Двойное дно президентских поправок
18.05.2007.
Республика (Казавхстан)
Мухамеджан Адилов Предложенные реформы действительно продвинут Казахстан к
демократии, но не сегодня, а после ухода Нуреке
Конституционная реформа, которую так ждали и о которой с
придыханием говорили с трибуны наши власти, на поверку оказалась большим обманом
– сверху красивая демократическая оболочка, а внутри старая и совсем
«несъедобная» авторитарная начинка.
Хотя, конечно, стоит снова отдать должное нашему
президенту – похоже, он и впрямь самый сильный и искусный политик на
постсоветском пространстве. И это мы говорим без всякой иронии. Сильный и
искусный не потому, что предложил изменить Основной Закон страны и перейти к
президентско-парламентской республике – это, можно сказать, мелочь, текущий
момент. Впечатляет, как он сконструировал долгожданную конституционную реформу –
сверху демократическая облатка, внутри авторитарное содержание, а в целом почти
«съедобно». Ведь именно этим умением, которое сродни искусству и встречается
очень редко – найти компромисс там, где его невозможно достичь, и совместить
несовместимое, чтобы добиться поставленной перед собой цели, – определяется
уровень политика.
|
Нурсултан Назарбаев |
Было де-факто, станет
де-юре
Давайте проанализируем в комплексе выступления самого
президента, заместителя руководителя его администрации Оналсына ЖУМАБЕКОВА и
председателя Конституционного Совета Игоря РОГОВА.
На первый взгляд, предложенные 16 мая поправки выглядят
вполне демократически, в духе требований ОБСЕ. Но это только видимость. После
того как они лягут на нашу политическую реальность, они приобретут совершенно
иной вид – так одежда, выглядевшая на витрине вполне респектабельно, будучи
надетой, вызывает порой отвращение и указывает на дурной вкус ее владельца.
Ключом к пониманию нынешнего конституционного процесса
является отмена пункта Основного Закона, который обязывал президента Республики
Казахстан в период осуществления своих полномочий приостанавливать деятельность
в политической партии. То, что «Нур Отан» создавался под Назарбаева и для
Назарбаева, сомнений не вызывает ни у кого – и скоро Нурсултан Абишевич сможет
возглавить свое детище не только де-факто, но и де-юре. Но зачем ему это
понадобилось?
Ответ прост – он был вынужден это сделать. Потому что
действовавший прежде в Казахстане механизм функционирования власти начал давать
частые и все более опасные сбои. Причем процесс этот носит объективный характер,
то есть его можно замедлить и ускорить, но нельзя остановить. Связан он с
изменением формы существования самой власти – прежде она преимущественно была
привязана к доступу к госресурсам через должность или возможность принимать
участие в решениях. А если кто-то начинал выступать против автократа, то
последний просто отстранял мятежника от должности и тот засыхал без доступа к
вечно живому источнику политической силы.
В ходе же экономических и политических реформ в стране
экономическая власть оказалась сконцентрирована в руках десятка-двух крупных
промышленно-финансово-политических групп, возглавляемых, как правило,
родственниками и приближенными Нурсултана Назарбаева. Рычаги воздействия
последнего на них резко ослабли – увольнение с государственных должностей не
лишало ослушников капиталов, средств массовой информации, креатур в госаппарате
и даже собственных политических партий. В результате возможности главы
государства усмирять и править ослабли до предела.
Кроме того, в силу возраста, моральной усталости и
накопленных взаимных обязательств Назарбаеву становилось труднее управлять
своими вассалами, которые становились все более самостоятельными. Доказательство
тому – множество конфликтов, начиная с ухода в оппозицию бывшего
премьер-министра Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА до последней «драки» вокруг судьбы
менеджеров «Нурбанка». И хотя в ходе этих непрекращающихся «феодальных войн»
кланы несли серьезные потери – достаточно вспомнить уход в политическую тень
Нуртая АБЫКАЕВА, окружение Нурсултана Абишевича стало для него опаснее, чем США,
Западная Европа, Китай и демократическая оппозиция, вместе взятые.
