КАЗАХСТАН
Экспорт нефти — дело стратегическое
16.05.2007. Эксперт
Казахстан
Редакционная статья К
2015 году Казахстан будет добывать примерно 150 млн тонн нефти, что выдвинет его
в число крупнейших нефтедобывающих стран мира. Из этого количества около 90%,
или 135 млн тонн, будет направляться на экспорт.
Нефтяной экспорт - один из самых серьезных источников
ресурсов для роста казахстанской экономики, и потому вопрос о перспективах
рынков сбыта нефти и маршрутов транспортировки - один из наиболее важных. Можно
даже сказать, стратегический вопрос. Нужно заранее продумать, куда будет
поставляться нефть и как она будет попадать к потребителям.
Казахстану доступны три направления экспорта
энергоносителей. Первое направление на настоящий момент наиболее важное - это
нефтепроводы, проходящие по территории России: КТК и Атырау-Самара. Второе -
транскаспийские перевозки и экспорт по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Третье
- транспортировка в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу.
Несмотря на то что сейчас в экспорте казахстанской нефти
доминирует российское направление, каждый из перечисленных маршрутов может быть
выбран в качестве приоритетного. Пока что казахстанское руководство не
определилось в выборе. Разрабатываются проекты расширения российских
нефтепроводов, идет создание нефтегазотранспортной инфраструктуры на Каспии и
подготовка к строительству Транскаспийского нефтепровода. До 2015 года и
российское, и южнокавказское направления будут иметь большое значение для
казахстанского экспорта нефти.
Но этот выбор рано или поздно будет сделан. Экспорт
углеводородного сырья тесно связан с политикой и позицией транзитных стран.
«Газовые войны» России с Украиной и Белоруссией наглядно показали, что от
позиции транзитных стран зависит надежность поставок.
Поэтому Казахстану предстоит сделать выбор между
транзитными странами. Или главным партнером в транспортировке углеводородов
будет Россия, или же консорциум стран в составе Азербайджана, Грузии и Турции.
Этот выбор влечет за собой определенные политические последствия. Если в
качестве главного и основного партнера выбирается Россия, тогда Казахстан должен
будет следовать российской энергетической политике. Если же в партнеры
выбираются южнокавказские страны, то он должен будет поддерживать европейскую
энергетическую политику, в рамках которой и создавался южнокавказский маршрут и
турецкие политические инициативы по сближению тюркских стран.
Сегодняшнее развитие маршрутов экспорта нефти
предопределяет будущее Казахстана на продолжительную перспективу. В зависимости
от того, что будет выбрано, зависит и то, каким Казахстан будет в 2030 году,
году выполнения стратегии «Казахстан-2030». Будет ли страна союзником России или
будет членом блока тюркских стран, объединенных системой трубопроводов. От этого
очень многое зависит во внутренней и внешней политике Казахстана. В этом
стратегическое значение выбора маршрутов экспорта углеводородного сырья.
Развитие экспортных маршрутов - дело долгое, трудное,
сопряженное с разнообразными техническими и политическими сложностями.
Строительство новых транспортных комплексов будет еще много раз обсуждаться в
самых разных контекстах, начиная от нюансов технологии транспортировки нефти и
газа и заканчивая большой политикой на Каспии, Южном Кавказе и в Центральной
Азии.
И не нужно упускать из вида ключевое значение этого
фактора для Казахстана и его будущего развития. Нефть позволила Казахстану стать
страной с бурно растущей экономикой и большими перспективами. Нефть же определит
в обозримом будущем состояние казахстанской экономики и лицо страны.
Двойное дно президентских поправок
18.05.2007.
Республика (Казавхстан)
Мухамеджан Адилов Предложенные реформы действительно продвинут Казахстан к
демократии, но не сегодня, а после ухода Нуреке
Конституционная реформа, которую так ждали и о которой с
придыханием говорили с трибуны наши власти, на поверку оказалась большим обманом
– сверху красивая демократическая оболочка, а внутри старая и совсем
«несъедобная» авторитарная начинка.
Хотя, конечно, стоит снова отдать должное нашему
президенту – похоже, он и впрямь самый сильный и искусный политик на
постсоветском пространстве. И это мы говорим без всякой иронии. Сильный и
искусный не потому, что предложил изменить Основной Закон страны и перейти к
президентско-парламентской республике – это, можно сказать, мелочь, текущий
момент. Впечатляет, как он сконструировал долгожданную конституционную реформу –
сверху демократическая облатка, внутри авторитарное содержание, а в целом почти
«съедобно». Ведь именно этим умением, которое сродни искусству и встречается
очень редко – найти компромисс там, где его невозможно достичь, и совместить
несовместимое, чтобы добиться поставленной перед собой цели, – определяется
уровень политика.
|
Нурсултан Назарбаев |
Было де-факто, станет
де-юре
Давайте проанализируем в комплексе выступления самого
президента, заместителя руководителя его администрации Оналсына ЖУМАБЕКОВА и
председателя Конституционного Совета Игоря РОГОВА.
На первый взгляд, предложенные 16 мая поправки выглядят
вполне демократически, в духе требований ОБСЕ. Но это только видимость. После
того как они лягут на нашу политическую реальность, они приобретут совершенно
иной вид – так одежда, выглядевшая на витрине вполне респектабельно, будучи
надетой, вызывает порой отвращение и указывает на дурной вкус ее владельца.
Ключом к пониманию нынешнего конституционного процесса
является отмена пункта Основного Закона, который обязывал президента Республики
Казахстан в период осуществления своих полномочий приостанавливать деятельность
в политической партии. То, что «Нур Отан» создавался под Назарбаева и для
Назарбаева, сомнений не вызывает ни у кого – и скоро Нурсултан Абишевич сможет
возглавить свое детище не только де-факто, но и де-юре. Но зачем ему это
понадобилось?
