Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №186(01.03.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Государство и диаспора



Взгляд из Закарпатья

По данным МИД РФ на сегодняшний день российская диаспора в мире превысила 25 млн. человек, из которых 16-17 млн. проживают в странах СНГ. Самая большая диаспора русских в Украине. Здесь проживают около 8 млн. русских по происхождению, из которых русских в Закарпатской области - 31,5 тысячи. Так что роль русских и русскоязычных граждан в Украине ясна даже без комментариев.

04.02.2008, http://www.rdu.org.ua/

А.Шестаков, В.Викторов, Ужгород, Закарпатье, Украина

 В Закарпатье русские последней волны пополнения края направлялись, в основном, из числа наиболее образованных, мобильных и квалифицированных специалистов из России для организации работ, строительства и обеспечения деятельности предприятий, трудовой занятости и обучения местного населения, а потомки этих бывших россиян не намного уступали качеством своим родителям, смело можно считать, что русские и русскоязычные жители Закарпатья не являются интеллектуальным - культурным, техническим и организационным балластом края.

В соответствии с принятыми европейскими нормами, каждая страна сама обеспечивает осуществление прав национальных меньшин на своей территории, чтобы уменьшить влияние иных государств на свою внутреннюю политику и ради обеспечения относительно равного доступа своих сограждан к национальным благам и свободам. Иногда размер таких прав не соответствует общеевропейским нормам (нормам Еврокопейской Конвенции основных прав и свобод Человека, Рим, 1950 г. с доп. протоколами), иногда права становятся предметом заурядного торга политиков, иногда - предметом демагогии тех же политиков, которым нечего предложить обществу по существу. В подобных случаях согласия в стране нет, т.к. одна часть населения чувствует себя притеснённой (поражённой) в правах.

Закон "О национальных меньшинствах Украины", принятый в защиту прав нацменьшин, как признано парламентариями Европы, соответствует международному праву и недвусмысленно устанавливает право национальных меньшин на национальную культурную автономию, образование на родном языке, занятие любых государственных должностей, обладание своим национальным именем и отчеством, право через организации национальных меньшинств выдвигать кандидатов в народные депутаты. Этим законом государство Украина взяла на себя, среди прочих обязательств, бремя материальных и моральных гарантий обеспечения прав и свобод русских и русскоязычных своих сограждан, обязательство финансово поддерживать организации национальных меньшинств.

Однако, расстояние от принятия этого закона до его претворения в жизнь остается пока непреодолимым. Ряд судебных решений конституционного суда Украины касательно применения русского языка, считаем, - вопреки Конституции, европейскому праву и нынешней ситуации в Украине, усложнил ситуацию. Прослеживается явная попытка одной части населения страны получить эффект «сплошной украинизации нации» "весь и немедленно". Однако, вряд ли такое направление и темпы "консолидации" дадут эффект, который ожидается, разве что, ожидаемой целью такой части политиков является раскол-противостояние общества.

Начиная с детского садика и заканчивая высшими учебными заведениями, не говоря уж о школах, все программы обучения ныне переведены на українську мову. В Закарпатской области закрыта одна единственная газета, выходящая на русском языке "Единство-Плюс", закрыты программы регулярных русских передач на радио и телевидении области. На бумаге правительство Украины гарантирует русским и другим нацменьшинам, занятие любых государственных должностей, а на деле уважаемые люди в области, заслуженные, почётные граждане города Ужгорода – В.Васильев, И.Машков, И.Ознобкин, другие после обретения Украиной независимости были отстранены от занимаемых хозяйственных и государственных должностей.

Такая же участь постигла всех русскоязычных директоров бывших важнейших предприятий области. С грубыми нарушениями законов Украины о труде были уволены директора: машиностроительного завода - И.И.Ознобкин, завода бытовой химии - В.Н.Каранин, завода "Электодвигатель" - В.Х.Кузовков, полиграфического комбината "Патент" - А.А.Шестаков, городской типографии - И.В.Булаев.

Руководство Украины, в лице президента страны и его администрации, министерств иностранных дел и обороны, политиков из Западной Украины, вместо налаживания дружеских отношений с братьями славянами ищут повод для конфликта, спора или имитируют его. Считаем, что разные подходы в хозяйственных и политических вопросах разных стран возможны и неизбежны, но выносить их на общенациональные каналы вещания, даже более того, - постоянно муссировать на госканалах и в СМИ, вовлекая в дебаты полярные точки зрения каждую из половин страны, разделённых географически, ментально, верой, языком, привычками, традициями - безнравственно, убого по смысловой и юридической нагрузке и рискованно для страны с легко внушаемым электоратом избирателей. Подобные вопросы решаются обычными деловыми и/или политическими/дипломатическими переговорами, а их решать обязан уметь любой коммерческий директор частной фирмы.

Как следствие подобной политики, можно слышать напоминания следующего вида: - "Чому не розмовляешь рідною (українською) мовой?" Чаще других слышишь подобные "лингвистические напоминания" именно от "патриотов", уверяющих, что у них гуманизированное образование и что они - патриоты.

Смущает то, что "патриоты", изложив свои планы финансового, духовного и языкового оздоровления украинской нации и государства, просят объяснить закон Ома для переменного тока, уверяя, что понимают его для постоянного, а некоторые просят научить делить числа столбиком и помочь написать им заявление на свой отпуск. И ещё, их ставит в тупик простой вопрос: - "У кого бы ты хотел удалять, в случае необходимости, аппендикс - у патриота, у специалиста или в Швейцарии?"

Неужели " патриоты" не понимают, что русский язык для русских людей - родной язык. Лишить русского человека разговаривать и думать на родном языке равносильно лишить патриота Украины, в хорошем смысле этого слова, разговаривать и думать по-украински. Русские и русскоязычные платят те же и такие же налоги, как и украинцы по происхождению. Значит, отчисления из бюджета на нужды русского по национальности и русскоязычного населения Украины должны тоже быть и в их интересах. Иными словами - в интересах ВСЕХ налогоплательщиков, а не только этнических украинцев. Пока вопрос русского языка не будет решен достойно, покоя в Украине не будет, т.к. всегда найдутся политики, желающие сыграть на нём в своих интересах. Конституционное право федеративного устройства страны всегда останется риском целостности страны с одной стороны и тормозом принудительной украинизации всех этносов, живущих в Украине - с другой.

Не иначе, по нашему мнению, как поведение группы лиц с неадекватной психикой нельзя расценить открытое обращение Тернопольского городского совета от 29.11.07 №5/14/2, которое в переводе на язык публикации звучит так: "Об обращении по оказанию почестей памяти жертв Геноцида украинской нации 1932-1933 годов (прилож. на 2 стр.)". Правовой, и медицинский анализ последствий такого решения заслуживает отдельного анализа. Напомним лишь, что авторы за подписью головы Р.И.Заставного потребовали не малого - возбудить уголовное дело по факту осуществления геноцида (ч.1 ст. 442 УКУ) против украинского народа..., признать Компартию (большевиков) Украины террористической организацией ... (ст. 1 ЗУ "О борьбе с терроризмом").

Однако, в 30-х годах жители Тернополя ни по какому признаку не подпадали под понятие украинской нации (см. определение нации по Ожегову). А признание террористической организацией Компартии Украины вызовёт практически полное отстранение ВСЕХ политиков страны, начиная с президента, сильно проредит ряды депутатов в самом Тернополе и Тернопольской области.

Тема голодомора и геноцида украинского народа, "организованного в СССР", стала козырною картою президента В.А.Ющенко. Ему вторят прогалицкие политики Левко Лукьяненко, Юрий Костенко, Степан Хмара, Андрей Шкиль. Их поддержал экс-президент Леонид Кравчук и другие политики. Да, голодомор был! К великому сожалению, был он на Дону, на Кубани, в Поволжье, в Казахстане и в других районах Союза. Наверно, правильно бы было установить, заклеймить Голодомор и поставить на этом точку. Ведь была же война 1812 года со многими жертвами, была Великая отечественная война, в которой погибли около 50 млн.чел.. Об этих величайших трагедиях вспоминают много меньше, что приводит к мысли о заурядной PR-кампании президента и его однопартийцев. Самое странное, что более прочих голодомор трактуют, осуждают и возмущаются «геноцидом украинского народа» со стороны русского - представители западных областей, где голода не было.

Нынешняя политика Украины культурные и языковые интересы русских и русскоязычных граждан, как нацменьшин, должным образом не учитывает.

Вспомним гонения в Киеве на патриарха Русской православной церкви Алексия ІІ украинским националистом С.Хмарою, провокационные походы националистов в Одессу и в Закарпатье, Кроме вреда они стране ничего не принесли и не принесут. Вынесенные на всеукраинское обозрение и обсуждение межгосударственные споры вокруг острова "Тузла" и морских маяков в Крыму можно было решать исключительно за столом переговоров или в коммерческом арбитраже.

