КАЗАХСТАН
Экономика голосует
01.08.2007 Время
новостей
Дмитрий Верхотуров
Результат парламентских выборов в Казахстане
предопределит экономическая политика президента
В предвыборной агитации на выборах в мажилис
(нижнюю палату парламента Казахстана) партии, в особенности оппозиционные,
стараются представить избирателям свои социально-экономические программы.
Демократическая партия "Ак Жол" и ее лидер Алихан Байменов на митинге в
Туркестане, у мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи, представили программу "Ты достоин
своей мечты". "Мы верим, что сегодня каждый казахстанец мечтает. Кто-то мечтает
о работе, кто-то о жилье, кто-то о том, чтобы его дети имели счастливое будущее,
кто-то мечтает получить образование. Мы знаем, как решить эти проблемы", -
заявил Байменов на этом митинге. Партия "Руханият" занялась проблемой помощи
оралманам (этническим казахам, проживавшим в соседних странах, а затем
репатриировавшимся в Казахстан) и решением социальных проблем этой категории
граждан и даже выдвигает двух оралманов в депутаты мажилиса.
Однако у представителей казахстанского делового
сообщества, которое составляет немалую часть казахстанских избирателей, свой
взгляд на то, кто и как может помочь решить их проблемы. А также на
приоритетность этих проблем. В Алма-Ате 24 июля состоялось собрание "Форума
предпринимателей Казахстана", на котором был дан наказ политическим партиям, что
в партийные программы нужно включить специальные меры по развитию малого и
среднего бизнеса.
Бизнесмены требуют от будущих парламентариев уделять
экономике самое пристальное внимание: "Мы считаем, что каждый вновь принимаемый
закон, внутренний приказ государственных органов должны быть направлены на
развитие бизнеса, способствовать увеличению рабочих мест, улучшать качество
товаров и услуг, содействовать развитию свободной конкуренции, что позволит
снизить потребительские цены, улучшить жизнь граждан", - заявил президент
Алма-Атинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев.
"Форум предпринимателей Казахстана" политкорректно не
назвал конкретного адресата своих наказов. Однако по заявлению Ямбаева
становится понятно, что речь идет о народно-демократической партии "Нур Отан" и
призыв обращен именно к ней. По мнению целого ряда экспертов как в Казахстане,
так и за рубежом партия имеет все шансы уверенно победить на выборах.
Заместитель председателя партии, руководитель фонда устойчивого развития
"Казына" Кайрат Келимбетов в этом не сомневается: "Мы рассчитываем получить
80-90% голосов и занять подавляющее большинство мест в парламенте, что позволит
нам стать не только президентской, но и правящей партией".
Подобная уверенность опирается как на рейтинг Нурсултана
Назарбаева, который на президентских выборах 2005 года собрал 94,6% голосов, так
и на результаты экономической политики президента. За последние годы жители
Казахстана смогли реально ощутить результаты объявленной в 1997 году стратегии
"Казахстан-2030", в которой на приоритетном месте стояла борьба с бедностью. В
2003 году была начата реализация "Государственной программы по снижению бедности
в Республике Казахстан на 2003-2005 годы". В ходе выполнения этой программы
уровень бедности понизился с 24,2% до 19,9%. С 2003 года начался экономический
рывок, который вывел Казахстан в число лидеров среди стран Центральной Азии. В
2003 году ВВП на душу населения составлял 1,9 тыс. долл., в 2005-м - 3,7 тыс., в
2006-м - 5 тыс. долл. В июне 2007 года при прожиточном минимуме 9,6 тыс. тенге
среднедушевой доход составил 24,2 тыс. тенге. А ВВП увеличился с 4,6 трлн тенге
в 2003 году до 8 трлн тенге в 2006-м.
Этот экономический результат предопределил победу
Нурсултана Назарбаева на президентских выборах и, очевидно, определит победу
партии "Нур Отан" на парламентских выборах. Тем более что партии есть чем
отчитаться перед избирателями: это выдвинутая в 2004 году программа
"Казахстанский путь-2009", многие положения которой уже были выполнены в течение
прошлого созыва мажилиса. В число выполненных пунктов вошло и удвоение ВВП
страны. При всех еще нерешенных проблемах в развитии экономики Казахстана
результаты экономической политики таковы, что избиратель скорее всего
проголосует за ту партию, эффективность работы которой уже доказана
практикой.
Казахстан и Россия решают схожие проблемы
10.08.2007.
