Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №170(01.06.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Сценарии Банковой: для публики и для себя

18.05.2007,  газета «2000»,

Владимир КОРНИЛОВ

Любой политик, политолог и астролог нашей страны скажет вам, что после 2 апреля самым популярным вопросом стал: «Ну и каков твой прогноз?» У меня есть знакомый, который спрашивает меня о прогнозе на предстоящие политические события в среднем раза по 3—4 на день.

Согласен с известным политологом Дмитрием Выдриным (надеюсь, он возвращается в ипостась политолога после неприятной для себя карьеры депутата-бютовца) по поводу того, что в нынешней украинской ситуации любой прогноз — дело неблагодарное. Когда появление или отмена указов зависят от настроения или обид, когда противостояние политических сторон определяется не тем, есть у них правовые основания для своих действий или нет, а тем, кто успешнее проведет рейдерскую атаку на какой-нибудь районный суд, политологи и юристы должны умолкнуть. Обратите внимание на логику президента, когда он на пресс-конференции озвучивал итоги договоренностей с премьер-министром. Глава державы, гарант Конституции, потомок гетмана Калнышевского и прочая, и прочая несколько раз повторил одну и ту же мысль: главное — мы достигли политической договоренности, «но как это будет выглядеть в правовой последовательности, я бы дал возможность поработать юристам».

Очень в духе времени. То есть мы договоримся обо всем, а юристы подберут под наши договоренности статьи законов — даже если наши договоренности будут да-а-а-алеко за пределами законодательного и конституционного поля. Что уж удивляться тому, что после таких заявлений президента одна его сторонница (как бы юрист) в эфире «5-го канала» примерно так и заявила: был бы человек — статья найдется.

Подпольная служба неконституционного Секретариата

В самом деле, как можно давать адекватные прогнозы, оценивая неадекватные поступки людей, чье поведение уже просто не вписывается ни в какие рамки? Персонаж «Семнадцати мгновений весны» заявлял: «Трудно понять логику непрофессионала». Я сейчас все чаще говорю: «Невозможно найти логику у профессиональных непрофессионалов». Ведь у нас непрофессионализм уже стал профессией. Иногда смотришь на карьеру некоторых публичных деятелей Украины — и диву даешься, как почти при полном отсутствии интеллекта можно столь стремительно продвигаться по служебной лестнице да еще идти на выборные должности.

Скажите, в какой стране человек, претендующий на государственные должности, на вхождение в пятерку избирательного списка одной из крупнейших политических сил, может в прямом эфире оскорбить самый крупный регион своей страны и при этом спокойно идти на выборы? У нас может. Например, в последней передаче «Свобода слова» один из лидеров БЮТ — Иосиф Винский — очень «интеллигентно» ответил на просьбу львовянки Анны Герман вытащить руку из кармана: «Это я от ваших научился. К сожалению, плохая привычка у меня. Да, я знаю. У меня папа из Донецка. 10 лет был там. Поэтому у меня привычка такая». Как вам это — просто так, походя, оскорбить своих потенциальных избирателей?! Я бы на месте политических оппонентов БЮТ эту фразу во время выборов в Донбассе только и крутил в качестве свидетельства истинного отношения этой политической силы к региону. А то потом они будут рассказывать, что фразы о «колючей проволоке» и «биомассе» — это выдумки политтехнологов.

А шоу, устроенное в прямом эфире той же передачи штатным сотрудником Секретариата Президента Валерием Гелетеем, по-моему, достойно того, чтобы его крутили и крутили с повторами, со стоп-кадрами, в замедленном и в ускоренном режимах. Некоторые мои знакомые и на третий день не могли без слез вспоминать эти кадры, спрашивали: «Где можно достать видеозапись для потомков?»

Меня же волновал другой вопрос, с которым я обратился к когда-то высокопоставленным сотрудникам МВД: «Как такой человек мог сделать карьеру в правоохранительных органах до 2004 года?!» Ведь все-таки, худо ли, бедно ли, но он дослужился до поста в Министерстве внутренних дел еще до прихода к власти профессиональных непрофессионалов, еще до Луценко. И кто мне после этого объяснит: как можно адекватно прогнозировать действия таких людей, как Гелетей?

