Как неваляшки калейдоскоп крутили
19 — 25.05.2007,
«Зеркало Недели» № 19 (648)
Юлия МОСТОВАЯ
Глядя в калейдоскоп переговорных узоров, никак не могу
понять, от чего подташнивает — не то вестибулярка слабая, не то такая реакция на
«печерский бунт» — бессмысленный и бесконечный.
Расклады сил, альянсов, целей (декларативных и
реальных), жертв и победителей меняются быстро, непредсказуемо и часто
бессмысленно. Но в целом процесс идет. Выборы неизбежны, хотя бы потому, что с
каждым днем все большая часть населения, считает, что досрочное волеизъявление —
это способ выхода из кризиса или, по крайней мере, из переговорного
противостояния, которое практически доконало как участников, так и наблюдателей.
И тот, кто будет в одностороннем порядке противиться избавлению населения от
необходимости наблюдать за этим процессом, рискует укоротить себе рейтинг. В
частности и по этой причине высокие стороны, приобретя форму клубка мигрирующих
змей, движутся к компромиссу — согласованию даты и условий внеочередного
волеизъявления. На самом же деле досрочные выборы — это не точка. Это двоеточие,
за которым последует очередной передел, варианты которого проговариваются уже
сейчас. Но об этом — ниже. А пока — о нескольких узорах, сложившихся на этой
неделе.
Экс-секретарь СНБО Виталий Гайдук получил возможность
ходить на рыбалку, играть в теннис и в свое удовольствие возиться в саду с
цветами. Этим закончился поход во власть человека, чьи мозги, настроенные на
разработку крупных проектов и стратегий, оказались на Банковой никому не нужны.
«Лэве не дает, под ногами вертится», — сжато объяснил причины отставки Гайдука
один из ястребов президентского окружения…
Другое дело — Иван Степанович: «Если с другом вышел в
путь — веселей Балога». Впрочем, своим возвращением во власть Плющ Виктору
Ивановичу не обязан — тот лишь технично «упаковал» Гайдука, высказавшего
неготовность участвовать в сомнительном использовании СНБО. Возвращение
«блудного отца» в окружение Ющенко произошло месяца полтора назад. Ющенко первым
сделал шаг к примирению с бывшим соратником, почувствовав необходимость в опыте,
хитрости и связях Плюща. Не буду задаваться вопросом, «станет ли при Иване
Степановиче СНБО эффективным центром наработки стратегии развития страны». А вот
тот факт, что Плющ куда естественнее Гайдука смотрится в президентском ближнем
кругу, под сомнение ставить не стоит.
Поначалу в отношении поиска вариантов выхода из кризиса
экс-спикер занимал достаточно радикальную позицию. В настоящий момент, получив
вместе с креслом некий груз ответственности — остепенился и от закулисных встреч
с Ахметовым перешел в статус официального переговорщика. Приверженность Ивана
Степановича идее широкой коалиции и тесные контакты с рядом регионалов объясняют
отсутствие реальных претензий со стороны нынешнего парламентского большинства к
его назначению. Впрочем, не исключено: если заседание СНБО, которое когда-нибудь
все-таки состоится, ознаменуется принятием неких неприятных для коалиции
решений, тогда ее представители вспомнят и о возрасте Ивана Степановича, не
позволяющем занимать ему этот пост (ради Горбулина закон о 65-летнем пределе
госслужащего президент нарушить не мог — группа крови у Владимира Павловича не
та), и о самом составе Совета, часть членов которого не совсем вписывается в
закон об этом органе.
Сейчас многие заговорили о том, что Плющ в качестве цели
наметил пост спикера в будущей Верховной Раде. Не станем этого исключать. Хотя
считать подобную цель единственным мотивом, заставляющим Ивана Степановича
поддерживать широкую коалицию, не стоит. В этом Плющ видит выход из ситуации,
сложившейся в Украине в целом. И находит единомышленников как в рядах «Нашей
Украины», так и «Регионов».
Кстати, на сегодняшний момент регионалы в качестве
возможного лозунга будущей избирательной кампании рассматривают такой: «Не дадим
Ющенко разорвать Украину — сохраним ее целостность!». Любопытно, что идея
принадлежит представителю той же группы авторов, которая в 2004 году
накреативила билборды с трехсортными частями Украины. Словом, работа
избирательного штаба потихоньку закручивается. Есть мнение, что его главой может
стать не Василий Джарты, а Борис Колесников. Некоторые источники утверждают, что
места в будущем списке будут поровну разделены между квотами премьера и Рината
Ахметова. В верхах утвержден даже бюджет кампании, о котором я вам не скажу,
потому что меня убьют. Не ясно до конца только одно: кому из политтехнологов
поручат вести кампанию: «киргизам» — почему-то именно так именуют в «Регионах»
людей Манафорта, или россиянам. Но с последними сложности: Глеб Павловский
объявлен в Украине персоной нон-грата. Не ради Затулина же старается МИД РФ
отменить эту практику…
Все это происходит на фоне нескончаемых, разноуровневых
переговоров. В них участвуют первые лица; уполномоченные составы переговорных
групп, до «желтых кругов в глазах» обсуждающие один день тендерные процедуры для
ЦИК, второй — проблему сервера и т. д.; команды юристов и фрилансеры — никем не
уполномоченные политики, ищущие в разговорах друг с другом выход из ситуации и
свое место в нынешних и будущих раскладах.
