Русские Казахстану больше не нужны?
13.09.2007.Столетия
Аждар Куртов
Почти четыре года назад, в декабре 2003 года, было
принято решение о проведении каждые два года под эгидой Правительственной
Комиссии Российской Федерации по делам соотечественников за рубежом масштабных
мониторингов состояния и настроений российской диаспоры в странах СНГ. В немалой
степени нужда в государственном покровительстве научных исследований по этой
проблеме вызывалась намеренной ложью ряда властных элит наших соседей о реальном
состоянии дел в этой сфере в их государствах.
Давным-давно кто-то метко заметил, что политика – это в
немалой степени искусство обмана. И чем выше развитие цивилизации, тем
изощреннее становится ложь иных политиков. Оно и понятно: если столетия назад
власти большинства стран мало заботил их имидж вовне пределов вверенных их
заботам вотчин, а рты сомневающимся собственным подданным они просто затыкали
примитивными, но вполне убедительными силовыми приемами, то в современную эпоху
"правила поведения" изменились. Все сильные мира сего захотели выглядеть
цивилизованными. Причем именно выглядеть, а не быть таковыми.
Российская диаспора в СНГ, при определенной условности
этого термина (под диаспорой понимают главным образом тех, кто переселился в
другие страны), – как раз является ярким примером вышесказанного. Оказавшись в
одночасье брошенными собственным государством помимо их воли (вспомним
результаты референдума о сохранении Союза ССР от марта 1991 года) миллионы и
миллионы этих людей вынуждены были жить в условиях, когда их историческая родина
– Россия в тяжелый период правления первого президента страны Бориса Ельцина
почти ничего не делала для их защиты.
А защищать было что. Во многих бывших союзных
республиках пышным цветом расцвел махровый национализм. Русских, татар, чувашей
и прочих представителей так называемых "нетитульных" этносов стали откровенно
дискриминировать и понуждать к выезду из этих государств.
Их игнорировали при проведении приватизации
государственной собственности, им чинили препятствия в занятии престижных
должностей, их детей принудительно заставляли учить в школах исторические бредни
о том, что их родина – Россия несла и продолжает нести одно только зло.
Но Бориса Ельцина не особо волновали судьбы граждан
России, а до соотечественников в сопредельных странах у него и вовсе не доходили
руки. К счастью, эта позорная для нашей страны ситуация медленно стала меняться
с приходов к власти в Кремле нового президента. Не сразу, но и к нашим верхам
пришло осознание того, что формулировка второго пункта первой статьи конституции
России о том, что наименование "Российская Федерация" и "Россия" равнозначны,
имеет форму абсолютной и непререкаемой истины только в умах ограниченного круга
юристов. Большинство же россиян, принимая это утверждение в качестве нормы
Основного Закона, тем не менее, в душе не согласны с этим. Россия гораздо более
широкое понятие и исторически и духовно. Да и в юридическом аспекте отношений
государства с конкретной личностью обязательства России распространяются не
только на тех, кому посчастливилось получить ее гражданство.
Государственно-правовое бытие России вполне закономерно
теснейшим образом связано с судьбами тех, для кого не безразлично это понятие. В
том числе и с судьбами российской диаспоры в сопредельных странах.
Конечно, в разных странах Содружества (название то
такое: оно давно уже не соответствует реалиям) ситуация не одинакова и в этом
отношении. В Белоруссии и Армении власти могут иметь конфликты с Кремлем, но
народы в целом настроены вполне дружественно к так называемым русскоязычным
этносам. Иное дело власти (имеются в виду президентские структуры) Молдовы и
Украины. В Киеве и Кишиневе не скрывают того, что частью официального курса как
раз и является несомненный этнократизм, то есть создание системы с приоритетом
одного этноса в ущерб интересам прочих.
Особняком в этом ряду стоит Казахстан. Власти этой
страны действуют наиболее изощренно. На словах они пытаются выглядеть самыми
активными в СНГ радетелями за связи с Россией, за межнациональную гармонию, за
защиту русского языка. Но на практике их дела расходятся с этими
пропагандистскими заявлениями.
И выявить эти расхождения как раз позволил задуманный
властями России мониторинг. Первый такой мониторинг был проведен в 2004 году
Московским отделением фонда "Россияне". Второй состоялся в прошлом году и
результаты его только- только преданы гласности. Данное исследование было
проведено по заказу Министерства иностранных дел России Институтом стран СНГ. То
есть в отличие от многих социологических исследований, заранее подверженных
конъюнктуре в пользу интересов заказчика, этот материал имел иное целевое
назначение, лишенное пропагандистского компонента. В итоге получился солидный
фолиант, объемом свыше четырехсот страниц текста.