Ответ прост – он был вынужден это сделать. Потому что
действовавший прежде в Казахстане механизм функционирования власти начал давать
частые и все более опасные сбои. Причем процесс этот носит объективный характер,
то есть его можно замедлить и ускорить, но нельзя остановить. Связан он с
изменением формы существования самой власти – прежде она преимущественно была
привязана к доступу к госресурсам через должность или возможность принимать
участие в решениях. А если кто-то начинал выступать против автократа, то
последний просто отстранял мятежника от должности и тот засыхал без доступа к
вечно живому источнику политической силы.
В ходе же экономических и политических реформ в стране
экономическая власть оказалась сконцентрирована в руках десятка-двух крупных
промышленно-финансово-политических групп, возглавляемых, как правило,
родственниками и приближенными Нурсултана Назарбаева. Рычаги воздействия
последнего на них резко ослабли – увольнение с государственных должностей не
лишало ослушников капиталов, средств массовой информации, креатур в госаппарате
и даже собственных политических партий. В результате возможности главы
государства усмирять и править ослабли до предела.
Кроме того, в силу возраста, моральной усталости и
накопленных взаимных обязательств Назарбаеву становилось труднее управлять
своими вассалами, которые становились все более самостоятельными. Доказательство
тому – множество конфликтов, начиная с ухода в оппозицию бывшего
премьер-министра Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА до последней «драки» вокруг судьбы
менеджеров «Нурбанка». И хотя в ходе этих непрекращающихся «феодальных войн»
кланы несли серьезные потери – достаточно вспомнить уход в политическую тень
Нуртая АБЫКАЕВА, окружение Нурсултана Абишевича стало для него опаснее, чем США,
Западная Европа, Китай и демократическая оппозиция, вместе взятые.
В результате и родилась политическая реформа, концепция
которой если и существует на бумаге, то явно под грифом «Совершенно секретно» и
в двух экземплярах – один для президента, второй – для доверенного советника, но
контуры которой нетрудно угадать. Началась она с объединения пропрезидентских
партий в «Нур Отан», после чего основные противоборствующие кланы оказались
загнанными в структуру, приспособленную для дискуссий, столкновений,
политических маневров и игры. Одновременно проводится административная реформа,
главной задачей которой станет формирование профессионального корпуса
чиновников, работающих на государство, а не на сторону, и выверенного набора
госведомств с прозрачными технологиями и процедурами.
Если политическая реформа удастся, то борьба между
промышленно-финансово-политическими группами, центром и региональными кланами
сконцентрируется в политическом поле – в рамках партии «Нур Отан» и парламента,
а правительство и государственный аппарат превратятся в инструменты реализации
уже согласованной политики. Как следствие, Назарбаеву уже не придется самому
постоянно выступать арбитром между кланами, следовательно, он еще выше
поднимется над ними. И сможет править еще лет 10-15 в условиях, когда аппетиты и
ресурсы претендентов на престол растут, а его физические возможности
убывают.
Реформы с двойным дном
Итак, рассмотрим поправки в Конституцию РК, озвученные
первым президентом и его подчиненными, с точки зрения того, как они помогут
Назарбаеву удержаться на олимпе как можно дольше.
Мы уже писали об отмене запрета возглавлять политическую
партию. Эта поправка явно поможет Нурсултану Абишевичу пересидеть период с 2012
по 2017 год, если придется уступать кресло главы государства другому человеку,
даст ему возможность руководить процессом принятия политических решений внутри
«Нур Отана» и выступать верховным арбитром в борьбе кланов даже при отсутствии
государственной должности.
На случай, если президент, войдя в клинч со своим
окружением, не получит поддержки в правящей партии или парламенте или, не дай
бог, премьер-министр станет непослушным, глава государства будет иметь право:
во-первых, законодательной инициативы, причем на исходящие от него законопроекты
не обязательны положительные финансовые заключения правительства, во-вторых,
созыва внеочередной сессии парламента, в-третьих, отмены актов не только
правительства, но и премьер-министра. И все это завершает поправка о
предоставлении президенту распускать парламент целиком или только нижнюю
палату.
Второй президент Казахстана в отличие от первого будет
избираться на срок не семь лет, а пять – это дает свободу рук Назарбаеву. Он
может дождаться 2012 года и снова избираться в 2017 году, хотя не исключен
вариант и досрочной отставки, чтобы после транзитной фигуры снова занять кресло
главы государства на десять лет. При этом Нурсултан Абишевич ничем не рискует,
поскольку статус и полномочия первого президента будут прямо прописаны в
Конституции, изменить которую невозможно без его согласия.
За счет поправки о введении государственного
финансирования партий будет снята большая головная боль, как обеспечивать
материально «Нур Отан», ведь нынешняя система спонсирования назарбаевского
детища и ее рекламно-пропагандистских и выборных акций непрозрачна и при случае
может стать поводом для большого скандала.
Увеличение численности Мажилиса на 30 мест не только
позволяет расширить представительность нижней палаты, но и без большого скандала
дать квоту Ассамблее народов Казахстана, которая в свою очередь будет прямо
формироваться главой государства. В результате президент будет прямо или
косвенно назначать 22 депутата парламента из 154, или каждого седьмого.
На случай, если НДП «Нур Отан» не удастся забрать больше
двух третей депутатских мандатов, и чтобы обеспечить хорошую управляемость
премьер-министра, вотум недоверия будет выноситься половиной числа депутатов.
Если же кланы и депутаты не смогут договориться, то их просто распустят,
вынуждая снова тратить деньги и усилия на выборы – на время простоя Мажилиса
законы будет принимать Сенат. А чтобы депутаты не шатались и не прыгали из
партии в партию – их свяжут императивным мандатом и будут лишать полномочий,
если они покинут родной «Нур Отан». Прочие же партии будут работать под
дамокловым мечом ликвидации, ибо нет ничего проще в Казахстане, чем
ликвидировать политическую партию (разве что только газету – ред.).
Какую поправку не возьми, все они имеют двойное дно.
