БЕЛОРУССИЯ
Хроника
15 августа. Президент
РБАлександр Лукашенко поздравил президента Индии Пратибху Патил с национальным
праздником - Днем Независимости. Лукашенко отметил в поздравлении, что
сотрудничество с Индией остается одним из приоритетных направлений белорусской
внешней политики.
15 августа. Убытки
крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Белоруссии - «Мозырского НПЗ» и
«Нафтана» - в июле составили соответственно 9 млн. и 15 млн. долларов США.
Убытки белорусских НПЗ, по мнению правительственных экспертов, вызваны не только
новыми условиями поставок российской нефти и экспорта выработанных из нее
нефтепродуктов, но и убыточностью внутреннего рынка нефтепродуктов (минус 30-40
долл./т), а также тем, что заводам пришлось расплатиться за поставленную в
начале года из государственных резервов нефть.
16 августа.
Представительгоскомитета погранвойск Белоруссии полк. Юрий Федоров заявил о
том, что на реализацию программы по обустройству внешних границ Союзного
государства на 2007-2011 годы планируется выделить 2,8 млрд. российских рублей.
По словам Федорова, в рамках программы будет полностью завершено обустройство
границы Белоруссии с Литвой и Латвией.
17 августа. Прошла
официальная встреча делегации министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды РБ во главе с министром Леонтием Хоружиком с представителями
деловых кругов Федеративной Республики Германии. Немецкую делегацию возглавлял
член правления компании «Мухе Клэранлагенбау ГмбХ», занимающейся производством и
монтажом станций по выработке альтернативной энергии, Штефан Иттиг. На встрече
были обсуждены вопросы возможного сотрудничества в области альтернативной
энергетики и реализации механизмов Киотского протокола. Белорусская сторона
выразила заинтересованность в осуществлении совместных инвестиционных проектов в
области развития альтернативных источников энергии в Белоруссии: ветроэнергетики
и строительства биогазовых энергетических комплексов.
18 августа. За
январь-июль текущего года в бюджет Белоруссии, по данным министерства статистики
и анализа РБ, поступило доходов в объеме 25,9 трлн. белорусских руб. На долю
налога на добавленную стоимость (17,8%), налога на прибыль, подоходного налога и
налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности приходилось 44,1% всех
поступлений.
18 августа. На российском
полигоне Ашулук завершилась активная фаза оперативно-тактического учения войск
Западного ОТК ВВС и войск ПВО Белоруссии. Белорусские соединения и воинские
части, участвовавшие в учении, отработали поставленные задачи в ходе боевых
стрельб. В учении приняли участие боевые расчеты 115-й, 120-й зенитных ракетных
и 8-й радиотехнической бригады, летчики 61-й истребительной авиационной базы, а
также подразделения связи и тылового обслуживания ВС Белоруссии. Боевые стрельбы
проводились из ЗРС С-300 и ЗРК «Бук», экипажи самолетов Су-27 и МиГ-29
отработали задачи применения боевого оружия по воздушным целям. Общая
численность белорусской группировки составила около семисот человек и более ста
единиц техники и вооружения.
19 августа. Экс-депутат
Национального собрания РБ, трехкратный олимпийский чемпион Владимир Парфенович и
бывший глава администрации президента РБ Леонид Синицын на т.н. Социальном
форуме в штаб-квартире ОГП в Минске предложили оппозиции добиваться вступления
Белоруссии в качестве ассоциированного члена в состав Российской Федерации.
Инициатива Парфеновича и Синицына не была поддержана участниками форума
оппозиции.
20 августа. На встрече
президента Белоруссии Александра Лукашенко и министра иностранных дел РБ Сергея
Мартынова был затронут вопрос кадрового укрепления дипломатического корпуса. По
словам Мартынова, был также обсужден широкий круг вопросов взаимоотношения
Белоруссии «по всему периметру: от востока до запада и юга».
20 августа. Российское
правительство отказало Белоруссии в просьбе увеличить поставки белорусского
сахара в Россию в этом году на 30 тыс. тонн сверх определенной ранее
правительствами двух стран квоты.
20 августа. Нынешнему
руководству Белоруссии выгодна политика изоляционизма, - заявил экс-глава
Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич. Следующие 10-15 лет, по
мнению Богданкевича, республику не готовы принять в ЕС, равно как и население
Белоруссии не готово туда вступить. Более вероятно в эти годы сближение с
Россией, от которой Белоруссия зависит экономически, - подчеркнул бывший
руководитель НББ.
20 августа. Италия, по
заявлению премьер-министра РБ Сергея Сидорского, предоставит Белоруссии кредит в
объеме 210 млн. евро. Подробностей условий предоставления кредитной линии
Сидорский не сообщил.
20 августа. Глава
белорусского государства Александр Лукашенко встретился с министром общественной
безопасности Вьетнама Ле Хонг Анем. Лукашенко информировал о том, что в
ближайшие месяцы во Вьетнаме состоится белорусско-вьетнамская встреча на высшем
уровне, на которой президенты двух стран детально обсудят вопросы политического
и экономического сотрудничества. Для Белоруссии, подчеркнул белорусский лидер,
Вьетнам является очень важным, опорным государством в Юго-Восточной Азии. Для
Вьетнама, по мнению Лукашенко, таким государством в Европе является
Белоруссия.
21 августа. План мероприятий
по реализации президентской директивы №3 («Экономия и бережливость – главные
факторы экономической безопасности государства»), а также перечень инновационных
и инвестиционных проектов рассмотрел президиум Совета министров РБ. Документом,
в частности, предусмотрена организация жесткого контроля за использованием
топливно-энергетических и материальных ресурсов, снижение удельных материальных
затрат на единицу выпускаемой продукции при одновременном росте производства и
его модернизации. Кроме того, намечено заключение договоров на поставку
топливно-энергетических ресурсов на 2008 год.
21 августа. Международное
рейтинговое агентство Standard&Poor's присвоило Белоруссии долгосрочный
рейтинг в иностранной валюте "B+", долгосрочный рейтинг в местной валюте "BB" и
краткосрочные рейтинги "В".
22 августа. Международное
рейтинговое агентство Moody’s Investors Service присвоило Белоруссии рейтинг в
иностранной валюте "Вa2". Moody’s также присвоило рейтинг "B1" государственным
облигациям РБ в иностранной и местной валютах. Рейтинг для банковских депозитов
в иностранной валюте установлен на уровне "В2", в местной валюте - "Baa3". Также
присвоен страновой "потолок" в местной валюте на уровне "Baa3". Прогноз
изменения всех рейтингов - стабильный.
22 августа. В Гомеле
председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович заявил о
том, что для Белоруссии получение суверенного кредитного рейтинга является
долгожданным и знаковым событием. В первую очередь получение такого рейтинга
решает вопросы увеличения инвестиционной привлекательности для всех инвесторов,
что очень важно для экономики, подчеркнул Прокопович.
22 августа. Министерства
экономики РБ сообщило о том, что объем внешней торговли Белоруссии с Россией в
январе-июне 2007 года увеличился на 20,2% к аналогичному периоду 2006 г.,
экспорт вырос на 28,7%, импорт – на 16,1%. Взаимный товарооборот достиг 11206,7
млн. долларов США, экспорт - 3935 млн. долларов, импорт – 7271,7 млн. долл.
Сальдо во внешней торговле товарами с Россией сложилось отрицательным в размере
3336,7 млн. долларов.
22 августа. МИД РБ
информировал о том, что в условиях негативных односторонних действий
американских властей Белоруссия вынуждена принять адекватные меры: осуществлять
соответствующие визовые ограничения в отношении «определенных категорий
американских официальных лиц». Одновременно министерство иностранных дел
Белоруссии объявило о том, что упрощает в одностороннем порядке оформление
белорусских виз гражданам США для въезда с гостевыми и деловыми целями «в целях
содействия развитию межличностных контактов».
22 августа. В Минске были
задержаны руководители и зрители «Свободного театра», в том числе иностранные
граждане. Задержание произведено во время спектакля в частном доме недалеко от
площади Банголор сотрудниками полка милиции специального назначения, получившими
информацию о заложенном там ВУ.
22 августа. Посол Украины в
Белоруссии Игорь Лиховый заявил о том, что встреча президентов Белоруссии и
Украины обязательно состоится в 2007 году.
23 августа. В Минске
завершился семинар по внутреннему руководству в Вооруженных силах Белоруссии и
бундесвере, в ходе которого представители вооруженных сил Белоруссии и Германии
обменялись опытом работы с личным составом.
24 августа. Минский
автомобильный завод объявил о том, что переходит на серийное производство
автомобилей стандарта Евро-3 не только с двигателями ярославского моторного
завода «Автодизель», но и Минского моторного завода, компаний Deutz, Mercedes.
Со следующего года МАЗ планирует оснащать свои автомобили также и китайскими
двигателями.
24 августа. В соответствии с
постановлением Совета министров РБ ПО «Белоруснефть» обязалось внести сумму,
эквивалентную 200 тыс. долларов США, в уставный капитал акционерного общества по
добыче нефти на территории Венесуэлы (месторождения Гуара Есте и Лагамедиа), в
котором это производственное объединение принимает участие.
25 августа. Вице-президент
Российской академии наук академик Жорес Алферов заявил в Минске о том, что
строительство атомной электростанции на территории Белоруссии является выходом в
решении проблемы обеспечения потребностей республики энергией на ближайшие два
десятилетия.
