Узбекистан обвинил США во вмешательстве в свои внутренние дела
01.12.2006. Деловая
неделя, Казахстан
Андрей Саидов (Ташкент)
Реакция официального Ташкента на недавнее решение
госдепартамента США включить Узбекистан в список государств, вызывающих особую
озабоченность в сфере религиозных свобод оказалась резкой и громогласной. В
заявлении МИД Узбекистана, этот шаг американской администрации, по времени
совпавший с решением Евросоюза продлить санкции против правительства Ислама
Каримова, был однозначно квалифицирован как вмешательство во внутренние дела
суверенного государства. К гневной отповеди, данной администрации Джорджа Буша
внешнеполитическим ведомством Владимира Норова, присоединились местные главы
религиозных конфессий, правительственная пресса и представители дипломатических
миссий некоторых мусульманских стран. Между тем, по сообщениям, поступающим из
Ферганской долины, там введены новые административные ограничения на отправление
основных религиозных обрядов.
В заявлении МИД, опубликованном в минувшую пятницу,
говорится, что веротерпимость и толерантность всегда были и продолжают
оставаться важнейшей составляющей государственной политики Республики
Узбекистан, благодаря чему за последние годы в стране не отмечалось ни одного
факта межрелигиозных противостояний или конфликтных ситуаций. При этом
правительство Узбекистана всегда занимало принципиальную позицию в отношении
провокационных заявлений отдельных политиков, государственных деятелей и средств
массовой информации других стран, способных, по его мнению, подорвать
взаимопонимание между религиями.
В первую очередь это касалось фактов, когда международный
терроризм увязывается с исламом или когда западные издания, прикрываясь
лозунгами "свободы слова", тиражировали "оскорбительные оценки, задевающие
честь, национальное достоинство и чувства сотен миллионов верующих мусульман". В
качестве примера было приведено осуждение официальными лицами, политиками и
правительственными газетами Узбекистана датских карикатур на пророка Мухаммеда и
"безответственных высказываний Папы Римского Бенедикта XVI о исламской религии".
Далее МИД подчеркнул, что Узбекистан является одним из "признанных центров
становления и развития исламской культуры и философии", поскольку на его
нынешней территории некогда жили и творили величайшие исламские богословы и
философы, сегодня почитаемые во всем мусульманском мире. А в настоящее время
Конституцией страны гарантированы все условия для свободного вероисповедания
традиционных религий. Что касается деятельности различных миссионерских
религиозных течений и сект, то в этом вопросе правительство Узбекистана
продолжает придерживаться основных положений Закона "О свободе совести и
религиозных организациях", принятого еще в первые годы независимости.
На этой неделе выкладки МИДа были обсуждены, повторены и
одобрены преподавателями и студентами Ташкентского исламского университета,
созданного в 1999 году по указу Ислама Каримова. Комитет по делам религий в
интервью российскому информационному агентству Regnum сообщил, что в Узбекистане
сегодня легально действуют более 2200 религиозных организаций, представляющих
почти все религии современного мира. В частности, за годы независимости было
возведено и функционирует около 2000 мечетей, тогда как во времена СССР их
насчитывалось не больше 80. "У нас нет нарушений религиозных свобод", - сообщил
для прессы имам одной из ташкентских мечетей Фазылкори Собиров. По мнению,
высказанному секретарем Епархиального управления Русской православной церкви,
священником Андреем Тугушевым, исторический путь совместного проживания
православия и ислама в Узбекистане может послужить примером для многих стран.
Председатель Еврейского культурного центра, бизнесмен Виктор Михайлов, недавно,
кстати, представлявший русскую общину Узбекистана на конгрессе соотечественников
в Петербурге, заявил, что в Узбекистане нет антисемитизма, и это вообще
единственная в мире страна, где не от кого охранять синагоги.
