Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №59(15.09.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

1 сентября - к учебе в российских военных вузах притупили 30 офицеров Вооруженных сил РБ. 9 сентября начался визит делегации Военной академии РБ в Федеративную Республику Германия во главе с начальником академии генерал-майором И.Мисурагиным. Основной целью данного визита является обсуждение вопросов деятельности национальных вонно-учебных заведений Германии и Беларуси.

2 сентября - Сергей Миронов заявил, что последние заявления А.Лукашенко вызвали большие вопросы. Объединение России и Беларуси, по его мнению, является делом техническим, его должны решить политики.

4 сентября - в Минске прошла очередная забастовка предпринимателей: около тысячи ее участников молча посидели у Дворца Республики без лозунгов и транспарантов.

4 сентября - президент РФ Владимир Путин направил специальное послание президенту РБ Александру Лукашенко по концептуальным вопросам строительства Союзного государства.

5 сентября - принимая послов Азербайджана и России, президент РБ Александр Лукашенко высказался против пересмотра Договора о создании Союзного государства 1999 г. Главная задача сейчас, как подчеркнул Лукашенко, состоит в разработке Конституционного акта и вынесении его на референдум.

6 сентября - бывшему председателю правления Минсккомплексбанка Евгению Кравцову было предъявлено обвинение в причинении этому банку ущерба на сумму 18 тыс. долларов.

7 сентября - в Полоцке президент РБ А.Лукашенко прокомментировал послание главы российского государства по поводу строительства Союзного государства. Лукашенко, в частности, отметил, что «ничего нового в послании нет». Руководство России, по его мнению, продемонстрировало, что оно не хочет равноправного союза с Беларусью.

9 сентября - стало известно о решении БНФ и движения БНФ «Адраджэньне» создать общественно-политическую коалицию «За независимость без диктатуры».

10 сентября - были обнародованы результаты опросов, проведенных Институтом социально-политических исследований(РБ). Указывается, в частности, что среди белорусских политиков лидерство продолжает удерживать Александр Лукашенко, которому отдали предпочтение 63,7% участников опроса.

12 сентября - в интервью Союз-Инфо председатель белорусской части рабочей группы по разработке Конституционного акта Союзного государства Леонид Козик заявил, что на принятие Конституционного акта может уйти значительный период времени, поскольку этот документ затрагивает судьбы многомиллионного населения российско-белорусского государства.




Новый виток напряженности

Александр Фадеев

«Реальная политика должна идти путем фактических уступок, а не абстрактных споров о государственно-правовых принципах».

К.Крамарж

Статс-секретарь, первый заместитель министра иностранных дел России Валерий Лощинин 4 сентября с.г. привез в Минск текст послания президента РФ В.Путина, в котором белорусской стороне в очередной раз предлагалось определиться с принципами, «технологией» и темпами реинтеграции двух стран. То, что президентской послание было передано именно таким образом говорит о степени его важности, о том значении, которое ему придает руководство России. Не секрет, что В.Лощинин был сравнительно недавно послом РФ в Минске, поэтому ему было во многом проще объяснить позицию России в рамках обмена мнениями с руководителем внешнеполитического ведомства РБ, который состоялся днем позже.

Послание Путина оказалось, как представляется, довольно неожиданным для республиканского руководства и вызвало определенную растерянность. Это, например, подтверждает и тот факт, что МИД Беларуси утверждал, что работает над ответом президенту России, а А.Лукашенко публично заявлял, что ни одно ведомство республики не занимается посланием Путина, поскольку оно, якобы, не содержит ничего нового и поэтому не предполагает никакого ответного шага с стороны республиканского руководства.  Только 7 сентября в Полоцке белорусский лидер смог прокомментировать его, отвечая на вопросы журналистов, а затем 9 сентября дал по этому поводу пространное интервью программе «Сегодня»(НТВ). В целом Александр Лукашенко отреагировал на этот документ отрицательно, не мог скрыть болезненной раздражительности и неудовлетворенности от предложений российской стороны, которые он охарактеризовал как «ненормальные». Впрочем, это определение президент Беларуси отнес, как надо понимать, к двум вариантам интеграции, предложенных Москвой: инкорпорация РБ(ее регионов) в состав Российской Федерации и объединение по образцу Европейского союза. Подчеркнем, что все это – лишь устные высказывания Лукашенко представителям средств массовой информации, поскольку официальный ответ белорусской стороны в Москве пока не получили.