Конституционный суд со счетом 12:5 де-факто становится
на сторону коалиции.
Секретариат президента аргументирует незаконность любых
решений КС, в состав которого входят трое уволенных судей.
Председатель Конституционного суда Домбровский, не
выдержав оказываемого давления, подает в отставку. Кстати, знатоки процессов,
происходящих в этом весьма закрытом органе, не высказывают однозначной
уверенности в том, что решение о конституционности или неконституционности
президентских указов увидит свет. Нервы судей, независимо от порта приписки, на
пределе. Удержать многих на местах может только чувство долга. В широком смысле
этого слова.
Зам. генерального прокурора Голомша пытается получить
затребованное им дело, касающееся Сюзанны Станик, но без письменного разрешения
Рината Кузьмина — еще одного зама — ему в этом отказывают.
Сам генеральный прокурор Пискун не проявляет большого
интереса к тем, кто отказался выполнять указы президента. Зато пристально
всматривается в хозяйственный путь, пройденный киевским мэром, а кроме того,
собирает аргументы в свою защиту для будущих судебных процессов. Дело в том, что
в начале июля истекает пятилетний срок генпрокурорствования Святослава Пискуна.
Не будучи уверенным в том, что Виктор Ющенко подаст его кандидатуру на
утверждение парламента, Святослав Михайлович, возможно, постарается доказать,
что время, проведенное им вне кабинета генпрокурора, не может быть зачтено в
пятилетнюю каденцию, отводимую законом.
Теперь давайте попробуем сменить простой калейдоскоп на
оптический и очень приблизительно рассмотрим возможные поствыборные
конфигурации. тем более, что без их проговаривания и учета не обходится
практически все, ведущиеся в настоящий момент, переговоры. Ведь стороны пытаются
комплексно подходить к вопросу.
Юлия Владимировна Тимошенко твердо верит в то, что
помаранчевые силы способны получить на выборах большинство. Собственно, эта вера
лидера партии, имеющей шансы получить самую большую поддержку избирателей в
демократическом секторе, и давала силы Тимошенко не отказаться от, казалось бы,
нереальной идеи проведения досрочных выборов. Именно под реализацию помаранчевой
коалиции подписываются документы, согласно которым «Наша Украина» и БЮТ, вне
зависимости от полученных результатов, разделяют должности между собой в будущем
правительстве 50 на 50. И только премьера выдвигает та политическая сила,
которая возьмет больше голосов. Тимошенко уверена в своих силах, а Виктор
Андреевич, в свою очередь, усиленно занимается созданием мегаблока в надежде,
что «Ноев ковчег» под знаменами «Нашей Украины», «Народной самообороны» и
«Правиці» соберет больше голосов, чем БЮТ. Желающих занять премьерский пост в
окружении президента немало: и Балогу не особенно устраивает потенциальная роль
первого вице-премьера; и Плющ имеет неудовлетворенные премьерские амбиции,
которые, впрочем, при определенном раскладе, готов сменить на спикерские;
некоторые источники в окружении президента утверждают, что Луценко добивается
первой позиции в списке не только ради мэрских целей.
В принципе, шансы у помаранчевых действительно есть.
Анализ социологических исследований, проведенных различными компаниями, говорит
о следующем: избирательный барьер, который, скорее всего, не будет повышен, на
сегодняшний день «Регионы» преодолевают с показателем 32%, БЮТ — 20, «Наша
Украина» — 12 и коммунисты с Луценко — по 5%. Семь—восемь десятых не достает
Литвину и социалистам. Витренко для преодоления барьера необходимо улучшить свои
показатели вдвое.
Собственно, на сейчас, это весь перспективный набор, чьи
показатели могут незначительно, но все же колебаться. При этом раскладе ни у
одной из сторон 100-процентной уверенности в победе быть не может. Во-первых,
потому что неизвестна судьба социалистов — им могут «помочь» «Регионы»,
пожертвовав своим процентом и бонусами. На это согласны далеко не все, поскольку
есть ряд влиятельных людей в партии Януковича, которым своя рубашка ближе к телу
и которых кадры и аппетиты Сан Саныча крепко утомили. Во-вторых, с Литвином еще
никто переговоры всерьез не проводил, и к какому берегу прибьется потенциальный
барьеровзятель, неизвестно. Секретариат президента делает очень много для того,
чтобы испытать терпение Владимира Михайловича, а «Регионам» начать переговоры
мешает корона. В-третьих, поведение в парламенте прогрессивных социалистов
нельзя считать абсолютно предсказуемым. И не только потому, что есть основания
обольщаться их антирегионовской предвыборной риторикой. Если оправдаются
некоторые прогнозы и в списке Витренко мы увидим в изобилии людей, связанных с
Игорем Коломойским, то станет ясно: у ПСПУ с партией Ахметова простой дружбы не
будет.
