УЗБЕКИСТАН
Узбекистан обвинил США во вмешательстве в свои внутренние дела
01.12.2006. Деловая
неделя, Казахстан
Андрей Саидов (Ташкент)
Реакция официального Ташкента на недавнее решение
госдепартамента США включить Узбекистан в список государств, вызывающих особую
озабоченность в сфере религиозных свобод оказалась резкой и громогласной. В
заявлении МИД Узбекистана, этот шаг американской администрации, по времени
совпавший с решением Евросоюза продлить санкции против правительства Ислама
Каримова, был однозначно квалифицирован как вмешательство во внутренние дела
суверенного государства. К гневной отповеди, данной администрации Джорджа Буша
внешнеполитическим ведомством Владимира Норова, присоединились местные главы
религиозных конфессий, правительственная пресса и представители дипломатических
миссий некоторых мусульманских стран. Между тем, по сообщениям, поступающим из
Ферганской долины, там введены новые административные ограничения на отправление
основных религиозных обрядов.
В заявлении МИД, опубликованном в минувшую пятницу,
говорится, что веротерпимость и толерантность всегда были и продолжают
оставаться важнейшей составляющей государственной политики Республики
Узбекистан, благодаря чему за последние годы в стране не отмечалось ни одного
факта межрелигиозных противостояний или конфликтных ситуаций. При этом
правительство Узбекистана всегда занимало принципиальную позицию в отношении
провокационных заявлений отдельных политиков, государственных деятелей и средств
массовой информации других стран, способных, по его мнению, подорвать
взаимопонимание между религиями.
В первую очередь это касалось фактов, когда международный
терроризм увязывается с исламом или когда западные издания, прикрываясь
лозунгами "свободы слова", тиражировали "оскорбительные оценки, задевающие
честь, национальное достоинство и чувства сотен миллионов верующих мусульман". В
качестве примера было приведено осуждение официальными лицами, политиками и
правительственными газетами Узбекистана датских карикатур на пророка Мухаммеда и
"безответственных высказываний Папы Римского Бенедикта XVI о исламской религии".
Далее МИД подчеркнул, что Узбекистан является одним из "признанных центров
становления и развития исламской культуры и философии", поскольку на его
нынешней территории некогда жили и творили величайшие исламские богословы и
философы, сегодня почитаемые во всем мусульманском мире. А в настоящее время
Конституцией страны гарантированы все условия для свободного вероисповедания
традиционных религий. Что касается деятельности различных миссионерских
религиозных течений и сект, то в этом вопросе правительство Узбекистана
продолжает придерживаться основных положений Закона "О свободе совести и
религиозных организациях", принятого еще в первые годы независимости.
На этой неделе выкладки МИДа были обсуждены, повторены и
одобрены преподавателями и студентами Ташкентского исламского университета,
созданного в 1999 году по указу Ислама Каримова. Комитет по делам религий в
интервью российскому информационному агентству Regnum сообщил, что в Узбекистане
сегодня легально действуют более 2200 религиозных организаций, представляющих
почти все религии современного мира. В частности, за годы независимости было
возведено и функционирует около 2000 мечетей, тогда как во времена СССР их
насчитывалось не больше 80. "У нас нет нарушений религиозных свобод", - сообщил
для прессы имам одной из ташкентских мечетей Фазылкори Собиров. По мнению,
высказанному секретарем Епархиального управления Русской православной церкви,
священником Андреем Тугушевым, исторический путь совместного проживания
православия и ислама в Узбекистане может послужить примером для многих стран.
Председатель Еврейского культурного центра, бизнесмен Виктор Михайлов, недавно,
кстати, представлявший русскую общину Узбекистана на конгрессе соотечественников
в Петербурге, заявил, что в Узбекистане нет антисемитизма, и это вообще
единственная в мире страна, где не от кого охранять синагоги.
К положительной оценке состояния религиозных свобод
правительственные агентства УзА и "Жахон" привлекли послов Палестины и
Афганистана, а также министра связи Кувейта Масуму Салех аль-Муборак, на днях
побывавшую в Самарканде и Бухаре. Посетив туристические достопримечательности
древних городов, она пришла к выводу, что "Узбекистан представляет собой землю,
где процветал и процветает настоящий просвещенный и миролюбивый ислам".
