МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Хроника
11 мая. В рамках
деятельности украинско-российской межгосударственной комиссии состоялась встреча
сопредседателей Подкомиссии по вопросам урегулирования региональных конфликтов
А.Веселовского (Украина) и В.Нестерушкина (Россия).
В ходе встречи была обсуждена ситуация, которая
сложилась в процессе приднестровского урегулирования. Стороны отметили
необходимость скорейшего возобновления переговоров в формате «5+2».
Представители России и Украины обменялись также мнениями
по вопросам урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, Нагорном
Карабахе, обсудили ситуацию вокруг Косово.
13 мая. В рамках 10-го
саммита глав государств и правительств стран-членов ПСЮВЕ президент РМ В.Воронин
встретился с премьер-министром Румынии К.Попеску-Тэричану.
Во время встречи стороны высказались за возобновление
двустороннего диалога, несмотря на ряд жестких заявлений с обеих сторон. По
словам Попеску-Тэричану, возобновление диалога необходимо для сотрудничества и
решения вопросов, представляющих взаимный интерес.
На встрече были затронуты также различные аспекты
перспектив развития регионального сотрудничества в Юго-Восточной Европе и
сотрудничества между Молдовой и Румынией.
13 мая. В Кишиневе прошел
митинг в поддержку президента Румынии Т.Бэсеску, на котором обладателей
румынских паспортов призывали принять участие в референдуме от 19 мая и
голосовать за румынского президента.
Митинг организовали несколько неправительственных
организаций, среди которых Ассоциация против договора Молотова-Риббентропа и
Унионистское движение Молдовы.
Аналогичная акция, организованная Демократическим
форумом румын, прошла в здании Союза писателей. Участники митинга приняли
заявление, в котором говорится, что и для жителей Молдовы Т.Бэсеску остается
единственным президентом Румынии, который открыто поставил вопрос об оккупации
восточных территорий Румынии Советским Союзом.
14 мая. Второй год подряд
для ПМР выделяется целевая квота на обучение студентов в вузах России. В этом
году Приднестровье получит 53 бюджетных места (в 2006 г. – 50) в 17-ти
российских высших учебных заведениях. В общей сложности обучение будет
проводиться по более, чем сорока специальностям, подготовка по которым в регионе
практически не осуществляется, сообщила журналистам председатель комитета
Верховного Совета ПМР по вопросам образования, науки, культуры, семьи и детства
О.Гукаленко.
Получение квот на обучение стало возможным благодаря
проекту «Будущее Приднестровья», реализуемому при поддержке партии
«Обновление».
14 мая. В Кишинев прибыли
региональный директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове
П.Бирмингем и новый глава представительства ВБ в РМ М.Марлетт.
Цель визита - представить высшему руководству страны
г-жу Марлетт, которая сменит в этой должности Э.Брауна.
Марлетт - гражданка США, до своего назначения в Молдову
работала в Африке. Планируется, что к своим новым обязанностям она приступит с 1
июля 2007 г.
15 мая. Молдавское
Национальное агентство по регламентированию в области энергетики выдало
Молдавской ГРЭС, расположенной в Кучургане (Приднестровье) и принадлежащей РАО
ЕЭС, новую лицензию на производство электроэнергии сроком на шесть месяцев.
Лицензия выдана по запросу ГРЭС бесплатно, согласно
постановлению правительства РМ о порядке регулирования внешнеэкономической
деятельности предприятий Приднестровья, зарегистрированных в Кишиневе.
В агентстве по регламентированию уточнили, что лицензия
дает право Молдавской ГРЭС поставлять электроэнергию как в правобережные районы
Молдовы (по тарифам, установленным НАРЭ), так и за пределы РМ – по договорным
ценам.
15 мая. Довыборы в Верховный
Совет ПМР в Слободзейском районе (Ближнехуторской округ) состоятся 10 июня.
Необходимость в дополнительных выборах возникла после
того, как депутат ВС с 2005 г. П.Степанов занял пост министра промышленности
Приднестровья. В связи с чем его депутатские полномочия были досрочно
прекращены.
На освободившийся мандат претендуют 5 кандидатов –
президент «Газпромбанка» М.Смирнова (Патриотическая партия), лидер
Социал-демократической партии Приднестровья А.Радченко, один из директоров
компании «Тираспольтрансгаз» В.Пономаренко, предприниматель А.Турта и пенсионер
А.Бурлака.
15 мая. Закон о религиозных
культах, принятый парламентом РМ, вызвал недовольство прихожан. Верующие
направили петицию на имя президента страны В.Воронина, в которой просят не
подписывать данный законодательный акт.
В петиции отмечается, что закон преследует одну
единственную цель: уничтожить православную веру в Молдове. «Если в других
странах строго регламентируется деятельность многих религиозных сект, у нас,
согласно закону, им дается зеленый свет». В документе отмечается также, что,
несмотря на то, что Митрополия Молдовы предложила некоторые изменения к закону,
они не были приняты во внимание.
Авторы петиции обращаются к президенту с просьбой
рассмотреть проект закона, предложенный Митрополией Молдовы.
15 мая. Посольство США в
Молдове выразило возмущение тем, что автомашина посольства с американскими
дипломатами была задержана при въезде в Приднестровье.
Дипломаты направлялись в Тирасполь, но у выезда на
дорогу Дубоссары - Тирасполь за селом Кошница машину остановили сотрудники
приднестровского таможенно-пограничного пункта и не разрешили проезд.
Дипломатов продержали на посту несколько часов, а затем
предложили ехать назад, так как поездка не согласована с властями ПМР.
16 мая. В местных выборах в
Гагаузии принимают участие 12 политических формирований, что является рекордом
для автономии, где до сих пор участвовало не более 5-6 партий, заявил башкан
(глава администрации) автономно-территориального образования М.Формузал.
В Гагаузии будет 65 избирательных участков в 26
населенных пунктах, где на должности мэров баллотируются 129 кандидатов. Таким
образом, на 1 место претендует 5 человек.
Наибольшее количество кандидатур выдвинуто Избирательным
блоком „Patria-Родина-Равноправие” - 18 кандидатов, Партией коммунистов – 15,
Демократической партией – 11 и т.д.
На пост примара (мэра) столицы АТО Гагауз Ери Комрата
баллотируются три кандидата.
Как известно, всеобщие местные выборы состоятся 3 июня,
когда будут избираться мэры населенных пунктов, коммунальные, районные и
муниципальные советники.
16 мая. Правительство
приняло решение выделить из резервного фонда около 133 тысяч леев (1 долл. США –
12,3 МЛ) на надгробный памятник Емилу Лотяну, похороненному на Ваганьковском
кладбище в Москве.
В ноябре прошлого года, президент РМ В.Воронин подверг
критике правительство за то, что на могиле Е.Лотяну в Москве нет памятника.
6 ноября 2006 г. поэту, актеру и режиссеру Е.Лотяну
исполнялось бы 70 лет.
16 мая. Органы
госбезопасности Приднестровья предотвратят любые попытки дестабилизации
положения в республике, заявил на собрании, посвященном 15-летию МГБ ПМР,
министр В.Антюфеев.
«Спецслужбы ряда западных государств вместе со Службой
информации и безопасности Молдовы ведут активную разведывательно-подрывную
деятельность на территории Приднестровья, используются в том числе и
подконтрольные неправительственные организации», - отметил он.
По словам министра, приднестровские спецслужбы обладают
всей информацией об источниках финансирования НПО в ПМР. «Мы готовы пресечь
любые попытки организации какой-либо «цветной революции». Предупреждаем: если
эти наемные организации изберут радикальный путь, наш ответ будет адекватен», -
сказал В.Антюфеев.
Одной из главных целей США является вытеснение России из
Черноморского региона. Существование таких государств, как Приднестровье, Южная
Осетия и Абхазия, препятствует этому, поэтому они будут стремиться ликвидировать
пророссийские анклавы в Причерноморье. Учитывая все это, В.Антюфеев считает, что
Приднестровью нужно ускорить процесс интеграции с Россией. «В настоящее время
основным ориентиром при определении нашей стратегии является референдум 17
сентября 2006 года. В историческом, геополитическом, социокультурном и
религиозном отношении Приднестровье – российская земля», - подчеркнул
министр.
16 мая. Согласно решению
правительства Молдовы, железнодорожная линия Кагул-Джурджулешты должна быть
сдана в эксплуатацию в конце 2008 года.
«Данный объект имеет национальное значение. В настоящее
время проект проходит стадию экспертизы и решения технических вопросов. Создана
рабочая группа специалистов из Молдовы и Чехии, ведутся переговоры по источникам
финансирования строительства», - сказал министр транспорта и дорожного хозяйства
РМ В.Урсу.
Протяженность линии Кагул-Джурждулешты – 49 км, ширина
колеи составит 1 520 мм, что соответствует стандартам, принятым в СНГ. Стоимость
проекта оценивается в 837 млн. леев (1 долл. США – 12,3 МЛ).
16 мая. Правительство
Молдовы планирует увеличить объемы субсидирования и стимулирования аграрного
производства в РМ, заявил вице-премьер-министр, министр регионального развития
В.Врабие.
По его словам, стимулирование аграрного сектора и
перерабатывающей промышленности будет проводиться в рамках реализации
национальных программ и других проектов.
Согласно данным Национальной службы статистики РМ,
только в 2006 году аграрному сектору РМ были выделены субсидии на общую сумму в
245 млн. леев.
16 мая. Президент РМ
В.Воронин принял верительные грамоты послов КНДР, Швейцарии, Франции, Украины и
Кипра.