Учитывая то, что около трети избирателей либо не
определились, либо заявили о своем нежелании участвовать в выборах, можно
сделать вывод: гарантии победы нет ни у помаранчевых, ни у бело-голубых, а шансы
есть и у той, и у другой стороны. Именно такой неоднозначный расклад, по данным
«Зеркала недели», несколько остудил даже ахметовский предвыборный пыл.
Некоторое отрезвление, произошедшее с уверовавшими в
безоговорочную победу регионалами, послужило толчком к двум процессам.
Во-первых, заработал Конституционный суд. В понедельник, без устных дебатов и в
закрытом режиме, он готов приступить к непосредственному производству по делу о
президентских указах. В «Регионах» все еще есть люди, которые, учитывая
предсказуемость возможного решения, рассчитывают на него как на победную точку в
противостоянии с президентом и оппозицией. Однако среди принимающих решение
партийцев больше тех, кому решение суда о неконституционности указа нужно для
того, чтобы создать качественно иную переговорную площадку с президентом. И уже
с высоты этой площадки навязать выгодные им сроки и условия проведения выборов.
Если президент это понимает, то он в очередной раз сыграет на опережение: до
решения Конституционного суда согласует дату и условия выборов с «Регионами». И
Балога, и Плющ, и Тимошенко давно готовы к сентябрю. По непроверенной информации
и Виктор Андреевич смирился с мыслью о том, что июль придется поменять на
сентябрь, но мы поручиться за это не можем. И все же найти взаимоприемлемую дату
проведения выборов трем политическим силам по плечу. Возможно, и коммунисты,
подобно Шепилову, примкнут к группе товарищей, а вот социалисты крови попьют,
ибо в любом случае юридическое обоснование проведения досрочных выборов будет
паллиативом и бомбой замедленного действия. Не сработает она только при одном
условии, о котором скажем предельно честно, — если три крупнейшие политические
силы, при любом исходе выборов, заблокируют для малых партий узловые украинские
суды…
Второй процесс, который активизировался после коррекции
иллюзий относительно однозначности результатов будущих выборов, — это переговоры
о создании смешанной коалиции. Заявляя о необходимости такой коалиции, Иван Плющ
в очередной раз доказывает свою последовательность и непосредственность. Его
давняя дружба с Ефимом Звягильским и Борисом Дейчем уже который раз обеспечивает
коммуникационный коридор Плюща с Ахметовым. В свою очередь лидер «Нашей Украины»
Вячеслав Кириленко, заявляющий о неприемлемости подобного поствыборного альянса,
тоже искренен, как и многие поддерживающие его нашеукраинцы. Так что при
определенных обстоятельствах президенту сохранить целостность фракции сможет
помочь лишь императивный мандат… Более того, поводом для подписания
первого указа о роспуске парламента стало справедливое возмущение президента
фактом ревизии народного волеизъявления: коалиция вовлекала и принимала в свои
ряды депутатов от фракций, прошедших в парламент по спискам, имеющим иные
знамена. Если «Наша Украина» вместе с Луценко и «Правицею» пройдет в парламент
под флагом невозможности союзнических отношений с Партией регионов и тут же,
преступив порог создаст с ними коалицию, то это станет точно такой же ревизией
воли избирателей. И дело не в том, что смешанная коалиция — это зло. Вполне
вероятно, что именно она, будь то в составе президентской партии и «Регионов»,
будь то в составе БЮТа и «Регионов», будь то в виде треугольника, — станет
оптимальным решением на тот момент. Просто в случае, если президентская сила не
исключает для себя подобного варианта, то об этом избирателю нужно говорить
открыто.
Впрочем, и в деле смешанной коалиции возможен хитрый
компромисс, который обсуждался в ходе последних президентских встреч и с
Ахметовым, и с Януковичем. Суть его в следующем: если по результатам выборов ни
одной из сторон не хватит голосов для формирования одноцветных коалиций, то у
руля страны станет правительство меньшинства. Иными словами, в кресле
премьер-министра останется Виктор Янукович, ряд кадровых замен сделают сами
регионалы, а вот все, либо почти все кадровые клетки, отведенные нынче младшим
партнерам регионалов по коалиции, де-факто будут отданы в распоряжение
президента. В таком суррогатном виде правительство просуществует год — именно
тот срок, который обеспечивает неприкосновенность после досрочных парламентских
выборов. А там — либо перегруппировка сил, продиктованная предстоящими
президентскими выборами, либо очередные досрочные парламентские выборы,
проводимые одновременно с президентскими. Предполагается, кстати, что
распаевание будущего Кабмина должно произойти таким образом, чтобы у участвующих
в кадровом дележе политических сил хватило голосов в парламенте для проведения
изменений в Конституцию.
Похоже, ждать осталось недолго: калейдоскоп крутнется
еще пару раз и сложится ответ на вопрос когда и при каких условиях пройдут
досрочные выборы. Третий указ президента даст старт для выбора другой
игрушки.
|