Дача согласия маслихатов на назначения Акимов – норма вполне демократическая, но
может использоваться и для того, чтобы поставить на место зарвавшегося акимчика
какой-нибудь бывшей столицы. Право Мажилиса на две третьих формировать
Конституционный Совет и Центральную избирательную комиссию – это замечательно,
если не понимать, что сама нижняя палата на более чем две третьих формируется
сами знаете кем.
В общем, казахстанский путь к демократии заключается в
том, что движемся мы в правильном направлении, а оказываемся почему-то снова
сзади…
Папа сказал, депутаты
приняли
Проанализировав назарбаевские поправки в Конституцию,
перейдем к процессу их озвучивания и принятия.
Удивляет, во-первых, скорость их принятия – в среду 16
мая Нурсултан Абишевич озвучил свои предложения, и в тот же день парламент
принял поправки в первом чтении, а уже сегодня, скорее всего, одобрит их
окончательно. Во-вторых, дробление информации для широкого пользования – самые
демократические нововведения озвучил глава государства, «подводные камни» для
демократического процесса – его подчиненный. В-третьих, применение маскировочных
ходов – в частности заявления г-на РОГОВА о том, что досрочное сложение
полномочий текущего парламента не предусмотрено. Эти особенности, по моему
мнению, не случайны и являются частью политической игры президента.
Похоже, наш глава государства серьезно боится
сопротивления и поэтому максимально ускоряет процесс корректировки Конституции.
Именно поэтому он не рискнул предварительно опубликовать для широкого обсуждения
проект закона о внесении поправок – хотя это следовало сделать. Именно поэтому
он не дал возможность депутатам не просто прочитать законопроект, но и обсудить
его со своими избирателями, и чтобы гражданское общество и СМИ не успели
организовать оппонирование, приказал принять его за неделю. Видимо, история с
принятием закона о частной собственности на земли сельхозназначения многому
научила нашего президента, и он уже не слишком надеется на управляемость
парламентариев.
О многом говорит и озвучивание таких поправок, как
предоставление президенту права руководить политической партией, распускать
парламент целиком или только Мажилис, вносить законопроекты или отменять акты
премьер-министра, не самим Назарбаевым, а Жумабековым. Таким образом, сделана
попытка перевести эти поправки в разряд второстепенных, незначительных. Хотя в
будущем именно на них может поскользнуться даже наша бутафорская демократия.
Похоже, времени у Назарбаева на проведение политических
реформ мало, и он стремится провести их как можно быстрее – чтобы выскочить из
тесных объятий своего окружения и заставить это окружение действовать, как он
хочет. Удастся ему это? Не уверены.
Впрочем, факт остается фактом – предложенные им
политические реформы действительно продвинут Казахстан к демократии, но не
сегодня (сегодня они усиливают личную власть Нуреке), а потом, когда Нурсултан
Абишевич уйдет. Видимо, такова диалектика политического развития нашей страны –
чтобы перейти к демократии, нужен автократ, который, чтобы выжить в среде своих
соратников и сподвижников, строит для них демократические механизмы, заставляя
их конкурировать за свою благосклонность. В итоге потом нам понадобится только
подчинить второго президента общим правилам игры – и все будет о’кей.
P.S. Помните «Алису в стране чудес»? Льюис Кэрролл
создал мир, в которых прямая между двумя точками – не самое короткое расстояние
между ними, чтобы попасть в нужное место, приходится идти в обратную сторону,
название не соответствует форме, а форма названию, герои занимаются не тем, чем
положено, вещи исчезают в никуда и ниоткуда появляются. В общем, полный
сюрреализм. Вам это ничего не напоминает? Беда лишь в том, что Алиса жила в
придуманном мире, а мы-то живые…
Рахат Алиев начал критику своего тестя Назарбаева в западной прессе
20.05.2007. Радио
Азаттык (Свобода)
Данабек Жалмырза
Пока президент Назарбаев продвигал противоречивый
законопроект, его сват академик Мухтар Алиев на сайте «Казахстан тудей», которая
является собственностью зятя президента Рахата Алиева, дал понять, что
конституцию нельзя передергивать и превращать реформы в очковтирательство.
Странно другое, говорят наблюдатели: когда Мухтар Алиев
заговорил о политике, дочь президента Дарига Назарбаева не проронила ни слова.
Зять президента Рахат Алиев на этом же сайте говорил о том, что проблемы его
бизнес-империи не связаны с политикой. Но в интервью газете "Файненшл таймс" в
субботу Рахат Алиев сказал, что всерьез тревожится о готовящейся отмене
конституционного ограничения количества президентских сроков, что это может
«свести на нет его личные многолетние усилия по продвижению Казахстана в
очередные председатели ОБСЕ».
В эти дни продолжились и аресты близких к Алиеву людей
на фоне скандале в «Нурбанке». В ходе судебного разбирательства над бойцами
элитного полицейского отряда и над бывшим председателем правления банка А.
Гилимовым рушатся обвинения предварительного следствия. Местонахождение
пропавших в начале февраля бывшего заместителя председателя правления «Нурбанка»
Жолдаса Темиралиева и завхоза банка Айбара Хасенова до сих пор неизвестно. Одна
сторона утверждает, что «их похитили люди Рахата Алиева и насильно удерживают в
неизвестном месте», другая сторона утверждает, что «они в бегах».
В Медеуском районном суде Алматы продолжается судебный
процесс над Абилмажином Гилимовым, который обвиняется в «мошенничестве» и «в
выдаче заведомо безвозвратных кредитов». Гилимова судят вместе с командирами и
бойцами специального отряда быстрого реагирования которые, якобы, ворвались в
здание банка «с целью похитить банковскую документацию и печати», которые якобы
хранились на девятом этаже в кабинете Жолдаса Темралиева. В общественном мнении
все они представлены людьми акима Алматы Имангали Тасмагамбетова, так как
Гилимов приходится двоюродным братом акиму.
