ТУРКМЕНИСТАН
Над Бердымухаммедовым довлеют стереотипы прошлого
21.12.2007. ИА
"Фергана.Ру"
Байрам Шихмурадов
Неожиданная кончина Сапармурата Ниязова в конце декабря
прошлого года, безусловно, внесла изменения в политическую жизнь Туркменистана.
Для многих смерть Ниязова стала знамением перемен, которые неминуемо должны были
наступить в самое ближайшее время. Активная позиция преемника, с первых дней
продемонстрировавшего недюжинные качества лидера, заставили многих поверить в
то, что в Туркменистане наступает новая эра.
Следует отдать должное прагматичности, проявленной
Бердымухаммедовым в первые месяцы правления. Создавалось впечатление, что при
всех отрицательных чертах своего предшественника, о которых Бердымухаммедову
было известно более, чем кому бы то ни было, он не торопится предавать забвению
образ и дела Ниязова.
Подтверждением этому служат, в том числе, посещение
официальными зарубежными делегациями усыпальницы Ниязова в Кипчаке и Музея
первого президента Туркменистана в Ашхабаде, инициатором которых наверняка
является туркменская сторона, учреждение нового ордена имени Туркменбаши
Великого, которым будут награждаться главы зарубежных стран, а также
государственные и общественные деятели, способствовавшие повышению
международного авторитета Туркменистана. Совершенно очевидно, что все
перечисленные "атрибуты преемственности" придуманы специально для внешнего
использования.
Тем не менее, хоть Бердымухаммедову пока не хватило духа
развенчать культ личности Ниязова, то намеки на это, безусловно, есть. Стоит
отметить, что Бердымухаммедов неоднократно упоминал о необходимости "работать
по-новому", критиковал чиновников, которые думают и действуют "по старинке".
Косвенным признанием того, что ниязовская система сыграла свою пагубную роль для
экономики страны, является и заявление Бердымухаммедова о том, что именно теперь
в Туркменистане наступает эпоха "нового возрождения".
Проблемы, с которыми столкнулся новый президент, мы уже
неоднократно озвучивали. Вполне естественно, для того, чтобы преодолеть
последствия ниязовского правления, одного желания мало. Упадок, в который пришли
промышленность, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, культура,
наука трудно преодолеть даже при самом грамотном и высокопрофессиональном
правительстве. В Туркменистане же дефицит руководящих кадров, впрочем, как и
специалистов вообще, наметился уже давно.
Поэтому в плане изменений экономического и гуманитарного
характера все осталось по-прежнему, несмотря на широко известные всем единичные
примеры. Это восстановление десятилетнего среднего образования, првые шаги в
реформе высшей школы и восстановление Академии наук Туркменистана, возврат
пенсионных выплат населению – да вот, пожалуй, и все.
Политзаключенные в Туркменистане – еще одна головная
боль для президента. Преодоление последствий правового беспредела эпохи Ниязова
требует немедленных и решительных действий новой власти. А она предпочитает
красиво говорить и заниматься вопросами обеспечения энергетической безопасности
Европы, вместо того, чтобы навести порядок у себя дома.
Выглядеть реформатором на фоне Ниязова сможет любой
болтун. Только вот хлопка как не было, так и нет. Не выполнен также план по
добыче углеводородов, отстают транспортная, коммуникационная и прочие важнейшие
отрасли. Все это по словам самого Бердымухаммдова. Только словами тут делу не
поможешь.
Пример предшественника должен был показать
Бердымухаммедову, что такими примитивными мерами положения не исправишь. Нужно
принципиальное изменение самой системы управления страной, отказ от порочной
практики сращивания ветвей власти, концентрации всей ее полноты в руках одного
человека. Никакими призывами к здоровой конкуренции, к развитию
предпринимательства, инициативы тут ничего не добьешься. И наоборот: отказом от
диктаторских норм правления Бердымухаммедов подаст сигнал и правительству, и
более низшему звену управленцев изменить тактику административно-командного
руководства на более демократичную форму. Это несомненно привлечет население к
реальному участию в экономических реформах, и их результаты не замедлят
сказаться. Однако, новый президент пока не готов к этому. Ниязовские "наработки"
оказались удивительно живучими.