26 августа. На автомобильной
дороге Брест – Минск - граница России по поручению белорусского
правительства расширено проведение масштабных ремонтных работ с частичным
ограничением движения на ряде участков.
28 августа. Заместитель
министра экономики РБ Владимир Адашкевич сообщил о том, что до конца 2007 года в
республике повышаются закупочные цены на молоко (на 5%), а также розничные цены
на молоко и молочные изделия (на 2%), зерно, муку, хлеб (до 4,5%) и водку (на
3%).
28 августа. Генеральный
прокурор РБ Петр Миклашевич доложил президенту Белоруссии о том, что в
республике за семь месяцев 2007 года выявлено около 2000 коррупционных
преступлений и 666 фактов взяточничества. Всего зарегистрировано 104.507
преступлений (на 7,5% меньше, чем за аналогичный период 2006 года).
28 августа. С рабочим
визитом в Россию прибыла белорусская делегация во главе с председателем
государственного комитета пограничных войск РБ полк. Игорем Рачковским.
Руководители пограничных ведомств России и Белоруссии обсудили в Ростове-на-Дону
вопросы развития белорусско-российского сотрудничества в пограничной сфере,
перспективы реализации проекта новой программы обустройства внешней границы
Союзного государства на период 2007-2011 гг.
29 августа. Заместитель
председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Волков информировал о том, что
потенциальный баланс поставок российской нефти в Белоруссию в 2008 году
ожидается на уровне 21,5-22 млн.т. Волков подчеркнул, что этот объем соотносится
с планами, определенными с российской стороной до 2020 года.
29 августа. СТВ сообщила,
что за первое полугодие в Белоруссии переработано около 12,5 миллионов тонн
российской нефти. Более 25% налоговых поступлений в бюджет республики
осуществляется за счет концерна «Белнефтехим», который обеспечивает 35%
экспорта.
30 августа. В столице
Белоруссии повышены тарифы на перевозку пассажиров в городском транспорте.
Стоимость проездных билетов возросла в Минске на 10%, талонов - на 20%.
30 августа. В Белоруссии
началось строительство новых объектов по хранению природного газа. Строительство
осуществляет ПО «Белоруснефть», объем каждого хранилища составит около 300 тыс.
куб.м. В н.в. продолжаются работы на третьем по счету подземном газохранилище
(после Осиповичского и Прибужского) в Мозырском районе Гомельской области с
использованием отработанных при добыче соли намытых каверн.
30 августа. Президенту РБ
Александру Лукашенко исполнилось 53 года.
1 сентября. На
белорусско-литовской границе перестали действовать межгосударственные пункты
пропуска в соответствии с поправками в соглашение между правительствами
Белоруссии и Литвы о пунктах пропуска через государственную границу. 8 пунктов
пропуска, ранее имевших статус межгосударственных, перепрофилированы в
упрощенные автодорожные пункты пропуска.
1 сентября. Национальный
банк Беларуси снизил ставку рефинансирования на 0,25% - до 10,25% годовых.
2 сентября. Завершилось
поклонение православных верующих Белоруссии мощам Святого равноапостольного
Великого князя Владимира (Василия), крестителя Руси, которые впервые были
привезены в республику на краткий срок.
Белоруссия меняет внешнеполитические ориентиры и отвязывается от российского рубля
Александр Фадеев
В середине августа Национальный банк Беларуси в
контексте новой денежно-кредитной политики республики объявил о намерении со
следующего года окончательно отказаться от корректировки курса национальной
валюты по отношению к курсу российского рубля. С 2008 года ориентиром для
обменного курса белорусского рубля будет исключительно доллар США. Планируется,
что официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к доллару США
будет «плавать» в пределах плюс-минус 2,5%. Президент РБ Александр Лукашенко не
только одобрил этот шаг НББ, но и специально подчеркнул, что отказ от привязки
курса белорусского рубля к российскому – это «чисто технический вопрос».
На самом деле эту меру следует рассматривать как
намеренный политический демарш. Напомним, что в соответствии с Уставом
Союза Беларуси и России (ст. 9) стороны обязались создать условия для введения
единой валюты, а Договором 1999 года о создании Союзного государства (ст. 13,
22) предусматривалось иметь единую валюту (для чего содействовать ее поэтапному
введению) и осуществлять денежную эмиссию единым эмиссионным центром. Введение и
эмиссия другой валюты не допускались. В рамках последнего документа и по
соглашению сторон переход на единую денежную единицу (первоначально в виде
российского рубля) и формирование единого эмиссионного центра Союзного
государства сначала предполагалось осуществить с 01.01.2004 года (ускоренный
вариант президента Владимира Путина), позже срок по настоянию Минска был
отодвинут на 01.01.2005 года, а затем на 01.01.2006 года. Из-за позиции
белорусского государственно-политического руководства, в первую очередь
президента Александра Лукашенко, все эти сроки были сорваны.
Уже начиная с 2002 года, республиканское руководство все
явственнее демонстрировало нежелание вводить на своей территории единую с
Россией валюту и всячески уклонялось от перехода к координации валютных курсов
двух формально союзных государств. Одновременно оно, демонстрируя на словах
готовность перейти на единую валюту в будущем, получало от российского
министерства финансов и Банка России огромные объемы финансовых средств в
иностранной валюте и российских рублях на поддержку курса белорусского рубля
(позже Белоруссия официально откажется от такой практики). Все это вынудило
российское руководство трижды соглашаться на перенос сроков введения единой
валюты. Когда в первом квартале 2005 года российской стороне стало ясно, что
Белоруссия абсолютно ничего не предпринимает для технического решения вопроса о
переходе на единую валюту, в Сочи (04.04.05) Владимир Путин решил выяснить
до конца позицию главы белорусского государства по этой проблеме. В ответ
президент РБ привел свои «опасения» насчет введения российского рубля на
белорусской территории и продемонстрировал острый интерес к тому, зачем это
нужно России.
Президент России тогда сделал правильный вывод о том,
что идея единой валюты, столь важная «для интеграции и для судеб народов», не
разделяется Лукашенко в настоящий момент (Белоруссия позже действительно
официально откажется от перехода на российский рубль), но сама по себе не
утратила своей значимости и не умерла. Поэтому Россия и в дальнейшем продолжала
последовательно и относительно настойчиво возвращать Минск к вопросу о переходе
на единую валюту. Это вызывало негативную и, порой, крайне острую реакцию
белорусской стороны и, особенно, президента Лукашенко. Тем не менее, Минск
попытался смикшировать это противоречие и формально согласился на построение
общей системы координации валютных курсов двух государств. Подобная система
(«валютная змейка») была, например, с успехом опробована при становлении
Европейского союза, хотя путь от «змейки» до введения евро, как единой валюты
Еврозоны, занял около тридцати лет.
Однако на самом деле правительство и Национальный банк
Беларуси фактически бойкотировали выполнение и этого решения – курс национальной
валюты был по-прежнему сориентирован исключительно на доллар США, никакой
«двойной привязки» на деле не существовало. Хотя официально в Национальном банке
Беларуси продолжают утверждать, что одновременно использовали в качестве
промежуточных прогнозных ориентиров курса белорусского рубля, как курс
американского доллара, так и российского рубля. За последние годы ничего не
изменилось после объявленной привязки к российскому рублю и в расчетах по
внешнеторговым операциям с партнерами из России – половина сделок рассчитывалась
и заключалась в переводе на доллары США (10 – 15% в евро, остальные в российских
рублях). По официальной информации НББ доллар США вообще является сегодня
валютой расчетов более 50% от всего объема расчетов по экспортно-импортным
сделкам республики со всеми 163 государствами, с которыми Белоруссия ведет
торговый обмен.
Глава Национального банка Беларуси Петр Прокопович
назвал привязку исключительно к доллару США правильной, «учитывающей многие
факторы национальной экономики». С этим трудно согласиться, поскольку главным
торговым партнером Белоруссии, экономика которой работает в основном на экспорт,
является Россия, последняя же импортирует в значительных объемах и жизненно
важные для республики энергоресурсы, сырье и полуфабрикаты, имеет развитую
хозяйственную кооперацию с белорусскими предприятиями по ряду направлений
промышленного производства. Это не говоря уже о строительстве Союзного
государства, приоритет которого должен был диктовать белорусским верхам совсем
другое решение. Но, очевидно, победила та точка зрения, при которой
существование суверенной, независимой Белоруссии, пусть и с авторитарным
режимом, будет поддержано Вашингтоном и Брюсселем, поскольку это для них
выгоднее Белоруссии, стремящейся к вхождению в Российскую Федерацию.
С другой стороны, выжидательная тактика в отношении
России (в надежде на внутриполитический и экономический кризис, провал Путина и
его команды, влекущий благоприятную для Белоруссии смену политической системы),
которой придерживалось республиканское руководство с 2000 года, утратила свою
актуальность. Отстаивать же национальные интересы (так как их понимает Лукашенко
и его окружение) в торгово-экономической сфере, к чему фактически свел все
«союзное строительство» Минск, с переходом на прозрачные рыночные принципы
взаимоотношений между Россией и Белоруссией стало невозможно. Отсюда –
демонстративный отказ Белоруссии не только от российского рубля, но и от
ориентиров на его прогнозный курс.