Газета «Время» утверждает, что у них имеется документ,
«согласно которому Виталий Пискунов (один из задержанных людей Рахата Алиева,
бывший сотрудник банка) в середине февраля 2007 года получил доверенности от
Гилимова, Тимралиева и Хасенова на право распоряжаться принадлежащими им
несколькими земельными участками в окрестностях Алматы. Автор пишет, что судя по
датам, когда подписывались и оформлялись все эти документы, Абильмажин Гилимов
был арестован и просто физически не мог навестить нотариуса, чтобы подписать
доверенность. В перерыве судебного процесса корреспонденту программы «Паровоз»
удалось спросить у самого Гилимова, подписывал ли он на имя Виталия Пискунова
доверенность? На что Гилимов ответил отрицательно:
- Нет. Я не знаю Пискунова, с ним я не знаком и,
естественно, на незнакомого человека я не дал бы доверенность.
На судебном процессе выяснялись два существенных
момента. Во-первых, та самая сделка, в чем обвиняется Гилимов как «за совершение
заведомо невыгодных для банка сделок» оказалась, на самом деле, выгодной для
банка и кредит возвращен. О чем заявил на суде нынешний заместитель председателя
правления банка Тлеген Сагындык:
– Для банка это было изначально неущербно, она была
хорошая, прибыльная сделка, и банк получил прибыль.
Во-вторых, утверждается, что на девятом этаже не
хранятся никакие документы. Об этом на суде заявил сотрудник «Нурбанка» Ерлан
Сартбаев, до марта возглавлявший управление кредитного администрирования
банка:
- Оригиналы документов хранятся в сейфе, а копии
хранятся у нас в кабинете на втором этаже, в специально отведенных стеллажах
железных.
В эти Рахат Алиев выступил в газете «Караван» со своим
заявлением, где он обвинил акима Алматы Имангали Тасмагамбетова и министра
внутренних дел Бауыржана Мухамеджанова в том, что они слишком тесно связаны с
криминальной аферой, участников которой судят в Алматы. Рахат Алиев объявил
вознаграждение в 10 миллионов тенге за любую информацию, которая позволит
обнаружить банкира Тимралиева.
Правда, за день до этого известный адвокат Нурлан
Устемиров заявил от том, что Тимралиев, Хасенов и еще третий человек, очевидно
их сопровождавший, еще в феврале вылетели из Бишкека в Китай . Правда, он не
назвал источник этой информации:
- Поскольку я адвокат, у меня есть обязательства перед
людьми говорить или не говорить. Если человек не хочет, чтобы я его назвал, я не
буду называть. Тем более я не могу сказать никому, откуда эта информация у меня.
Я могу сказать, что информация достаточно достоверная, чтобы поверили. Ну, если
я поверил, и я его озвучиваю, я не просто так говорю. Он сказал, что именно в
эти дни с третьего по пятое февраля, точный день он не помнит, он видел их в
аэропорту «Манас» в Бишкеке. Хасенова он узнал сразу, поскольку он его знает в
лицо, а Тимралиева он узнал потом, говорит, фотографию видел в газетах. А
третьего, говорит, не видел в газетах.
Правда, похоже, мало кто поверил в слова адвоката
Устемирова. Некоторые даже увидели в этом очередную игру Рахата Алиева. Так брат
покойного Алтынбека Сарсенбаева Рысбек Сарсенбаев выразил свое сомнение так:
- Устемиров этим заявлением доказал, что он
действительно человек Рахата Алиева. Он просто выполняет поручение своего шефа.
Я думаю, это просто выдумка Рахата Алиева или его людей.
По оценке независимого журналиста Сергей Дуванова,
последние события вокруг Рахата Алиева показывают, что началась открытая фаза
борьбы кланов:
– Это означает, что межклановая борьба вступила в
открытую фазу. Если до этого борьба велась подковерная, сегодня противники
сошлись уже не на шутку, в открытом, публичном бою. Информационная война в
полном разгаре. Я думаю, что это все может кончится даже разбирательством в
суде.
Назарбаев теперь может столько, сколько захочет
21.05.2007. Немецкая
волна
Дарья Брянцева (Бонн)
В конце минувшей недели казахстанские депутаты без
каких-либо ощутимых трений приняли поправки к Конституции страны. Среди них есть
много небезынтересных. Но лишь одно из изменений было встречено общественностью
республики действительно бурно. Речь о поправке, которая теперь позволяет
нынешнему лидеру Нурсултану Назарбаеву баллотироваться на пост президента
столько раз, сколько он захочет. Фактически получается, что Назарбаев обеспечил
себе пожизненное президентство. Возникает вопрос: каким образом эта поправка
соотносится с далеко идущими реформаторскими планами казахского лидера, о
которых он заявил на днях?
Итак, парламент Казахстана проголосовал за внесение в
Конституцию поправки, согласно которой количество возможностей избираться главой
государства для первого президента республики Нурсултана Назарбаева не
ограничивается. Соответствующее предложение поступило от группы депутатов, а
остальными было поддержано, поскольку никто в парламенте вроде как не
сомневается в том, что никто, кроме Назарбаева, не сможет завершить начатые
экономические и политические реформы. По словам госсекретаря Казахстана Каната
Саудбаева, «в этом решении воздана заслуженная дань уважения и признательности
Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, первому президенту Казахстана и создателю нашей
независимой государственности», тем более, что он, по словам госсекретаря,
«находится в замечательной интеллектуальной и физической форме, остается
локомотивом развития страны».
Все бы хорошо, если бы не одно «но». Наверное, ни от
одного аналитика не укрылся тот факт, что Казахстан стремится занять кресло
председателя в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009-м
году. Пока решение по этому вопросу отложено до конца текущего года.
А свою «нерешительность» в ОБСЕ объясняют
недостаточностью демократического реформирования в Казахстане. То есть Астане
было поставлено условие: вы нам - реформы, мы вам - кресло. И вот в середине
прошлой недели Нурсултан Назарбаев озвучил целый ряд реформаторских предложений.
