Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №148(15.06.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

29 мая. Министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов принял участие во встрече министров иностранных дел государств – участников Движения неприсоединения, которая проходила в Малайзии.

30 мая. Глава Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден. принял участие в выездном заседании Постоянного комитета ПАСЕ в Москве. Ван дер Линден в ходе визита в Москву отметил, что помощь со стороны Совета Европы белорусской оппозиции будет продолжаться. «Мы будем приглашать белорусских студентов на обучение в Европу, продолжим диалог с некоммерческими организациями и оппозиционными партиями в Белоруссии", — заявил глава ПАСЕ.

31 мая. Вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков информировал парламентариев и общественность о том, что первые четыре месяца 2006 г. продемонстрировали дальнейшее динамичное развитие белорусской экономики. Как сообщил Кобяков, за январь-апрель с.г. были выполнены 14 из 16 утвержденных макроэкономических показателей. Исключение составили показатели по импорту и снижению энергоемкости ВВП. Темп роста ВВП, по его словам, составил 110,3%.

1 июня. По официальным данным белорусской стороны международные резервные активы Белоруссии увеличились за январь-май 2006 г. на 1,4% и составили на 1314,5 млн. долларов США (инвалюта - 1075,3 млн. долл., монетарное золото - 238,3 млн. долл., прочие активы - 0,9 млн. долл.).

1 июня. В Белоруссии таможенники задержали девять грузовиков, которые следовали транзитом в Калининградскую область России.

1 июня. Члены делегации белорусской радикальной оппозиции в Берлине передали федеральному канцлеру ФРГ Ангеле Меркель обращение с просьбой рассмотреть на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге белорусский вопрос.

1 июня. В Белоруссии повышен тариф на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.

1 июня. Белорусская делегация во главе с министром энергетики Александром Озерцом провела в Москве очередной раунд переговоров с «Газпромом» по вопросам импорта российского газа в республику. Никаких конкретных договоренностей стороны не достигли.

1 июня. В Минске состоялись консультации между министерствами иностранных дел Белоруссии и России по проблеме взаимодействия двух стран в рамках 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

1 июня. Заместитель председателя БСДП (Грамада) Анатолий Левкович заявил, что партия до сих пор не разделяет стратегии объединенных демократических сил в отношении выдвижения единого кандидата в президенты от оппозиции. По его мнению, коалиция объединенных оппозиционных структур вместе сделала то, что БСДП (Грамада) сделала практически в одиночку.

1 июня. МИД РБ сообщил, что запрет на пролет американских и канадских самолетов над территорией Белоруссии будет избирательным: для гражданских самолетов и лайнера президента США никаких ограничений вводиться не будет.

1 июня. Председателя Совета республики НС Белоруссии Геннадий Новицкий прибыл с рабочим визитом в ФРГ.

2 июня. Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь». Документ направлен на активизацию иностранного туризма за счет снижения стоимости услуг по организации путешествий на территории Белоруссии и поддержку национальной туриндустрии.

2 июня. В Минске прошел финал V Национального конкурса красоты «Мисс Беларусь-2006». Самой красивой девушкой Белоруссии была признана жительница Могилева Екатерина Литвинова.

2 июня. Министр иностранных дел России Сергей Лавров награжден президентом Белоруссии орденом Дружбы народов. Этой награды Лавров удостоен «за значительный вклад в укрепление дружественных отношений и сотрудничества между Беларусью и Россией, а также в строительство Союзного государства».

2 июня. Инициативная группа ветеранов КПБ и ПКБ призвала членов двух коммунистических партий Белоруссии провести совместные собрания и избрать делегатов на «воссоединительный» съезд.

2 июня. Состоялся телефонный разговор президента России Владимира Путина с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Главы государств обсудили вопросы подготовки предстоящих саммитов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

5 июня. Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский заявил о том, что республика готова платить рыночную стоимость российский газ, но призывает при этом учитывать ряд факторов.

5 июня. В интервью «НГ» глава Счетной палаты России Сергей Степашин заявил, что Белоруссия уже не та, какой она была 5-6 лет назад. Если тогда большая часть белорусского народа говорила о том, что они готовы не просто объединиться, а войти в состав России, то сегодня сторонников такого варианта - меньшинство. Дальше, по мнению Степашина, будет еще меньше.

5 июня. Правительство России приняло решение о разработке программы Союзного государства "Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды" на 2007-2011 гг.

6 июня. На состоявшемся заседании политического совета объединенных структур белорусской оппозиции (ОДС) обсуждение перспектив объединения вылилось в острую дискуссию. Александр Милинкевич по итогам заседания подчеркнул, что в политсовете назрел кризис.

6 июня. Законопроект о внесении дополнений в Уголовный кодекс Белоруссии, предусматривающий усиление ответственности за искажение отчетных данных во всех сферах экономики, был принят в первом чтении депутатами Палаты представителей Национального собрания.

6 июня. Самолет дежурного звена ВВС-ПВО Белоруссии Су-25 принудил к посадке на военный аэродром «Лида» легкомоторный самолет, нарушивший литовско-белорусскую границу. Самолет-нарушитель пилотировал гражданин Литвы. Российская система ПВО контролировала полет литовского ЛА.

6 июня. Президент РБ Александр Лукашенко подписал указ об освобождении товаров, предоставляемых Китаем в качестве безвозмездной помощи, от налогообложения, пошлин и сборов.

7 июня. Александр Лукашенко встретился с руководителем Торгово-промышленной палаты России Евгением Примаковым. Примаков проинформировал главу белорусского государства о развитии экономической ситуации в России и отметил, что в настоящее время имеются все условия для экономического сближения Белоруссии и России.

7 июня. В Минске открылось 43-е заседание Совета руководителей таможенных ведомств государств - участников Содружества. Состоялось также заседание Совета таможенных служб ЕврАзЭС.

7 июня. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ опубликовало отчет о президентских выборах в Белоруссии. Согласно этого документа, проведение президентской кампании не соответствовало обязательствам ОБСЕ в области демократических выборов, был нарушен принцип беспрепятственного доступа к СМИ для всех политических группировок и лиц, не были соблюдены гарантированные конституцией РБ гражданские и политические права.