Даже ориентация на евро выглядела бы логичнее по
сравнению с долларом, поскольку половина белорусского экспорта уходит в страны
Евросоюза и на ЕС приходится пятая часть общего объема внешнего товарооборота
Белоруссии. К тому же относительно недавно белорусский лидер демонстрировал
стремление глубоко интегрироваться в экономической сфере с ЕС и говорил о
готовности Белоруссии «хоть завтра» перейти на евро. Да и целью Лукашенко, как
неожиданно выяснилось, является догнать по уровню жизни «самую прекрасную страну
Европы» Францию.
Но, как представляется, Минск начал понимать, что
переоценил готовность Германии (и, отчасти, Соединенного Королевства, кстати,
одного из основных торговых партнеров РБ на Западе) содействовать активизации
процесса экономического сближения Белоруссии с ЕС. Потихоньку развеялись иллюзии
белорусской стороны, связанные с надеждами на одностороннее использование
посреднической миссии набиравшей при помощи США международный вес Варшавы, а
также (в меньшей степени) Вильнюса в выстраивании отношений по линии Евросоюз –
Белоруссия. Сегодня возобладало мнение, что интенсификация взаимодействия
с Европейским союзом в ближайшей перспективе затруднено в силу позиции ведущих
стран ЕС по вопросу соблюдения белорусским политическим режимом прав человека и
основных демократических принципов. Да и эффект от демонстрации Минском
готовности интегрироваться с ЕС, в том числе по проблеме энергетической
безопасности, в контексте белорусско-российских отношений оказался минимальным и
не избавил Белоруссию от изменения, в сторону «ужесточения» (на самом деле
нормализации), финансово-экономических правил партнерства.
Вот почему президент РБ Александр Лукашенко сделал
недавно знаковое заявление: «до настоящего времени мы вели нашу внешнюю политику
в зависимости от торговых отношений с нашими соседями. Теперь мы строим их по
географической оси, идущей от Латинской Америки до Южной Африки, до Индии,
Вьетнама, Малайзии, Китая и Ирана. Мы не ставим целью быть другом Венесуэлы
против США. Но если кто-то пытается задушить нас санкциями, мы обязаны искать
спасение за пределами Европы, на других континентах». Ну, а банковские,
финансовые системы и внешняя торговля большинства стран этой «дальней дуги»
новой внешней политики Белоруссии преимущественно (или полностью) ориентированы
на курс национальной валюты США. Вот и ответ на вопрос, почему Минск предпочел
североамериканский доллар – причины вовсе, как видим, не «технические», а сугубо
политические и экономические.
Помимо прочего, есть и внутриполитический,
пропагандистский аспект, на который рассчитывает Минск, на что справедливо
указывают отдельные белорусские эксперты. Суть его в том, чтобы успокоить
население республики и не допустить резкой девальвации белорусского рубля и
обвала банковской системы. Дело в том, что номинальный обменный курс
белорусского рубля к слабевшему доллару США за истекший период 2007 года
снизился всего на 0,2%, а вот к российскому на 3,5%, к евро – на 4,4%.
Неизбежная девальвация национальной валюты Белоруссии, таким образом, будет, как
ожидают власти, менее заметной для граждан, не приведет к массовому изъятию
вкладов в банках и панике.
Нужен новый объединительный проект
Владислав Лосев
Бесконечная белорусско-российская интеграция, похоже,
окончательно зашла в тупик. Нынешний год отличается от предыдущих практически
полным отсутствием объединительных речей (за исключением, пожалуй, Дня
единения 2 апреля) из уст белорусского президента. Если раньше Александр
Лукашенко, несмотря на периодически возникавшие непонимание и конфликты с
российской стороной, постоянно подчеркивал свою приверженность
строительству Союзного государства, то в этом году все обстоит иначе.
Лукашенко обиделся. Обиделся на то, что российское
руководство решило-таки перевести союзные отношения Республики Беларусь и
Российской Федерации в русло более конкретных и понятных не только прав,
но и обязательств. Ведь белорусско-российскому союзу уже больше десяти лет,
а его политические и экономические очертания так и не обрели какой-либо
четкости.
Как и в начале интеграционного пути, будущее
белорусско-российского единства пребывает в неопределенности. Но если в середине
1990-х годов даже простое провозглашение намерения воссоединения с Россией
порождало в белорусском обществе большое воодушевление, то нынешнее положение и
практически бесплодное десятилетнее топтание на месте ничего не вызывает кроме
разочарования и скепсиса относительно способности руководства Белоруссии
на совместную созидательную работу с Российской Федерацией.
И дело здесь не только в знаменитом упрямстве и
несговорчивости белорусского лидера. Проблема в том, тот круг лиц, который
причастен к формированию политического курса Белоруссии, по видимому, не совсем
ясно представляет себе положение в России.
Конечно, это связано не с отсутствием необходимых
данных. Информационное пространство переполнено самыми разнообразными сведениями
о различных сторонах современной российской действительности. Другой вопрос, что
в этом гигантском информационном потоке нужно правильно ориентироваться и
уметь отделять «зерна от плевел». А для этого нужен
качественный критерий отбора информации, позволяющий формировать
объективный образ нынешней России.
И вот здесь существуют серьезные вопросы. Белорусские
государственные аналитические службы и, соответственно, лица принимающие
политические решения до сих пор воспринимают Российскую Федерацию как
деградирующий остаток Союза ССР, балансирующий между распадом, социальным
взрывом и гражданской войной.
Кроме того, белорусские власть имущие полагают, что
Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР, обязана (т.к. все советские
народы осваивали Сибирь) и в дальнейшем (срок, очевидно, не
ограничен) обеспечивать экономические «чудеса» в бывших советских
республиках.
Причем, подобные иждивенческие настроение оказались
свойственны политическим элитам всех постсоветских стран вне зависимости
от того, собираются они вступать в НАТО и Евросоюз или же блюсти свой
«непорочный» суверенитет и в дальнейшем. Такая «хитрая» позиция на языке
местных политиков именуется прагматизмом и отстаиванием национальных
интересов.
В Белоруссии подобное отношение к Российской Федерации
активно поддерживается. Этому способствуют представители различных российских,
по сути маргинальных «патриотических» движений и групп. Эти деятели
частенько наведываются в Минск, где принимаются с большой помпой, в том числе, и
на самом высоком уровне. В последние месяцы Минск посетили лидер КПРФ
Геннадий Зюганов, пытающийся остаться в политике Дмитрий Рогозин и главный
редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, т.е. особы которые не имеют
собственно никакого влияния на формирование российской политики.
Однако именно эти и подобные им персоны выступают
для официального Минска в качестве главных экспертов по российским делам. Ну а
так как все они просят у Лукашенко материальной поддержки, то и представляют
положение в РФ в том виде, который хотелось бы видеть белорусскому президенту,
ибо в противном случае денег могут и не дать. Поэтому в оценках названных
«экспертов» никакой речи даже о минимальной объективности быть не
может.
Второй и третий срок правления А.Г. Лукашенко оказался
самым безрезультативным с точки зрения связей с российскими политиками и
экспертным сообществом. По сути, они свелись к нулю. Но, как известно,
«свято место пусто не бывает»: в Москву стали наведываться белорусские
оппозиционные функционеры.
Цель этих вояжей заключается не только в том, чтобы
дискредитировать Лукашенко в глазах российского политического класса, но и
убедить его представителей в том, что белорусский народ не хочет никакого
единства с Россией.
Надо сказать, что в первом вопросе ближайшими
помощниками оппозиции выступают сам белорусский президент, газета администрации
президента РБ «Советская Белоруссия» и белорусское телевидение. За
прошедшие год-два они такого наговорили о Российской Федерации, что надолго
(если не навсегда) подорвали деловую репутацию белорусского руководства в глазах
россиян.
Но ведь помимо «базарных» слов были и скандальные
действия. Это и крайне нелицеприятные истории в начале с шоколадным
концерном «Бабаевский», а затем с пивоваренной компанией «Балтика», и череда
«газовых войн» с концерном «Газпром».
Еще совсем недавно Республика Беларусь слыла надежным
экономическим партнером и верным союзником России. Но, увы, бездумная политика
официального Минска привела к тому, что авторитет Республики Беларусь в
Российской Федерации оказался во многом растраченным.
Это касается не только экономических отношений.
Охлаждение коснулось и «святая святых» – обороны. Угрозы Лукашенко пересмотреть
условия нахождения российских военных объектов на территории Белоруссии не
остались не замеченными.
Так, 23 августа командующий космическими войсками РФ
генерал-полковник Владимир Поповкин заявил на авиакосмическом салоне
«МАКС-2007», что в перспективе Россия планирует отказаться от
радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении,
расположенных за пределами ее территории. И это касается не только Азербайджана,
Казахстана и Украины, но и Белоруссии. По словам генерал-полковника Поповкина, в
случае возникновения какого-либо конфликта может появиться «соблазн использовать
для давления на нас сам факт существования этих РЛС, например, отключением
электроэнергии от наших объектов системы предупреждения о ракетном нападении».
Таким образом, Александр Лукашенко собственными руками пускает под откос все то,
что сам же и выстраивал в прежние годы.
Что же касается настроений в белорусском обществе, то
здесь далеко не все разделяют позицию властей, так как видят ее фальшь и
бессмысленные капризы в отношении России. Российским политикам следует делать
различие между официальным Минском, антироссийской оппозицией и основной массой
белорусских граждан.
