Союз придется «заморозить»
Владислав Лосев
Последний месяц 2006 года проходит в Белоруссии под
знаком энергетической озабоченности. Белорусские граждане с большой
настороженностью ждут 1 января., т.е. срок к которому должен быть (в который уже
раз) решен вопрос о создании Газпромом и Белтрансгазом неоднократно
обещанного совместного газотранспортного предприятия, которое в
соответствии с Договором о создании Союзного государства должно работать уже не
один год.
И дело, по большому счету, не в создании нового
белорусско-российского субъекта хозяйствования. Вопрос состоит в другом. Будет
ли дальше Союз развиваться в сторону обретения реальных очертаний
геополитической субъектности, или же он так и останется в мнимой форме,
наподобие недавно распавшегося Государственного сообщества Сербии и Черногории,
со всеми неизбежно вытекающими отсюда тяжелыми последствиями.
Белорусское руководство постоянно твердит о необходимости
построения союзных отношений «на равноправной основе», упрекая Россию в
некой новой имперскости. По-видимому, Минск прикрывает таким образом свою
фактическую, а, возможно, изначальную незаинтересованность в переводе Союза на
качественно иной уровень, на котором можно было бы говорить о необратимости
белорусско-российского воссоединения.
В чем же, собственно, состоит позиция Российской
Федерации? Она, в первую очередь, хочет понятности, прозрачности, взаимной
ответственности и полной предсказуемости в отношениях
государств-союзников. Чтобы, в конце концов, не было двусмысленностей и
недомолвок в белорусско-российских межгосударственных отношениях. Когда, с одной
стороны, президент Белоруссии говорит о готовности «умереть за Россию», а, с
другой, на предложение российской стороны ввести визовый режим с Грузией (ведь
границы Союзного государства общие) следует ответ о независимости и
членстве Республики Беларусь в ООН. Или: с одной стороны – постоянные
напоминания о том, как вместе с россиянами «гнили в окопах», а с другой –
никакого официального осуждения, когда президент Украины Виктор Ющенко
уравнивает в правах советских ветеранов и бывших карателей из т.н. Украинской
повстанческой армии.
Если еще несколько лет назад Минск много говорил о
необходимости скорейшего принятия Конституционного Акта или Конституции Союзного
государства, то теперь роли поменялись. Сейчас вопрос о Конституционном Акте
ставит Москва. Причем, не просто ставит, а настойчиво предлагает принять его уже
в ближайшее время и таким образом законодательно оформить союзно-государственную
общность двух русских (восточнославянских) стран. И тогда, как небезосновательно
подчеркнул посол России в Белоруссии Александр Суриков, существующие
экономические противоречия будут сняты. В любом случае, одним из первых в
юридически оформленном Союзном государстве станет вопрос о единой ценовой
политике.
Кажется, что и каких-то проблем в отношении
Конституционного Акта быть не должно. Проект документа согласован на 99%.
Центризбиркомы России и Белоруссии ранее неоднократно подтверждали свою
готовность в любой момент организовать общесоюзное всенародное голосование.
Более того, есть возможность преодолеть существующие
политические и юридические препятствия для общенародного волеизъявления по
поводу Конституционного Акта в 2007 году. Посол России в Минске Александр
Суриков, в частности, обозначил один из вариантов, дающих возможность проведения
референдума на территории России в период парламентских и накануне президентских
выборов. Суриков подчеркнул, что «в законе сказано, что референдум по
внутренним вопросам в этот период проводиться не может, но Конституционный
Акт для России не является внутренним вопросом». Тем не менее, трудно
предположить, что в рамках предвыборных кампаний 2007 -2008 гг. правящий класс
России пойдет на усложнение этого процесса и инициирует параллельное проведение
народного волеизъявления по вопросу Конституционного акта Союзного
государства. Белорусские власти также думают совсем о другом и
усиленно готовятся к противостоянию с «российским энергетическим
империализмом».
