"Политика девяносто девяти процентов" подрывает репутацию страны
17.08.07,
http://www.russians.kz/
Адиль Тойганбаев Руководитель
Экспертного центра Национальной стратегии
Мы упираемся в ключевую для национального развития
проблему человеческого фактора. Признаем неконкурентоспособность чиновничьего
типа элиты и необходимость прихода на ее место элиты менеджерского типа. При всей
однотипности задач их отличает понимание сложности и ответственности. Первые
стремятся к решениям элементарным, вторые – к решениям гармоничным и созидающим.
Первые реагируют на вызовы, вторые создают перспективы. Задача чиновника, если
описать ее в целом, подразумевает поддержание стабильности. И в роли
сторожа-проверяющего такой чиновник вполне на месте, вряд ли на таком посту
будет востребован какой-либо интеллектуальный потенциал. Когда речь идет о
развитии, то не просто востребованы иные, более пластичные качества, но и
приходится жертвовать стабильностью. Стабильной может быть только деградация,
развитие – всегда риск.
Политическая инженерия предполагает расчет, в котором
одновременно учтены и любые варианты развития и вместе с ними проблемы роста,
социальные перегрузки и кризисные риски. Логика чиновника прямо противоположна:
столкнувшись со сложным и рискованным процессом, он примет наиболее простое
решение – остановить его, и нажмет на рубильник. Вот простой пример отличия
чиновничества от подлинного менеджмента. При одинаковой поставленной задаче
победы на выборах (президентских или парламентских, неважно) чиновник будет
решать задачу наиболее одномерно и прямолинейно, ориентируясь на достижение 99
процентов. Какие последствия формирует такой итог? Даже при допущении честной
игры он формирует отторжение избирателя от политики и зачистку политического
поля от любой креативной альтернативной силы. Тот, кто имеет политический
потенциал, просто не пойдет в такую «политику 99». Ведь идеалист – это не идиот,
хотя звучит схоже. Человек, ценящий свое время и свой профессионализм, не
ввязывается в безнадежные игры. «Политика 99» формирует гражданскую апатию. При
таких результатах поход на выборы становится пустым мероприятием. Избиратель не
соотносит успех близкой ему политической силы с собственным участием. Он заранее
знает итог. Избирательная кампания лишена драматизма и вкуса подлинной борьбы.
Итак, потенциальные будущие политики в такую систему не войдут, а избиратель не
будет мотивирован. Мы получаем в итоге функционирующую как часы, но при этом
совершенно неживую и непластичную политическую реальность. Не видя смысла и
перспективы решать свои проблемы на политическом уровне, люди выберут более
простые алгоритмы, начиная с коррупционного. «Политика 99» в результате является
всего лишь декорацией. И даже если предположить, что она формируется вне
информационного и административного давления, а становится итогом честного
волеизъявления – тем хуже. Это уже не ситуация, решаемая на законодательном
уровне. Это симптом апатичного и нецивилизованного общества. Это замер
общественного развития. Ведь бывают такие доисторические его формы, когда
демократия действительно «не нужна». Чиновники играют в эту игру, рассуждая о
ней как о необходимой формальной уступке окружающему миру. Причем уступке
досадной. И это правильно для чиновника – пока серьезные мужчины решают свои
серьезные мужские дела, он на глазах у всех сидит в песочнице.
В идеале политика – это искрометная и страстная сфера,
но только там и только тогда, когда на ее поле что-то решается. Во всяком другом
случае это тягостная обязанность, рутина. Как решается та же задача
электоральной победы с точки зрения политического менеджера? Победа со счетом
99:1 системно недопустима, прежде всего с точки зрения самого победителя. Победа
в любой сфере ценна лишь как победа в настоящем бою и с настоящим соперником.
Чиновники, накручивающие стопроцентные итоги, не просто позорят родину перед
иностранными наблюдателями и СМИ. Они делегитимируют самого победителя. Когда на
верхнюю ступень приходит Чемпион, то он сильный лишь оттого, что выиграл у
сильных. Статус побежденных им соперников – единственный материал его
собственного статуса. Рейтинг Михаэля Шумахера – коэффицент победы аса над
асами. И в этой мере он легитимен. Но начни Шумахер соревноваться с пенсионерами
на «запорожцах» – что будет стоить его рейтинг? Так и чиновник не понимает, что
легитимная политическая победа – это победа над сильным соперником. Оппозиция
нужна не для жалкого писка, предъявленного мировому общественному мнению, –
«вот, смотрите, все по-честному»... Идеальный счет легитимного победителя –
где-то 54:46. Он исторически соответствует политической классике и одновременно
показывает заинтересованность избирателя в процессе и понимание избирателем сути
вопроса. Ведь результат, близкий к 100, не только порочит политическую систему,
но и показывает отсутствие в ней реального идейного выбора. Любое голосование в
«политике 99» мотивировано всегда одним обывательским страхом «как бы чего не
вышло». Когда государство таким страхам подыгрывает, оно лишает себя главного –
граждан. Эффективность внутриполитического успеха необходимо соотносить с его
внешнеполитическими последствиями. Чиновник этого элементарно не умеет –
мышление не системно, он надрессирован на одно: «решать вопросы на порученном
ему участке». Обеспечить примерное «советское» голосование – выбор в пользу
простоты и доступных ходов. Работать над системой, обеспечивающей победу в
конкурентных условиях, – выбор в пользу сложности. И в нем заключена большая
доля риска, как и во всяком эксперименте. Однако наша реальность требует
креатива и развития, а сам вариант качественного развития демократии даже не
предмет спора. Предмет спора – сроки такой реформы. Но только надо уточнить: чем
на более поздние сроки она будет отнесена, тем большими будут ее сложности и
риски. Пока же у политического класса как минимум должна быть отработана простая
установка: «побеждать со счетом 99:1 – нецивилизованно». Это может быть даже не
понято интуитивно. Но работать такая установка должна уже сейчас. При всей
кажущейся схожести управления трактором и реактивным истребителем в целях
развития востребованы те, кто ориентирован на управление истребителем. Те, кто
будет строить сложные схемы. Простота чиновника – это кажущаяся простота.