Любопытно, что еще утром того дня, когда председатель Главной службы по вопросам деятельности правоохранительных органов Секретариата Президента озвучивал свои сенсационные признания, я в беседе с одним известным украинским адвокатом обратил его внимание на заявления, сделанные Гелетеем накануне. Меня поразил тот факт, что в течение нескольких дней все СМИ, различные политики, сотрудники правоохранительных органов комментировали слова сотрудника Секретариата по поводу причин аварий на станции Росава и на газопроводе «Уренгой — Помары — Ужгород», и никто не задался элементарным вопросом: а откуда вообще этот сотрудник берет данные сведения? Ведь Гелетей ничтоже сумняшеся озвучивал материалы допросов, ссылался на какие-то следственные эксперименты, раскрывал тайну следствия, называя и тех, кого он уже определил в виновники железнодорожной аварии.

Кто может объяснить, почему некий сотрудник неконституционного органа под названием «Секретариат Президента» вообще имеет доступ к каким-то оперативным действиям правоохранительных органов (пусть это даже будет совещание в Генпрокуратуре) и берет на себя обязанность информирования общественности о материалах незавершенного расследования? Может, г-н Гелетей не знает, что подобное вмешательство любого госслужащего в работу органов следствия недопустимо? Да нет, судя по докладным запискам 2005 года главы киевского УБОПа Валерия Гелетея и возбуждению им же уголовного дела против только что уволенного главы Секретариата Президента Зинченко, прекрасно знает.

Но вдруг с тех пор поменялось украинское законодательство в данном отношении? Вдруг каким-нибудь очередным или внеочередным указом за возглавляемой ныне Гелетеем службой СП закреплены функции, позволяющие напрямую руководить органами внутренних дел? Я просмотрел все нормативные документы, имеющиеся в открытом доступе. И хочу сказать, что положение об этой службе вообще отсутствует. Еще указом 2001 г. было утверждено Положение о Главном управлении по вопросам судебной реформы, деятельности войсковых формирований и правоохранительных органов Администрации Президента. Но Ющенко, придя к власти, ликвидировал Администрацию, после чего данное положение утратило юридическую силу. А новых указов президента на этот счет не было!

Тогда чем руководствуется штатный сотрудник СП, участвуя в работе правоохранительных органов? И почему эти органы допускают его на заседания в Генпрокуратуре, где рассматриваются закрытые материалы уголовных дел? Ведь никаких юридических оснований для этого нет! Может, г-н Гелетей и возглавляемая им служба действуют на основе каких-то секретных циркуляров? Или, может, в Секретариате теперь подыщут его сенсационным признаниям какое-то юридическое обоснование? Ведь не привыкать.

«Основной вопрос: довести покушение до логичного конца»

Давайте просто на минутку вдумаемся в то, в чем признался г-н Гелетей сначала на пресс-конференции, затем в эфире «5-го канала» и в эфире «Свободы слова». Сотрудник Секретариата, говоря о «предупреждении покушения на Юлию Тимошенко», заявил: «У нас была возможность, чтобы ускорить этот процесс. Это уже — оперативная работа». Я уж не говорю о том, какой процесс собирались ускорить эти загадочные «они». Но ведь Гелетей признается тут, что он и эти самые «они» (может, речь идет о возглавляемой им службе?) самостоятельно занимаются «оперативной работой»! Причем непонятно — то ли в виде инсценировки убийств, то ли в ускорении процесса этих убийств.

«Я планировал задержать (видимо, потенциальных киллеров Тимошенко?) на горячем», — заявляет далее на «5-м канале» Гелетей. Ага, то есть в Секретариате Президента заодно планируют задержания и аресты людей? Гелетей добавляет: «Я так хотел. И хотел получить такое разрешение у...» Думаете, у суда? У прокуратуры? У какого-нибудь правоохранительного органа? Нет, оказывается, «...у Юлии Владимировны».

