Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №170(01.06.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Двойное дно президентских поправок

18.05.2007. Республика (Казавхстан)

Мухамеджан Адилов

Предложенные реформы действительно продвинут Казахстан к демократии, но не сегодня, а после ухода Нуреке

Конституционная реформа, которую так ждали и о которой с придыханием говорили с трибуны наши власти, на поверку оказалась большим обманом – сверху красивая демократическая оболочка, а внутри старая и совсем «несъедобная» авторитарная начинка.

Хотя, конечно, стоит снова отдать должное нашему президенту – похоже, он и впрямь самый сильный и искусный политик на постсоветском пространстве. И это мы говорим без всякой иронии. Сильный и искусный не потому, что предложил изменить Основной Закон страны и перейти к президентско-парламентской республике – это, можно сказать, мелочь, текущий момент. Впечатляет, как он сконструировал долгожданную конституционную реформу – сверху демократическая облатка, внутри авторитарное содержание, а в целом почти «съедобно». Ведь именно этим умением, которое сродни искусству и встречается очень редко – найти компромисс там, где его невозможно достичь, и совместить несовместимое, чтобы добиться поставленной перед собой цели, – определяется уровень политика.

Нурсултан Назарбаев

Было де-факто, станет де-юре

Давайте проанализируем в комплексе выступления самого президента, заместителя руководителя его администрации Оналсына ЖУМАБЕКОВА и председателя Конституционного Совета Игоря РОГОВА.

На первый взгляд, предложенные 16 мая поправки выглядят вполне демократически, в духе требований ОБСЕ. Но это только видимость. После того как они лягут на нашу политическую реальность, они приобретут совершенно иной вид – так одежда, выглядевшая на витрине вполне респектабельно, будучи надетой, вызывает порой отвращение и указывает на дурной вкус ее владельца.

Ключом к пониманию нынешнего конституционного процесса является отмена пункта Основного Закона, который обязывал президента Республики Казахстан в период осуществления своих полномочий приостанавливать деятельность в политической партии. То, что «Нур Отан» создавался под Назарбаева и для Назарбаева, сомнений не вызывает ни у кого – и скоро Нурсултан Абишевич сможет возглавить свое детище не только де-факто, но и де-юре. Но зачем ему это понадобилось?

Ответ прост – он был вынужден это сделать. Потому что действовавший прежде в Казахстане механизм функционирования власти начал давать частые и все более опасные сбои. Причем процесс этот носит объективный характер, то есть его можно замедлить и ускорить, но нельзя остановить. Связан он с изменением формы существования самой власти – прежде она преимущественно была привязана к доступу к госресурсам через должность или возможность принимать участие в решениях. А если кто-то начинал выступать против автократа, то последний просто отстранял мятежника от должности и тот засыхал без доступа к вечно живому источнику политической силы.

В ходе же экономических и политических реформ в стране экономическая власть оказалась сконцентрирована в руках десятка-двух крупных промышленно-финансово-политических групп, возглавляемых, как правило, родственниками и приближенными Нурсултана Назарбаева. Рычаги воздействия последнего на них резко ослабли – увольнение с государственных должностей не лишало ослушников капиталов, средств массовой информации, креатур в госаппарате и даже собственных политических партий. В результате возможности главы государства усмирять и править ослабли до предела.

Кроме того, в силу возраста, моральной усталости и накопленных взаимных обязательств Назарбаеву становилось труднее управлять своими вассалами, которые становились все более самостоятельными. Доказательство тому – множество конфликтов, начиная с ухода в оппозицию бывшего премьер-министра Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА до последней «драки» вокруг судьбы менеджеров «Нурбанка». И хотя в ходе этих непрекращающихся «феодальных войн» кланы несли серьезные потери – достаточно вспомнить уход в политическую тень Нуртая АБЫКАЕВА, окружение Нурсултана Абишевича стало для него опаснее, чем США, Западная Европа, Китай и демократическая оппозиция, вместе взятые.

