Два взгляда на одну проблему
Межнациональные отношения в
полиэтническом государстве, которым является Республика Молдова, явление не
случайное, а постоянное. Это должно быть частью внутренней политики государства.
И в зависимости от того, какой будет эта политика - националистической
(направленной на защиту интересов только одной титульной нации) или
интернационалистской (направленной на защиту интересов всех народов живущих в
стране) будет зависеть стабильность в государстве.
В публикуемом ниже обзоре
молдавской прессы даётся неоднозначная оценка национальной политики руководства
Молдавии. Кто из них прав? По имеющийся у нас информации позиция руководителя
Ассоциации работников славянских учреждений образования Республики Молдова,
заместителя председателя Русской общины РМ Олега Бабенко носит
проправительственный характер и посему не может быть до конца
объективной.
24.10.2006,
www.regnum.ru/news
Евгений Шоларь
Сегодня мы наблюдаем период потепления отношений между
Молдавией и Россией, пишет в своем материале для правительственной газеты
"Независимая Молдова" руководитель Ассоциации работников славянских учреждений
образования Республики Молдова, заместитель председателя Русской общины РМ Олег
Бабенко. Произошла долгожданная встреча президентов Владимира Воронина и
Владимира Путина в Кремле, заработала Межправительственная комиссия по
торгово-экономическому сотрудничеству, активизировались контакты по линии
дипломатических ведомств двух стран. Появилась надежда на возвращение в Россию
молдавских вин, на подписание долгосрочного контракта на поставки российского
газа в Молдавию, на то, наконец, что сдвинется с мертвой точки процесс
приднестровского урегулирования. Это не может не радовать, пишет Бабенко. Но
меня как русскоязычного гражданина Республики Молдова, продолжает Бабенко, не
могут не волновать важные вопросы: что стало причиной охлаждения наших
традиционно, на протяжении многих веков, братских отношений? кто спровоцировал
этот кризис и всячески способствовал его нагнетанию? как могло получиться так,
что разлад между Кишиневом и Москвой парадоксальным образом произошел как раз в
тот период, когда у власти в РМ находится самая пророссийская власть за всю
историю молдавской государственности? И - главное - как не допустить нового
витка напряженности в будущем? Больно и обидно было наблюдать, как на протяжении
почти трех последних лет всякого рода московские "политтехнологи" и
"политобозреватели", выступая в прессе и на федеральных российских каналах, уже
привычно, не задумываясь, без тени сомнения записывали Республику Молдова в
"черный список" недружественных России стран, как высшее руководство страны
клеймилось "антироссийским" и "русофобским", как по приказу главного санитарного
врача доброе молдавское вино давили бульдозерами, как - в самый разгар
рождественских морозов - Республике Молдова все-таки перекрыли газовый вентиль,
оставив замерзать целый народ, включая проживающих здесь русских. За что? -
задается вопросом Бабенко. Какими "недружескими" действиями по отношению к
России и российскому народу мы заслужили подобное отношение? И хотя пришлось
сильно напрячься и поворошить в своей памяти детально все события, происшедшие
за несколько лет, мне так и не удалось припомнить хоть сколько-нибудь веской
причины, сообщает Бабенко. Как и абсолютное большинство граждан Республики
Молдова, я не страдаю русофобией, равно как любой другой формой национализма или
экстремизма, продолжает Бабенко. Наоборот, могу с уверенностью утверждать, что
русофильские настроения были всегда присущи сообществу молдаван и остальных
этнических групп, проживающих на этой земле, продолжает автор. И всякий раз, как
в историческом прошлом, так и на современном этапе, когда некоторые политические
силы пытались разжечь межнациональную рознь в Республике Молдова, это кончалось
для них полной изоляцией. А русская культура и русское наследие давно стали
органичной частью многонациональной молдавской культуры, от которых мы не только
не отказались, но и защищаем как наше общее и родное достояние. Для
многонационального молдавского народа эта культура всегда была своей, пишет
Бабенко. Другое дело - правление. Нет, Боже упаси, ни один из его составов,
какой бы политической конфигурации он ни был, не объявлял открытую "войну
памятникам", не закрывал в насильственном порядке русские школы, не запрещал
разговаривать на русском языке, заявляет Бабенко. Этого в Республике Молдова
никто бы не понял и не принял, полагает автор. Но при этом - не без молчаливого
попустительства, бездействия властей количество русских школ и русских групп в
вузах постепенно сокращалось, сужался ареал использования русского языка.