В любом случае есть все основания утверждать, что новый раунд российско-белорусских отношений начался с осложнений, напряженность в диалоге лидеров двух стран не только не преодолена, но усилилась.

Вместе с тем, нельзя пройти мимо и того обстоятельства, что несмотря на взаимную и достаточно жесткую критику партнеров в адрес друг друга по проблеме строительства Союзного государства, их позиции с момента встречи в Москве претерпели изменения, лидеры двух государств явно стали подавать сигналы о смягчении некоторых параметров и условий потенциального интеграционного процесса. Так, Владимир Путин в своем послании уже не настаивает лишь на двух возможных путях объединения с Белоруссией, предложив ей и третий – интеграция на основе развития Договора 1999 г., а также создание совместного органа для решения возникающих в рамках объединения проблем.

В свою очередь Александр Лукашенко готов пойти на определенные уступки в плане введения в будущем в качестве единой денежной единицы российского рубля: в частности ускорение этого процесса уже в корне не отрицается, - на первом этапе республиканское руководство выражает готовность в ближайшей перспективе перевести свою финансовую систему  на безналичные расчеты в российских рублях. На втором этапе, после утверждения системы центральных банков, дополненной Межбанковским валютным советом (которая призвана, по мысли Минска, играть роль единого эмиссионного центра российско-белорусского государства) станет возможным перейти на всестороннее использование российского рубля во всех видах операций, включая наличный оборот. Но, что может быть еще важнее, в последних документах о принципах интеграции, которые белорусская сторона предоставила руководству РФ, прослеживается возможность отхода от ряда положений Договора 1999 г., что уже само по себе опровергает тезис, декларируемый А.Лукашенко, о неизменности курса на выполнение пунктов этого межгосударственного документа «без всяких изменений».

Однако роковой ошибкой белорусского президента в рамках диалога с Москвой, на наш взгляд, стало одновременное «раскручивание» проблемы потерь бюджетом республики огромных доходных статей (указывалась цифра в 200 млн. долларов в год) в результате козней правительства России. Называлась и другая цифра задолженности России перед Беларусью – 1 млрд. долларов. Это усугублялось заявленными претензиями на какой-то особый статус республики в торгово-экономических отношениях с Россией. В России, по мнению Лукашенко, есть олигархи и кланы, пытающиеся воздействовать на Путина с целью «придавить» белорусского лидера, поставить Беларусь в условия «хуже, чем Литва», приватизировать в своих интересах предприятия РБ.

На самом деле именно внешняя задолженность Белоруссии является сегодня фактором не позволяющим ее руководству проводить целенаправленную и вполне самостоятельную политику, реализовывать программу масштабных инвестиций в экономику республики. Более того, сам по себе вопрос государственного долга РБ может в самое ближайшее время выйти за рамки двусторонних отношений, потребовав решения на поле третейских международных инстанций, наложив, кроме чисто экономических санкций, и вполне определенные политические ограничения. До сих пор политическая элита республики не утруждала себя выбором одной из возможных стратегий управления структурой государственного долга – минимизацией издержек или принципа минимизации риска. Провозгласив идею «социального государства», правительство РБ пыталось придерживаться некой третьей модели в политике внешних заимствований («нулевой вариант» и т.п.), с которой его кредиторы сегодня уже не согласны.

Высший эшелон власти Белоруссии годами ждет дождя внешних инвестиций, в то время как сама республика не имеет внятного сценария экономического развития, разработанной научной модели долгосрочного прогнозирования платежеспособности хозяйственного комплекса. Между тем государственный долг РБ непосредственно сказывается не только на объеме инвестиций, но и на темпах инфляции( в 2002 г. Беларусь «лидирует» среди стран СНГ по этому показателю), уровне потребительских расходов (только потребительские цены за прошедшие месяцы этого года возросли на 23%), сальдо внешнеторгового баланса и предложение денег. Экономика РБ все последние годы функционирует в режиме хронического дефицита государственного бюджета и роста внешней и внутренней задолженности, что является прямым следствием ошибочной хозяйственной политики правительства. Поэтому напрасно искать виновников такого состояния экономики вне республики: основными причинами здесь выступают внутренние факторы – несбалансированность расходных и доходных статей госбюджета, неравновесие текущих платежных балансов и неоправданное увеличение расходов на программы социального обеспечения. «Холодная торговая война» с Россией здесь ни причем. 