8 июня. В Минске подготовлен список официальных лиц Евросоюза и США, которым временно запрещен въезд в Белоруссию. Огласке список не придается.

8 июня. Правительство России дало разрешение министерству обороны осуществить запуск с космодрома Байконур белорусского спутника «БелКА».

8 июня.  В Минск с визитом прибыла делегация Алтайского края России под руководством главы администрации Александра Карлина.

11 июня. Российские военные прибыли  на территорию Белоруссии для участия в совместных учениях «Щит Союза-2006» со своей бронетанковой техникой, оружием, средствами связи и ГСМ.

12 июня. В МВД Белоруссии сообщили, что список лиц, въезд которым запрещен на территорию республики, пополнился новыми фамилиями. Это лица, нарушившие государственную границу Белоруссии, освободившиеся из мест лишения свободы, лица, депортированные из РБ, а также иностранцы, которые были задержаны на дорогах во время вождения автомобиля в нетрезвом состоянии.

12 июня. Центризбирком Белоруссии подтвердил предварительную дату выборов в местные советы депутатов - 14 января 2007 г. На предстоящих выборах предстоит сформировать 1607 местных советов депутатов.

12 июня. В Вене прошло межсессионное заседание белорусско-австрийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. 

13 июня. Председатель концерна госконцерна «Белнефтехим» Александр Боровский заявил о том, что концерн откроет собственный торговый дом в Пекине в течение двух месяцев. Открытие торгового дома, по словам Боровского, позволит значительно расширить сотрудничество Белоруссии и КНР в нефтехимической сфере.




Трансформация политики Минска в преддверии газовой войны

Александр Фадеев

В самом начале июня в Москве прошли переговоры белорусских чиновников, отвечающих за энергетическую сферу, с руководством «Газпрома». Никаких конкретных результатов этот очередной раунд переговоров, как и ожидалось, не дал. Правда, белорусская сторона формально согласилась с тем, что и для Белоруссии цена на импортируемый из России природный газ может стать рыночной. Но с учетом неких факторов (использование активов «Белтрансгаза» в транспортировке экспортных объемов газа, доступа к российским месторождениям и газопроводам, развитие системы хранилищ газа для России на территории Белоруссии), которые способны влиять на ценообразование, Минск надеется, что повышение цены не будет существенным. Более того, премьер-министр республики Сергей Сидорский недвусмысленно продемонстрировал намерение перевести переговоры из плоскости двух договаривающихся субъектов хозяйствования на высший правительственный уровень, т.е. политизировать их. Последнее, в общем, свидетельствует о том, что властная элита Белоруссии не надеется на благополучный исход переговоров министерства энергетики РБ и «Белтрансгаза» с «Газпромом» и попытается действовать через голову его топ менеджеров.

Что касается предложения белорусской стороны по получению доступа к российским газовым месторождениям и добычи газа на них в объемах до 15 млрд. куб. м в год с транспортировкой по территории РФ, то Государственная Дума, как известно, мудро ушла от ратификации договора и транзитного протокола к Энергетической хартии, апеллировать к которым могла бы, в том числе, и Белоруссия. Президент Владимир Путин и российское правительство придерживаются политики, которая отвечает национальным интересам нашей страны и не предусматривает свободный доступ иностранных компаний к месторождениям и системам транспортировки полезных ископаемых на территории России.

Есть в этом вопросе отдельные исключения, но они в плане открытия для России потребительских рынков, инвестиций и по другим аспектам крайне выгодны российской стороне и были сделаны в пользу мощных структур стран-лидеров мировой экономики: США, Германии и Соединенного Королевства. Хозяйственный комплекс и инвестиционные потенции малого государства, которым является Белоруссия, с ними совершенно не сравнимы, готовности допустить Россию на свой рынок потребления энергоресурсов республиканское руководство не демонстрирует, и поэтому предложения, сформулированные Минском, вряд ли заинтересуют «Газпром» и российское правительство.

Сегодня многими политологами и средствами массовой информации муссируется вопрос о скрытом политическом давлении России с использованием ценовых рычагов на союзную Белоруссию, о «выкручивании рук» и понуждении ее к более тесному союзу или даже к вхождению в состав Федерации. Отдельные представители экспертного сообщества пришли к выводу о том, что Кремль решил в отношениях с Белоруссией сменить «пряник» на «кнут».

Этот поворот в российской политике оправдывается тем, что многолетнее дотирование Россией белорусской экономики (а только по газу, исходя из европейских цен на голубое топливо, Россия дотирует республику в объеме 6 млрд. долларов США в год), предоставление иных льгот, открытие российского рынка для белорусских товаров не привели к интенсификации строительства фундамента Союзного государства, не принесли ощутимых выгод российской экономике. Кроме того, эти масштабные финансовые, экономические, тарифные и иные уступки режиму Александра Лукашенко делались за счет госбюджета России, производились из кармана российских налогоплательщиков и фондов развития субъектов хозяйствования (того же «Газпрома»).

Есть и другой важный аргумент, суть которого состоит в том, что Россия обязалась гарантировать безопасность и оборону Белоруссии от потенциальной внешней агрессии, взяла республику под свой ядерный «зонтик». Белорусская сторона остро нуждается в вооруженной защите, военно-технической помощи, которые предоставляет ей (большей частью безвозмездно) Россия. Две российские базы на территории Белоруссии, согласно этому взгляду, столь же важны для повышения обороноспособности республики, как и для России. Поэтому белорусское руководство не вправе ждать от России установления какого-то особого режима благоприятствования и дополнительных преференций в связи с отказом Минска от вхождения во всевозможные (в первую очередь военно-политические) МПО, направленные против Москвы.

Сценарий возможных действий в случае повышения цен на российские энергоресурсы с 2007 года у Белоруссии, очевидно, уже разработан. Он включает не только резкое сокращение энергозатрат, развитие импортозамещающих производств и переход на альтернативные источники энергии в экономике, но встречные жесткие меры (тарифные, налоговые, таможенные и иные) в адрес России. Не исключено, что белорусская сторона начнет затягивать ввод в строй минской и оршанской газокомпрессорных станций, что не позволит России увеличить прокачку газа через белорусский участок экспортного трубопровода «Ямал – З.Европа» до объема 33 млрд. куб. м в год. (Напомним, что в прошлом году Россия экспортировала по всем сетям через территорию РБ 40,8 млрд. кубов газа).

