Образование по-казахстански, и что мы имеем с этого гуся
01.11.2007.
Навигатор Кз
Сергей Бархударьян
Я первый кину камень в того, кто скажет, что
образованная молодежь в собственной стране – это плохо. Но что мы видим на самом
деле? Реально перед нами стоит ужасная картина и называется она – гигантской
профанацией образования в Республике Казахстан.
Море молодежи посещают тусовки под названиями
университеты, академии, колледжи, - где они общаются, проводят какое-то время и
собственно крышуются. Да, именно крышуются, т.к. ничего не делать по жизни -
предосудительно, а вот учиться в вузе, при этом не получая знаний, – это уже
престижное занятие. Т.е. в реалиях, громадная масса молодых людей в течение 4-5
лет ничего общественно полезного не делает, они просто прожигают время, делая
вид, что учатся. Вместо того, чтобы получать рабочие специальности, работать на
страну, общество и зарабатывать себе на жизнь, молодые люди обучаются безделью и
безраздельному потребительству. Любящие родители снимают с себя последнюю шкуру,
влезают в долги, оплачивая образование своих чад, а те попросту "развращаются"
по месту учебы, т.е. планомерно отучаются трудиться в поте лица, как трудились и
трудятся их деды и родители.
Мне могут сказать, что я голословно порочу систему
высшего и средне-специального образования. Попробую аргументировать свои
утверждения. Требовательность преподавателей к студентам в последние годы резко
упала, процессом учебы правит чистоган. Знания студентов никому не нужны,
включая и самих студентов. За деньги сдается любой зачет и экзамен. Студенты
скачивают с Интернета курсовые и, не читая, сдают преподавателям. Не буду
кривить душой, есть еще у нас классные преподаватели и ответственные студенты,
но это скорее исключение из правил. Обучение студентов стало прибыльным бизнесом
и это грустная правда.
Когда 4-5 летняя студенческая тусовка заканчивается, то
уже волей-неволей подавай молодому человеку престижную работу, высокую зарплату,
ведь у него диплом об образовании, а знаний нет, рабочих мест по специальности
нет, привычки работать тоже нет. Есть только неуемные амбиции и жгучее желание
иметь все и сейчас. Сейчас практически невозможно вернуть нынешних молодых людей
обратно туда, где они выросли, впитали культуру своих предков и где они были бы
тысячекратно полезнее и нужнее - в земледелии, скотоводстве, промышленном
производстве. Их не прельстят специальности токаря, фрезеровщика, крановщика,
бульдозериста и т.д.
Громадное количество молодых людей подверглись и
продолжают подвергаться воздействию псевдо-высшей школы. Амбиции у них
зашкаливают. Это все равно, что 100 лет назад предложить байским детям пасти
отары. Да у них волосы бы встали дыбом от такого предложения. Плодя громадное
количество выпускников высшей и средне-специальной школы, мы закладываем под
нашу государственность мину замедленного действия. Представьте себе завод,
который укомплектован исключительно инженерами и нет ни одного профессионального
рабочего. Этот завод никогда не будет работать. Да благо, если выпускали бы
инженеров, а то 80% выпускников юристы, экономисты да финансисты. Будто мы живем
в Швейцарии и у нас на каждых 10 жителей по 2 банка.
Теперь легко спрогнозировать к чему это все приведет. С
каждым годом количество молодых людей, имеющих дипломы, высокие амбиции и
невостребованность в качестве высокооплачиваемых специалистов, катастрофически
растет. И недалек тот день, когда наступит момент критической массы. А что такое
молодежь? Это легко управляемый слой людей, у которых сильно развито чувство
безграничного потребления, желание иметь все сразу и прямо сейчас. Они считают,
что все им должны, а они все могут и обязательно с избытком получат. Молодые
люди уже оторваны от старшего поколения, советы которого могли бы служить
сдерживающим и направляющим фактором. Наша молодежь сейчас напоминает снег на
горном склоне, который способен легко превратиться в разрушительную лавину,
могущую смести все на своем пути.
Одним словом, наши обучающие институты, образно говоря,
превратились в фабрики по изготовлению человеческого пороха и других взрывчатых
материалов. А те в свою очередь, набрав критическую массу, либо взорвутся сами
или же найдутся доброхоты, которые используют сложившуюся ситуацию и попытаются
в прямом смысле взорвать наше общество молодежной бомбой. Наша республика в
вопросах образования напоминает туристическое агентство, посылающее тысячи
туристов на островок, вмещающий в лучшем случае две-три сотни человек.
Интересно, кто на государственном уровне занимается
планированием количества необходимых республике специалистов? И кто на
государственном уровне следит за качеством даваемого и получаемого образования?
Или сложившаяся ситуация кем-то умело запланирована. Если это так, то результаты
этой работы не заставят себя долго ждать.
|