Этот вечный «приднестровский вопрос»
23 мая 2007 г.,
«Ольвия-пресс», Тирасполь
Согласно планам работы высшего законодательного органа
Молдовы, подтвержденного недавно его председателем Марианом Лупу, в течение
июня-июля текущего года депутатам предстоит обсудить ход реализации ряда уже
обсужденных и принятых законов. Среди них спикер назвал и законы, так или иначе
относящиеся к проблемам приднестровского урегулирования, в частности,
экономических отношений двух берегов.
Это заявление господин Лупу сделал, когда парламент
готовился к первым дискуссиям о новой экономической политике Молдовы (так здесь
называют предложенные президентом Ворониным амнистию капиталов, недвижимости и
целый ряд налоговых послаблений для экономических агентов) и потому, наверное,
оно оказалось в зоне наиболее низкого внимания. Революционные шаги молдавского
президента-коммуниста получили парламентскую поддержку. После этого опять
наступила обычная жизнь, а с нею и необходимость решать важные текущие проблемы,
в том числе и проблемы так называемой реинтеграции Молдовы. И как ни пытается
официальный Кишинев увильнуть от них, как ни оттягивает время, когда все-таки
придется соглашаться со своими потерями в соперничестве с Тирасполем, - все
равно никуда от них не спрячешься.
В течение месяца «приднестровская проблема» напоминала о
себе, словно живет она по какой-то своей, одной только ей известной логике. Едва
только затихли слухи о «секретном плане России», подоспел десятилетний юбилей
подписания «московского Меморандума». А еще раньше российский МИД обнародовал
свой «Обзор внешней политики», где нашлось место (правда, очень и очень
скромное) и вопросам урегулирования.
Все перечисленное и ряд других признаков, казалось бы,
должны были показать свет в конце тоннеля. Но пока же подтверждается только
одно: стороны упорно остаются на своих позициях, а набившие оскомину призывы
зарубежных экспертов к взаимному поиску компромиссов превратились в пустое
сотрясание воздуха.
Последнее заявление президента РМ Воронина, сделанное им
в ходе кишиневской встречи с председателем парламентской ассамблеи ОБСЕ Гораном
Леннмаркером, лишь подтвердило худшие выводы. Молдавский лидер отметил
готовность официального Кишинева подписать такой план урегулирования, который
устроит всех участников переговоров, собранных в формате « 5+2». Воронин будто
включился в заочный спор с главой приднестровского МИДа Валерием Лицкаем и,
можно считать, не согласился с его мнением о том, что «договориться мы (Кишинев
и Тирасполь) может только сами».
В контексте последних событий, а именно в доказанной уже
неспособности молдавской стороны предложить свой, более или менее реальный и
приемлемый для Тирасполя план урегулирования, заявление Воронина приоткрывает
занавес над новыми подходами властей РМ к решению конфликта: пусть политические
тяжеловесы предложат условия реинтеграции, а мы, т.е. Кишинев и Тирасполь,
согласимся с ними или нет, примем их как руководство к действию или откажемся от
них.
Налицо стремление если не окончательно заморозить
проблему, то существенно оттянуть сроки ее решения. И самому непосвященному
понятно, что, к примеру, Москве и Вашингтону сегодня весьма трудно будет найти
точки соприкосновения в подходах к условиям и принципам урегулирования конфликта
на Днестре. А если брать в расчет и позицию Киева, и, наконец, кардинально
отличающиеся друг от друга настроения в Тирасполе и Кишиневе, то дело и вовсе
выглядит безнадежным.
И в самом деле, посмотрим на то, как отреагировали на
десятилетнюю годовщину подписания «московского Меморандума» некоторые участники
переговоров по урегулированию конфликта. В заявлении МИДа ПМР сказано о
готовности приднестровской стороны продолжить диалог с Республикой Молдова на
основе принципов, предусмотренных Меморандумом. Главный из этих принципов -
равноправие сторон.
Чуть ранее российский МИД отметил, что нужно искать
«взаимоприемлемые компромиссы» на базе заложенных «московским Меморандумом»
принципах… Кишиневские переговорщики на юбилейный повод показать свои оценки и
связанные с ними перспективы возобновления консультаций о статусе ПМР ответили
молчанием. Объясняется это просто.
Парламентские слушания о реализации законов, принятых
относительно условий реинтеграции страны, дадут представления о том, что
официальный Кишинев вплотную подойдет к отказу от «московского Меморандума»,
взяв за основу свои документы (июль 2005 года), а они исключают решение
территориальной проблемы путем создания «общего государства» и закрепляют
унитарный характер Республики Молдова.
Для Кишинева «московский Меморандум» уже давно не
существует, по крайней мере, с тех пор, когда к власти в РМ пришла Партия
коммунистов.
Вместе с тем, Кишинев, предлагая свою базу для
переговоров, вряд ли может рассчитывать на поддержку Москвы. Точный ответ на
вопрос «почему?» содержится в мартовском (2007 г) обзоре внешней политики
Российской Федерации относительно перспектив урегулирования конфликта.
Российская дипломатия в своем обзорном документе заявила не только о «надежно
гарантированном статусе Приднестровья», но и предложила «бережно относиться ко
всему фонду идей урегулирования». А к этому фонду относятся те и только те
документы, которые были приняты при участии всех сторон переговоров, и не
относятся те, которые были приняты в одностороннем порядке…. И что уже говорить
о перспективах, если трудно скрыть готовность Кишинева сделать приднестровский
вопрос вечным.
|