Зачем России мигранты?
Рассмотрение Государственной Думой двух
законов: "О миграционном учете" и об изменениях в законе "О правовом положении
иностранных граждан" вызвало полемику в обществе. Некоторые депутаты считают их
«антирусскими» законами. Это подтверждает и предыдущая информация.
Разъяснение и уточнение по предложенным законопроектам делает публикуемое
ниже интервью замдиректора Федеральной миграционной службы Вячеслава Поставнина,
которое он дал корреспонденту газеты «Московский комсомолец» накануне второго
чтения в Госдуме.
31.05.2006. Сentrasia.org/news
Марина Озерова
"Нашей стране необходим миллион новых работников в год".
С подачи президента все сейчас говорят о повышении рождаемости. Но в том же
послании вскользь были названы два других способа увеличить численность
населения: привлечение мигрантов и снижение уровня позорно высокой
смертности...
Сейчас в Госдуме готовятся ко второму чтению законы,
слегка смягчающие наше миграционное законодательство. О том, какую все-таки
политику в отношении приезжих собирается проводить Россия, нам рассказал
замдиректора Федеральной миграционной службы Вячеслав ПОСТАВНИН.
- Признаете, что принятые 3-4 года назад жесткие законы
- ошибка?
- Руководители страны поняли, что одними жесткими мерами
проблемы не решить, а любой административный барьер, порождает взятку. Поэтому и
курс сменился: с неприятия мигрантов - на понимание того, что они нам нужны.
Разрешение на работу в России и регистрация - два основных камня преткновения.
Причем получить разрешение на наем иностранного работника недопустимо сложно и
долго. Мне приходилось разбираться с жалобами крупных фирм вроде "Сименс" или
"Мицубиси", которые по 7-8 месяцев ждут решения...
И вот появились два закона, которые прошли первое чтение
в Думе: "О миграционном учете" и об изменениях закона "О правовом положении
иностранных граждан". Теперь не работодатели, а сами граждане СНГ из стран, с
которыми у нас есть соглашение о безвизовом режиме, будут получать разрешение на
работу в России.
- Какие же очереди выстроятся у дверей ФМС!
- Проблемы есть. К тому же за разрешением придут люди,
иногда плохо знающие русский язык или не знающие его вовсе, а им надо документы
заполнять, требования разъяснять. И сроки устанавливаются жесткие: 10 дней на
выдачу разрешения...
Второй момент, мешающий превращению нелегального
мигранта в легального, - регистрация. В Иркутске китайские рабочие работают на
стройке, а рядом - деревянный, неблагоустроенный жилой дом, в котором
десятилетиями жила российская семья, и никто к ним не приходил - ни
санэпидемстанция, ни пожарные. Как только они съехали и в дом вселились китайцы
- пришли все надзорные службы и говорят, что в таких кошмарных условиях жить
нельзя. Поэтому регистрировать новых жильцов не будут. Почему русским можно, а
китайцам - нельзя?..
- На какой эффект от новых законов вы рассчитываете?
- В 2005 году в России легально работало более 700 тысяч
иностранцев. Но МЭРТ считает, что нам ежегодно необходимо около 1 млн. рабочих
рук дополнительно с учетом демографической ситуации. Я не знаю, как они считали
и учитывали ли людей, которые здесь работают нелегально (эксперты говорят, что
таких от 3 до 15 млн.). Но даже если исходить из расчетов МЭРТа, для начала мы
должны увеличить оформление раза в два-три, потому что в прошлом году мы выдали
400 тысяч разрешений. А поскольку нас ждет серьезный демографический провал,
надо будет предусматривать увеличение и в дальнейшем.
- А опыт других стран вы изучаете?
- Изучаем и учитываем. И видим, что даже если решить
проблему легализации, сразу возникает проблема интеграции мигрантов в общество.
Удачных примеров в мире пока мало. Вот Финляндия разве что: маленькая страна,
всего 6 миллионов, но процент мигрантов высок. Конечно, там - не исламская
миграция и небольшое количество людей, в таких условиях можно "дойти" до
каждого. А если речь идет о десятках миллионов, как у нас, в Германии или
Штатах? В Канаде вроде проблем с интеграцией нет, хотя тоже по миллиону в год
принимают и ведут очень тщательный отбор, начиная его еще на стадии получения
визы. Но у России, в отличие от Канады, огромная сухопутная граница и безвизовый
режим со многими странами СНГ. Не утрачены связи родственные, личные,
экономические, и очень трудно перекрыть границу, чтобы все приезжали по визам.
Резать по-живому придется...
- Что тогда делать?
- А ничего не надо больше придумывать. С одной стороны,
делать процедуру легализации прозрачной и понятной, а с другой - ужесточать
наказание тем работодателям, которые используют труд нелегалов.
- Видели в метро листовки про то, что "Дума
проголосовала за антирусский закон"?
- Видел. Не только у нас - во всех странах не было ни
одного миграционного закона, который бы дружно поддержало общество. Национальные
отношения - чувствительная область, на этом очень легко играть.
- Вы считаете, что легальные мигранты не составят
конкуренции россиянам?
- Наоборот, легализация укрепляет внутренний рынок
труда. Сейчас нелегальный мигрант чем работодателю интересен? Он обходится в 2-3
раза дешевле. А за легального он должен платить налоги, обеспечить его жильем,
страховкой, да еще в случае чего депортировать за свой счет. Некоторые могут
сказать: зачем мне такие проблемы? Лучше я возьму россиянина... Мы делаем труд
мигрантов дороже, а наших граждан более конкурентоспособными.
- Квоты на работу в России для граждан СНГ
отменяются?
- Квоты как механизм остаются, но регионам дается право
самим решать, нужно ли им квотирование в отношении граждан СНГ. Ясно, что оно
нужно, например, на юге России - там переизбыток рабочей силы: Северный Кавказ,
Краснодарский край... Москва, безусловно, Московская область, Петербург - все
крупные города. Если здесь процесс не контролировать, мигранты могут вытеснить
из некоторых секторов наших рабочих.
- А эксперимент по миграционной амнистии, который
проводился в прошлом году в 10 регионах, удался?
- Не знаю, откуда взялось это слово - "амнистия". Мы
сразу говорили: речь идет о легализации или регуляризации. Примерно 7,5 тысячи
легализовали, точечно работали. Объявляли об акции, приходили работодатели, у
которых трудятся граждане СНГ с административными проблемами, и мы их в
ускоренном порядке решали. Надо было видеть глаза людей, которые привыкли, что
их все время пугают: готовьте деньги или мы вас куда-нибудь... Мы увидели все
процедурные проблемы. Увидели и мигрантов, которые не хотят легализовываться, и
работодателей, которые не хотят легализовывать своих работников. Увидели картину
такой, какая она есть. Этот опыт нам помогает правильно выстраивать
политику...
|