Удивительная обстановка создалась (или создана) в Закарпатском филиале Киевского славинистического университета. В филиале изучают болгарский, словацкий, чешский, польский и даже не славянский - венгерский язык, но в учебных планах отсутствует русский. Это ли не дискриминация?

В качестве предновогоднего и рождественского "подарка" в конце декабря 2007 года руководство страны подготовило сюрприз русскоязычному населению. Теперь абсолютное большинство кинофильмов будет демонстрироваться только с украінською мовою, не заботясь при этом о правах русскоговорящих граждан Украины, которых больше половины страны, игнорируя авторские права и коммерческие интресы авторов, собственников фильмов и копий, интересы проката.

Увы, вместо того, чтобы крепить дружбу между братьями - славянами, среди славян - междоусобицы. Им сильно "помогают" в этом «друзья-демократы». Распалась Югославия, распалась Чехословакия, распался могучий Советский Союз. На очереди - Сербия. Если западные страны признают независимость Косово, то парад провозглашения независимости примут автономии и регионы. Процесс может коснуться и Украины, прежде всего в Крыму, затем в Закарпатье.

Так, в выпусках газеты русинов "Подкарпатська Русь" № 5/1 за август-декабрь 2007 года руководители русинских общественных организаций Закарпатской области уже опубликовали декларацию ассоциации "Сойм Подкарпатських русинов" с требованием о создании самоуправляемой территории "Подкарпатська Русь" под эгидой Европейского Союза и Российской Федерации".

Первым же пунктом Декларации подкарпатские русины, как коренной народ русинов, на своей территории "на юг от Карпат" потребовали "в соответствии с международным правом и волеизъявлением народа, выраженного на референдуме 1 декабря 1991 года, создания самоуправляемой административно-национальной территории под международным контролем". Это первый тревожный звонок для руководства страны и президента Украины, как гаранта стабильности.

Русских граждан Украины оскорбляет обвинение украинских "патриотов" в том, что "русские" В.Ленин, Л.Троцкий, Ф.Дзержинский, Зиновьев, Каменев, Й.Сталин, Л.Берия в СССР, а в настоящее время Г.Каспаров, Г.Явлинский, Э.Лимонов, Б.Немцов - в России, не русские люди "делают революцию", без учёта интереса коренных народов. При этом, вину за все неприятности от "революционеров" "валят" на русских. Напомним, что Л.Троцкий - выходец из Украины, Ф.Дзержинский - родом из Польши, Й.Сталин - из Грузии.

Как бы украинские националисты не хотели, но придётся вводить русский язык в качестве второго государственного или реальным эквивалентом государственного. Большинство славян в мире без переводчика понимают его. Для Закарпатья этот вопрос особенно актуален - мы живём на границе с четырьмя государствами. Нам сама природа, само месторасположение подсказывает необходимость владеть иностранными языками. Многие ими в Закарпатье владеют, но лишь на бытовом уровне. К тому же, в силу исторических особенностей, в Закарпатье сложилась уникальная толерантность наций, а межнациональным языком общения реально стал русский язык. Однако, в настоящее время резко упала грамотность, знание русского языка и литературы.

При этом, тяга к знанию этих дисциплин, желание воспитывать своих детей, начиная с детсада на родном русском языке, в области велики. С одной стороны, это подтвердил опрос родителей детей, воспитывающихся в Ужгороде. Желающих оказалось много больше тех двух нынешних групп детей с русским языком воспитания, что в детсадике №6. Увы, власти, получив заявления от родителей о желании воспитывать своих детей на русском языке, никак не прореагировали, а капремонт названного детсада не проводили, оборудование и мебель в нём не меняли последние 50 лет. Молодые родители этих детей - в постоянной боязни перепрофилирования детского учреждения и передачи его в частные руки, повторения судеб многих иных лечебных и оздоровительных учреждений края. недавний Указ президента о возможности приватизации земли под воспитательными заведениями (расположен в очень привлекательном месте города Ужгорода) не добавил родителям малых русскоязычных детей спокойствия..

Уже несколько лет на грани закрытия кафедра русского языка и русской литературы в Ужгородском госуниверситете, где государство дотирует лишь около десяти мест обучения в форме госзаказа. Госчиновники уверяют, что нет потребности страны и области в такого рода специалистах. Но ведь именно отсутствие потребности и служит показателем "всемерного неразвития и неприменения русского языка и вырождения русской литературы в стране", вопреки ст. 10 Конституции Украины. Кстати, получить высшее образование в Закарпатье на русском языке иное, кроме упомянутого филологического, вопреки ратифицированной ВРУ лишь в 1998 году европейской Конвенции основных прав и свобод Человека от 1950 года, невозможно, даже теоретически. Даже за свои деньги.

Русскую литературу изучают по методике иностранной. То есть в переводе. Спорный принцип отбора произведений. Плохие переводы добавляют к сказанному качеству своё, не лучшее. Ко всему вышесказанному, - худшее: родители всё больше начинают считать родной русский язык неперспективным для обучения в своей стране. Нет, его пока запрещают редко - лишь учителя и администраторы с признаками неадекватной психики, но литературный русский язык всё больше становится безграмотным. Областей его применения становится постоянно меньше и меньше. Причём, качеству украинского языка и знанию украинской литературы такой процесс борьбы с русской культурой и языком не добавляет ничего. А как иначе, если в сельских школах на преподавание русского языка остался час в неделю.

Впрочем, попутно и математику вытесняют под девизом гуманизации и «болонизации» образования. Дети читают, преимущественно, лишь электронные сообщения мобильной связи. По отзывам отдельных методистов-педагогов, больше половины 11-ого класса средней школы областного центра не в состоянии решить линейного уравнения первой степени с одним неизвестным, шестиклассники не знают, в какой части света находится Монголия, по завершении курса химии ученики не знают, что такое пробирка и реторта. Исключены из школьной практики практические занятия по физике и химии. Впрочем, в отношении третьей части школьных педагогов областного центра Закарпатья у методистов имеются серьёзные основания их вменяемости.

При этом, немало учеников области пока сохранили интерес к русскому языку и литературе. Регулярно побеждают в литературных (русской) и языковых (русского) конкурсах учащиеся закарпатских школ из Мукачево, Ужгорода, отдельных районных школ. Неоднократно побеждали на литературных конкурсах по русской литературе и русскому языку ученики села Пушкино Виноградовского района Закарпатья. Победы закарпатцев не ограничивались областью, Севастополем, Львовом. Есть даже ученики-лауреаты-победители международных лингвистических и литературных конкурсов в Москве. Имеются в области и русскоязычные поэты, писатели, журналисты. Пишут для детей и взрослых.

Увы, это не в следствие, а вопреки языковой и культурной политике государства, благодаря энтузиасту подвижников. Женщины-педагоги находятся в постоянном стрессе увольнения по надуманному предлогу от гор/рай/облОНО в связи с усердием преподавания РУССКОГО. Таблички в школе с русским языком обучения – на украинском. Директоры единственной школы преподавания на русском языке и детсадика с воспитанием двух групп на русском стараются избежать любого общения с представителем русской общественной организации, вероятно из боязни упрёков в недостаточной лояльности к властным местным националистам, из-за боязни за свою карьеру.

Каждая страна использует предмет «история» и трактует исторические летописи в интересах внутренней своей политики. Технология проста. Для этого придаётся повышенное значение незначительным элементам истории. Однако, нельзя унижать полстраны, переписывая историю для усиления своего влияния на другую половину.

Ради консолидации страны украинским радикалам надо отыскать языковый компромисс, а братьям славянам прекратить спорить между собой. Ныне, лишь русских общественных организаций до десятка в одной только Закарпатской области, да и русинских не намного меньше.

Внешне странную, хоть и объяснимую позицию занимает президент В.Ющенко. Венгерскую школу в Береговском районе Закарпатья построили за счёт бюджета всего народа Украины и её торжественно открыл президент. И это правильно. Зато, по негласной госполитике русские школы в области тихо закрывают. А это - элемент геноцида.

Нередки отдельные и даже имеются регулярные радио-телепередачи для венгров, чехов, словаков, румын, немцев на родных языках есть, а на русском языке - нет. Ромы уверены, что будут иметь свой орган СМИ, а вот в том, что его будут иметь русские в ближайшее время - сомневаемся.

Ныне, внешнюю и внутреннюю политику в Украине во главе со своим лидером-президентом Украины определяют преимущественно львовские, тернопольские, ивано-франковские политические деятели. Не случайно, только от Львовской области депутатов в Верховной Раде двадцать человек, а от соседней Закарпатской - всего три, при чем два из них - выходцы из Галиции (Аржевитин, Криль), что заметно ущемляет политические права граждан Закарпатья. Если же принять во внимание всех депутатов ВР - выходцев из Галичины, проживающих в городе Киеве и других регионах страны, то их часть будет значительно больше.

