За кадры решили все
03.12. 2006. Немецкая
волна
Нигора Бухари-заде (Душанбе)
Первые
декабрьские дни в Таджикистане ознаменовались приходом настоящей снежной зимы,
масштабными кадровыми перестановками в правительстве и реформированием системы
госуправления.
Согласно указу президента Эмомали Рахмонова, количество
министерств и государственных комитетов сокращено на треть - с 25-ти до 17-ти.
Прекратили свое существование и многие комитеты при правительстве. Функции
упраздненных органов исполнительной власти, а их 26, переданы новообразованным
министерствам и ведомствам. Кроме того, при президенте создана совершенно новая
структура - Агентство по борьбе против коррупции и экономических преступлений.
Нигора Бухари-заде – с подробностями, в рамках нашей постоянной рубрики.
Изменения в структуре центральных органов исполнительной
власти, в частности, сокращение и перераспределение функций органов
исполнительной власти положительно повлияют на работу системы госуправления, в
целом, считает независимый социолог Фируз Саидов. Чем проще и совершенней эта
система – тем меньше бюрократии. Сокращается армия чиновников – бюджет меньше
тратит на их содержание. Не будет и дублирования, поскольку ответственность за
функционирование той или иной сферы теперь возложено на одно ведомство, а не на
несколько, как это было раньше, говорит Фируз Саидов:
- Сокращение органов госуправления, во-первых, повлечет
за собой уменьшение бюджетных средств на их содержание, которые правительство
может направить в социальную сферу и другие отрасли. Во-вторых, Таджикистан –
небольшая страна, и существование многих министерств, который зачастую
дублировали некоторые задачи, было неэффективным. Особенно влияние этих
министерств на органы местной власти, на регионы было незначительным, потому что
одну и ту же задачу частями выполняли несколько министерств, что, в конце
концов, приводило к невыполнению многих задач, которые ставились правительством.
Теперь многие министерства, которые раньше дублировали друг друга, слились.
Например, министерства сельского хозяйства и охраны природы – они совместились.
Или министерство промышленности присоединено к министерству экономики. Это
правильно, потому что при переходе к рыночной экономике главная функция
государства заключается в регулировании развития экономических процессов.
Большая часть промышленных предприятий приватизирована, и функции министерства
промышленности сведены к минимуму.
Вместе с тем, по мнению некоторых экспертов,
реструктуризация системы исполнительной власти в Таджикистане сама по себе еще
не является толчком для развития социально-экономических и демократических
преобразований в республике. Политолог-правовед Шокир Хакимов считает, что
действия таджикского руководства направлены на укрепление исполнительной власти,
в то время как законодательная и судебная ветви власти остаются
несамостоятельными и подконтрольными правительству:
- У меня есть глубокие сомнения по поводу эффективности
проведения этой реструктуризации. Для того чтобы добиться действительно
кардинальных перемен и качественных изменений в социально-экономической политике
Таджикистана необходимо решить комплексные проблемы. В частности, нужно усилить
роль парламента в системе власти, а, как известно, он у нас фактически
однопартийный и практически не в состоянии контролировать деятельность органов
исполнительной власти, а гражданское общество находится на начальной стадии
формирования. В таких условиях ожидать существенных изменение невозможно.
Большинство вновь назначенных членов правительства –
хорошо знакомые общественности лица. На своих должностях остались прежний
премьер-министр Акил Акилов и два его зама – Хайриниссо Мавлонова и Асадулло
Гуломов, главы министерств обороны, финансов, образования, транспорта и
коммуникаций. По мнению Шокира Хакимова, новый состав правительства практически
"не помолодел" - на смену прежним министрам пришли такие же номенклатурные
работники старого поколения. А некоторые просто перекочевали из одного ведомства
в другое. Хакимов полагает, что при подборе кандидатур учитывались
регионально-местнический фактор и степень личной преданности высшему руководству
страны:
- Ключевые должности опять-таки заняли те, кто имели
посты в прежних правительственных структурах. При подборе и расстановке кадров
сохранился прежний подход, то есть, прежде всего, принципы местничества и
преданности. Допустим, Гулоджон Бобоев, Шерали Гулов и другие приближенные к
окружению президента сохранили свои высокие посты – просто переместились из
одного министерства в другое. В таких условиях, в решении
социально-экономических проблем, конечно же, сохранятся прежние подходы.
|