Российская стратегия по установлению энергетического господства в Центральной Азии терпит неудачи.
15.05.2007.
Eurasianet В последнее время власти Узбекистана и
Таджикистана предприняли ряд шагов, призванных ослабить энергетические позиции
России в этих странах.
Узбекистан неожиданно заявил о своем намерении построить
530-километровый участок газопровода в Китай, подписав в конце апреля
соответствующий договор. Пропускная способность этого трубопровода – 30 млрд.
кубометров в год, что составляет приблизительно половину от добываемого газа в
этой центральноазиатской республике. Если планы подобного строительства
осуществятся, то Узбекистан еще больше обострит энергетическое соперничество
между Россией и Китаем, и, предположительно, обеспечит себе более высокие доходы
вкупе с большей свободой политического маневра. Узбекистан занимает 13-е место
по добыче природного газа в мире и третье – после России и Туркменистана – среди
стран-производителей газа бывшего СССР. Главным партнером в новом трубопроводном
проекте с китайской стороны является национальная нефтяная компания CNPC.
Заявление по поводу планируемого трубопровода было
сделано 30 апреля. С китайской стороны его подписал Ма Кай, председатель
госкомитета КНР по делам развития и реформ, а с узбекской – вице-премьер Рустам
Азимов. В заявлении не уточнялись детали строительства, его стоимость, временные
рамки и точный маршрут. У Узбекистана нет общей границы с Китаем, так что пока
неясно, какая из трех возможных стран – Казахстан, Кыргызстан или даже
Таджикистан – будет выбрана в качестве транзитного коридора.
Самым вероятным кандидатом на эту роль, похоже, является
Казахстан, где уже имеется трубопроводная ветка, ведущая к китайскому
магистральному трубопроводу "Запад-Восток", по которой нефть через провинцию
Синьцзян поступает в восточные районы Китая. Астана явно тоже горит желанием
выступить в роли шлюза для экспорта центральноазиатских энергоресурсов в Китай.
К примеру, 2 мая казахстанский премьер Карим Масимов подтвердил, что тема новой
трубопроводной ветки была одним из вопросов, обсуждавшихся во время его
переговоров с туркменским лидером Гурбангулы Бердымухаммедовым в Ашгабате.
Согласно договору, заключенному между Китаем и Туркменистаном, Ашгабат должен
начать экспортные поставки газа в Китай к 2009 году. Если все пойдет по плану,
узбекско-китайский трубопровод серьезно подорвет возможности России по
манипулированию рынком центральноазиатского газа. В месяцы, последовавшие за
андижанскими событиями 2005 года, узбекские власти предприняли ряд быстрых шагов
по укреплению своих экономических и политических связей с Россией. Но в
последнее время Ташкент, похоже, разочаровался в идее особых отношений с
Москвой. Признаки произошедшего сдвига проявились в 2006 году, когда власти в
Ташкенте пригрозили отозвать лицензию на разведку полезных ископаемых, выданную
"Газпрому". Ташкент обвинил тогда газовый концерн в невыполнении им своих
инвестиционных обязательств. Чиновники "Газпрома" отвечали, что задерживают
выполнение своих обязательств по вине узбекских властей, которые не выдают
необходимых разрешений. Судя по сообщениям, визит российского премьера Михаила
Фрадкова в Ташкент в марте прошлого года не помог "Газпрому" разрешить эту
проблему.
В 2006 году "Газпром" закупил у Узбекистана 9 млрд. газа
и убедил узбекское правительство продать ему 13 млрд. кубометров газа в 2007
году. Многие годы компания безуспешно пытается уговорить Узбекистан увеличь
ежегодные поставки газа до 17-18 млрд. кубометров, хотя в 2006 году "Газпром"
согласился платить по 100 долларов за тысячу кубометров вместо прежних 60
долларов.
Китайские компании также сталкиваются с проблемами на
энергетическом рынке Узбекистана. Как сообщалось, в начале апреля китайская
государственная компания Sinopec вышла из совместного нефтегазового предприятия
с "Узбекнефтегазом", предположительно в связи с высокими налогами на
нефтедобычу. После подписания соответствующего договора в 2003 году, работы по
проекту забуксовали. В 2005 году Ташкент поднял налоги с 12.3 процентов на нефть
и 18.5 на природный газ до 32 и 58 процентов соответственно. Хотя впоследствии
налоги снизились и составили в 2007 году 20 и 30 процентов соответственно, они
все равно считаются непомерно высокими.
Потенциальная преграда на пути реализации плана Ташкента
по строительству трубопровода связана с возможностями газодобычи самого
Узбекистана. На данный момент общий объем добываемого в Узбекистане газа
составляет около 60 млрд. кубометров в год, и большая его часть поступает на
внутренний рынок. В 2006 году Узбекистан добыл 62 млрд. кубометров, а
экспортировал чуть больше 12 млрд. кубометров, включая 9 млрд. кубометров что
закуплены "Газпромом". Остаток был направлен в соседние страны – Казахстан,
Кыргызстан и Таджикистан.
В настоящее время активные разведочные работы ведутся в
акватории Аральского моря, но о новых крупных находках в последнее время не
сообщалось. Согласно сообщению, распространенному ИА Press-Uz.info со ссылкой на
указ президента, дочернее отделение CNCP предоставит компании "Узбекнефтегаз"
буровое оборудование на сумму 209 млн. долларов. 177.6 млн. долларов из общего
объема финансирования будет предоставлено "Эскимбанком" КНР в виде займа сроком
на 15 лет. Доля "Узбекнефтегаза" в финансировании составит скромную цифру в 31.5
млн. долларов.
Напряженность в российско-таджикских отношениях вызвана
проблемой электроэнергии. 26 апреля таджикские власти объявили о расторжении
миллиардной сделки, по которой российский алюминиевый концерн, ОАО "РусАл",
должен был построить Рогунскую ГЭС. "РусАл" также оказался замешан в спор с
таджикскими властями по поводу модернизации крупного алюминиевого завода в г.
Турсунзаде близ узбекской границы. Причиной неудовольствия таджикских властей
стало подозрение, что политическое давление со стороны Узбекистана заставило
"РусАл" свернуть планы по строительству Рогунской ГЭС и модернизации
алюминиевого завода. Успешная реализация обоих проектов обеспечила бы
Таджикистан дополнительными политическими рычагами в его отношениях с
Узбекистаном. Узбекские власти говорят, что расширение таджикского завода
нанесет большой вред окружающей среде Узбекистана.
Явно разочаровавшись в перспективах сотрудничества с
Россией, в Душанбе, похоже, готовы обратиться за помощью к Ирану. Как сообщает
сайт Ferghana.ru, вопрос о содействии Ирана в строительстве завода в Турсунзаде
поднимался в ходе переговоров между таджикскими должностными лицами и министром
обороны Ирана Мустафой Мухаммедом Наджаром, побывавшем в конце апреля с визитом
в Таджикистане. Таджикские власти отметили, что к создаваемому для завершения
проекта Рогунской станции международному консорциуму сможет присоединиться любая
российская фирма, кроме "РусАла". Интерес к тому, чтобы достроить Рогунскую ГЭС,
проявила еще одна государственная российская компания – РАО ЕЭС.
|