Между тем, по сообщениям информационного агентства
Фергана.Ру, в Андижанской области, власти которой недавно запретили деятельность
безалкогольных кафе и ресторанов, вводятся новые ограничения повседневной
религиозной практики мусульман. Губернатор Усмонов, назначенный в октябре по
решению Ислама Каримова, запретил в мечетях азан - гласные призывы к совершению
намаза. В конце 90-х годов в Ташкенте и других крупных городах запрещалось
использовать для призыва к молитве звукоусиливающую аппаратуру, но впоследствии
этот запрет был смягчен. Теперь в Андижанской области, бывший глава которой
Бегалиев был обвинен президентом Каримовым в попустительстве организации
майского 2005 года мятежа "акромистов", он в настоящее время находится под
следствием, призывы к намазу запрещено возглашать не только через усилители, но
и вообще вслух. Также введены запреты на богословские проповеди во время свадеб
и на совершение намаза в учреждениях и на рабочих местах.
Вполне очевидно, что беспрецедентные меры,
предпринимаемые чиновниками в Ферганской долине после андижанских событий 2005
года, направлены на то, чтобы не допустить дальнейшего роста стихийной
религиозности, не управляемой государством, а потому чреватой радикализмом и
экстремизмом с уклоном в политику. Правительству Ислама Каримова действительно
незачем ущемлять "религиозные свободы" Епархии Русской православной церкви,
еврейской общины и ортодоксальных ташкентских имамов, поскольку их деятельность,
полностью встроенная в функционирование государственного аппарата, не может
представлять никакой, даже потенциальной, угрозы хрупкому статус-кво между
властью и обществом. Но совершенно иначе выглядит ситуация в сельских регионах,
где экономическая и социальная политика Ташкента традиционно не удовлетворяет
элементарных нужд многомиллионного населения, страдающего от нищеты, безработицы
и правового произвола, а потому авторитет неформальных религиозных лидеров
составляет реальную конкуренцию светской власти. Поэтому тема "религиозных
свобод" в нынешних отношениях между Ташкентом и Вашингтоном, несомненно, встала
как острый политический вопрос. Ведь и США, не так давно состоявшие с Каримовым
в одной коалиции против афганских талибов и "Аль-Каеды", после ликвидации
военной базы в Карши, ареста капиталов "Ньюмонта" и закрытия за миссионерскую
деятельность десятка американских ННО, стали оценивать внутреннюю ситуацию в
Узбекистане под совсем иным углом зрения.
По данным председателя инициативной группы независимых
правозащитников Узбекистана Сурата Икрамова, с 2000 года около 12 тысяч граждан
привлекались к следствию и были осуждены по обвинениям в религиозном
экстремизме. Но еще два года назад госдеп США не считал это достаточным
основанием для включения Узбекистана в список стран, ущемляющих религиозные
свободы. Возможно, потому что тогда видел в правительстве Ислама Каримова
надежного гаранта политической стабильности даже во всем регионе Центральной
Азии, каковым его теперь характеризуют ведущие российские политологи, на днях
вернувшиеся из коллективной поездки в Ташкент. И если двусмысленное решение
Евросоюза продлить, с возможностью пересмотра, санкции, наложенные после
андижанских событий, не вызвали никакой гласной реакции официального Ташкента,
явно надеющегося на компромисс, то США получили от узбекского МИДа резкий и
показательный протест. Наверное, стоит ожидать, что к публичному обсуждению
вопроса о религиозных свободах в Узбекистане вскоре будут активно привлечены
лидеры парламентских партий, скорую передачу властной и политической инициативы
которым сегодня широко декларирует Ислам Каримов, и ему звучно вторят
кремлевские политтехнологи.
Узбекистан-Россия - в объятиях важно не задушить
04.12.2006.
Gazeta.kz
Акрам Асроров
В середине
сентября Москва решила выдать официальному Ташкенту 13 узбекских
граждан.
Все они обвинялись Узбекистаном в том, что принимали
активное участие в андижанских событиях в мае 2005 года. Москва даже внимания не
обратила на реакцию Запада. Мол, мы сами с усами, что хотим, то и делаем.