В ходе обмена мнениями, В.Воронин подчеркнул важность
присутствия в Кишиневе посольств названных стран. «Бесспорно, укрепление
контактов между нами будет служить идеалам мира, справедливости и прогресса», -
сказал президент.
Он напомнил послам, что республика сейчас переживает
важный этап развития своих устремлений к европейским ценностям. Подписан и
выполняется План действий «Молдова-ЕС», что в свою очередь подготовит почву для
перехода на новый уровень отношений с континентальным сообществом, подчеркнул
президент Молдовы.
16 мая. Обсуждение проблемы
Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) на саммите Россия-ЕС в
Самаре будет полезно в том случае, если партнеры России по договору будут готовы
отказаться от увязки ратификации договора с российским военным присутствием в
Грузии и Молдавии, заявил журналистам заместитель главы МИД РФ А.Грушко.
Он отметил, что ныне действующий ДОВСЕ, подписанный в
1990 году, безнадежно устарел, а его адаптированный вариант, согласованный в
Стамбуле в 1999 году, до сих пор не вступил в силу "из-за искусственных увязок
странами НАТО процесса ратификации с решением технических вопросов о российском
военном присутствии в Грузии и Молдавии".
16 мая. Спикер парламента РМ
М.Лупу встретился с председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ Г.Леннмаркером,
находящимся в Кишиневе РМ с трехдневным визитом.
В ходе встречи обсуждались отношения республики с ОБСЕ,
вопросы евроинтеграции и приднестровского урегулирования.
М.Лупу заявил, что поиск разрешения приднестровской
проблемы может продвигаться только в рамках переговорного формата "5+2".
"Молдова стремится к нахождению жизнеспособного и долговременного решения
приднестровского конфликта. Участие международных представителей в переговорах
имеет существенное значение", - отметил председатель парламента. В то же время
он высказался за замену нынешнего миротворческого механизма в приднестровском
регионе международной миссией гражданских и военных наблюдателей.
Официальный представитель ОБСЕ подтвердил, что
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе поддерживает суверенитет и
территориальную целостность Республики Молдова, и высказался за более активное
участие ПА ОБСЕ в процессе приднестровского урегулирования.
17 мая. Президент РМ
В.Воронин встретился с председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ
Г.Леннмаркером.
В.Воронин подчеркнул, что Молдова настаивает на
безоговорочном и скорейшем возобновлении переговорного процесса в формате "5+2".
Он приветствовал принципиальную позицию ОБСЕ по этому вопросу.
В свою очередь Г.Леннмаркер сказал, что не может быть
никаких параллелей между такими различными конфликтам, как косовский и
приднестровский. «Их суть различна», - считает шведский дипломат.
17 мая.
Социал-демократическая партия Приднестровья выступает с предложением установить
в городе Бендеры памятник бывшему командующему 14-й российской генералу
А.Лебедю, заявил председатель партии А.Радченко.
По его словам, только благодаря решительным действиям и
мужеству российского генерала был положен конец вооруженному конфликту 1992
года, и этого не должны забывать жители Приднестровья.
«Мы уверены, что на наш призыв откликнутся как власти,
так и все приднестровцы, а также все те, кто знал Александра Ивановича, уважал
его как генерала и человека», – сказал председатель партии.
Все работы по сооружению памятника будут осуществляться
за счет спонсорской помощи как граждан, так и организаций Приднестровья и
России.
17 мая. Государственная Дума
России готова взаимодействовать с приднестровским парламентом по различным
направлениям, заявил в Тирасполе первый заместитель председателя Комитета по
безопасности Госдумы РФ М.Гришанков.
В ходе встречи с председателем Верховного Совета ПМР
Е.Шевчуком, комментируя перспективы межпарламентского сотрудничества, он
отметил, что «опыт, который накоплен у России, нельзя терять, а, наоборот, нужно
плодотворнее работать со специалистами и гармонизировать наши
законодательства».
В ходе встречи Шевчук и Гришанков обсудили экономическую
ситуацию в Приднестровье, складывающуюся в связи с принятыми постановлениями
правительства Молдавии относительно осуществления приднестровскими
экономическими агентами внешнеэкономической деятельности.
17 мая. Кишинев и Москва
вышли на новый уровень сотрудничества, заявил на пресс- конференции директор
главного управления жилищно-коммунального хозяйства столичной мэрии
М.Солкан.
Говоря об итогах визита в столицу России, он сказал:
«После двухлетнего перерыва в сотрудничестве Кишинев и Москва решили сделать все
возможное для восстановления тесного партнерства во взаимопомощи и обмене
опытом».
17 мая. «Ни у Грузии, ни у
Украины, ни у Молдовы нет перспективы вступления в ЕС», - заявил в интервью
российскому изданию «Новые известия» Верховный представитель ЕС по внешней
политики и безопасности Х.Солана накануне саммита Россия-ЕС.
18 мая. Заместитель
секретаря совета безопасности РФ Ю.Зубаков будет обсуждать с руководством
Молдовы проблему приднестровского урегулирования.
Предполагается, что Ю.Зубаков в ходе встреч с
руководством Молдовы вернется к обсуждению нового российского плана
приднестровского урегулирования.
На встрече с председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ
Г.Леннмаркером президент РМ В.Воронин заявил, что "любой вариант урегулирования
приднестровского конфликта должен быть утвержден в рамках переговоров в формате
"5+2".
18 мая. Переговоры в формате
5+2 с участием Молдовы и Приднестровья, а также посредников и наблюдателей
должны продолжиться, заявил председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ
Г.Леннмаркер на встрече с президентом ПМР И.Смирновым.
Среди основных вопросов на встрече была проблема
экономических отношений Молдовы и Приднестровья, когда регион оказался под
угрозой новых санкций.
С 1 июля 2007 года вступает в силу постановление
правительства Молдовы об установлении контроля над ввозом в Приднестровье всех
сырьевых материалов и товаров. Кишинев требует обязательной таможенной
регистрации приднестровского импорта, причем грузы должны будут ввозиться в ПМР
через пункты пропуска на территории РМ. Предприятия республики вынуждены будут
тратить дополнительные средства на таможенное оформление в РМ.
Приднестровская сторона считает, что необходимо
вернуться к идее транзитного протокола, который стал бы международной гарантией
внешнеэкономической деятельности республики, И.Смирнов заявил в ходе беседы с
председателем ПА ОБСЕ.
Общаясь с журналистами, Г.Леннмаркер подчеркнул, что
нужно учитывать позиции и Молдовы, и Приднестровья. «В Европе очень важно
выслушать мнение всех сторон», - сказал он.
18 мая. Различного рода
спекуляции о «новом витке экономической блокады Приднестровья» являются
намеренной провокацией, имеющей цель дезинформировать не только бизнес
Приднестровья, но и руководство ряда государств, говорится в заявлении
министерства реинтеграции Молдовы.
Несмотря на провокации, правительство Молдовы
гарантирует предприятиям Левобережья сохранение справедливых и транспарентных
правил осуществления легальной внешней торговли».
В то же время, подчеркивается в заявлении, выдача
уполномоченными органами Молдовы сертификатов происхождения предприятиям
Приднестровья предусматривает определённые обязательства, как двусторонние, так
и многосторонние – перед ЕС, СНГ, другими странами, и организациями, которые
предполагают осуществление мер в целях предупреждения реэкспорта и контрабанды
товаров.
Министерство обращает внимание администрации Тирасполя
на деятельность сомнительных «транспортных» фирм, которые наносят ущерб бюджету
региона в размере миллионов долларов.
«Устранение этих теневых схем, которые используются под
лозунгами «борьбы с транспортной блокадой», позволит восстановить нормальное
железнодорожное сообщение на всей территории Молдовы, в том числе через
Приднестровье, - говорится далее в заявлении министерства реинтеграции РМ.
18 мая. Все решения в
процессе политического урегулирования приднестровского конфликта должны быть
приняты в формате «5+2», заявил министр реинтеграции РМ В.Шова в ходе беседы с
председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ Г.Леннмаркером.
Он сообщил шведскому дипломату о нынешнем положении дел
в процессе приднестровского урегулирования, отметив необходимость скорейшего
возобновления переговоров в формате 5+2, и проинформирован его о действиях
правительства РМ по упорядочению экспортно-импортных операций, осуществляемых
экономическими агентами левобережья Днестра. Министр обратил внимание на
эффективность действующего механизма и рост объёмов экспорта из региона в
2006-2007 гг.
19 мая. Мировое сообщество
должно получать объективную информацию о событиях в Приднестровье, поскольку
дела обстоят совсем не так, как об этом говорят в Кишиневе, заявил председатель
Верховного Совета ПМР Е.Шевчук по итогам встречи со спикером Парламентской
ассамблеи ОБСЕ Г.Леннмаркером, прибывшим в Молдавию с ознакомительным
визитом.
Председатель ПА ОБСЕ сказал, что главной целью его
приезда было изучение позиции Тирасполя в урегулировании отношений с Молдовой.
«Мы обсуждали пути практического разрешения существующих разногласий и затронули
возможность возобновления переговорного процесса в формате 5+2», – подчеркнул
он.
Леннмаркер отметил также, что выступает «за упразднение
многочисленных пропускных пунктов на границе и за свободное передвижение
граждан, как в Европе».
В ответ на это Е.Шевчук сказал, что «Приднестровье тоже
выступает за снятие барьеров и за свободу передвижения, однако те методы,
которые использует руководство Молдовы в отношении ПМР, не имеют ничего общего с
европейскими ценностями, и ситуация имеет тенденцию к ухудшению».