К сожалению, многим эта живучесть кажется признаком
стабильности государства. Да, Туркменистан после Ниязова продолжает намеченный
им курс, но хороша ли такая стабильность и чем она чревата? Активная позиция
Бердымухаммедова на международной арене затмила внутренние проблемы общества.
Откровенное подыгрывание западным партнерам, финансовым интересам крупного
капитала, многообещающие проекты не снимают, а скорее усиливают бедственное
положение населения. По-прежнему низким остается уровень жизни рядовых граждан,
а по показателям коррумпированности чиновников Туркменистан конкурирует с
африканскими диктатурами.
В этой ситуации вопрос о развитии гражданского общества
в Туркменистане даже не стоит, несмотря на неоднократные критические замечания
со стороны правозащитных организаций. Решить же вопрос о легальной оппозиционной
деятельности внутри страны тем более нереально. Ведь до сих пор не
приостановлено действие пресловутого постановления, объявляющего всех, кто
сомневается сам и сеет у людей "сомнение в правильности проводимой президентом
внутренней и внешней политики", изменниками родины.
Вот, с чего бы начать новому президенту – с отмены
этого, позорного, постановления. И если уж быть объективными, то это сомнение в
людях сеет сама коррумпированная "верхушка", обнаглевшие чиновники, бестолковый
парламент, "картонное" гражданское общество и, наконец, сам президент,
неспособный отойти от стереотипов прошлого.
Китай отталкивает Америку от Туркменистана…
24.12.2007. Деловая
неделя (Казахстан)
Юрий Сигов (Вашингтон)
Ни для кого уже не секрет, что Соединенные Штаты с
большим облегчением восприняли смену власти в Туркменистане и появление в этой
республике нового руководителя. Ведь за все время нахождения у руля в Ашхабаде
Сапармурата Ниязова отношения между двумя странами находились в глубоком загоне,
и практически ни по одному направлению Вашингтон так и не мог установить с
туркменскими чиновниками нормальных партнерских отношений.
И вот как только к власти в стране пришел
Бердымухамедов, отношения по оси Вашингтон — Ашхабад резко активизировались. Из
Соединенных Штатов в Туркменистан одна за другой стали приезжать
высокопоставленные правительственные делегации, сам президент Туркменистана
приезжал в США во время сессии Генассамблеи ООН и даже выступил перед студентами
и преподавателями одного из нью-йоркских университетов.
Между тем за прошедшее время в Вашингтоне пока так и не
почувствовали какой-то особой любви и приверженности «американским ценностям» со
стороны нового туркменского руководства. Вроде бы сам Бердымухамедов говорит все
время о важности развития отношений с США (если учесть, что еще год назад их
почти не было вообще, то нынешнее состояние этих отношений вполне можно
воспринимать как неслыханный прорыв), подчеркнуто благожелательно принимает у
себя дома американские делегации (как в сфере экономики, так и политических
посланцев), но чего-то в этом двустороннем диалоге, по мнению американских
экспертов, все же не хватает.
Многовекторность с китайским
уклоном
Больше всего раздражает Вашингтон на данном этапе тот
факт, что туркменский лидер решил пойти не «американским», а «казахстанским»
путем. То есть сделать ставку не на близкие и партнерские отношения с США, а на
равноудаленность от всех ключевых игроков на политическом и экономическом поле
Центральной Азии — России, Китая, США, Западной Европы.
Практически каждой стране Бердымухамедов оказывает свои
знаки внимания, каждому обещает непременно сотрудничать и параллельно с этим
разрабатывает еще по нескольку альтернативных вариантов поддержания отношений со
всеми теми, кому на сегодняшний день необходим туркменский газ (а таких стран
набирается больше чем достаточно).