Независимая газета
Наталья Харитонова
Президентская Республика Казахстан в скором времени
должна стать президентско-парламентской, а позже – парламентско-президентской
республикой.
Особый интерес участников круглого стола вызвала
дискуссия о партийном строительстве в Казахстане. Для казахстанского электората
близится час "Х". 18 августа граждане Республики Казахстан определятся со своим
выбором. И политическая реформа, столь быстро реализовавшаяся на бумаге,
претворится в жизнь.
Важно заметить, что в политической практике Казахстана
уже стало доброй традицией проводить политические преобразования в весьма сжатые
сроки. И, что принципиально, практически все изменения так или иначе носили
позитивный характер, пусть даже этот позитив проявлялся не сразу. Этому в первую
очередь способствовала сильная президентская власть в республике, когда
важнейшие решения проводились волевым усилием главы государства. Но чтобы
президентская власть обрела столь широкий круг полномочий, нужно было, к
примеру, дважды распустить парламент в середине 90-х годов.
Сегодня ситуация меняется в противоположную сторону.
Президентская Республика Казахстан в скором времени должна стать
президентско-парламентской, а по мере укрепления демократической традиции в
стране – парламентско-президентской республикой. Данный вектор достаточно четко
прослеживается в конституционных поправках, принятых в мае этого года и ставших
основой конституционной реформы. Сама реформа была проведена в контексте
рекомендаций Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы
демократических реформ и стала большей частью итогом ее двухгодовой работы.
После принятия поправок в Конституцию парламентом был принят пакет
конституционных законов: "О Президенте Республики Казахстан", "О Парламенте
Республики Казахстан и статусе его депутатов", "О Правительстве Республики
Казахстан", "О выборах в Республике Казахстан" – эти законы являются
законодательным фундаментом общественно-политической системы государства.
Результатом стало повышение роли парламента, укрепилась роль политических
партий, и соответственно расширилось участие казахстанского общества в
политическом процессе, судебная система стала более независимой, открылись новые
возможности для демократической модернизации страны и т.д.
Происходящие в политической системе Казахстана изменения
достаточно широко обсуждаются в среде политических и политологических сообществ
соседних с РК стран, и прежде всего в России. Прошедший 7 августа в агентстве
РИА Новости (при содействии Комитета международной информации МИД РК) круглый
стол "Власть и общество: парламентские выборы в Казахстане и России" показал,
насколько в России интересуются этой тематикой. Действительно, речь шла
преимущественно о Казахстане и его опыте политического реформирования. И
представители правящей партии "Нур Отан", и главы некоторых оппозиционных
казахстанских партий представили тот вклад, которые они внесли в процесс
политической модернизации Казахстана. Особый интерес представляла дискуссия о
партийном строительстве в Казахстане – там, как и в России, достаточно четко
обозначена перспектива формирования двухпартийной системы. И если с будущей
партией власти все более или менее понятно – для Казахстана это "Нур Отан", для
России – "Единая Россия", то со второй партией ситуация не столь однозначна
С одной стороны, это вопрос количества партий – их может
быть две, а может быть и более двух – первая и вторая партия власти и несколько
мелких "по интересам". Второй момент – это идеологическая составляющая
партийного ландшафта. И в России, и в Казахстане между правящей партией и
оппозицией нет четких идеологических различий. В Казахстане это усугубляется еще
и тем, что на протяжении последних двух лет там происходили значительные
перемещения на партийном поле, которые в целом можно охарактеризовать как
"слияния и поглощения". Третий немаловажный момент – то, что в большинстве
случаев, и особенно это характерно именно для Казахстана, политические партии
"заточены" под своих лидеров. Чрезмерная персонифицированность политики дает
обратный эффект в случае, когда мы говорим о формировании политического сознания
населения. Четвертое – переход к пропорциональной системе общенациональных
выборов. Традиционно внимание здесь акцентируется на том, что пропорциональная
система является идеальной для стран становящейся демократии. Но, что более
важно, такая система позволит, с одной стороны, контролировать региональные
элиты, а с другой – интегрировать их в общенациональный политический процесс в
составе той или иной партии.
Как бы то ни было, но Казахстан сделал очередной шаг на
пути политической модернизации. Казахстанское общество, по признанию руководства
страны, "созрело" для нового этапа демократических преобразований. Здесь важно
отметить, что президент РК Нурсултан Назарбаев ведет линию демократизации страны
вслед за экономической модернизацией – здесь Казахстан, как известно, добился
также впечатляющих результатов.