По мнению В.Полищука - автора книги "ГІРКА ПРАВДА, ЗЛОЧИННІСТЬ ОУН-УПА", тенденция галичан - "приєднати до Галичини решту України, яку вони, галичани, не зовсім і досі розуміють, які намагаються накинути всій Україні галицкій способ думання, галицьке розуміння патріотизму, яке, по суті, є несприйнятливим для всього українського народу націонализмом".

К слову, кому бы из знакомых галичан Закарпатье, не предлагали прочитать названную книгу В.Полищука, в которой описаны сотни случаев убийств националистами десятков тысяч мирных людей - поляков, евреев, руських и даже украинцев, не согласных с программой националистов, все вежливо отказываются. Тем не менее, не читавши книгу, её автора В.Полищука они называют предателем украинского народа.

И кого обвиняют? Его отца в 1939 году арестовали, а в 1940 его мать, его самого и двух сестёр Лиду и Галину выслали в Казахстан. В.Полищук родился на Волыни в 1925 году. Так что, к пособникам коммунистического режима его причислить невозможно. И в продажности не упрекнёшь - как он сам пишет, писал эту книгу под страхом смерти от украинских националистов. Люди должны знать правду, даже горькую. Так объяснил своё издание В.Полищук.

Подтверждением правдивости его слов о фактически преступной деятельности украинских националистов ОУН-УПА стали заявления действующего в Польше Общества увековечивания памяти жертв преступлений украинских националистов, которое направило президенту Украины Виктору Ющенко открытое письмо. "Мемориальные и ветеранские организации (Польши, - прим. авторов) выражают резкий протест после ознакомления с публикациями в прессе на тему издания 14 октября 2007 года президентом Украины Виктором Ющенко Указа о реабилитации ОУН-УПА и признания членов этих организаций ветеранами Второй мировой войны".

Польский протест подтверждён собранными документами, донесениями живущих свидетелей, проведенным следствием по этому делу Комиссией по расследованию преступлений против польского народа и объективными разработками польских и украинских историков. Они однозначно подтверждают, что ОУН-УПА совершала акты геноцида, главным образом в юго-восточных уездах Польши. По подсчётам отделения этого Общества в Вроцлаве, члены организации ОУН-УПА убили около 200 тысяч лишь поляков, не считая жителей других национальностей.

Юридическую и моральную оценку призывам и действиям ряда политиков по принятию парламентом закона, признающего Организацию украинских националистов (УНА) и ее вооруженное крыло (УПА) национально-освободительным движением, предстоит дать европарламентариям, международному трибуналу и народу Украины. Ведь доказанной целью их деятельности была этническая чистка, а, следовательно, геноцид, совмещенный с жуткими истязаниями беззащитного польского населения, главным образом, деревенским.

Каждый гражданин Украины должен особенно тщательно взвешивать свою позицию на любых политических и даже управленческих выборах. Расклад политических сил в Украине, при слабой активности протестного электората, красивые лозунги оранжевой власти, элементы несогласованности в политлагере бело-голубых, серьёзная координационная поддержка американцами обеспечили преимущество оранжевой коалиции парламента. В итоге, полагаем не надолго, руками Юлии Тимошенко галичане достигли успеха, расставили в правительстве большинство руководителей - выходцев из Галичины.

Используя пороки демократии и поддержку "истинных (самых демократичных) демократов в мире", речистое парламентское меньшинство из Галиции сумело захватить власть.

Считаем, в стране пора прекратить поиск виновных. Нужно серьёзно браться за организацию работы заводов, предприятий, срочно возобновить работу на земле. Короче говоря, немедленно организовать выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции. Перепродажа на своих базарах товаров из других стран никогда не сделают Украину и украинцев зажиточною страною, а людей богатыми. Проданные предприятия работают, в первую очередь, на чужие экономики.

Насторажили ряд партийных обещаний народу партий, блоков и их лидеров, в первую очередь БЮТ, НУ-НС. Многие из партийных и пиар-заверений оправданы лишь стратегией будущих выборов президента, но сомнительны с точки зрения выбранного времени реализации, другие сомнительны по целям, которые не устраивают полстраны. К первым следует отнести компенсацию вкладов населения времён СССР. Ясно что их можно компенсировать лишь частично, причём в малой степени, т.к. иначе положительный эффект нейтрализует инфляция. Продажа госактивов, нерациональное использование вырученных от продажи госимущества денег, вступление в НАТО и ряд иных новаций, имеют очень сомнительное обоснование для долгосрочной и среднесрочной перспективы и осуждаются значительной частью общества уже ныне.

Хотелось бы от правительства видеть серьёзную системную программу восстановления украинских сёл, от многих из них сегодня бывшие жители находят лишь следы. И это на чернозёмах Полтавщины, в Луганской области и др. Только заклинаний о необходимости продать землю, как способ решить с/х задачу, больше не надо. Прежде в таких случаях объясните, почему кооперативы (колхозы, кибуцы) Израйля собирают основную часть с/х продукции страны.

Нынешнее правительство обязано прекратить порочную госпрактику по превращению страны в отстойник-потребитель третьесортной промышленной и просроченной прод. продукции, сомнительных лекарств, практику бесконтрольной игры с сохранившимися у населения активами, прекратить обман граждан несостоятельными трастами, не платящих дивидендов, банками, у которых годовая процентная ставка по кредиту более, чем в двадцать раз превышает ставку по депозиту и/или ставку Нацбанка Украины, ставку кредитования зарубежных коммерческих банков Европы, липовые стройконторы и т.п.

Пора прекратить практику скупки земли под фиговым листом аренды с последующим изменением назначения и выкупа за символическую сумму. Нечестна перед нашей молодёжью нынешняя повсеместная и массовая практика перевода жилого фонда в нежилой.

Несправедлива нынешняя налоговая и иная фискальная политика. Общеизвестно, что декларация о расходах более справедливо отражает имущественное положение гражданина. Особенно при нелинейной шкале налогообложения. Сегодняшняя фискальная система позволяет предпринимателю, свободно манипулируя перемещением активов, с лёгкостью вывести прибыль в территории, где налоги символические. Национальные умельцы исхитряются получать дотации от государства за убыточность и возмещать налоги (НДС) за экспортированный воздух (фиктивную печать в таможенной грузовой декларации), которые оплачивают остальные налогоплательщики. А равенство ставок налогообложение являет собой акт социальной несправедливости, о чём знает каждый экономист.

Нередко случаются, под влиянием пропаганды ряда политических деятелей в СМИ, нередки упрёки русским в Украине, что страны-соседи что-то должны Украине. Русские, дескать, должны по дешевке продавать нефть и газ. Должны вернуть долги за утерянные денежные вклады в сберкассы (как будто русские из Украины и россияне их не потеряли), хотя бумаги и ценности остались в кладовых банков на территории Украины. - их в Россию не вывозили. Румыны должны уступить украинцам остров Змеиный потому, что там есть месторождение нефти. Не лучше ли все коммерческие отношения перевести на европейские цены и прекратить перекладывать сложности ведения коммерческих переговоров на население своей страны.

Временами поражают беззубость, терпение и мягкотелость партии регионалов и коммунистов. Президент с грубыми нарушениями законов страны распустил Верховную Раду, парализовал и серьёзно дискредитировал работу конституционного суда и других ветвей власти. БЮТ и команда президента Украины, вопреки закону, запретили кандидатам в депутаты Верховной Рады V созыва пополнять депутатские места (вместо выбывших) в Раде V созыва. Адекватных по эффективности, но законных мер регионалов вместе с коммунистами мы не заметили.

В стране фактически не существует украинских профсоюзов. Лидеров украинских профсоюзов не слышно и не видно. В стране - делят и присваивают государственное имущество. На очереди разворовывание главного богатства страны - земли, а профсоюзы делают вид, что это их не касается. Добравшиеся до власти горе-руководители тысячи работников сокращают на работе и выгоняют на улицу, а профсоюзы, главные защитники трудового народа, молчат. Кому нужны такие профсоюзы, которые мы же содержим, которые пользуются и передают коллективную собственность в частную собственность? К слову сказать, чаще всего профсобственность - это уникальные по расположению и по функциям лечебно-оздоровительные учреждения.

Украинские националисты, вместе с президентом, ведут открытую войну против использования русского языка в Украине, а громкие заявления лидеров партии регионалов и коммунистов по защите его и введению, как второго государственного в стране, кроме предвыборных заявлений и обещаний, ничего не дают русскоязычному населению. Так легко потерять веру к себе у народа.

Настораживает система подбора кадров оранжевой власти и президентом Украины. Министром внутренних дел снова назначен ранее уволенный с этой же должности из-за непрофессионализма Ю.Луценко, министром транспорта - Й.Винский, никогда не работающий на транспорте, министром обороны - строитель-смтратега трастовых компаний Ю.Ехануров, имеющий сомнительное отношение к армии, министр финансов - В.Пензеник, однажды приведший страну к глубочайшей инфляции. А кто такой главный администратор страны - глава администрации президента Украины закарпатец В.Балога, известно каждому жителю Закарпатья, и, благодаря закарпатским журналистам и правоохранителям, всей стране и миру.

