Казахстан лишился шанса стать председателем ОБСЕ
20.08.2007.
KM.RU
Факты: Демократическая
партия Казахстана «Ак жол» («Светлый путь») заявила, что «официальные
предварительные итоги голосования не отражают истинного волеизъявления народа».
По мнению авторов этого заявления, на выборах имели место «подтасовки и
фальсификации». В связи с этим «Ак жол» настаивает на пересчете голосов и
требует создать комиссию с участием всех политических партий для проверки и
оценки итогов голосования.
По предварительным данным ЦИК Казахстана, партия «Нур
Отан», которая заручилась поддержкой 88% избирателей, одерживает убедительную
победу на парламентских выборах. И хотя сам по себе высокий уровень поддержки
партии Назарбаева перед выборами ни у кого
не вызывал сомнений, почти 90% голосов, якобы полученных ею на выборах, дали как
оппозиции, так и отдельным представителям международной общественности говорить
о нарушении демократических процедур.
Очевидно, что сам президент Казахстана не был
заинтересован в том, чтобы ставить под сомнение демократический характер
политического процесса в стране. Таким образом, как говорил один известный
политический деятель, речь, очевидно, идет о «перегибах на местах». Впрочем,
дело сделано, и казахские власти вряд ли пойдут на то, чтобы пересмотреть итоги
выборов. Со стороны это выглядело бы несолидно. Так что теперь у всех
недоброжелателей казахского лидера (особенно у тех, кто считает, что
председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году неприемлемо) появляется очень
серьезный козырь для критики Астаны. Которая, впрочем, вряд ли может стать
действенным рычагом давления на позицию руководства страны, учитывая высокий
личный рейтинг Назарбаева в Казахстане, а
также заинтересованность всех ведущих мировых игроков в казахских энергетических
ресурсах.
В этой связи обращает на себя внимание сдержанный
характер критики прошедших выборов со стороны представителей ОБСЕ. Можно
представить себе, как отреагировали бы европейские правозащитники в том случае,
если на выборах в Белоруссии пропрезидентская партия получила бы 88% голосов
избирателей. Лукашенко, скорее всего,
объявили бы в установлении «личной диктатуры» под прикрытием формальных
демократических институтов. Однако в Казахстане есть нефть и газ —
обстоятельство непреодолимой (для Запада) силы, что сразу же сделало
формулировки ОБСЕ общими и достаточно обтекаемыми. Так, например, глава миссии
краткосрочных наблюдателей ОБСЕ Консиглио Ди
Нино уже заявил, что большая часть заключений наблюдателей имеет
позитивный характер. Он даже отметил, что выборы в Казахстане стали большим
шагом вперед, поскольку «все партии смогли выступить в СМИ, смогли высказать
свои позиции в теледебатах». По большому счету озвученные ОБСЕ претензии
сводятся лишь к характеристике избирательного законодательства страны как
«ограничительного». При этом обращается внимание на наличие 7-процентного
барьера для прохождения партий в парламент. В то время как само по себе это
обстоятельство ни о чем еще не говорит — подобные нормы действуют в целом ряде
«развитых демократий».
Результаты парламентских
выборов в Казахстане в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель
отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин:
— Считаю, что в значительной степени выборы отражают
действительную электоральную картину в Казахстане. Понятно, что большинство
населения страны отождествляет партию «Нур Отан» с президентом, а его самого —
со стабильным курсом. А, надо сказать, в казахстанском обществе очень сильны
настроения поддержания стабильности любой ценой. Кстати говоря, в этом смысле
граждане Казахстана мало чем отличаются от граждан России. Другое дело, что
окончательные цифры (около 88% проголосовавших за «Нур Отан», в то время как ни
одна другая партия не преодолевает 7-процентный барьер) очевидно свидетельствуют
о применении административного ресурса.
Дело в том, что судьба каждого губернатора (акима)
напрямую зависит от той «электоральной картинки» во вверенной ему территории,
которую получит ЦИК. Так, по итогам последних президентских выборов акимы тех
областей, в которых был зафиксирован наименьший процент голосов, отданных за
президента, очень быстро расстались со своими постами. И каждый аким попытался
добиться в своем регионе максимально приятной для власти картины. Поэтому
процентов 10-15%, несомненно, акимы «партии власти» просто пририсовали. Я не
думаю, что эта инициатива шла сверху. Наоборот, президент был заинтересован в
том, чтобы одна-две оппозиционные партии были представлены хотя бы десятком
депутатов в парламенте. Это тот самый случай, когда говорят: «Услужливый дурак
хуже врага». Тем более что на общем фоне такое количество депутатов не сделало
бы никакой политической погоды и проблем для Назарбаева.
Для того чтобы создать работающую фракцию, необходимо
хотя бы какое-то единство оппозиции, чего сегодня абсолютно не наблюдается. А
во-вторых, оппозиции потребовалось бы не менее 15% голосов. Но эту цифру ей не
удалось бы получить в любом случае, даже если выборы были бы абсолютно честными
и прозрачными и не вызывали бы никаких нареканий не только со стороны
наблюдателей от СНГ, но и ОБСЕ (что практически невозможно, по определению). По
моей оценке, партия власти имеет в Казахстане поддержку на уровне не менее
65-70% голосов.
|