19 мая. В Министерстве
информации и телекоммуникаций ПМР состоялась встреча приднестровских журналистов
с представителями посетившей Приднестровье международной делегации.
Возглавлял ее французский писатель и журналист,
создатель мировой информационной сети «Voltaire Network» Т.Мейсан. По его
словам, решение посетить Приднестровье было не случайным. Сейчас система обмана
и дезинформации мирового сообщества стала хорошо спланированной и совершенной….
Этой ложью оправдываются преступления и войны. В качестве примера Т.Мейсан
привел обвинения США и Великобритании против Ирака, который якобы имел оружие
массового поражения.
«…Когда мы читали статьи и сообщения о вашей республике,
мы, как профессионалы, чувствовали, что это фальшь, однако у нас не было никакой
достоверной информации, чтобы указать на эту ложь», - сказал французский
журналист.
«Когда мы вернемся, мы напишем отчет о поездке, статьи,
в которых поделимся впечатлениями. Однако мы не будем ограничиваться только
отчетом. Мы продолжим свои исследования и выясним, кому выгодна ложь о ПМР и
почему она имеет место. Еще мы сообщим о тех событиях, которые, по нашему
мнению, происходят в вашем регионе с подачи США. В первую очередь это
экономическая блокада Приднестровья и нежелание признавать вашу страну», -
подчеркнул Т.Мейсан.
19 мая. «Я вижу две версии
интерпретирования событий, связанных с тем, что вы называете экономической
блокадой», - отметил председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Г.Леннимаркер в
Тирасполе в ходе пресс-конференции по итогам визита в Республику Молдова и
Приднестровье. «Вы называете это экономической блокадой, молдавская сторона
утверждает, что это поможет развитию приднестровских экономических агентов,
потому что это облегчит доступ на европейские рынки», - пояснил он.
«На мой вопрос можно ли в ХХI веке платить дань, я тоже
не получил ответа, - подчеркнул, в свою очередь, президент ПМР И.Смирнов. - Вы
знаете, сколько теряют наши экономические агенты, это также и фактор
политической нестабильности. Поэтому мы донесли свою позицию до господина
председателя, и говорили о том, что необходим транзитный протокол, международные
гарантии на внешнеэкономическую деятельность, которые зафиксированы в московском
Меморандуме. И мы за то, чтобы не только европейские страны, но и представители
любых стран, согласно международным нормам транзита грузов товаров и перемещения
граждан, могли познакомиться с ситуацией на молдо-приднестровской границе. Вы
знаете, что с помощью Европейской комиссии был развеян миф о контрабанде и
торговлей оружием в Приднестровье», сказал приднестровский лидер.
21 мая. Почти 60% участников
опроса общественного мнения считают, что дела в РМ идут в неправильном
направлении. Эта цифра на сегодня самая большая, начиная с февраля 2001 г.
В то же время, чуть больше 25% респондентов считают, что
направление правильное. 45% респондентов выразили недовольство экономическим
положением в РМ, а 15,5% - довольны. Эти данные сравнимы с прежними
опросами.
Более 80% участников опроса выразили особое недовольство
предпринимаемыми руководством РМ мерами в области заработной платы и рабочих
мест, а более 75% - недовольны мерами в области борьбы с коррупцией и роста
уровня жизни.
21 мая. " К сожалению,
мероприятия, подобные Дням славянской письменности и культуры, проводятся в
Молдове из года в год во многом « для галочки» - для того, чтобы
продемонстрировать, какой хороший в республике межэтнический климат. В то время
как во все остальные дни на государственном уровне продолжается политика
сокращения пространства использования русского языка", - так прокомментировал в
интервью старт Дней славянской письменности и культуры в Молдове лидер партии
"Союз Труда «Патрия-Родина» Г.Сима.
По мнению же директора Бюро межэтнических отношений РМ
О.Гончаровой, ежегодное празднование Дней славянской письменности и культуры в
Молдове «способствует развитию межкультурного диалога и укреплению дружеских
связей между представителями разных национальностей, проживающих в
республике».
22 мая. На постах
молдавско-украинской границы «Мамалыга», «Могилев-Подольск», «Ямполь»,
«Платонов» и «Кучурганы» была установлена новая техника по контролю над уровнем
радиации. Это первый этап совместного проекта с Министерством энергетики США,
целью которого является нераспространение ядерных и радиоактивных
материалов.
Новое оборудование, установленное на пяти пунктах
молдавско-украинской границы, позволяет обнаружить радиоактивные материалы при
попытке их провоза через границу.
22 мая.
Христианско-демократическая народная партия считает, что появляется все больше
оснований для признания всеобщих местных выборов от 3 июня 2007 г.
недействительными, заявил лидер ХДНП Ю.Рошка в газете «Флукс», владельцем
которой он является.
ХДНП недовольна, в частности, поведением кандидата от
Партии коммунистов на должность генерального примара (мэра) Кишинева
В.Иордана.
Рошка сообщил о том, что направил письмо в Центральную
избирательную комиссию, окружной избирательный совет Кишинева, представительство
ОБСЕ, а также всем миссиям и учреждениям, ответственным за проведение
мониторинга избирательного процесса, в котором обвинил кандидата от Партии
коммунистов в незаконном использовании административных ресурсов.
22 мая. В интервью
российскому агентству РИА "Новости" президент РМ В.Воронин заявил, что "для
решения приднестровской проблемы нужна политическая воля России". По его словам,
"при политической воле Кремля нужно разблокировать интересы, которые
присутствуют в Приднестровье", так как "на пути урегулирования стоит
организованная преступность, поощряемая и поддерживаемая в очень серьезных
коридорах России".
Президент подтвердил, что "официальный Кишинев готов на
разные варианты урегулирования этой проблемы и восстановления территориальной
целостности страны".
По его мнению, позиция Кишинева находит понимание у
высшего руководства России, однако процесс мирного урегулирования тормозится на
более низких уровнях.
В.Воронин выразил надежду, что приднестровскую проблему
удастся решить до истечения срока его полномочий в 2009 году.
Он также высказался за сохранение нейтрального статуса
страны. При этом, по его словам, для страны неприемлемы даже такие варианты
присутствия иностранных войск, как размещение радиолокационных станций слежения,
как это может произойти в Польше или Чехии.
22 мая. В Москве проходят
Дни Приднестровья. Официальную делегацию ПМР возглавляют президентом республики
И.Смирнов и председателем Верховного Совета Е.Шевчук.
Приднестровские представители провели встречу c первым
заместителем мэра Москвы Юрием Росляком. В ходе двусторонних переговоров был
определены приоритетные сферы сотрудничества между Москвой и Тирасполем. Это,
прежде всего, просвещение, здравоохранение и поставки сельхозпродукции на
внутренний рынок Москвы.
В экспоцентре «Сокольники» открылась выставка Дней
Приднестровья в Москве. На торжественной церемонии в качестве официальных гостей
присутствовали вице-спикер Госдумы России С.Бабурин и представитель
правительства Москвы Б.Силаев.
Среди экспозиций приднестровских предприятий и
организаций свое место на выставке заняла экспозиция Тираспольско-Дубоссарской
епархии, где будет выставлена чудотворная икона Божией Матери «Взыскание
погибших-Тираспольская».
Официальная делегация Приднестровья и делегация
Московской мэрии возложили венки к могиле Неизвестного солдата в Александровском
саду. Представители Приднестровья возложили также венок к памятнику Г.К.
Жукову.
23 мая. В Москве начинаются
Дни Приднестровья. Четырехдневная программа включает в себя политические форумы,
круглые столы, различные презентации и выставки. Приднестровье представит свой
экономический и культурный потенциал.
Президент ПМР И.Смирнов и председатель Верховного Совета
Е.Шевчук проведут в российской столице ряд официальных встреч. Предполагается,
что глава государства встретится с мэром российской столицы Ю.Лужковым, а спикер
приднестровского парламента – с руководством и депутатами Государственной Думы
РФ и Московской городской Думы.
В конференц-зале гостиницы «Рэдиссон-Славянская» пройдет
пресс-конференция президента И.Смирнова и презентация его книги «Вместе с
Россией».
Сегодня состоится также международная научная
конференция «Приднестровье: прошлое, настоящее, будущее», а также семинар
«Инвестиции и рынки».
23 мая. Президент РМ
В.Воронин встретился с заместителем секретаря Совета безопасности России
Ю.Зубаковым.
В свете достигнутых между президентами Ворониным и
Путиным договоренностей был продолжен обмен мнениями нынешнем состоянии
двусторонних российско-молдавских отношений, включая торгово-экономическое
сотрудничество.
Также рассматривались вопросы приднестровского
урегулирования и возможность возобновления переговоров по разрешению
конфликта.
23 мая. Событием
государственного масштаба стали в Молдове Дни славянской письменности и
культуры.
С раннего утра в АН РМ открылась научная конференция
"Русское слово в социокультурном полиэтническом пространстве". Чуть позже
состоялась церемония торжественного возложения цветов к памятникам выдающимся
деятелям славянской письменности и культуры. Сначала яркие разноцветные букеты
от представителей посольств России, Болгарии и Украины, от руководителей
этнокультурных организаций и обществ легли к подножию монумента Штефану
Великому, который заложил основы современной молдавской государственности, в
знак уважения и признательности от славянских народов. Затем цветы были
возложены к памятникам Александру Пушкину, Христо Ботеву, Тарасу Шевченко.
24 мая. Глава
госадминистрации Тирасполя В.Костырко пригласил мэра Москвы Ю.Лужкова на
празднование 215-летия города, которое будет отмечаться в нынешнем году.