Система кадров в стране ассоциируется с поведением стаи ворон, которая густо расселась на ветвях большого дерева. Одни заняли высокие ветви, другие пониже. Когда верхних вспугнули, они разлетелись и .... полетели. Одни - в администрацию президента Украины, другие - в кабинет министров, третьи - в ВРУ. Присмотришься к составу этих трёх ветвей власти - одни и те же лица, только меняются местами (портфелями).

Нижние эшелоны власти отражают в уменьшенном масштабе, с той же "находчивостью", имеющей вполне определённые синонимы из уголовного кодекса, "управленческое" поведение высших эшелонов власти. Скажите, как расценить полувековую аренду средневекового замка стоимостью в гривну, если город вместе с замком опекается главой администрации президента? Пока наверху борются за власть, в областях, районах, городах и селах делят всё, что подвернётся - больницы, землю, заводы, причалы, доставку тепла, электроэнергии, воды и газа, вывоз мусора. Мошенники захватывают заводы, предприятия, примеряются к захвату земли.

Законы Украины не работают. Суд – это коммерсанты с семейными и групповыми интересами, которым предписано осуществлять процесс в мантиях. Проокуратура в прежнем составе с шестикратно уменьшенными конституцией оговорёнными функциями. Не намного отлична от суда по отношению к интересам налогоплательщика.

Президент обещал сделать прозрачной свою деятельность. Однако, число непубликуемых его указов стало астрономическим. Даже по его публикуемым указам можно составлять задачники правонарушений законодателя для юристов, по другим - писать анекдоты. Кстати, такие анекдоты по его указам уже в немалом числе в ходу и весьма популярны: - "Говорят, что Указом Президента Украины ввели теорию относительности Эйнштейна на территории Украины". От авторов публикации бы добавил кроме того: - "Булеву алгебру (алгебру высказываний) и арифметику".

Правоохранительные органы, суды, спецслужбы стали обслуживать корпоративное право и заказы влиятельных лиц из власти, вместо общественных уставных функций.

Мы говорили о структуре страны и некоторых её управленческих недостатках.

Но ведь при внешне похожей структуре в соседней стране, в Белоруссии состояние коммуникаций неизмеримо лучше, а тарифы много меньше. Правда, этого президента полмира упрекает за недостаточную демократию.

У нас демократии много, о ней говорят часто, много и с придыханием и восторгом. Иногда добавляют восторги о гласности. Зато коммунальное хозяйство страны доведено до упадка. Крайне изношены коммуникации. Нет системного подхода в управлении жилищным и коммунальным хозяйством. Электрические, теплосети, сети водопоставки и водоотвоода, ливневая канализация, дороги, покрытия крыш многоэтажек, блочные дома, газовые сети - всё на грани катастрофы. Коммунальные тарифы астрономичны. Особенно велики они в Закарпатье. Мотивируя неплатежами части населения, коммунальные управленцы переложили свои задачи в виде проблем на неимущих своих сограждан, заставив их оплачивать свою некомпетентность, нерасторопность, неумение, безответственность, риски катастроф.

Уже в целых районах, не только домах, напряжения электросетей даже в городской черте ниже нормативного. В итоге - выходят из строя моторы холодильников, не включаются телевизоры, сгорают бытовые и офисные компьютеры и их периферия. При этом, энергию продают на экспорт. Там она значительно дороже. А национальные сети перегружены. Ещё тридцать лет назад из открытой технической информации, доступной каждому инженеру-энергетику, было известно, как с ростом обеспеченности растёт среднее энергопотребление каждого человека. Ныне разводят руками от беспомощности ВСЕ: монтёр ЖЕКа, его главный инженер и директор, начальник района электросетей, энергопоставляющая компания, с лицензией на поставку КАЧЕСТВЕННОЙ ЭНЕРГИИ, с ДОГОВОРАМИ перед нами, потребителями этой энергии, исполком, ПРИНУДИВШИЙ население "сесть на розетку", закрыв "неэкономичные" котельные, отключив жилые дома от тепла "за массовые неплатежи".

Бессильна и инспекция и иные органы госнадзора, которые, понимая ВСЮ цепочку проблем, админштрафами НЕ МОГУТ обеспечить качество коммунуслуг ВСЕМ потребителям. А задача решается "радикально" - юридические отделы облэнерго, облгазов, ЖЭКов и т.п. усилены ЮРИСТАМИ. А попробуй, докажи факт отклонения качества энергии от нормы. Даже, если у вас случайно найдётся аттестованный главным метрологом страны прибор, то вряд ли у вас найдётся диплом на право таких измерений. Кстати, поверка должна быть действующей, а на приборе не должно быть нечётких надписей, царапин, свободно закреплённых ручек и т.п.

А кто из потребителей тепла знает норму на температуру в обратной трубе котельной? А ведь она - прямо пропорциональна национальным и зелёным эквивалентам гривнам суммы, украденной у вас местным предпринимателем по теплопоставке или мэром, если этим предприятием через подставных лиц владеет он. Непонятливый народ удивлён, как можно, получая тепло от солнца, платить за него теплогенерирующей компании. Но в помощь нерасторопному меру - законодатель, который регламентирует лишь температуру в помещении.

Городские власти и их руководство, решившие проблему теплопоставки и водоподогрева, разгрузкой своих персональных складов от электрических бойлеров, газовых котлов, переводя коммунальные хозяйства в частные (свои) руки, "умывают" руки от решения сопутствующих своих задач, которые являются проблемой населения - перегрузка иных сетей (газ, электросети). Присвоением сетей водопоставки и водоотвода, т.н. "поставкой воды по графику" решается проблема обеспечения воды. О её питьевых качествах в ряде районов неприлично вспоминать – это тема отдельной публикаци. В речки Закарпатья фекальные стоки и промотходы скидывают практически без очистки вдоль всех рек. А ведь в смежном с Румынией районе золото и полиметаллы извлекают растворами солей синильной кислоты (растворимыми в воде цианамидами), той же компанией, что допустила залповый их выброс в Дунай с румынской территории.

В городах и областях нет стратегии развития сетей и нагрузок на коммуникации. Как результат, создана устойчивая новая система создания новых коммуникаций - за деньги частного лица проводят коммуникацию ДО его жилья или участка. А далее он собирает деньги с сограждан, за свой счёт оплачивая проекты развития (удлинения) таких сетей.

Как же убого выглядят такие коммуникации с точки зрения перспективы населённого пункта. Точнее, вся перспектива определяется кругозором двора конкретного хозяина. А ведь при подаче коммуникаций к одному дому, должен быть разработан проект энергообеспечения ВСЕГО населённого пункта. О том, во что выливаются затраты каждого потребителя - умолчу. О соцсправедливости лучше не упоминать. И это - вопреки действующим нормам и правилам. Зато всем выгодно – фактический хозяин - предприниматель без налогов и лицензий и ответствености перед налоговой инспекцией, главным архитектором и совестью. У энергокомпании - инвестор. У работников энергопоставляющей фирмы - левые доплаты за "проекты" и подключения к имеющейся сети.

Обратите внимание, что подобная практика становится обычной для сетей газа, водопоставки, водоотвода. Складывается впечатление, что вся страна проектируется и инвестируется подобным образом. Полагаем, что советские пятилетки "освистаны" зря.

А начать наводить порядок в стране надо, начиная с исполнения законов президентом, как гаранта исполнения законов на территории, от которой он избран.

Если не может, или не умеет - отказаться от этого поста досрочно, благо, что желающих занять этот пост, заявивших об этом, известных в стране личностей - не мало. Непременным условием избрания нового президента Украины должна быть его программа, обязательным пунктом которой обязательство объединить страну общей идеей, лишь не идеей потребления. Далее - обеспечить законность действий правительства. Пора прекратить борьбу с коррупцией нынешними алгоритмами. Уж больно неприличные для страны анекдоты в мире появились в отношении такой борьбы - начали спрашивать, сколько стоит взятка на устройство на должность главного борца с ней.

Пора провести референдум на предмет предоставления русскому языку статуса второго государственного языка и целесообразности вступления Украины в НАТО. Без разрешения этих вопросов трудно будет объединить страну.

А премьеру правительства Ю.Тимошенко имеет смысл не останавливаться на первых кадровых шагах - подбирать и расставлять кадры не по политической принадлежности, а по профессиональным качествам. Давно пора провести инвентаризацию государственного, муниципального, профсоюзного имущества, земли, а по итогам инвентаризации - вернуть государству, обществу и профсоюзам ворованное имущество "прихватизаторами". И решить, стоит ли их продавать повторно по рыночной стоимости, исключив возможность в дальнейшем воровство народного богатства страны.