Перспективы негативных последствий для экономики Белоруссии от действий российской стороны заставили Александра Лукашенко срочно начать разводку полномочий, а главное ответственности за состояние хозяйственного комплекса республики. Под видом придания большей самостоятельности правительству глава белорусского государства пытается возложить всю полноту ответственности за возможное ухудшение экономической ситуации на премьер-министра Сергея Сидорского и членов кабинета.

Есть у Минска в контексте газовой войны, как представляется, искушение обвинить Россию в игнорировании Договора 1999 года о создании российско-белорусского Союзного государства, заявить о своем выходе из этого процесса. В администрации президента Лукашенко запущена идея дальнейшей активизации отстаивания суверенного национального государства. Многим в Минске кажется, что эта идея способна объединить граждан и различные политические силы внутри республики, включая группы умеренных оппозиционеров, в единый национально-патриотический лагерь во главе с харизматическим лидером – Александром Лукашенко.

Специфика рефлексии любого общества на кризисную ситуацию во многом определяется историческими условиями его развития. В молодом белорусском государстве после обретения независимости устоялось представление о своей национальной особенности, идентичности. Усвоена и спущенная сверху идеологическая установка на отстаивание государственного суверенитета. Дошло до того, что в отношениях с Россией именно эти факторы являются сегодня определяющими (по сравнению, скажем, с экономической или геополитической целесообразностью интеграции с восточной соседкой).

Комплекс показательных мер наказания по отношению к высшим белорусским чиновникам, предпринятых Брюсселем и Вашингтоном после президентских выборов-2006, потенциальное свертывание льгот и преференций со стороны России, похоже, станут катализатором трансформации «белорусской модели» в модель выживания с целью сохранения возможности проведения самостоятельной политики с безусловным сохранением государственной независимости и этнокультурной целостности.

Воздействие неблагоприятных факторов внешней среды совпало с проявлением первых признаков внутриполитического кризиса, имеющего тенденцию превратиться в структурный и необратимый. Поэтому идея «национального оборончества» от реальных и мифических глобальных и инкорпоративных угроз будет востребована белорусским правящим классом. Она позволяет консолидировать нацию и способствовать пролонгации самого существования политического режима. Вместе с тем, учитывая особый менталитет белорусского социума, специфическими чертами которого выступают, в том числе, и пассивная поведенческая позиция, эмоциональная сдержанность, желание придать радикальный действенный  характер гражданскому оборончеству вряд ли удастся. Скорее всего, придется ограничиться схемой выстраивания новой модели выживания «сверху - вниз».

Другим направлением новой политической реальности является активизация культурно-этнической политики, которая воплощается, прежде всего, в сфере образования, культуры и в языковом вопросе. Белорусификация предусматривает последовательное вытеснение русского языка из коммуникативной области, но это носит латентный характер, поскольку публично мотивировать такой процесс затруднительно, ведь он диктуется сугубо прагматическими расчетами республиканской «горки».

Характер белорусской государственности не может быть определен сегодня как либеральный. Скорее, это антагонистическая модель «государство – народный дом», что, конечно, отражается на выборе пути развития. В таком переходном государстве как Белоруссия на первом месте стоит суверенитет, который должен подкрепляться тесной социальной консолидацией и проявлением коллективизма, что объективно противоречит групповым и частным интересам и свободам. Поскольку все эти тенденции явно расходятся с доминирующей европейской цивилизационной идеей с ее либерализмом и приоритетом индивидуалистического начала, то ничего удивительного в том, что пограничное с Евросоюзом, другими демократическими  странами белорусское государство становится все более закрытым, нетерпимым к идущим извне воздействиям и глобальным тенденциям.

Ухудшение международной обстановки, свертывание схем дотирования белорусской экономики и элементы внешней изоляции республики подвигают ее правящий режим к всё более жесткой защите особости и самобытности Белоруссии, к осуществлению охранительной политики, которая нуждается в постоянной общественной поддержке. Вопрос настолько обострился, что республиканское руководство впервые почувствовало потребность опереться на пропрезидентскую массовую общественно-политическую структуру, которая сейчас развертывается в дополнение к другим официозным организациям, партиям, профсоюзам, молодежному союзу.

Постепенно теряющее силу и влияние президентское окружение не желает смириться с мыслью о том, что определяющее воздействие на выбор пути развития Белоруссии генерируется в политических центрах за пределами ее территории. Минск отчаянно пытается противостоять втягиванию его в процесс универсализации развития, модернизации по образцу ЕС или интеграции на условиях России.

Часть интеллектуальной элиты республики, наоборот, чутко воспринимает внешние императивы и пытается повернуться лицом к Брюсселю, настаивая на заимствовании западного опыта и видя будущее Белоруссии в рамках объединенной Европы. Стремление прозападной оппозиции ускоренными темпами «европеизировать» Белоруссию встречает понимание и воспринимается позитивно динамичными социальными слоями республики, особенно в столице и больших городах. Это создает дополнительное напряжение в белорусском социуме, в котором охранительные тенденции противостоят новому западноевропейскому выбору.

Зоны пророссийских интересов и российского влияния в республике минимизированы, что является следствием политики, проводимой все эти годы президентской администрацией Лукашенко, а также осуществления прежней внешнеполитической концепции России, в которой белорусский вектор не был приоритетным.  Рост подозрительности и предубеждений среди правящего класса Белоруссии в отношении России прямо пропорционален интеграционным инициативам Москвы. И дело даже не в том, что Россия пока не смогла предложить Белоруссии привлекательного, приемлемого для Минска проекта объединения. Просто властный режим Белоруссии уверовал в свою способность функционировать самостоятельно и не готов воспринимать любые иные системы ценностей.




Беларусь никогда не войдет в состав Российской Федерации

12.06.2006. Вечерний Минск

Беларусь заинтересована в долгосрочном взаимовыгодном сотрудничестве с Алтайским краем Российской Федерации. Президент страны Александр Лукашенко сделал это заявление на встрече с главой администрации этого российского региона Александром Карлиным.

