Двойное гражданство - благо или подвох?
В ответ на требование участников
митинга в Бишкеке ускорить проведение реформ, 24 марта 2005 года президент
К.Бакиев выступил с инициативой подготовки разных вариантов Конституци,
предусматривающих президентскую, парламентскую и смешанную формы правления. Эти
проекты не удовлетворили президента. В условиях острого политического кризиса
К.Бакиев внес свой вариант проекта Конституции, который явно не соответствовал
ожиданиям общества. Поэтому депутатами Жогорку Кенеша был предложен встречный
вариант проекта Конституции. На этот проект К.Бакиев согласился с уступкой для
себя нескольких позиций. В результате сложился согласительный вариант
Конституции между оппозицией и президентом страны, который, представляет собой
компромиссный вариант.
Новая Конституция создана на
основе варианта Конституции, подготовленного конституционным совещанием летом
2005 года с доработкой при участии большинства депутатов Жогорку Кенеша, ряда
общественных групп и политических деятелей. Кстати, вышеуказанный проект был
одобрен Венецианской комиссией. Внесение в этот проект небольшого количества
значимых изменений, позволило изменить систему сдержек и противовесов трёх
ветвей власти и сняло кризисную политическую ситуацию в стране.
-Одним из нововведений новой
редакции Конституции стал пункт о двойном гражданстве. Что это - благо или
подвох в будущем для кыргызстанцев? Публикуем мнение эксперта Международного
института стратегических исследований при Президенте КР Эльмиры Ногойбаевой
.
15.11.2006,
http://www.analitika.org
Эльмира Ногойбаева
Э. Ногойбаева: Необходимость введения двойного
гражданства в Кыргызстане это ни что иное, как объективная необходимость
разрешения одного звена из комплекса проблем, связанных с актуальной, и, тем не
менее, не изученной в достаточной степени проблемой миграции - нового феномена
кыргызского социума на рубеже XX и XI веков, играющего все большую роль в
социальной, экономической и, в последнее время, политической жизни страны.
Возможно, это одно из наиболее прагматичных и
функциональных изменений в последней редакции новой Конституции. Для любого
государства важно не только решать текущие ситуационные проблемы, но и
простраивать стратегические линии своей политики в ближайшей и долгосрочной
перспективе.
Вопрос же о регулировании и корректировке законодательных
актов гражданства кыргызстанцев - из разряда стратегических. Это, прежде всего,
ни что иное, как возможность адаптировать и улучшить интеграцию невостребованных
пока в нашей стране трудовых ресурсов в страны, близкие нам по ментальным и
институциональным особенностям. А так же обеспечить им возможность для
возвращения на свою историческую родину.
- Некоторые политики считают, что принятие двойного
гражданства для Кыргызстана чревато наплывом соседей, к примеру, жителей
соседнего Китая, и даже больше - их экспансией в Кыргызстан.
Э. Ногойбаева: Этот пункт Конституции легко может стать
поводом для спекуляций, манипулирования общественным мнением, популистских
высказываний. В особенности, если речь идет о будущем, о возможностях
«прибывших» соседей, о конкуренции дешевой рабочей силы.
На самом деле данная проблема на первый взгляд таит,
действительно, множество рисков: это и без того усиливающийся поток мигрантов из
Казахстана и Китая, это и проблемы на юге Кыргызстана. Ферганская долина на
самом деле имеет еще больший взрывоопасный потенциал. Так как официальные и
неофициальные потоки через границу, осуществляемые людьми в различных целях:
трудоустройства, бизнеса, криминала, поездки к родственникам и др., являются
практически неконтролируемыми. К тому же если представить, что мы просто откроем
там границы, то возможные последствия действительно удручающие. Это и
предполагаемая скупка земель, недвижимости, бизнеса, оформление подложных фирм,
сползание границ и т.д.