Казахстан и общество социальной справедливости

18.02 2008,  http://zonakz.net

Алексей ЛОБАНОВ 

Отличие западного общества от нас, постсоветского общества, более заключается не в разнице технологий, а скорее в стандартах жизни в общем смысле. И в первую очередь в каком-то едином понимании обществом, образно говоря, “что такое хорошо и что такое плохо”. Именно по этому критерию они безошибочно выделяют нас из толпы европейцев. Разумеется, бывая на Западе, мы стараемся вести себя “прилично”, не плюемся, не сорим на улицах и т.д. Но, тем не менее, интересно наблюдать, как меняется наша публика от терминала где-нибудь в Амстердаме или Лондоне и до посадки в Алматы. Мы четко, в большинстве своем, понимаем, что “льзя”, а что нельзя там и пытаемся этому следовать, хотя провинциализм порой так и прёт (иного слова и не подберешь) из многих, подлетая же к родным пенатам, опять же у многих пальцы автоматически складываются веером, почти буквально.

Мы вовсе не склонны идеализировать европейцев, или восторгаться нашими азиатскими собратьями, живущими, как представляется кому-то, по европейским стандартам.

Дури и дураков хватает везде. И особо напрягаться не надо, чтобы углядеть там сцены и моменты, от которых нас оторопь берет, а иногда и смех разбирает. И все же это частности. В целом мы все-таки смотрим на них с завистью явной или в глубине души, хотя жить, несомненно, хотим здесь, и как бы подразумевается, что не прочь иметь здесь кусочек Европы. Вот и в Ташкенте довелось слышать, что, мол, Алматы для узбеков, как Париж. Так что все в мире относительно?!

Спаяны ли мы одной целью или только одной цепью?

Однако, для того, чтобы западное общество действительно в каких-то этических, нравственных вопросах было столь единодушно и едино, понадобилось не одно столетие, заполненное кризисами, волнениями и даже голодом и войнами. Может ли наша страна, наше общество стать таким же, но более коротким путем? Ведь вот же и в ОБСЕ нас приняли и даже пообещали дать поруководить европейским курултаем?!

Нам думается, что в принципе возможно, но в реализме вряд ли будет в сколько-нибудь просматриваемой перспективе. И главным препятствием является отсутствие единого, сплоченного общества, спаянного едиными целями и интересами, а не только историческими цепями. Невозможно представить благополучное, преуспевающее общество, которое ставит часть выше целого, что в нашем случае происходит всегда и повсеместно.

Да, страна достаточно успешно преодолела период становления государства. Конечно, достаточно полно и успешно при этом приватизированы богатства Родины, но и построено успешное национальное государство. Компрадоры, нувориши и прочее - это неизбежные спутники такого периода и мы далеки от призывов – “отнять и разделить”. Однако же “пир во время чумы” не может продолжаться бесконечно! Только слепой не увидит, как велика социальная пропасть между бедными и богатыми, между селом и городом и т.д. Берет сильное сомнение – считает ли шахтер, засыпанный в лаве, себя равным согражданином с казахстанцем, покупающим особняк в Европе, или же остров в теплых морях?!

Вопросов нет, деньги есть – покупай, но ведь есть такой политологический термин “справедливое общество”. Это не “город солнца” Томмаза Кампанелла, но вполне современная реальность. Многие государства, и не только европейские, возводят такую идеологию в приоритет внутренней политики. И мы видим результаты этой политики, например в Норвегии, Швеции, других странах.

Не беремся давать советы нашим “яйцеголовым” мудрецам в правительстве и парламенте, но очевидно, что пора бы избранникам и “слугам” народа встряхнуться и сделать хотя бы что-то для улучшения нашей жизни. И не нужно при этом изобретать велосипед, все в мире уже изобретено, надо только “разуть свое сердце”.

Говоря о “справедливом обществе” мы, разумеется, говорим о справедливости для всех, без различия пола, возраста, национальности, религии и прочего. Примыкает к этому и понятие “общества равных возможностей”, и тоже для всех. Просто, и, между прочим, в достаточной степени эффективно, решались эти вопросы в нашей прежней общей Родине – СССР. Что бы по этому поводу не говорилось сегодня, но были установлены принципы и они жестко выполнялись. Да можно все это критиковать, что и делается, но возможно и стоило бы что-то сохранить. Ибо, во-первых, ничего лучшего не придумано, а, во-вторых, мы нередко видим реализацию социалистических принципов и даже идеалов на буржуазном Западе.

Можно ли все-таки сплотить наше общество в единую общность, т.е. единую политическую нацию в полном смысле этого слова? Это, несомненно, архитрудная задача. И в первую очередь она требует, не побоимся этого слова, изменения идеологии. Если мы посмотрим историю 20 века, то видим, что для развивающихся стран основой (фундаментом) успеха, как правило, становилась новая идеологическая платформа. Это Турция и Ата-тюрк, Сингапур и Ли Куан Ю, Корея и Пак Чжонхи, Малайзия и Мохатхир… И идеология эта должна опираться на железную политическую волю. Если мы еще раз взглянем на эти страны, то увидим, что, несмотря на то, что все названные лидеры или уже в мире ином, или отошли от дел, созданное ими не только продолжает жить, но и продолжает быть эффективным. Собственно то самое решение одного из самых болезненных вопросов и в нашей стране, и вообще на постсоветском пространстве, которое так заботит наши элиты. Вот, скажем, и Россия стоит на пути возможного эффективного решения сохранения стабильности государства при смене власти. Уход Путина и избрание Медведева, при всех “но” и издержках, является концептуальным для России, в том числе и в плане строительства “справедливого общества”. По крайней мере, в публичной риторике тема социальной справедливости и стабильности является доминирующей.

Шило в мешке не утаишь

Если говорить не просто о сотрясании воздуха, то в нашей стране изменение идеологии и прямо и косвенно связано с национальным вопросом, которого у нас как бы и нет (и это определенное лукавство). То ли считается, что у нас все суперблагополучно в области межнациональных отношений, то ли боятся ворошить опасный вопрос. А между тем в таком государстве, как Казахстан, рано или поздно национальный вопрос вылезет, как шило из мешка. Как пространство, которое замалчивается, оно заполняется сегодня чудовищным мифотворчеством. В последнее время публикации на национальную тему стали часто появляться в русскоязычной прессе и это, несомненно, положительное явление. Общество знакомится с различными позициями, различных людей. Как результат – в том же Интернете стали значительно спокойнее комментарии. Радует, что активно публикуются именно казахские авторы. Соль “национального вопроса” не в его наличии, а в его замалчивании. Даже нынешняя полемика в прессе происходит не благодаря, а вопреки. Если рассуждать спокойно, то, что мы имеем по национальному вопросу в стране? Несомненно, мы имеем такие межнациональные отношения в течение всех лет независимости, которыми по большому счету власть может вполне гордиться, что впрочем, и делает. Однако только этот постулат ни в коей мере не исчерпывает всей палитры “национального вопроса”. Причем, вопрос этот из тех, по которым у каждого есть своя позиция, свое мнение.

Формально говоря, мы находим совершенно правильной достаточно жесткую позицию государства в национальном вопросе. Быть может, благодаря этому мы имеем 16 лет межнационального мира в Казахстане, оправдывается поговорка: “худой мир лучше доброй ссоры”. Да и мировой опыт говорит о том, что государству необходимо осуществлять постоянный контроль в этой сфере. Но с другой стороны на состояние вопроса накладываются нерешенные социальные проблемы. А, кроме того, представители титульного этноса разочарованы состоянием вопроса укрепления казахского языка и другими аспектами.

В принципе, наличие некоторого количества националистов в активной или латентной форме есть вещь совершенно неизбежная для полиэтнического общества. С учетом того, что подавляющая часть казахстанцев вполне толерантна и дружелюбна по отношению к людям других национальностей, сам факт наличия некоторого количества национально ориентированных людей (хоть казахов, хоть русских и др.) не несет, казалось бы, никакой угрозы обществу в целом, ни государству, как таковому. Однако та же мировая практика показывает, что при определенных обстоятельствах и определенной ситуации эта меньшая часть населения вполне способна раскачать и взорвать общество.

В вопросах жизни нашего многонационального общества смешалось очень и очень многое. И мировые тенденции в вопросах национализма, и цивилизаторский шок от слома советской системы и перехода к капитализму, и экономический прессинг современной жизни. И, конечно, нельзя не признать искреннюю озабоченность патриотов (не конъюнктурщиков) о судьбе “казахов и казахского”.

Вполне понятно, что народ, впервые, по крайней мере, за последние сотни лет, получивший государственность, был охвачен воодушевлением и большими ожиданиями. Казалось бы, вот она независимость, казахское государство, казалось, само собой каждый казах автоматически должен быть богат, успешен и счастлив в родной, неимоверно богатой стране! Но реалии капитализма оказались совсем иными, а, вернее, такими же, как везде в мире. Разумеется, многие казахи стали богаты и даже очень богаты. Соответственно, по закону равновесия, остальные остались бедны или очень бедны. Как следствие, в последнее время мы видим усиление риторики, и весьма негативной, в адрес инородцев, из-за которых, мол, бедному казаху не продохнуть. И это очень опасная тенденция. Именно по такому пути традиционно развиваются межэтнические конфликты.

