Казахстан - в двадцатке
29.09.2006. Новое
поколение (Казахстан)
Олег Червинский
Министр энергетики и минеральных ресурсов РК Бактыкожа
Измухамбетов в эксклюзивном интервью "НП" комментирует последние тенденции
развития нефтегазового сектора страны
- Уважаемый Бактыкожа Салахатдинович, какие проекты в
нефтегазовом секторе Вы выделили бы как наиболее актуальные для Казахстана?
- Увеличение объемов добычи нефти и газа, освоение
перспективных месторождений шельфа Каспия требуют динамичного развития
нефтегазотранспортной инфраструктуры. В связи с этим актуальной является работа
по созданию новых и расширению существующих экспортных систем.
В настоящее время большое значение придается реализации
проекта расширения пропускной способности нефтепровода Тенгиз - Новороссийск
(КТК). Трубопровод КТК является крупнейшим направлением экспортных поставок
казахстанской нефти, объемы прокачки по которому стабильно растут. Уже
практически согласованы условия расширения мощности нефтепровода, которую в
итоге планируется увеличить до проектного уровня - 67 миллионов тонн в год.
Вторым крупнейшим действующим направлением экспорта
казахстанской нефти является нефтепровод Атырау - Самара. Учитывая планируемый
рост объемов добычи нефти в Западном Казахстане, существует определенная
заинтересованность в увеличении мощности данного нефтепровода до 20-25 миллионов
тонн в год. В данный момент этот вопрос находится на стадии проработки с
российской стороной.
Другим направлением экспорта является проект создания
транспортной системы Курык - Баку - Тбилиси - Джейхан, предполагающий
транспортировку нефти с казахстанского побережья Каспийского моря в Баку и далее
по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан.
В отношении освоения новых рынков необходимо отметить
запуск нефтепровода Атасу - Алашанькоу. Его пропускная способность составляет 10
миллионов тонн нефти в год, далее планируется расширение до 20 миллионов тонн в
год. Атасу - Алашанькоу является первым этапом реализации проекта строительства
нефтепровода Казахстан - Китай, далее предполагается строительство нефтепровода
Кенкияк - Кумколь и сопряженных нефтетранспортных систем.
Необходимо отметить, что в настоящее время практически
создана система, позволяющая осуществлять транспортировку нефти в разные страны,
что дает почти всем нефтедобывающим компаниям, работающим в Казахстане,
возможность выбора наиболее привлекательных и стабильных рынков сбыта
казахстанской нефти.
Развивая морскую транспортировку нефти, мы приступили к
созданию собственного танкерного флота. В настоящее время введены в эксплуатацию
два танкера - "Астана" и "Алматы", дедвейтом 12 000 тонн, третий танкер "Актау"
прибывает в одноименный порт приписки в конце сентября текущего года. Танкерные
перевозки восполнят спрос на услуги по безопасной и качественной транспортировке
нефти и нефтепродуктов.
- Какие перспективы развития отрасли на ближайшие 2-3
года Вы видите?
- Темпы роста основных показателей развития отрасли -
добычи и запасов в Казахстане - одни из самых высоких в мире. За сравнительно
короткий период времени мы сумели более чем вдвое увеличить объемы добычи и
запасов. На предстоящие 10 лет мы имеем все шансы вывести Казахстан в число
крупнейших производителей нефтегазовых ресурсов с объемом добычи 3,5 миллиона
баррелей в сутки и запасами более 100 миллиардов баррелей. Потенциал
нефтегазовых ресурсов, открытый инвестиционный режим, стабильная политическая
ситуация, глубокие экономические преобразования - в этом залог будущего развития
отрасли.
Одной из важнейших задач для республики является
реализация Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского
моря (КСКМ). Обнаружение значительных запасов нефти и газа на КСКМ открывает
дорогу новым проектам, и мы готовы к сотрудничеству. Для освоения этих ресурсов,
несомненно, будут привлекаться инвесторы. Учитывая рост спроса и цен на
энергоресурсы, проекты на казахстанском шельфе Каспия являются одними из самых
выгодных вложений капитала.
Входя в двадцатку стран - крупнейших производителей
нефти в мире, Казахстан демонстрирует среди них самую высокую динамику темпов
роста объема добычи нефти и конденсата, занимая с 1994 года по среднегодовым
темпам роста нефтедобычи второе место после Ирака, а с 1999 года - лидирует,
опережая ближайших конкурентов по этому показателю более чем вдвое.
- Как известно, недавно консорциум "Аджип ККО" заявил о
переносе начала разработки месторождения Кашаган на 2009-2010 годы. Какова
позиция правительства Казахстана по такому решению консорциума?
- Согласно утвержденному в феврале 2004 года Плану и
бюджету освоения месторождения Кашаган, добыча нефти на месторождении
запланирована на июль 2008 года. На данный момент официального уведомления от
оператора о переносе сроков добычи не получено.
В связи с тем, что на месторождении Кашаган присутствуют
такие факторы, как аномально высокое пластовое давление и высокое содержание
сероводорода, оператором проводятся дополнительные исследования соответствия
утвержденной технологической схемы объектов морского комплекса
Опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган (ОПР) международным
стандартам безопасности нефтяных операций.
По завершению этих исследований возможны частичные
изменения в части конфигурации и эксплуатации морских объектов ОПР. Ожидается,
что результаты проведенных исследований будут представлены к концу текущего
года. До окончания исследований невозможно оценить масштабность и спецификации
предполагаемых изменений, в связи с чем выстраивать предположения о возможном
переносе сроков добычи преждевременно.
- Не так давно состоялся торжественный запуск
нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Однако Казахстан до сих пор официально не
присоединился к этому проекту. Почему этого не произошло и когда все-таки будут
подписаны соответствующие документы?
- Вопрос о присоединении Казахстана к БТД обсуждается с
2002 года. В результате проведенных переговоров 16 июня 2006 года президентами
Казахстана и Азербайджана подписан Договор по содействию и поддержке
транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию
Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку -
Тбилиси - Джейхан.
Целью Договора является создание условий для
транспортировки возрастающих объемов казахстанской нефти на Средиземное море
посредством энергетического коридора Восток - Запад по маршруту Курык - Баку -
Тбилиси - Джейхан. Договор предусматривает осуществление морских перевозок в
рамках транскаспийской системы совместно уполномоченными сторонами судоходными
компаниями под флагами государств-сторон, применение согласованных международных
единых стандартов.
В соответствии с заявлениями участников Соглашения по
разделу продукции по Северному Каспию к 2011 году необходимо создание
принципиально новой транспортной системы, позволяющей сохранить качество легкой
кашаганской нефти, соединяющей побережья Казахстана и Азербайджана. Новая
транскаспийская транспортная система должна >обеспечить на начальном этапе
транспортировку 5 миллионов тонн нефти с последующим увеличением до 38 миллионов
тонн нефти в год.
Следующим шагом в создании транскаспийской системы
является заключение соглашений правительств Казахстана и Азербайджана с
инвесторами, что предусмотрено Договором.
|