Одновременно мэр предложил провести в столице ПМР Тирасполе очередное заседание
Международной ассамблеи городов-столиц, полноправным членом которой город
является с 2006 года.
24 мая. В Приднестровье, как
и в других славянских государствах, широко отмечают Дни славянской письменности
и культуры. Празднование традиционно началось с торжественного возложения цветов
к памятнику Тарасу Шевченко. Затем в Доме культуры Приднестровского
государственного университета «Спутник» прошел праздничный концерт. Его
организатором выступил Институт языка и литературы ПГУ.
Тех, кто сегодня собрался в «Спутнике», приветствовали
председатель Совета русских общин В.Арестов, первый проректор университета
Н.Куниченко, проректор по научной работе В.Окушко, директор Института языка и
литературы В.Панкрушев, представители Союза украинцев.
24 мая. США и другие страны
НАТО готовы ратифицировать Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)
сразу после вывода российских войск из Молдовы и Грузии, заявил в Вашингтоне
заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Д.Фрид, выступая на
слушаниях в комиссии правительства США по безопасности и сотрудничеству в
Европе.
24 мая. На пресс-конференции
в Москве, организованной для СМИ России и дальнего зарубежья, президент ПМР
И.Смирнов особое внимание уделил нынешней политической и экономической ситуации,
сложившейся вокруг Приднестровья и внутри него. Он напомнил об экономических
санкциях, введенных властями Молдовы и Украины в прошлом году, в результате
которых приднестровские предприятия и экономика в целом понесли многомиллионные
потери. Теперь же с 1 июля молдавские власти решили заблокировать импорт сырья в
Приднестровье для промышленных предприятий.
«Это можно расценить как наглую экономическую агрессию и
прямое нарушение Меморандума 1997 года. Молдову приняли в ВТО только после того,
как она подписала и предъявила этот меморандум мировому сообществу, а теперь РМ
забирает себе все преференции, которые согласно этому документу выделяются, в
том числе, и для ПМР, и пополняет свой бюджет за счет наших промышленников».
На вопрос журналистов о том, возможно ли объединение с
Молдовой, приднестровский лидер отметил, что РМ и ПМР за 16 лет раздельного
проживания стали настолько разными государствами, что объединение их в принципе
невозможно.
25 мая. Бывший министр
обороны Молдовы, советник главы правления РАО "ЕЭС России" В.Пассат объявил
голодовку, сообщает его адвокат А.Тэнасе.
По словам адвоката, таким образом, Пасат выразил свой
протест против запрета свиданий с супругой.
"Этот запрет связан с решением Высшей Судебной палаты,
которая аннулировала решение Апелляционной палаты и вернула дело на пересмотр в
эту инстанцию. Пасату запретили встречаться с супругой до назначения нового
состава суда и начала пересмотра дела", - отметил он.
25 мая. В Москве прошла
церемония награждения россиян государственными наградами Приднестровья. Среди
награжденных – депутат Госдумы РФ Н.Нарочницкая, редактор и ведущий программы
«Русский дом» А.Крутов и другие известные российские политики, деятели культуры,
журналистики.
Н.Нарочницкая, принимая награду и поздравления,
отметила, что Приднестровью пришлось пройти через многие испытания, из которых
оно вышло с честью. Она назвала Приднестровье «удивительной частью России».
Высоких государственных наград Приднестровья были
удостоены представители Торгово-промышленной палаты России, а также группа
сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, которая в марте 2006 года
доставила в республику российскую гуманитарную помощь.
На церемонии награждения президент ПМР И.Смирнов
поблагодарил всех, кто помогал организовать Дни Приднестровья в Москве. «Слово
«Москва» - для нас не пустой звук. Оно имеет особый смысл и помогает нам
осознать свою идентичность», - отметил приднестровский лидер.
25 мая. В поздравительном
послании, направленном президентом России В.Путиным президенту Молдовы
В.Воронину по случаю его дня рождения, в частности, говорится о том, что
Российская Федерация заинтересована видеть в лице Республики Молдова
традиционного друга и стратегического партнера. Российский президент выражает
уверенность, что наметившаяся активизация политического диалога между нашими
странами позволит реализовать долгосрочные цели взаимовыгодного сотрудничества,
послужит укреплению исторических уз дружбы народов России и Молдавии.
25 мая. Премьер-министр РМ
В.Тарлева и первый вице-премьер Украины Н.Азаров в ходе их встречи в рамках
саммита глав правительств стран СНГ в Ялте признали эффективной деятельность
европейской миссии по оказанию помощи на границе между двумя странами.
Они отметили, что благодаря работе миссии удалось
урегулировать товаропотоки на приднестровском участке. Собеседники признали
необходимость принятия новых совместных действий в этом направлении и
высказались за проведение в ближайшее время заседания Совместной
молдавско-украинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому
сотрудничеству.
В.Тарлев обратился к украинской стороне с просьбой
ускорить действия по строительству высоковольтной линии
Бельцы-Новоднестровск.
Молдавский премьер также высказался за разработку и
подписание долгосрочного соглашения о сотрудничестве в энергетической сфере
между Молдовой и Украиной.
25 мая. В Кишиневе откроется
торговый центр «Дом Москвы». Это событие станет одним из главных пунктов визита
делегации правительства российской столицы, который начнется в понедельник 28
мая.
25 мая. В Ялте по итогам
заседания глав правительств СНГ шесть стран-участниц подписали соглашение о
формировании общего электроэнергетического рынка в СНГ. Еще шесть стран СНГ к
соглашению присоединяться отказались. По мнению стран-партнеров России по
экспорту электроэнергии - Украины и Молдовы - соглашение создает рынок в пользу
России, и до завершения тарифных споров и вступления России в ВТО входить в
общую для СНГ электросеть не имеет смысла.
25 мая. Инициатива Молдовы о
проведении в сентябре 2008 года в Кишиневе VII-х Международных спортивных
соревнований государств СНГ была поддержана участниками совещания глав
правительств стран Содружества в Ялте.
Как сообщили в Агентстве спорта РМ, в состязаниях,
которые планируется проводить в Вадул луй Водэ, примут участие около тысячи
спортсменов из девяти стран СНГ.
25 мая. Наибольшие шансы
стать примаром (мэром) Кишинева на предстоящих 3 июня местных выборах имеют
кандидат от правящей в Молдове Партии коммунистов В.Йордан и лидер оппозиционной
Партии социальной демократии Д.Брагиш.
Об этом заявил на конференции в Кишиневе директор Центра
изучения общественного мнения Ион Батку.
Опрос жителей молдавской столицы показал, что во втором
туре выборов В.Йордан может рассчитывать на 29,1% избирателей, а за экс-премьера
РМ в 1999-2001 гг. Д.Брагиша могут отдать голоса 24%.
По словам главы Центра, третье место в списке кандидатов
на пост мэра Кишинева может занять представитель Либеральной партии Д.Киртоакэ –
у него 14,3% голосов.
25 мая. В ходе очередного
заседания Объединенной контрольной комиссии, контролирующей ход миротворческой
операции, делегации России и Приднестровья отклонили предложение молдавских
представителей об участии американских дипломатов в заседаниях ОКК.
«Пока это устное обращение, но я сомневаюсь в
целесообразности такого шага», – заявил журналистам сопредседатель ОКК от России
В.Шанин, комментируя инициативу молдавской стороны.
«Согласно установленному порядку, все предложения должны
быть представлены в ОКК в письменном виде и согласованы с соответствующими
структурами», – отметил, в свою очередь сопредседатель ОКК от ПМР А.Порожан.
Стороны также обсудили инцидент на границе
Приднестровья, когда на приднестровском таможенно-пограничном пункте «Бендеры –
Кишинев» были остановлены сотрудники посольства США в РМ, направлявшиеся в
Приднестровье.
26 мая. Проведение Дней
Приднестровья в Москве - очень важный элемент для признания ПМР, - считает
вице-спикер Госдумы России, лидер политического объединения "Народный союз"
С.Бабурин.
В интервью информагентству "Русская линия" он признал,
что "перед Россией сейчас стоит непростая задача - способствовать мирному,
цивилизованному завершению противостояния Приднестровья и Молдовы". Он выразил
сожаление в связи с отсутствием на мероприятиях, проходящих в рамках Дней
Приднестровья, членов российского правительства, и даже членов правительства
Москвы.
"Но сам факт официального проведения в Москве Дней
Приднестровья наряду с днями Украины, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана
говорит о многом и, на мой взгляд, является главным. Это очень важный элемент
для признания ПМР, даже если кто-то из официальных лиц будет от этого
открещиваться", - сказал С.Бабурин.
26 мая. Президент РМ.
В.Воронин принял участие в XIV заседании глав государств Центральной Европы,
проходившем в Брно (Чехия), где он выступил с речью. В своей речи он, в
частности, сказал, что с 1 января 2007 г. Молдова стала непосредственным соседом
ЕС, и она достаточно хорошо себе представляет, какого рода задачи должна решать,
чтобы оказаться внутри этого очага европейской стабильности.
Президент выразил убежденность в том, что
приднестровский вопрос невозможно решить неправильно, не по-европейски. Успешное
же решение, по его мнению, может быть только одно, которое предусматривает
демилитаризацию, запрет на размещение на территории Молдовы иностранных войск и
военных объектов, предоставление справедливого статуса Приднестровью,
социально-экономических гарантий его жителям, верховенство закона и соблюдение
прав человека. Он также подчеркнул, что сохранение Республикой Молдова своего
нейтралитета и внеблокового статуса является еще одним залогом стабильности. В
европейское сообщество Республика Молдова движется как нейтральное
государство.