Но с другой стороны, на дворе уже 21 век и при строительстве государства и общества безусловно надо стремиться учесть интересы всех граждан общества. Ведь, если следовать логике “нагыз казак”, то право и права могут иметь только они, а все прочие, в том числе и русскоязычные казахи должны быть отправлены в маргинал, вплоть до поражения в правах, так, во всяком случае, звучит позиция националистов в открытой печати. В последние полгода мне довелось заниматься большим проектом по изданию книги “Русские Казахстана”, над которой работал коллектив авторов, состоящий из замечательных публицистов и литераторов нашей страны, среди которых были русские, казахи, украинцы, белорусы, евреи и т.д. Готовя книгу, читая материалы, видишь, что красной нитью у всех героев, у всех авторов проходит любовь к Родине, к Казахстану. И, несомненно, не только герои книги, но и подавляющее число русских воспринимают себя в Казахстане не как пришлые, а как самые что ни на есть настоящие казахстанцы. И как же быть с этими людьми, которые зачастую считают и себя тоже за коренных жителей страны? Что уж говорить о некоторых других народах, чьи предки живут здесь со времен седой старины. Возможно ли, строя национальное казахское государство, походя отбросить этих людей и их интересы?!

Здесь можно отметить, что наши ученые мужи весьма активно осваивают область исторического мифотворчества, но мало что могут предложить в части конструктива по теории и практике современного государственного строительства, разве только благопожелания.

Жизнь показала, что убеждать определенную часть националистов, назначивших себя “отцами народа”, “духовными лидерами”, а так же “профессионалов” патриотической тематики бесполезно. Но есть и честные ученые, общественные деятели, болеющие за свой народ, но всегда при этом готовые выслушать другое мнение. У меня может быть иная позиция по национальному вопросу, но есть и общее, это стремление найти консенсус на нашей общей Родине.

Завтра будет лучше, чем вчера!?

Если обратиться к началу 90-х годов, то мы увидим, что русские, немцы, евреи, украинцы в огромном количестве уезжали из Казахстана. И тут можно отметить интересный феномен. Из Казахстана эмигрировало народа больше, чем из всех других стран Средней Азии вместе взятых, но вот, в отличие от них, Казахстану удалось избежать особых обвинений в дискриминации, преследовании и пр., и даже более того, межнациональное согласие на всем протяжении независимости остается важнейшей “фишкой” руководства во внешней политике, кроме нефти, разумеется. Между тем, рассматривая нынешнее состояние русской диаспоры, можно говорить о некоторых реалиях и тенденциях.

Сравнивая многочисленные цифры по численности русского населения, приходишь к выводу, что официальная статистика слегка лукавит (а может и не очень слегка). Это первое. При всех как будто бы позитивах тенденция к сокращению численности русских сохраняется, значительная часть русских планирует в той или иной перспективе выехать из страны. Люди продолжают уезжать. Средний возраст русского населения сильно зашкаливает за 40 и приближается к 50 годам, при том, что средний возраст казахов примерно 25 лет. Это произошло в силу того, что среди уезжающих велик процент молодых людей. Соответственно, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы ожидать увеличения естественной убыли численности русских в Казахстане. Т.е. в ближнесрочной перспективе состав населения Казахстана качественно изменится, и это реальность. Так что националистам уже ни к чему слишком уж напрягаться и потеть. Инерцию процесса переломить будет не просто, даже если кому-то это и будет нужно. Характерной особенностью является то, что сегодня отъезд всеми планируется загодя. И коли решение принимается, то последовательно реализуется без шума и пыли.

Ситуация в стране на сегодня совсем иная, чем 15 или даже 10 лет назад. Тогда, в условиях развала экономики, массовой безработицы и неопределенных перспектив, отъезд миллионов людей воспринимался едва ли не с облегчением и не только националистами. Сегодня страна на подъеме. Да, скорее всего, мы живем накануне экономического кризиса, но, понятно, что он не будет длиться вечно. Отечественной экономике нужны умные головы и умелые руки. Массовая эмиграция сегодня нежелательна, хотя бы чисто экономически. Живущие в русской среде настроения к отъезду ни в коей мере не говорят о непатриотичности отъезжающих, как трактуют некоторые. Разве миллионы русских, казахов и других покинувших Родину в годы революционных потрясений меньше любили ее, чем те, кто остался? Просто так легли карты судьбы и жизни. И не стоит кого-то винить. И если мы говорим о будущем нашей страны в формате идеологии “справедливого общества”, то, несомненно, такая идеология предполагает полную трансформацию подхода к пониманию связки государство-общество, в первую очередь в качественном пересмотре социальной и национальной политики.

Наши экономические гуру заимствовали теорию догоняющей модернизации – экономическую теорию для стран третьего мира, в общем-то, повсеместно признанную неэффективной. Нечто вроде вариации на тему басни Крылова. Мол, стоит вам, ребята, сесть вот так, и все у вас будет ОК. Вот мы и сели, ждем, когда то ли яблоко на голову упадет, то ли птичка, пролетая мимо, желудок опорожнит (многие ведь верят, что это к деньгам). На этом пути мы рискуем собрать весь “урожай” экономических, политических и социальных грабель, что пока и происходит.

Взяв же на вооружение идеологию общества социальной справедливости, мы способны в короткие сроки добиться относительного благополучия большей части общества, что однозначно снимает большинство проблемных вопросов. И недаром Россия нынче, пусть и в рамках президентской гонки, декларирует именно эту идеологию. Общество нуждается в избавлении от практики, когда интересы части общества превалируют над интересами всего общества. Иными словами, народ и государство должны быть защищены от жадности и произвола элит, каковые являются коренной их сущностью при капитализме. Альтернативой может быть только Нигерия или южноамериканский вариант.

Этого ли мы хотим?!




«Плавная дерусификация в Казахстане».

Представительные органы власти в Казахстане  переходят исключительно на государственный казахский язык.

8.02.2008, http://www.za-nauku.ru

                     Ладинформ 

 «Плавная дерусификация в Казахстане»?!  Применительно к республике, где русский язык является «официальным», это словосочетание можно было бы расценить как   преднамеренное сгущение красок. Но  вот как быть с  фактами «кадровых чисток» и практикой расширения функциональности   государственного казахского языка  в ущерб «официальному» статусу русского языка?  

Как известно, в соответствии со ст. 7 Конституции Республики Казахстан в органах государственной власти русский язык употребляется «наравне» с государственным казахским языком. Более того, Конституционный Совет РК отдельным  постановлением подтвердил эту законодательную норму, исключив любые попытки её двусмысленного толкования. «Наравне» - это значит наравне, и ничего больше. 

Между тем, в г. Кокшетау, административном центре Акмолинской области, 13 декабря 2007 г. состоялась сессия городского маслихата (государственный представительный орган власти - ред.), прошедшая на казахском языке. Синхронный перевод на русский язык отсутствовал. При этом трудно себе представить ощущения 3 русских депутатов (остальные ( ! ) 13 - казахи), вынужденных присутствовать на этой сессии в своеобразной роли «китайских болванчиков».  

Возникает ряд законных вопросов: как это согласуется с «официальным» статусом русского языка,  закреплённым в Конституции РК и гражданскими правами избирателей-неказахов? И, наконец, какова была столь острая необходимость в публичной демонстрации языковой «ущербности» своих сограждан? И не только!  В данном случае всех  «нетитульных» граждан (и депутатов, и избирателей) из-за незнания государственного языка фактически устранили от реального участия в делах местного городского самоуправления. 

«Безусловно, это грубейшее нарушение конституционного законодательства, - заявил председатель Республиканского движения «Лад» Иван Климошенко. - В Казахстане нет абсолютно никаких препятствий для развития государственного казахского языка.  А то,  что произошло на сессии, это попытка де-факто лишить русский язык его конституционного статуса. Мы уже обратились в прокуратуру с соответствующим письмом». 




«Эстонские русские» — кто мы такие?

Неуклюжие действия эстонских политиков вновь взволновали общественность Эстонии и России. В центре внимания оказалась  позиция президента Тоомаса Хендрика Ильвеса, высказанная им в интервью BBC, в котором он негативно отозвался о русском языке и проживающих в Эстонии русских.  Отвечая на вопрос корреспондента BBC, "почему бы президенту Эстонии не говорить по-русски", на языке, на котором разговаривает более четверти населения страны, Тоомас Хендрик Ильвес ответил, что это невозможно, так как означало бы принятие 50-летней жестокости оккупации. "Большинство русскоговорящих было завезено в Эстонию лишь после оккупации страны Советским союзом по окончании Второй мировой войны", - сказал президент корреспонденту BBC. Когда же корреспондент попытался сказать эстонскому президенту, что это была бы всего лишь возможность общаться с большим числом жителей страны на их языке, Ильвес ответил: "Это решенный вопрос, я не хочу больше обсуждать его".