Но в новой редакции Конституции в разделе Гражданство,
статья 20, прописан следующий текст – «За лицами, являющимися гражданами
Кыргызской Республики, признается принадлежность к гражданству другого
государства в соответствии с законами». По существу это даже не столько двойное
гражданство, так как для принятия двойного гражданства необходимо двустороннее
международное соглашение между двумя странами, а сколько второе дополнительное
гражданство, той страны, куда в тот момент выехал, обосновался, временно
проживает и ведет трудовую деятельность гражданин Кыргызской Республики. И
гражданин КР получает второе гражданство в дополнение к основному кыргызскому
гражданству.
До этого в стране просто не было ни запретительных, ни
разрешительных норм относительно приобретения гражданами Кыргызстана второго
гражданства. Такое оформление было по существу одним из проявлений «правового
вакуума», когда государство игнорирует наличие второго паспорта у своих граждан.
Тем не менее, когда обладатель такого паспорта сталкивается с бюрократическими
препонами, в первую очередь в своей стране, его статус и возможности могут
интерпретироваться по усмотрению чиновника.
- Существует ли в практике Кыргызстана такие соглашения,
к примеру, с Россией?
Э. Ногойбаева: Мне неизвестно о таких соглашениях, скорее
всего их нет. На сегодняшний день сильно изменились антропотоки, положения,
статусы стран, их взаимодействия. Кто-то стал еще больше открыт, кто-то наоборот
старается закрыться от нахлынувших миграционных потоков, в основном
гастарбайтеров. Вчера еще открытые соседи Казахстан и Россия сегодня ужесточили
свою политику в этом направлении. Что говорить о таких странах, как Бенилюкс,
Англия, США.
Хотя еще десять лет назад по инициативе самой Москвы нам
была представлена редчайшая возможность законодательно оформить двойное
гражданство на двусторонней основе с Россией. Бывший посол России в КР Михаил
Романов инициировал такой вопрос и он обсуждался с тогдашним спикером
Законодательного собрания Жогорку Кенеша Мукаром Чолпонбаевым. К сожалению,
данный вопрос не был оценен властями Кыргызстана в то время. Это был период
эйфории от свалившегося суверенитета, от нового имиджа «островка демократии», от
мифических перспектив либеральной демократии по-кыргызски. Меньше всего
учитывались и просчитывались риски странового развития в будущем, даже в
перспективе на ближайшие пятилетки.
Власти Туркменистана и Таджикистана оказались
дальновидней в этом вопросе. Российские политики до сих пор недоумевают, как они
умудрились подписать соглашение, по выражению депутата Госдумы Митрофанова «с
этими двумя, ничем не интересными, среднеазиатскими государствами», которые
смогли оформить себе двойное гражданство с Россией, обеспечив при этом огромные
преференции для своих граждан, въезжающих на территорию Российской Федерации. И
создавших при этом массу правовых, экономических и социальных проблем для
россиян.
Только после 2000 года, когда о проблеме незаконной
миграции заговорили страны, принимающие эти потоки, когда масштабы выезжающих
стали угрожающими для Кыргызстана, государство задумалось о своих согражданах.
Встал вопрос об условиях проживания кыргызстанцев. Прежде всего, это касалось
проблемы правового статуса новоприбывших в ту или иную страну.
- Какие привилегии и возможности открывает подобное
изменение для граждан Кыргызстана, проживающих на территории другой страны?
Э. Ногойбаева: Очевидно, имея гражданство в стране своего
проживания (временного/постоянного), человек имеет наряду с некоторыми
обязательствами огромные привилегии. Главная из которых - защищенность. От
банальных бюрократически-чиновничьих проволок до защиты прав и достоинства. От
права собственности на землю до права ведения предпринимательской деятельности.
От права избирать до права быть избранным. От компенсационных выплат до
пенсионного страхования. И так до бесконечности, включая все аспекты возможных
соглашений, к которым присоединилась данная страна.
