него начнут «напрягаться» все без исключения.
Дело скорее в другом. Инфляция, так беспокоящая
Нурсултана Абишевича, – это только часть проблемы, которая носит системный
характер. Суть же самой проблемы состоит в том, что политическая система, как
надстройка, настолько отстала от экономического базиса, что стала препятствовать
экономическому развитию, более того, угнетать производственную сферу.
Для того чтобы читателю стало понятно, о чем идет речь,
предлагаем вспомнить СССР. Как бы ни критиковали планово-административную
систему, в свое время она при всех своих людских, материальных и
научно-технических издержках была логичной, оправданной с исторической точки
зрения и относительно сбалансированной.
Проблема СССР заключалась в том, что политические
реформы шли с большим запозданием, и, в конце концов, политическая система стала
настолько неадекватной требованиям экономического развития и внутренне дряхлой,
что не выдержала горбачевской «перестройки». Хотя пример Китая показывает, что
если бы руководство КПСС проявляло больше предусмотрительности, мудрости,
гибкости и настойчивости, то Советский Союз мог существовать до сих пор.
Сейчас та же история повторяется в суверенном и
независимом Казахстане. Задачи ускоренного экономического развития настоятельно
требуют демократизации страны, и не потому, что так хочет оппозиция или
рекомендуют международные организации, а потому, что эта самая демократизация
политической системы является обязательным условием ускоренного развития малого
и среднего бизнеса. И чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть несколько
аспектов проблемы.
Парадоксы политической
логики
Начнем с качества управленческих решений. В Казахстане
уже сложилась практика, что указания главы государства не обсуждаются и подлежат
безусловному исполнению. Между тем механизм выработки решений, которые им
озвучиваются, абсолютно не идеален: от него отстранены не только политическая
оппозиция, что является меньшей бедой, но и подавляющая часть населения, что
беда уже гораздо более серьезная.
Между тем основным достоинством демократии как
политической системы является как раз оптимальный способ нахождения лучших
управленческих решений, как на национальном, так и на региональном уровне, и
своевременного выявления допущенных ошибок и их исправления. Конечно, бывают
времена, когда эти достоинства превращаются в недостаток – но, слава богу,
сейчас экономика страны идет на подъем, налицо относительная внутриполитическая
стабильность и нет угрозы внешнего нападения.
В результате, когда «суперпрезидент» и его правительство
не находят решения проблем социально-экономического развития, их некому
поправить и направить. Основные же инструменты, через которые различные
социальные группы могут донести свою позицию и отстаивать интересы, в
соответствии с существующими в Казахстане правилами игры являются декоративными
конструкциями, а потому не работают.
Речь идет о политических партиях, общественных движениях
и объединениях граждан по профессиональному признаку. Необходимость обеспечить
политическое доминирование узкой группе лиц во главе с президентом привела к
тому, что большая их часть в принципе не способна критиковать своего лидера, тем
более выдвигать альтернативные предложения.
Меньшая же их часть, вытолкнутая в оппозицию, просто
отстранена от участия в выработке решений, а мнение их если и воспринимается, то
с известным запозданием, когда позабудутся источники идей, и то, как правило,
весьма формально и поверхностно. В результате качество управленческих решений не
соответствует сложности проблемы, и зачастую они не решают задач, а усугубляют
их.
Далее. Условия для малого и среднего бизнеса в
Казахстане хуже среднемировых. Во-первых, малая плотность населения и низкая
платежеспособность большей его части. Во-вторых, длинные коммуникации при плохом
качестве транспортных путей и высоких расходах, как прямых, так и косвенных.
В-третьих, нахождение страны в центре евразийского контингента без прямого
доступа на мировые рынки.
Одних вышеперечисленных факторов достаточно, чтобы
уровень выживаемости казахстанского малого и среднего бизнеса был ниже плинтуса,
а к этому еще добавляются произвол орды чиновников и полная незащищенность
предпринимателей. Бесконечные попытки побороть административный произвол
административными же методами успешно провалились. Единственный способ укоротить
чиновников и сократить непроизводственные расходы малого и среднего бизнеса до
минимума и повысить его выживаемость – демократизация политической системы и
формирование структур, способных выступить в защиту предпринимателей и выразить
их интересы.
Вместо этого идет бесконечный процесс формирования
«управляемых» объединений, причем на всех уровнях. И это закономерно,
авторитарная система воспроизводит себя – в результате под «суперпрезидентом»
появляются «суперакимы» и «суперакимчики». Тем, кто не верит в это, рекомендуем
проехать по регионам и почитать местную прессу – кое-где глав местной
исполнительной власти хвалят, цитируют и вообще вылизывают куда активнее, чем
Нурсултана Абишевича.
В общем, политическая система и политическая логика в
Казахстане исковерканы до предела: Нуреке прав всегда; аким, как представитель
президента, им назначается и значит тоже всегда прав, а если не прав, то
поправить его может только глава государства, следовательно, каждый, кто
выступает против акима, выступает против него, и так далее.