Конечно, авторы, учитывая статус заказчика, сами порой
излишне проявляли дипломатичность в своих оценках собранного ими материала. Но
тем, кто привык "жить своим умом" далеко не обязательно принимать на веру
собственно выводы экспертов из Института стран СНГ. Все можно проверить
самостоятельно, оценив факты, в огромном количестве собранные на страницах этой
книги.
В качестве примера мы остановимся на некоторых аспектах
ситуации с российской диаспорой в Казахстане. Когда некоторое время назад
президент Путин подписал указы по государственной программе переселения в Россию
соотечественников, именно в Казахстане в подконтрольных властям этой страны СМИ
была поднята пропагандистская волна. Авторы многочисленных комментариев решений
российского президента старались убедить казахстанцев в двух позициях.
Во-первых, они утверждали, что все задуманное в Кремле – не более чем очередной
блеф и власти России вскоре все спустят на тормозах. То есть ничего из
задуманного не осуществится. Но и еще более рьяно пытались вбить в сознание
другой тезис: Казахстана, мол, это никак не касается, поскольку в стране царит
межнациональный мир, каких-либо серьезных проблем в этой сфере нет и поэтому,
мол, никто из Казахстана в Россию просто не захочет выехать.
Ложь пропаганды как раз и понадобилась для защиты далеко
неблаговидных поступков властей. А что касается того, как сами представители
российской диаспоры в Казахстане оценивают действительность, то это наглядно
видно из данных мониторинга.
Так, если численность двух ведущих этносов – казахов и
русских - на начало прошлого года составляла 58,6% и 26,2% соответственно, то
сравнение национального состава учащихся в учебных заведениях послешкольного
образования уже выявляет элементы дискриминации по национальному признаку. Так,
в колледжах русских обучается только 84 тысячи человек против 276,5 тысяч
казахов. Еще большая диспропорция в вузах: русских студентов насчитывается 160,3
тысячи, а казахских – 547,2 тысячи. И это данные по всем специальностям, а если
посмотреть наиболее престижные, то дискриминацию по национальному признаку
скрывать будет практически невозможно. Так, в Академии государственного
управления при президенте Казахстана и в Дипломатической академии МИД Казахстана
свыше 90% слушателей являются представителями так называемого "титульного"
этноса. Именно казахов готовят в качестве управленцев. И они действительно
доминируют в этой сфере: из 12 акимов (глав администраций) областей 10 –
этнические казахи. В целом казахи занимают 79,35% всех политических и
административных должностей государственных служащих, тогда как русские – только
14,48%.
Данные по образованию тем примечательны, что они
свидетельствуют об отсутствии возможности для людей российской диаспоры сделать
полноценную карьеру в такой этнократической системе. Они не видят полноценного
будущего...
В исследовании содержатся данные, опровергающие еще один
расхожий тезис казахской официальной пропаганды – о том, что, де, прекратился
отъезд из Казахстана в Россию. Ничего подобного. Он продолжается, хотя и в
меньших масштабах, чем в первой половине 90-ых годов прошлого века. Сейчас
исчисляется десятками, а не сотнями тысяч человек в год, но и это отнюдь не
единицы, как заявляет официальная Астана.
И объясняется эта ситуация отнюдь не тем, что люди
выезжают по чисто экономическим причинам в духе пословицы о том, что "рыба ищет,
где глубже, а человек – где лучше". Данные мониторинга показывают, что более
половины – 51,8% респондентов сталкивались с ущемлением своих прав по причине
принадлежности не к титульному этносу при приеме на работу. И это в стране
"межнационального согласия"!
Российская диаспора не верит властям Казахстана. Лишь
19% опрошенных считает эффективными методами защиты своих прав обращение по
этому поводу в центральные или местные органы власти Казахстана. 36,5%
респондентов не видит в этом государстве никаких эффективных мер защиты.
Проведенный мониторинг показал, что именно в Казахстане,
наравне с Молдовой, есть наибольший ресурсный потенциал желающих переехать в
Россию. Здесь "определенно готовы" переехать в Россию на льготных условиях 27,3%
опрошенных, и еще 33,7% "пожалуй, поехали бы". То есть в целом 61%. Чего стоят
после этого байки о том, что из Казахстана в Россию никто не поедет?!
На вопрос: "Какие обстоятельства, связанные с
Казахстаном, удерживают Вас от того, чтобы уехать в Россию?" только 14,9%
опрошенных выбрали вариант ответа "хорошее отношение к русским в Казахстане".
Большинство же выбирало варианты типа "здесь живут все мои родственники"
(51,9%). То есть людей удерживают причины никак не связанные с цивилизованной
политикой властей в отношении российской диаспоры, а как раз наоборот. Правду,
как говориться, в мешке не утаишь.
Мониторинг дал ответы на многие вопросы. Теперь дело за
тем, чтобы российские власти сделали бы надлежащие выводы из этого исследования.
И, в частности, ускорили бы реализацию программы переселения соотечественников.
А власти в соседних государствах пусть продолжают обманывать самих себя…
|