Вызывает сожаление и попытка главы белорусского государства реанимировать политику и традиции взаимоотношений властных элит РБ и РФ периода Ельцина. Это просто невозможно: эпоха инсценировок громких государственных актов, не учитывающих национальные интересы и внешнеполитические последствия, скомпрометировала себя и прошла окончательно, и нет никакого смысла спекулировать по этому поводу. Никакие популистские модели интеграции РБ и РФ, если они не оправданы финансовыми, военно-стратегическими или практическими государственными соображениями, не будут восприняты нынешним руководством России. Поэтому, как представляется, напрасны усилия А.Лукашенко в духе «Сибиллинских пророчеств» упоминать уже свершившееся в будущем времени.

В целом, приходится констатировать, что в настоящий момент  президенты России и Беларуси более озабочены удовлетворением собственных властных амбиций, чем проблемой дальнейшего развития процесса объединения двух стран. Нет пока и политической концепции реинтеграции, учитывающей все главные интересы сторон, которую можно было воспринимать всерьез. Роль парламентов и народов России и Беларуси продолжает оставаться при этом второстепенной, никак не сказывается на ходе объединительных усилий. Помимо всего прочего, кризис во взаимоотношениях лидеров РФ и РБ гораздо опаснее для положения и политической судьбы Александра Лукашенко: новый руководитель республики, что вполне вероятно, будет определен не в Минске, а в другом месте.




Республика «гуляй-поле»

Владислав Лосев (Минск)

Перспективы объединения Белоруссии и России,  без сомнения, находятся в центре внимания белорусского общества. Эти вопросы активно обсуждаются  не только в средствах массовой информации, но и самыми широкими слоями населения.  В то же время, необходимо обратить внимание на то, что суждения публикуемые в  СМИ  вряд ли в должной мере отражают настроения в белорусском обществе, т.к. оппозиционные издания  занимают заведомо антироссийскую  позицию, а государственные СМИ находятся под жестким  контролем властей. Именно сейчас в полной мере ощущается отсутствие в Белоруссии  действительно  независимых  средств массовой информации, которые позволили бы сторонникам реального  объединения доводить свою точку зрения до белорусского общества. До последнего времени основной информационный вклад в поддержание в республике пророссийских настроений вносили российские теле- и радиоканалы и это несмотря на всю неоднозначность отношения  этих каналов  к самой идее белорусско-российского воссоединения. Российское теле- и радиовещание в Белоруссии сохранило  у граждан республики чувство причастности  к российским делам  и восприятие Москвы как столицы не только Российской Федерации, но и всего Русского (восточнославянского) мира.

Подобное положение, понятно, не устраивало противников белорусско-российского воссоединения  и они неоднократно поднимали вопрос о прекращении российского теле- и радиовещания  в Белоруссии, хотя именно российские телекомпании НТВ и ОРТ  не раз предоставляли эфир лидерам антироссийской оппозиции. Подобные случаи вызывали, соответственно, отрицательную реакцию  у белорусских властей, но до тех пор пока процесс интеграции Белоруссии и России проходил по правилам Ельцина-Лукашенко  вопрос о сокращении российского вещания в Белоруссии никогда не переводился  в практическую плоскость. Положение изменилось после прошлогодних президентских выборов, когда была произведена своеобразная антирусская «зачистка» идеологических служб и ведомств.

 В начале, в самый популярный в Белоруссии телеканал ОРТ ( по данным социометрической лаборатории Андрея Вардомацкого регулярно ОРТ  смотрит 52,5 процентов жителей Белоруссии, Белорусское телевидение (БТ) -13.6 процентов, программу «Время» (ОРТ) – 25.7 процентов, главную информационную программу БТ «Панораму» - 5,1 процента)  был встроен  белорусский проект «Общенациональное телевидение» (ОНТ). После программы «Время» на частоте ОРТ  стал выходить получасовой информационный выпуск «Наши новости», посвященный, в основном, событиям в Белоруссии. Справедливости ради  стоит заметить, что «Наши новости» делаются довольно профессионально и выходят,что самое главное, на русском языке. Это позволило ОНТ, буквально с первых дней появления в эфире, значительно обогнать по популярности БТ. Руководит ОНТ бывший посол Белоруссии в Румынии, ранее возглавлявший Белтелерадиокомпанию  Г.Л. Кисель. Проект ОНТ  дает возможность белорусским властям  не только, используя популярность ОРТ, доводить до населения нужную информацию, но и позволяет относительно незаметно убирать из эфира ОРТ  политически неудобные программы. И пример подобной перетасовки  эфира уже имеет место. Так, 31 августа вместо фильма Павла Шеремета  «Дикая охота-2», посвященного проблеме пропавших в Белоруссии общественных и политических деятелей, для белорусских зрителей канала ОРТ были показаны «Правда о хищниках» и «Утиные истории».