Речь шла и об увеличении полномочий парламента, и об усилении роли политических
партий, и об отмене смертной казни… В итоге все поправки, предложенные
Назарбаевым, были утверждены депутатами, которые, по их же словам, в
благодарность за все хорошее обеспечили казахского лидера пожизненным
президентством. Но как воспримет теперь это решение ОБСЕ?
Как отметил в интервью НВ Михаэль Лаубш – глава
немецкого Общества содействия демократии в Центральной Азии:
- Я как раз в прошлую пятницу был в Вене и общался с
чиновниками от ОБСЕ. По их словам, они были очень удивлены тому, что произошло в
Астане. На Западе от реформ, обозначенных Назарбаевым, ждали значительно
большего. Собственно, ждали существенных изменений. Теперь же, в связи с
пожизненным президентством, Казахстану, возможно, будет предложено предоставить
свою Конституцию на рассмотрение Венецианской комиссии.
Члены комиссии должны будут дать оценку тому, насколько
законодательство Казахстана соответствует европейским правовым номам. Если
Венецианская комиссия даст положительную оценку, то процесс реформ в Казахстане
будет признан состоявшимся. Но, судя по последним решениям, существенных
изменений в Основной закон Казахстана внесено не было, а потому решение
Венецианской комиссии будет, скорее всего, негативным. И в свою очередь решение
о председательствовании в ОБСЕ, наверное, будет принято не в пользу Казахстана.
Мне вообще не очень понятно, какую стратегию преследует Астана, скажем так,
«продавая» Западу нынешние поправки под видом субстанциональных реформ. Ведь, по
сути, все поправки так или иначе направлены на укрепление позиций Нурсултана
Назарбаева, и ни на что другое.
Небольшое пояснение. Европейская комиссия «За демократию
через право» более известна под своим вторым названием – «Венецианская
комиссия». Эта организация была учреждена Советом Европы в 1990-м году
специально для того, чтобы консультировать восточноевропейские государства во
всем, что касается законодательных вопросов. Венецианская комиссия – организация
независимая, которая может дать оценку тем или иным процессам и посоветовать,
что делать в том или ином случае. И в том, что касается оценки конституционных
реформ, Венецианская комиссия обладает в Европе огромным авторитетом.
Интересно, какие поправки, ныне внесенные в
казахстанское законодательство, могут быть расценены как существенные? Как
говорит Михаэль Лаубш:
- Существенных изменений, на мой взгляд, нет. Не могу
отметить ни одного пункта, о котором можно было бы сказать: «О, да. Вот это
действительно революционно». Хорошо, срок президентства сокращается с семи до
пяти лет. Но только начиная с 2012 года, и это не касается нынешней власти. В
Астане говорят о реформе Конституции, но мне кажется, надо, прежде всего, менять
Закон о партиях, Закон о выборах и Закон о СМИ. Без существенных изменений в
этих актах нечего и говорить о демократических преобразованиях. И, предполагаю,
Запад даст понять Казахстану в самое ближайшее время, что от него ждут не
миниатюрных перемен для видимости, а существенных подвижек. Это ясно.
Еще один момент. По сути, в том, что Назарбаев сможет
теперь избираться столько раз, сколько захочет, тоже нет ничего нового. Впервые
он был избран президентом в 1991 году. Потом его полномочия были продлены, потом
он избирался снова. Но, по большому счету, все временные лимиты должны были быть
уже исчерпаны. Как отмечает в этой связи Михаэль Лаубш:
- Если анализировать с точки зрения, привычной для
казахстанских властей, можно сказать, что третий раз вроде бы как не считается,
и на самом деле Назарбаев избирался в общей сложности всего лишь два раза. Если
же оценивать сроки пребывания Назарбаева у власти с точки зрения оппозиции и
Запада, тогда, несомненно, то, как он остался у власти в последний раз, уже само
по себе было нарушением Конституции. Теперь же эта дискуссия вообще не имеет
никакого смысла, поскольку, сколько бы ни оставался Назарбаев у власти, его
пребывание там легитимно. Но, что интересно, в казахстанском обществе далеко не
все поддерживают инициативу депутатов наделить нынешнего казахского лидера столь
долгосрочными полномочиями.
Так, к примеру, Мухтар Алиев, член президентской партии
«Нур Отан» и отец зятя Назарбаева, заявил, что снятие ограничений на число
президентских сроков – это ясный сигнал об отходе от базисных принципов
конституции. В общем, я думаю, точка в этом деле еще не поставлена. И, наверное,
Запад в самое ближайшее время даст понять, что это новшество никак не красит
страну, которая стремится соответствовать демократическим параметрам, - отметил
в интервью НВ Михаэль Лаубш – глава немецкого Общества содействия демократии в
Центральной Азии.
Назарбаев против Алиева
24.05.2007.
Ведомости
Елена Руднева
Зятя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Рахата
Алиева обвиняют в похищении человека. Следующей пострадать может дочь президента
Дарига Назарбаева — окружение отца боится ее как потенциальную преемницу,
полагают эксперты.
Рахат Алиев — муж Дариги,
старшей дочери президента Казахстана. Он — один из совладельцев крупного
казахстанского банка “Нурбанк”. Вместе с супругой Алиев владеет акциями
телеканалов “Хабар”, КТК, газетой “Караван” и информационным агентством
Kazakhstan Today. Дарига Назарбаева — создательница одной из крупнейших
политических партий страны — “Асар”. Назарбаева не раз критиковала режим
отца, называла главной угрозой стабильности в Казахстане существование
кланово-бюрократической системы и выступала в защиту свободы слова. Но о
президентских амбициях Дарига не заявляла.
МВД Казахстана возбудило в отношении Алиева уголовное
дело по факту организации похищения двух руководителей Нурбанка —
Абилмажена Гилимова и Жолдаса Тимралиева. Вчера Назарбаев дал личное поручение
МВД и Генпрокуратуре расследовать громкое уголовное дело.