В результате и родилась политическая реформа, концепция которой если и существует на бумаге, то явно под грифом «Совершенно секретно» и в двух экземплярах – один для президента, второй – для доверенного советника, но контуры которой нетрудно угадать. Началась она с объединения пропрезидентских партий в «Нур Отан», после чего основные противоборствующие кланы оказались загнанными в структуру, приспособленную для дискуссий, столкновений, политических маневров и игры. Одновременно проводится административная реформа, главной задачей которой станет формирование профессионального корпуса чиновников, работающих на государство, а не на сторону, и выверенного набора госведомств с прозрачными технологиями и процедурами.

Если политическая реформа удастся, то борьба между промышленно-финансово-политическими группами, центром и региональными кланами сконцентрируется в политическом поле – в рамках партии «Нур Отан» и парламента, а правительство и государственный аппарат превратятся в инструменты реализации уже согласованной политики. Как следствие, Назарбаеву уже не придется самому постоянно выступать арбитром между кланами, следовательно, он еще выше поднимется над ними. И сможет править еще лет 10-15 в условиях, когда аппетиты и ресурсы претендентов на престол растут, а его физические возможности убывают.

Реформы с двойным дном

Итак, рассмотрим поправки в Конституцию РК, озвученные первым президентом и его подчиненными, с точки зрения того, как они помогут Назарбаеву удержаться на олимпе как можно дольше.

Мы уже писали об отмене запрета возглавлять политическую партию. Эта поправка явно поможет Нурсултану Абишевичу пересидеть период с 2012 по 2017 год, если придется уступать кресло главы государства другому человеку, даст ему возможность руководить процессом принятия политических решений внутри «Нур Отана» и выступать верховным арбитром в борьбе кланов даже при отсутствии государственной должности.

На случай, если президент, войдя в клинч со своим окружением, не получит поддержки в правящей партии или парламенте или, не дай бог, премьер-министр станет непослушным, глава государства будет иметь право: во-первых, законодательной инициативы, причем на исходящие от него законопроекты не обязательны положительные финансовые заключения правительства, во-вторых, созыва внеочередной сессии парламента, в-третьих, отмены актов не только правительства, но и премьер-министра. И все это завершает поправка о предоставлении президенту распускать парламент целиком или только нижнюю палату.

Второй президент Казахстана в отличие от первого будет избираться на срок не семь лет, а пять – это дает свободу рук Назарбаеву. Он может дождаться 2012 года и снова избираться в 2017 году, хотя не исключен вариант и досрочной отставки, чтобы после транзитной фигуры снова занять кресло главы государства на десять лет. При этом Нурсултан Абишевич ничем не рискует, поскольку статус и полномочия первого президента будут прямо прописаны в Конституции, изменить которую невозможно без его согласия.

За счет поправки о введении государственного финансирования партий будет снята большая головная боль, как обеспечивать материально «Нур Отан», ведь нынешняя система спонсирования назарбаевского детища и ее рекламно-пропагандистских и выборных акций непрозрачна и при случае может стать поводом для большого скандала.

Увеличение численности Мажилиса на 30 мест не только позволяет расширить представительность нижней палаты, но и без большого скандала дать квоту Ассамблее народов Казахстана, которая в свою очередь будет прямо формироваться главой государства. В результате президент будет прямо или косвенно назначать 22 депутата парламента из 154, или каждого седьмого.

На случай, если НДП «Нур Отан» не удастся забрать больше двух третей депутатских мандатов, и чтобы обеспечить хорошую управляемость премьер-министра, вотум недоверия будет выноситься половиной числа депутатов. Если же кланы и депутаты не смогут договориться, то их просто распустят, вынуждая снова тратить деньги и усилия на выборы – на время простоя Мажилиса законы будет принимать Сенат. А чтобы депутаты не шатались и не прыгали из партии в партию – их свяжут императивным мандатом и будут лишать полномочий, если они покинут родной «Нур Отан». Прочие же партии будут работать под дамокловым мечом ликвидации, ибо нет ничего проще в Казахстане, чем ликвидировать политическую партию (разве что только газету – ред.).