Белорусские власти, судя по всему, плохо усвоили уроки
истории и не как не возьмут в толк, что лучше (да и значительно выгоднее)
помогать России восстанавливать ее величие, чем пытаться препятствовать этому
неумолимому процессу.
Политика официального Минска сродни (с поправкой на XXI
век) деяниям удельных князей, которые, чтобы отстоять свой «суверенитет» и
насолить Великому князю, наводили на Русь половцев, литовцев, ордынцев и
прочих «поганых».
И совсем не случайно в белорусских учебниках истории в
качестве первых национальных героев представлены такие древнерусские
князья-смутьяны как Всеслав Полоцкий (Чародей) и Глеб Минский. Последний,
кстати, прославился тем, что устроил под Минском центр работорговли,
за что и был бит Великим князем. Но так как удельный князь Глеб выступал против
«великорусского империализма» Киева, то поэтому и попал в «пантеон белорусских
героев».
Позиция же белорусской оппозиции совершенно неизменна.
Ее лидеры практически не скрывают, что главное для них – это забота об интересах
США. Правда, в последнее время некоторые оппозиционные вожди вознамерились
поиграть в «пророссийскую» оппозицию. Только вот выглядит все это довольно
неуклюже, так как «маски любви к России» пытаются натянуть на себя ее
откровенные недруги из антирусских националистических Партии БНФ и Белорусской
социал-демократической партии «Грамада».
Для маскировки же новоявленные «пророссийские»
оппозиционеры рассчитывают использовать главу Партии коммунистов
Белорусской Сергея Калякина, который уже давно стал своим человеком в
Вашингтоне и Брюсселе, и одного из лидеров «Грамады» Владимира
Нистюка.
При этом Калякин, как «левый», намерен наладить
отношения с Сергеем Мироновым («Справедливая Россия»), а Нистюк, как бывший
советский офицер и суворовец, пытается установить связи с российским
генералитетом. Не так давно он создал и стал директором минского городского
Фонда выпускников суворовских и нахимовских училищ «Спасенное
поколение» (информационная поддержка – газета «Советская Белоруссия»). Это
фонд по расчетам Нистюка должен открыть ему доступ к лидерам
суворовско-кадетского движения России, а, следовательно, и к российской военной
элите. Остается надеется, что российским политикам не составит особого труда
разобраться в этих «играх» белорусских оппозиционеров.
К сожалению, приходится признавать, что первая попытка
воссоединения Белой Руси и Великороссии (РФ) до конца не удалась. Белорусская
верхушка оказалась слишком эгоистичной и недальновидной, чтобы пойти на реальное
воссоединение с Российской Федерацией и приобрести иной, пусть и более
перспективный, статус. Кроме того, она небеспочвенно опасается, что в случае
создания общего государства не сможет выдержать политической
конкуренции.
Причем, совсем не со стороны москвичей и
петербуржцев, которыми стращает обывателей белорусский официоз («понаедут и все
захватят»). В новом белорусско-российском государстве неизбежно откроются новые
возможности не только в области экономики, но и в общественно-политической
сфере.
В белорусскую политику смогут придти новые люди,
появятся средства массовой информации, которые не будут зависеть ни от
власти, ни от Вашингтона с Брюсселем. А вот это как раз и не нужно ни власти, ни
оппозиции, которые превратили Белоруссию в совместную вотчину и уже давно
негласно сотрудничают друг с другом.
Что же делать в сложившейся обстановке? Ведь белорусские
граждане не просто образуют братский и дружественный России народ, Это
неотъемлемая часть, ветвь триединого Русского народа и вся история белорусов,
как писал еще Николай Лосский, это постоянная борьба за свою русскость. И
поэтому было бы катастрофической ошибкой оставить Белую Русь на откуп
эгоистической белорусской бюрократии и, тем более, Западу.
Очевидно, нужен новый (возможно дополнительный)
объединительный проект, который рассматривал бы Белоруссию не только как
государство СНГ, но и как страну этнически и культурно относящуюся к
Русскому миру.
Согласно действующему российскому законодательству все
граждане Республики Беларусь являются потенциальными российскими
соотечественниками. Поэтому одной из главных задач нового (дополнительного)
интеграционного проекта могла бы стать забота о том, чтобы эта потенциальная
возможность воплотилась в действительность.
Белоруссия – страна российских соотечественников. Чем не
цель для политики на белорусском направлении?
Путину с Лукашенко не о чем разговаривать
20.08.2007.
Салідарнасць
Игорь Потапчук
Встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина 22
августа не состоится. У Беларуси и России нет вопросов для обсуждения на высшем
уровне.
Напомним, что 9 августа агентство ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой
на источник в российских дипломатических кругах сообщило, что в рабочем графике
Владимира Путина на 22 августа запланирована встреча с Александром Лукашенко.
При этом отмечалось, что «скорее всего, в ходе встречи речь пойдет о газе, нефти
и кредите, который Беларусь хочет получить от российского правительства».
В течение недели после появления этого сообщения
официальные лица его не подтверждали, но и не опровергали. И лишь в минувшую
пятницу ясность внес Александр Лукашенко во время поездки на свою малую родину,
в поселок городского типа Копысь. «Если бы мы собирались встретиться 22 августа,
белорусские СМИ сообщили бы, что готовится такая встреча, — заявил глава
государства. — Пока нет тех вопросов, которые мы могли бы обсудить на высшем
уровне согласно той концепции, которая нами согласована в последнее время. Мы
встречаемся, если накопилось 2-3 крупных вопроса или есть чрезвычайный
вопрос».
В то же время, по мнению Лукашенко, сообщение о якобы
намеченной встрече двух президентов появилось не случайно. Глава Беларуси
предположил, что это провокация.
«Походить по берегу моря в Сочи, пообщаться и потом
слышать в СМИ критику, мол, походили-поговорили, а где результат? Нам это не
нужно», — категорически отмел такую возможность Лукашенко.
«2-3 крупных вопроса» или «чрезвычайный», судя по всему,
появятся к осени. «Думаю, мы можем осенью провести заседание ВГС, обсудить все
вопросы, которые существуют не только между президентами, но и на уровне
правительств», — высказал свои соображения относительно перспектив встречи с
Владимиром Путиным глава Беларуси.
Стоит отметить, что раньше «строители союзного
государства» встречались гораздо чаще. Однако результаты их рандеву в последнее
время все чаще оказывались близкими к нулю. Белорусскому руководителю не
удавалось выторговать новые преференции по энергоносителям, а инициативы его
российского коллеги в части интеграции двух стран тоже вязли, как в болоте.
В целом, с учетом предстоящего ухода Владимира Путина
уже можно подводить определенные итоги их общения с Александром Лукашенко (вряд
ли в ближайшие полгода стоит ожидать каких-либо прорывов). Второй российский
президент для первого белорусского оказался не самым приятным собеседником.
Довольно быстро разобравшись в том, что у Александра Лукашенко пропало желание
объединяться, Владимир Путин занял в отношении белорусского коллеги более
жесткую позицию, чем Борис Ельцин. Не заладились у двух глав государств и
отношения на личном уровне.
Поэтому неудивительно, что Александр Лукашенко тянет
время, дожидаясь ухода Владимира Путина. Впрочем, не факт, что его преемник
окажется для главы Беларуси более сговорчивым партнером.
Уроки и последствия газовой войны
20.08.2007. сайт
ОГП
Валерий Карбалевич
Теперь, когда отгремели последние залпы информационных
орудий, но еще не испарился запах пороха, не осел дым сражений очередной
белорусско-российской газовой войны, пришло время обеим сторонам подсчитывать
трофеи и потери, извлекать уроки и делать выводы.
Судя по всему, до этих драматических августовских
событий у белорусского руководства еще были иллюзии, что новогодние нефтегазовые
соглашения не есть окончательный вердикт Кремля по вопросу интеграции двух
государств, что при каком-то благоприятном стечении обстоятельств ситуацию еще
можно открутить назад, что проблема сама собой как-то рассосется, что договоры с
Россией можно подписывать, но не выполнять. Теперь, после третьей газовой войны,
нельзя сказать, что эти иллюзии полностью рассеялись, но по ним нанесен
сокрушительный удар. И официальному Минску нужно не надеяться на чудо в виде
доброй воли Москвы или неслыханной щедрости новых друзей (Китая, Венесуэлы,
Ирана), а всерьез и основательно адаптироваться к новым внешнеэкономическим
условиям.
Хоть конфликт вокруг своевременной оплаты поставляемого
в Беларусь газа вроде бы исчерпан, но на горизонте белорусско-российских
отношений явственно замаячили два новых кризисных очага. Прежде всего, это спор
о новых ценах на газ в 2008 году. В соглашении, подписанном перед Новым годом,
четко прописана формула определения цены на четыре года вперед. Она
рассчитывается на основе европейской цены за предыдущий год и будет известна не
раньше декабря. И никаких дискуссий вроде бы возникнуть не должно. Но какое
значение в белорусско-российских отношениях имеют подписанные документы? Из
правительственных источников Беларуси стала известна позиция нашей страны: мы
согласны платить в следующем году не более $130 за 1 тыс. м3. Т. е получается,
что все прошлогоднее соглашение с «Газпромом» летит под откос и затяжные,
изматывающие переговоры с взаимными угрозами, шантажом и ударами под дых опять
начинаются с чистого листа?