Глава государства положительно оценил уровень двустороннего торгово-экономического сотрудничества. “Приятно, что, несмотря на географическую отдаленность Беларуси и Алтайского края, нам удалось наладить сотрудничество. Наш взаимный товарооборот в настоящее время хотя и небольшой, но равнозначен тому показателю, который мы имеем с регионами, расположенными рядом с Беларусью”, — сказал Александр Лукашенко.

По его словам, в свое время сотрудничество Беларуси с регионами Российской Федерации “спасло Союз двух стран”. “Мы бы не имели сейчас таких близких отношений”, — отметил глава государства.

На встрече, помимо вопросов двустороннего взаимодействия Беларуси и Алтайского края, шел разговор и о ходе строительства Союзного государства. По словам Александра Лукашенко, несмотря на то, что сегодня в союзном строительстве многое делается, по ряду направлений идет торможение. Он подчеркнул, что Беларусь по-прежнему привержена идеям интеграции, но в определенных вопросах остается непреклонной. Так, наша страна никогда не войдет в состав Российской Федерации. “Нам это не нужно, Беларусь — самодостаточная страна”, — сказал Президент.

Еще одна принципиальная позиция руководства нашей страны касается проблемы введения единой валюты на территории Беларуси и России. Александр Лукашенко считает, что “нельзя ставить телегу впереди лошади”, и вопрос валюты необходимо прописать в Конституционном акте Союзного государства, который будет приниматься на референдуме.

“Мы не являемся противниками Союза, как некоторые говорят. Наоборот, сегодня весь мир поделен на союзы, и за ними — будущее”, — отметил белорусский лидер.

При этом он подчеркнул, что Беларусь не ожидает от России каких-либо преференций. “Мы только хотим работать в экономике как одна страна”, — сказал Президент.

Вместе с тем, считает глава государства, российская сторона ставит под угрозу выполнение договоренности о создании равных условий для субъектов хозяйствования. Так, уже сегодня российский газ на границе Беларуси и России стоит в полтора раза дороже, чем, к примеру, он обходится предприятиям Смоленска. Президент подчеркнул, что Беларусь не против повышения цены на газ. Но такая же цена на паритетной основе должна быть установлена и для субъектов Союзного государства. Только в этом случае можно говорить о равных условиях хозяйствования. И договор о равных условиях, напомнил глава государства, носит приоритетный характер по отношению к национальным законодательствам.

Касаясь вопроса приватизации ОАО “Белтрансгаз”, Александр Лукашенко подтвердил, что белорусская сторона не пойдет на его продажу по балансовой стоимости. Принять такие условия можно лишь при согласии России дать возможность Беларуси участвовать в разработке месторождений углеводородного сырья.

На встрече Президента с делегацией Алтайского края обсуждались также вопросы поставки белорусской сельхозтехники в лизинг, перспективы налаживания сотрудничества в сфере фармацевтики и другие конкретные вопросы взаимодействия Беларуси с этим российским регионом.




Высоко замахнулся

05.06.2006. БелГазета

Виктор Мартинович

2 июня премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский представил депутатам ПП НС программу действий правительства до 2010г. Наряду с недавним посланием президента этот доклад должен обозначить, куда власть планирует вести страну ближайшие 5 лет. И если по итогам спича Лукашенко понятно стало лишь то, что в Беларуси все в порядке с гражданским обществом, доклад премьера все объяснил. Сторонники рыночной экономики узнали про грядущую ценовую либерализацию и поддержку частного бизнеса, любители «парадка» - про укрепление энергетической безопасности. Удивительно ли, что программа Сидорского понравилась всем и была принята единогласно?

Не так давно, комментируя новую структуру правительства, президент заявил о возрастании роли белорусского «экономического штаба», о том, что сам Лукашенко не намерен больше вмешиваться в вопросы, которые традиционно должен решать Совмин. Мысль об увеличении полномочий подчиненных Сергея Сидорского прозвучала и 5 мая, на встрече главы государства с членами нового кабинета. «Вам даны огромные права, поэтому возрастет и спрос за результаты работы», - подчеркнул президент, обращаясь к министрам. В то, что роль премьера в белорусской общественной жизни действительно возрастет, верилось не вполне.

В конце концов, Лукашенко слишком долгое время был известен своим стремлением участвовать решительно во всех начинаниях - от конкурсов красоты до газификации Полесья.

Но что-то все-таки изменилось в конфигурации ветвей белорусского властного древа после мартовских выборов. 2 июня Сергей Сидорский вел себя как вполне самостоятельный премьер, имеющий пространство для маневра и даже собственную точку зрения. Доклад, аналогичный зачитанному Сидорским, вполне мог прозвучать в российском парламенте, благо традиция ссылаться через слово на президента появилась уже и в московской политической среде.

Тенденция к постепенному выходу премьера из-под президентского крыла наметилась еще 17 апреля 2006г., во время утверждения и.о. премьера депутатами. Представлял кандидатуру народным избранникам не Лукашенко, как это было в Беларуси до сих пор, а глава президентской администрацииГеннадий Невыглас. В отличие от прошлых лет, когда за претендента на пост главы правительства говорил в основном Лукашенко, 17 апреля Сидорский произнес полноценный собственный доклад, в котором конспективно озвучил все тезисы, которые 2 июня вошли в программу: поддержка частного бизнеса, сокращение налоговой нагрузки, увеличение доли строящегося соцжилья. Уже тогда новый-старый премьер понравился депутатам. За его утверждение проголосовало 103 человека при двух против.

2 июня депутаты принимали Сидорского так, как до этого принимали лишь Лукашенко. Зачитанная председателем Совмина программа не получила ни одного откровенно критического замечания. Депутат-старожил Анатолий Красуцкий, работавший в палатах I-II созыва, а потому видевший парламентские выступления уже нескольких премьеров, назвал программу Сидорского «самой подготовленной». В дополнение к ней Красуцкий напомнил о проблеме индексации вкладов. Похвалил речь Сидорского и депутат Куцко, по словам которого подходы правительства дают надежду на выполнение прогнозных показателей третьей пятилетки.

В какой-то момент у Сидорского - совсем уж в стиле общения народных избранников с Лукашенко! - стали просить решения конкретных проблем избирателей в округах.

