Казахский Парламент пошёл по следам Дика Чейни
Открытое
письмо Республиканского Славянского движения «Лад».
Литератором-депутатом Мухтаром Шахановым в СМИ
было распространено заявление антироссийского характера. В нём он, фактически,
обвиняет руководство Российской Федерации в политике «языкового
геноцида». Можно было бы оставить этот пассаж «советского национал-диссидента»
без внимания, если бы не одно немаловажное обстоятельство: под заявлением
поставили подписи ещё 40 парламентариев, что составляет более половины
депутатского корпуса Мажилиса Республики Казахстан. Таким образом, на основании
этого документа можно судить о настоящем отношении депутатов Парламента РК к
России и, собственно, - к внешнеполитическому курсу страны,
последовательно проводимому президентом Назарбаевым.
По форме это заявление представляет собой полемику
с небезызвестным депутатом Госдумы Владимиром Жириновским, а по
содержанию является бесцеремонным вмешательством во внутренние дела Российской
Федерации. Г-н Шаханов в своём антироссийском запале – при этом,
вполне отдавая себе отчёт, что это «вопрос внутренней политики России» - берёт
на себя смелость давать рекомендации руководству РФ и возлагает ответственность
за их исполнение на «соответствующие государственные органы России» и министра
иностранных дел РК Касымжомарта Токаева.
В заявлении, в частности, говорится о «подавлении
российскими властями интересов национальных меньшинств» и процессе «искоренении
языков малых народов» на территории РФ. При этом г-ном Шахановым даются
ссылки на некие абстрактные «международные правоохранительные органы» и (siс!)
«Эстонский институт защиты прав человека». В заключение объёмного текста -
предварительно процитировав русских классиков и в цифрах рассказав о том,
как хорошо в Казахстане живётся нацменьшинствам (прежде всего - русским) -
автор пишет о том, как сильно его волнует судьба «малых народов и наших
соотечественников, оторванных от родного языка».
Без тени сомнения Мухтар Шаханов заявляет (этот
фрагмент надо обязательно привести полностью): «В российской Федерации проживает более 800 тысяч казахов.
Может возникнуть такой закономерный вопрос: «А сколько в России существует школ
для казахов?». Раньше они были. Сейчас их нет. Даже не сочли нужным
оставить хотя бы одну школу ради уважения к дружественному Казахстану, с которым
Россия подписала соглашение о вечной дружбе».
Вообще, г-н Шаханов, опрометчиво вступил на
скользкую тропу статистики и темы реализации прав и свобод нацменьшинств. У
нас есть что возразить ему по этому поводу, - хотя бы о евангельских
«соринке» и «бревне» в глазу ближнего. Но в данном случае речь идёт об
инсинуациях в адрес властей Российской Федерации. Поэтому мы ограничимся только
российской тематикой и тем, как в России на законодательном уровне
соблюдаются права нацменьшинств, в том числе и казахов, чья численность в
РФ составляет менее 1%.
Всё нижесказанное будет говориться не для Шаханова,
человека с устойчивой репутацией «русофила», а для казахстанцев, в которых
он хотел бы вызвать неприязнь к нашему «большому соседу» - России, а вместе с
тем и к русским. И в отличие от него, ссылающегося на непоименованные
«международные правоохранительные органы», мы готовы привести конкретные
официальные источники нашей информации, с которыми любой казахстанский гражданин
может свободно ознакомиться и проверить их.
Общеизвестно, что с точки зрения всестороннего
соблюдения прав и свобод нацменьшинств федеративное устройство государства
предпочтительнее устройству национального унитарного государства. В
Российской Федерации, чего нет ни в одной другой стране СНГ, создана
мощная законодательная база, позволяющая всем малым народам иметь
национально-культурные автономии.
Вот перечень некоторых законодательных документов,
дающих гражданам РФ реализовывать национальные интересы: Федеральный
закон «Об общественных объединениях»; Федеральный закон «Об общих принципах
местного самоуправления в РФ» (позволяющий иметь
национальные районы); «Концепция государственной национальной политики РФ»;
Федеральный закон «О национально-культурной автономии».
Национально-культурные автономии (НКА) дают самые
широкие права нацменьшинствам, проживающим на территории России, в
частности: право самостоятельного решения вопросов сохранения
самобытности, развития языка, образования и культуры; получения поддержки со стороны органов государственной
власти, необходимую для сохранения самобытности, национального языка и
национальной культуры; право получения льгот по налогам, сборам и кредитам;
право создавать региональные и федеральные НКА, создавать Консультативные
Советы (КС) при органах исполнительной власти всех уровней, имеющие право
участвовать в подготовке программ, проектов нормативных актов,
затрагивающих интересы этнических общностей; право приглашать
представителей органов государственной власти по вопросам, входящим в
компетенцию КС.
