ГД сделала важный шаг на пути признания Абхазии и Южной Осетии
06.12.2006.КМ.ru
Василий Ваньков
Факты: Состоявшийся в Сухуми
всенародный сход абхазов обратился к российскому руководству, а также к ООН с
просьбой официально признать независимость их республики. Как следует из
обращения, «современная Абхазия и Грузия могут существовать лишь как два
независимых равноправных государства».
418 голосами «за» Госдума приняла сегодня Заявление «Об
итогах референдума в Южной Осетии по вопросу о предоставлении ей независимости и
об итогах выборов президента Южной Осетии».
В Госдуме считают, что итоги референдума в Южной Осетии,
«отражающие подлинные чаяния ее населения, должны быть в полной мере учтены
международным сообществом ради обеспечения прав человека, мира и безопасности в
данном регионе и справедливого разрешения грузино-югоосетинского конфликта». В
документе говорится, что проблема грузино-югоосетинского конфликта должна
решаться исключительно мирным переговорным путем с учетом интересов всех
заинтересованных сторон.
Кроме того, думцы планируют сегодня рассмотреть документ,
касающийся ситуации в Абхазии и обращения парламента этой непризнанной
республики к руководству РФ о признании независимости Абхазии и установлении
между Россией и этой республикой ассоциированных отношений.
Обсуждение этих документов в Госдуме в эксклюзивном
интервью KM.RU комментирует Константин Затулин, член
Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками:
- Оба документа фактически касаются вопроса о
международном признании двух республик - Абхазии и Южной Осетии. Хотя, по сути,
эти постановления носят промежуточный характер, поскольку не дают однозначного
ответа на этот вопрос. В большей степени они дают характеристику ситуации,
которая складывается в регионе.
Депутаты высказывают свою озабоченность в связи с ростом
напряженности в этом регионе и возлагают вину за реваншистские настроения на
власти Грузии, а также за неумение вести диалог со сторонами конфликта. Тбилиси
создает прямую угрозу миру в регионе вследствие тех бесконечных провокаций в
отношении российских миротворцев и местного населения.
И в одном и в другом документах содержатся очень важная
оценка того, что власти Грузии сами изначально поставили Южную Осетию и Абхазию
в такие условия, когда у них просто не оставалось выбора, кроме как защитить
права своих граждан через построение суверенного независимого государства. То
есть вопрос этот рассматривается через призму прав человека, которые оказались
грубо нарушены в ходе грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов из-за
неумелых и даже преступных действий правителей Грузии (причем не только
нынешнего, но и предыдущего).
В то же самое время указанные постановления Госдумы
являются важным шагом на пути окончательного признания суверенитета Абхазии и
Южной Осетии. Грузия, которая получила независимость в результате распада
Советского Союза, немедленно совершила целую серию действий, которые грубо
нарушают и союзные, и даже собственные законы. Для того, в том числе, чтобы не
дать народам Южной Осетии и Абхазии воспользоваться своим правом на
независимость и создание своего государства. Более того, Тбилиси предпринял
репрессивные меры по демонтажу их автономного статуса. А затем вовлек эти
республики в военные конфликты. То есть сама Грузия воспользовалась
предоставленным правом и обрела независимость, но сразу же отказала в таком же
праве входившим на тот момент в ее состав национальным автономиям.
В частности, она нарушила закон от 3 апреля 1991 года «О
порядке рассмотрения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава
Союза ССР». Все эти обстоятельства еще раз проговариваются в думских заявлениях.
Кроме того, депутаты выражают солидарность с мерами, предпринимаемыми
президентом РФ по нормализации обстановки в зонах конфликта и заявляют о
поддержке наших миротворцев и их посреднической функции в регионе. Наконец,
депутаты Госдумы выражают намерение продолжить обсуждение поступивших к нам
просьб (в том числе об ассоциированном членстве Абхазии в РФ) в связи с тем, что
волеизъявление абхазского и южноосетинского народов не может быть
проигнорировано. А, напротив, учтено и положено в основу окончательного решения
этих конфликтов. Равно как другие международно-правовые нормы и прецеденты.
Формулировка о том, что «итоги референдумов в
непризнанных республиках должны быть в полной мере учтены международным
сообществом», отражает изменение и переосмысление прежней позиции России,
которая заключалась в признании территориальной целостности Грузии (по крайней
мере на официальном уровне). Поскольку 15 лет - это более чем достаточный срок,
чтобы зафиксировать необратимый характер изменений международно-правового
статуса Абхазии и Южной Осетии. Не можем же мы бесконечно держать эти республики
в «прихожей», не пуская их в «дом» на том только основании, что Грузия не в
состоянии с ними договориться?! А последний тезис является очевидным фактом.
Более того, динамика этих конфликтов скорее отрицательная. Если раньше (при
Шеварднадзе) можно было говорить об их замороженном состоянии, то в период
президентства Саакашвили мы можем говорить об обострении грузино-абхазского и
грузино-осетинского противостояния и эскалации этих конфликтов.
В вопросе о признании Южной Осетии и Абхазии в нашей
стране сейчас складывается общенациональный консенсус. Хотя есть определенные
сомнения по поводу того, в какой момент следует их окончательно признать. Однако
по большому счету уже сейчас понятно, что ни Абхазия, ни Южная Осетия не
вернутся в Грузию иначе как методом силового принуждения, чтобы реализовать план
по восстановлению мифической «территориальной целостности Грузии». А это
приведет, ни много ни мало, к кровавому территориальному переделу на всем
Кавказе. Российская Федерация этого никоим образом не может допустить.
|