Передача «107 минут» с Рустамом Арифджановым
25.06.2007г., Радио «Русская служба новостей»
Ведущий: Панславинизм – это для России польза или вред? С
этим вопросом я и обращусь к Константину Федоровичу Затулину, члену Комитета
Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директору Института стран
СНГ.
К.
Затулин: Доброе утро.
Ведущий: Вы слышали мой вопрос, который я вам зада?
К.
Затулин: Да. Ответ на этот вопрос всегда дается в конкретной исторической
обстановке.
Идеи
панславинизма, они были очень популярны в России в разные периоды. Один из таких
периодов, например, вторая половина XIX века. И
взаимосвязаны были эти идеи с тогдашним международным положением, с наследством
«больного человека», как тогда называли Османскую империю. Она продолжала
удерживать в своем подданстве огромные массы славянского населения Балканского
полуострова, Южной Европы. Россия по традиции боролась с Турцией, и одной из
привлекательных лозунгов, который использовала русская дипломатия и русское
общественное мнение, была идея славянского братства. Она приносила вполне
естественные дивиденды российской внешней политике, потому что славянские
подданные султана ориентировались на Россию, поднимали мятежи, восстания,
боролись с турецкой империей, ослабляли ее в тот самый момент, когда Россия
готовилась или вела борьбу с Турцией.
Поэтому
эта идея не была такой уж прекраснодушной утопией, которая абсолютно не имела
никакого практического, приземленного государственного смысла. С другой стороны,
идея панславизма или панславинизма позволяла России, например, объяснять
присутствие в России царства Польского в результате раздела Польши, как мы
помним из истории, не только Украина, но и, собственно, польские земли – Варшава
оказались в составе Российской империи. Нужно было какое-то идеологическое
обоснование этому. Поляки не смирились с потерей своей независимости.
Кстати
говоря, тот факт, что Польша была в составе Российской империи, пошел, скорее во
вред, чем на пользу российско-польским отношениям. Мы видим на сегодня у нас с
поляками, наверное, наихудшие отношения из бывших союзников по социалистическому
лагерю. Польша в течение многих веков вела борьбу с Россией за влияние, и вот
это влияние в XIX веке, эта борьба завершилась нахождением, по
крайней мере, значительной части Польши в российской империи. И нужно было
какое-то идеологическое обоснование. Это укладывалось в идею панславинизма.
Ведущий: Константин Федорович, а сегодня так ли они нужны
нам эти идеи? Не теряем ли мы, и сегодня говоря о панславинизме, пытаясь
защищать то сербов, то черногорцев? И что сегодня, черногорское правительство
очень сильно нас любит? А что нынешние руководители Сербии, их Европа или
Америка пальцем поманит, да забудут они про Россию!
К.
Затулин: Я хочу заметить, что такого рода идеи или такого рода концепции,
конечно, не приспособлены к какому-то короткому историческому отрезку времени, к конкретным
правителям. Вы сами сейчас подчеркнули, провели разницу. Прошлые руководители
Сербии – это одни, а нынешние – это другие. Эта же мысль панславинизма или эта
концепция существует века, а не какой-то короткий исторический период.
Я хочу
заметить, что, конечно, нельзя предаваться зряшным иллюзиям, на том основании,
что мы – славяне с поляками, с чехами, с сербами, с украинцами и не замечать
различий в нашей внешней политике. Знаете, во времена Фестиваля молодежи и
студентов в Москве в 50-х годах была идея, что самыми лучшими друзьями
Советского Союза являются жители африканских стран, поскольку они угнетенные,
поскольку они борются за освобождение. Это даже привело к большому количеству
несанкционированных браков между представителями передовой советской молодежи
или представительницами и приехавшими в Москву посланцами африканских стран,
потому что считалось, что ближе людей нет. Но потом начались всякие проблемы с
этим и т.д.
Нельзя
таким образом воспринимать как падкий на пропаганду девицы идею панславинизма.
Конечно, она в сегодняшней ситуации сократилась как шагреневая кожа. Мы вряд ли
можем говорить о наличии каких-то на сегодняшний день оснований брататься с
поляками или, допустим, с чехами, а может быть даже, и с болгарами. Но отношения
с сербами, все-таки существуют некие особые отношения. Нас ничего не разделяет в
истории с сербами, в отличие от поляков или, допустим, чехов, а может быть даже,
болгар. Еще более важно – это попытка как-то воздействовать на наших
действительных братьев, еще более близких к нам по крови, белорусов и украинцев.
Все-таки эта идея до некоторой степени работает на идею наших особых отношений.
В чем идея панславинизма в конкретной международной обстановке? В том, что у нас
особые отношения с этими народами, а значит, у нас должны быть и особые
межгосударственные отношения.
Вот,
собственно, все, к чему стремится в сегодняшних обстоятельствах панславинизм,
но, конечно, стремление не есть полная реализация одновременно этого намерения,
потому что до полной реализации очень далеко бывает. Иногда события идут в ином
направлении.
Ведущий: Спасибо большое.
|