Казахстан: "победоносное шествие демократии"
27.08.2007.
Столетия
Аждар Куртов
Южный сосед России – Казахстан известен в мире, прежде
всего, своей нефтью. Не будь столь богаты ее недра этого государства, интерес к
нему был бы минимальным. Но, если вам доведется пообщаться с большинством
современных казахов, то вы увидите, что они вполне искренно считают: их страна –
это образец успеха.
Перед нами феномен травмированного успехом национального
сознания, не желающего понимать, что богатство недр - это не заслуга ни народа
Казахстана, ни его политиков. Это заслуга Всевышнего...
Нурсултан Назарбаев сумел за долгие годы своего
правления хорошо "отрегулировать" казахстанское общество. Причем во всех
отношениях: и в экономическом, и в политическом, и в идеологическом, и даже в
демографическом. В последнем случае из многонациональной союзной республики
Казахстан намеренно был превращен в этнократическое государство с одной
доминирующей нацией. Это в России долгие годы попытки ряда политиков принять
законы, регламентирующие репатриацию в нашу страну граждан, для которых Россия
является единственной исторической родиной, неизменно наталкиваются на
возражения либеральных правоведов о том, что это, мол, нарушит статью
конституции РФ, гарантирующую всем ее гражданствам равенство, независимо от их
национальности. В Казахстане власти такими терзаниями себя не мучают. Они
поступают просто. Декларируют все то же равенство наций, но на практике
организуют жизнь таким образом, что все рычаги власти и богатства почему-то
оказываются в руках представителей только одного титульного этноса. Да и
государственная поддержка переселению в Казахстан граждан из других государств
оказывается только казахам и никому другому.
В зарубежных СМИ Казахстан часто называют султанатом,
явно намекая на имя президента Назарбаева.
Однако и в политическом отношении Казахстан также на
самом деле весьма походит на султанат. Ведь султанат – это восточная система
власти одного человека. Причем система по восточному изощренная, лукавая и
циничная. До сих пор в АТР сохранились султанаты, где правителей формально
выбирают. На Востоке вообще любят пускать пыль глаза, пытаясь всеми силами
уверить внешнего наблюдателя в том, что здесь царят вполне цивилизованные
порядки, мало чем отличающиеся от остального мира.
И при советской власти, когда Нурсултан Абишеич
возглавлял коммунистическую партию республики, и шестнадцать лет, правя
независимым Казахстаном, всегда в своих публичных речах Назарбаев неизменно
говорит о том, что он стремится сделать Казахстан демократическом государством.
Вот и в этом году, выступив инициатором очередных изменений в конституции, он
говорил о демократии, как неизменной цели своего "политического служения
народу". В очередной раз было обещано: во-первых, развить в Казахстане
многопартийность; во-вторых, радикально поделиться полномочиями главы
государства с парламентом, и, в-третьих, продемонстрировать всему миру то, что
молодое государство твердо следует по пути демократии.
И это продемонстрировали результаты прошедших
парламентских выборов? Собственно они никого не удивили. Пропрезидентская партия
"Нур Отан" получила не просто большинство мандатов в Мажилисе (нижней палате
казахстанского парламента), и даже не конституционное большинство. Эта партия
получила абсолютно все депутатские мандаты.
Ни один из кандидатов других шести партий, участвовавших
в выборах, до законодательной власти не был допущен.
И дело здесь отнюдь не в том, что в Казахстане был
сохранен установленный еще в 1998 году семипроцентный заградительный барьер.
Дело в другом. Ведь результат выборов показал, что все три заявленные
президентом при реформе конституции цели так и не были достигнуты. Ведь никакой
реальной многопартийности не получилось. Многопартийность – это система, при
которой партии участвуют в осуществлении государственной политики. А если в
такой политике принимает участие только одна партия, – это называется иначе.
Пожелай Назарбаев действительно двигаться к многопартийности, он не стал бы
оставлять столь высокий заградительный барьер, не стал бы перед выборами впервые
заявлять о том, что никто иной, а именно он является и номинальным и реальным
руководителем "Нур Отана". Если бы Назарбаев действительно стремился к
многопартийной демократии, то он мог бы изменить весьма суровые нормы
законодательства Казахстана в отношении политических партий. Ведь в Казахстане
действуют такие нормы: партия, для того чтобы ей быть зарегистрированной и, тем
самым, способной принять участие в выборах, должна насчитывать в своих рядах не
менее 50 тысяч членов. Могут возразить: "Такие же нормы существуют и в России!"
Да, существуют. Но в России населения в девять раз больше, чем в Казахстане. То
есть в Казахстане нормы в те же девять раз жестче и недемократичнее, чем в
России.
Кстати численность пропрезидентской партии "Нур Отан"
достигает 700 тысяч человек. Если рассматривать эту цифру в процентном отношении
к численности взрослого населения страны, то получиться, что в Казахстане
переплюнули даже известную советскую традицию: процент состоявших в КПСС был
меньше. Но КПСС была идеологической партией, а вся идеология "Нур Отана"
укладывается в примитивную формулу: "всегда идти след в след за
президентом".
Рухнул и второй заявленный тезис – о перераспределении
полномочий от президента к парламенту. В самом деле: какая разница, как в
конституции прописан механизм формирования правительства. Раньше это осуществлял
единолично президент Казахстана. Теперь эти полномочия отошли к парламенту, то
есть опять-таки Назарбаев, как глава единственной представленной в парламенте
партии, будет решать: кто достоин министерских портфелей. И в чем же здесь
принципиальная разница?
Кстати, тезис о том, что казахстанский президент
поделился полномочиями с парламентом, весьма лукавый и в других отношениях.
Ведь, если это было так, то Назарбаев наверняка не
сохранил бы в конституции нормы, которые грубейшим образом ущемляют все три
основных функции любого парламента. Начнем с представительной функции
парламента. Она состоит в том, что парламент избирается народом, и представляет
его интересы. Но в Казахстане не совсем так обстоит дело. Например, в верхнюю
палату парламента – Сенат, президент и раньше имел право единолично назначать 7
сенаторов, а после нынешней реформы конституции он это свое право еще и
прирастил на такое же число своих ставленников. Такая практика напоминает право
монархов (тех же султанов на Востоке) назначать пользующихся их доверием людей в
совещательные органы (на Востоке они назывались диванами).
Сохранилась деформация и второй функции парламента –
законодательной. Принцип разделения властей нарушен формулировками многих норм
конституции, написанной еще в 1995 году под диктовку Назарбаева в отсутствии
парламента, который был им разогнан.
Наконец, парламент реально лишен и своей третьей
контрольной функции, часть полномочий в рамках которой обычно парламент
использует через институт импичмента. Реальная ответственность главы государства
в Казахстане сведена к минимуму. В конституции Казахстана президент фактически
гарантирован от возможности отрешения его от столь любимой им власти. Он не
несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении своих
обязанностей. За единственным исключением: ответственность может возникнуть
только… за государственную измену. Под государственной изменой же казахстанское
законодательство признает лишь умышленное деяние, совершенное с целью подрыва
или ослабления внешней безопасности и суверенитета государства, выразившегося в
переходе на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, оказании
иностранному государству помощи в осуществлении враждебной деятельности против
республики. В переводе на общедоступный язык это означает, что глава государства
может свободно нарушать и законы и конституцию. За это импичмент наступить не
может. А за что он может наступить – это вряд ли придет в голову облеченному
всей полнотой власти президенту.
Можно ли после этого верить тому, что демократия в
Казахстане шагает семимильными шагами?
|