Тут же ему припомнили  сделанное им заявление в ходе   визита в Ида-Вирумаа (русскоязычный регион Эстонии на северо-востоке) в ноябре 2006 года. Там президент Ильвес заявил русскоязычным жителям этого региона следующее: "Проживая в Эстонии, вы являетесь нашими соотечественниками. Именно нашими, а не соотечественниками российского правительства. Это означает, что ваши заботы - это не заботы правительства России или президента России, а наши заботы. Мы без вас не можем. Эстония слишком малая страна, чтобы позволить себе безразличное отношение к соотечественникам". В ходе визита в русскоязычные школы президент так же отметил, что он не хотел бы, чтобы русские, переселившиеся в Эстонию, а также их потомки чувствовали себя в ней чужими.

Этой теме посвящена и статья Ариадны ЭЛАНГО опубликованная еще в 1995 году в газете «Эстония» (от 26 января) статью под названием, не потерявшим злободневности и сейчас, «Эстонские русские — кто мы такие?». Она и сегодня готова ответить на этот вопрос.

21.02.2008, www.moles.ee

— Да, такая статья была. Вопрос, поставленный в заголовке, тогда мало кого заинтересовал. Очевидно, время еще не пришло. После «бронзовой ночи» на эстонском телевидении с перепугу и впопыхах созывались разные т.н. круглые столы. И вот на одном из них ведущий задавал всем один и тот же вопрос: «Кто такие эстонские русские?» И представьте себе, ни один не ответил. Никто даже и не попытался, просто ушли от ответа.

Предлагаю вариант ответа, цитируя свою давнюю статью. «Эстонские русские — это общность людей, объединенная, с одной стороны, принадлежностью к русской культуре, а с другой стороны, общей судьбой рождения и проживания в течение многих лет и поколений на земле Эстонии вместе с эстонским народом». Родина для эстонских русских — Эстония, а Отечество — русская культура. Взгляд на то, что Родина и Отечество это не одно и то же, принадлежит не мне, а А.С. Пушкину. «Отечество нам Царское Село…» говорил поэт, вкладывая в эти слова то, что основной свод писаных и неписаных заповедей он приобрел в лице Царского Села, а Родина для Пушкина — Псковщина (хотя он там и не родился) с ее природой, людьми и со сказками любимой няни.

Так и для эстонских русских Родиной является Эстония, хотя многие из нас здесь не родились. И как все нормальные люди, а мы таковыми себя и считаем, мы любим свою Родину и после любой разлуки возвращаемся сюда — домой.

А русская культура в роли Отечества? Надо ли кому-то доказывать, что это не просто большая (большого роста может быть и дурак), но и философски глубокая общемировая культура. Нет никаких оснований стыдиться принадлежности к ней. Для такой этнически разнообразной общности, какой являются эстонские русские, такая культура подходит лучше всего. В ней может найти свое место каждый. Она не рассматривает проблемы крови и обычно даже не запоминает национальности своих героев. Это ей ни к чему.

— Вот вы, конкретно, являетесь ли эстонской русской?

— Да, я такая, как по рождению, так и по мировоззрению. Родилась в Печорах в 1937 году. Тогда это была Эстония, а теперь Россия. Род моей матери корнями уходит в рыбацкие деревеньки западного побережья Псковского озера. Православные. Фамилию носили соответствующую — Ивановы. С материнской стороны я местная русская, абориген приозерских краев.

Отцовские корни вносят ту «пестроту», которая так характерна для эстонских русских. Дед и бабка по национальности поляки — Верницкие. Дед прибыл в Ревель в начале ХХ века как царский чиновник по почтовому делу. К его местным достижениям относится постройка телеграфной линии между Ревелем и Стокгольмом по дну моря. За это шведский король пожаловал ему орден. А отец родился в Ревеле в 1910 году в казенной квартире на ул. Вене. Получается, что по отцу я тоже местная, хоть и эмигрант в третьем поколении.

С 1946 года я живу в Тарту. Здесь окончила 4-ю среднюю русскую школу, отучилась на отделении физики в университете и около 40 лет отработала в Институте физики научным сотрудником разных рангов. Здесь вышла замуж за эстонца, на что указывает моя теперешняя фамилия. В советское время такие смешанные браки были часты, сейчас — не знаю. Здесь у меня выросли две дочки и пять внуков. Здесь я живу до сих пор, работаю бабушкой (помните, как крокодил Гена работал в зоопарке «крокодилом»).

— А русская культура?

— Она шла со мной по жизни все время рядом. Не буду останавливаться на внешней стороне ее влияния: на традициях, русской литературе, кино и театрах, на песнях и плясках. Это само собой. Хочу обратить внимание на то влияние, которое русская культура осуществляет через духовные общечеловеческие ценности, т.е. через ее философию. Именно эти философские ценности русской культуры незримо управляли моей жизнью и жизнью моей семьи. Что я имею в виду? Например, незлобивость, отходчивость людей русской культуры. Всепрощение. В русской культуре это один из постулатов. Причем он сформировался как на чисто народном уровне («Кто старое помянет…»), так и через православие.

В середине ХХ века моей семье досталось от всех. В июне 41-го моих русских дедушку Василия (простого портного) и бабушку Анну депортировали, как и многих других жителей Эстонии. Причем стариков разделили: бабушку отправили в новосибирскую глушь, а деда на лесоповал в Коми. Бабушка вернулась парализованная, а дед лежит в общей лагерной могиле. Так приложила руку советская власть.

Через месяц после увоза стариков в Печоры вошли немецкие войска и моего отца сразу же арестовали. Он пробыл в тюрьме до возвращения советских войск. Непонятно, как выжил. Обвинение — за прорусское мировоззрение (так и стоит официально, не за деяния, а за мировоззрение). Это разбиралась германская власть.

А мою любимую деревню Митковицы, что в том же Печорском крае, в наказание за то, что ее мужское население (все русские) укрылось в лесу от мобилизации в немецкую армию, сожгли дотла. Поджигатели говорили по-эстонски. Это местное Omakaitse не осталось также в стороне.

Ну, кого тут любить, кого ненавидеть? Моя семья поступила так, как советует русская культура: не держала зла ни на кого, а начала жить заново. Ведь в русской культуре положено все помнить, но мстить и ненавидеть не годится.

— А эстонский язык и эстонская культура?

— Эти компоненты входят в мою жизнь через понятие Родина. Это для меня тоже родное. На эстонском языке говорю смело, хоть и с ошибками и с далеко слышимым акцентом. Читать способна практически любой текст. С классической эстонской литературой знакома. Очень близки мне все крестьянские произведения. Очевидно, потому, что годы, прожитые мною в крестьянском Печорском крае, открыли во многом похожий мир. Современную эстонскую литературу знаю хуже, но любимого писателя имею — Андрус Кивиряхк. Газеты читаю регулярно. Причем как на русском, так и на эстонском языках. Выписываю эстонскую Postimees и русскую «Молодежь Эстонии», а в качестве подарка от общества «Соотечественник» вот уже второй год получаю «Российскую газету» и «Аргументы и факты». Огромное спасибо за это! Смотрю телевидение как Эстонии, так и России. В основном новости. Сериалы не нравятся ни там, ни там. Все это позволяет мне быть в курсе событий регионов эстонской и русской культур, а выводы делаю сама.

Природу Эстонии очень люблю, географию и историю знаю — это мой дом. Местные эстонские традиции знаю и уважаю, каждый год сидим с друзьями и родственниками у Иванова огня. В общем, думаю, что я в ладу с эстонской культурой.

— Считаете ли вы себя интегрированной для жизни в Эстонии?

— Да, я так считаю. Потому что интеграцию понимаю так: надо знать и уважать жизнь другого народа, надо понимать его поступки, но совсем не обязательно разделять все его коллективные предпочтения. Иначе это была бы уже ассимиляция. Что касается этих коллективных предпочтений, то они есть у любого народа, и в данное время именно этими предпочтениями народы и отличаются друг от друга. Ведь обыденная жизнь сейчас унифицирована по всему миру, быт похож. Все носят джинсы.

— Что вы скажете про историю с Бронзовым солдатом?

— Каждый год 9 мая группа моих друзей собирается, чтобы отметить День Победы. В мае 1945 года капитулировало мировое безобразие — фашизм. Закончилась ужасная война. Традиционно собираемся мы у одной моей подруги, которую в начале мая 45-го освободили из концлагеря американские войска. Победа представилась ей в форме американского солдата. К нам сюда Победа пришла в форме советского солдата, заслуженного победителя на Восточном фронте. В русской культуре, как в культурах Европы и Америки, победа над фашизмом — это событие со знаком плюс. Думаю, что и в эстонской культуре так же. И Бронзовый солдат, когда он стоял на Тынисмяги, был символом «праздника со слезами на глазах». Теперь, будучи перенесенным на кладбище, его по-прежнему сопровождают «слезы на глазах», а вот праздник радости больше не имеет места быть. Смысловая нагрузка уже не та. На кладбище ведь не радуются.