Надстройка тянет базис
Третье. Экономика конкретна. Про этот постулат в
Казахстане давно забыли. В результате авторитарная политическая система,
требующая унитарности, послушания и подотчетности снизу вверх, вступила в
противоречие с требованиями экономики чутко учитывать конкретные условия каждого
региона, вплоть до отдельного села.
Как следствие, разрыв в уровнях социально-экономического
развития регионов увеличивается. И эту тенденцию в настоящих условиях невозможно
изменить, потому что дать свободу рук акимам и местной исполнительной власти
значит усилить их произвол в разы, что может закончиться «цветной» революцией. А
механизмов, способных этот произвол ограничить и сделать социально-экономическую
политику государства гибкой и эффективной, просто не существует – местное
самоуправление-то есть только на бумаге и в речах наших государственных
деятелей, а политические партии и НПО, независимо от ориентации, влачат жалкое
существование.
Четвертое. Любая система может работать эффективно, если
в ней заложен механизм обратной связи, который предупреждает управляющую
структуру о сбоях, недостатках или, наоборот, о хорошей работе. В Казахстане
авторитарная политическая система полностью ликвидировала подобные механизмы,
включая свободные выборы, право граждан на митинги и собрания и свободу слова.
В результате парламент представляет только правящую
элиту, близкую к президенту и его семье. Именно поэтому, чтобы хоть что-то
услышать, глава государства вынужден создавать одну за другой
псевдодемократические площадки, вроде Государственной комиссии по разработке и
конкретизации программы демократических реформ, а акимов заставляет вешать ящики
около акиматов и лично просматривать брошенные туда письма, заявления и жалобы
граждан.
Таким образом, реформирование политической системы – это
не субъективное желание оппозиции и не общеевропейская мода, а настоятельное
требование казахстанской экономики. Она требует от надстройки прийти в
соответствие с базисом. Но, похоже, что этого «верхи» не слышат, а если слышат,
то не понимают.
Между тем надстройка начинает тянуть экономику страны
назад. Это очень хорошо видно по процессам, происходящим сегодня в крупном
бизнесе. Процесс концентрации собственности в руках особ, приближенных к главе
государству, идет семимильными шагами. И эта тенденция настоятельно диктует
усиление авторитаризма в политике, потому что только так можно сохранить
собственность в руках ее нынешних владельцев. Ведь любая кардинальная
политическая реформа, не говоря уже о смене власти путем революции, неизбежно
приведет к смене собственников.
Разговоры, разговоры…
Чтобы не быть голословным, предлагаю вернуться к
выступлениям президента и его подчиненных на трех последних совещаниях. Суть
проблемы заключается в том, что уровень инфляции в стране имеет тенденцию к
росту даже по официальным данным статистики.
Хотя, по мнению аналитиков редакции, основанному на
сопоставлении затратной части семейного бюджета сегодня и год назад, уровень
инфляции куда выше, чем докладывает Агентство РК по статистике, и измеряется уже
двузначными цифрами. Если же в потребительской корзине учесть недвижимость –
расходы на ее покупку или аренду, а не только расходы на оплату
жилищно-коммунальных услуг, то этот показатель будет еще значительнее.
Президент страны видит, что идет неуправляемый рост
розничных цен и тарифов, но не представляет, как его остановить. В результате он
пытается решить проблему как обычно – административными мерами, то есть силами
государственного аппарата. Цитирую: «Глава государства обратил особое внимание
на необходимость поддержания низких темпов инфляции и поручил Национальному
банку и правительству усилить работу по проведению антиинфляционных
мероприятий».
Каким образом Нурсултан Назарбаев намеревается обуздать
инфляцию?
Во-первых, подгонкой плановых показателей под факт.
Глава государства заявил, что в прошлом году удалось удержать инфляцию в рамках
установленных прогнозных ориентиров, позабыв, что они были подкорректированы в
сторону повышения.
Во-вторых, разработкой программы эффективных
антиинфляционных мероприятий. При этом глава государства потребовал наряду с
индексом потребительских цен учитывать факторы, оказывающие влияние на рост цен
в различных отраслях и в сферах, а также на экономику в целом. Более того,
выразил готовность через месяц пригласить всех областных акимов и еще раз
обсудить с ними меры, которые будут разработаны.
В-третьих, путем дальнейшего ужесточения
денежно-кредитной политики, для чего Национальный банк должен последовательно
проводить сбалансированное увеличение предложения денег экономике, увязанное с
экономическим ростом страны. Хотя очевидно, что возможности главного банка
страны в условиях притока нефтедолларов и необходимости покупать их избыток
сильно ограничены.
В-четвертых, ограничением заимствования денег банками
второго уровня на мировом финансовом рынке. Так, АФН совместно с Нацбанком
должны принять дополнительные меры по усилению требований по ликвидности банков
по отношению к привлеченным внешним займам. Более того, если действующее правило
достаточной капитализации недостаточно действенно, в него нужно внести
соответствующие коррективы.
В-пятых, проведением сдержанной фискальной политики и
жесткой монетарной политики, что требует сокращения расходов бюджета и усиления
сберегательной функции Национального фонда. В частности, речь зашла о сокращении
многих бюджетных программ, причем касающихся не только строительства новых
офисов для госведомств или инвестиций в основной капитал госкомпаний, но и
непосредственно населения.