Урановый переполох
09.08.2007. Литер
(Казахстан)
Сергей Борисов
Известие о покупке Казахстаном акций "Тошиба –
Вестингаус" вызвало бурю эмоций
На некоторых российских сайтах и в СМИ появились
материалы о том, что Россию оттесняют от казахстанского урана, а сделка
Казахстана рассматривается как измена российским технологиям.
В 1994 году МАГАТЭ проводило в Алма-Ате международную
научно-практическую конференцию по добыче урана методом подземного
выщелачивания. На вопрос автора этих строк, что будет делать Россия,
столкнувшись в будущем с дефицитом урана, ведь основные его месторождения
остались в Средней Азии, российские уранодобытчики отвечали с оптимизмом. Еще
бы, по оценкам фирмы NuCEM, в СССР на складах находилось тогда около 200 тысяч
тонн урана, а во всех странах с рыночной экономикой – 150 тысяч. Что касается
строительства новых рудников, то и здесь никакой трагедии не случится, говорили
они. На территории РФ находится немало разведанных перспективных месторождений,
так что были бы деньги… Сто миллионов долларов – и через год рудник
производительностью в тысячу тонн урана может выдать готовую продукцию. Сейчас в
России денег хватает, но не все гладко с приращением новых уранодобывающих
мощностей.
Сейчас вся добыча урана сконцентрирована в трех местах.
В Читинской области, недалеко от города Краснокаменска, добывается 93 процента
российского урана. Здесь его добычу шахтным способом осуществляет Прииртышское
производственное горно-химическое объединение, входящее в корпорацию "ТВЭЛ",
остальной уран добывают методом подземно- го выщелачивания предприятия "Далур" и
"Хиагда", находящиеся в Курганской области и Бурятии. Полученный урановый
концентрат перерабатывается на Чепецком механическом заводе.
Как заявлял замглавы "Роснедр" Владимир Бавлов, страна
уже страдает от нехватки урана, притом к 2020 году ситуация, если не принимать
экстренных мер, станет критической. Ведь по принятой в России амбициозной
программе страна намерена довести долю атомной энергии до 25 процентов.
Грандиозный план подразумевает ежегодное строительство двух энергоблоков
мощностью по гигаватту каждый.
Сейчас в России в год добывается 3 тысячи тонн урана, а
потребляется около 9 тысяч тонн. Для покрытия дефицита используются запасы,
накопленные еще в советские времена. Если принятая атомная программа воплотится
в жизнь, то к 2020 году потребности в уране вырастут до 16 тысяч тонн. Не
увеличив к этому времени добычу урана в пять раз, Россия может превратиться из
экспортера ядерного топлива в импортера. Не надо забывать, что она обслуживает
еще и десятки зарубежных реакторов, построенных по российской технологии.
Чтобы решить проблему уранового дефицита, В. Бавлов
предложил правительству РФ инвестировать в эту отрасль ни много ни мало 10
миллиардов долларов.
"Измену Казахстана советским технологиям российские
атомщики воспринимают болезненно", – пишет "Независимая газета". Так ли это? На
вопрос, как его коллеги относятся к сделке "Казатомпрома", один из моих
знакомых, российский физик-атомщик, на условиях анонимности ответил так:
"Покупка Казахстаном пакета акций "Вестингауса" – конечно же, щелчок по носу
России. Хотя по существующим в Америке и Японии законам сама Россия, даже если
бы и захотела это сделать, совершить сделку не могла. С точки зрения ядерного
бизнеса сделка – удачный ход Казахстана. А вот с точки зрения совместных
проектов тут не все так просто. Дело в том, что философия российских ядерных
технологий, которая используется и в Казахстане, отличается от американской и
японской. Это касается и тепловыделяющих сборок и отработанного ядерного
топлива". Есть, конечно, и другие мнения на этот счет.
Что касается реакции на предстоящую сделку официальных
лиц российского "Росатома", то она пока неизвестна. По крайней мере, никак не
проявилась в интересном интервью, данном недавно главой этого ведомства Сергеем
Кириенко редактору газеты "Взгляд" Александру Проханову.
Надо сказать, что г-н Кириенко не драматизирует ситуацию
с дефицитом урана, с которым столкнулась Россия, но и не скрывает, что такая
проблема существует.