Когда дело подошло непосредственно к голосованию и председатель постоянной комиссии по госстроительству Михаил Сосонко напомнил членам нижней палаты парламента о том, что у них есть возможность не принять доклад премьера, причем повторное отклонение программы будет означать вотум недоверия правительству, прозвучало это как пустая формальность. Было понятно, что программа Сидорского пройдет.

Один из депутатов, сославшись на бурные аплодисменты, переходящие в овацию, которыми народные избранники отметили речь премьера, предложил вообще не проводить ее обсуждения, а сразу голосовать. В прениях выступила депутат Светлана Гиль, попросившая премьера уделять больше внимания работе с иностранным инвестором и подробно рассказавшая об их проблемах. «Мы привержены тому курсу, что инвестиционный климат в Беларуси - самый благоприятный», - ответил ей премьер.

После этого началось непосредственно утверждение программы. За сам документ проголосовало 103 депутата, за постановление о принятии программы - 104. «Против» ни в том, ни в другом случае не высказался никто.«Такого никогда еще не было», - прокомментировал итоги выступления Сидорского спикер ПП НС Владимир Коноплев. Премьер поблагодарил депутатов за поддержку и обещал принять все меры для того, чтобы построить«государство для народа», о котором заявлял в своем послании президент.

В кулуарах выступлению Сидорского давались еще более лестные оценки, чем с трибун. Народные избранники обращали внимание на то, что премьеру удалось соединить в документе требования главы государства, пожелания III Всебелорусского собрания и либеральные подходы, исповедовавшиеся в ПП НС предыдущего созыва группой парламентских либералов. «Если эта программа будет выполнена, оппозиции в этой стране нечего будет делать», - прокомментировал планы премьера один депутат.

Впрочем, как показывает практика, правильные слова, звучащие с высоких трибун в Беларуси, далеко не всегда воплощаются в жизнь. Особенно если эти правильные слова посвящены либерализации и «структурной перестройке экономики». А потому в выступлении премьера явно главным оказалось не содержание речи, а общий антураж, в котором она была произнесена. В кои-то веки в Беларуси премьер вел себя не как механическое продолжение президента, а как самостоятельный общественный игрок, которому глава государства доверил вполне серьезную роль.

Когда 23 мая Александр Лукашенко произнес непривычно короткое послание, в котором говорил о чем угодно, но только не о внятных приоритетах общественной и экономической жизни, все удивились и крепко задумались. Оказалось, тему было доверено раскрыть неделей позже Сергею Сидорскому. Который из статуса президентской тени - извечной роли премьера в Беларуси, - похоже, превратился во вполне полноценного и весьма изящного политика, могущего срывать аплодисменты зала и презентовать программы, проходящие единогласно. Словно в стране, где вот уже 12 лет все аплодируют одной и той же личности, появился второй публичный игрок.




Надо делиться

БР. Белорусы и рынок, 5 - 12 июня 2006

Татьяна Маненок

Планируется, что 5 июня Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совмине Союзного государства рассмотрит вопрос о распределении и зачислении в бюджеты России и Беларуси сумм вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты. По данным "БР", заседание комиссии планировалось провести 2 июня, но по просьбе белорусской стороны дата была перенесена.

Возможность перечисления части доходов в бюджет РФ, которые получает белорусская сторона от экспорта нефтепродуктов, предусмотрена статьей 4 соглашения о Таможенном союзе между Россией и Беларусью (от 30 ноября 1995 г.). Согласно этой статье, белорусская сторона при переработке сырья российского происхождения должна часть экспортной пошлины на нефтепродукты уплачивать в российский бюджет.

Однако поскольку в Беларуси действует особый механизм уплаты экспортной пошлины на нефтепродукты — за вычетом НДС, уплаченного при покупке российской нефти, получается, что в результате "делиться практически нечем". Вывозная таможенная пошлина в лучшем случае составляет 9 USD/т (в зависимости от вида нефтепродуктов).

Более того, говорят белорусские чиновники, данные претензии России в отношении Беларуси являются "не совсем корректными". Если для России экспортные пошлины на нефтепродукты служат регулятором сверхдоходов нефтяных компаний, то в Беларуси ситуация иная. Беларусь, добывая собственной нефти лишь 10% от своих потребностей, в первую очередь стремится создать привлекательные условия для притока нефти в страну.

При этом никто из чиновников не спорит, что экспортные поставки нефтепродуктов имеют высокую рентабельность, но за их счет покрываются убытки от продаж на внутреннем рынке, отмечают они. По данным "БР", рентабельность продаж горючего на белорусском рынке достигла минус 25-28%, и профильные специалисты сейчас прорабатывают варианты повышения эффективности этих продаж (в частности, за счет снижения акцизов).

При этом чиновники обращают внимание, что вопрос о дележе экспортной пошлины обсуждается еще с 1995 года, но всякий раз российская сторона его особо педалирует, когда возникает необходимость оказать давление на Беларусь. "Сейчас эту "пулю" запустили, чтобы "продавить" газовый вопрос", — предположил собеседник, пожелавший остаться неназванным.

Еще один аспект этой темы. Чтобы реализовать желание россиян получать часть доходов от экспорта белорусских нефтепродуктов, стороны должны совместно разработать инструкцию. Однако, говорят белорусские чиновники, за 10 лет российская сторона так и не внесла аргументированных предложений по арифметике дележа. Эксперты отмечают, что на разработку такого документа может уйти полгода.

В связи с этим эксперты не исключают, что российская сторона в целях компенсации потерь для бюджета РФ может предложить новые условия поставок нефти в Беларусь. По имеющейся информации, обсуждается вопрос о введении таможенных пошлин на поставку в Беларусь нефти. Но не всего объема, а той доли, из которой вырабатываются нефтепродукты на экспорт.

В этом случае белорусскую экономику ждет тяжкое испытание. Напомним, что в этом году Беларусь импортирует из России 19,5 млн. т нефти, при том что потребности внутреннего рынка РБ в нефти составляют около 6 млн. т в год. То есть большая часть поставляемой нефти будет обложена таможенной пошлиной — фактически по мировой цене за вычетом транспортных издержек.

Другое дело, что введение таможенной пошлины на нефть фактически будет означать "приговор" Союзному государству, а это уже сфера большой политики.