В-шестых, (правда, это говорил не президент, а
премьер-министр) путем увеличения завоза плодоовощной продукции из соседних
республик и ограничения посредников между производителями и покупателями.
Если мы что-то упустили, то пусть сотрудники
социально-экономических подразделений Администрации президента нас поправят. Но
в любом случае нет смысла много комментировать вышеперечисленные мероприятия,
так как они носят в основном бюрократический характер и больше ориентированы на
имитацию деятельности, нежели на решение проблемы повышения темпов инфляции.
Дело в том, что проблемы современной казахстанской
экономики лежат в иной плоскости, нежели монетарная политика Национального банка
или регулирующая функция Агентства по регулированию и надзору финансового рынка.
«Дождь» из нефтедолларов, пролившийся на страну и резко увеличивший
государственные и частные расходы, не встретил адекватного роста предложения со
стороны малого и среднего бизнеса, в основном работающего на удовлетворение
внутреннего спроса.
В результате рынок отреагировал адекватно: розничные
цены и тарифы поползли вверх, независимо от того, завозные товары или нет.
Побороть это можно только более высокими темпами роста внутреннего производства,
что невозможно без ускоренного развития малого и среднего бизнеса. А последний
невозможен без кардинального, системного реформирования политической системы
страны.
Доказательством тому служит тот факт, что больше всего
выросли цены в Алматы, Астане и Атырау, то есть в тех регионах, где по логике
наиболее конкурентная среда, куда завозится много дешевеющих из-за укрепления
тенге импортных товаров, и вроде бы цены и тарифы не должны так скакать. То есть
главную роль в росте цен играют ножницы между ростом платежеспособного спроса и
ростом предложения. Сегодня это хорошо видно по дефициту многих товаров,
производство которых невозможно быстро нарастить, например цемента, других видов
строительных материалов, того же жилья и так далее.
В общем, «верхи» ухватили одно звено цепочки –
необходимость развивать внутреннее производство и, значит, развивать малый и
средний бизнес, но никак не могут понять связи политической надстройки и
экономического базиса. Точнее, не хотят, потому что это требует от них
поделиться властью с народом. Результат – бесконечные разговоры о необходимости
поддержать отечественного товаропроизводителя и попытки сделать это путем
регламентации деятельности госструктур и запугивания чиновников всевозможными
карами.
Ох уж эти советники!
Вообще, выступления на экономическую тему удаются
президенту все хуже и хуже. Возможно, это объясняется падением уровня экспертов
и советников главы государства, но не исключено, что их просто перестали
слушать. По крайней меры, отдельные перлы достойны занесения в анналы.
Например, такой: «Кроме того, следует иметь в наличии
систему раннего оповещения финансового кризиса с различными вариантами
реагирования на складывающуюся ситуацию. Должна быть группа людей, которая
занимается этим и отслеживает ситуацию». Нет, сама идея вполне здравая, вопрос
только за ее реализацией, поскольку в мире это еще никому не удавалось.
Или: «Накопительная пенсионная система продолжает
сталкиваться с превышением спроса на финансовые инструменты над их предложением,
хотя в последнее время мы приняли соответствующие законы». Если бы поправки в
законодательство могли бы изменить ситуацию на финансовом и прочих рынках, то
Казахстан давно был бы самым конкурентоспособным государством мира.
А вот еще: «Количество государственных ценных бумаг,
выпускаемых Министерством финансов и Национальным банком, неуклонно сокращается.
Это верно в условиях профицита бюджета. Однако необходимо соблюдать требования
пенсионного законодательства по сохранению накоплений пенсионеров. Здесь тоже
должен быть разумный баланс. Министерству финансов надо придерживаться графика
по выпуску государственных ценных бумаг и обеспечить фактический объем
заимствования, равный запланированному. При этом фактический объем заимствования
не должен зависеть от текущей ситуации с исполнением бюджета».
Дело в том, что нынешний дефицит бюджета искусственный и
образовался в результате перенаправления значительной части доходов в
Национальный фонд, а требование занимать столько, сколько требуется пенсионным
фондам, а не госбюджету, абсурдно с финансовой точки зрения. Оценка же
эффективности работы аппаратов Нацбанка и АФН с точки зрения качества
web-сайтов, эффективности оказываемых теми государственных услуг и работе с
персоналом демонстрируют уровень понимания задач этих специфических
организаций.
Впрочем, определенные подвижки в позиции президента все
же есть. По крайней мере, он заговорил о том, что «признаки «перегрева»
экономики мы ощущаем и чувствуем». Признал, что инфляция вместо того, чтобы
следовать прогнозам правительства и падать, растет. И это не может нас не
радовать. Вдруг глава государства однажды очнется и поймет, что хотя он и
суперпрезидент и может обеспечить себе 92% голосов на выборах, но в экономике
административные рычаги – не самое эффективное средство, и что альтернативы
демократизации политической системы страны просто нет
|