Простота примитива. Но примитив вне конкуренции. «Твердость и крепость –
спутники смерти, а нежность и слабость – спутники жизни. Вот почему сильное
войско не побеждает, а крепкое дерево гибнет. Большое и крепкое оказывается
внизу, а нежное и слабое – наверху» (Дао де Цзин). Сложно найти более меткое
определение динамики эволюции мировых цивилизаций. Инертность исполнителей –
только одна сторона проблемы. Если мы говорим о несовершенстве своего
политического процесса и несоответствии его общепринятым нормам, то словно
оказываемся в роли нерадивого ученика, все проблемы которого этой нерадивостью и
ограничиваются. А строгая, но справедливая цивилизация ждет от нас правильных
шагов и будет всемерно способствовать нашей либерализации. Но это было бы
слишком просто. В развитии гражданских институтов и политических свобод не
заинтересованы не только не поспевающие за временем чиновники. Возможно, они
даже не главная причина отставания.
С точки зрения Запада существует два типа элиты. Либо
демократическая, либо колониальная. Но кто сказал, что для выстраивания
отношений демократическая элита предпочтительнее? С колониальной, как минимум,
проще. Повсеместно имеется долгосрочный и продуманный консенсус между
«колониальным» типом элиты и западным истеблишментом. И такой консенсус всегда
основывается на взаимной выгоде. Что предлагает Запад «бантустанам»? Он
закрывает глаза на неспособность племенных вождей вести себя согласно приемлемым
нормам. С туземцами предполагается эффективно торговать, стимулировать их
сбывать за бесценок и мишуру собственные богатства. Но кроме золота, минералов и
бананов от «бантустана» ничего не требуется. Встраивать его в реальный мир никто
не собирается, и население его обречено оставаться за стеной. С вождями
выстраиваются отношения более чем доверительные. Но мало сказать, что это
отношения неравных. В конце концов есть разные этапы истории – и более, и менее
удачные для каждого народа. Но здесь не просто отношения неравных, а отношения
неравных всегда. Имитационная демократия для такого истеблишмента на Западе –
настоящий подарок. Финальный аргумент в любой гражданской дискуссии о мерах
свободы в «бантустане». На любого президента, выигрывающего пресловутые 99,
предпочтут смотреть как на диктатора или племенного вождя. Независимо от
обстоятельств его победы – в них никто разбираться не будет, это просто
неинтересно. Лидеры развитых стран не видят в нем равного и готовы обосновать
это собственным избирателям. Поскольку западное общество подразумевает, что
такой результат – всегда нечестный. Получается, что есть элита, которой выгоднее
быть колониальной и продажной, а не образованной и инновационной. И есть
циничный западный истеблишмент (разумеется, он не стопроцентно такой),
заинтересованный в режиме приоритета сырьевой экономики и имитационной
демократии. Государства Содружества, особенно Казахстан и Россия, часто
сталкиваются с такими подходами к ведению отношений. К попыткам ориентировать
нас на роль колоний развитого мира. Чем еще выгодно такое «колониальное»
партнерство? Главное, что имитационная демократия по определению нелегитимна, и
то, что с ней имеют дело – «жест доброй воли». Как только между Штатами и
недоделанной демократией возникает конфликт, из-под вчерашней стабильности
аккуратно изымается долларовая составляющая. Валютные счета такого государства
арестовываются, вводятся санкции, границы закрываются. Крайне заманчиво иметь
при себе партнера, который всегда – кандидат в банкроты, причем банкротить его
можно откровенным произволом. «Недостаточная демократия» – это в современном
мире, как повязка чумы в средние века. Арест валютных резервов и изоляция всегда
мотивируются неразвитостью демократических институтов, непредставительностью
власти. Имея в 2003 году серьезные проблемы с легитимным во всех смыслах
правительством Франции, американцы вынуждены были договариваться. Никому и в
голову не могло прийти, что полноценное государство можно судить, понижать в
правах и арестовывать его счета. Вот принципиальное отличие, которое многим, к
сожалению, недоступно. Формирование не имитационных, а действенных
демократических институтов – совсем не уступка диктату Запада. Все ровным счетом
наоборот. Действенная демократия - одна из формальных основ государственного
суверенитета. Исполнители, которые пренебрегают ею, автоматически пособники тех,
кто не воспринимает нашу страну всерьез. Они – готовые компрадоры, способные
только менять драгоценности на игрушки. И даже не догадывающиеся, или не
желающие догадываться, что эти игрушки у них очень просто отнять.
|