Глядя на такой широкий спектр возможностей, становится
понятным, почему только в прошлом году 38 тысяч кыргызстанцев приняли российское
гражданство. А сколько таких новых-старых наших соотечественников имеют
гражданство в разных странах мира, при этом считают себя кыргызстанцами и лелеют
надежду, когда-нибудь вернуться на свою историческую Родину.
- Почему для Кыргызстана на сегодняшний день наиболее
приемлемо именно дополнительное гражданство?
Э. Ногойбаева: «Массовые исходы» людей «за лучшей долей»
явление временное, ему подвергаются в разной степени народы практически всех
стран. В зависимости от условий существования на «старой» и «новой» земле
миграционные потоки принимают различный характер: возвратный, когда после
некоторого пребывания на чужбине основная масса мигрантов возвращается к себе на
родину; невозвратный, когда мигранты обосновываются и оседают в новой стране,
или, не возвращаясь назад, мигрируют, «блуждают» на территории разных стран;
маятниковый, когда, проживая на территории одной страны, и, имея здесь
доминирующие жизнеоснования (дом, земля, семья, род/родственники и иные),
человек вынужден подолгу находится или время от времени выезжать за пределы
своей страны ввиду различных причин, главной из которых является временное или
сезонное трудоустройство.
В настоящее время кыргызская миграция имеет маятниковый,
сезонный и возвратый характер. Тем не менее, уже сейчас наметилась тенденция к
оседанию в других странах, связанная с нестабильностью экономического и
политического положения в стране, с более высоким уровнем жизни принимающих
стран, а иногда просто с длительным пребыванием или привыканием. Существует риск
перехода, если не к доминированию, то к увеличению невозвратной миграции.
Такая тенденция не может не вызвать опасения. Тенденция к
оседанию и распылению за рубежом кыргызских граждан влечет за собой серьезные
угрозы. Потеря человекоресурсов с точки зрения статистики и политики государства
это, прежде всего - утечка мозгов, рабочих рук, переселение населенных пунктов,
смещение границ, да просто демографическая катастрофа, с которой все активней
пытаются бороться в Европе, России, Казахстане.
- Могли бы Вы привести плюсы и минусы двойного
гражданства?
Э. Ногойбаева: Следуя логике, на сегодняшний день для
Кыргызстана наиболее актуальным является вариант дополнительного
гражданства:
Преимущества:
- преференции, которые получат наши граждане, получившие
второй паспорт за рубежом - социальное обеспечение, право вести бизнес, покупать
и оформлять имущество, недвижимость, доступ к ресурсам и т.д. Исключение
составляют те страны, где двойное и более гражданство жестко ограничивается
законодательством;
- если не приостановление, то возможно позже, при
стабилизации обстановки в стране, возвращение кыргызстанцев на свою родину.
Необходимо подчеркнуть, именно кыргызстанцев, а не только этнических кыргызов,
как это предлагается отдельными псевдопатриотами;
- обеспечение беспрепятственного возвращения наших
граждан из-за рубежа, без формальных препятствий и проволок
чиновничье-государственного аппарата. Долговременное отсутствие уже само по себе
предполагает некоторые формальные затруднения;
- мощные инвестиции со стороны наших соотечественников,
работающих за рубежом. Только в 2005 г. денежные переводы по банковским каналам
составили 308 млн. долларов США. Учитывая наличные денежные средства, товары,
автомобили, покупку недвижимости, и т.д. эта цифра составляет около 500 млн.
долларов в год. Эта сумма равна приблизительно одному годовому бюджету
Кыргызстана.
Недостатки:
Граждане, получившие второй паспорт могут столкнуться с
проблемами двойного налогообложения, необходимостью служить сразу в двух армиях;
при нарушении закона, или политическом преследовании, другая страна не сможет
защитить своего поданного, так как это может повлечь в обвинение во
вмешательстве во внутренние дела другого государства.
Однако преимущественные стороны дополнительного
гражданства несоизмеримы с юридическими проволочками частных случаев, которые, в
конце концов, разрешимы через различные межведомственные, межсекторные,
профильные организации тех или иных стран.
|