28 мая. Торгово-промышленные
палаты Приднестровья и Москвы подписали Соглашение о сотрудничестве сроком на
пять лет. Документ был подписан по итогам встречи президента ТПП российской
столицы, депутата Госдумы РФ Л.Говорова и вице-президента приднестровской ТПП
Ю.Ганина.
По словам Ю.Ганина, Приднестровью было обещано
содействие в решении таможенных проблем в рамках Москвы и транзита через
Российскую Федерацию.
Кроме этого, достигнута договоренность о том, что ряд
специалистов Торгово-промышленной палаты Приднестровья повысят свою квалификацию
в Москве. В перспективе ТПП Москвы также окажет поддержку коллегам из
Приднестровья в развитии новых видов деятельности. «Мы планируем получить
лицензии в Министерстве просвещения ПМР на выдачу квалификационных дипломов,
например, на право проведения тендеров, на право экспертную деятельность», -
отметил Ю.Ганин.
28 мая. Тираспольскому ФК
«Шериф» вручены золотые медали чемпиона Молдавии по футболу 2006-2007 гг.
Торжественное награждение состоялось на Главной арене
спорткомплекса «Шериф» в Тирасполе по окончании последнего матча чемпионата –
тираспольского дерби между ФК «Шериф» и ФК «Тирасполь», который закончился
победой «Шерифа» со счетом 2:1.
28 мая. Переговоры по
урегулированию приднестровского конфликта могут быть возобновлены в июне,
считают некоторые представители Евросоюза, принимавшие участие в консультациях
посредников и наблюдателей в переговорном процессе в Мадриде в конце прошлой
недели.
В свою очередь МИД РФ сообщило, что Россия, Украина,
ОБСЕ, ЕС и США, посредники и наблюдатели процесса переговоров, выступают за
возобновление переговоров с участием сторон, участвующих в конфликте.
Российский МИД сообщает, что Москва выступает за
выявление модели, которое обеспечило бы политическое долгосрочное решение
приднестровской проблемы. Участники консультаций обсудили ситуацию в регионе и
перспективы по возобновлению переговоров в формате "5+ 2" в ближайшее время.
28 мая. Президент
Приднестровья (ПМР) И.Смирнов вероятно в сентябре 2007 г. уйдет в отставку
досрочно, сообщает интернет-издание Informacia.ru.
По сведениям издания, досрочные выборы президента ПМР
состоятся в декабре 2007 года. «Единая Россия» намерена поддержать на этих
выборах Евгения Шевчука – председателя Верховного Совета ПМР. Возглавляемая им
Республиканская партия Приднестровья «Обновление» является генеральным партнером
«Единой России».
28 мая. Участие молдаван в
голосовании на референдуме об отставке президента Румынии 19 мая говорит о том,
что Молдова и Румыния уже находятся в процессе интеграции и сегодня "никто не
может утверждать, что президент Румынии Траян Бэсеску не является также и
президентом бессарабцев", утверждает молдавская прорумынская газета «Флукс»,
принадлежащая вице-спикеру парламента, лидеру Христианско-демократической
народной партии Ю.Рошке.
"Сегодня мы присутствуем при процессе "интеграции в ЕС и
объединения с Румынией через гражданство". Коммунистическое руководство РМ не
хочет интеграции, что абсурдно, тем более, что до сих пор они не доказали, что в
состоянии найти другое решение, другой путь для вступления Молдовы в Евросоюз.
Но, даже сопротивляясь, молдавские власти не смогут воспрепятствовать этому
процессу, который набирает обороты и в котором участвует все больше людей", -
отмечает издание.
28 мая. Президент РМ
В.Воронин подписал указ о назначении Даниелы Кужбэ послом, главой
дипломатической миссии Молдовы при Европейских сообществах, которая ранее
занимала должность начальника Управления политического сотрудничества с ЕС в МИД
РМ.
28 мая. 42% респондентов
социологического опроса утверждают, что не придут на выборы или еще не
определились, примут ли участия в голосовании 3 июня на всеобщих местных
выборах. В Кишиневе из 58% респондентов, уверенно сказавших, что проголосуют 3
июня, 40% намерены поддержать кандидата Партии коммунистов В.Иордана на пост
мэра столицы. На втором месте с 14% располагается кандидат Либеральной партии
Д.Киртоакэ. Далее следуют кандидат Партии социальной демократии Д.Брагиш (13%),
кандидат Демократической партии В.Филат (10%), другие кандидаты в примары
Кишинева имеют 5 и менее процентов.
Одновременно из 58% процентов респондентов, выразивших
желание принять участие в голосовании, 41% выступил за советников-коммунистов,
12% – за советников от Партии социальной демократии, 10% – за кандидатов
Либеральной партии, 9%в – за советников от Альянса «Наша Молдова» и только 5% –
от ХДНП.
Местные выборы в столице 1995, 1999 и 2003 гг. показали,
что средняя явка избирателей к урнам для голосования составляет примерно 44%
общего числа граждан, внесенных в списки избирателей.
29 мая. Премьер-министр РМ
В.Тарлев встретился с делегацией правительства Москвы, возглавляемой
заместителем руководителя Департамента международных связей Б.Силаевым.
Главной темой встречи было определение возможностей
долгосрочного сотрудничества, а также укрепление молдавско-российских связей на
уровне регионов и городов.
В.Тарлев заявил о готовности правительства поддержать
инициативы по сотрудничеству в областях, представляющих взаимный интерес, в
частности, в заимствовании опыта московских специалистов в эксплуатации
жилищного фонда, управлении общественным транспортом, модернизации системы
газо-теплоснабжения, экономии энергоресурсов, переработке отходов и др.
Он приветствовал инициативу открытия в молдавской
столице "Дома Москвы", высказавшись за открытие в российской столице "Дома
Молдовы".
29 мая. Тайные переговоры об
условиях вывода российских войск из Приднестровья могут создать впечатления об
отсутствии твердости европейской интеграции Молдовы, заявил министр иностранных
дел Румынии А.Чорояну.
Министр дал понять, что Бухарест не согласен на вывод
российских войск из Приднестровья взамен на политическое присутствие
приднестровских лидеров в парламенте Молдовы.
Он сказал, что Румыния заинтересована в сохранении
формата переговоров "5+2", где может участвовать и Бухарест.
Дипломат подчеркнул, что "европейский путь Молдовы не
должен содержать уступок".
29 мая. Президент РМ
В.Воронин принял участие в церемонии вручения диплома почетного члена Академии
наук Молдовы профессору, члену Академии медицинских наук РФ, заведующему
кафедрой мануальной терапии Ставропольской государственной медицинской академии
А.Лиеву.
В своем выступлении на церемонии президент отметил
значительный вклад А.Лиева в развитие неврологии и мануальной терапии, его
плодотворную научно-врачебную и педагогическую деятельность.
Он также оценил роль академика в подготовке научных
кадров Молдовы, оказанную им помощь в признании результатов исследований
молдавских ученых на международном уровне.
В.Воронин выразил уверенность, что это событие будет
способствовать активизации продуктивного сотрудничества, установившегося между
научными сообществами Республики Молдова и Российской Федерации.
В этой связи президент сказал о целесообразности
создания в Молдове вертеброневрологического центра с использованием опыта
А.Лиева как вице-президента Международной ассоциации вертеброневрологов и
директора Центра вертеброневрологии в Кисловодске.
29 мая. В окружной
избирательной комиссии по Ближнехуторскому округу прошло экстренное заседание с
участием представителей государственных телевидения и радио. Поводом для
разбирательства стал отказ редакции выпустить в эфир выступление кандидата в
депутаты Верховного Совета А.Радченко. Причина в том, что на взгляд
руководителей СМИ его выступление якобы не соответствует положениям
Избирательного кодекса. По мнению СМИ, агитационный материал, представленный
А.Радченко, содержит призывы к нарушению целостности государства, что
недопустимо в соответствии со статьей 68 Избирательного кодекса ПМР, и наносит
ущерб чести, достоинству и деловой репутации других зарегистрированных
кандидатов.
Выслушав аргументы обеих сторон, окружная избирательная
комиссия приняла решение в пользу А.Радченко.
30 мая. Президент РМ
В.Воронин на встрече с министром национальной обороны Литвы Ю.Олекасом
приветствовал его визит в Молдову и подчеркнул важность активизации двусторонних
отношений, в том числе в области обороны и безопасности, для развития
двустороннего взаимовыгодного сотрудничества и продвижения нашего государства по
пути сближения с европейским сообществом.
Президент отметил заинтересованность молдавской стороны
в заимствовании опыта Литвы по реформированию и модернизации вооруженных
сил.
Каковы сегодня перспективы приднестровского урегулирования?
29.05.2007 г.,
Геннадий Коненко
Несмотря на то, что в СМИ появилось изрядное количество
публикаций о возможном скором, чуть ли не 10 июня с.г., решении «застарелой»
приднестровской проблемы, такое развитие событий, на наш взгляд, вряд ли реально
в ближайшем будущем.
Переговорный процесс по урегулированию находится в
тупике, хотя нет недостатка в призывах со стороны посредников и наблюдателей к
Кишиневу и Тирасполю вернуться за стол переговоров и возобновить поиски основы
для нормализации молдавско-приднестровских отношений.
Позиции сторон – Молдовы и Приднестровья в настоящее
время диаметрально противоположны.
Кишинев видит решение проблемы только в рамках принятого
молдавским парламентом 22 июля 2005 г. Закона об основных положениях особого
правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья).