На то и НАТО

31.05.2006. БелТА

Виктор Ловгач

Потерпев сокрушительное поражение на президентских выборах в марте этого года, так называемая белорусская оппозиция снова зачастила в столицы западных стран. В отелях с бассейнами и шведскими столами она чувствует себя гораздо комфортнее, чем в каком-либо колхозе "Заре навстречу". Но если раньше минские "демократы" больше общались с различными международными структурами "мирного" характера, вроде Евросоюза и ОБСЕ, то сейчас их больше привлекают люди с военной выправкой.

Это в первую очередь НАТО. Почувствовав, что Североатлантический блок не прочь загнать под свой "зонтик" всю Европу, оставшиеся после очередной политической кампании у разбитого корыта оппозиционеры, видимо, решили больше не рисковать. В том смысле, что не возлагать особых надежд на выборы, а больше опираться на крепкого заокеанского дядю в погонах. Именно так можно расценивать вояж Александра Милинкевича в Париж на сессию Парламентской ассамблеи НАТО.

Делал он это, исходя из своих логических рассуждений: если эта военно-политическая структура играла решающую роль в "победе демократии" в тех странах, где народ отвергал либеральные идеи и заокеанскую "свободу", так почему не попробовать использовать эту влиятельную силу и в Беларуси?

И это не просто предположения. Дело в том, что на последнем съезде Объединенной гражданской партии, которая, хоть и со скрипом, но тянула "воз Милинкевича" во время избирательной кампании, из уст ее лидера Анатолия Лебедько прозвучали любопытные слова. Он призвал соратников поменять лозунг "Беларусь - в Европу" на "Европу - в Беларусь". Что значит увеличить присутствие в нашей стране разных западных структур, в том числе и НАТО. Заметьте, что данное заявление было сделано Лебедько буквально на второй день после его возвращения из США.

Последовавший вслед за этим визит в Париж Милинкевича, с которым Лебедько пока еще окончательно не разругался, говорит о скоординированных действиях. Тем более что НАТО в последнее время проявляет особый интерес к бывшим советским республикам. И не только интерес. Об этом говорят события в Крыму. В минувшее воскресенье в Феодосийском торговом порту встал под разгрузку американский корабль Advantage, который доставил стрелковое оружие и строительную технику. Местные жители устроили у ворот порта стихийный митинг, протестуя против того, чтобы военный контингент НАТО находился на территории страны без разрешения Верховной Рады Украины. Кстати, это военное вторжение произошло вопреки Декларации о государственном суверенитете, принятой до провозглашения независимости 16 июля 1990 года, в котором зафиксировано Положение о внеблоковом статусе Украины. Но как уже не раз бывало, Североатлантический блок, если уж поставил перед собой цель, законы других отбрасывает в сторону.

Цель НАТО - опоясать своим плотным военным кольцом ядерную Россию. Со стороны Прибалтики это уже сделано, практически выкованы звенья такого кольца для Грузии, Молдовы, Украины. Есть натовские базы в Средней Азии. Остался лишь небольшой просвет - Беларусь. Его-то и надо заштриховать. А в качестве передового отряда для таких действий перспективно использовать белорусскую оппозицию. Ведь впоследствии можно беззастенчиво заявить, что, мол, НАТО появился в Беларуси по воле "прогрессивной" части народа.

Естественно, что мозговым центром всей этой геополитической конфигурации выступают США. Однако, как предполагают некоторые дальновидные эксперты, Штаты могут споткнуться об очень серьезное и необычное препятствие. Например, как считает заместитель руководителя комиссии по международным делам российской Общественной палаты, директор Института политических исследований Сергей Марков, проект вступления Украины в НАТО был создан для дезинтеграции Европейского союза. "США создают свои сателлиты, - такие как Латвия, Эстония, Румыния, Болгария, Польша, для влияния на европейскую политику, и теперь в их ряды пришло время вступить Украине", - говорит Марков. То есть, создается своеобразная "пятая колонна", которая впоследствии может быть использована для развала крепнущего экономически Европейского Союза. Захотят ли такого развития событий Франция, Германия, и даже Великобритания?

Вопрос, как говорят, риторический...




Командно-штабное учение Вооруженных Сил "Щит Союза - 2006"

01.06.2006. Сайт Министерства обороны РБ

Взаимодействие Республики Беларусь и Российской Федерации в военной сфере осуществляется в строгом соответствии с Военной доктриной Союзного государства, которая имеет оборонительный характер и направлена на обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета государств-участников, поддержание стратегической стабильности и создание условий для прочного и справедливого мира.

В доктрине четко подтверждается приверженность государств-участников политическим невоенным мерам по предотвращению и разрешению кризисных ситуаций. Вместе с тем они выражают твердую решимость обеспечить военную безопасность государств-участников Договора о создании Союзного государства всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами.

В соответствии с Планом подготовки Вооруженных Сил в 2006 году в период с 17 по 25 июня на территории Республики Беларусь пройдет командно-штабное учение Вооруженных Сил с привлечением органов управления 20 Армии Московского военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации "Щит Союза - 2006".

Предстоящее КШУ призвано закрепить вопросы обеспечения защиты Союзного государства, проверить действенность создаваемой единой системы ПВО. Причем, выполнение задач будет направлено не только на отработку вопросов организации защиты рубежей Беларуси и России, но и государств-участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Замысел учения разрабатывался генеральными штабами Вооруженных Сил Республики Беларусь и Российской Федерации при непосредственном участии представителей Объединенного штаба ОДКБ.

Главная цель учения - оценить способность органов управления объединений, соединений и воинских частей вооруженных сил как Республики Беларусь, так и Российской Федерации выполнять задачи вооруженной защиты Союзного государства в составе региональной группировки войск.

Для управления объединенными вооруженными силами на учении создано Объединенное командование, в состав которого вошли офицеры центральных органов военного управления Республики Беларусь и Российской Федерации, штаба Московского военного округа Вооруженных Сил России.

Учение пройдет в два этапа.

Первый этап - "Подготовка оборонительной операции" - предусматривает практическую отработку вопросов планирования применения и управления силами и средствами объединенной группировки войск в ходе выполнения задач подготовки к отражению вооруженной агрессии.

Его основная задача - добиться слаженности в работе Объединенного командования, командований видов Вооруженных Сил Республики Беларусь, управлений оперативных и оперативно-тактических командований, соединений и воинских частей Республики Беларусь и Российской Федерации в период непосредственной подготовки оборонительной операции.