И если на европейском направлении Соединенные Штаты
вполне допускают «туркменские реверансы» о дружбе и сотрудничестве, а в
отношениях с Россией Вашингтон просто не может пока предложить Ашхабаду какой-то
другой вариант поставок туркменского газа на ту же Украину, иначе как через
российские транзитные трубы, то в отношениях Туркменистана с Китаем Вашингтон
видит для себя крайне нежелательного соперника и серьезную помеху.
Прежде всего китайцы действуют в Туркменистане внешне
малозаметно, не особо поднимая много шума по поводу своих инвестиций или
предложений о кредитах для Ашхабада. Пока американские генералы из штаба
центрального командования ездили с миссиями «доброй армейской воли» знакомиться
со своими туркменскими коллегами, Генштаб армии КНР пробил в Ашхабаде контракт
на поставку для Минобороны Туркменистана компьютеров и военного обмундирования.
Да, армия у Туркменистана не очень многочисленна, но чтобы ее обуть-одеть тоже
нужны приличные средства — и все это ушло китайским поставщикам.
К тому же, китайцы все свои «жесты сотрудничества»
делают в адрес Ашхабада в виде льготных кредитов (то же обмундирование будет
поставлено туркменской армии на сумму в 3 млн. долларов, но все будет делаться
именно в кредит с рассрочкой платежей на 10 лет, что туркменскую сторону более
чем устраивает).
Ранее Пекин уже предоставил Ашхабаду кредит в 300 млн.
долларов на осуществление различных экономических проектов (большей частью —
либо с участием китайских госкомпаний, либо под закупку китайского оборудования,
либо товаров). На деньги эти туркменское правительство намерено переоснастить
свои химические предприятия, а также построить стекольный завод.
Китай помимо этого намерен предложить Туркменистану — и
опять-таки в виде кредита — поставку железнодорожных вагонов, машин городского
транспорта, велосипедов и завода по сборке трансформаторов. Китайцы готовы
принять у себя туркменских слушателей в военных академиях на бесплатной основе,
а также помогать с финансированием туркменской армии на случай проведения
совместных учений.
Одновременно с кредитованием китайцы очень активно
проникают в энергетическую сферу Туркменистана. Правда, пока президент
республики Бердымухамедов не больно-то кого к своим нефти-газу подпускает из
иностранцев, но китайцам, согласно их философии длительного проникновения,
спешить особо некуда. Если надо, они и 10, и 20 лет будут потихоньку «работать»
с Ашхабадом для того, чтобы получить от него запланированные льготы и
дивиденды.
Ухватились в Китае и за соглашение, которое было
подписано в середине нынешнего года во время визита президента Туркменистана в
Пекин. Китайцы будут согласно этому соглашению получать в течение 30 лет
природный газ из Туркменистана, причем вместе с туркменским газом к этой трубе
планируется подсоединить ответвления из Казахстана и Узбекистана.
Китайцы также по дипломатическим каналам потихоньку
«давят» на президента Бердымухамедова с тем, чтобы он назначил гораздо более
низкую цену за газ, который будет поставляться в Китай по сравнению с теми
ценами, которые Ашхабад выставляет «Газпрому» для экспорта в Европу.
Так, Пекин уже довел до сведения туркменской стороны,
что платить дороже 90 долларов за тысячу кубометров газа он не намерен, и только
в этом случае будет заинтересован в прокладке магистрального газопровода из
Туркменистана в Западный Китай.
Параллельно с туркменским направлением Китай «окучивает»
на счет поставок газа и Узбекистан, и это также вызывает нескрываемое
раздражение Соединенных Штатов. В Америке вообще считают, что в плане критики
событий в Андижане в 2005 году Вашингтон не проявил «восточной гибкости» и
слишком сильно поругался в свое время из-за этого с Ташкентом. А вот Россия и
Китай на все андижанские проблемы попросту закрыли тогда глаза и теперь
застолбили за собой те сферы, в которых американские компании могли бы вполне
рассчитывать на хорошие прибыли.