Тирасполь, основываясь на результатах референдума,
проведенного в ПМР 17 сентября 2006 г., заявляет о своем стремлении строить
независимое от Молдовы государство с возможным присоединением в будущем к
России.
И в молдавском, и в приднестровском случае,
компромиссных решений в деле урегулирования не просматривается. Молдаване должны
отменить упомянутый закон, если они хотят найти взаимоприемлемый выход из
создавшегося положения, приднестровское руководство, если оно вдруг озаботится
поисками компромисса, должно будет проигнорировать волеизъявление своего народа,
который оно само и подвигло голосовать за независимость Приднестровья.
Вот и президент ПМР И.Смирнов, отвечая на вопросы
журналистов на пресс-конференции в Москве 24 мая, организованной в ходе
проведения в России «Дней Приднестровья», повторил, что Молдова и Приднестровье
за 16 лет раздельного проживания стали настолько разными государствами, что
объединение их в принципе невозможно.
Само возобновление переговоров весьма проблематично,
т.к. между сторонами конфликта доверие по отношению друг к другу полностью
отсутствует. Надо сказать, что к этому приложил руку в основном Кишинев.
Приднестровцы свое возможное участие в будущих
переговорах обставляют требованием предварительного подписания т.н. транзитного
протокола, где бы восстанавливалось их право на самостоятельное осуществление
внешнеэкономической деятельности. В принципе, Тирасполь, как представляется, был
готов согласиться с таможенно-транзитными правилами, введенными Молдовой при
поддержке Киева в марте 2006 г., но хотел бы этот порядок закрепить
документально, чтобы у молдавских властей не было соблазна и дальше использовать
экономическое давление с целью навязывания Приднестровью своей позиции по
политическому урегулированию проблемы. Кишинев же в ответ не только отказался
рассматривать этот вопрос, но и принял новые ограничения для приднестровских
предприятий, на этот раз в области импортных операций.
Задача экономического удушения Приднестровья по-прежнему
является основной в политике Молдовы в приднестровском вопросе.
Так что Тирасполь прав, утверждая, что Кишиневу на самом
деле переговоры не нужны, а если нужны, то только такие, где мнение
Приднестровья никого не будет интересовать, ему предложат лишь согласиться с
мнением «большинства».
Такую очередную попытку Кишинев, как известно,
предпринял в начале 2007 г., представив на рассмотрение посредникам и
наблюдателям «в конфиденциальном порядке» свой новый – старый план
урегулирования под названием «Пакт о принципах и гарантиях приднестровского
урегулирования», который не содержал в себе ничего принципиально нового по
сравнению с законом об основных положениях статуса Приднестровья от 22 июля 2005
г.
С учетом всего этого, у Приднестровья в создавшейся
ситуации желания идти на переговоры как-то не возникает.
Сегодня в СМИ много всякого рода рассуждений на тему об
активизации переговоров между Россией и Молдовой по приднестровской проблеме и о
наличии у Москвы новых наработок по ее решению, напоминающих известный
меморандум «Козака».
В связи с этим западники проявили явную настороженность
и даже нервозность. В Кишинев зачастили эмиссары из ОБСЕ, ЕС, США и т.д. И
заявления молдаван о том, что какого-то цельного российского документа по
урегулированию нет, западников не устроило. Президент РМ В.Воронин, выступая на
встрече глав государств Центральной Европы, проходившей недавно в Брно,
попытался их успокоить, заявив, что приднестровский вопрос невозможно решить…не
по-европейски. Успешное решение проблемы, по его мнению, может быть только одно,
которое предусматривает демилитаризацию, запрет на размещение на территории
Молдовы иностранных войск и военных объектов, предоставление справедливого
статуса Приднестровью (правда, Воронин не разъяснил, что он под этим понимает).
И ранее молдавские представители также высказывались примерно в таком же плане:
мол, если у России появится новый план приднестровского урегулирования, то он
должен пройти обязательную апробацию в рамках переговорного процесса в формате
«5+2».
В то же время ряд местных наблюдателей отметил, если
российского плана нет, зачем тогда в Кишиневе было опубликовано сообщение, что
российские предложения по урегулированию президент В.Воронин и его ближайшее
окружение обсудили на специальном заседании, на которое был приглашен также
зампредседателя парламента, лидер ХДНП и нынешний союзник президента
Ю.Рошка.
В тот же день президент РМ встречался с послом США и,
надо думать, ввел его в курс дела, чтобы избежать новых недоразумений в
отношениях с западниками.
Не исключено, считают журналисты, что на этот раз
"утечка информации" была организована сознательно. Во-первых, чтобы предупредить
Запад о намерениях России, а во-вторых, чтобы в дискуссиях по приднестровскому
вопросу с Россией всегда иметь возможность сослаться на позицию обеспокоенных
партнеров по переговорам и отклонить не устраивающие Кишинев предложения Москвы,
например, предложение о сохранении в Молдове российского военного присутствия и
т.д.
План, видимо, у России все же есть, ведь если его нет,
зачем тогда заместителю секретаря Совета безопасности РФ Ю.Зубакову «мотаться»
между Москвой и Кишиневом.
Ясно, что не предстоящие всеобщие местные выборы в
Молдове волнуют российскую сторону.
Но хотелось бы подчеркнуть, что в любом случае план
обсуждается на двусторонних переговорах, и не обязательно он станет предметом
обсуждения на переговорах в рамках Постоянного политического совещания –
нынешнего переговорного механизма по урегулированию «5+2». Многие его положения,
изложенные в средствах массовой информации, уже получили отрицательную реакцию
со стороны ряда представителей ОБСЕ, ЕС, США и др.
Так что пока нет документа, который мог бы лечь в основу
будущих переговоров по выработке правового статуса Приднестровья.
Второй момент, который хотелось бы здесь также отметить
– Россия, говоря о необходимости учета мнения приднестровцев относительно
будущего их края, высказанного на референдуме 17 сентября 2006 г., предлагая
объединение Приднестровья с Молдовой, на самом деле это волеизъявление
игнорирует. А чтобы сделать приднестровское руководство более «покладистым»,
Москва прекратила ежеквартальные финансовые субсидии бюджета ПМР, пока никак не
отреагировала на последние молдавские инициативы по оказанию дополнительного
экономического воздействия на Тирасполь, партия власти «Единая Россия» заключила
соглашение о сотрудничестве с ведущей партией Приднестровья «Обновление»,
нацеленной на реформирование существующего режима в регионе. Не исключено, что
муссирование слухов о досрочной отставке президента И.Смирнова в российских СМИ
также не обошлось без Москвы, хотя в последней декаде мая с.г. в российской
столице и прошли Дни Приднестровья. Но из официальных лиц на них не
присутствовало ни одного представителя федеральных властей, а вице-спикер
Госдумы С.Бабурин в мероприятиях, связанных с проведением этих Дней, участвовал
скорее в личном качестве.
Есть еще один аспект, который толкает В.Воронина играть
роль оптимиста. Это выборы местных органов власти и самоуправления в Молдове,
которые должны состояться 3 июня с.г. Хотя прогнозы предсказывают победу на этих
выборах коммунистам, тем не менее, провозглашенная «близкая» развязка
молдавско-приднестровского конфликта способна привлечь на их сторону
дополнительное число избирателей.
Кроме того, нерешенный до сих пор вопрос о возвращении
на российский рынок продукции винодельческой промышленности, без чего Молдову
ждут новые экономические потрясения, также заставляют молдавского лидера делать
оптимистические заявления и даже в известных пределах способствовать продолжению
двусторонних переговоров с Россией по проблеме Приднестровья. Правда, пока
неизвестно, чем они закончатся. Некоторые эксперты полагают, что сегодня
ситуация напоминает историю ноября 2003 г., когда все должно было вроде
завершиться урегулированием на основе подготовленного Россией меморандума, но
завершилось, мягко говоря, неудачей российской дипломатии.
И об этом, наверное, нашим переговорщикам, особенно
Ю.Зубакову, бывшему тогда послом России в Молдове, нужно помнить, чтобы второй
раз не наступить на те же грабли. Как говорят, единожды солгавшему веры нет.
В заключение еще раз выскажем наше мнение о том, что о
радужных перспективах в деле приднестровского урегулирования говорить рано.
Приднестровье: от права на самоопределение к международному признанию
23 мая
с.г. в Москве проходила Международная научная конференция «Приднестровье:
прошлое, настоящее, будущее», которую совместно организовали Российский
государственный гуманитарный университет и Приднестровский государственный
университет им. Т.Г.Шевченко.
В работе конференции приняли
участие ректор РГГУ, доктор исторических наук, профессор Пивовар Е.И., ректор
ПГУ, доктор физико-математических наук, профессор Берил С.И., директор
Института истории, государства и права, кандидат философских наук, профессор
Галинский И.Н., ведущий сотрудник Российского института стратегических
исследований, доктор исторических наук профессор Гузенкова Т.С., академик
Российской академии естественных наук, доктор технических наук, профессор
Мельников Н.С., заместитель Института стран СНГ Романенко В.И., а также
представители Московского государственного им. Ломоносова М.В., Института
славяноведения РАН, Института экономики РАН, Российского университета дружбы
народов, Дипломатической академии МИД РФ, Института русского зарубежья,
Государственного университета – Высшей школы экономики, Международного института
политической экспертизы, Комитета по делам СНГ Совета Федерации Федерального
собрания РФ, Второго департамента стран СНГ МИД РФ и др.
