К.Ф. Затулин в программе «Панорама недели»
19.11.2006.Первый национальный канал (Белоруссия)
Ведущий: Эксперт
«Панорамы недели» – депутат Государственной Думы России, директор Института
стран СНГ Константин Затулин. Он сейчас с нами на прямой связи из Москвы.
Константин Федорович, здравствуйте!
К. Затулин:
Здравствуйте.
Ведущий: Константин
Федорович, начнем с самого острого, пожалуй, на сегодня вопроса в
белорусско-российских отношениях – цен на энергоносители. Более недели назад в
Москве встречались президенты Белоруссии и России – Александр Лукашенко и
Владимир Путин и, затрагивая эту тему, они отметили, что, в принципе, вопрос
цен, в частности, на газ - это вопрос переговоров специалистов в этой области.
Какой, на Ваш взгляд, должна быть позиция российских специалистов в этих
переговорах?
К. Затулин: Если
уж президенты не являются специалистами в этой области, то где уж мне, депутату
Государственной Думы, слыть специалистом. Все же, я думаю, что президенты в этом
случае делают хорошую мину при пока еще не очень хорошей игре. Я уверен, что по
ценам на газ должны быть достигнуты не только межхозяйственные, но и
экономические соглашения политического значения, я бы так сказал. Цены на газ
превратились в политические цены, это нравится, может быть, кому-то или нет, но
вопросы ресурсов не только газовых, любых ресурсов на планете, которая
испытывает недостаток этих ресурсов и с каждым годом все больший недостаток,
безусловно, становится предметом политических разногласий и переговоров. Я
уверен, что в делах, связанных с Белоруссией, Россия должна применять щадящие
коэффициенты и должна демонстрировать этим самым, что союзное государство России
и Белоруссии - это такая реальность, которая оказывает влияние на уровень цен. К
сожалению, не все далеко так думают у нас, но я вижу то, что у нас происходят
изменения: на этой неделе, в конце недели, фактически второй человек в Газпроме
ушел в отставку - это руководитель «Газпромнефти» и первый заместитель
председателя Правления Газпрома Рязанов. На будущей неделе, насколько я понимаю,
состоится ряд встреч, визит премьера Белоруссии в Россию, и я надеюсь, что обеим
сторонам хватит разума, чтобы согласиться на какой-то приемлемый компромиссный
вариант. Я бы заметил, что, наверное, этой проблемы вообще бы не было, если бы
мы реализовывали идею союзного государства, я не паразитировали на этой идее. К
сожалению, обе стороны в этом замечены.
Ведущий: Константин
Федорович, власти Эстонии (это, наверное, одна из главных новостей недели, во
всяком случае, в бывших советских республиках) собираются убрать из центра
Таллинна памятник советскому солдату-освободителю. Какие настроения в
Государственной Думе и у Вас лично по этому поводу?
К. Затулин:
Государственная Дума по этому поводу приняла заявление. Радости Государственной
Думе это никакой не доставляет, только возмущение. Хочу заметить, что все наши
попытки целый ряд наших депутатов, возглавляя соответствующие межпарламентские
комиссии с Эстонией, Латвией, всячески удерживали депутатский корпус,
Государственную Думу от принятия каких-то жестких заявлений в прежние времена.
Вступление Латвии, Эстонии, прибалтийских государств в Евросоюз, в НАТО приведет
к тому, что в рамках Евросоюза и НАТО их призовут к порядку. В этих
объединениях, как известно, состоят страны – участники антигитлеровской
коалиции, уж в объединенной-то Европе не может быть места ни апартеиду, ни
фактам реваншизма, воспевания гитлеровщины или каких-то идей 30–40-х годов,
навеянных нацистским режимом в Германии. Мы с удивлением обнаруживаем теперь,
что все наоборот, что настолько востребована антироссийская позиция – эстонская
или латвийская в каких-то случаях, что им готовы все простить, даже попытку
ревизии Нюрнбергского процесса или результатов Второй мировой войны, по крайней
мере, словесную, идейную, взамен их агрессивного поведения по отношению к любым
шагам Российской Федерации. Это досадно. Мало того, что эстонские власти
собираются снести памятники Второй мировой войны, латвийские власти сегодня
состоят в целом ряде процессов, которые разыгрываются в Страсбурге, и в рамках
этих процессов против партизан Великой Отечественной войны, например, против
Кононова в Латвии. Официально Латвийское государство представило объяснения в
европейские инстанции, из которых следует, что она ревизует Нюрнбергский
процесс, говорит о том в своих заявлениях (они опубликованы эти заявления, в
частности, в газете «Русская мысль»), что Нюрнбергский процесс это, конечно,
было одностороннее судилище, но не было объективным по результатам Второй
мировой войны. Вообще, все эти вещи читать в XXI веке и видеть
то, что происходит в Эстонии, это просто дико. Просто дико и так мы к этому и
относимся. Это, безусловно, скажется на всех сторонах взаимоотношений с Эстонией и
Латвией.
Ведущий:Если говорить
подробнее о сторонах взаимоотношений. Вы сами сказали, что Европейский союз не
очень-то и влияет на страны Прибалтики и проведение их политики. Российская
Госдума приняла заявление. Что еще может сделать Россия, чтобы защитить каким-то
образом не только русскоязычное население, но и память большого, великого народа
– советского, послевоенную память в Прибалтике?