Помимо этого, в Белоруссии в последнее время сильно сокращено общее время вещания российских телеканалов и государственных радиостанций «Маяк» и «Юность».

После известных августовских объединительных инициатив В.В. Путина похоже, что главной заботой высших белорусских властей стало желание не допустить широкого, а тем более официального обсуждения в Белоруссии вариантов интеграции отличных  от того , которого придерживается в настоящее время официальный Минск.

Предложения президента России, направленные на ускорение белорусско-российских объединительных процессов  были поддержаны в Белоруссии рядом известных общественных деятелей, в том числе, председателем профсоюза работников агропромышленного комплекса Александром Ярошуком и первым главой администрации президента Белоруссии Леонидом Синицыным. И Ярошук, и Синицын в ходе прошлогодней предвыборной кампании выдвигались  в качестве кандидатов в президенты, но не были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Белоруссии по весьма сомнительным причинам.  Сейчас уже очевидно, Центризбирком отсекал, в первую очередь, от участия в выборах тех соискателей президентского поста, за которых могли проголосовать сторонники объединения с Россией, т.к. А.Г. Лукашенко стремился монополизировать роль выразителя воссоединительных чаяний белорусских граждан.

Поддержав инициативу В.В. Путина, А.И. Ярошук предложил руководству Белоруссии «организовать широкую общественную дискуссию о дальнейшей судьбе белорусско-российского Союзного государства, в том числе и слушания  в Национальном собрании, со специальным приглашением на них Владимира Путина.» По словам Ярошука  прецедент имеется, т.к. Александр Лукашенко неоднократно выступал перед депутатами Государственной Думы. В своем обращении к белорусским властям лидер профсоюзов аграриев  подчеркнул, что точку зрения российского президента разделяют многие белорусские граждане, мнение которых не должно замалчиваться.

Очень болезненно на инициативу Александра Ярошука отреагировал нынешний председатель Федерации профсоюзов Белорусской (ФПБ)  и главный ответственный от  белорусского руководства  за интеграцию с Российской Федерацией  Леонид Козик. Он назвал любые попытки открытого обсуждения предложений российского президента «происками пятой колоны» и заявил, что «призывы к национальной дискуссии об условиях сдачи суверенитета Беларуси – это прямое нарушение Конституции Республики Беларусь, которая является независимым неделимым суверенным государством». Самого же Ярошука Козик определил как «проводника идеи разобщения белорусского народа». Кстати, А.И. Ярошук уже поплатился за свое выступление в поддержку предложений российского президента. 10-го сентября  на внеочередном пленуме профсоюза работников агропромышленного комплекса, который проходил под непосредственным присмотром администрации президента РБ,  при грубом нарушении устава отраслевого профсоюза аграриев Александр Ярошук был снят с должности председателя данного  профобъединения.

Как известно, в начале сентября Владимир Путин в своем письме к президенту Белоруссии предложил создать специальную белорусско-российскую группу для всестороннего обсуждения трех возможных вариантов интеграции: федеративное государство, союз по подобию Европейского союза или дальнейшее развитие отношений в рамках действующего Договора о создании Союзного государства. Кажется, что Кремль предложил  самый приемлемый вариант – собраться и  распутать все узлы возникших противоречий.

Однако, официальный Минск  отнесся крайне отрицательно  к новой инициативе российской стороны, заявив,  что его вполне устраивает существующая группа по подготовке Конституционного акта во главе с пресловутым Козиком.

Как видим, белорусское руководство упорствует в своей приверженности ельцинскому варианту интеграции не желая даже обсуждать возможные изменения существующего Договора о Союзном государстве.