Побочным следствием прошедшей газовой войны станет
ускорение строительства обходных газопроводов и нефтепроводов. Ибо конфликт
напугал Европу, еще раз убедил ее в ненадежности транзитных государств.
Вторым кризисным очагом должен стать вопрос о
невыполнении Беларусью соглашения о мерах по развитию торгово-экономического
сотрудничества, подписанного 23 марта. Оно предусматривает взаимное снятие
ограничений в двусторонней торговле. Однако белорусская сторона продолжает
ограничивать продажу российских товаров на своем рынке, хотя сроки реализации
основных пунктов этого документа уже прошли. Официальный Минск действует в своем
фирменном стиле: под давлением партнера вроде бы идет на уступку, подписывает
соглашение, но выполнять не собирается. Понятно, Москву это не устраивает.
Одной из причин, по которой белорусское руководство
быстро свернуло газовое противостояние и пошло на уступки, был страх перед
возможным банковским кризисом. Важным следствием новогоднего конфликта стала
паника среди вкладчиков банков. Наслышавшись угроз об отключении газа, сотни,
тысячи людей побежали снимать свои деньги, что грозило перерасти в проблему не
только экономическую, но и политическую. Был поставлен под угрозу базовый
институт социального доверия, якорь общественной стабильности. Поэтому правящая
команда извлекла из тех событий важный урок. Он состоит в том, что острый
международный конфликт не только консолидирует общество вокруг вождя, но,
одновременно, чреват финансовым обвалом.
Кто знает, возможно, и на этот раз, если бы еще
несколько дней продолжалось противостояние, информационные волны с тревожными
новостями накрывали Беларусь, с обеих сторон сыпались угрозы, обыватель с испугу
снова побежал бы в банки.
Не случайно сразу же после преодоления кризиса
белорусские власти всеми силами пытались успокоить народ. Все государственные
СМИ настойчиво сообщали, что Беларусь добросовестно выплачивает долг. А.
Лукашенко принял главу Нацбанка П. Прокоповича, который доложил, какие у нас
большие золотовалютные запасы, телеканалы ненавязчиво показали горки из слитков
золота. В субботу, находясь в сельской местности на Гродненщине, А. Лукашенко
продолжал успокаивать население: «Люди могут быть абсолютно спокойными за
деньги, что хранятся в белорусских рублях…Если обрушится рубль, обрушится
страна. Это для меня наиважнейший вопрос».
А переориентация на новых друзей (Китай, Венесуэлу,
Иран) – это пока такое же средство успокоения, как и показанные по телевизору
слитки золота. Нельзя, чтобы у обывателя складывалось впечатление, что Беларусь
после ссоры с Россией оказалась в международной изоляции. Отсюда и такие
усыпляющие рекламные ролики о замечательных перспективах экономического
сотрудничества со все новыми государствами третьего мира.
Еще один важный урок газовой войны, который должно
извлечь руководство Беларуси, состоит в необходимости более быстрыми темпами
адаптировать экономику к новым ценам на энергоресурсы. Теперь становится еще
более ясно, что, во-первых, возврата назад не будет, во-вторых, нынешняя
экономическая система не в состоянии выдержать все возрастающее ценовое
давление. Очевидно, что на системные рыночные реформы А. Лукашенко не решится.
Но, с другой стороны, он понимает, что оставлять все как есть в нетронутом виде
не менее опасно. Поэтому и принимаются какие-то половинчатые, паллиативные,
косметические меры, призванные приспособить нынешнюю систему мобилизационной
экономики к грядущим изменениям внешней среды обитания.
Было отменено большинство социальных льгот. Объявлено о
сокращении госдотаций промышленным предприятиям. В субботу, находясь в
Гродненской области, А. Лукашенко заявил о существенном уменьшении
государственной поддержки сельскому хозяйству. Лежащее ОАО «Мотовело» без долгих
раздумий продано австрийской компании АТЕС. Правительство и банки ведут
лихорадочные поиски кредитов за границей. Директива № 3 ориентирует граждан и
субъекты хозяйствования на экономию и бережливость.
Конечно, можно сказать, что все это - имитация реформ,
они не решают вставших перед страной проблем. Но, с другой стороны, и настоящих
проблем пока еще не возникло. Поэтому принятые меры адекватны остроте теперешней
ситуации. А о будущем политики думают редко.
Но прагматизм в политике – вещь хорошая. Однако он не
может быть стратегией, а остается лишь методологическим походом. У прагматиков
слишком узкий горизонт. В состоянии стабильности такой подход дает оптимальный
результат. Но в ситуации, когда общество находится перед необходимостью смены
парадигмы развития, приземленный прагматизм лишь дезориентирует.
Взаимоотношения Беларуси и Украины нужно строить на прагматичных подходах
27.08 – 03.09.2007.
БР
Ирина Крылович
Встреча президентов Беларуси и Украины может состояться
уже в этом году. "Она обязательно состоится, когда — я сегодня ответить пока не
могу", — сказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Беларуси Игорь
Лиховый 22 августа на пресс-конференции, посвященной 16-й годовщине
независимости Украины, которая отмечалась 24 августа.
Он также отметил, что встречи происходят. Так, например,
недавно президенты встречались в Санкт-Петербурге. "Но официальная встреча и
визит должны заканчиваться не только констатацией, а подписанием какого-то
соглашения", — пояснил посол и предположил, что она может состояться уже в этом
году, скорее всего, после выборов в Верховную Раду, которые намечены на 30
сентября. "Если уйдем от пакета — будет раньше", — подчеркнул дипломат.
Под "пакетом" подразумевается увязка белорусской
стороной решения вопроса о ратификации белорусско-украинского договора о
госгранице с выплатой долга Украиной. Как пояснил посол, в этом году наши страны
отмечают своеобразный юбилей — 10-летие подписания договора. Украинская сторона
ратифицировала его через три месяца после подписания, белорусская — не
ратифицировала до сих пор и предлагает "пакетное" решение вопроса.
Назвав данную проблему белорусско-украинских отношений
"болевой точкой" своей работы в качестве посла, Игорь Лиховый подчеркнул, что
исполняет свои обязанности всего один месяц и пока не во всем разобрался до
конца. "Но я не вижу здесь пакета. Не вижу пока его естественного состояния. Он
выглядит искусственным, как ветка кактуса и нежные цветы в одном букете. Может
быть, любители икебаны скажут, что это красиво..." — отметил И. Лиховый.
По его словам, долги, на выплате которых настаивает
Беларусь, возникли в начале 90-х годов в основном со стороны субъектов
хозяйствования. Белорусская же сторона хотела бы, чтобы Украина признала это
государственным долгом. И. Лиховый подчеркнул, что Украина готова заплатить
государственный долг, если он есть, но, по его словам, сегодня очень трудно
разобраться, "кто у кого что покупал, кто по каким контрактам обязывался", так
как в начале 90-х не существовало еще, по сути, государственных институтов.
"Убедительных аргументов, которые позволили бы отделить зерна от плевел,
государственные долги от корпоративных, я пока не услышал", — отметил И. Лиховый
и сообщил, что на сегодня существуют также три разные цифры долга.
Проблема "пакета" — не единственная "ветка кактуса" в
белорусско-украинских пограничных отношениях.
Как рассказал И. Лиховый, сейчас Украина подошла к
новому этапу создания безопасного саркофага над реактором на Чернобыльской АЭС.
Заключен контракт с одной из французских фирм, проект будет финансироваться со
стороны ЕС, "но чтобы проехать из Славутича в Припять, нужно дважды пересекать
белорусско-украинскую границу", рассказал посол. Действительно, часть дороги,
которая соединяет эти два города, проходит по белорусской территории, поэтому,
как подчеркнул И. Лиховый, важно договориться с Беларусью об организации
упрощенного пересечения границы на этом участке не только для граждан и товаров
из Украины, но и из третьих стран.
Однако и это еще не все. С прошлого года Беларусь
ограничила время пребывания украинских граждан на своей территории без
регистрации до 3 суток, в то время как, по словам дипломата, сегодня белорусские
граждане могут находиться на территории Украины без регистрации 90 суток. Игорь
Лиховый назвал решение белорусских властей своеобразным введением "визового
режима" в одностороннем порядке.
"Как бы ни работало одно большое открытое окно, надо
долго походить, чтобы зарегистрироваться. А на четвертый день тебя могут
депортировать", — пояснил И. Лиховый. По его словам, он обсуждал этот вопрос с
первым вице-премьером, и белорусская сторона вроде бы согласна увеличить срок
пребывания украинских граждан без регистрации до 30 дней. "Как мне пояснили, для
этого не потребуется изменений в действующем законодательстве Беларуси", —
сказал посол. На первом этапе украинскую сторону устроило бы такое решение,
однако в дальнейшем, отметил посол, "мы будем стремиться к тому, чтобы все было
на паритетных условиях".
Между тем И. Лиховый заявил, что никаких ограничений на
въезд чиновников из Беларуси в Украину вводить не планируется. Подтвердив, что
Украина в своей внешней политике имеет в качестве основных приоритетов
вступление в Евросоюз и тесное сотрудничество с НАТО, посол отметил, что Украина
против ограничения перемещения белорусских чиновников, имеет собственный взгляд
"на проблему изоляции Беларуси" и последовательно пытается донести ее до ЕС.