К. Затулин: Что
мы в данном случае можем и что мы не должны? Мы, безусловно, не должны делать
это поводом для военных действий, если «танцевать от печки» и говорить о
крайностях. Мы, конечно, можем рассмотреть разные варианты, вплоть до
приостановления каких-то наших взаимоотношений с Эстонией, вплоть до отзыва
посла на какой-то период и прочих демонстративных актов. Я думаю, что эстонская
сторона то, что она делает, она делает во вред себе, потому что и товарные
потоки Российской Федерации уже перенацеливаются на транзит через другие
территории, не через республики Прибалтики, и другие наши экономические и прочие
проекты сегодня фактически тормозятся общей атмосферой отношений с Эстонией и
Латвией. Вот что в данном случае мы будем делать, и мы при всем при том будем
стараться развивать отношения с нашей диаспорой, живущей в Эстонии и Латвии, все
возможные средства употреблять для того, чтобы положение диаспоры не ухудшилось.
Мы будем за это бороться. В конце концов, терпения у Российской Федерации,
возможностей, потенциалов, мне кажется, вполне достаточно для того, чтобы вести
такую борьбу. Что бы ни произошло с Прибалтикой, куда бы она ни вступала, в
какие бы альянсы, в какие бы союзы, все равно мы будем соседями. Об этом, мне
кажется, стоит задуматься и в Таллинне, и в Риге.
Ведущий: Константин
Федорович, Россия сегодня, наверное, одной ногой во Всемирной Торговой
Организации, с чем ее, конечно же, можно поздравить. Скажите, на Ваш взгляд,
могут ли извлечь какую-то выгоду от вступления России в ВТО страны, которые
тесно сотрудничают с ней на постсоветском пространстве? Или, может быть,
наоборот возникнут какие-то препятствия во взаимной торговле
К. Затулин: На
самом деле, как говорят в таких случаях, «не говори гоп, пока не перепрыгнешь».
Всего-навсего сейчас были сняты какие-то прямые несовпадения во взглядах между
Россией и Соединенными Штатами. Это важно, это важный этап, но это еще не
завершение переговоров о вступлении в ВТО. После этого наступит этап, когда мы
будем проводить переговоры уже не на двустороннем уровне с отдельными
государствами – членами ВТО, как было до сих пор, а будем проводить переговоры с
организацией в целом. Как говорят эксперты, это продлится не меньше полугода.
После этого, я думаю, исполнительная власть, которая уполномочена вести эти
переговоры, соответствующие министры и министерства, они должны будут предложить
уже общественности и Федеральному собранию окончательный вариант соглашения.
Этот вариант соглашения, безусловно, будет направлен на ратификацию в
Федеральное собрание. К этому моменту станет окончательно ясно, и какие мы
сделали уступки, насколько эти уступки адекватные, и какие уступки мы не
сделали, чем это чревато для отраслей нашей промышленности, сферы услуг и чем
это, безусловно, чревато для наших планов интеграции, для союзного государства
России и Белоруссии, для Евразийского экономического сообщества и т.д. Мы, во
всяком случае, депутаты государственной Думы, в каждом предыдущем случае
говорили о необходимости учитывать то, что для нас приоритетным остаются
отношения с Ближним зарубежьем, а значит мы не должны, вступая в ВТО, жертвовать
всякой перспективой интеграции с бывшими союзными республиками, а ныне –
независимыми государствами.
Ведущий: Понятно.
Скажите, пожалуйста, как так получилось, что Грузия может разрешить или не
разрешить России вступить во Всемирную торговую Организацию? Я поясню. Сегодня
Интернет пестрит заявлениями грузинских чиновников, их общий тон таков, что
Грузия может заблокировать вступление России в ВТО. Может ли такое быть?
К. Затулин:
Начнем с того, что позиция Грузии по появлению России в ВТО также конъюнктурна,
как и позиция Польши, блокирующей сегодня соглашения между Европейским союзом и
Российской Федерацией. Это не наша проблема, мы считаем. Это проблема хозяев
нынешнего тбилисского режима, а это те же самые американцы. Если американцы
сняли свое возражение, то, я думаю, что это должно быть услышано и в Тбилиси.
Если же американцы просто играют с нами в игру, снимают возражения сами и
одновременно под столом подталкивают Грузию к тому, чтобы она выдвигала свои
претензии, то в таком случае это чревато через некоторое время ухудшением наших
взаимоотношений и отказом от тех компромиссных договоренностей, в том числе и на
международные проблемы, которые неизбежны между крупными странами в нашем мире и
которые, на самом деле, существуют. Я думаю, что также, как и в случае с
Европейским союзом и Польшей, это не наша проблема, это проблема ближайших
союзников Грузии, настоящих, а не формальных в СНГ. Точно так же, как позиция
Польши – это проблема не России, а проблема европейских союзников Польши –
членов европейского союза, которым польза из своих каких-то собственных
интересов или, может быть, даже демонстративно пытается сорвать необходимое не
только для нас, но и для всей Европы, соглашение между Россией и Европейским
союзом.
Ведущий: Константин
Федорович, спасибо.
|