Наверное, это была не государственная политика, пишет Бабенко. Скорее - ее
отсутствие. Интересно, что все эти вещи происходили как раз тогда, когда у
власти в РМ находились политики, считавшиеся в Москве "своими". Это была пусть
не явная, не афишируемая, но тем не менее довольно-таки отчетливая, грозившая
стать необратимой тенденция. Ее, эту тенденцию, удалось прервать в 2001 году -
после прихода к власти Партии коммунистов, после того, как страну возглавил
Владимир Николаевич Воронин, заявляет Бабенко. Владимир Николаевич Воронин не
только провозгласил Россию стратегическим партнером, не только добился
подписания и ратификации Базового договора, пропылившегося под сукном более семи
лет, но и начал решительную политику гармонизации межнациональных отношений
внутри Республики Молдовы, продолжает автор. Собственно, было сделано то, что
давно пора было сделать, а именно: привести национальное законодательство в
соответствие с реальной межэтнической ситуацией в молдавском обществе. Но до
Владимира Николаевича Воронина этого никто не сделал - ни "друзья Москвы", ни
"противники России". Что лишний раз свидетельствует, какими несправедливыми, а
часто - и вовсе лишенными смысла бывают кем-то растиражированные мнения, кем-то
навешанные ярлыки, пишет Бабенко.
Начиная с 2001 года новая молдавская власть
последовательно, шаг за шагом, не словами, а поступками доказывает простую и
непреложную истину: для того чтобы быть пророссийским политиком, в Молдавии
достаточно быть политиком промолдавским, продолжает Олег Бабенко. А еще -
политиком проевропейским. Да-да. Вопреки опять же растиражированному мнению,
ориентация на европейскую интеграцию молдавского руководства, поддерживаемая,
как свидетельствуют многочисленные социологические исследования, подавляющим
большинством населения страны вне зависимости от национальности, является лучшей
гарантией строгого и неукоснительного соблюдения прав всех этнических групп,
проживающих на территории РМ, пишет автор. Включая, разумеется, русских и
русскоязычных граждан. В этом и заключаются основополагающие, базисные
европейские ценности. Опираясь на них, парламент по инициативе президента
Владимира Николаевича Воронина принял Концепцию национальной политики, в которой
Республика Молдова - первой и единственной из стран СНГ - официально
провозглашена полиэтническим государством, в котором национальное, языковое и
культурное многообразие является основным ресурсом молдавской государственности.
В этот же период был принят закон о национальных меньшинствах, который надежно
защитил права всех этносов РМ, пишет Бабенко. Русский язык в Республике Молдова
законодательно защищен статусом языка межнационального общения. В РМ не
существует языковых ограничений на профессию. В аппарате президента служат люди,
чьим родным языком является русский. Сразу четыре министра в правительстве не
владеют в должной мере государственным языком. И ничего - работают! - пишет
Бабенко. За последние пять с лишним лет тенденция к сокращению числа русских
школ и русских групп была преодолена окончательно, заявляет автор. Все эти годы
их число постоянно увеличивалось. В одной трети всех школ язык обучения -
русский. В РМ вообще нет языковых ограничений в получении высшего образования,
заявляет Бабенко. В стране создаются условия для развития реального билингвизма.
По личной инициативе Владимира Николаевича Воронина три русские группы были
открыты в Академии публичного управления при президенте Республики Молдова.
Воистину, и о людях, и о странах надо судить не по словам, а по делам их.