Гилимов и супруга Тимралиева, местонахождение которого
до сих пор не известно, обвинили Алиева в использовании похищения, чтобы
получить контроль над частью активов банка. В ответ зять Назарбаева 18 мая
в статье, опубликованной в “Караване”, объявил награду в 10 миллионов тенге
(около $83 000) за информацию о местонахождении Тимралиева, назвав его
“беглым мошенником”.
Возникновение громкого уголовного дела связано с борьбой
политических кланов в Казахстане за кресло Нурсултана Назарбаева, который
подумывает о досрочной отставке, полагает Аждар Куртов из Института
стратегических исследований. Алиев никогда не скрывал своих президентских
амбиций, он, возможно, имел отношение к недавней санкционированной утечке
компромата о злоупотреблениях Назарбаева, предполагает аналитик. На прошлой
неделе Алиев обвинил на страницах СМИ губернатора Алма-Аты и министра внутренних
дел в связях с криминалом, поэтому заявление о возбуждении уголовного дела стало
ответным ходом, напоминает эксперт Института стран СНГ Андрей Грозин. Но
выпадение Алиева из борьбы за место преемника на отношениях Казахстана с Россией
сильно не скажется: у Дариги Назарбаевой и Алиева нет серьезных связей с
российским политическим классом.
Расследование уголовных дел, связанных с АО "Нурбанк"
24.05.2007. МВД
Казахстана
Центр информации и общественных связей МВД Республики
Казахстан
Некоторые СМИ распространяют информацию тенденциозного
характера вокруг уголовных дел, связанных с АО "Нурбанк". Группа масс-медиа
пытается вмешаться в деятельность следственных органов, повлиять на ход
расследования и перевести уголовные дела в политическую плоскость. Подобную
форму освещения событий можно расценивать, как стремление этих СМИ
воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию дел.
Министерство внутренних дел официально заявляет, что вся
деятельность следственных органов основана только на Законах Республики
Казахстан. Перед законом все равны. Никто не имеет права вмешиваться или влиять
на работу оперативно-следственной группы и правоохранительные органы этого не
допустят.
Постановлением следственной группы по признакам состава
преступления предусмотренных статьей 125 часть 3 УК РК "похищение человека" и по
заявлению Абилмажена Гилимова возбуждены уголовные дела по отношению к Алиеву
Р.М. Кошляк В.М. и Бекбаеву А. по фактам похищения ими 18-19 января 2007 года
Абилмажена Гилимова и Жолдаса Тимралиева.
Постановлением следственной группы по фактам похищения
31 января 2007 года Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова также возбуждены
уголовные дела по статье 125 часть 3 УК РК "похищение человека".
По фактам похищения людей Постановлением следствия
объявлены в розыск Бекмуратов А.Е., Зинченко К.В., Хворов Д.А., Мухтаров К.Е.,
Дюйсенов А.К. при этом прокуратура санкционировала по отношению к данным лицам
меру пресечения – арест.
Постановлением следствия в международный розыск
объявлены Бекбатыров О.Е., Кошляк В.М., Сапожников В.А., Кошлай С.М., Акимкулов
К.Е., Бектыбаев А.А. по санкции органов прокуратуры по отношению к данным лицам
предусмотрена мера пресечения – арест.
Кроме того, в ходе расследования вышеуказанных дел
следствием была установлена деятельность организованной преступной группы (ОПГ),
которая после исчезновения Тимралиева Ж. и Хасенова А., а также во время
нахождения Гилимова А. под следствием незаконно присвоила себе их имущество. По
этим фактам возбуждены уголовные дела, предусмотренные статьей 175 ч. 3 "кража
совершенная организованной группой, в крупном размере", статьей 181 ч.3
"вымогательство совершенное организованной группой" и статьей 229 ч. 1
"использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей
деятельности". По данным уголовным делам в настоящее время задержаны Пискунов
В.А., Острой М.В. и Ерошенко А.С.
Глава государства дал личные поручения Генеральному
прокурору и Министру внутренних дел республики провести самым тщательным образом
расследование данных уголовных дел, не взирая на должности и положения.
В связи с этим, Министерство внутренних дел Республики
Казахстан напоминает об ответственности СМИ перед законом и обществом за
распространение информации не соответствующей действительности.
О ходе проведения следствия пресс-служба МВД РК будет
оповещать СМИ по мере появления новых фактов.
***
Примечание - Упомянутый выше
Р.М.Алиев - муж старшей дочери президента Дариги Назарбаевой
Правда, что хуже всякой лжи
23.05.2007. КУБ
кз
Андрей Чеботарев По
поводу последних событий вокруг высокопоставленных персон
Текущая политическая неделя проходит в атмосфере
бушевания нешуточных страстей, вытекающих из известного скандала вокруг
«Нурбанка», его ведущего акционера, бывших руководителей, их жен и еще целого
ряда так или иначе вовлеченных сюда людей. При этом все здесь зашло уже так
далеко, что не просто разобраться, кто тут прав и виноват. В связи с этим вполне
можно согласиться со словами одного из главных фигурантов данной истории, без
которого ее могло и не быть вовсе, что «Пора сказать правду».
Вместе с тем, перефразируя известную народную мудрость,
нужно сказать, что, сколько людей, столько и «правд». Поэтому в данном деле
нужно искать истину. Что же касается «правды», то как тут не вспомнишь великого
Александра Грибоедова с его бессмертной фразой: «Я правду об тебе порасскажу
такую, что хуже всякой лжи». В общем, здешним правдолюбцам не позавидуешь.
Каждый вынужден кивать на другого по принципу: «Это все – он, а не я!». В итоге
и «черных», и «белых» пятен в истории со скандалом становится все больше и
больше.
Впрочем, помимо «мрака» и «грязи» общественность
получила и долгожданное «зрелище». Апогеем «нурбанковской» истории на текущий
момент стало возбуждение органами внутренних дел уголовного дела в отношении
чрезвычайного и полномочного посла Казахстана в Австрии и ОБСЕ Рахата Алиева.