Какую поправку не возьми, все они имеют двойное дно. Дача согласия маслихатов на назначения Акимов – норма вполне демократическая, но может использоваться и для того, чтобы поставить на место зарвавшегося акимчика какой-нибудь бывшей столицы. Право Мажилиса на две третьих формировать Конституционный Совет и Центральную избирательную комиссию – это замечательно, если не понимать, что сама нижняя палата на более чем две третьих формируется сами знаете кем.

В общем, казахстанский путь к демократии заключается в том, что движемся мы в правильном направлении, а оказываемся почему-то снова сзади…

Папа сказал, депутаты приняли

Проанализировав назарбаевские поправки в Конституцию, перейдем к процессу их озвучивания и принятия.

Удивляет, во-первых, скорость их принятия – в среду 16 мая Нурсултан Абишевич озвучил свои предложения, и в тот же день парламент принял поправки в первом чтении, а уже сегодня, скорее всего, одобрит их окончательно. Во-вторых, дробление информации для широкого пользования – самые демократические нововведения озвучил глава государства, «подводные камни» для демократического процесса – его подчиненный. В-третьих, применение маскировочных ходов – в частности заявления г-на РОГОВА о том, что досрочное сложение полномочий текущего парламента не предусмотрено. Эти особенности, по моему мнению, не случайны и являются частью политической игры президента.

Похоже, наш глава государства серьезно боится сопротивления и поэтому максимально ускоряет процесс корректировки Конституции. Именно поэтому он не рискнул предварительно опубликовать для широкого обсуждения проект закона о внесении поправок – хотя это следовало сделать. Именно поэтому он не дал возможность депутатам не просто прочитать законопроект, но и обсудить его со своими избирателями, и чтобы гражданское общество и СМИ не успели организовать оппонирование, приказал принять его за неделю. Видимо, история с принятием закона о частной собственности на земли сельхозназначения многому научила нашего президента, и он уже не слишком надеется на управляемость парламентариев.

О многом говорит и озвучивание таких поправок, как предоставление президенту права руководить политической партией, распускать парламент целиком или только Мажилис, вносить законопроекты или отменять акты премьер-министра, не самим Назарбаевым, а Жумабековым. Таким образом, сделана попытка перевести эти поправки в разряд второстепенных, незначительных. Хотя в будущем именно на них может поскользнуться даже наша бутафорская демократия.

Похоже, времени у Назарбаева на проведение политических реформ мало, и он стремится провести их как можно быстрее – чтобы выскочить из тесных объятий своего окружения и заставить это окружение действовать, как он хочет. Удастся ему это? Не уверены.

Впрочем, факт остается фактом – предложенные им политические реформы действительно продвинут Казахстан к демократии, но не сегодня (сегодня они усиливают личную власть Нуреке), а потом, когда Нурсултан Абишевич уйдет. Видимо, такова диалектика политического развития нашей страны – чтобы перейти к демократии, нужен автократ, который, чтобы выжить в среде своих соратников и сподвижников, строит для них демократические механизмы, заставляя их конкурировать за свою благосклонность. В итоге потом нам понадобится только подчинить второго президента общим правилам игры – и все будет о’кей.

P.S. Помните «Алису в стране чудес»? Льюис Кэрролл создал мир, в которых прямая между двумя точками – не самое короткое расстояние между ними, чтобы попасть в нужное место, приходится идти в обратную сторону, название не соответствует форме, а форма названию, герои занимаются не тем, чем положено, вещи исчезают в никуда и ниоткуда появляются. В общем, полный сюрреализм. Вам это ничего не напоминает? Беда лишь в том, что Алиса жила в придуманном мире, а мы-то живые…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