В чем же причина подобной негибкой и, по большому счету, недальновидной политики? Ведь она уже не только препятствует дальнейшему развитию белорусско-российских интеграционных отношений, но и откровенно вредит репутации самого президента Белоруссии.

 Несомненно, что одной из немаловажных причин подобного положения  является неверная оценка Александром Лукашенко и его политическими советниками существующей российской действительности, которая рассматривается ими преимущественно через призму интересов КПРФ и таких газет как  «Завтра», «Советская Россия» и «Правда». Среди высших государственных чиновников  и значительной части депутатов белорусского парламента до сих пор бытует мнение, что Российская Федерация стоит на пороге жестоких социальных потрясений и распада государственности, что нынешний президент не самостоятельная политическая фигура, а марионетка т.н. «семьи» и что последние интеграционные предложения Владимира Путина являются результатом интриг Бориса Немцова и подобных ему деятелей. И вообще, надо продержаться  несколько лет  и дождаться когда к власти в РФ придут «левые народно-патриотические силы» и тогда «на просторах СНГ возникнет новый обновленный Союз народов», а то что предлагает сейчас Москва  «это не воля народа России, а хищные претензии новоявленных империалистов».

Исходя из этих воззрений  А.Г. Лукашенко приступил к формированию, помимо существующей идеологической, еще и «общественной» вертикали, основу которой должны составить  обновленная ФПБ и  Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), созданный 6-го сентября  путем добровольно-принудительного слияния Белорусского патриотического союза молодежи (БПСМ) и Белорусского союза молодежи (БСМ). ФПБ и БРСМ по замыслу администрации президента должны стать общественно-политической опорой действующего главы  государства  и выполнять функцию подобную роли КПСС и ВЛКСМ времен СССР.  Насколько надежной будет эта опора судить трудно, т.к. еще совсем недавно активисты ФПБ дружно требовали отставки Лукашенко, а члены БПСМ и БСМ занимались исключительно деланьем собственных карьер и коммерцией.

Таким образом, в Белоруссии завершается формирование квазисоветской политической системы, которую, в то же время, нельзя считать серьезной диктатурой. Это скорее левацкий режим, сродни «гуляй-полю» Нестора Махно. Имеется «батька», желающий «счастья своему народу», который хочет за всем лично уследить  и везде навести порядок. На «батьку» временами находят приступы  справедливости и тогда нерадивым чиновникам устраиваются публичные «порки», опять же для поднятия авторитета «батьки». Состоят при «батьке» и свои «левки задовы», которые при любой возможности делают свой барыш. «Задовы» боятся «батьку» и при случае ему шкодят, но существовать без него они не могут.

Последней такой «шкодой» явилось обнародование 4 сентября  газетой администрации президента РБ «Советская Белоруссия» (тир. 303 тыс. экз.)  подслушанного  и опубликованного ранее в «Советской России»  телефонного разговора Б.Немцова  с одним из деятелей белорусской оппозиции А.Лебедько.

С политической точки зрения ни Немцов, ни Лебедько не сказали ничего нового  и тем более сенсационного, но зато этот диалог обильно перемежевывался уничижительными характеристиками А.Г. Лукашенко и нецензурной бранью в отношении президента Белоруссии. И вся эта грязь, благодаря стараниям «Советской Белоруссии» стала достоянием всей республики. В итоге, официальный орган администрации белорусского президента  публично совершил акт десакрализации и  развенчания высшей государственной власти Республики Беларусь и сообщил всему миру о том, что телефонные разговоры политических оппонентов белорусских властей незаконно прослушиваются. Видно таким  оригинальным образом главный редактор «Советской Белоруссии» Павел Якубович отблагодарил Александра Лукашенко за недавно полученный от президента  орден «Знак Почета». Воистину верно говорили древние: « Спаси меня Боже от клянущихся в верности, а от недругов я и сам спасусь!». 




«Белорусская газета» №35,
9 сентября 2002

Основной инстинкт дороже основного приоритета

Виктор Мартинович

В предвыборной программе Александра Лукашенко «За сильную и процветающую Беларусь» интеграция с Россией была названа «основным приоритетом» внешней политики. В области союзных отношений он обещал две вещи: дальнейшее укрепление союза и сохранение государственного суверенитета Беларуси. Теперь президенту приходится лихорадочно соображать, каким из зароков поступиться: интеграцией или независимостью.