Вообще-то историю Эстонии за последние 100 лет можно изучать по «войне памятников». В начале ХХ века строились православные соборы и воздвигались памятники Российской империи, куда тогда входила и Эстония. После приобретения независимости народ Эстонии стали сортировать на «свой» и «чужой». Начали уничтожать «чужие» памятники. Соборы, к счастью, сохранились, а вот красивый памятник Петру I в центре Таллинна снесли уже в начале 20-х годов. Немецкая оккупация длилась около 4 лет, памятников они не успели построить, но переименовали все, что хотели: центральную площадь в Тарту назвали Адольф Гитлер платц, а Таллинну вернули прежнее немецкое название — Ревал. Затем пришло советское время. Площадь в Тарту переименовали в Советскую, а Ревал стал Таллином. Как и положено, построили сколько-то памятников и снесли несколько неугодных. В числе последних памятник Калевипоэгу в Тарту, герою эстонского эпоса. Кстати, тоже бронзовый. И тоже солдат. Спокойно стоял, опираясь на меч. Теперь памятник Калевипоэгу восстановили, площадь назвали Ратушной (что соответствует действительности), а Бронзового солдата превратили в надгробие. Несколько более рафинированный способ уничтожения.

Ни эстонская, ни русская культуры ко всей этой дикости, по-моему, отношения не имеют. Отовсюду торчат ослиные уши бескультурья. Люди, которые в 50-х годах отдавали приказ убрать Калевипоэга, идентичны людям, отдававшим сейчас приказ перенести Бронзового солдата. Интересно, что и те, и другие, чувствуя, что делают что-то не то, придумывали себе оправдания, привносили дополнительный, раздражающий тот или иной народ смысл. То есть вели еще и семантические войны. Так, у Калевипоэга в свое время отыскали, что повернут он не туда, вроде бы угрожающе смотрит на восток, а Бронзовый солдат как будто бы олицетворяет оккупацию. Куда смотрел Калевипоэг, я точно не помню (маленькая еще была), а вот мысли о символе оккупации старательно распространяли те, кому это было выгодно, исходя из своих меркантильных политических интересов. Как показали более ранние опросы, ни эстонский народ, ни тем более эстонские русские так не думали. Это был памятник Победы над войной.

— Что бы вы хотели пожелать народу Эстонии?

— В недавно вышедшей книге Андруса Кивиряхка «Человек, который знал змеиные заговоры» один лесной народ полностью вымер потому, что не был готов (или не захотел) изменяться. Я не желаю гибели ни эстонскому народу, ни эстонским русским. Значит, надо изменяться. И тем, и другим.

Для эстонского народа большим вызовом, по-моему, является то, что он стал «государствообразующим» народом. А это не только права, но и серьезные обязанности. Надо думать обо всем, обеспечивать согласие в обществе. Другими словами — обедать со всеми за одним общим столом. Пока этого общего стола нет.

Среди жителей Эстонии, говорящих по-русски, уже по крайней мере половина родились на земле Эстонии. Это по рождению автоматически эстонские русские. Осталось только (всего ничего!) отыскать культурную согласованность, чтобы не превратиться в химерических существ наподобие скульптур собора Парижской Богоматери: лицо получеловека-полузверя, рога козла и тело птицы. Надо постараться наряду с сохранением любви к большому (огромная территория русской культуры, ее разнообразная история, большой народ, в котором, естественно, много талантов, распространенный язык) научиться любить свое местное — маленькое, но зато уникальное, ведь нигде в мире больше такого нет. И это касается не только эстонской культуры, но и культуры эстонских русских.

Для начала можно посещать не только концерты Киркорова и Галкина, но и ходить на постановки в Русский театр, который без нашей поддержки зачахнет. Потом можно зайти в театр «Эстония», а оттуда уже недалеко и до Эстонского драмтеатра. Это не значит, что надо заканчивать получать культурные ценности из России. Это великое счастье, что у нас под боком есть этот огромный резервуар русской культуры. Однако, чтобы чувствовать себя в новом обществе спокойно и уверенно, необходимо заиметь свои местные традиции эстонских русских. Очень радуюсь, что что-то уже есть. Уже плетем «Славянский венок», в Маарду разыгрывается «Сорочинская ярмарка», в Нарве создалась вообще многоуровневая местная русская культура и, наконец, самое близкое для меня — в Тарту каждый год проводят Русский бал. Но об этом я уже говорила.




Старообрядцы Эстонии: Русский язык живет здесь не 50, а 500 лет

26.02.2008, www.regnum.ru

Заявление президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса о том, что "заговорить по-русски - значит, смириться с 50-летней оккупацией" и что "русских в Эстонию завезли после Второй мировой войны" заставило отреагировать представителей старообрядческой общины Эстонии, посчитавших данное заявление "не самым мудрым". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 26 февраля, сообщил председатель Союза старообрядческих общин Эстонии Павел Варунин, отметивший, что, если следовать логике Ильвеса, то следует отказаться от изучения шведского, датского, немецкого и польского языка, так как носители этих языков в разные годы и века оккупировали эстонские земли. "По этой же логике получается, что представители южной Эстонии должны отказаться от использования северного эстонского диалекта, который последние десятилетия господствует в литературе и прессе всей страны", - сказал он.

Варунин заявил, что история русских в Эстонии насчитывает не "50 лет, а не менее 500" и что в Тарту и Старом Таллине вот уже многие века существуют Русские улицы. Он сказал, что это "прописные истины", известные любому жителю Эстонии, а первые старообрядческие поселения массово возникли на западных берегах Чудского озера и на юго-востоке нынешней Эстонии уже в XVII веке и ранее.

Варунин выразил готовность преподавать президенту Ильвесу русский язык и рассказать об истории появления русских староверов на территории нынешней Эстонии. Он также сообщил, что в 2007 году подарил президенту книгу-справочник об общине староверов на русском и эстонском языках, а в ближайшее время сможет передать Ильвесу книгу о фольклоре строверов, изданную на эстонском языке.

По мнению представителя общины, подобные "неумные заявления" дают отличный повод для обвинения Эстонии в ксенофобии и нетерпимости к инородцам. "Обидно, что мы сами даем очередной повод для обвинений со стороны России, а потом удивляемся ее резкой реакции", - отметил Варунин.

Это уже второй подобный случай - высказывание премьер-министра Андруса Ансипа 23 апреля 2007 года о том, что в братской могиле возле памятника "Бронзовый солдат" в Таллине находятся "пьяницы и мародеры", спровоцировало антиэстонскую кампанию в России, блокирование посольства Эстонии в Москве и привело к самому глубокому расколу между эстонской и русской общиной страны с момента восстановления независимости в 1991 году. Варунин считает, что обремененные властью политики должны тщательно взвешивать каждое сказанное слово, поэтому скандальное интервью Ильвеса он готов объяснить "отсутствием соответствующего образования и политического опыта".




"Президент Ильвес должен извиниться"

Считают  русские политики Эстонии.

27.02.2008,www.regnum.ru

Русское объединение парламентской партии "Народный союз Эстонии" осудило позицию президента Тоомаса Хендрика Ильвеса, высказанную им в интервью BBC, в котором он негативно отозвался о русском языке и проживающих в Эстонии русских. В переданном ИА REGNUM сегодня, 27 февраля, тексте комментария "Народного союза Эстонии" говорится, что "такое заявление еще больше разобщает эстонскую и русскую общины республики, а также сводит на нет все стремления русской общины к сближению с эстонским обществом".

"Если президент страны считает всех говорящих по-русски жителей Эстонии, в том числе 200 000 русскоязычных граждан республики, "оккупантами" и на этом основании негативно отзывается о нашем родном языке, то это не может восприниматься иначе, как оскорбление общины", отмечают составители заявления. "С момента восстановления независимости Эстонии, многие представители русской общины страны стремились найти точки соприкосновения с эстонцами - учили эстонский язык, проявляли интерес к культуре и истории эстонского народа. Однако подобные заявления отбивают у местных русских всякое желание к сотрудничеству", - считают они.

Русское объединение "Народного союза Эстонии" считает, что президент Ильвес "должен извиниться за свое неудачное высказывание и воздерживаться от подобных заявлений впредь".

Напомним, Ильвес - первый президент Эстонии, который не владеет русским языком и был рожден и вырос за пределами Эстонии - в Швеции и США. Помимо владения эстонским, английским, немецким и испанским президент за государственный счет изучает французский язык. Его бабушка по материнской линии была русской из Санкт-Петербурга.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