Новое открытие Узбекистана
12 - 18 декабря
2007.Военно-промышленный курьер
Алексей Матвеев Москва и
Ташкент продолжают строить союзнические отношения во имя двух братских
народов
На прошлой неделе в Ташкенте, столице Республики
Узбекистан, в "Узэкспоцентре" завершила свою работу Первая национальная
российская выставка, организованная Министерством экономического развития и
торговли и Торгово-промышленной палатой РФ. Выставка проводилась под девизом
"Россия и Узбекистан: стратегическое партнерство". Это была самая большая в
Центральной Азии выставка из всех национальных экспозиций, которые имели место в
данном регионе в постсоветскую эпоху. Ее представляли делегации 14
территориальных палат РФ и российские бизнес-сообщества из 17 регионов
России.
Сергей Иванов и Шавкат Мирзияев приняли участие в
церемонии открытия выставки "Россия и Узбекистан: стратегическое
партнерство".
Примечательно, что в торжественной церемонии открытия
выставки 28 ноября принимали участие первый заместитель председателя
правительства РФ Сергей Иванов и премьер-министр Республики Узбекистан Шавкат
Мирзияев. После этого в Ташкенте состоялся экономический форум, посвященный
стратегическому партнерству России и Узбекистана. А также 10-е заседание
российско-узбекской межправительственной комиссии (МПК).
В ходе визита Сергея Иванова в Ташкент было подписано
пять российско-узбекских документов: Соглашение между правительствами Республики
Узбекистан и Российской Федерации о взаимной охране прав на результаты
интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего
военно-технического сотрудничества, Меморандум между правительством Республики
Узбекистан и открытым акционерным обществом "Объединенная авиастроительная
корпорация" о согласовании механизма интеграции ГАО "Ташкентское авиационное
производственное объединение имени В.П. Чкалова" и ОАО "Объединенная
авиастроительная корпорация", Протокол о начале реализации инвестиционного
проекта строительства установки по производству сжиженного газа на Мубарекском
газоперерабатывающем заводе между НХК "Узбекнефтегаз" и ОАО "Стройтрансгаз"
путем создания узбекско-российского совместного предприятия, Протокол между
Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан и Федеральной
таможенной службой России об организации обмена предварительной информацией о
товарах и транспортных средствах, перемещаемых через государственную границу,
Протокол десятого заседания межправительственной комиссии по экономическому
сотрудничеству между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией.
Подписание данных документов, по мнению Сергея Иванова,
свидетельствует о том, что сотрудничество между РФ и Узбекистаном
последовательно развивается во всех сферах. "При этом необходимо отметить все
большее увеличение объема товарооборота, укрепление связей в сфере энергетики,
космических исследований, инноваций, образования, гуманитарно-культурной, а
также в области военно-технического сотрудничества", - считает российский
вице-премьер. По словам Сергея Иванова, Узбекистан был и остается одним из
стратегических партнеров Российской Федерации в Центральной Азии. "Мы считаем,
что потенциал современных российско-узбекских контактов только начинает
раскрываться и наша задача - сделать этот процесс динамичным и максимально
эффективным", - заявил он. И действительно, Узбекистан, пожалуй, единственная
страна в Центральной Азии, с которой у России существуют гармоничные
союзнические военно-политические и экономические отношения.
Эксперты отмечают, что в 2006 г. объем товарооборота
между двумя странами увеличился на 42% и превысил 3 млрд. долл. США. С января по
сентябрь текущего года этот показатель составил 2 млрд. 951,6 млн. долл. Из
Узбекистана в Россию экспортируются транспортные средства, продовольственные
товары, оборудование, хлопковое волокно, черные и цветные металлы, изделия из
пластмассы и другая высокотехнологичная продукция. В Узбекистане действует более
пятисот совместных предприятий, созданных при участии российских инвесторов.
Особенно эффективно работают такие предприятия, как "Петромарузгаз" (химическая
продукция), "Вим-Билль-Дан-Ташкент" (молочная продукция), "Балтимор-Челек"
(консервы), "Элимпекс" (текстиль), "Электроизолит" (стройматериалы).
В Узбекистане открыли свои представительства 145
российских фирм и компаний. В России функционирует около трехсот совместных
предприятий, созданных при участии узбекских инвесторов. В настоящее время между
Москвой и Ташкентом проводится широкомасштабная работа по развитию
инфраструктуры топливно-энергетической отрасли, геолого-разведывательных работ,
поиску и освоению месторождений, транспортировке энергоносителей. Яркий тому
пример - реализация совместного с российской компанией "Лукойл" проекта по
добыче газа (месторождение Хаузак в Бухарской области). В сфере авиастроения
Россия и Узбекистан занимаются совместным производством и экспортом
самолетов.
Видимо, неслучайно совсем недавно в Москве принято
решение о вхождении Ташкентского авиационно-производственного объединения имени
В.П. Чкалова (ТАПОиЧ) в состав ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация"
(ОАК). Это пока единственное иностранное предприятие, которое на данный момент
вошло в российскую ОАК. Хотя иностранным назвать ТАПОиЧ можно уже с натяжкой.
Как рассказал в интервью журналистам первый вице-премьер России, "мы знали о
существовании ТАПОиЧ, которое уже на протяжении долгого времени
специализировалось на транспортной авиации. В результате переговоров с узбекской
стороной пришли к решению - по окончании оценки активов ТАПОиЧ аудиторской
компанией "Делойд энд Туш" (Delloite & Touche) на соответствующую сумму они
будут конвертированы в акции ОАК". Со слов Иванова, ОАК получает контрольный
пакет (50%+1 акция) и, по существу, ТАПОиЧ будет принадлежать ОАК. В интересах
промышленной кооперации руководители предприятий определили бизнес-план для
работы на будущее.
"Торговый ряд марок самолетов, который будет
производиться в Ташкенте, нам уже известен. С учетом специализации ТАПОиЧ это
транспортная авиация. Это очень перспективные турбовинтовые самолеты Ил-114, на
которые сегодня уже есть десятки заказов", - сказал Сергей Иванов. Имеется также
перспектива создания легкого транспортного самолета Ил-112 для ВВС России, а в
случае необходимости и для военной авиации Узбекистана. На ТАПОиЧ также будут
производиться отдельные агрегаты и узлы для новой модификации Ил-76.
Как сообщил журналистам президент ОАО "Объединенная
авиастроительная корпорация" Алексей Федоров, условия возможного приобретения
контрольного пакета акций ТАПОиЧ определятся к середине 2008 года. Имеются
корпоративные процедуры, и Ташкентский авиазавод будет включаться в состав ОАК
на тех же принципах, что и российские предприятия.
Основной образец продукции ТАПОиЧ - тяжелый рамповый
самолет Ил-76 - эксплуатируется военными летчиками и гражданскими ведомствами в
различных странах уже четверть века. Общее количество произведенных судов
составляет более 960 самолетов. ТАПОиЧ - единственное в Центральной Азии
авиастроительное предприятие, но пока испытывает дефицит заказов. В начале
ноября правительство Узбекистана сообщило, что ряд авиакомпаний и Минобороны РФ
разместили на ТАПОиЧ заказы на производство 28 самолетов Ил-114, двух Ил-76 и
двух топливозаправщиков Ил-78.
|