С кем вы, «евразиец» Назарбаев - с Западом или Россией?
30.11.2006.
KM.RU
Павел Захаров
Пышный прием казахского президента Назарбаева в Европе,
лишь немного отделенный по времени от саммита СНГ в Минске, где обсуждался
вопрос о реформировании Содружества, заставил еще раз внимательно задуматься,
какие же геополитические приоритеты реализует казахстанское руководство. Куда
все-таки ориентируется Нурсултан Назарбаев - на сотрудничество с Россией и
странами СНГ или же все-таки на Запад?
Йоханнес Линн, старший научный сотрудник американского
Brookings Institute, опубликовал в газете «Коммерсантъ» за 24 ноября статью
«Либеральное евразийство», в которой призывает Россию стать лидером евразийской
интеграции, при этом, однако, полностью отбросив прежние «имперские» иллюзии и
амбиции, оставшиеся с советских времен. Приятно, конечно, осознавать, что и до
США, наконец, начинает доходить понимание необходимости евразийской интеграции,
однако все же возникают и некоторые вопросы. Как сообщает казахстанское
агентство «Хабар», тот же самый Линн полагает, что и Казахстан также может
сыграть роль «лидера региональной интеграции» и уже стал лидером в
Среднеазиатском регионе.
Хотя американская неправительственная исследовательская
организация Brookings Institution, близкая к Всемирному банку, считается
левоцентристской организацией, не замеченной в особых симпатий к «большой
восьмерке», американской гегемонии а-ля Джордж Буш, и либерально-корпоративной
модели глобализации, все же она определенным образом отражает точку зрения
Вашингтона на те пути, которыми должен развиваться регион. Характерно, что,
расхваливая казахские экономические реформы и степень «открытости» страны (по
сравнению с другими среднеазиатскими республиками Казахстан теперь особо
выделяют многие западные СМИ), Линн призывает Казахстан ориентироваться сразу в
трех направлениях: на Север – Россию, Запад – Европу и Восток – Китай.
И все же, какой именно вектор в настоящее время
предпочитает Нурсултан Назарбаев?
В последнее время Казахстан все более активно включается
в проекты Запада по строительству транспортных магистралей, ведущих в обход
России. Характерно, что новые проекты прокладки «шелкового пути», предлагаемые
Западом, огибают территории стран, которые США по тем или иным причинам считают
«неблагонадежными». В числе таковых рассматриваются, например, такие
государства, как Россия, Иран, Армения, а с недавнего времени и Узбекистан.
Стоит напомнить, что еще в прошлом году американская
администрация рассматривала именно Узбекистан как наиболее подходящего кандидата
на «регионального лидера», проводника политики Вашингтона и надежного союзника
администрации Буша в этом регионе. Однако все переменилось после кровавого
подавления узбекскими властями мятежа в Андижане в мае 2005 года. У Белого дома
как будто «открылись глаза» на то, что узбекский режим является крайне
авторитарным по своей сути, в стране отсутствует соблюдение элементарных прав
человека, и отсутствуют как таковые легальная оппозиция и СМИ. После того, как
США попытались давить на Ташкент с целью добиться либерализации тамошнего
режима, реакция была крайне жесткой: американцев попросили освободить военные
базы на территории страны и не вмешиваться во внутренние дела суверенного
государства. Все контакты между Вашингтоном и Ташкентом были заморожены. США
прекратили оказание военно-технической и финансовой помощи Узбекистану.
После этого взгляды «цивилизованного мира» обратились на
Казахстан. Западные государственные деятели и СМИ вдруг обнаружили, что
Казахстан серьезно продвинулся по пути осуществления либеральных экономических
реформ, что уровень жизни в стране растет, а казахские компании и месторождения
сырья представляют значительный интерес для иностранных инвесторов. Казахскому
руководству начали выдавать щедрые авансы и похвалы, не слишком смущаясь тем
фактом, что режим Назарбаева недалеко ушел от авторитаризма узбекского главы
Ислама Каримова.