А теперь, собственно, к вопросу об уважении в России
языковых, культурных и иных прав малых народов России е от Васне для Вас
В Российской Федерации (по данным за
2002 г.) зарегистрированы 11 федеральных, более 100 региональных и около 200
местных национально-культурных автономий. Только в одной
Оренбургской области казахскую диаспору представляют: Оренбургская
региональная казахская национально-культурная казахская автономия, Казахская
национально-культурная автономия Акбулакского района, Казахская
национально-культурная автономия Домбаровского района, Оренбургская
городская казахская национально-культурная автономия, Оренбургская
областная общественная культурно-просветительская организация казахов «Казах
тили» и её отделения (городское, Адамовское, Амбулакское, Домбаровское),
Областное национальное общественное объединение казахов Оренбуржья и пр.
В Оренбургской области (по устаревшим данным за 2001 г.)
функционировали более 200 учреждений с этнокультурным
аспектом образования, в том числе: 144 общеобразовательные
школы, где родной язык изучается как предмет
(татарский - 78 школ, башкирский - 42, мордовский - 4, казахский – 1, чувашский
– 2 школы), 36 дошкольных учреждений; 172 факультатива (татарских, казахских,
башкирских, польских, немецких, чувашских, мордовских), 176 кружков (татарских,
башкирских, казахских, мордовских, чувашских).
В Астраханской области работают 114 школ, в которых
изучается родной язык (казахский – 72 школы, татарский –
25, ногайский – 9, калмыцкий – 5, немецкий – 3), 24 дошкольных
учреждения.
В Самарской области действуют
224 национальные (нерусские) школы, из них: башкирских - 6, казахских - 7,
мордовских - 51, немецких - 3, татарских - 26, украинских - 4, чувашских - 87,
школ со смешанным национальным составом - 40.
В Омской области, где проживает 95 тыс. казахов, открыты и действуют 17 казахских школ.
Есть ли смысл продолжать дальше?
Странными в этом антироссийском, а по духу -
русофобском заявлении выглядят подписи 4-х депутатов с русскими фамилиями.
Понятен их личностный генезис в нынешнем Парламенте РК, когда хочется
выглядеть более казахом, чем русским. Уровень сегодняшнего представительства
казахстанцев русского происхождения (более 4 млн.) в органах государственной
власти таков, что выбор у них небольшой: либо вжимать голову в плечи и давить в
себе «русскость», либо уходить с работы.
Но, тем не менее, позволять себе клеветать на
страну, где покоятся кости поколений твоих предков, - означает пройти точку
духовного и нравственного «невозврата». Политическая лояльность не требует
национального самоуничижения, если это, конечно, не продиктовано
внеморальными категориями.пбе
Думается, сегодня «пятая колонна» в
Казахстане - не столько «оранжевые», сколько кланово-олигархические
группы, работающие на политическую дестабилизацию в республике. Они внедрены во
власть и единственное, чего им сегодня не хватает – электоральной поддержки.
Поэтому идёт активный поиск «фетишей», способных подорвать у титульного
населения доверие к президенту. И в этом смысле, тема «путинского режима»
и «русского фашизма», раскручиваемая Западом, актуализируется в Казахстане.
Такие, как Мухтар Шаханов, деятели с
«националистической харизмой», сегодня востребованы и могут принести вреда
больше, чем разношёрстная оппозиция, – ибо их риторика обращена к национальному
сознанию, а конкретно - к социально неблагополучной массе казахского населения.
Потому не случайно, что в последнее время на всех уровнях государственной власти
активизировалась полемика о немедленном введении в делопроизводство казахского
языка, а национал-радикалы возглавили протестное движение самозастройщиков
Шанырака.
Точно такие же процессы развиваются и в соседней
Киргизии. Там «зависшую» проблему захватчиков земель держат как «мобилизационный
резерв», а внезапно развернувшаяся кампания за введение в делопроизводство
киргизского языка имеет отчётливо политический характер с явным привкусом
антироссийских настроений.
И в этом отношении «русский вопрос» в Казахстане, во
всех его аспектах, становится эффективным политическим инструментом для
казахских элит, готовящихся к смене власти. С его помощью (исподволь) можно
сломать систему прогрессирующих казахстанско-российских отношений, позволяющую
Казахстану иметь все геополитические, экономические и военные выгоды от
такого сотрудничества. А поскольку во главе интеграционных процессов стоит
сам президент Назарбаев, - несущий персональную ответственность за выбранную
стратегию - то любое осложнение в двусторонних отношениях, будет
использовано его оппонентами против него лично. Такие попытки уже
предпринимаются.
Можно не соглашаться с нашими выводами, но факт
внутрипарламентской оппозиции внешнеполитическому курсу страны имеет место быть.
Пока антироссийские и антирусские настроения, в большей степени, остаются в
кулуарах Парламента. Но где гарантия, что «молчаливое большинство» в какой-то
кризисный момент не проявит себя и не потребует отставки самого
президента?
29.05.06
г.
Президиум РСД «Лад»
|