По разведанным запасам урана, сказал он, его страна
занимает третье место в мире после Австралии и Казахстана – а это 850 тысяч
тонн. Россия может работать спокойно, не получая импортного урана. Она усилила
работы по его разведке, и не только геологические, но и архивные. Ведь раньше в
любой экспедиции был человек с дозиметром.
В советские времена многие из разведанных месторождений
казались нерентабельными. При той рыночной цене урана – 30 долларов за килограмм
– и себестоимости добычи 80–90 долларов бедные месторождения разрабатывать было
нецелесообразно. Но сейчас, когда цена на уран в мире подскочила до трехсот
долларов, они становятся рентабельными. И к ним будут и будут возвращаться.
Но запасы на то и нужны, чтобы быть в запасе. Они, как
известно, карман не тянут. Чтобы выполнить намеченную программу и не оказаться в
урановом дефиците, Россия ищет природный уран по всему миру. География таких
поисков широка: Намибия, ЮАР, Армения, Украина, Восточная Европа, Узбекистан,
Казахстан, Канада, Австралия. Притом Россия готова на любые формы кооперации и
сотрудничества.
Для нас представляет особый интерес та часть интервью,
где г-н Кириенко говорит о посещении одной из стран СНГ. С большой долей
вероятности, это – Казахстан. Часть этих высказываний заслуживает того, чтобы
привести их полностью.
"Когда я приехал в одну из стран – наших партнеров по
СНГ, там специалисты нашей же отрасли грамотно объяснили, что к чему. Конечно
хорошо, что ты приехал. Но в начале девяностых мы умоляли, чтобы вы вернулись.
Потому что не знали, что без вас делать. Мы до начала двухтысячных годов были
готовы вас принять. Но сейчас вы нам не нужны. Мы пережили то тяжкое время,
когда вы бросили нас одних. Мы справились сами с морем проблем. Нам не нужны
теперь деньги, кадры. У нас все есть"
И, тем не менее, несмотря на такой холодный душ, Россию
не оттеснили от казахстанского урана, как об этом пишет "Независимая
газета".
Лучшее подтверждение тому – подписание соглашения о
создании на базе Буденновского месторождения российско-казахстанского
совместного предприятия по добыче урана мощностью 4000 тонн в год. Его
разработка вкупе с мощностями уже действующего СП "Заречное" дает возможность
России перекрыть добычу урана в два раза. Где же тут вытеснение?
Правда, как заявлял в нашей газете президент
"Казатомпрома" г-н Джакишев, принцип нового СП отличается от принципов, по
которым до этого были созданы совместные предприятия "Заречное" (с Россией),
"Инкай" (с Канадой) и "Катко" (с Францией). Сейчас доли во всех наших СП
компании получают на принципах взаимной выгоды. К примеру, если Казахстан
допускает какую-то компанию к добыче природного урана, т. е. мы пускаем ее в наш
бизнес, то она в свою очередь должна пустить нас в аналогичный бизнес там, где
это интересно "Казатомпрому". Именно такой принцип будет реализован и в новом СП
на месторождении Буденновское. В данном случае мы поменяли долю в добычном
предприятии на долю в российском предприятии по обогащению урана в Ангарске.
Такой принцип, по всему видно, устраивает и россиян. Они сейчас готовы не только
покупать уран, но и гарантировать, что он превратится в продукт более высокого
передела в виде тепловыделяющих сборок для атомных станций.
Теперь что касается упреков, высказываемых в некоторых
СМИ в адрес Казахстана по поводу переориентации урановых поставок Казахстаном на
рынки США, Европы и Азии. "Казатомпром" никогда не скрывал, что для компании это
является стратегическим направлением развития бизнеса.
В советское время урановая промышленность Казахстана и
России составляла единое целое. После разделения, восемь лет назад, родившаяся в
муках компания стала искать пути получения новых заказов, а это реакторы нового
западного дизайна. Произошло сие не от хорошей жизни.
По словам г-на Джакишева, урановый рынок России был
стабилен, атомные станции особо сильно не строились, не развивались, наши соседи
создавали замещающие производства.
Наш Ульбинский завод, производящий урановые таблетки,
постепенно терял свои заказы. Объемы Ульбы с 1800 тонн скатились до 300 тонн на
сегодняшний день. Понятно, что при такой колоссальной недогрузке строить
экономику предприятия очень тяжело. В поисках выхода из этой ситуации ульбинцы
начали сертифицировать порошок и таблетки для топливных сборок западных
реакторов. И, слава богу, у них это хорошо получается
Не будем лукавить, покупка Казахстаном акций
"Вестингауса" вызвала у россиян определенную порцию ревности. По-человечески их
можно понять: все время мы были вместе, а тут… Увы, таковы законы рынка, здесь
каждый ищет где лучше, где больше выгоды. Впрочем, ревность – это эмоции. Не
надо забывать – и это, пожалуй, главное: "Вестингаус" – крупнейший конкурент
российского "Атомэнергопроекта". А это уже серьезно.
