Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №175(01.09.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Украина доросла до совершеннолетия?

24.08.2007, KM.ru

Факты:

24 августа 1991 г. украинский парламент принял постановление «О провозглашении независимости Украины». Этим документом Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики постановил: «Провозгласить 24 августа 1991 г. Украину независимым демократическим государством. 1 декабря 1991 г. провести республиканский референдум в подтверждение Акта провозглашения независимости».

24 августа на Украине будет отмечаться День незалежности — на следующей неделе украинскому государству исполняется 16 лет. Можно ли этот день считать совершеннолетием украинского государства? Состоялась ли за это время украинская нация?

На эти вопросы сегодня любой адекватный наблюдатель вынужден будет дать отрицательный ответ, если только им не движут соображения ложной политкорректности. Свой 16-й день рождения Украина встречает в состоянии перманентного политического кризиса, фактически расколотой на две части, разделенной непримиримыми идеологическими противоречиями.

Напомним, как все начиналось. 24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Акт провозглашения независимости Украины, в котором отмечалось: «Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года, продолжая тысячелетние традиции создания государства в Украине, исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, реализуя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства — Украина».

Следует также напомнить, что в те самые «дни смертельной опасности для Украины», с 19 по 21 августа 1991 года, когда в Москве действовал пресловутый ГКЧП, руководство Компартии Украины, во главе которой стоял Леонид Кравчук, фактически поддержало действия путчистов. Правда, затем во избежание, так сказать, лишних вопросов (из серии «а вы где были с 19 по 21 августа?») будущий первый президент самостийной Украины решил заняться неотложным делом — проинспектировать сельское хозяйство республики. При этом он предоставил Горбачеву в Форосе и Ельцину в Москве самим решать дальнейшую судьбу страны. К сожалению, решение оказалось в пользу самостийников.

Последствия не заставили себя долго ждать. Во время декабрьского референдума 1991 года в поддержку независимости Украины высказалось подавляющее большинство граждан, принявших участие в голосовании. А уже через неделю после украинского референдума президенты РСФСР Ельцин, Украины Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии Шушкевич в Беловежской пуще под рюмку водки (скорее всего, даже не одну) подписали соглашение о ликвидации СССР как субъекта международного права.

О том, какой страной вступает Украина в свой день совершеннолетия, рассуждает постоянный эксперт КМ.RU, руководитель отдела Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов:

— Надо помнить, что Украина получила независимость без борьбы, там даже не было консенсуса по этому вопросу. Одни и те же граждане проголосовали прямо противоположным образом: и за сохранение СССР, и за независимость Украины — причем промежуток межу этими голосованиями составил всего несколько месяцев. Украинская номенклатура заполучила независимость исключительно благодаря деструктивной политической воле Бориса Ельцина. Если бы тогда в России была «третья сила» — сила национального возрождения, — то вполне можно было договориться с западноукраинскими диссидентами о федерализации Украины. Они были готовы на любые уступки, вплоть до независимой Галиции. Однако российские либералы сдали все украинскому государству, которое возникло на территории бывшего СССР. В том числе туда вошли и земли Донбасса, Крыма и Новороссии, которые передавались УССР в 1920-е и 1950-е годы. Подкарпатская Русь также вопреки воле тех лидеров была принята в состав УССР — это было уже при Сталине после окончания Великой Отечественной войны.

На номенклатуру Компартии Украины независимость свалилась нежданно-негаданно. Для строительства нового государства единственное, что было у них под рукой — это идеология галицийского национализма, по сути своей не только антирусская, но и антиукраинская. Идеология эта, взращенная Унией, — это некий симбиоз православия и католицизма, но при этом - не православие и не католицизм. Словом, не Русь и не Польша. Эта идеология видит Украину как Антироссию и строит свои основания на уничтожении общего русского прошлого. Именно она и стала государственной идеологией Украины.

Все последние годы галицийская мысль работала над изобретением исторической мифологии, лингвистических, культурологических и прочих факторов, которые призваны доказать, что украинец с русским не имеет ничего общего. Гражданам Украины внушается мысль о том, что они всегда были врагами. Главное достижение этой идеологии за последние 16 лет — это массированная пропаганда и уничтожение общей исторической памяти о Киевской и Московской Руси.