Ниже редакция бюллетеня
Института стран СНГ публикует выступление участника конференции профессора
Галинского И.Н. Выступление на международной
научной конференции в Москве «Приднестровье: прошлое, настоящее, будущее»
Галинский И.Н., директор Центра социальных и политических исследований «Перспектива»
Приднестровская Молдавская Республика – это государство,
которое все 17 лет своего существования никак не может в полную меру
использовать свой многообразный потенциал: интеллектуальный, экономический,
духовный. Причем, не по причине каких-либо объективных обстоятельств, а в силу
тех правил игры на мировой арене, которые предельно откровенно и четко изложил
великий геополитик современности Збигнев Бжезинский. Если бы не это, отмечают
эксперты, жизненный уровень приднестровского населения вполне был бы сопоставим
с российским.
Что же это за правила игры, и где же искать объективный
критерий истины?
Когда начинаешь с этим разбираться, то обнаруживаешь,
что все упирается исключительно в субъективный фактор. Фактически ситуация
выстраивается как в случае со знаменитой задачей французского
философа Буридана, с той только разницей, что поворачивать голову «осла»
заставляют отнюдь не животные инстинкты, а вполне определенная политическая
сила. Этот выбор своим острием нацелен на два универсальных международных
принципа: право народа на самоопределение и территориальную целостность
государства, которые содержаться в Заключительном Акте Хельсинского Совещания.
Разумеется, эти и другие принципы Хельсинки являются равноправными, как,
например, принцип мирного решения конфликтов и споров и неиспользование при этом
силы или угрозы применения силы. Однако, в нашем случае резонно возникает
вопрос, а как быть с экономической блокадой Приднестровья со стороны Молдовы,
поддержанной Украиной, с тем, что уже с 1 июля весь импорт в Приднестровье по
решению правительства Молдовы должен идти через таможенные пункты Молдовы. Что
это, как не использование силы?
Однако в реальности демократическое мировое сообщество
всегда ставило права человека, права народов выше прав государства, в частности,
права территориальной целостности. Именно исходя из этого, опираясь на
волеизъявление своего населения – приднестровского народа, строилась
Приднестровская Молдавская Республика.
В этой связи необходимо напомнить, что так называемая
приднестровская проблема была порождена тоталитарной сталинской политикой еще в
1940 году, когда к Приднестровью – тогда Молдавской Автономной Советской
Социалистической Республике, произвольно в нарушение трех действующих
конституций (СССР, УССР, МАССР) было присоединено цивилизационно чуждое
территориальное образование – Бессарабия, не имеющая государственного статуса, и
образована Молдавская Советская Социалистическая Республика.
Именно с тех пор Приднестровье является заложником
волюнтаристской сталинской стратегии, освободиться из тисков которой оно смогло
лишь в 1990 году на референдальной основе.
Девяностые годы прошлого века, конечно же, отличаются от
1975 – года Хельсинского Совещания. Они стали годами распада одних государств и
возникновения на их месте других государств. Всего за этот период в мире
появилось 31 новое государство, более того, по мнению авторитетных международных
экспертов, к 2020 году в Европе вполне могут появиться еще 11 новых полноценных
государств – таких как Шотландия, Каталония, Земля Басков, Корсика и Сардиния,
Абхазия, Ю.Осетия и Приднестровье. Такой прогноз вполне вероятен, подтверждением
чему служат результаты недавних парламентских выборов в Шотландии. В данном
контексте возникает вполне резонный вопрос, на который до сих пор не дано
аргументированного ответа – почему т.н. международное сообщество одним народам
дало возможность воспользоваться своим правом на самоопределение, подтвердив его
международным признанием, а другим народам пытается помешать в реализации этого
права, в том числе и приднестровскому народу, «не замечая» его обоснованности и
законности.
Если научно серьезно подойти к вопросу о территориальной
целостности Республики Молдова на 1 января 1990 года, то это не что иное, как
фикция. Подтверждается это тем, что 1 января 1990 года никакой Молдовы как
самостоятельного государства не существовало, а была союзная республика
Молдавия, границы которой носили административный характер внутри Советского
Союза, но отнюдь не были государственными границами. В свою очередь,
Приднестровская Молдавская Республика как самостоятельное государство была
создана 2 сентября 1990 года в составе СССР. Молдова же только через год вышла
из состава СССР на основе признания преступным Пакта Молотова-Риббентропа и
только тогда институализировалась как независимое государство.
Если подходить строго юридически, то Приднестровье и
сегодня как бы остается в составе Советского Союза (вернее – в составе большой
России) или, по крайней мере, его правопреемником. Безусловно, прав известный
российский дипломат Казимиров, говоря о том, что вообще не понятно, откуда
возникла в «международном праве» идея неприкасаемости границ союзных республик,
которые были во многом проведены произвольно, насильно и преступно. Скорее уж
необходимо ставить вопрос о том, насколько был применим или единственно применим
тот или иной принцип в той или иной конкретной историко-географической,
политической обстановке в той или иной стране.
Если мы вспомним, что происходило в Молдавии в 1989–90-м
годах, когда власть в республике была захвачена Народным фронтом, русские,
украинцы, евреи и другие «не румыны» изгонялись со своих рабочих мест и из
страны; когда сущностными лозунгами того времени стали: «Чемодан – вокзал –
Россия» и сущностное кредо румынских националистов – «Русских за Днестр, евреев
в Днестр»; когда река Прут фактически была превращена во внутреннюю реку
унионистски объединяющихся Румынии и Молдовы, то поймем, что именно тогда
приднестровский народ осознал, что еще чуть-чуть и он очутится в чуждом
цивилизационном поле, с чуждой культурой, потеряет свой ментально родной русский
язык, что будет означать для него гибель его идентичности, его, в широком смысле
слова, русскости.
И он воспротивился этому, создав собственное
государство, что явилось триумфом многонационального принципа организации
государства в противовес этническому принципу, который утвердился в Молдове.
Другого выхода на пути предотвращения этой катастрофы, кроме как
самоопределения, у приднестровского народа просто не было.
По этой причине и с исторической, и с политической, и с
юридической, и, наконец, с моральной точки зрения никаких сомнений не вызывает
факт законной реализации приднестровским народом своего права на самоопределение
и образование независимого государства.
Однако жизнь показала, что самоопределение – это только
первый шаг на долгом пути к международной легитимации, международному
признанию.
И дело здесь вовсе не в международном праве, которое в
реальности не регулирует вопрос международного признания государств, дело в
политике, поскольку любое признание государства – это акт не правообразующий, а
в первую очередь акт политический, как, скажем, акт признания Турецкой
Республики Северный Кипр со стороны Турции или Западной Сахары со стороны
шестидесяти признанных государств мира, которых, несмотря на это, никто в ООН
принимать не собирается.
Политики и эксперты, все они, конечно же, прекрасно
понимают, что вопрос признания как таковой – это сложнейший коллизийный вопрос
международной политики. Именно поэтому они так внимательно и заинтересованно
наблюдают за развитием политической ситуации вокруг Косово.
Пусть пока об этом никто вслух не говорит, но все акторы
подразумевают, что решение по Косово должно стать примером выработки общего
подхода для урегулирования всех подобных конфликтов, в том числе,
молдо-приднестровского. А это решение все больше и больше лежит в плоскости
приобретения Косовом статуса полноценного независимого государства.
Что же касается громких заявлений западных политиков
(Кондолизы Райс и иже с ней) о том, что Косово – это уникальный случай, то они
не выдерживают никакой критики.
В жизни все уникально, и каждый человек есть уникум, как
и каждая страна не похожа на другую, в мире нет ничего абсолютно похожего.
Именно поэтому международным сообществом провозглашены как норма общежития –
права человека вообще, а не права человека с белой, черной, желтой или красной
кожей.
В прошлом не раз предпринимались попытки реализовать
человеконенавистнические проекты исключительности кого-либо, но как они
называются и к какому концу пришли их авторы – всем хорошо известно. Так и в
нашем случае, конечно же, не может быть одних правил получения независимости для
косоваров, других – для абхазов, третьих – для приднестровцев и пр. Иначе весь
набор этих «прав» будет называться геополитической, цивилизационной
сегрегацией.
Разумеется, детали и сюжеты утверждения
государственности могут варьироваться, но суть решения, квинтэссенция решаемой
проблемы, должны исходить из единого основания во всех случаях, с так
называемыми непризнанными государствами. А именно, если международное признание
получает Косово – а мы видим, что дело движется в этом направлении, то такое же
признание должны получить Приднестровье, Абхазия, Ю. Осетия, Н. Карабах и
др.
И делать это следует не сепаратистски, как это пытаются
сегодня делать США и Евросоюз, а задействуя специально созданный для этого
организационный механизм.
Таким механизмом вполне могло бы стать созванное в новых
политических условиях инициированное, например, с Россией общеевропейское
совещание, по т.н. непризнанным государствам, которое смогло бы легитимировать
их в качестве новых равноправных государств мирового сообщества.
Вполне могут быть найдены и другие возможные механизмы,
направленные на международную легитимацию вновь образованных государств. Это, по
сути, единственный выход из нынешней тупиковой ситуации, выход, который в
конечном счете станет благом для всех сторон политического конфликта, позволит
им стабильно и перспективно развиваться и вливаться в общую семью народов и
государств мира. Не случайно группа крупных американских юристов-международников
и государствоведов в своем докладе «Государственный суверенитет Приднестровской
Молдавской Республики в соответствии с международным правом» приходит к выводу,
что единственно жизнеспособным решением, которое отвечало бы глубинным интересам
всех главных действующих лиц конфликта, является признание мировым сообществом
ПМР суверенным, демократическим государством.
17 лет де-факто независимого существования Приднестровья
тому основа и демонстрация его состоятельности и жизнеспособности.