Старшего зятя главы государства подозревают в причастности к похищению
экс-руководителей указанного банка Абильмажена Гилимова и Жолдаса Тимралиева.
Причем последний до сих пор числится в списке исчезнувших.
Самым существенным стало то, что добро полицейским здесь
дал сам президент. По словам начальника центра информации и общественных связей
МВД РК Багдата Коджахметова, глава государства поручил генеральному прокурору и
министру внутренних дел провести расследование «самым тщательным образом» и «не
взирая на должности и положения». В результате в течение двух последних недель
полицией были задержаны сотрудник Службы охраны президента Нурлан Сарыпбеков и
один из высокопоставленных сотрудников финансовой полиции Алматы Бауржан
Аубакиров, а также произведен обыск в доме академика и свата президента Мухтара
Алиева. Хотя еще месяц назад все это могло рассматриваться на грани фантастики.
Как видно полицейские получили своего рода карт-бланш
для того, чтобы взять реванш над теми, из-за кого до сих пор находятся под
стражей и судом их сослуживцы из алматинского ДВД. Возможность отыграться имеет
и глава МВД Бауржан Мухамеджанов, которого пока еще действующий дипломат
публично обвинил в причастности к некой «криминальной афере» вокруг спекуляции с
землей. Нельзя не сказать и о том, что явно не без вмешательства «сверху»
Медеуский райсуд Алматы приостановил рассмотрение исков Алиева к женам своих
бывших соратников по бизнесу Армангуль Капашевой и Надире Базарбаевой.
Казалось бы, что хоть какая-то справедливость начинает
восстанавливаться. Во всяком случае, памятуя об известных событиях осени 2001
года, подозрениях в связи с трагической гибелью одного из лидеров партии
«Настоящий Ак жол» Алтынбека Сарсенбайулы и призывах к построению в Казахстане
некоего «султаната», общественное мнение явно не настроено признать правду г-на
Алиева таковой. Другое дело, что ради объективности аналогичную позицию следует
занимать и в отношении его нынешних оппонентов внутри правящей элиты.
Можно, к примеру, признать некоторую обоснованность
требований правоохранительных органов к КТК и «Каравану» по поводу их отказа от
«несанкционированного освещения» хода расследования соответствующего дела.
Однако почему-то в 2006 году никто из руководителей данных органов не пресек
аналогичным образом тот массив закрытой, по логике вещей, информации, который
шел в одном из этих СМИ по ходу следствия по делу об убийстве Сарсенбайулы и его
помощников. Или же в тот раз это освещение было «санкционированным»?
Возможно и то, что факт родственных связей Гилимова с
акимом Алматы Имангали Тасмагамбетовым в «нурбанковском» деле совсем не причем.
В то же время нельзя не согласиться по поводу замечания их оппонента в адрес
печально известной «Алматыжер». В данном случае общественное мнение вряд ли
станет на сторону и алматинского мэра. Разве что можно отдать должное выдержке
последнего, поскольку он не разу не высветил на публике свою «правду» на всю эту
историю.
Обращает на себя внимание и то, что г-н Алиев
практически в одно и то же время с выпадом против своих оппонентов дал в
зарубежных СМИ оценку проведенной на днях конституционной реформе. По его
мнению, предоставление Первому президенту РК возможностей неограниченно
переизбираться на свой пост «не улучшит шансы республики добиться
председательства в ОБСЕ». Соглашаясь и с этой правдой представителя Казахстана в
ОБСЕ, в то же время трудно сказать, что больше может снизить уровень
результативности его работы в указанном направлении – данные поправки в
Конституцию или рассматриваемый скандал с явным криминальным оттенком?
Так или иначе, но создается впечатление, что одной из
главных причин возбуждения уголовного дела в отношении Рахата Алиева и обыска в
доме его отца, который до этого тоже в одном из своих интервью выразил критику в
адрес отмены «конституционного ограничения количества президентских сроков»,
стала именно их отмеченная выше позиция. Правда, что примечательно, никто из
сторонников конституционных изменений среди депутатов и аппаратных функционеров
«Нур Отана» почему-то не подняли вопрос о хотя бы «постановке на вид» одному из
членов политсовета данной партии по этому поводу.
Небезынтересно и намерение Рахата Алиева провести 24 мая
в Вене пресс-конференцию, где он собирается сообщить о фактах коррупции в
правоохранительных органах. Кстати, нечто подобное он пытался сделать еще в
ноябре 2001 года в стенах парламента. Но тогда Алиев хотя бы имел
соответствующие для этого статус и компетенцию. Теперь же закономерно возникает
вопрос, откуда у него, долгое время проработавшего в сфере внешней политики,
есть информация, не имеющая к его нынешней деятельности никакого отношения? Но
еще больше интригует та реакция, которую проявит затем на все это президент РК.
В целом же, вокруг рассматриваемого скандала идет
непонятная, ведущаяся по каким-то своим правилам или вообще без всяких правил
игра. Причем, что интересно, в нее оказался вовлечен ставший широко известным по
делу о тройном убийстве адвокат Нурлан Устемиров. Случайно или нет, однако снова
его подзащитным оказался бывший сотрудник спецслужб, а сам он вновь предстает в
качестве носителя важной информации, полученной от некоего анонимного источника.
И опять речь идет о деле, в котором так много названных открыто и находящихся в
тени фигурантов. Так что не будет ничего удивительного, что все это дело рано
или поздно придет к известному выводу древнекитайского философа Конфуция о том,
как «Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там
нет».
Казахстан стал супердержавой…
21.05.2007.
Мегаполис (Казахстан)
Серик Малеев
Факт сам по себе весьма интересный. Но прежде хотелось
бы показать, как освещают в казахской прессе устремление российского президента
Владимира Путина, разворачивающего Российскую Федерацию в этом же направлении.
Что вызывает вполне обоснованный страх ее ближайших соседей, имеющих уже
печальный многовековой опыт общения с такой имперской великодержавной
Россией.