Дальше — больше: «Когда я общался с сотрудниками УБОПа и других подразделений, то я подчеркивал: «Ребята, смотрите, эти люди просто так в Киев не приехали. Если вы их сейчас... мы их сейчас не «отработаем», то будем иметь проблемы». Заметьте, сотрудник Секретариата Президента даже подчеркивает, что собирался вместе с сотрудниками УБОПа «отрабатывать» уголовных авторитетов. И добавляет: «И я их действительно «отрабатывал» некоторое время»!!! Как сказал один умный пингвин в одном голливудском мультике: полный привет!

В «Свободе слова» Гелетей также признался, что лично видел в Киеве некоего «криминального авторитета» и даже получил от кого-то разорванные листочки со стола. После чего, скрыв их от правоохранительных органов, показал только Юлии Тимошенко и главе... Секретариата Президента. А зачем в самом деле сведения о покушениях на государственных деятелей доводить до СБУ или МВД? При этом «профессионал» из Секретариата пообещал «часть материалов» по этому сенсационному делу передать через какое-то время в СБУ «в телефонном режиме».

Однако самое страшное, в чем признался г-н Гелетей, — это в намерении инсценировать убийство самой Юлии Тимошенко. Когда я послушал эти слова, у меня закралось сомнение: а об инсценировке ли идет речь? Ведь вот дословная цитата главы службы Секретариата: «Основной вопрос, который стоял, — это как раз возможность довести до логичного конца именно это покушение. Такая практика у нас есть». В том, что в нашей стране действительно есть практика доведения до «логичного конца» некоторых покушений, — факт неоспоримый. Но чтобы организаторы «концов» признавались об этом в прямом эфире — это, согласитесь, что-то новое!

«У меня было желание именно так идти. Но понимая, что это — публичный человек, и понимая, какой бы резонанс был, и какие последствия... То есть мы не знали, как это по времени затянется», — заявил Гелетей. То есть сотрудник Секретариата осознавал, судя по его словам, масштабы возможного резонанса. Вы можете себе представить, если бы, скажем, в разгар президентских выборов во Франции вдруг все СМИ сообщили об убийстве Сеголен Руайяль?! Кто-то в здравом уме может предположить, чтобы такая провокация была запущена французской полицией?! Кто-то себе представляет, что потом, после торжественного появления г-жи Руайяль на публике со словами «Мы пошутили», она и ее партия остались бы в публичной политике, а организаторы этой провокации сохранили бы свои посты, а то и свободу? А у нас, оказывается, высокопоставленные чиновники могут предлагать этот сценарий!

На секунду вдумаемся, чем обернулась бы его реализация! При этом понятно, кого обвиняют. Вон в эфире того же «5-го канала» во время оглашения «сенсаций» от Гелетея один из зрителей уже написал имена «заказчиков убийства» (а «5-й канал», конечно, с удовольствием вывесил это сообщение на экран): Кремль, Кабмин и коалиция. Это уже сейчас «оранжевые» пишут! А представьте, что началось бы после «убийства»! Да авторы подобных «выводов» на массовых митингах в лучших традициях 1934 г. (как это было после убийства Кирова) требовали бы примерно наказать «врагов народа», пересажать их всех, отомстить, объявить «оранжевый террор» в ответ на «бело-синий». Ведь это понятно, все это уже проходили.

А после таких потрясений в обществе организаторы подобной провокации рискнули бы выпустить на публику живую Юлию Тимошенко, признавшись, что это был розыгрыш? «Возможно, мы не могли бы завершить это именно таким логическим концом» , — признается Гелетей. Ну да, не могли бы. Конец мог бы быть очень страшным.

Я уж не говорю об уровне морали тех людей, которые представляют Секретариат Президента. Но вдумайтесь в их методы! Если человек уровня главы целого департамента в этой структуре может озвучивать такое (да еще повторить это трижды в день), то на что же способны его подчиненные за кулисами?! И разве после этого не становится страшно за будущее нашей страны? И разве можно прогнозировать действия таких людей и возможные последствия их действий?