Что же касается перспектив вступления в Шенгенскую зону
и, соответственно, введения виз для белорусских граждан, И. Лиховый отметил, что
это слишком отдаленная перспектива.
"Меня иногда коллеги спрашивают: как вы относитесь к
членству в различных союзах — ЕврАзЭС, ЕЭП и так далее. Позиция типичного
украинца — внимательно посмотреть, куда ты вступаешь. И если входишь в какую-то
комнату, то надо понять: есть ли выход, а лучше — два", — подчеркнул И.
Лиховый.
Однако, несмотря на имеющиеся в белорусско-украинских
отношениях политические проблемы, торгово-экономическое сотрудничество
развивается успешно, считает И. Лиховый. По его словам, товарооборот между
нашими странами увеличился за первое полугодие на 27% и составил 1,27 млрд. USD.
И если в прошлом году во взаимной торговле был достигнут рубеж 2,3 млрд. USD, то
в этом году реально достичь уровня 3 млрд. USD. В Беларуси действуют 80
совместных предприятий с украинским капиталом и около 30 представительств
украинских организаций.
Наши страны объединяют также стремление к энергетической
независимости и необходимость диверсификации поставок энергоносителей. "Украина
и Беларусь — страны с большим транзитным потенциалом, мы находимся в центре
евроазиатских путей, это все ставит перед нами близкие задачи", — сказал И.
Лиховый и добавил, что все-таки в определенной степени "мы тут конкуренты".
При этом он отметил, что Украина планирует "достраивать
нефтепровод Одесса — Броды", и подтвердил намерения компании "НафтоГаз Украина"
открыть в Минске представительство. Конкретную дату он не назвал, но
предположил, что это произойдет в течение 1-1,5 месяца.
И. Лиховый отметил также, что для Украины интересен
транзит через Беларусь в сторону балтийских государств украинской
электроэнергии, и выразил надежду, что Украина выполнит свои обязательства по
поставкам электроэнергии в Беларусь, которые были сокращены в текущем году и
составили во II квартале только 39% от запланированного объема. При этом, как
сообщил дипломат, вице-премьер украинского правительства заверил его, что
соглашение по поводу цены с белорусской стороной достигнуто.
Вопрос цены, по мнению посла, также связан с
возможностью транспортировки белорусского калия через территорию Украины в
украинские порты. "Никто в убыток себе торговать не будет", — подчеркнул он и
сообщил, что этот вопрос вместе с другими проблемами экономического блока
постоянно находится на контроле рабочих групп. Они будут обсуждаться на
заседании белорусско-украинской комиссии по торгово-экономическому
сотрудничеству, которое должно состояться в сентябре. Наиболее вероятным сроком
его проведения И. Лиховый назвал вторую декаду месяца.
Касаясь проблемных вопросов во взаимной торговле,
связанных с проведением антидемпинговых расследований и введением
ограничительных пошлин на ввоз ряда товаров, И. Лиховый отметил: "Мы понимаем,
что надо защищать национальные рынки... И я ничего страшного в этих
расследованиях не вижу". В то же время, говоря о введенных Беларусью
ограничениях на ввоз украинской карамели, посол подчеркнул: "Я бы этого не
делал, потому что наша карамель очень вкусная". При этом дипломат сообщил, что
по итогам полугодия Украина имеет положительное сальдо внешней торговли в
размере 120 млн. USD. "Мне не хотелось бы хвастаться положительным сальдо", —
сказал посол, подчеркнув, что в вопросах взаимной торговли Беларуси и Украины
"есть над чем работать".
При этом И. Лиховый считает, что при выстраивании
белорусско-украинских отношений надо "меньше вспоминать о братских связях", а
больше действовать "на уровне партнерских, прагматичных подходов".
(статья дана с
сокр.)
Силовое поле Беларуси ждут изменения
10.08.2007. Третий
путь
Валерий Кот, Андрей Обозов
Не смотря на то, что назначение Юрия Жадобина на пост
руководителя КГБ предрекало очевидные кадровые перемещения в КГБ Беларуси,
месяц, прошедший после назначения, никаких существенных потрясений не
принес.
По всей видимости, Ю. Жадобин, как человек осторожный,
пока не спешит проводить масштабные мероприятия в своем ведомстве. Новый
председатель принимает «хозяйство», оставленное предшественником. А «хозяйство»
это, к слову сказать, при Степане Сухаренко поднялось за 2,5 года на невиданную
доселе высоту, что не удавалось ни при одном его руководителе периода правления
А.Лукашенко.
За это время С. Сухаренко были значительно
законодательно расширены права и полномочия КГБ, что повлекло значительное
увеличение штатной численности личного состава, объемов финансирования и
улучшение материально-технической базы комитета; произведены кадровое
реформирование и структурная реорганизация КГБ по основным видам деятельности.
Появился ряд вновь образованных главных управлений с
созданием соответственно дополнительных полковничьих и генеральских должностей.
Обозначился приоритетный вид деятельности – «защита конституционных интересов
страны». За счет всего этого произошло значительное усиление структур Главного
управления по защите конституционного строя и борьбы с терроризмом (по сути дела
на это управление возложена функция политического сыска). В его рамках создано
подразделение, которое занимается исключительно лицами, «дискредитирующими
Республику Беларусь и органы власти страны».
Проведено боевое и техническое переоснащение
современными видами боевого вооружения и другой техники, а также оснащение
специальными техническими средствами подразделений КГБ, специализирующихся на
негласных оперативных, оперативно-технических мероприятиях и спецоперациях.
Таким образом, сегодня, несмотря на свою относительную
малочисленность, КГБ вновь превращается в наиболее мощную и самостоятельную
среди силовых структур организацию, к тому же связанную формально и неформально
множеством нитей со спецслужбами России.
Исходя из изложенного, можно сказать оппонентам и
критикам экс-шефа КГБ, что они заблуждаются, недооценивая его способности.
Действительно, внешне создавалось впечатление, что деятельность КГБ
Беларуси заключалось только в борьбе с инакомыслием, оппозицией, и что борьба
эта основывалась на личной преданности А.Лукашенко.
Но не все так просто как кажется на первый взгляд.
Наивно было бы думать, что С. Сухаренко создал такой мощный потенциал без
реальной поддержки ведомства высшими эшелонами власти, не имея серьезных планов
и разработок на будущее.
Ограничится ли сегодняшняя ситуация вокруг КГБ только
кадровыми перестановками?
Для осмысления и понимания этого вопроса и
прогнозирования дальнейшего развития событий, любопытно обратиться в недавнее
прошлое, к некоторым официальным документам, говорящим о возможности
возникновения угрозы номенклатурного переворота. Один из таких документов –
представленная А. Лукашенко депутатом «Палаты представителей» «Национального
собрания» Виктором Кучинским докладная записка от 08.02.2005 г., где он даёт
вполне объективную оценку КГБ как субъекту оперативно-розыскной деятельности,
способную создать серьезные проблемы действующей власти. Приведем часть её
текста, касающуюся рассматриваемого вопроса:
…События в Украине показывают, что нелояльность даже
одного силового ведомства может создать серьезные проблемы для действующей
власти. Ключевым звеном в произошедшем номенклатурном
перевороте стала Служба Безопасности Украины (бывший КГБ Украины), поддержавшая
клан В. Ющенко.
Модель событий на Украине позволяет спроецировать ее и
на Беларусь, выделив потенциально опасные звенья.
Согласно ст.7 Закона «Об оперативно-розыскной
деятельности», право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на
территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:
органов внутренних дел; органов государственной безопасности; пограничных войск;
Службы безопасности Президента Республики Беларусь; органов финансовых
расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь; таможенных
органов; органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.
Для решения задач номенклатурного переворота орган ОРД
должен обладать следующими возможностями: иметь инфраструктуру и агентурную сеть
на всей территории страны; собственные подразделения разведки (для ведения
наружного наблюдения и оперативно-технических мероприятий); оперативные и
следственные подразделения; собственные силовые подразделения.
Более всего данным требованиям отвечает Комитет
государственной безопасности Республики Беларусь. Однако произведенные Вами
кадровые перестановки и реформа органов государственной безопасности практически
исключили вероятность такого сценария, при котором КГБ РБ стал бы оплотом
оппозиции и номенклатурного переворота.
Отдельного анализа заслуживает определение мотивации
ряда должностных лиц, которые хотели возглавить КГБ РБ, но по объективным
причинам не смогли соответствовать требованиям Главы государства…
Если в таком контексте спроецировать прошедшие события
на сегодняшнюю ситуацию, то можно сделать вывод о том, что по-прежнему
сохраняются условия и возможности если не номенклатурного переворота, то для
продолжения дальнейшей эскалации напряжённости, как в отношениях между
ведомствами, так и в стране в целом.
Сегодня специфика системы национальной безопасности
Республики Беларусь такова, что, кроме КГБ, аналогичными властными полномочиями
наделены достаточно много других силовых структур. Все они имеют соответствующее
вооружение, технические средства и материально-техническую базу, агентурную
сеть, специальные подразделения для ведения разведки, контрразведки, наружного
наблюдения, проведения оперативно-технических, следственных мероприятий, а также
спецопераций и способны на высоком профессиональном уровне осуществлять контроль
не только в рамках своей компетенции, но и за другими органами государственного
управления (например, за тем же КГБ) и активно противодействовать им.
