Экспорт нефти — дело стратегическое
16.05.2007. Эксперт
Казахстан
Редакционная статья К
2015 году Казахстан будет добывать примерно 150 млн тонн нефти, что выдвинет его
в число крупнейших нефтедобывающих стран мира. Из этого количества около 90%,
или 135 млн тонн, будет направляться на экспорт.
Нефтяной экспорт - один из самых серьезных источников
ресурсов для роста казахстанской экономики, и потому вопрос о перспективах
рынков сбыта нефти и маршрутов транспортировки - один из наиболее важных. Можно
даже сказать, стратегический вопрос. Нужно заранее продумать, куда будет
поставляться нефть и как она будет попадать к потребителям.
Казахстану доступны три направления экспорта
энергоносителей. Первое направление на настоящий момент наиболее важное - это
нефтепроводы, проходящие по территории России: КТК и Атырау-Самара. Второе -
транскаспийские перевозки и экспорт по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Третье
- транспортировка в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу.
Несмотря на то что сейчас в экспорте казахстанской нефти
доминирует российское направление, каждый из перечисленных маршрутов может быть
выбран в качестве приоритетного. Пока что казахстанское руководство не
определилось в выборе. Разрабатываются проекты расширения российских
нефтепроводов, идет создание нефтегазотранспортной инфраструктуры на Каспии и
подготовка к строительству Транскаспийского нефтепровода. До 2015 года и
российское, и южнокавказское направления будут иметь большое значение для
казахстанского экспорта нефти.
Но этот выбор рано или поздно будет сделан. Экспорт
углеводородного сырья тесно связан с политикой и позицией транзитных стран.
«Газовые войны» России с Украиной и Белоруссией наглядно показали, что от
позиции транзитных стран зависит надежность поставок.
Поэтому Казахстану предстоит сделать выбор между
транзитными странами. Или главным партнером в транспортировке углеводородов
будет Россия, или же консорциум стран в составе Азербайджана, Грузии и Турции.
Этот выбор влечет за собой определенные политические последствия. Если в
качестве главного и основного партнера выбирается Россия, тогда Казахстан должен
будет следовать российской энергетической политике. Если же в партнеры
выбираются южнокавказские страны, то он должен будет поддерживать европейскую
энергетическую политику, в рамках которой и создавался южнокавказский маршрут и
турецкие политические инициативы по сближению тюркских стран.
Сегодняшнее развитие маршрутов экспорта нефти
предопределяет будущее Казахстана на продолжительную перспективу. В зависимости
от того, что будет выбрано, зависит и то, каким Казахстан будет в 2030 году,
году выполнения стратегии «Казахстан-2030». Будет ли страна союзником России или
будет членом блока тюркских стран, объединенных системой трубопроводов. От этого
очень многое зависит во внутренней и внешней политике Казахстана. В этом
стратегическое значение выбора маршрутов экспорта углеводородного сырья.
Развитие экспортных маршрутов - дело долгое, трудное,
сопряженное с разнообразными техническими и политическими сложностями.
Строительство новых транспортных комплексов будет еще много раз обсуждаться в
самых разных контекстах, начиная от нюансов технологии транспортировки нефти и
газа и заканчивая большой политикой на Каспии, Южном Кавказе и в Центральной
Азии.
И не нужно упускать из вида ключевое значение этого
фактора для Казахстана и его будущего развития. Нефть позволила Казахстану стать
страной с бурно растущей экономикой и большими перспективами. Нефть же определит
в обозримом будущем состояние казахстанской экономики и лицо страны.
|