К положительной оценке состояния религиозных свобод
правительственные агентства УзА и "Жахон" привлекли послов Палестины и
Афганистана, а также министра связи Кувейта Масуму Салех аль-Муборак, на днях
побывавшую в Самарканде и Бухаре. Посетив туристические достопримечательности
древних городов, она пришла к выводу, что "Узбекистан представляет собой землю,
где процветал и процветает настоящий просвещенный и миролюбивый ислам".
Между тем, по сообщениям информационного агентства
Фергана.Ру, в Андижанской области, власти которой недавно запретили деятельность
безалкогольных кафе и ресторанов, вводятся новые ограничения повседневной
религиозной практики мусульман. Губернатор Усмонов, назначенный в октябре по
решению Ислама Каримова, запретил в мечетях азан - гласные призывы к совершению
намаза. В конце 90-х годов в Ташкенте и других крупных городах запрещалось
использовать для призыва к молитве звукоусиливающую аппаратуру, но впоследствии
этот запрет был смягчен. Теперь в Андижанской области, бывший глава которой
Бегалиев был обвинен президентом Каримовым в попустительстве организации
майского 2005 года мятежа "акромистов", он в настоящее время находится под
следствием, призывы к намазу запрещено возглашать не только через усилители, но
и вообще вслух. Также введены запреты на богословские проповеди во время свадеб
и на совершение намаза в учреждениях и на рабочих местах.
Вполне очевидно, что беспрецедентные меры,
предпринимаемые чиновниками в Ферганской долине после андижанских событий 2005
года, направлены на то, чтобы не допустить дальнейшего роста стихийной
религиозности, не управляемой государством, а потому чреватой радикализмом и
экстремизмом с уклоном в политику. Правительству Ислама Каримова действительно
незачем ущемлять "религиозные свободы" Епархии Русской православной церкви,
еврейской общины и ортодоксальных ташкентских имамов, поскольку их деятельность,
полностью встроенная в функционирование государственного аппарата, не может
представлять никакой, даже потенциальной, угрозы хрупкому статус-кво между
властью и обществом. Но совершенно иначе выглядит ситуация в сельских регионах,
где экономическая и социальная политика Ташкента традиционно не удовлетворяет
элементарных нужд многомиллионного населения, страдающего от нищеты, безработицы
и правового произвола, а потому авторитет неформальных религиозных лидеров
составляет реальную конкуренцию светской власти. Поэтому тема "религиозных
свобод" в нынешних отношениях между Ташкентом и Вашингтоном, несомненно, встала
как острый политический вопрос. Ведь и США, не так давно состоявшие с Каримовым
в одной коалиции против афганских талибов и "Аль-Каеды", после ликвидации
военной базы в Карши, ареста капиталов "Ньюмонта" и закрытия за миссионерскую
деятельность десятка американских ННО, стали оценивать внутреннюю ситуацию в
Узбекистане под совсем иным углом зрения.
По данным председателя инициативной группы независимых
правозащитников Узбекистана Сурата Икрамова, с 2000 года около 12 тысяч граждан
привлекались к следствию и были осуждены по обвинениям в религиозном
экстремизме. Но еще два года назад госдеп США не считал это достаточным
основанием для включения Узбекистана в список стран, ущемляющих религиозные
свободы. Возможно, потому что тогда видел в правительстве Ислама Каримова
надежного гаранта политической стабильности даже во всем регионе Центральной
Азии, каковым его теперь характеризуют ведущие российские политологи, на днях
вернувшиеся из коллективной поездки в Ташкент. И если двусмысленное решение
Евросоюза продлить, с возможностью пересмотра, санкции, наложенные после
андижанских событий, не вызвали никакой гласной реакции официального Ташкента,
явно надеющегося на компромисс, то США получили от узбекского МИДа резкий и
показательный протест. Наверное, стоит ожидать, что к публичному обсуждению
вопроса о религиозных свободах в Узбекистане вскоре будут активно привлечены
лидеры парламентских партий, скорую передачу властной и политической инициативы
которым сегодня широко декларирует Ислам Каримов, и ему звучно вторят
кремлевские политтехнологи.
|