В то же время начали активно продвигаться проекты по
прокладке новых трубопроводов и транспортных коридоров с участием Казахстана и в
обход территории России. Обнаружилось новое существенное обстоятельство – через
Казахстан можно достигнуть прямого сообщения с Китаем, минуя территорию России.
Безусловно, столь богатая сырьевыми ресурсами и геополитически привлекательная
страна стала главным в регионе кандидатом на стратегическое партнерство с
Западом, в первую очередь с США.
В настоящее время полным ходом реализуется проект
строительства южно-кавказской железнодорожной магистрали по маршруту Карс
(Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку. Как заявил заместитель министра
транспорта Азербайджана Муса Панахов, в настоящее время этот проект находится на
стадии реализации, и поэтому «говорить о его экономической целесообразности и
оказывать внешнее вмешательство - прошедший этап». Проект включает строительство
новых железнодорожных веток и восстановление старых, пришедших в негодность
после распада СССР. Существенной особенностью данной железнодорожной магистрали
является то, что строится она в обход уже существующей ветки Карс (Турция) -
Гюмри (Армения) - Тбилиси – Баку, то есть, минуя территорию Армении, главного
союзника России в Закавказье. Казахстанская сторона взяла на себя обязательство
поставлять по этому коридору не менее 10 млн тонн грузов в год.
В свою очередь, Казахстан принял амбициозную программу по
развитию собственной железнодорожной сети. Как и следовало ожидать, основными
направлениями для этого стали пути, ведущие от Китая к Каспию.
Как сообщает сайт администрации города Жезказгана (бывший
Джезказган, расположен в центральном Казахстане) Jezkazgan.kz, в 2007 году
начнётся строительство трансказахстанской железной дороги, точнее, её западного
участка, ведущего к Каспийскому морю, длиной почти в тысячу километров -
Жезказган-Саксаульская-Бейнеу. По планам казахских властей, строительство этой
ветки должно закончиться в 2010 году. Но это всего лишь примерно третья часть
трансказахстанской магистрали, общая протяжённость которой составляет более трёх
тысяч километров. В следующем же году начнётся прокладка восточной части
магистрали от китайской границы (станция Алашанькоу, куда китайцы уже протянули
ветку) до станции Актогай (200 километров). Затем трасса пройдет в центральный
Казахстан на Жезказган.
Правительство Казахстана запланировало сдать в
эксплуатацию трансказахстанскую железнодорожную магистраль в 2012 году. Вся
магистраль будет построена по европейскому, а не российскому стандарту.
Казахстан рассчитывает получить огромную выгоду от транзитных перевозок грузов
между Китаем и Европой. По расчётам, уже через три года после сдачи магистрали в
эксплуатацию доход должен составить 30 миллиардов тенге ($235 млн). В этом
случае Казахстан перехватит у России (которая, как, всегда, запаздывает) почти
все выгоды от транзитного сообщения между Китаем и Европой.
Точно такая же ситуация сложилась в Казахстане и с
трубопроводами. Полным ходом идет строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу,
ведущего в Китай, в завершающей стадии находятся проекты строительства
газопроводов в том же направлении. Одновременно Казахстан проявляет особый
интерес к строительству Транскаспийского газопровода, ведущего в Азербайджан, и
далее через Грузию в Турцию. Планы строительства газопровода по дну Каспийского
моря активно лоббируют Евросоюз и США, чтобы подключиться через Южно-Кавказский
газопровод к запасам углеводородов Средней Азии. Очевидно, что эта «труба»
вступит в прямую конкуренцию с российском трубопроводом «Голубой поток» по дну
Черного моря, который также ведет в Турцию, но загружен далеко не на полную
мощность. Спрашивается, зачем туркам еще один мощный газопровод? Очевидно, лишь
для того, чтобы избавиться от российского газа и лишить Россию транзитных
возможностей по перекачке среднеазиатского «голубого топлива».