И вот как об этом, как и о состоявшемся визите Путина в
Казахстан, рассказывает журналист газеты "Ана Тiлi" Асылхан Мамашулы в своей
статье "Как Путинский галоп сбил с пути Назарбаева": (Цитируем)
– В последние несколько лет в России возрождаются
великодержавные настроения. Делается все для того, чтобы не утратить свое
влияние на просторах бывшей империи. В особенности, в Центральной Азии, в
государствах, которые могли бы реально конкурировать с РФ в доставке своих
энергоресурсов на рынки Запада. Тогда как Россия мечтала бы вновь поставить эти
республики на колени, сделав их зависимыми от себя.
И вместе с тем мы могли видеть, как нервно реагирует
Кремль на любое проявление самостоятельности. И это относится прежде всего к
Прибалтийским государствам. Мы видели, сколь злобной оказалась реакция Москвы на
последние события в Эстонии. Причем эту свою злость Путин нашел нужным
выплеснуть на параде 9 Мая в своей речи перед собравшимися на Красной площади,
упомянув "некоторые государства, не уважающие не только себя, но и свой
собственный народ". Как будто он не нашел другого места.
Своей речью он пролил бальзам на раны некоторых особо
шовинистически настроенных граждан РФ, и сегодня не готовых признать право
эстонцев на самостоятельное видение мира. Причем, – пишет журналист, – что
интересно, собравшиеся на Красной площади толпы русских, все еще поддерживающие
сталинскую изуверскую политику, до сих пор сдувают пылинки с "Великой Победы",
добытой для них товарищем Сталиным.
И далее здесь говорится о том, что: "Может быть,
Казахстану и не стоило совместно с Туркменией следовать столь безоговорочно в
фарватере политики Кремля. Ведь, уговорив Казахстан присоединится к российской
трубе Бургас –Александрополис, строительство которой только еще намечается,
Россия тем самым сумела одержать крупную победу над Западом, как отмечают
российские аналитики, вполне сопоставимую с победой СССР в Великой Отечественной
войне. И как бы это не сказалось теперь на наших отношениях с США и европейскими
державами".
Впрочем, у Казахстана в этой игре, ставки в которой
весьма высоки, есть свои резоны и козыри. А что же касается сегоднешней России и
ее отношений с Америкой, то тут поневоле в голову приходят слова, произнесенные
как-то давно не без сарказма одним международным обозревателем:
– США продолжают вмешиваться во внутренние дела СССР на
всех континентах.
Казахстан же, в свою очередь, придерживаясь все эти годы
многовекторной политики, сумел добиться главного – республика стала региональной
супердержавой. Как говорится об этом в статье, опубликованной в номере 119
газеты "Егемен Казахстан". В ней, в частности, приводятся подробности визита
президента РК в Киргизию, закончившегося подписанием договоренностей. Журналист
пишет:
– Президент Кыргызской Республики Курманбек Бакиев
вынужден признать, что последние пятнадцать лет киргизы занимались только
политикой в отличие от своих ближайших соседей–казахов, все свои силы
приложивших к подъему экономики. И вот теперь бедная Киргизия не прочь заключить
союзные отношения с Казахстаном. Это с учетом того, что уже сегодня
казахстанские инвестиции в экономику этой страны составляют 60% от суммы всех
вложенных денег инвесторов. Более того, казахи заявили о своем намерении
инвестировать деньги в Камрате на строительство ГЭС-1 и ГЭС-2. Причем изначально
договоренности по строительству гидроэлектростанций Бишкек планировал заключить
с Москвой, но вот теперь все стремительно изменилось. Кроме того, Казахстан
заявил о своем намерении вложить в экономику соседней республики 100 миллионов
долларов в те бизнес-проекты, которые он сочтет выгодными для себя.
Тогда как бедная Киргизия сегодня остро нуждается в
средствах, и поэтому она готова открыть свой рынок для казахстанских товаров и
капиталов. Курманбек Бакиев выступил в конце апреля с сенсационным заявлением,
когда сказал, что поддерживает идею президента Назарбаева по созданию единого
союзного государства, в которое могли бы войти Казахстан, Киргизстан, Узбекистан
и Таджикистан. Причем, по мнению президента КР, для этого существуют все
реальные предпосылки. А пока Казахстан и Киргизия решили не ждать присоединения
остальных Центральноазиатских республик к новому союзному государству,
форсировав работы в данном направлении. Для этого созданы надгосударственные
органы управления, которыми на сегодня стали единый Государственный Совет двух
республик и объединенный Совет министров иностранных дел Казахстана и
Киргизии.
Что на деле означает появление на картах Центральной
Азии новой супердержавы, которой стал отныне Казахстан. И если мы теперь
посмотрим на фотографию улыбающегося нам со страниц газеты "Президент жане
Халык" министра иностранных дел Казахстана Марата Тажина, пожимающего нежно руку
американского госсекретаря Кондолизы Райс, то мы увидим, кто же дает "крышу"
данному объединению двух государств.
Это мысль американских политиков, еще в 2004 году
предложивших в противовес великодержавным амбициям России создать на просторах
Центральной Азии новую мощную федерацию государств по типу существовавшей
когда-то Золотой Орды Чингисхана, возглавляемую Казахстаном, куда бы помимо
Киргизии, Узбекистана и Таджикистана вошел бы еще и Афганистан. Что находит
лишнее подтверждение в словах Кондолизы Райс, произнесенных ею на недавних
переговорах с казахстанским министром иностранных дел. И здесь мы приводим
цитату из статьи журналиста Айбына Шагалакова "Стабильная внешняя политика",
опубликованной в этом же номере газете "Президент жане Халык", в которой
говорится, что на состоявшейся встрече в Вашингтоне американского госсекретаря
Кондолизы Райс с казахстанским министром иностранных дел Маратом Тажиным помимо
протокола разговор зашел о стремлении США:
– Видеть Казахстан в роли растущей державы, не только
отвечающей за безопасность и стабильность в Центральной Азии, но и оказывающей
экономическую помощь странам региона.
|