Предоставляет Китай обширные льготные кредиты также
Кыргызстану и Таджикистану, зная, что эти республики без денежных заимствований
не смогут решить даже элементарных своих проблем, не говоря уже о перспективном
развитии. При этом если те же Всемирный банк или Евросоюз готовы работать со
странами Центральной Азии за достаточно высокие для их уровня развития экономики
проценты (правда, потом те же Бишкек и Душанбе могут надеяться на списание
большей части долгов, если до этого вообще дойдет дело), то Китай дает деньги на
20–30 лет под небольшие проценты, да и возвращать эти кредиты он предлагает не
живыми деньгами, а доступом к природным ресурсам региона.
В том, что касается Туркменистана, китайские
представители уже неоднократно отмечали перспективную, а не сиюминутную выгоду
от подобного сотрудничества. Зная, что президент Бердымухамедов активно ведет
многовекторную игру по всем ключевым направлениям, Пекин тем не менее уже
завоевал в этой республике неплохие позиции и намерен укреплять их дальше.
Америка не намерена сидеть,
сложа руки
Судя по всему, Соединенные Штаты в последние несколько
месяцев стали осознавать, что если дело пойдет так и дальше, то Туркменистан еще
плотнее будет втянут в орбиту влияния и России, и КНР посредством не только
совместных экономических проектов, но и возможностью включения Ашхабада в
механизмы Шанхайской организации сотрудничества. Сама эта структура по-прежнему
воспринимается в США крайне скептически, но дело в том, что через ШОС у того же
Китая есть возможность фактически напрямую контактировать с Туркменистаном, а у
Соединенных Штатов такой возможности нет.
Ко всему прочему, военное сотрудничество с КНР крайне
беспокоит США и потому, что Туркменистан еще несколько лет назад рассматривался
в том же Пентагоне как удобная площадка для нанесения ударов по соседнему Ирану.
Тогда президент Туркменистана Ниязов, ссылаясь на нейтральный статус своей
страны, не желал иметь никаких дел с американскими военными. Теперь же ситуация
изменилась: в Вашингтоне работает туркменский военный атташе, в Ашхабад уже
слетали с визитами сразу несколько американских высокопоставленных генералов, и
сотрудничество в военной сфере с Ашхабадом будет для Вашингтона иметь весьма
важное значение.
Что касается экономики, то Соединенные Штаты, скорее
всего, не смогут помешать осуществлению ни проекта Прикаспийского газопровода из
Центральной Азии через российскую территорию, ни идее сооружения газопровода из
Туркменистана через территорию Узбекистана и Казахстана в Китай. Зато
Соединенные Штаты в любой момент могут подсобить Туркменистану инвестициями и
передовыми технологиями, без которых Ашхабад не сможет ни вести разведку новых
месторождений, ни создать эффективную распределительную газовую систему у себя в
стране.
В начале будущего года в Ашхабад должны будут прибыть с
визитами еще несколько важных делегаций из Вашингтона. Хотя это будет последний
год работы администрации Буша, и на повестке дня у нее куда боле важные вопросы,
нежели развитие сотрудничества со странами Центральной Азии (Ближний Восток,
ядерная программа Ирана, диалог с Северной Кореей, размещение систем ПРО в
Европе), тем не менее госдепартамент хотел бы заложить более прочную основу для
развития отношений с Туркменистаном на перспективу.
Другой вопрос — не опоздают ли американцы в
Туркменистане с учетом такой же повышенной дипломатической активности, которую
проявляют прежде всего Китай и страны ЕС. Ведь на данном этапе американцы
оказываются в наименее выгодном положении в Туркменистане и с точки зрения почти
полного отсутствия контактов, и с принципиальностью позиции Вашингтона по поводу
состояния прав человека в этой республике, и потому, что Туркменистан
по-прежнему никак себя не позиционирует в Соединенных Штатах.
Если о Казахстане, который ведет в США достаточно давно
мощную пиар-деятельность хотя бы на уровне специалистов что-то известно, то о
Туркменистане в Америке даже самые заядлые эксперты по Центральной Азии либо
вообще ничего не знают, либо знают на таком уровне, что иначе как невежеством
это не назовешь.