В результате и родилась политическая реформа, концепция
которой если и существует на бумаге, то явно под грифом «Совершенно секретно» и
в двух экземплярах – один для президента, второй – для доверенного советника, но
контуры которой нетрудно угадать. Началась она с объединения пропрезидентских
партий в «Нур Отан», после чего основные противоборствующие кланы оказались
загнанными в структуру, приспособленную для дискуссий, столкновений,
политических маневров и игры. Одновременно проводится административная реформа,
главной задачей которой станет формирование профессионального корпуса
чиновников, работающих на государство, а не на сторону, и выверенного набора
госведомств с прозрачными технологиями и процедурами.
Если политическая реформа удастся, то борьба между
промышленно-финансово-политическими группами, центром и региональными кланами
сконцентрируется в политическом поле – в рамках партии «Нур Отан» и парламента,
а правительство и государственный аппарат превратятся в инструменты реализации
уже согласованной политики. Как следствие, Назарбаеву уже не придется самому
постоянно выступать арбитром между кланами, следовательно, он еще выше
поднимется над ними. И сможет править еще лет 10-15 в условиях, когда аппетиты и
ресурсы претендентов на престол растут, а его физические возможности
убывают.
Реформы с двойным дном
Итак, рассмотрим поправки в Конституцию РК, озвученные
первым президентом и его подчиненными, с точки зрения того, как они помогут
Назарбаеву удержаться на олимпе как можно дольше.
Мы уже писали об отмене запрета возглавлять политическую
партию. Эта поправка явно поможет Нурсултану Абишевичу пересидеть период с 2012
по 2017 год, если придется уступать кресло главы государства другому человеку,
даст ему возможность руководить процессом принятия политических решений внутри
«Нур Отана» и выступать верховным арбитром в борьбе кланов даже при отсутствии
государственной должности.
На случай, если президент, войдя в клинч со своим
окружением, не получит поддержки в правящей партии или парламенте или, не дай
бог, премьер-министр станет непослушным, глава государства будет иметь право:
во-первых, законодательной инициативы, причем на исходящие от него законопроекты
не обязательны положительные финансовые заключения правительства, во-вторых,
созыва внеочередной сессии парламента, в-третьих, отмены актов не только
правительства, но и премьер-министра. И все это завершает поправка о
предоставлении президенту распускать парламент целиком или только нижнюю
палату.
Второй президент Казахстана в отличие от первого будет
избираться на срок не семь лет, а пять – это дает свободу рук Назарбаеву. Он
может дождаться 2012 года и снова избираться в 2017 году, хотя не исключен
вариант и досрочной отставки, чтобы после транзитной фигуры снова занять кресло
главы государства на десять лет. При этом Нурсултан Абишевич ничем не рискует,
поскольку статус и полномочия первого президента будут прямо прописаны в
Конституции, изменить которую невозможно без его согласия.
За счет поправки о введении государственного
финансирования партий будет снята большая головная боль, как обеспечивать
материально «Нур Отан», ведь нынешняя система спонсирования назарбаевского
детища и ее рекламно-пропагандистских и выборных акций непрозрачна и при случае
может стать поводом для большого скандала.
Увеличение численности Мажилиса на 30 мест не только
позволяет расширить представительность нижней палаты, но и без большого скандала
дать квоту Ассамблее народов Казахстана, которая в свою очередь будет прямо
формироваться главой государства. В результате президент будет прямо или
косвенно назначать 22 депутата парламента из 154, или каждого седьмого.
На случай, если НДП «Нур Отан» не удастся забрать больше
двух третей депутатских мандатов, и чтобы обеспечить хорошую управляемость
премьер-министра, вотум недоверия будет выноситься половиной числа депутатов.
Если же кланы и депутаты не смогут договориться, то их просто распустят,
вынуждая снова тратить деньги и усилия на выборы – на время простоя Мажилиса
законы будет принимать Сенат. А чтобы депутаты не шатались и не прыгали из
партии в партию – их свяжут императивным мандатом и будут лишать полномочий,
если они покинут родной «Нур Отан». Прочие же партии будут работать под
дамокловым мечом ликвидации, ибо нет ничего проще в Казахстане, чем
ликвидировать политическую партию (разве что только газету – ред.).