Многовекторность или неразборчивость?
Казахстанский лидер неоднократно заявлял о своей
приверженности идеям евразийства и евроазиатской интеграции. Но суть этой
доктрины заключается в идее объединения континентальных народов Евразии для
отпора атлантическим державам, то есть Западу. Назарбаев же явно не собирается
этого делать. Его политика больше похожа на действия некоего флюгера. Под видом
многовекторности и прагматизма подносится политическая неразборчивость и
оппортунизм: Казахстан, по сути, готов «дружить» со всеми, кто предлагает
экономическую выгоду и не препятствует «клану Назарбаева» быть полновластным
хозяином страны. Поскольку в настоящее время Запад делает Казахстану все более и
более заманчивые предложения (выдвигая Астану в региональные лидеры), то,
соответственно, руководство республики все более ориентируется в этом
направлении. Назарбаев много говорит о дружбе между Россией и Казахстаном,
однако, на практике все больше оттирает нашу страну в экономическом отношении, и
все больше ориентируется на Запад в политическом.
В последнее время Казахстан становится все более опасным
конкурентом России в сфере поставок энергоносителей, транзита и прокладки
транспортных магистралей из Китая в Европу. Учитывая все более явные реверансы
Запада в адрес Назарбаева и ответные реверансы Назарбаева в адрес Запада (так, в
частности, планы форсированного перехода казахстанского языка на латиницу, о
которых уже писал KM.RU), можно предположить, что именно это направление, а не
строительства евразийского сообщества, становится для Казахстана наиболее
приоритетным. Не исключено, что вскоре он станет геополитическим плацдармом,
направленным против России, и превратится в самую большую головную боль для
Кремля.
В то же время русские, которые составляют треть жителей
Казахстана и вносят особый вклад в его экономический рост, по-прежнему
продолжают считаться гражданами «второго сорта». В стране ущемляются их права
говорить и обучаться на родном языке. Близорукая политика советского
руководства, прежде сего, Н.Хрущева, в вопросе проведения границы (тогда еще
административной) между РСФСР и Казахской ССР, привела к тому, что современная
Россия не только лишилась значительных территорий, но и потеряла большое
количество наших соотечественников. Русские превратились в разделенный народ,
нередко испытывая притеснения и ущемления в правах со стороны местных
националистов.
Необходимо добиваться прекращения этнической
дискриминации, а также того, чтобы голос наших соотечественников учитывался при
определении внешнеполитических приоритетов Казахстана и препятствовал
превращению этой страны в геополитический плацдарм для подрыва позиций России в
регионе. А это вряд ли возможно, пока Россия будет закрывать глаза на крайне
авторитарные методы правления Назарбаева, подавление оппозиции и перспективы
превращения этой страны в наследственный «нурсултанат».
В то же время нашим российским чиновникам нужно брать
пример у Казахстана в деле планирования и реализации стратегических проектов,
особенно в развитии собственной транспортной инфраструктуры. В нашей стране, как
писал классик, существует две главные проблемы – дураки и дороги. В настоящее
время у нас есть уникальная возможность решить хотя бы одну из них. Огромные
деньги Стабфонда, полученные от высоких цен на нефть, лежат мертвым грузом в
западных банках, в то время как Казахстан берет там же кредиты на масштабное
строительство дорог и трубопроводов. У России же до сих пор есть регионы, почти
полностью отрезанные от «большой земли» (до сих пор нет автомобильной дороги на
Дальний Восток), да и в сравнительно развитых регионах состояние транспортной
инфраструктуры находится в жалком состоянии. Если ситуация принципиальным
образом не изменится, то Казахстан в скором будущем станет подлинным
транспортным «сердцем» Евразии, а Россия останется на ее задворках. Ведь без
развитой инфраструктуры не только невозможно привлечь транзитные потоки
азиатских грузов, но и обеспечить собственный устойчивый экономический рост.
|