Достаточно упомянуть о том, что единственная республика
Центральной Азии, которая никогда не проводит дипломатических приемов в
Соединенных Штатах даже по случаю дня независимости — это именно Туркменистан. И
хотя определенный интерес со стороны американцев к Туркменистану, безусловно,
есть, никакой собственной активности для его укрепления и развития сам Ашхабад
не проявляет.
Нет пока у США и программ по приглашению из
Туркменистана студентов и аспирантов на обучение. При бывшем президенте страны
Ниязове, понятно, этого и быть не могло. Зато сейчас со стороны Соединенных
Штатов вполне можно было бы такую инициативу проявить, тем более что президента
Туркменистана Бердымухамедова в США принимали достаточно тепло, проявили к нему
интерес как деловые, так и научные круги Америки.
И от того, как в ближайшие месяцы это сотрудничество
будет развиваться, станет ясно, согласен ли Туркменистан включить в свою
«многовекторную орбиту» Вашингтон или он все же будет продолжать делать ставку
на сотрудничество со своими более близкими географическими соседями — Россией и
Китаем.
Ашхабад перекрыл газ Тегерану, чтобы его хватило России?
12.01.2008. Новая
газета KZ
Виталий Волков
Конец
2007-го и начало 2008-го выдались для туркменских чиновников, занимающихся
внешней политикой, мягко говоря, непростыми. Началось с конфликта с
Украиной.
В конце прошедшей недели президент Туркмении Г.
Бердымухамедов пригрозил лишить украинские компании возможности осуществлять
проекты в его стране. Причиной послужило недовольство Бердымухамедова тем, как
строительные украинские компании выполняют контрактные обязательства,
связывающие их с Туркменией. Свое недовольство туркменский лидер высказал в
крайне резкой форме, подчеркнул, что этим проявлено неуважение к туркменскому
народу, и дал партнерам месяц на исправление положения, адресовав свое обращение
непосредственно президенту Украины В. Ющенко.
Конечно, такое заявление наделало много шума, хотя
эксперты, которые давно следят за отношениями между Ашхабадом и Киевом,
предостерегают от того, чтобы придавать нынешнему конфликту слишком уж большое
значение. Подобное бывало и раньше, утверждают они, и консенсус в той или иной
форме находился, хоть и не без потерь для украинской стороны.
Куда меньше говорится о том, что, разгневавшись на Киев,
Ашхабад не успел помириться с Тегераном.
А ведь за день до Нового года Туркмения полностью
перекрыла все газовые поставки в Иран. Это сообщение основывалось на информации,
переданной иранской государственной национальной газовой компанией. По словам
представителей компании, Ашхабад с субботы сократил поставки газа вдвое, а затем
вообще перестал гнать газ соседу. В качестве возможной причины называлось
ожидаемое повышение цен на туркменский газ.
По сведениям иранской стороны, экспортер сослался на
технические проблемы.
Далее в СМИ появилась информация о том, что Иран на 75%
сократил объемы экспорта газа в Турцию после отключения его поставок из
Туркмении.
Министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки призвал
Ашхабад в кратчайшие сроки возобновить поставки газа, однако туркменская сторона
спешить не стала.
Также, как сообщают источники, 27 декабря служба
иранской береговой охраны атаковала в своей зоне Каспия лодку 18-летнего жителя
Ирана, этнического туркмена Касамедина Кандыбери. В результате атаки молодой
человек погиб. В качестве возможной причины действий береговой охраны источники
назвали нелицензированную ловлю осетровых. По иранским законам такие действия
караются значительными тюремными сроками и выплатой компенсации, так что,
возможно, рыбак не сразу сдался властям.
30 декабря изуродованный труп Касамедина Кандыбери
рыбаки, обнаружившие его, доставили односельчанам из села Чапыклы,
расположенного в одной из зон компактного проживания этнических туркмен в
Иране.
Жители пришли в ярость от жестоких действий властей и
забросали здание местного отделения береговой охраны камнями. Затем отправились
в районный центр, чтобы выразить протест по поводу убийства. Администрация
района отправила их обратно, предложив обсудить эту проблему после, по
возвращении главы администрации, который вроде бы отправился совершать хадж, и
разберется в ситуации по возвращении. Жителей это не успокоило, снова в ход
пошли камни.