Второй этап учения - "Управление войсками в ходе ведения оборонительной операции" - предполагает совершенствование уровня знаний и практических навыков должностных лиц в управлении объединениями, соединениями и воинскими частями объединенных вооруженных сил при отражении ударов средств воздушного нападения условного противника и проведении оборонительной операции.

Одной из основных задач на данном этапе будет совершенствование полевой выучки соединений, воинских частей и подразделений вооруженных сил двух стран, других войск и воинских формирований Республики Беларусь при совместном выполнении ими задач в различных условиях обстановки.

В ходе учения планируется впервые на практике проверить функционирование не только отдельных элементов системы управления региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, но в целом оценить ее эффективность и жизнеспособность, что позволит определить приоритеты ее развития с учетом трансформации форм вооруженной борьбы и внедрения новейших информационных технологий.

Традиционно будут отработаны вопросы перевода органов управления и подразделений территориальных войск с мирного на военное время, организации территориальной обороны и управления территориальными войсками в ходе подготовки и ведения боевых действий, взаимодействия с общевойсковыми объединениями и соединениями, в том числе Вооруженных Сил Российской Федерации.

С целью продолжения реализации программы последовательной подготовки местных исполнительных органов к управлению территориальными войсками при выполнении задач территориальной обороны для участия в учении будут привлечены местные органы власти Гродненской, Брестской, Могилевской и Гомельской областей.

Практическое формирование органов управления, штабов и подразделений территориальных войск пройдет в Вороновском и Березовском районах.

Личный состав, планируемый к призыву из запаса в количестве около 2400 человек, примет участие в тактическом учении с боевой стрельбой и тактико-специальных учениях в составе сформированных воинских частей и подразделений.

Общая численность участников командно-штабного учения составит около 8 800 человек. Большую часть представят Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь - около 7 000 человек. В свою очередь контингент Вооруженных Сил Российской Федерации впервые составит около 1 800 человек.

В ходе учения будет задействована различная боевая техника: более 40 танков, около 180 бронированных боевых машин и 140 ПТУР. Количество артиллерийских орудий составит более 40, реактивных систем залпового огня (калибра 100 мм и выше) - 30 .

В крупнейшем белорусско-российском военном учении примут участие не только Сухопутные войска, но и Военно-воздушные силы и войска ПВО двух государств, что позволит на практике подтвердить целесообразность решения о создании единой системы ПВО России и Беларуси.

Для выполнения учебно-боевых задач планируется задействовать 6 вертолетов, 23 боевых самолета от Вооруженных Сил Республики Беларусь, 6 вертолетов и 13 боевых самолетов от Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для поражения учебных целей в ходе боевой стрельбы будут использованы специальные снаряды, ракеты и другие боевые средства. Например, стрельба артиллерийским управляемым снарядом "Краснополь", управляемым танковым боеприпасом. В ходе учения будет применяться самая разнообразная военная техника, в том числе специальная техника железнодорожных войск.

Планируется показать в деле модернизированный многофункциональный истребитель Су-27УБМ1, вертолет Ми-8МТКО1, средства радиоэлектронного противодействия. В разработке и модернизации этих образцов вооружения и техники приняли непосредственное участие предприятия белорусского и российского военно-промышленного комплекса.

Выполнение практических действий участниками командно-штабного учения "Щит Союза - 2006" запланировано на трех полигонах Вооруженных Сил: 230 (Обуз-Лесновском), 174 учебном полигоне зенитных ракетных войск и зенитной артиллерии "Доманово", Гожском общевойсковом полигоне. Данные полигоны используются в повседневной деятельности войск для проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки и по своим характеристикам обеспечивают выполнение всех задач с соблюдением требований мер безопасности. Органы управления территориальной обороны и подразделения территориальных войск отработают учебные вопросы в границах административных областей и районов.

Для наблюдения за ходом учения будут приглашены представители Вооруженных Сил более 40 иностранных государств.

Поскольку учение является крупным военно-политическим событием, проводимым в рамках ОДКБ, помимо иностранных делегаций ожидается присутствие глав всех государств-участников ОДКБ.

Подготовка и проведение подобных мероприятий в рамках реализации основных положений совместной оборонной политики Беларуси и России не только позволяют ускорить и оптимизировать работу по согласованию государственных позиций по всему спектру вопросов военного сотрудничества Союзного государства и ОДКБ в Восточноевропейском регионе коллективной безопасности, но и являются высшей и самой эффективной формой обучения и подготовки органов управления, соединений и воинских частей региональных (коалиционных) группировок войск.




Кризис или дискуссия?

БР.Белорусы и рынок, 12 - 19 июня 2006

Геннадий Барбарич

Продолжаются споры о том, нужно ли проводить новый конгресс демсил. Коалиция объединенных демократических сил переживает кризис, считает ее лидер Александр Милинкевич. Другие участники коалиции менее категоричны. “Идет дискуссия”, — утверждают они. К 19 июня рабочая группа должна представить политсовету план конкретных действий оппозиции на ближайшую перспективу.

Непростым было заседание политсовета объединенных демсил, которое прошло 6 июня за закрытыми дверями. Это было заметно даже по лицам политиков после его окончания — мрачным, возбужденным, нервным.

“Да, демократическая коалиция переживает кризис, — сказал в интервью ”БР" сразу после заседания политсовета лидер оппозиции Александр МИЛИНКЕВИЧ. — Очень важно его быстрее преодолеть, потому что альтернативы объединению не существует. Только одной колонной можно бороться с диктатурой. И если я каждый день должен доказывать свое право на лидерство в коалиции — так как это звание не какая-то “шапка Мономаха”, которую мне подарили навсегда, то также право на лидерство должна доказывать и коалиция. Если она этого не будет делать, она проиграет. Появятся другие группы и поведут людей за собой".

По словам А. Милинкевича, основными проблемами объединенных демократов на данном этапе являются определение плана действий, тактики и избрание исполнительного комитета. Одним из главных разногласий стало решение съезда Объединенной гражданской партии о проведении очередного конгресса демократических сил. Однако, по утверждению А. Милинкевича, абсолютное большинство в коалиции считает, что это слишком расточительная и неэффективная трата времени и ресурсов, так как конгресс будет выяснением отношений в демократической “тусовке”.