Это — колоссальный негативный исторический феномен, который оказался возможен только на постсоветском пространстве. Сначала у русских людей десятилетиями при коммунистах уничтожали Православную веру и русское самосознание. Но когда идолы коммунизма рухнули, люди оказались беспомощными — без истории и без веры — поэтому любые эксперименты над их самосознанием, над их идентичностью, стали очень даже возможными. И вот идеологический и гуманитарный вакуум поспешил заполнить галицийский — даже не национализм, а шовинизм. Феномен его в том, что это — лживая идеология, построенная на грубых фальсификациях истории.

Ведь если мы вспомним, исторически Малороссия была авангардом общерусского единства. Ведь когда-то первым Москву о воссоединении попросил митрополит Киевский Иов Борецкий. Это было в 1620-х годах. Современный русский язык был кодифицирован монахами Киево-Печерской Лавры. Малороссийская церковь, объединившись с Великорусской, стала господствующей в Единой русской церкви. При Петре Первом 16 из 18 епископов Церкви были из Малороссии. Даже в Галиции люди выступали за общерусское единство. И вот теперь это все забыто, проклято и оболгано.

Главный геополитический итог 16 лет незалежности состоит в том что, взяв на вооружение идеологию Украины как Антироссии, киевская политическая элита стала проводником главных антироссийских тенденций на постсоветском пространстве. В этом она видит смысл своего существования. Ведь если Украина не Антироссия, то это — часть русского мира. А невозможно одной части русского мира бороться с другой ее частью. Отсюда и то бремя геополитического противостояния с Россией, которое взвалила на себя украинская элита.

Второй важный итог этих лет заключается в том, что миллионы людей оказались отравлены идеологическим суррогатом. Выросло целое новое поколение, которое верит в то, что Россия веками угнетала Украину. Что русский язык не является древним автохтонным языком Киева, а якобы был насажден искусственно, и посему его нужно гнать. Что русская церковь подавила украинскую церковь и т.д. и т.п. Этот исторический фальсификат овладел многими умами, в первую очередь в Киеве — «матери городов русских».

Но, с другой стороны нельзя считать итогом этих лет то, что Украина ушла от России навсегда. Вспомним ГДР и ФРГ, другие расколотые нации. ГДР и ФРГ просуществовали десятилетиями как враждебные государства, но потом — воссоединились. Поэтому тезис о том, что Украина стала полностью отдельной от России — более чем спорный. Ведь 16 лет — это слишком маленький исторический период. Еще рано говорить о том, что создана украинская нация — процесс национального образования далеко не завершен. Мы видим, что, с одной стороны, галицийская идеология отчасти захватила центр Украины и Киев, но, с другой стороны, на территориях Востока и Юга начинаются ростки контрпроцесса. У многих людей навязывание псевдоисторической идеологии вызывает отторжение — оно начало разбиваться о подлинное русское самосознание.

Таким образом, свой День незалежности Украина встречает как внутренне расколотое государство, с частями, которые мыслят противоположно друг другу о прошлом, настоящем и будущем страны. Если Галиция смотрит на Запад, то Восток — не хочет быть Галицией. Все политические кризисы на Украине в последние годы говорят об обострении этого противостояния: президентские выборы 2004-го года, парламентские 2006-го, политический кризис 2007-го. Все указывает на то, что страна разделена по цивилизационному признаку, а ее кризисы — это политическая проекция межцивилизационного противостояния двух выборов и двух Украин.

Единственный выход из этого кризиса — это компромисс в виде федерализации и двуязычия, сохранение церковного единства в лоне Московского патриархата и нейтральный геополитический статус.

Но если элиты Востока Украины демонстрируют способность к такому компромиссу — можно сказать, даже излишнюю компромиссность, — то этим пользуются элиты Запада страны для продвижения своей идеологии. Запад к таким компромиссам не готов — он мыслит тоталитарно и стремится к ассимиляции Востока страны. Тем самым «оранжевые» являются главным дестабилизирующим фактором на Украине.

Будущее зависит от политической воли у той и другой стороны. У Запада Украины - у «оранжевых» она присутствует. Их пассионарность объясняется пусть неправильной с православной точки зрения, но все таки религиозностью. Униатская церковь — это руководящая и направляющая сила их идеологии. Восток Украины был атеизирован и поэтому слаб. Но сейчас мы видим, что Украинская церковь Московского патриархата предпринимает блестящие миссионерские шаги для того, чтобы увеличить эту пассионарность, обосновав ее на религиозных ценностях. Тем самым у Востока страны появляется воля к самоидентификации и, следовательно, к обретении своих русских корней.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