Какую поправку не возьми, все они имеют двойное дно.
Дача согласия маслихатов на назначения Акимов – норма вполне демократическая, но
может использоваться и для того, чтобы поставить на место зарвавшегося акимчика
какой-нибудь бывшей столицы. Право Мажилиса на две третьих формировать
Конституционный Совет и Центральную избирательную комиссию – это замечательно,
если не понимать, что сама нижняя палата на более чем две третьих формируется
сами знаете кем.
В общем, казахстанский путь к демократии заключается в
том, что движемся мы в правильном направлении, а оказываемся почему-то снова
сзади…
Папа сказал, депутаты
приняли
Проанализировав назарбаевские поправки в Конституцию,
перейдем к процессу их озвучивания и принятия.
Удивляет, во-первых, скорость их принятия – в среду 16
мая Нурсултан Абишевич озвучил свои предложения, и в тот же день парламент
принял поправки в первом чтении, а уже сегодня, скорее всего, одобрит их
окончательно. Во-вторых, дробление информации для широкого пользования – самые
демократические нововведения озвучил глава государства, «подводные камни» для
демократического процесса – его подчиненный. В-третьих, применение маскировочных
ходов – в частности заявления г-на РОГОВА о том, что досрочное сложение
полномочий текущего парламента не предусмотрено. Эти особенности, по моему
мнению, не случайны и являются частью политической игры президента.
Похоже, наш глава государства серьезно боится
сопротивления и поэтому максимально ускоряет процесс корректировки Конституции.
Именно поэтому он не рискнул предварительно опубликовать для широкого обсуждения
проект закона о внесении поправок – хотя это следовало сделать. Именно поэтому
он не дал возможность депутатам не просто прочитать законопроект, но и обсудить
его со своими избирателями, и чтобы гражданское общество и СМИ не успели
организовать оппонирование, приказал принять его за неделю. Видимо, история с
принятием закона о частной собственности на земли сельхозназначения многому
научила нашего президента, и он уже не слишком надеется на управляемость
парламентариев.
О многом говорит и озвучивание таких поправок, как
предоставление президенту права руководить политической партией, распускать
парламент целиком или только Мажилис, вносить законопроекты или отменять акты
премьер-министра, не самим Назарбаевым, а Жумабековым. Таким образом, сделана
попытка перевести эти поправки в разряд второстепенных, незначительных. Хотя в
будущем именно на них может поскользнуться даже наша бутафорская демократия.
Похоже, времени у Назарбаева на проведение политических
реформ мало, и он стремится провести их как можно быстрее – чтобы выскочить из
тесных объятий своего окружения и заставить это окружение действовать, как он
хочет. Удастся ему это? Не уверены.
Впрочем, факт остается фактом – предложенные им
политические реформы действительно продвинут Казахстан к демократии, но не
сегодня (сегодня они усиливают личную власть Нуреке), а потом, когда Нурсултан
Абишевич уйдет. Видимо, такова диалектика политического развития нашей страны –
чтобы перейти к демократии, нужен автократ, который, чтобы выжить в среде своих
соратников и сподвижников, строит для них демократические механизмы, заставляя
их конкурировать за свою благосклонность. В итоге потом нам понадобится только
подчинить второго президента общим правилам игры – и все будет о’кей.
P.S. Помните «Алису в стране чудес»? Льюис Кэрролл
создал мир, в которых прямая между двумя точками – не самое короткое расстояние
между ними, чтобы попасть в нужное место, приходится идти в обратную сторону,
название не соответствует форме, а форма названию, герои занимаются не тем, чем
положено, вещи исчезают в никуда и ниоткуда появляются. В общем, полный
сюрреализм. Вам это ничего не напоминает? Беда лишь в том, что Алиса жила в
придуманном мире, а мы-то живые…
|