Визит президента Киргизии в Москву
21.04.2006.
Евразийский Дом
Андрей Грозин
Я бы не стал говорить, что в связи с требованием,
предъявленным к США, повысить плату за право пользоваться военными базами
политика нынешних властей Киргизии стала менее прозападной, чем при
экс-президенте Аскаре Акаеве.
Наличие американской базы – это ценное экономическое
приобретение для Киргизии. Понятно поэтому, что требование к США является
элементом не политического, а экономического торга с Пентагоном, цель которого –
выбить как можно больше финансовых преференций.
Отсюда не стоит утверждать, что, будь то президент
Курманбек Бакиев или премьер-министр Феликс Кулов, киргизская сторона настроена
антиамерикански.
И это вполне объяснимо. Киргизия, как и другие страны
Центральной Азии, вынуждены проводить политику многовекторности. Замыкая
политические и экономические отношения только на Россию, любая из стран
Центральной Азии лишает себя значительных финансово-экономических выгод.
Так что, я думаю, в ходе предстоящих в России
переговоров будет обсуждаться не столько вопрос американской военной базы,
сколько двусторонние политические и экономические проблемы.
Главное, что сейчас беспокоит Россию, это вопрос
устойчивости действующей власти и стабильности в республике. То, что
представители российского МИД говорят о приходе во власть представителей
криминалитета, показатель серьезной обеспокоенности Москвы положением дел в
Киргизии.
Например, в Киргизии все знают, что Рыспек Акматбаев,
добившийся права баллотироваться в парламент, имеет массу связей в криминальном
мире.
С другой стороны, то, что Верховный суд снял с него все
имевшиеся обвинения, говорит о снижении напряженности, имевшей место еще две
недели назад.
Россия заинтересована в сохранении стабильности в
Киргизии, даже в существующем виде, чему способствует и российская военная база
в Канте. Этот фактор Россия может использовать как рычаг для давления на
Бакиева.
Не менее важный для России вопрос – это сохранение
договоренностей, заключенных ранее, в том числе под давлением российской
стороны. В частности речь идет о тандеме Бакиев-Кулов, который стабилизирует
ситуацию в стране. Фактически, если Киргизия будет придерживаться этих
вещей, руководству республики будет проще доводить свою позицию до России.
Что касается более конкретной повестки переговоров, то,
конечно, руководство Киргизии поднимет вопрос о мигрантах. Киргизии выгодна
нормальная легализация ее граждан на территории России, поскольку, по киргизским
оценкам, денежные переводы из России сопоставимы с половиной всей доходной части
государственного бюджета. Причем эта сумма значительно превышает плату США
за пользование базой.
Кроме того, не стоит забывать о ранее достигнутых
договоренностях с крупнейшими российскими корпорациями. В первую очередь, это
РАО «ЕЭС России», а также ОАО «Газпром». Вопросы этих компаний займут одно из
ведущих мест в переговорах.
Тем более, что у российских компаний есть основания для
беспокойства. Из-за сложной политической ситуации в Киргизии центральная власть
до сих пор не в полной мере контролируют регионы. Это создает риски для
инвесторов, для бизнеса. И об этом надо говорить.
Поэтому, я полагаю, от Бакиева, как минимум, потребуют
донесения четкого видения места российского бизнеса в киргизской экономике.
Я не исключаю при этом и обсуждения вопросов, связанных
с региональным развитием. Неспособность центральной власти удержать ситуацию в
регионах вызывает у соседей, прежде всего, в Казахстане и Узбекистане, много
вопросов.
Выступить арбитром для снижения взаимного непонимания
между этими странами может только Россия. Россия, находясь с Узбекистаном и
Казахстаном в отношениях стратегического партнерства, могла бы сгладить
существующие трения.
Также на переговорах, кроме экономических вопросов и
проблем регионального развития, будет рассматриваться тема национальной
безопасности, актуальная и для России, и для Киргизии.
Речь идет о возможном расширении российского военного
присутствия на базе в Канте, о котором ранее говорил главком ВВС России Владимир
Михайлов. Причем, возможно увеличение и личного состава, и количества боевых
единиц.
|