Собственно, что и было реализовано по отношению к С. Сухаренко.
Последние скандалы свидетельствуют о том, что такая
форма взаимоконтроля не может в должной мере обеспечить национальную
безопасность страны и существующей системы власти. Более того – она сама
представляет угрозу безопасности.
В феврале 2005 года Кучинский аргументировано доложил
Лукашенко, что Комитет государственного контроля начал вести свою отдельную
политическую игру и конкретно указал на попытки Департамента финансовых
расследований КГК взять под свой контроль сферу деятельности прокуратуры
Беларуси и других ведомств, подведомственные им оперативно-следственные
инспекции и государственный таможенный комитет. По его оценке КГК значительно
превосходит КГБ по сфере влияния на экономическую безопасность страны,
директорский корпус предприятий всех форм собственности и территориальных
органов управления. Министерство по налогам и сборам практически полностью
находится под влиянием ДФР. Напомним, что ДФР КГК по закону является одним из
субъектов оперативно-розыскной деятельности наряду со Службой безопасности
Президента, органами МВД, Комитетом пограничных войск, Государственным
таможенным комитетом, органами внешней разведки Министерства обороны и
Генпрокуратурой.
Такая множественность органов государственного
управления, являющиеся субъектами оперативно-розыскной деятельности неизбежно
провоцирует конфликты между ними. Также это приводит к гипертрофированным формам
так называемой состязательности, когда руководители этих ведомств, чтобы
оправдать наличие в своем ведомстве оперативных структур, имитируют бурную
деятельность по борьбе с различными видами преступных проявлений в стране, а
затем громко публично отчитываются о ней, придумывая разного рода устрашающие
сюжеты для общественности. Не избежал этого искушения на таком фоне и Степан
Сухаренко.
Все это свидетельствует о том, что система национальной
безопасности Республики Беларусь требует серьезного реформирования с учетом
внешнеполитической ситуации, изменения вектора приоритетных направлений в своей
деятельности, где ключевым звеном все-таки должен выступать комитет
Госбезопасности.
Подведя итог, рассмотрим возможные варианты изменений на
силовом поле режима.
Мы не можем отбросить вариант, о котором упоминали
некоторые белорусские СМИ - объединение МВД и КГБ в одну структуру. При
реализации данного варианта генерал Ю. Жадобин добросовестно вычистит весь КГБ и
передаст В. Наумову либо В. Лукашенко остатки организации. Но наиболее вероятно,
что грядущего объединения МВД и КГБ не произойдет, а будут произведены
совершенно другие изменения.
Сектор оперативно-розыскной деятельности разделят
следующие структуры: КГБ, МВД и органы внешней разведки Министерства обороны.
Остальным структурам останется отдаться в этом вопросе КГБ и МВД, так как
проведение ОРД будет под их контролем.
КГБ расширится и расширит свои полномочия за счет
подчинения Ю. Жадобину Службы Безопасности Президента и передачи в КГБ
оперативных структур и спецподразделений работающих в секторе
оперативно-розыскной деятельности, например оперативных подразделений
Таможенного комитета и Генеральной прокуратуры. Так же возможно подчинение КГБ
Пограничных войск. Для этой цели будут изменены законы о силовых
структурах, например закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и прочие. Это
не быстрый процесс, но реализовать его в срок до года вполне возможно.
В результате большинство информационных и оперативных
потоков замкнутся на одном человеке – Ю. Жадобине. В стране будет создан новый
силовой «монстр». Таким образом, А. Лукашенко будет защищен от возможности
использования какой-либо из силовых структур для проведения номенклатурного
переворота (оперативно-розыскная деятельность будет сосредоточена в руках
наиболее доверенных людей). Оперативно-розыскная деятельность будет упорядочена,
а силовое поле страны приведено в равновесие. Надо особо отметить, что этот
вариант угрожает существованию Совета Безопасности.
Осуществится ли это? Время покажет. Очевидно одно: при
новом руководителе в КГБ больше не будет анекдотических шпионских разборок,
историй с «голубыми» дипломатами, грузинскими террористами и дохлыми крысами на
БТ, показательных отловов малолетних оппозиционеров и борьбы с мультфильмами.
Будет хладнокровная, вдумчивая и серьезная работа по всем направлениям
деятельности.
Генерал Ю. Жадобин, такова уж его внутренняя сущность,
выполнит один к одному пожелания А. Лукашенко: структура будет действовать
весьма эффективно, но при этом тихо и незаметно. КГБ уйдет от имитации активной
деятельности и займется серьезными задачами национальной безопасности страны и
защиты существующей системы власти.
Армия может экономить на всем
17.08.2007.
Экономическая газета
Всем известна суровая истина: кто не хочет кормить свою
армию, тот будет кормить чужую. Причем военный бюджет государства должен быть
достаточным для решения задач, стоящих перед его армией. В Беларуси он не так уж
велик по сравнению с другими государствами — 1,43% от ВВП. Однако это огромные
ресурсы, которых, если распорядиться ими умело и экономно, вполне хватает для
поддержания высокой боеспособности вооруженных сил, отметил в интервью
корреспонденту «ЭГ» заместитель начальника главного управления — начальник
управления военной экономики главного финансово-экономического управления
Министерства обороны полковник Игорь ЧЕРНИКОВ.
- Одной
из причин реформирования Вооруженных Сил стало приведение структуры армии в
соответствие с экономическими возможностями страны. На каких направлениях идет
работа, какой экономический эффект уже получен?
— Планируя сокращение расходов, мы исходили из главной
цели реформы: приведения армии в соответствие с характером современной
военно-политической обстановки и экономическими возможностями государства. Для
этого мы начали совершенствование системы управления, занялись оптимизацией
организационной структуры, совершенствованием системы комплектования войск и
подготовки младших военных специалистов. Для этого была разработана и
соответствующая нормативно-правовая база.
Проведенные Министерством обороны в 2001-2006 гг.
мероприятия по реформированию и строительству армии дали экономический эффект в
размере более 305,6 млрд. белорусских руб. Экономия денежных средств за счет
ежегодной корректировки расходов на текущее содержание Вооруженных Сил позволила
государству увеличить расходы на оплату труда, строительство, модернизацию
вооружения и техники и другие мероприятия, необходимые для развития армии.
- В
каких сферах жизнедеятельности армии можно существенно сэкономить без ущерба для
нее? Ведь самолеты и танки дровами не заправишь…
— В первую очередь именно в топливно-энергетической
сфере. Так, за шесть месяцев 2007 г. объем использования местных видов топлива в
коммунальном хозяйстве только частей ВВС и войск ПВО составил 19,387 тыс. т
условного топлива (уменьшился к аналогичному периоду 2006 г. на 6,242 тыс.).
Экономия топливно-энергетических ресурсов за этот период составила 24,4%. Для
справки отмечу, что на 2007 г. постановлением Совета Министров от 27.02.2007 №
241 нам доведен целевой показатель по энергосбережению в размере минус 11,4% к
уровню 2006 г. Так что мы работаем в пределах допустимых цифр.
Практически перед каждым подразделением поставлена
задача по снижению материальных затрат. Идет работа над продлением сроков
эксплуатации технических средств, организуется грамотное планирование и
организация автомобильных перевозок, отслеживается максимальная загруженность
автомобильного транспорта и его пробег. Внедряем мероприятия по повышению
эффективности эксплуатации материально-технической базы, своевременному ремонту
объектов технического назначения. Весьма своевременной и достаточно эффективной
стала реализация мероприятий по снижению затрат на коммунальные нужды, экономия
топливно-энергетических ресурсов, электроэнергии, воды и топлива. Внедряются
энергосберегающие технологии, системы многооборотного водоснабжения,
автоматизированных систем пожаротушения.
- В
Вооруженных Силах не так давно была утверждена концепция оказания платных услуг.
В чем ее суть? Какие сферы она затрагивает?
— Действительно, такая концепция есть. Система
внедряется в рамках выполнения параметров прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь, в том числе и по платным услугам населению. Мы
заинтересованы в обеспечении рационального и максимально эффективного
использования имеющейся материально-технической базы воинских частей. Концепцией
предусмотрен перечень платных услуг, оказываемых в соответствии с правовыми
актами Министерства обороны, а также тех, которые могут оказываться в
Вооруженных Силах при условии разработки соответствующих нормативных правовых
актов. Это позволит значительно снизить нагрузку на государство по содержанию
армии, соблюдать жесткий режим экономии, беречь материальные и денежные
средства.
Под бензиновым градусом
13.08.2007.
БелГазета
Сергей Жбанов
Источник из органов госуправления, пожелавший, как
водится, остаться неназванным, сообщил «Интерфаксу», что в Беларуси подготовлен
проект решения правительства об увеличении с 1 августа бюджетных субсидий при
ввозе нефти железнодорожным транспортом до 127% от уровня специальной экспортной
российской пошлины на нефть (с 1 августа $65,6 за 1 т). Эта мера продиктована
необходимостью гарантировать хотя бы минимальную прибыль при нефтепереработке на
условиях процессинга, и вернуть на белорусский рынок российских давальцев,
успевших разочароваться и убежать из республики.