И все же развивать конфронтацию по этому случаю не
стоит. При грядущем "ядерном ренессансе" найдется работа как для казахстанских,
так и для российских атомщиков
В Казахстане обещают честные прозрачные выборы
13.08.2007. Время
новостей
А.Дубнов
Через несколько дней - 18 августа - в Казахстане пройдут
досрочные парламентские выборы. Предыдущий состав парламента принял в июне
решение о своем самороспуске, чтобы "не тормозить" процесс политического
реформирования, направленный, как было указано его инициатором, президентом
Назарбаевым, на переход от президентской к президентско-парламентской форме
правления в республике. В мае был принят ряд изменений в конституцию, которые, в
частности, усовершенствовали выборную систему - увеличено количество депутатов в
обеих палатах парламента, отменены выборы по одномандатным округам, теперь
действует только пропорциональная система, голосование происходит за списки
политических партий.
Руководство Казахстана придает исключительно важное
значение нынешним выборам, рассматривая их в качестве этапного момента в
развитии страны. Кроме того, проведение августовского голосования, как считают в
Астане, должно повлиять и на решение о предоставлении Казахстану права
председательства в ОБСЕ в 2009 году, которое будет приниматься в конце нынешнего
года. В штаб-квартире ОБСЕ также считают, что судьба казахстанской заявки во
многом будет зависеть от того, насколько демократическими, честными и
прозрачными будут августовские выборы. Нетрудно заметить, что власти страны
прилагают ныне серьезные усилия, чтобы добиться этого. И если судить по тому,
как проходят некоторые дискуссии на предвыборную тему, усилия эти дают эффект.
Об этом можно судить по характеру состоявшегося на прошлой неделе в Москве
"круглого стола", "поставленного" в агентстве РИА Новости при содействии
Комитета международной информации МИД Казахстана. Вокруг него уселись
приглашенные из Казахстана представители политических партий и эксперты, С
российской стороны политиков не было - только политологи. Тема обсуждения
звучала просто: "Власть и общество: парламентские выборы в Казахстане и
России".
Начало дискуссии, правда, никаких откровений не
предвещало. Заместитель председателя Ассамблеи народов Казахстана, девять
представителей которой будут по отдельной квоте избраны в парламент, Сергей
Дьяченко бегло, скороговоркой (видимо, чтобы не отнимать времени для выступления
у сидевших рядом политических оппонентов) обрисовал текущую ситуацию как
"ровную, предсказуемую, известную". Все идет нормально, и известный принцип
президента Назарбаева "Сначала экономика, затем политика" полностью себя
оправдал: ежегодный рост ВВП Казахстана находится в пределах 9-10%, можно идти
дальше. Потом я узнал, чем объясняется столь скупой, но оптимистичный прогноз.
Сергей Дьяченко в новом составе парламента рассчитывает занять пост
вице-спикера.
Представитель пропрезидентской партии "Нур Отан" Камал
Бурханов сообщил, что его партия во главе с Нурсултаном Назарбаевым доминирует в
стране и это роднит ситуации в Казахстане и России, где такое же положение
занимает "Единая Россия". Что "не случайно", заметил г-н Бурханов, поскольку "мы
евразийцы" и двухпартийная система, существующая в США, пусть это и "классика
демократии", нам не очень подходит. Во всяком случае, у нас в Казахстане,
пояснил "нуротановец", "своя история, своя ментальность, у нас были ханства,
единоначалие, и нам ближе другие примеры демократии, в Японии, в Малайзии".
Камал Бурханов пообещал, что, "поскольку демократия - живой процесс, может быть,
лет через 15-20 нынешняя демократия в Казахстане тоже потребует модификации".
Сидевший рядом молодой человек с ярко-синим галстуком с партийной эмблемой
заверил присутствующих, что активность казахстанской молодежи на нынешних
выборах будет не в пример выше, чем на предыдущих. Соседями по столу это
заявление было принято с удовлетворением.