Они содержались в Иваново с тех пор, как их арестовали
российские спецслужбы в середине прошлого года.
Правда, пока узбекских граждан не передали в руки
официального Ташкента. Решаются технические вопросы их экстрадиции. Но факт
лояльного отношения Путина к Каримову говорит о том, что в отношениях между
странами произошел коренной перелом. Ранее Москва передала Ташкенту 19 ее
сограждан, подозреваемых в членстве в организации "Хизб-ут Тахрир". Последняя
считается ненасильственной, но при этом запрещена во многих странах мира.
Россию даже не остановило предостережение, имевшееся в
сообщении Международной Кризисной Группы, полагающей, что "Узбекистан, вместе с
такими странами, как Бирма, Зимбабве и Северная Корея, в которых процветает
элита, а в то же время большинство населения живет в условиях бедности, катится
вниз по пути самоуничтожения".
Европейский Союз, убрав на задворки вопросы прав
человека, стремится нормализовать отношения с Узбекистаном. Китай, стремясь
обезопасить свою экономику от энергетического дефицита, лезет во все проекты,
где пахнет нефтью и газом (хотя в природе природный газ запаха не имеет).
Не исключение и Москва, собирающаяся сделаться, первое,
региональным лидером, второе, создать энергетический клуб, который позволит
объединить в одной организации страны-производители и страны-потребители
углеводородов.
Стратегия подразумевает развитие структуры внутри
Шанхайской организации сотрудничества, где будут формироваться и тарифы, и
единая схема поставок. При нынешнем уровне политизации Москвы нетрудно
предсказать судьбу энергетического клуба. Закрытая организация со своими
приоритетами.
В числе стран-потребителей Европа лишь упоминается. Можно
сделать вывод, что таким образом Россия стремится в недалеком будущем получить
ключевую роль в Старом Свете. Узбекистан как раз страна, без которой единый
энергетический рынок никак не выстраивается.
Но внешняя политика Узбекистана претерпела за эти годы
множество метаморфоз. "Узбеки в 1990-е годы пытались выйти из орбиты России,
добивались дружбы с Южной Кореей и Турцией, а затем, после 11 сентября,
Соединенных Штатов", - говорит Джон Маклеод, старший редактор издания по
Центральной Азии Института Войны и Мира (IWPR) в Лондоне. "Узбекистан был первой
страной, которая предложила свое воздушное пространство и территорию Соединенным
Штатам. В течение долгого времени Соединенные Штаты закрывали глаза сомнительные
отчеты о ситуации с правами человека взамен на более широкую поддержку в войне с
террором, и казалось, что Узбекистан вышел из сферы влияния России навсегда.
Казалось, что крупная американская авиабаза в Ханабаде там останется надолго,
факт, о котором российские чиновники неоднократно высказывали свое
неудовольствие.
"Каримов был счастлив поддержать Соединенные Штаты", -
считает аналитик Санобар Шерматова. "В конце концов, престижно иметь (в друзьях)
крупнейшую мировую супердержаву, которая сама стучится тебе в дверь".
Андижан 2005-го кардинально изменил внешнеполитические
пристрастия официального Ташкента.
"После Андижана Каримов был заинтересован в политических
партнерах, как, например, Россия и Китай, которые не собирались ему читать
лекции о правах человека", - подчеркивает директор центральноазиатского проекта
Международной Кризисной Группы Майкл Хол.
Экономические связи все более крепнут. В прошлом году
подписано соглашение о военном сотрудничестве, есть и другие формы
сотрудничества, например, через региональные организации, типа Шанхайской
организации сотрудничества, чей антитеррористический центр находится в Ташкенте,
а Россия была вынуждена согласиться с каримовской версией того, что главная
оппозиция имеет корни не в социально-экономических волнениях, а в радикальном
исламе.
На пресс-конференции в начале 2006 года в Кремле
российский президент Владимир Путин недовольно отреагировал на вопрос
иностранного журналиста о том, как он может оправдать сотрудничество с режимом
Каримова: "Мы знаем лучше, чем вы, что случилось в Андижане".
Кремлю все труднее оправдывать непрекращающуюся военную
операцию в Чечне, зависший вопрос с автономными образованиями Грузии.