В силу того, что предвыборная программа писалась уже под действующего главу государства, документ был разбит на две части: итоговую, где белорусам сообщалось о достижениях первого президента Беларуси за семь лет, и содержательную, где объяснялось, ради чего его стоит оставить на занимаемом посту еще на пятилетку.

В итоговой части Лукашенко, как водится, ругал предшественников: «Дорогие соотечественники! Друзья! В канун первых президентских выборов мы были сброшены в пучину системного кризиса государства. (...) Коррупция парализовала работу власти. По живому разрезаны традиционные связи братских народов».

Далее говорилось о том, как президент эти связи восстановил. Подразумевалось, судя по всему, подписание двух редакций союзного договора и создание огромного количества исполнительных структур, которые Путин метко назвал «шелухой».

Параллельно с обещанием окончательно объединиться (т.е. утратить суверенитет) Лукашенко обещал сохранить независимость страны. Причем ставил поддержание независимости (читай: отсутствие реальной интеграции) себе в заслугу: «Вместе с вами - и это самое главное - впервые за всю историю нашего многострадального белорусского народа, именно при своем первом президенте мы построили подлинно независимое и суверенное государство, с которым считаются и будут считаться как на Западе, так и на Востоке».

Если интеграцию Лукашенко называл суверенитетом, то сохранение суверенитета - «вопросом особой важности»: «Это достояние народа и не может быть подвергнуто сомнению никем и никогда... Белорусский народ сам будет определять свою судьбу».

Лукашенко безмятежно строил «подлинно независимое государство» и союз с Россией вплоть до санкт-петербургской встречи с Путиным. Июньский визит белорусского президента в Россию стал первым очевидно не удавшимся. Это было видно по испуганному молчанию официальной прессы сразу после визита. Лукашенко хотел показать всему славянскому миру, что дорог Путину не меньше Буша, но не сумел. А двумя днями позже и вовсе наступила полная и окончательная ясность. 13 июня Путин, по всей видимости, отвечая на письмо, оставленное Лукашенко в Петербурге, безжалостно отрезал: «Нужно, чтобы наши партнеры поняли и определились, чего они хотят... Пытаться восстановить СССР за счет экономических интересов России нельзя, поскольку это усилит центробежные силы внутри страны и ослабит Россию экономически».

Тогда же упало каменное слово ВВП про ВВП Беларуси, составляющее 3% от российского.

Лукашенко потребовалось два месяца, чтобы придти в себя. Его визит в Москву постоянно переносился, причем причины были смехотворными даже для неосведомленного во внутрибелорусских нюансах россиянина. Когда же 14 августа он все-таки добрался до Кремля, то получил вполне ясную схему интеграции. Путин предложил провести референдум о вхождении Беларуси в состав России, вместо союзного парламента сохранить Госдуму с избранными в нее несколькими депутатами от Беларуси, вместо союзного президента - провести в 2004г. выборы президента России.

Чтобы окончательно лишить славян иллюзии об интеграционных устремлениях Лукашенко, 30 августа путинская вербальная петиция была дополнена письмом с обстоятельным изложением этого и еще одного (не двух, как утверждает официальный Минск!) варианта объединения. Лукашенко это послание замалчивает, а когда через неделю о нем массированно (явно по отмашке из Кремля) сообщает вся электронная братия России, наша администрация смущенно заявила, что получила весточку только 5 сентября. Что-то в характере происходящего заставляет предположить, что секретари Путина будут заваливать Лукашенко напоминаниями о необходимости укрепления интеграции едва ли не каждый месяц. И обеспечивать этим письмам такую информподдержку, что никакое отключение российских каналов не поможет.

Параллельно симпатизирующие Лукашенко российские СМИ развернули кампанию по дискредитации белорусской оппозиции. Как будто кто-то их руками хочет предотвратить контакты Кремля и нескольких либералов в Палате представителей, на которых в России действительно возлагают большие надежды.

В результате событий, произошедших за три последних месяца, Лукашенко оказался в ситуации, когда любое его движение может привести либо к исчезновению поста президента Беларуси (т.е. срыву обещания сохранить суверенитет), либо к прекращению всякой интеграционной риторики (т.е. провалу основного приоритета внешнеполитической деятельности). Дзюдоист Путин выбил из рук хоккеиста Лукашенко основной популистский козырь - славянское единство. Неизвестно, чем последний будет (если будет) крыть на выборах третьего президента Беларуси.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