Дальше слово было предоставлено секретарю ЦК
Коммунистической народной партии Казахстана Владиславу Косареву. "Мы
оппозиционеры, - предупредил он, - но поддерживаем политику президента
Назарбаева, и нам не стыдно, как он представляет Казахстан в любой стране мира
или, скажем, в ЕврАзЭС..." Более того, выступавший признался, что даже в голубых
снах ему не снились такие изменения, что произошли за время независимости в
бывшем советском городе Гурьеве, а ныне казахстанском городе Атрау. Затем тов.
Косарев, как это водится, перешел к критике отдельных недостатков: "Мало
внимания уделяется человеку труда, надо повернуть курс в его сторону,
увеличивать инвестиции в трудовые ресурсы"...
Столь конструктивная позиция народного коммуниста
позволила ведущему, обозревателю "Голоса России" Виталию Ушканову, обратить
внимание на то, что никто из гостей не жалуется на политические притеснения.
Реакция г-на Бурханова была мгновенной: "Мы дома сами с этим разберемся!" А г-н
Дьяченко ответил на это спокойно и уверенно: "Да у нас нет этого в политической
практике, в Казахстане созданы такие условия..." Надо отдать должное опытному
ведущему, его реплика существенно оживила дискуссию, и уже следующий оратор,
лидер Партии патриотов Казахстана Гани Касымов (в прошлые годы его называли
"казахским Жириновским") ринулся в атаку. "У нас и у вас, в России, немного
перегнули палку, притесняя оппозицию, - пожаловался он, - только начали
предвыборную кампанию, как тут же узнали, что "Нур Отан" непобедима и получит
80% голосов, нужны ли вообще тогда остальные партии?" Этот поистине гамлетовский
вопрос повис в воздухе, и главный казахстанский патриот продолжил: "Политологи и
у вас, и у нас промывают мозги большей части элиты, поэтому не надо здесь
говорить, что все идет без сучка и задоринки". Но закончил г-н Касымов вполне
примирительно: "Если рассматривать происходящее как условия транзитного периода,
это можно принять..."
Еще один представитель конструктивной оппозиции - партии
"Ак жол" ("Светлый путь"), Максим Копылов, не жаловался и не обвинял,
ограничившись сообщением, что "народ нас знает и ценит". Это почему-то вызвало
искреннее удивление Гани Касымова. "Ценит?" - прервал он коллегу. "Ценит, очень
ценит", - скромно ответил "акжоловец"
Весьма интересным показалось выступление представителя
центризбиркома Казахстана Марата Сарсембаева. Он не без справедливости заметил,
что "у россиян может возникнуть впечатление, что в Казахстане есть "Нур Отан" и
остальные партии". "А ведь есть сильная оппозиция, - сказал г-н Сарсембаев, -
ОСДП (Объединенная социал-демократическая партия, ее представителя в Москве не
оказалось), Партия патриотов, "Ак жол", у них жесткая пресса, главной мишенью
критики которой является президент". По мнению представителя ЦИК, чем больше
партий преодолеет семипроцентный барьер в парламент, тем будет лучше. Почему-то
показалось из его слов, что именно названные им партии это и сумеют
сделать...
Одним из последних в прениях выступил известный
российский правовед и политолог Аждар Куртов. Честно предупредив, что он
известен своим критическим взглядом на происходящее в Казахстане, г-н Куртов не
изменил себе и в этот раз. Заметив, что "никогда не врут больше, чем перед и во
время выборов", политолог подверг критике непоследовательный характер
казахстанских реформ. Слишком высокий даже для России с ее десятикратно
превышающим Казахстан населением минимум членов партии для ее регистрации в 50
тыс. человек, высокий порог проходимости в парламент в 7%, практически
нереализуемая процедура импичмента президента, утверждение принципов "сословной
демократии" в Казахстане (назначение президентом значительной части депутатского
корпуса) - все это представляется г-ну Куртову "опасной тенденцией". Тем не
менее, заключил эксперт, "это шаг вперед"...
"Спасибо за этот "шаг вперед", - тут же отозвался Сергей
Дьяченко, - главное, что мы идем вперед взвешенно, спокойно, без ошибок. Сегодня
наше общество не воспринимает альтернативы Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, и
это правильно, ведь все успехи связаны с его именем. Дай бог ему здоровья!"
"И с этим трудно не согласиться", - подвел итог ведущий.
Было очевидно, что ему характер дискуссий показался демократичным и прозрачным,
как результаты будущих выборов. И с этим тоже трудно не согласиться.
|