Европейские деятели вполне однозначно оценивают действия России в этих горячих
точках, считая, что сила там применяется сверх положенной нормы.
В данном контексте применение силы в Андижане со стороны
узбекских властей - еще одна проблема для Путина. Он ее решил по-простому. Мол,
мы верим официальному Ташкенту, и раз он считает, что в Андижане действовали
религиозные экстремисты, так тому и быть. Причин согласиться с узбекской
трактовкой происшедших событий достаточно.
Узбекистан имеет большие запасы газа и других полезных
ископаемых, и, в отличие от Запада, российские компании быстро воспользовались
ситуацией, основываясь на связях, установленных еще до событий в Андижане.
"Ощутимое присутствие Газпрома в Узбекистане - ярко
отражает существующее положение вещей, он забрал себе все узбекские газовые
контракты", - утверждает Майкл Холл.
По некоторым данным, переговоры с российским газовым
монополистом велись при активном участии дочери узбекского президента Гульнары
Каримовой и члена правления "Газпрома" Алишера Усманова. Естественно, не
безвозмездно.
Согласно договору между Газпромом и Узбекнефтегазом от
2004 года о разработке газового месторождения Шахпати (Shakhpaty), этот проект
оценен в 1,4 миллиарда долларов. Только в текущем году в Россию будет перекачано
10 миллиардов кубических метров газа. Другой контракт между Узбекнефтегазом и
Лукойлом по месторождению Кандим (Kandym) обеспечит добычу 8,8 миллиардов
кубометров ежегодно.
Эти экономические контракты просто подчеркивают тот факт,
что действия России по заполнению пустоты, образовавшейся после развода
Узбекистана с Западом, состоят из многих элементов. "Они (русские) хотят
возвратиться в эту часть мира, которая, как они считают, должна принадлежать
только им. Тому есть и экономическая перспектива, особенно если говорить о
газе", - полагает Хол.
Сегодня еще рано говорить о долгосрочных перспективах
внутренней стабильности в Узбекистане, а также о длительности
российско-узбекской дружбы. Слишком разные страны, и слишком долго они жили в
разных квартирах (в период с 1991 года). Сегодня российский бизнес кардинально
изменился. "Газпром", "Лукойл" и другие аффилированные с Кремлем компании еще
могут исполнять заказы Путина.
Остальные будут искать экономические выгоды. А так как
бизнес-климат в Узбекистане оставляет желать лучшего, еще не факт, что
российские бизнесмены будут вкладывать в узбекскую экономику деньги.
После недавнего решения Конституционного суда Узбекистана
по делу "Зарафшан-Ньюмонт", когда иностранным инвесторам отказано в праве
обращаться в международный арбитраж, есть над чем призадуматься и российским
инвесторам. Сегодня, хорошо, между Ташкентом и Москвой нет проблем. А что
завтра, когда, быть может, проблемы возникнут?
Что касается самих узбекских граждан, то и здесь много
такого, что не вселяет уверенности в завтрашнем дне. Жизнь становятся все
тяжелее, у людей все меньше возможностей для челночной торговли или отъезда в
Россию в поисках работы. Узбекистан напоминает пороховую бочку, готовую в любой
момент взорваться. Причем, если это произойдет, то нестабильность возникнет во
всем центрально-азиатском регионе. Ферганская долина ударит одновременно и по
Кыргызстану, и по Таджикистану, а южные границы Казахстана станут местом, через
который потянутся толпы беженцев. Хотя сейчас, как видится, еще нет предпосылок
к тому, что осуществится самый пессимистический прогноз.
Сама ментальность узбеков не предполагает таких событий,
которые недавно произошли в Кыргызстане. Они никогда не отличались радикализмом
и нетерпением. Они всегда верят в то, что завтра будет лучше, чем вчера. Причем,
веру эту трудно разрушить.
Исходя из сказанного, можно предположить, что
президентские выборы в Узбекистане в конце следующего года принесут одну новость
- Каримов остался на следующий срок.
Россия, европейцы, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан
будут внимательно следить за тем, как пройдут выборы.
Сейчас только сумасшедший может желать Узбекистану смены
лидера. С уходом Каримова спокойствия в Центральной Азии точно не
прибавится…
|