("Независимая Молдова")
Так в чем же вина Молдавии? - задается вопросом Олег
Бабенко. Чем она заслужила статус "недружественной" России страны? Если
отбросить утверждения о том, что нейтральная Республика Молдова стремится в
НАТО, остается только одно - нерешенный пока приднестровский вопрос, полагает
автор. Но ведь восстановление единства и целостности - естественное стремление
для любого государства. Для России - в том числе. Уже давно исчезли причины,
породившие конфликт на Днестре, уже давно простые люди, общаясь друг с другом,
поддерживая дружеские и родственные связи, решили для себя приднестровскую
проблему, пишет Бабенко. Здесь - на человеческом уровне - нет озлобленности и
агрессивности, характерной для других зон конфликтов, здесь люди ежедневно ездят
друг к другу в гости, дружат, влюбляются, создают семьи. Ежедневно с левого
берега на правый тысячи людей ездят на работу, в Кишиневе учатся свыше семи
тысяч студентов из Приднестровья. И пусть та оголтелая и в высшей степени лживая
антикишиневская пропаганда, которую тираспольские власти ежедневно обрушивают на
жителей региона, останется на совести ее творцов, пишет Бабенко. Они-то и есть
главные русофобы в Молдавии. Главные русофобы Молдавии - это и те маргинальные
кишиневские политики, которые пытаются бессовестно, вопреки очевидным фактам,
выставить Республику Молдова антироссийским государством, столкнуть лбами наши
страны и народы, считает Бабенко. ("Независимая Молдова")
Ситуация с национальными меньшинствами в Молдавии
свидетельствует о том, что национализм в республике глубоко укоренился даже не
на бытовом, но именно на государственном уровне, пишет интернет-издание "Другая
Молдавия". Представители национальных меньшинств практически не представлены в
органах государственной власти. В правительстве, в органах внутренних дел, в
спецслужбах, в прокуратуре, в судебной системе сегодня, как и в начале 90-х,
представителей "нетитульной" нации днем с огнем не сыщешь, отмечает издание. В
Гагаузской автономии процесс дискриминации по этническому признаку и вовсе
принял абсурдные формы: в последнее время наметилась тенденция к отстранению
этнических гагаузов от руководства силовыми ведомствами АТО Гагаузия, и это при
том, что более 80% населения автономии составляют гагаузы. Складывается
впечатление, что власть в Молдавии не доверяет представителям нацменьшинств,
пишет издание. При этом молдавские власти всячески бравируют тем, что в
республике обеспечена защита культурных прав этносов страны. Действительно, в
последнее время власть не препятствует деятельности различных клубов по росписи
хохломы, народным танцам и вышивке бисером, что уже может считаться значительным
прогрессом. Однако ситуация резко меняется, когда русские, украинцы, гагаузы,
болгары и представители других национальностей Молдавии пробуют активизировать
свою деятельность в общественно-политическом поле РМ. Здесь "толерантность"
молдавских властей заканчивается, и в ход идут государственные репрессивные
органы, укомплектованные строго по этнократическому принципу. Эти данные
подтверждаются и заключениями западных экспертов, продолжает издание. Недавно в
Кишиневе был представлен доклад Консультационного комитета Совета Европы и
Комитета министров СЕ о межэтническом климате в Республике Молдова. Эксперты
Совета Европы тщательно проанализировали выполнение республикой Рамочной
конвенции по защите национальных меньшинств и пришли к однозначному выводу о
недостаточном участии представителей нацменьшинств Молдавии в работе
государственных структур и в общественной деятельности. Еще одним моментом,
отмеченным экспертами Совета Европы, является существование в органах полиции и
СМИ Молдавии проблем, касающихся межэтнических отношений. Председатель
Консультационного комитета Озборн Эйде особо остановился на результатах
проведенной в республике в октябре 2004 года переписи населения. Согласно
официальным итогам переписи населения, проведённой в Молдавии в 2004 году, более
75% населения принадлежат к титульной нации, вторым по численности этносом
являются украинцы - их около 8,4%, русские на третьем месте с 5,9%. Таким
образом, стоит отметить, что за годы независимости Республики Молдова
численность основных национальных меньшинств сократилась в полтора-два раза.
Перепись, проведённая в Советской Молдавии в 1989 году, показала, что украинцев
было 13,5%, русских - около 13%, в то время как молдаване тогда насчитывали
65%.
Одновременно, в политическом лексиконе молдавских элит
продолжают "отвоевывать" утраченные было позиции "русские оккупанты", продолжает
"Другая Молдавия". Не помянуть в выступлении по любой текущей
общественно-политической проблематике "русские оккупационные войска" и "русских
оккупантов" считается для действующего государственного деятеля в Кишиневе
признаком дурного тона, отмечает издание. Тотальный контроль власти над
информационным полем пока что позволяет направить любое общественное
недовольство в нужном направлении, каковым в последнее время является
исключительно восточное, а именно Российская Федерация и Приднестровская
Молдавская Республика, так жестоко "препятствующие" вхождению Молдавии в семью
"братских народов" Европы. Таким образом, общественное внимание отводится в
сторону от того непреложного факта, что у экономического и внешнеполитического
кризиса, в пучину которого медленно, но верно погружается Молдавия, есть вполне
конкретный виновник, с которого можно и нужно спросить и за нищету, и за
коррупцию, и за безостановочный рост цен и коммунальных тарифов, и за репрессии
в отношении политических оппонентов, и за ложь, ежедневно льющуюся с телеэкранов
и страниц правительственной прессы, и за постоянно сохраняющуюся перспективу
новой войны на Днестре. Причем в поисках этого виновника не надо выходить не
только за границы Республики Молдова, но и за пределы администрации молдавского
президента, подводит итог издание.
|