Как сообщил 6 декабря нынешнего года министр финансов
Белоруссии Николай Корбут, бюджет РБ 2007 года предусматривает формирование
фонда национального развития в размере 107 млрд. бел. рублей (50 млн. долларов).
В текущем году также осуществлялись отчисления в названный фонд, который должен
был составлять 61 млрд. бел. рублей (30 млн. долларов). Однако к концу 2006 года
он достигнет 1280,2 млрд. бел. рублей (примерно 596 млн. долларов), т.е.
будет практически в 21 (!) раз превышать изначально определенную сумму.
Естественно возникает закономерный вопрос: за счет каких
средств и для чего нацфонд был так накачан деньгами? Как выяснилось,
наполнялась эта «кубышка» путем изъятия части прибыли у наиболее успешных
предприятий. В мае текущего года правительство Белоруссии
издало постановление № 674 определившее те предприятия (различных форм
собственности), которым было предписано безвозмездно перечислять часть средств
из своей прибыли в названный фонд. Причем размеры денежных изъятий у
предприятий-данников неоднократно увеличивались в течение года.
Так, для ОАО «Нафтан» задание по перечислению денег в
фонд было увеличено с 11 млн. до 209 млн. долларов (в 19 раз), для ПО
«Белорусьнефть» - с 5,4 млн. до 119,7 млн. долларов (в 22 раза). Ну, а для ПО
«Беларуськалий» сумма вклада в нацфонд возрасла с 13,4 млн. до 106,7 млн.
долларов (в 8 раз). Подобная картина имеет место и в отношении других
предприятий, попавших под денежную разверстку государства.
Таким образом, к концу текущего года белорусские власти
намерены накопить в фонде нацразвития примерно 600 млн. долларов, которые,
очевидно, пойдут на оплату газа при повышении его цены для Белоруссии до 200
долларов за 1000 тысячу кубометров. Это подтвердил и министр финансов Белоруссии
Николай Корбут заявив, что «если будут необходимы дополнительные средства,
то они будут изысканы».
Складывается впечатление, что белорусские власти еще
несколько месяцев назад определились со своей «непримиримой» позицией в
отношении акций «Белтрансгаза». Но, что удивительно, в бюджете Белоруссии
на 2007 год предусмотрено повышение цены на газ всего на 15 процентов (53
доллара за 1000 кубометров) по сравнению с нынешним годом.
По мнению специалистов денег собранных в фонд
национального развития хватит, чтобы полгода без повышения внутренних цен
для населения оплачивать газ по цене 200 долларов за 1000 кубометров. Но ведь
это не выход. Полгода быстро пройдут и опять встанет вопрос о долгах и деньгах.
И что же, вновь «раскулачивать» рентабельные предприятия и опять «резать куриц
несущих золотые яйца»?
Вряд ли в белорусских верхах не понимают абсурдности
подобной политики. Скорее всего, официальный Минск просто «тянет волынку», чтобы
за это время найти независимые от РФ источники финансирования. В любом случае,
2007 год, по мнению заместителя министра иностранных дел Белоруссии Виктора
Гайсенка, должен стать прорывным в направлении Юго-Восточной Азии, Индии,
арабского мира и Африки. Именно страны афро-азиатского региона, а также Арабские
Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию намерен посетить в наступающем году Александр
Лукашенко.
По всей видимости, официальный Минск уже определился с
будущим Республики Беларусь как чем-то средним между Кубой, Северной Кореей,
удельным княжеством и семьей сибирских отшельников Лыковых.
Что же касается Союзного государства, то, скорее всего,
этот проект, по крайней мере, в его политической плоскости, придется
«заморозить» (чтобы он не распался окончательно) до лучших времен. А вот в
гуманитарной области усилия необходимо наращивать, целенаправленно и настойчиво
восстанавливать и укреплять у белорусов и великороссов сознание и чувство
общерусского единства. Это не будет каким-то покушением на «священную корову»
белорусского суверенитета, но зато укрепит идейную основу будущего
воссоединения.
|