Печальная участь тирана

Недавно за очередным прогнозом ко мне приехали представители Белорусского телевидения. В кои-то веки они заинтересовались не сиюминутными событиями в Украине, а прогнозом относительно того, как будет выглядеть Земля в... 2020 году. Вы знаете, я с удивлением для себя обнаружил, что прогнозировать глобальные события на полтора десятилетия вперед гораздо легче, чем предсказать, что случится завтра в Киеве. Намного проще рассчитать, к какому сроку какая-то из террористических группировок или малых армий, причисленных к террористическим, завладеет атомной бомбой... Но как можно предсказать действия людей вроде Гелетея, Балоги и их начальства?

В том-то и беда, что Украина в последнее время стала абсолютно непрогнозируемой. И это — реальная угроза стабильности Европы. Этого не могут не понимать наши страны-соседи (и восточные, и западные), в ужасе взирающие на юридические и политические кульбиты украинских лидеров. Те, кто вверг нашу страну в политический кризис, не понимают, что рано или поздно к нам будут применяться и более жесткие, чем резолюции ПАСЕ, меры. Потому что не могут жители европейской страны каждый год праздновать очередную революцию или контрреволюцию, рассказывая иностранцам: «Особенно нам понравились третья, восьмая и двенадцатая революции, запомнившиеся красивыми фейерверками».

В то самое утро, когда я беседовал с упомянутым адвокатом, тот сказал мне в ответ на удивление по поводу заявлений Гелетея: «Эти люди на Банковой не понимают, что в итоге на произвол сильного слабые в конце концов отвечают терроризмом». Я согласился, добавив лишь, что в нашей истории более страшным и масштабным всегда был государственный терроризм, то есть как раз «терроризм сильного» (заметьте, до пресс-конференции Гелетея с его сенсационными заявлениями о готовившейся инсценировке убийства Юлии Тимошенко оставалось всего несколько часов).

Тот факт, что чиновники Секретариата готовы к государственному террору (а можно не сомневаться, что вслед за «убийством» лидера оппозиции должен последовать таковой), говорит о том, что печальный сценарий развития событий в Украине более чем вероятен. Люди, считающие, что для достижения своих целей могут прибегать к любым средствам, способны и на террор. Конечно, в XXI веке европейский лидер может прибегать к этой карте, лишь будучи уверенным в том, что Запад хотя бы пассивно поддержит его, не подвергнет тотальной обструкции. Конечно, в истории всякое бывало. Мы прекрасно понимаем, что Вашингтон и Европа, решительно борясь с диктаторами, не вписывающимися в западную геополитическую модель, закрывали глаза на «прозападных» диктаторов. Примеров тому масса — и когда-то Пиночет, и когда-то Хусейн (до тех пор, пока он боролся против коммунистов), и ныне генерал Мушарраф.

Однако пусть Ющенко, для которого, как я понимаю, не все равно, что будет с ним через пять— десять лет, задумается о судьбе диктаторов последних десятилетий. Да, Запад одно время активно поддерживал «прогрессивного» лидера Ирака. И чем кончил этот лидер? Мало кто уже вспомнит, как Запад превозносил «борца с коммунизмом» в Югославии Слободана Милошевича. И что Запад в итоге сделал со Слобо? Или чем закончил тот же Пиночет, в течение последних десятилетий своей жизни бывший под колпаком судов, под угрозой арестов во всех уголках мира? Сильно ему потом помогли его бывшие западные покровители? Да западные лидеры брезгливо отворачивались, чтобы не дай бог не пожать ему руки.

Неужели сторонники силовых сценариев на Банковой не понимают, чем может закончить их патрон в случае превращения его в «украинского Салазара»? Похоже, не понимают, раз в интернете как бы на «демократических» сайтах распространяют статьи под радостными заголовками «Да здравствует тиран Ющенко!» Или просто не думают над последствиями на год-два вперед...

Да, тяжело понять логику профессиональных непрофессионалов. Особенно если ее нет.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