В ответ администрация вызвала отряды стражей исламской
революции, которые произвели облавы как в районном центре Бендер-Туркмен, так и
в прилегающих селах. По сведениям иранского правозащитника Юсуфа Кора, более 500
человек были схвачены. Позже около двухсот из них отпустили, но еще 300 остаются
под арестом. В их числе - все родственники погибшего рыбака. Их местонахождение
не известно ни семьям, ни правозащитникам. Селам, где проводились облавы,
нанесен ущерб. Депутат парламента Ирана, представляющий интересы проживающих в
этом районе туркмен, обратился с запросом к главе государства, однако ответа не
получил.
Иранский правозащитник напомнил, что нынешнее убийство
рыбака из числа этнических туркмен силовыми органами Ирана в ирано-туркменском
приграничье не является исключительным случаем. Это повторяется из года в год,
причем часто именно под Новый год. Такое произошло и в конце 2006 года, и в
конце 2005-го.
По мнению правозащитника, власти это делают сознательно
в целях устрашения туркменского меньшинства. При этом они исходят из того, что
Ашхабад не будет вступать в конфликт с Тегераном ради этнических туркмен. Это
мнение подтверждает источник в президентской администрации Туркмении. По его
словам, руководство страны еще ни разу не предпринимало попыток поддержать
этнических туркмен в зарубежье. К примеру, официальный Ашхабад не откликнулся на
неоднократные призывы иракских туркмен об оказании гуманитарной поддержки, в
частности в 2006 году после теракта в Киркуке. С. Ниязов не поддержал инициативу
туркменской диаспоры Ставрополья, просившей помочь в организации учебного
процесса в школах на туркменском языке. Что уж говорить об инициативах по
физической защите этнических туркмен в Ираке или в Иране.
И тем не менее в среде экспертов после известия о
прекращении Туркменией поставок газа в Иран как раз 30 декабря возникло
предположение, что это ответ Тегерану на действия береговой охраны и стражей
исламской революции.
Однако источник в президентской администрации в
Туркмении сообщил, что никакого отношения к инциденту в Иране решение Ашхабада
по газу не имеет. Туркмения в ближайшее время возобновит поставки. С этой целью
из Ирана прибывает в Ашхабад рабочая группа.
Как рассказал туркменскому корреспонденту «НВ» Оразу
Сарыеву источник в министерстве нефтегазовой промышленности республики,
прекращение поставок газа вызвано тем, что в конце года туркменская сторона
произвела перерасчет поставок и выяснила: газа Тегерану было поставлено больше,
чем тот заплатил. Теперь ожидается устранение недоплаты, и лишь после этого
поставки продолжатся.
А вот источник в министерстве финансов, то есть том
ведомстве, где уже наверняка должны знать нюансы баланса от продажи газа,
высказал иную версию произошедшего. Иран, по его словам, переходит из долларовой
системы оплаты на евро, однако Туркмения работает по долларовой схеме. Поэтому
иранские деньги за газ не дошли до Ашхабада. Теперь пока взаиморасчеты не будут
согласованы и система не придет в действие, газ поставляться не будет.
Однако и эта версия звучит не вполне убедительно. Тем
более что есть и еще одна. Один из турк-менских специалистов в области
углеводородных ресурсов высказал точку зрения, что газа в республике просто не
хватает. И в зимний период это ощущается особенно остро. Не случайно в стране,
знаменитой объемами имеющихся в ней газовых запасов, даже в областных центрах
подача газа населению происходит с перебоями, а местами вообще прекращается.
Поэтому ищутся любые предлоги, чтобы изыскать недостающий газ для главных
партнеров - в первую очередь, России, за счет населения и других импортеров.
Эту информацию косвенно подтверждает сотрудник Западного
управления по бурению газа Туркмении. По полученной от него информации, только в
течение последних двух недель в Западной Туркмении прекратили подачу газа по
причине истощения запасов несколько скважин.
|