Этот вечный «приднестровский вопрос»
23 мая 2007 г.,
«Ольвия-пресс», Тирасполь
Согласно планам работы высшего законодательного органа
Молдовы, подтвержденного недавно его председателем Марианом Лупу, в течение
июня-июля текущего года депутатам предстоит обсудить ход реализации ряда уже
обсужденных и принятых законов. Среди них спикер назвал и законы, так или иначе
относящиеся к проблемам приднестровского урегулирования, в частности,
экономических отношений двух берегов.
Это заявление господин Лупу сделал, когда парламент
готовился к первым дискуссиям о новой экономической политике Молдовы (так здесь
называют предложенные президентом Ворониным амнистию капиталов, недвижимости и
целый ряд налоговых послаблений для экономических агентов) и потому, наверное,
оно оказалось в зоне наиболее низкого внимания. Революционные шаги молдавского
президента-коммуниста получили парламентскую поддержку. После этого опять
наступила обычная жизнь, а с нею и необходимость решать важные текущие проблемы,
в том числе и проблемы так называемой реинтеграции Молдовы. И как ни пытается
официальный Кишинев увильнуть от них, как ни оттягивает время, когда все-таки
придется соглашаться со своими потерями в соперничестве с Тирасполем, - все
равно никуда от них не спрячешься.
В течение месяца «приднестровская проблема» напоминала о
себе, словно живет она по какой-то своей, одной только ей известной логике. Едва
только затихли слухи о «секретном плане России», подоспел десятилетний юбилей
подписания «московского Меморандума». А еще раньше российский МИД обнародовал
свой «Обзор внешней политики», где нашлось место (правда, очень и очень
скромное) и вопросам урегулирования.
Все перечисленное и ряд других признаков, казалось бы,
должны были показать свет в конце тоннеля. Но пока же подтверждается только
одно: стороны упорно остаются на своих позициях, а набившие оскомину призывы
зарубежных экспертов к взаимному поиску компромиссов превратились в пустое
сотрясание воздуха.
Последнее заявление президента РМ Воронина, сделанное им
в ходе кишиневской встречи с председателем парламентской ассамблеи ОБСЕ Гораном
Леннмаркером, лишь подтвердило худшие выводы. Молдавский лидер отметил
готовность официального Кишинева подписать такой план урегулирования, который
устроит всех участников переговоров, собранных в формате « 5+2». Воронин будто
включился в заочный спор с главой приднестровского МИДа Валерием Лицкаем и,
можно считать, не согласился с его мнением о том, что «договориться мы (Кишинев
и Тирасполь) может только сами».
В контексте последних событий, а именно в доказанной уже
неспособности молдавской стороны предложить свой, более или менее реальный и
приемлемый для Тирасполя план урегулирования, заявление Воронина приоткрывает
занавес над новыми подходами властей РМ к решению конфликта: пусть политические
тяжеловесы предложат условия реинтеграции, а мы, т.е. Кишинев и Тирасполь,
согласимся с ними или нет, примем их как руководство к действию или откажемся от
них.
Налицо стремление если не окончательно заморозить
проблему, то существенно оттянуть сроки ее решения. И самому непосвященному
понятно, что, к примеру, Москве и Вашингтону сегодня весьма трудно будет найти
точки соприкосновения в подходах к условиям и принципам урегулирования конфликта
на Днестре. А если брать в расчет и позицию Киева, и, наконец, кардинально
отличающиеся друг от друга настроения в Тирасполе и Кишиневе, то дело и вовсе
выглядит безнадежным.
И в самом деле, посмотрим на то, как отреагировали на
десятилетнюю годовщину подписания «московского Меморандума» некоторые участники
переговоров по урегулированию конфликта. В заявлении МИДа ПМР сказано о
готовности приднестровской стороны продолжить диалог с Республикой Молдова на
основе принципов, предусмотренных Меморандумом. Главный из этих принципов -
равноправие сторон.
Чуть ранее российский МИД отметил, что нужно искать
«взаимоприемлемые компромиссы» на базе заложенных «московским Меморандумом»
принципах… Кишиневские переговорщики на юбилейный повод показать свои оценки и
связанные с ними перспективы возобновления консультаций о статусе ПМР ответили
молчанием. Объясняется это просто.
Парламентские слушания о реализации законов, принятых
относительно условий реинтеграции страны, дадут представления о том, что
официальный Кишинев вплотную подойдет к отказу от «московского Меморандума»,
взяв за основу свои документы (июль 2005 года), а они исключают решение
территориальной проблемы путем создания «общего государства» и закрепляют
унитарный характер Республики Молдова.
Для Кишинева «московский Меморандум» уже давно не
существует, по крайней мере, с тех пор, когда к власти в РМ пришла Партия
коммунистов.
Вместе с тем, Кишинев, предлагая свою базу для
переговоров, вряд ли может рассчитывать на поддержку Москвы. Точный ответ на
вопрос «почему?» содержится в мартовском (2007 г) обзоре внешней политики
Российской Федерации относительно перспектив урегулирования конфликта.
Российская дипломатия в своем обзорном документе заявила не только о «надежно
гарантированном статусе Приднестровья», но и предложила «бережно относиться ко
всему фонду идей урегулирования». А к этому фонду относятся те и только те
документы, которые были приняты при участии всех сторон переговоров, и не
относятся те, которые были приняты в одностороннем порядке…. И что уже говорить
о перспективах, если трудно скрыть готовность Кишинева сделать приднестровский
вопрос вечным.
10 июня президенты России и Молдавии подпишут соглашение о приднестровском урегулировании?
28.05.2007 г.,
«Новый Регион – Приднестровье»
Эрнест Варданян
Президент России Владимир Путин прочел и одобрил
двустороннее соглашение по Приднестровью, и 10 июня на саммите СНГ документ
будет подписан Путиным и молдавским президентом Владимиром Ворониным.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом
пишет политический обозреватель авторитетного европейского издания The
EUObserver Эндрю Реттман, добавляя, что соглашение будет подписано «между делом»
и представлено Европейскому Союзу как свершившийся факт.
«Новый Регион» приводит сокращенный аутентичный перевод
статьи с английского языка.
Европейский Союз давит на Россию с тем, чтобы
возобновить многосторонние переговоры по будущему Молдавии, и при этом боится,
что двусторонняя московско-кишиневская сделка может отбросить когда-то
проевропейскую страну обратно в сферу российского влияния, нанеся удар по
европейской политике соседства.
«Стороны призвали … обе стороны возобновить переговоры в
присутствии самих посредников и наблюдателей», – сказал министр иностранных дел
Испании Мигель Анхель Моратинос после ключевой встречи в Мадриде 25 мая.
«Я надеюсь, что формат 5+2, который собирает вместе
стороны, посредников и наблюдателей, сможет очень скоро возобновить свою
работу», – добавил он.
На мадридской встрече собрались представители ЕС, США,
Украины, России и ОБСЕ в рамках так называемого формата 3+2. Формат 3+2 и 5+2,
включающий также Молдавию и Приднестровью, нацелены на прекращение
приднестровского конфликта после 15 лет напряженного режима прекращения
огня.
В 2003 году молдавский президент Владимир Воронин
разорвал связи с Россией и сказал, что будет вести Молдавию в сторону
европейской интеграции, инициировав проекты, такие, как Миссия ЕС по контролю
над приднестровской границей. Но ему не удалось провести проевропейские
демократические и экономические реформы, и в Брюсселе его все больше
воспринимают как «темную лошадку».
Клуб 5+2 бездействовал почти весь прошлый год, вместо
этого господин Воронин в августе провел прямые переговоры с официальными
российскими лицами. Итогом двусторонних переговоров стал проект нового
соглашения по воссоединению, предусматривающий, что приднестровцы займут
влиятельные посты в Кишиневе, а российские войска останутся в стране на
неопределенное время.
«Это военное присутствие может в любое время
дестабилизировать Молдавию. Если в будущем молдавский парламент последует
политике, которая не понравится России, Москве будет очень просто организовать
провокацию (например, небольшую стрельбу по ее войскам – примечание автора
статьи – РИА «НР»), и тогда российская мощь будет готова прореагировать», –
предупредил высокопоставленный дипломат из группы 5+2.
22 мая в интервью российскому агентству РИА Новости
президент Воронин даже разнес в пух и прах участие ЕС в формате 5+2, несмотря на
то, что европейцы присоединились к группе в 2005 году по его же собственной
просьбе.
«Только-только мы приближаемся к принципиальному
соглашению по этому вопросу (урегулированию – РИА «НР») – тут же что-то
происходит, какая-то провокация – или наша местная, или западная, или происходит
какая-то утечка информации, или еще что-то», – сказал он.
Аналитики, такие, как Нику Попеску из Европейского
Совета по международным отношениям, связывают ситуацию частично с желанием
Воронина сохранить свою власть и частично с провалом Европейской политики
соседства (ЕПС). Она требует от стран принять европейские ценности и стандарты,
но в ответ не дает мощного стимула, как, например, вхождение в ЕС.
Раскручивающийся политический кризис на Украине также
связывается украинскими дипломатами со слабой ролью Европы в делах
постреволюционного государства. Если Молдова свяжет свое будущее с Россией, а не
с ЕС, и пророссийская фракция одержит решительную победу в Киеве, это вызовет
резкое изменение роли ЕС как трансформационной силы в постсоветских
государствах.
«Молдавия станет первой страной, начиная с 70-х годов,
которую Кремль отвоюет у Запада», – написал 18 мая в своем блоге совершивший
поездку в Приднестровье корреспондент журнала The Economist.
|