Сначала года это уже четвертая и, видимо, не последняя
попытка правительства сформировать такие условия поставки нефти, которые
обеспечили бы полноценную загрузку белорусских НПЗ. Но оптимальное решение пока
не найдено. А время уходит, и вместе с ним тает надежда Александра Лукашенко,
высказанная в начале года, что «найдутся желающие компании, которые поставят в
Беларусь нефть». Не спешат сюда «другие компании, которые поставят нефть и
продадут нефтепродукты». Не подтверждается пока и уверенность президента в том,
что «в России и в бизнесе, и в политике здравый смысл возобладает, и РФ вернется
в Беларусь на тех принципах сотрудничества, на которых оно строилось».
Хотя здравый смысл у российских нефтетрейдеров,
безусловно, есть. Благодаря ему они и покинули некогда очень благодатный
белорусский оффшор. Еще в марте «БелГазете» без особого труда удалось
предположить, что проблема убытков не будет решена с помощью увеличения размера
компенсации до 90% от уровня спецпошлины. Уже тогда наши расчеты показывали, что
для обеспечения минимальной прибыли при процессинге «сумма компенсации должна
опережать величину спецпошлины долларов эдак на 7 в расчете на тонну». Однако
правительство, хоть и пришло к аналогичному выводу спустя некоторое время, но
согласилось на увеличение суммы компенсации только для нефти, поставляемой
железнодорожным транспортом. Зато сразу выше спецпошлины - на $17,7 за 1 т.
По информации «Интерфакса», на железнодорожный вид
транспорта приходится 18% от общего объема поставок нефти в республику. И при
использовании повышенной суммы компенсацииприбыль от реализации нефтепродуктов
(с учетом убытков от продаж на внутреннем рынке), полученная в августе, будет
колебаться в диапазоне от $14 до $18 за 1 т нефти. Но реализация нефтепродуктов,
выработанных из нефти, транспортируемой по трубе, будет по-прежнему приносить
убытки в размере от $12,8 до $13,3 за 1 т нефти. При этом убытки при реализации
нефтепродуктов на внутреннем рынке составят $35-37 (по «трубной» нефти) и $45-46
(по «железнодорожной»). Таким образом, решение об увеличении размера компенсации
позволит получать прибыль лишь от некоторой части нефтепродуктов, поставляемых
на экспорт.
В то же время известен более эффективный способ
повышения рентабельности продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке - путем
снижения акцизов, формирующих половину розничной стоимости бензина. Пойдя этим
путем, правительство убедилось, что в этом случае убытки НПЗ уменьшатся, причем
вместе с доходами бюджета от экспортных пошлин и акцизов. Поэтому метод
правительству не понравился, и оно не собирается решать проблему рентабельности
нефтепереработки столь тривиальным способом. Все попытки найти более
оригинальный выход из положения наверняка обречены на провал, поскольку
российская система экспортных пошлин, используемая в Беларуси, нацеливает
поставщиков нефти на обеспечение в первую очередь потребностей внутреннего
рынка. А белорусские власти хотят с помощью компенсаций не только нейтрализовать
действие российских экономических барьеров, но и добиться совсем иной цели -
сделать доходным весь экспорт нефтепродуктов.
В итоге имеем бесполезные научные изыскания, оплаченные
белорусскими налогоплательщиками. Проще говоря, мартышкин труд, в конечном счете
нацеленный на сохранение традиционных источников пополнения бюджета, а значит, и
дотирования наиболее убыточных отраслей белорусской экономики в целом, которые
обходятся владельцам автотранспорта все дороже и дороже.
6 августа в Беларуси уже в третий раз с начала года
повышены оптовые и розничные цены на нефтепродукты. Литр бензина АИ-92 теперь
стоит почти $1 (Br2020), а АИ-95 - больше $1 (Br2310). Цитировать лепет
официальных лиц, объясняющих причины очередного повышения цен, так же
бессмысленно, как и вспоминать их заявления о гарантиях стабильности цен в
течение года. Что бы они ни говорили, а результат всегда один и тот же. Это в
мире цены на нефтепродукты колеблются вслед за конъюнктурными колебаниями, а в
Беларуси цены на бензин всегда растут в темпе роста расходов госбюджета.
Республика до сих пор не живет по законам рынка, в чем
не стоит упрекать ни одного из членов правительства. Ведь член белорусского
Совмина получает почти такую же зарплату, как сотрудница Московского
метрополитена, наблюдающая за эскалатором. Эти тети, дежуря через двое суток на
третьи, получают RUR30 тыс. (или почти $1200 в эквиваленте), а машинист и того
более - $2400 в эквиваленте. Наверное, это тоже тяжкие последствия неравных
российских и белорусских условий хозяйствования. Или закономерный итог частичной
унификации белорусско-российского законодательства, когда высокую зарплату
получают члены правительства той страны, где пишутся законы.
Но с винегретом из российских законов, по-европейски
высоких белорусских цен и низких зарплат пора что-то делать. Настала пора
приводить в суверенную гармонию все компоненты интернациональной смеси на рынке
нефтепродуктов. А то неизбежно ошалеем от дорогих бензиновых паров.
Подковерные игры
23.08.2007.
Рэспубліка
Евгений Ростиков
Выборы в Палату представителей Национального собрания
Республики Беларусь, которые должны состояться уже в следующем году, похоже, не
столько оживили деятельность оппозиционных сил, сколько обострили соперничество
и противостояние между ними.
Руководство так называемого движения «За свободу»,
осознавая неспособность самостоятельно организовать полноценную избирательную
кампанию, приняло решение не выдвигать своих кандидатов. Основные усилия оно
намерено сосредоточить на популяризации своего движения, обеспечении вхождения
его сторонников в избирательные комиссии, дискредитации ныне действующей
избирательной системы Беларуси.
Отсутствие у этого движения даже мало-мальски
необходимой ресурсной базы вынуждает Милинкевича, несмотря на протесты лидеров
партий, «перетягивать» на свою сторону активистов ОДС. Бывший «единый», лишенный
на майском конгрессе этого статуса, пытается теперь навязать своим потенциальным
сторонникам мысль о том, что на прошедшем КДС не было широко представлено
«гражданское общество», поэтому координацию деятельности этой части «демсил» он
берет на себя. Но это очередное самозванство явно не находит поддержки. На
местах по-прежнему активно продвигается его идея двойного членства, т.е. в
движении и БНФ. А для придания этому большей привлекательности распространяется
информация о якобы намерении Запада финансировать только те структуры, которые
будут поддерживать бывшего «единого».
Действия Милинкевича и его «партнеров»
сталкиваются с жесткими контрмерами ПКБ и ее «союзников», рассматривающих это
движение в качестве своего основного не столько политического, сколько
финансового конкурента. Несмотря на то что недавно по решению Верховного суда
деятельность ПКБ за многочисленные нарушения законодательства была
приостановлена, ее функционеры принимают дополнительные меры по повышению
партийной дисциплины и недопущению разрастания милинкевичского движения за счет
«коммунистов». Теперь, после хорошо подготовленной, но до конца не просчитанной
«победы» на конгрессе, многие соратники Калякина считают, что их просто
использовали для смещения примитивно действовавшего Милинкевича. А лидерство в
ОДС уже в ближайшее время захватит кто-то другой. Все это отнюдь не мобилизует
усилий партии на исправление указанных Минюстом нарушений, а главное, отпугивает
спонсоров. По-прежнему не ясны перспективы поступления денежных средств из
постоянного источника.
Не менее активная, правда, как всегда, более
подковерная борьба идет и в ОГП. Там нарастает противостояние между Лебедько и
Червоненко, который обвиняет лидера партии в авторитарном стиле руководства и
позиционирует себя в качестве самостоятельного партийного функционера, которому
под силу создать собственную политическую структуру.
В БНФ прогрессирует недовольство части актива
деятельностью Вечорко. Кроме ряда тактических промахов, допущенных этим лидером
в последнее время, его подвергают резкой критике за недостаточно эффективное
взаимодействие с движением Милинкевича. На этом фоне заметно усилились позиции
Михалевича, который, похоже, уже приступил к формированию группы
единомышленников. Поговаривают, что при их активном содействии он может сместить
Вечорко на очередном съезде БНФ, который предположительно состоится уже в январе
следующего года.
Не все спокойно и в БСДП-Г. Там также продолжается
борьба за влияние в партии двух противоборствующих группировок,
возглавляемых с одной стороны Королем и Лойко, с другой – Левковичем. Водораздел
в БСДП-Г проходит между сторонниками «европейской интеграции» Беларуси и
представителями так называемого «Союза левых партий».
Противники Левковича ставят ему в вину самоустранение от
решения внутрипартийных проблем, неспособность остановить процесс саморазрушения
БСДП-Г, намеренные «наезды» на неугодных региональных руководителей, кулуарную
подготовку съезда партии с целью смещения Козулина.
Похоже, той критической ситуацией, что сложилась в
БСДП-Г, не прочь воспользоваться Статкевич. Для этого он пытается склонить на
свою сторону оппонентов Левковича, но одновременно продолжает целенаправленную
работу по созданию альтернативного ОДС оппозиционного политического центра.
В общем, все как всегда: звучат, сменяя друг
друга, политические речи, пишутся одна замысловатее другой резолюции,
«обнародуются» грандиозные планы и… никто ничего не делает. Только это уже
никого не удивляет. За все время своего существования эти партии и их соратники
так и не сделали ничего общественно полезного. И потому предугадать для них
исход грядущих выборов в национальный парламент не составляет никакого труда.
|