“А нужно заниматься работой в обществе, которое ждет ее от нас. Мы ведь даже не проинформировали людей о том, что в реальности произошло на выборах и после них... Потому я вижу свою задачу в том, чтобы как можно быстрее организовать работу структур демократической оппозиции и в Минске, и в регионах. Если это удастся и мы насытим деятельностью наши структуры, то все будет нормально”, — говорит А. Милинкевич.

Лидер Объединенной гражданской партии Анатолий ЛЕБЕДЬКО происходящее в коалиции оценивает менее драматично. “Коалиция, я думаю, пребывает в дискуссии, но не в кризисе. И хорошо, что споры идут о том, что делать, а не о том, кто виноват”.

По словам главы ОГП, эти споры объяснимы, ведь закончился один этап деятельности коалиции и начинается следующий. В последнее время активно обсуждаются основные вопросы стратегии оппозиции — создавать ли новое движение или проводить общенациональную кампанию.

“Принято, как мне кажется, то, что изначально предлагалось ОГП. Основой стратегии должна быть общенациональная кампания как план совместных действий. Кроме того, мы выступаем за реформирование политического совета. На наш взгляд, эффективным было бы создание двухуровневой структуры: рабочий президиум, принимающий оперативные решения и несущий за них ответственность и расширенный состав политической рады с включением в нее новых субъектов. Третий пункт обсуждения — это сам план действий, приоритеты. Сейчас создана рабочая группа, которая занимается разработкой такого плана. Перед коалицией также стоит вопрос численного роста. Расширить базу можно за счет двух субъектов — Белорусской социал-демократической партии (Грамада), возглавляемой Александром Козулиным, и ”внесистемной" молодежи, проявившей себя во время избирательной кампании на белорусском “майдане”. Мы обсуждаем, каким образом включить их в общий процесс", — рассказал А. Лебедько.

Политик особо остановился на идее проведения конгресса. Он напоминает, что ОГП всегда рассматривала конгресс как высший представительный и постоянно действующий орган: “На наш взгляд, важнейшие, стратегические решения, стратегия и тактика оппозиции должны приниматься конгрессом. Тогда у них большая легитимность и большая поддержка. Для того, чтобы уменьшить остроту споров, мы предлагаем, чтобы на конгресс выносились заранее согласованные вопросы”.

На последнем политсовете за проведение конгресса выступил и лидер Партии коммунистов Белорусской, руководитель избирательного штаба единого кандидата Сергей КАЛЯКИН, ранее более осторожно высказывавшийся на эту тему.

“Общий тезис о том, что нужно продолжать кампанию ”За свободу!", никем не оспаривается, — утверждает С. Калякин. — Но как это делать, когда отсутствует легальная политическая возможность вести работу с населением? А ведь даже во время выборов власти чинили огромные препятствия встречам с населением. Главный вопрос — что, как и в какие сроки нужно делать в новых условиях. Есть разные взгляды. На заседании политсовета мы создали рабочую группу, которая в течение 2 недель должна представить план конкретных действий на ближайшую перспективу. После его утверждения станет ясно, кто будет его выполнять, нужны ли какие-то специальные исполнительные структуры. А пока политсовет подтвердил, что штаб продолжает свою деятельность до решения вопроса о необходимости создания новых структур".

С. Калякин пояснил, что не выступает против проведения конгресса. Хотя требует уточнения его целей. Если А. Лебедько считает, что на конгрессе нужно утвердить стратегию, то, по мнению С. Калякина, “конгресс мог бы рассмотреть стратегию и тактику демократических сил на предстоящих местных выборах, утвердить единый список кандидатов и их платформу”. А также решить вопрос о привлечении в коалицию Белорусской социал-демократической партии (Грамада). Хотя С. Калякин считает, что делегаты на конгресс должны вновь избираться. И в этом его расхождение с А. Лебедько.

Пока же решено, что оппозиция должна сосредоточиться на проведении двух кампаний по сбору подписей. Это сбор подписей под обращением в Верховный суд с требованием о признании президентских выборов недействительными и назначении новых. И второй — за отмену контрактной системы.

По мнению политзаключенного Николая СТАТКЕВИЧА, сегодняшние проблемы коалиции обусловлены проигрышем в борьбе за власть: “Для меня очевидно, что объединенная коалиция сохранится. Мы не дадим ее развалить. Я не завидую тому, кто попробует это сделать. Но болезненную работу над ошибками придется провести”.

По мнению политика, конгресс сейчас нецелесообразен, на нем просто нечего обсуждать: “Анализировать результаты выборов на таком мероприятии опасно. Это болезненная тема. И она может привести к обострению конфликта в оппозиции”. Политик предложил проанализировать итоги выборов на специальной конференции. Кроме того, он считает необходимым избрать А. Милинкевича председателем Политсовета демократических сил до следующего конгресса, так как слышатся голоса, что статус единого кандидата от демократических сил после выборов исчерпан. А переизбрание пресечет возобновление схватки за лидерство в оппозиции.

Оценивая ситуацию в коалиции, политолог Валерий КАРБАЛЕВИЧ также связывает ее проблемы с завершением выборов. “История коалиционного строительства в Беларуси в новейшее время учит тому, что все коалиции, которые создавались под конкретный проект, были относительно успешными. Они существовали и действовали. А создаваемые под какую-то идею — демократию или защиту независимости — были неэффективными. Конкретный проект, президентские выборы, прошел. Оппозиция сумела его провести, объединившись. Теперь возникает проблема дефицита таких объединительных проектов и начинается кризис”.

Политолог прогнозирует, что ситуация неопределенности в ближайшие месяцы будет сохраняться. Хотя ни одна из политических сил не может позволить себе разорвать коалиции в силу взятой на себя политической ответственности. “Хотя впереди есть проект, который мог объединить всех. Это местные выборы”, — напомнил политолог, будучи солидарным с мнением С. Калякина.

В. Карбалевич считает, что присоединение к коалиции Белорусской социал-демократической партии (Грамада) придало бы новый импульс демократическому движению, и потому является позитивным. А вот проведение конгресса демократических сил, по мнению политолога, не является существенным фактором, который сильно повлияет на ситуацию.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